Доводит ли грех празднования Нового года до большого неверия?

Ответить
Адиль2
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 22 мар 2013, 15:35

Доводит ли грех празднования Нового года до большого неверия?

Сообщение Адиль2 »

Ассаляму алейкум, братья.
Уже второй год подряд перед новым годом распространяется в просторах интернета рассылка в виде картинки со следующим содержанием:
Если мусульманин празднует Новый год, понимая, что это заблуждение и скверное вероубеждение людей Писания, несомненно, это для него является неверием, выводящим из Ислама. То, что он называет себя мусульманином, при этом молится и постится, - не поможет ему, если он имеет такое же вероубеждение и празднует таким же образом.
2020-12-28_081820.jpg

Никакой ссылки в этих словах на кого-то из ученых нет.

Насколько правильны эти слова, которые удивили многих мусульман?
Неужели если человек знает о том, что отмечать новый год харам, но все равно делает это, то он становится неверным?!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Доводит ли грех празднования Нового года до большого неверия?

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллах.

Для начала вновь хотелось бы напомнить всем мусульманам, которые обязаны знать, что в Исламе запрещается праздновать праздники не мусульман, будь это государственные праздники неверных или праздники, связанные с каким-то их мероприятием, обществом, традицией и т.п. не говоря уже о праздновании их праздников, связанных с их религиями и неверием. Как и запрещается поздравлять их с подобными праздниками. И на запретность упомянутого указывают Коран, Сунна, слова сподвижников и таби’инов, а также единогласное мнение обладателей знания.
Всевышний Аллах, описывая качества праведных Своих рабов, сказал: «И те, которые не присутствуют при лжи» (25: 72).
В толковании этого аята такие великие саляфы, как ад-Даххак, Муджахид, Абу-ль-‘Алия, Таус, ар-Раби’ ибн Анас и аль-Мусана ибн ас-Сабах говорили: “Речь идёт о праздниках многобожников”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” (1535-1539), “Тафсир Ибн Касир” (6/140-141).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у её жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днём Жертвоприношения и днём Разговения!» Ахмад (3/178), Абу Дауд (1134), ан-Насаи (1556). Имамы аль-Багъауи, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Дыя аль-Макъдиси, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ибн Хаджар, ас-Сан’ани, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Шарх ас-Сунна» (2/598), «‘Аридатуль-ахуази» (2/14), «аль-Мухтара» (5/276), «аль-Хуляса» (2/819), «аль-Икътида» (1/485), «Булюгъ аль-марам» (138), «аль-‘Удда» (2/540), «Сахих аль-Джами’» (4660).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Этот хадис содержит в себе довод на то, что Посланник Аллаха не одобрил два праздника времён джахилийи, и он не позволил людям играть в эти дни, как это было принято у них, напротив, он им сказал: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями». Замена чего-то указывает на то, что заменённую вещь следует оставлять, ибо заменяющая вещь и заменённая не могут быть объединёнными”. См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/486).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Из этого хадиса извлекается порицание на проявление радости в дни праздников многобожников”. См. “Фатхуль-Бари” (2/513).

Сабит ибн ад-Даххак (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом мнение Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уточнил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?» Ему ответили: “Нет”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: «А проходили ли там какие-нибудь празднества неверных?» Ему ответили: “Нет, не проходили”. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Исполняй свой обет». Абу Дауд (3305), аль-Байхакъи (10/83), ат-Табарани в “аль-Кабир” (1/134). Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Джаузакъани, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Таймия, Ибн ‘Абдиль-Хади, Ибн Касир, Ибн аль-Муляккъин, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади. См. “аль-Абатыль уа-ссыхах” (2/202), “аль-Ахкам ас-сугъра” (1/741), “аль-Икътида” (1/490), “ас-Сарим аль-мунки” (493), “Иршад аль-факъих” (1/375), “аль-Бадр аль-мунир” (9/518), “Тахридж аль-Мишкат” (3370), “ас-Сахих аль-муснад” (193).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Этот хадис указывает на то, что жертвоприношение Аллаху в местах, где проводят свои праздники неверные или же в местах, где находятся их идолы, является ослушанием Аллаха. И если было запретным совершать жертвоприношение Аллаху в местах, где проводились празднества неверных, то, что можно сказать о том, чтобы соответствовать неверным в проведении их праздников, подражая им в некоторых деяниях, которые совершаются по причине их праздников?!” См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/495-496).

