Дозволяет ли принуждение дела куфра, или же только слова?

Ответить
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Дозволяет ли принуждение дела куфра, или же только слова?

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ас-Саляму 'аляйкум ва рахмату-Ллах.
Дозволено ли при принуждении (икрах) совершение дел, являющихся куфром или ширком (сохраняя правильное убеждение) или же при икрахе дозволяется только произношение слов куфра, а совершить дело, являющееся куфром или ширком не дозволяется ни при каких условиях? Встретились разные слова ученых об этом и хотелось бы узнать правильное мнение.
джазакуму-Ллаху хайра
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Дозволяет ли принуждение дела куфра, или же только слова?

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Всевышний Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – кроме тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (ан-Нахль 16: 106).
Ибн ‘Аббас сказал: “Всевышний Аллах сообщил, что тот, кто впадет в неверие после веры, на нем гнев Аллаха и его ждет мучительное наказание. А что касается того, кого принудили и кто сказал языком, чтобы спастись от врагов, тогда как сердце было привязано к вере, то нет на нем греха. Поистине, Всевышний Аллах наказывает только за то, с чем связано было сердце”. См. “Тафсир ат-Табари” 13/312.

Абу ‘Убайда, внук ‘Аммара ибн Ясира рассказывал: “Когда многобожники схватили ‘Аммара, они не отпустили его до тех пор, пока он не начал ругать посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и упоминать их идолов хорошими словами. Только после этого они его отпустили. Когда же он пришел к пророку, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Что за тобой?» Он ответил: «Зло, о посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, они не отпустили меня, пока я не отказался от тебя и не отозвался об их божествах благим словом!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А каким было твое сердце?» ‘Аммар сказал: «Оно было спокойным в вере». Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если они это повторят, то и ты повтори!» аль-Хаким 2/357, аль-Байхакъи 8/208, ат-Табари 13/82. Имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, хафиз Ибн Касир, шейх Машхур подтвердили достоверность хадиса. См. “ад-Дирая” 2/197, “Иршад аль-факъих” 2/295.

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах простил ради меня моей общине совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены!» Ибн Маджах 2045, Ибн Хиббан 7219. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани.

Что касается принуждения к словам куфра, то ученые единогласны в этом вопросе. Имам аль-Багъауи сказал: “Ученые единогласны, что тому, кого принудили сказать слова куфра, дозволено произнести это своим языком. И если он скажет это языком, не имея такого убеждения, то это не является куфром! Но если он откажется и будет за это убит, то это лучше”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 5/329.

Что же касается принуждения к делам, как например совершения поклона не ради Аллаха, то ученые разногласили на этот счет. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Второе мнение состоит в том, что такыя может быть в словах и не может быть в делах, поэтому нет принуждения в этом… Сообщается, что когда аль-Хасана аль-Басри спросили о том, кому сказали: «Сделай саджда идолу, а иначе мы убьем тебя». Он сказал: «Если идол по направлению к Каабе, пусть делает саджда, но с намерением ради Аллаха. А если идол не по направлению к Каабе, то пусть не делает этого, даже если его убьют». Ибн Хабиб аль-Малики на это сказал: «Это хорошее мнение». Но Ибн ‘Айтыя сказал: «А что мешает ему сделать свое намерение в поклоне ради Аллаха, даже если саджда будет не в направлении Киблы?! Ведь в Коране сказано: «Куда бы вы ни повернулись, там Лик Аллаха» (аль-Бакъара 2: 115)”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 704.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Нет разницы между принуждением к словам или делам для большинства ученых". См. "Фатхуль-Бари" 12/438.
И это есть ин ша-Аллах правильное мнение, потому что упомянутые тексты являются обобщенными, и даже если в каком-то контексте упоминается именно принуждение к словам куфра, это не исключает принуждение к делам куфра. Имам аш-Шаукани сказал: "Нет никакого доказательства у тех, кто ограничил аят о принуждении лишь на слова. Конкретизация причины не берется в расчет при обобщенном тексте, как это установлено в науке Усуля". См. "Фатхуль-Къадир" 4/267.
Т.е. суть в том, что при принуждении к неверию Аллах не накажет человека, если он из-за страха сказал или совершил неверие внешне, оставаясь в своем сердце мусульманином. И суть тут не в том, что за слова человек имеет оправдания, а за дела нет.
Имам Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб в отношении аята: "кроме тех, кто был принужден к этому", сказал: "Всевышний Аллах не сделал каких-либо исключений (для куфра), кроме принуждения. А известно, что человека нельзя принудить кроме как к каким-либо словам или делам. А что касается убеждения его сердца, то никого невозможно принудить в этом!" См. "аль-Джами' аль-фарид" 227.

Уа-Ллаху а'лям

Уа джазак!
Ответить