АН-НАУАУИ, ИБН ХАДЖАР И АШ'АРИТЫ

Ответить
abu_samirah
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 20:28

АН-НАУАУИ, ИБН ХАДЖАР И АШ'АРИТЫ

Сообщение abu_samirah »

Любимый вопрос аш'аритов и им подобных:
"А если вы ашаритов считаете заблудшими, почему тогда имамов ан-Науауи и ибн Хаджара не признаете так же заблудшими?"
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-'Усаймин, да помилует его Аллах, сказал:

И потом, все эти заблуждения (т.е. бид’а) делятся (на след. виды):
  • нововведения, (позволяющие обвинить человека) в неверии;
    нововведения, (позволяющие обвинить человека) в нечестии;
    нововведения, в которых совершающий их имеет оправдание.

Однако, даже если совершающий это дело имеет оправдание, это (действие) не перестает быть заблуждением. Но человек имеет оправдание, когда совершается им это нововведение по причине (неправильного) толкования (шариатских текстов) и благого намерения.

И я приведу вам ради примера двух хафизов, авторитетных и пользующихся доверием у мусульман, а это: ан-Науауи и ибн Хаджар, да помилует их обоих Аллах.

Ан-Науауи – нет сомнения в том, что этот человек был искренним и правдивым в Исламе. На это указывает то, что его труды приняты (уммой) до такой степени, что ты не найдешь мечети из мечетей мусульман, в которой не читают книги «Рияду ас-Салихин» (Сады праведных). Это указывает на то, что (мусульмане) приняли (его труды). И нет сомнений в том, что он был искренним.
Однако, он, да помилует его Аллах, ошибся в толковании аятов касательно Атрибутов (Аллаха), выбрав в этом (вопросе) путь истолковывающих.

Но разве мы говорим, что (этот) человек нововведенец «мубтади’»?

Мы говорим: его слова – нововведения «бид’а», однако он не является нововведенцом «мубтади’». Потому что в действительности он – истолковал, однако когда такой человек ошибается, при наличии иджтихада – то ему полагается одна награда. И как же мы будем описывать его нововведенцем и отвращать людей от него? (Постановление) о самих словах не подобно (постановлению) о самом сказавшем.
И порой человек может сказать слова неверия, однако его не обвиняют в неверии.
Разве вы не помните человека, который потерял свою верховую верблюдицу и отчаялся найти ее, расположился под деревом и стал ожидать смерти. А когда (обнаружил) верблюдицу над своей головой, схватил ее и сказал от чрезмерной радости: «О Аллах, Ты – мой раб, а я – твой господь» Эти слова – слова неверия, однако этому человеку не выносится постановление о его неверии. Сказал Пророк ﷺ: «Ошибся по причине сильной радости» (см. Муслим 2747)

Разве вы не помните человека, которого заставили сказать слова неверия и сделать дело из неверия? Разве обвиняется он в неверии? Ответ: нет! Слова являются неверием, действие является неверием, однако сказавший это или сделавший это не является неверующим, т.к. это было принуждением.

Разве вы не помните человека, который преступил границы дозволенного по отношению к самому себе, сказав своей семье:«Когда я умру, сожгите меня и развейте меня (т.е. прах) в море. Клянусь Аллахом, если Аллах настигнет меня, то непременно подвергнет меня таким мучениям, каким не подвергал ни одного из всех миров» (см. Бухари 3481, Муслим 2756)
Он думал, что этим он может спастись от наказания Аллаха. И это является сомнением в Могуществе Аллаха, Свят Он и Велик. А сомнение в Могуществе Аллаха – неверие. Однако этот человек не стал неверующим. Аллах собрал его и спросил: «Зачем ты это сделал?» На что он ответил: «По причине страха перед Тобой» И в другой версии: «По причине боязни перед Тобой» И Аллах простил его.

Что же касается второго хафиза – то это ибн Хаджар, да помилует его Аллах. И ибн Хаджар, как это соответствует тому, что дошло до меня из знаний – колебался в действительности (в вопросе Имен и Атрибутов Аллаха). Порой он шел по пути саляфов, порой шел по пути истолковывающих, которая по нашему мнению является искажением (Имен и Атрибутов Аллаха).

И на примере этих двух людей можем ли мы порицать их? Нет конечно! Однако мы не принимаем их ошибки. Их ошибки – это одно, их иджтихад – это другое.