Праведный халиф – ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Остерегайтесь врагов Аллаха в дни их праздников!” аль-Бухари в “Тарих аль-кабир” (4/14), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (19/166). Имамы Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Муфлих подтвердили достоверность этого асара. См. “аль-Икътида” (1/457), “Ахкаму ахли-ззимма” (1/724), “аль-Адаб аш-шар’ийя” (3/293).
Также ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не изучайте язык иностранцев (без надобности), и не входите к многобожникам в места их поклонения в дни их праздников, ибо гнев нисходит на них”. ‘Абдур-Раззакъ (1/411), аль-Байхакъи (19/166). Имамы Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир подтвердили достоверность этого асара. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (2/485), “Ахкаму ахли-ззимма” (1/724), “Муснад аль-Фарукъ” (2/344).

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто проживал на земле иноверцев, справляя их праздник Науруз и Михраджан, и уподоблялся им, пока не умер в таком положении, тот в Судный День будет воскрешен вместе с ними”. ад-Дуляби в “аль-Куна” (3/1048), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (19/167). Шейхуль-Ислям Ибн Таймия и имам Ибн аль-Къайим подтвердили достоверность этого асара. См. “аль-Икътида” (1/458), “Ахкаму ахли-ззимма” (1/724).
Приведя эти слова ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, имам аз-Захаби сказал: “Эти его слова указывают на то, что совершение подобного является великим грехом, а малое деяние из всего этого влечёт за собой большое”. См. “Ташбих аль-хасис би-ахль аль-хамис” (стр. 35).

Имам аль-Лялякаи сказал: “Мусульманам не дозволено участвовать в праздниках неверных, поскольку они на заблуждении и лжи. А если сторонники истины будут пребывать со сторонниками лжи без их порицания, то тем самым станут проявляющими довольство этим и попавшими под их влияние. И мы опасаемся, что гнев Аллаха падёт на эту группу и охватит всех. Прибегаем к Аллаху за защитой от Его гнева!” См. “Ахкаму ахли-зимма” (3/1245).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Мусульманам не дозволено уподобляться неверным в чём-либо, что связано с их праздниками, ни в еде, ни в одеянии, ни в том, чтобы купаться в этот день, ни в том, чтобы зажигать свечи, ни оставлять в эти дни что-либо, что принято делать из числа бытовых вещей или традиций и т.п. И не дозволяется устраивать в эти дни праздничное угощение, или делать подарки, или продавать что-то, что будет использовано в этих праздниках ради этого. Как и нельзя позволять детям играться и веселиться именно в эти дни, как и украшаться. В общем, мусульмане не должны выделять праздники неверных чем-либо, что имеет отношения к их традициям. Напротив, дни их праздников должны быть для мусульман подобно прочим обычным дням, которые мусульмане не выделяют ничем из числа особенностей неверных”. См. “Маджму’уль-фатауа” (2/488).

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается поздравления неверных в связи с обрядами неверия, связанные именно с ними, то это запрещено по единодушному мнению, как, например, поздравление их с их религиозными праздниками или их постом, говоря: «Счастливого тебе праздника», «Поздравляю тебя с этим праздником» и т.п. И даже если в таком случае произносящий подобное спасётся от впадения в неверие, это из числа запрещённых деяний, которое подобно по положению поздравлению с поклоном кресту. Более того, подобное хуже грехом перед Аллахом, чем поздравление с питьём вина, убийством души, прелюбодеянием и т.п.! Многие из людей, которые не придают должного значения своей религии, впадают в подобные вещи, не понимая всю мерзость совершаемого ими. И тот, кто поздравил кого-то с грехом, нововведением или неверием, тот подверг себя гневу Аллаха и Его наказанию. И воистину, богобоязненные люди из числа обладателей знания остерегались того, чтобы поздравлять тиранов с получением власти или невежд с назначением на должность судьи”. См. “Ахкам ахль аз-зимма” (1/441).

