.
Слова имама Абу Ханифы ан-Ну‘мана Ибн Сабита (ум. 150г.х.)
В известной среди ханафитов книге «Фикх аль-Акбар», которую передает с иснадом Абу Муты‘ аль-Хакам ибн ‘Абду-Ллах аль-Бальхи, говорится: “Я спросил Абу Ханифу о наиважнейшем фикхе, и он ответил: “
Ни в ком случае не обвиняй в неверии кого-либо за совершение греха и не отрицай по причине этого его веру. Призывай к одобряемому и запрещай порицаемое, и знай, что произошедшее с тобой, не должно было обойти стороной, а обошедшее стороной, не должно было постичь тебя. Не отрекайся от кого-либо из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, и не проявляй любви к одним из них, пренебрегая другими. Оставь разбирательство того, что произошло между ‘Усманом и ‘Али, предоставив это Аллаху. Понимание основ религии лучше, чем понимание отдельных законоположений в её ответвлениях. А изучение человеком того, как поклоняться Своему Господу, лучше простого накопления больших знаний”.
Абу Муты‘ сказал: “Затем я обратился к нему со словами: “Сообщи же мне о наивысшей степени знания”, – на что Абу Ханифа ответил: “
Это изучение человеком Веры (Имана), Сунны, шариатских законоположений и их границ, а также разногласий имамов”. Затем он затронул вопросы, связанные с иманом и предопределением, а также сделал хорошее опровержение къадаритам, для приведения которого есть более подходящее место.
Далее Абу Муты‘ говорит: “Затем я сказал: “Каково твое мнение относительно того, кто призывает к одобряемому и запрещает порицаемое, и в этом за ним следуют люди. Однако он выходит против общины мусульман. Одобряешь ли ты это?” Он ответил: “Нет”. “Почему же?", – поинтересовался Абу Муты‘ – "Разве Аллах и Его Посланник не велели призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, и разве не является это обязательным?”. Имам Абу Ханифа ответил: “
Так и есть. Однако, совершающие подобное приносят больше вреда, чем пользы, проливая кровь и покушаясь на запретное”. После чего о затронул вопрос сражения с хариджитами и разбойниками, а затем упомянул о человеке, который говорит: “Я не знаю, где Мой Господь – на небесах или на земле”. Он сказал: “
Такой впал в неверие, так как Всевышний Аллах говорит: “
Милостивый вознесся над Троном”.
(20:5), а Его Трон над семью небесами”.
Абу Муты‘ спросил: “А если он скажет, что Аллах вознесся над Троном, однако он не знает, где Трон – на небесах или на земле. Каково его положение?". На что Абу Ханифа ответил: “
Он неверующий, потому что он отверг то, что Аллах на небесах. Всевышний находится выше всего остального, и к Нему вопрошают, обращаясь вверх, а не вниз”.
В другой версии передачи этих слов сказано: “Я спросил Абу Ханифу о человеке, который говорит: “Я не знаю где Мой Господь – на небесах или на земле”. И он ответил: “
Он впал в неверие, потому что Всевышний Аллах сказал: “
Милостивый вознесся над Троном”,
а Его Трон над семью небесами”. Затем Абу Муты‘ сказал: “Поистине, этот человек говорит: “Вознесся над Троном”, однако он не знает, Трон на земле или на небесах”. На что имам Абу Ханифа сказал: “
Если он отвергает то, что Трон на небе, он впал в неверие”.
(См. "Фикх аль-Акбар" 135).
В этих словах Абу Ханифы, которые хорошо известны среди его последователей, ясно говорится о том, что он обвиняет в неверии даже того, кто испытывает сомнения относительно этого и говорит: “
Я не знаю где именно Мой Господь, на небесах или на земле?”, что же тогда можно сказать об отвергающем это и утверждающем: “
Аллах не на небесах”, или же говорящем: “
Его нет не на небесах не на земле”. В качестве довода на его неверие имам привёл аят, в котором говорится: «
Милостивый вознесся над Троном»
(20:5) и сказал: “
Его Трон над семью небесами”.
Тем самым имам Абу Ханифа разъясняет, что слова Всевышнего Аллаха: «
Милостивый вознесся над Троном» (20:5) указывают на то, что Всевышний Аллах над небесами и над Своим Троном. Он также разъясняет то, что Его вознесение (истиуа) указывает на то, что Аллах самолично находится над Троном. Затем имам добавляет к этому обвинение в неверии того, кто, соглашаясь с вознесением Аллаха над Троном, колеблется в местонахождении Трона, на небесах он или на земле. Имам Абу Ханифа сообщил, что причина его неверия в отрицании того, что Аллах на небесах. А ведь Аллах находится выше всего остального, и взывают к Нему, обращаясь вверх, а не вниз. Это ясные слова Абу Ханифы в неверии того, кто отрицает то, что Аллах над небесами. И аргументирует он это тем, что Аллах выше всего остального, и что взывают к Аллаху, обращаясь вверх, а не вниз.
Каждый из этих двух доводов согласуется с разумом и врожденным естеством человека. Ведь поистине, в сердца людей изначально заложено осознание того, что Аллах наверху и что следует к Нему взывать, обращаясь вверх, а не вниз. Также от Абу Ханифы передаются еще более однозначные и ясные слова, а именно то, что он сказал: “
Кто отрицает то, что Аллах на небесах, тот впал в неверие”. И эти слова от него передает Шейхуль-ислам Абу Исма‘иль аль-Ансари аль-Харауи в своей книге «аль-Фарукъ».