Я говорю это потому, что два – три года назад появилась группа молодых людей, которая подвергла этих двух людей жесткой критике, и они говорили: «Необходимо сжечь «Фатху ль-Бари», сжечь «Шарх Сахих Муслим», прибегаю к Аллаху за защитой. Как может человек говорить эти слова? Если только не по причине самообольщения, самобахвальства и пренебрежения к другим.

И что касается нововведений, вводящей в неверие или нечестие, то мы не судим о том, кто его совершает, что он неверующий или нечестивец, пока не дойдет до него довод. В соответствии со Словами Всевышнего:

﴿ وَمَا كَانَ رَبُّكَ مُهْلِكَ الْقُرَىٰ حَتَّىٰ يَبْعَثَ فِي أُمِّهَا رَسُولًا يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِنَا ۚ وَمَا كُنَّا مُهْلِكِي الْقُرَىٰ إِلَّا وَأَهْلُهَا ظَالِمُونَ


«Твой Господь не уничтожал селения, пока не отправлял в важнейшее из них посланника, который читал им Наши аяты. Мы не уничтожали селения, если только их жители не были беззаконниками.» (28:59)
Так же Сказал Великий и Всемогущий Аллах:

﴿ مَنِ اهْتَدَىٰ فَإِنَّمَا يَهْتَدِي لِنَفْسِهِ ۖ وَمَنْ ضَلَّ فَإِنَّمَا يَضِلُّ عَلَيْهَا ۚ وَلَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَىٰ ۗ وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبْعَثَ رَسُولًا


«Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника.» (17:15)
И если бы человек считался неверующим тогда, когда до него не дошел довод – то он был бы наказан. Сказал Великий и Всемогущий Аллах:

﴿ رُسُلًا مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ ۚ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا


«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха.» (4:165)

И аятов касательно этого много. И мы должны быть сдержанными и не торопиться, не говорить про человека, который совершает одно нововведение и тысячу других дел в соответствии с Сунной, что этот человек – нововведенец «мубтади’».

Является ли правильным причислять этих двух ученых и подобных им к ашаритам и говорить: «Они – из ашаритов»?

Ответ: Нет, т.к. мазхаб ашаритов отличается в (вопросах) Имен и Атрибутов Аллаха, в (вопросах) Имана и в положении (людей) в Вечной жизни. И как же прекрасен труд, который написал наш брат Сафар аль-Хауали изучив их мазхаб. Т.к. большинство людей не знают о них ничего, кроме того, что они противоречат саляфам только в разделе Имен и Атрибутов (Аллаха). Однако у них много противоречий. И если кто-то скажет в вопросе Атрибутов (Аллаха) что-либо, что соответствует их мазхабу, то мы не говорим, что он – ашарит. Ведь если человек из числа ханбалитов выберет какое-то мнение из шафиитского мазхаба – мы же не говорим, что он шафиит?!
Ответ: нет, мы не говорим, что он шафиит.

Поэтому обращайте внимание на эти тонкие вопросы, не спешите и не злословьте за ученых прошлых и настоящих поколений. Ведь злословие «’гиба» за ученого – это не просто порицание человека как личность, однако это еще и порицание того (знания), что он несет в себе из шариата. Потому что если люди будут плохо думать о нем, то уже не примут того, что он говорит из шариата Аллаха. А беда, вытекающее из (неприятия) шариата – еще больше.
Поистине, вы найдете людей, идущих по этому постыдному пути. Тогда вы должны делать им наставление. Если вы обнаружите, что кто-то из вас своим языком говорит что-либо нелицеприятное касательно ученых – делайте ему наставление, предостерегайте его и скажите ему: «Побойся Аллаха, не станешь ты более поклоняющимся по причине этих (слов). В чем польза от того, что ты говоришь: «Такой-то – такой, а такой-то –такой»? Говори тогда: «Это мнение – в нем это и это, без упоминания людей!»

Да, (порой) лучше упомянуть личность, сказав о нем, чтобы люди не обманывались им. Однако это не должно нести общий характер, а при нужде, т.к. не каждый человек, когда ему упомянули мнение, понимает, кто это сказал. Поэтому упомянуть сказавшего разрешено при необходимости. Иначе, важным являет (только) разъяснить ошибочность ложного мнения.

И только Аллах – Наставляющий, Помогающий.
Источник: "Шарх аль-Арба'ина ан-Науауи", хадис 28.
Ответить