Ханафитский имам – Идрис ибн Байдакин ат-Туркумани сказал: “Из числа причин отсутствия сопутствия в успехе и счастье то, что совершает порочный мусульманин в день, известный как «Рождество», покупая своим детям сахарный тростник, свечи, клетку (с птичками)... Тем самым он впадает в нововведения, выходит из пути избранного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и в своём этом поступке уподобляется неверным”. См. «аль-Люма’ филь-хауадис уаль-бида’» (стр. 540).

Шафиитский имам – Камалюддин ад-Дамири сказал: “Правителю мусульман следует наказывать того, кто подражает неверным во время их праздников и того, кто поздравляет неверного с их праздником”. См. “ан-Наджм аль-уаххадж фи шарх аль-Минхадж” (9/244).

Перечисляя причины запрета и вреда, которые содержат в себе празднование праздников неверных, учёные Постоянного комитета сказали: “Первое: Совместное участие вместе с неверными в проведении их праздников порождает радость в их сердцах и даёт им повод радоваться той лжи, которой они следуют.
Второе: Уподобление и сходство во внешних делах влечёт уподобление и сходство в скрытых делах, как порочные убеждения.
Третье: Также из числа величайших видов вреда, который становится следствием проявления всего этого то, что уподобление неверным во внешних делах влечёт проявление уважения, любви и покровительства к ним. А любовь и покровительство к ним противоречит вере”
. См. “Фатауа аль-Ляджна” (26/408).

Теперь что касается вопроса и слов в упомянутой рассылке:
Если мусульманин празднует Новый год, понимая, что это заблуждение и скверное вероубеждение людей Писания, несомненно, это для него является неверием, выводящим из Ислама. То, что он называет себя мусульманином, при этом молится и постится, - не поможет ему, если он имеет такое же вероубеждение и празднует таким же образом
Во-первых, вероятно изначально в рассылке речь должна была идти о таком празднике, как Рождество, а не Новом годе, так как празднование Нового года не сопровождается никаким "скверным вероубеждением людей Писания". У христиан даже нет такого праздника. Новый год в наше время считается светским праздником, а не религиозным праздником христиан. Это скорее государственный праздник. Вероятно, тут допущена ошибка, а иначе буквальное значение этих слов является однозначно ошибочным, открывающим двери для необоснованного такфира грешных и невежественных мусульман, празднующих новый год. Никто из учёных никогда не говорил и не скажет такого!

Во-вторых, Важно понимать, что есть разница между самими праздниками неверных, ибо они не все равнозначны между собой по степени запретности, как и необходимо учитывать намерение празднующего.
К примеру, есть праздники неверных, связанные с их религией и неверием, а есть праздники, являющиеся государственными или связанными с каким-то мероприятием, обществом, традицией и т.п., которые не истекают из их религий, как День победы, День города, День рождения, Новый год, и т.д. Празднование таких празднеств, конечно же, порицается и запрещается из-за уподобления нравам и традициям неверных, однако это не имеет никакого отношения к неверию (куфр). Разве что в случае с Новым годом, если кто-то будет иметь убеждение, несущее в себе проявление неверия, как хоровод вокруг ёлки, считая это неким обрядом; или убеждение, гласящее: «Как новый год встретишь, так его и проведёшь»; дед мороз, исполняющий желания, и т.п.
Что же касается празднования праздников, связанных с религией и неверием неверных, то это куда хуже степенью греха, и это может стать даже неверием в определённых случаях. Однако мусульманин не становится сразу же автоматически неверным, ибо необходимо учитывать причины празднования этого дня, его убеждение при праздновании, и т.п., а не просто факт принятия участия в празднике. И о важности принятия во внимания причину празднования какого-то праздника неверных упоминали многие имамы и учёные.
Спросили шейхуль-Исляма Ибн Таймию: «Некоторые мусульмане готовят еду подобную христианам в день Найруза, а также и в прочие периоды празднеств, как Богоявление, Рождество, великий четверг, великая суббота. Кто-то продаёт им что-то, посредством чего они празднуют свои праздники. Дозволяется ли мусульманам совершать что-либо из этого или нет?»
Имам Ибн Таймия, отвечая на этот вопрос, сказал: “Одним словом, мусульманам нельзя выделять их праздники хоть чем-либо, напротив, день их праздника для мусульман должен пройти как обычные иные дни. Мусульмане не должны выделять такой день чем-то, что является их отличительной чертой. А то, что совершают из этого мусульмане сознательно, то община саляфов и тех, кто был после них, порицала это. Что же касается выделения этих дней тем, что было упомянуто в вопросе, нет среди учёных разногласия в запретности этого. Более того, группа из числа учёных склонилась к неверию того, кто совершает эти дела, так как в этом есть возвеличивание обрядов неверия. А группа из их числа говорила: «Кто принёс в жертву в день их праздника даже умирающего барашка, тот словно принёс в жертву свинью»”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (2/488).
Обратите внимание на тот факт, что даже в принятии участия в таких празднествах неверных, связанных именно с их религиями и неверием, как Найруза, Богоявление, Рождество, великий четверг, великая суббота, имам Ибн Таймия не назвал их неверными. Он лишь упомянул о том, что группа из числа учёных считали участие в этих празднествах неверием. И группа этих учёных – это именно ханафиты, однако даже среди них было разногласие в этом вопросе.
Ханафитский имам аз-Зайля’и сказал: “Преподнесение подарков в честь двух праздников Науруз и Махраджан – запрещено, более того, это расценивается как неверие (куфр). Абу Хафс аль-Кабир, да помилует его Аллах, сказал: «Может быть так, что человек поклонялся Аллаху в течение пятидесяти лет, затем пришёл праздник Науруз, и он подарил кому-либо из многобожников яйцо, желая этим выказать своё возвеличивание этого дня, и он стал неверным, чьи деяния становятся тщетными». Автор «Джами’ аль-Асгъар» говорил: «Если мусульманин в день Науруза сделает подарок другому мусульманину, не желая при этом возвеличивания этого дня, а потому что так принято среди некоторых людей, то он не становится неверным». Также он говорил: «Человек, покупающий что-то в день Науруза, прежде не покупавший этого никогда, если желает этим выказать своё возвеличивание этого дня, как возвеличивают его многобожники, то становится неверным, если же он покупает это для того, чтобы поесть, попить или же просто насладиться, то он не становится неверным»”. См. “Табйин аль-хакаикъ” (6/228).
Т.е. сами по себе подарки и принятие какого-либо участия в празднике неверных, пусть даже связанного с их религией, не является однозначно большим неверием в делах, которое сразу же выводит из религии. И эти поступки отличаются от таких видов неверия в делах и словах, как поклон идолу, бросание Корана, ругань религии и т.п., когда не обращают внимания на убеждение совершающего подобное. Однако в словах этих ханафитских имамов содержится важная оговорка, что участие в празднике неверных выводит человека из Ислама именно в том случае, если у него было желание возвеличить этим самым их праздник.
Имам аз-Захаби говорил: “Если мусульманин будет отмечать праздники неверных вместе с ними, то тем самым он оказывает им помощь в их проявлении. Подобное является порицаемым и нововведением в религии. И никто не совершает этого, кроме каждого слабого своей религией и верой”. См. “Ташбих аль-хасис би-ахль аль-хамис” (стр. 33).
Более того, имам аз-Захаби сказал: “Что касается уподобления неверным, проживающим на землях мусульман, в таких праздниках, как Рождество, великий четверг и Найруз, то это является отвратительным нововведением. И если мусульманин поступит так, считая это проявлением религиозности, то это – невежда, которого следует удержать от этого и разъяснить. Если же он сделает это по причине любви к неверным, проявляя радость к их праздникам, то это также запрещено. А если он сделает это ради забавы и развлечения, желая тем самым сделать довольным членов своей семьи, а также из-за настойчивости своих детей, то это вопрос рассмотрения. Поистине, деяния оцениваются по намерениям. А что касается незнающего человека, то он заслуживает оправдание и ему следует всё это мягко разъяснить”. См. “ат-Тамассук би-Ссунна” (стр. 130).
Как мы видим, имам аз-Захаби ясно говорит о том, что положение празднования празднеств неверных различается в зависимости от намерения человека, и говорит о том, что незнающий имеет оправдание, и считает, что поступающий таким образом обладает слабой верой, однако не является из-за этого неверным.
Спросили учёных Постоянного комитета: «Среди мусульман есть такие, кто отмечает праздники не мусульман, на которые Аллах не ниспослал никакого довода, такие как: «День матери», «Встреча весны», «Новый год». Каково положение того, кто отмечает эти праздники?»
Они ответили: “Все эти праздники являются нововведением. Не разрешается отмечать их и избирать их для себя регулярными праздниками. В Исламе есть только два регулярных праздника: праздник Разговления и праздник Жертвоприношения. А поэтому тому, кого Аллах осветил познанием истины, следует, проявляя мягкость и доброту, обратиться с искренним советом и наставлением к тому, кто отмечает эти нововведенческие праздники. И если он прекратит, то это то, что требуется, а если нет, то он будет упорствующим в совершении нововведения, грешным за это дело”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (16419).
Говоря о тех, кто принял приглашение на праздник Рождества и поздравлял с этим праздником неверных, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: Что касается того, кто совершил что-либо из упомянутого, тот является грешником, независимо от того, совершил он это по причине вежливости, или проявления любви, или стеснения, или прочих причин, ибо это является проявлением неприемлемой лести в религии Аллаха! А также это из числа причин, усиливающих дух неверных, давая им повод проявлять гордость своей религией”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (3/44).
Как мы видим, учёные Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом, а также шейх Ибн ‘Усаймин называют грешниками, а не неверными мусульман, которые празднуют праздники верных, будь это светские их праздники или религиозные!
Одним словом, важно разделять в данном положении между религиозными праздниками неверных и их светскими праздниками. Первое может быть неверием при наличии определённых намерений, как возвеличивание этого праздника, тогда как второе является просто запретным.
И в словах упомянутых имамов и учёных упоминались религиозные праздники тоже, как Найруз, Махраджан, Рождество, однако никто из них не говорил, что само празднование этих дней сразу же выводит человека из религии.

В-третьих, что касается слов:
понимая, что это заблуждение и скверное вероубеждение людей Писания, несомненно, это для него является неверием, выводящим из Ислама
Также важно понимать, что знание о скверности заблуждения неверных касательно того или иного их праздника не обязательно становится причиной выхода из Ислама того, кто просто праздновал этот день или поздравлял в связи с этим праздником неверных, даже если речь идёт не о государственном празднике неверных, а об их религиозном празднике. К примеру, есть мусульмане, проживающие в странах неверных, и они знают, что тот или иной религиозный праздник неверных связан с их неверием и религией, однако в этот день они, скажем, вышли вместе с детьми в парк, покатались на аттракционах, покушали в кафе, и т.п., а потом пришли домой. Вот в данном случае можно ли сказать, что эти люди «праздновали» этот день именно в том самом виде, когда это становится для них неверием, выводящим из Ислама? Конечно же, нет! И вряд ли кто-то из обладателей знания скажет, что это выводит их из Ислама. Поэтому шейх Ибн ‘Усаймин и сказал, отвечая на вопрос о принятии участия в празднике Рождество, что мусульманин, делающий это по причине стыда, вежливости и т.п. является грешником, но не неверным.
Не всегда знание о запретности великих и скверных грехов делает неверным совершающего эти грехи. Человек может знать, что та или иная вещь является запретной или заблуждением или ересью, но, тем не менее, совершить её, однако не ради возвеличивания или дозволения этого, а из-за слабости своей веры, или потакания страстям и т.п., и это не выводит его из религии!

В общем, по поводу данного вопроса исходя из слов учёных, можно сделать следующее заключение:
- Празднование Нового года или иных светских праздников не выводит мусульманина из Ислама, в чём нет среди признанных учёных разногласий, однако этот поступок является греховным.
- Если же человек празднует религиозный праздник неверных, как Рождество и т.п., зная о заблуждении этого, но, тем не менее, считая его истиной, возвеличивая этот праздник и этот день вместе с неверными, то в таком случае он впадает в большое неверие.
- Но если он празднует вместе с неверными их праздники, пусть даже религиозные, но при этом, не возвеличивая этот день, а проявляя к ним свою любезность, дружеское отношение и т.п., то в таком случае он не впадает в неверие, однако совершает грех, как об этом говорили признанные учёные.
А Аллаху обо всём ведомо лучше.
Каждому мусульманину необходимо знать, что противоречие неверным в их религии, а также в их празднествах и обычаях, является неотъемлемой частью важнейшего принципа «Дружбы и непричастности в Исламе» (аль-уаля уаль-бара).
Ответить