Урок второй
Разъяснение первого пункта
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Сказал шейхуль-Ислям Мухаммад бин ‘Абдуль-Уаххаб, да помилует его Всевышний Аллах:
Знай, что Ислям делают недействительным десять вещей:
Первая – придание Всевышнему Аллаху сотоварищей в поклонении.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا ﴾
«Поистине, Аллах не прощает (без покаяния), когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придаёт Аллаху сотоварищей [совершает многобожие], тот измыслил великий грех.» Ан-Нисаъ, 48
Также Всевышний Аллах сказал:
﴿ إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللّهُ عَلَيهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ ﴾
«Воистину тот, кто придаёт Аллаху сотоварищей [служит и поклоняется кому-либо ещё, кроме Него], тому Аллах запретил (вхождение в) Рай. И (конечным) пристанищем для него (будет) Огонь [Ад], и не (будет) у притеснителей помощников (которые спасли бы их от адского наказания)!» Аль-Маида, 72.
И из видов (многобожия) - жертвоприношение не Аллаху, подобно жертвоприношению для джинна, или для могилы.
Разъяснения:
Вся хвала – Аллаху – Господу миров, да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада – печать пророков, его семью и всех его сподвижников.
А затем:
Является обязательным для каждого мусульманина опасаться за свою религию больше, чем он опасается за себя самого или за свое имущество. Чего должен опасаться человек для своей религии? Смут и сомнений, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
«Поистине, придут смуты, подобные кускам тёмной ночи: человек будет вставать утром верующим, а к вечеру становиться неверующим, и будет человек вечером верующим, а к утру — уже неверующим. Он будет продавать свою религию за что-то из мирских благ».1 Мусульманин на протяжении всей своей жизни будет подвергаться испытаниям, и также будет подвергаться опасности стать вероотступником, вышедшим из религии Ислям. Поэтому предводитель единобожников, возлюбленный Аллаха (халиль) пророк Ибрахим, мир ему, обращался к своему Господу с такой мольбой:
﴿ وَاجْنُبْنِي وَبَنِيَّ أَن نَّعْبُدَ الأَصْنَامَ رَبِّ إِنَّهُنَّ أَضْلَلْنَ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ ﴾
«…и отдали [убереги] меня и моих сынов от того, чтобы мы поклонялись идолам. Господи! Поистине, они [идолы] сбили с пути [стали причиной для заблуждения] многих людей». (Ибрахим, 35-36).
И это возлюбленный Аллаха, который разломал идолов своей рукой, был подвергнут обидам и брошен в огонь, (и, несмотря на это, он) опасался за себя, что отступится от Единобожия и начнет поклоняться идолам, так как те, кто поклонялся идолам – из такого же человеческого рода. Несмотря на то, что у них есть разум и понимание, это не принесло им пользу и не помешало им стать поклоняющимися идолам. Когда Ибрахим, мир ему, увидел огромное количество тех, кто впал в поклонение изваяниям и как много тех, кто подвергся этому искушению - испугался за себя, и воззвал к Господу своему, чтобы Он укрепил его на религии Единобожия и чтобы не отклонилось сердце его, как отклонились те люди, потому что он тоже человек, как и они, а человек не обезопашен от смуты. И по этой же причине пророк наш Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, являющийся самым полноценным по вере и по воплощению Единобожия в жизнь человеком, опасался за себя и обращался к Аллаху с такой мольбой:
«Йа мукъаллиб-аль-къулюби саббит къальби ‘аля диник»
يَا مُقَلِّبَ الْقُلُوبِ ثَبِّتْ قَلْبِي عَلَى دِينِكَ
«О, Переворачивающий сердца, укрепи мое сердце на Твоей религии».
Спросила по этому поводу мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах: «(Неужели) ты боишься за себя?» Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«О, ‘Аиша, а разве что-то меня обезопасило, ведь сердца рабов между пальцами Милостивого».2 Таким образом, два приближенных Аллаха Ибрахим и Мухаммад, да благословит их обоих Аллах и приветствует, опасались за свою религию, и искали убежища у Аллаха, чтобы Он направил их на путь верный и спас от того, во что впало большинство созданий.
Следовательно, состояние тех, кто ниже их по положению тем более должно быть подобным. Мусульманин должен опасаться за себя и за свою религию от зла плохих призывающих, от колебаний и от смут – смуты сомнений и смуты страстей. Верующий должен остерегаться всего этого и если он будет остерегаться, то непременно возьмёт причины для того, чтобы оказаться в безопасности и будет держаться подальше от причин, приводящих к погибели. А если он боится, но не предпринимает меры для благополучия и не сторонится причин, приводящих к убытку, то такой страх не достаточен. Наряду со страхом, несомненно, должны быть и дела, которые избавят его от этой смуты. Этот вопрос чрезвычайно серьезен, и невозможно изучить эти нарушения Исляма, сомнения и нездоровые мышления кроме как посредством полезных знаний, т.к. невежда (джахиль) впадает в эти дела, сам того не зная, слепо подражая людям и, повторяя дела тех, о ком он придерживается хорошего мнения. А положение мудрого ученого (ар-раббаний) противоположно этому – его знания приносят пользу по воле Аллаха для того, чтобы держаться подальше от этих губительных дел. Кто больше знает об Аллахе, тот наиболее богобоязненный, так пусть же изучает человек полезное знание и особенно – знание об убеждениях (‘акъида) и пусть изучает достоверные, правильные убеждения, чтобы держаться за них и (также) пусть изучает то, что им противоречит для того, чтобы сторониться этого, как сказал Хузайфа ибнуль-Йаман (да будет доволен им Аллах):
«Обычно люди спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о благом, я же спрашивал его о дурном, опасаясь, что это постигнет меня.»3 Вот это и есть понимание (фикъх), т.к. он не считал себя обезопашенным, а сказал:
«…опасаясь, что это постигнет меня».
Мы же сегодня живем в пучине великих смут, вводящих в заблуждение сомнений, призывающих ко злу и многих других вещей, которые не скрыты от вас, и поэтому является обязательным для человека заботиться о своей религии и опасаться за неё.
Находятся такие, которые говорят: «Зачем вы изучаете таухид и предостерегаете от ширка, ведь вы сыновья ‘акъиды, рождены на этом естестве и находитесь в стране таухида?! Вы ведь не нуждаетесь в изучении таухида и видов ширка и в том, чтобы отвлекаться на учебные программы по книгам ‘акъыды и в том, чтобы обучать этим вещам детей! Вы не нуждаетесь в том, чтобы знать сомнения отклонившихся сект и их заблуждения. Нет у вас нужды в этом…»
Эти слова - обман, невежество или намеренное введение в заблуждение, так как человеку необходимо знать эти заблуждения, дабы уберечь себя от их зла и смуты. Невозможно остерегаться того, о чем ты ничего не знаешь так же, как невозможно держаться за истину, в то время как ты ее не знаешь. В таком случае ты будешь считать ложь истиной, а истину – ложью, сам того не понимая. Понимание этого вопроса является крайне важным!
Также говорят (некоторые заблудившиеся): «Вы обвиняете в неверии людей! Зачем вы выявляете эти вещи?»
В ответ мы скажем: «Мы не обвиняем в неверии людей, кроме тех из них, которых обвинили в неверии Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Однако, мы опасаемся за себя, не считаем себя убереженными и (поэтому) берем причины для спасения самих себя, а также остерегаем людей и даем им советы.
Также мы изучаем эти вопросы для того, чтобы разъяснить их людям, и для того, чтобы мы призывали к Аллаху на основе знаний, чтобы обезопаситься (самим) и чтобы обезопасил Аллах посредством нас, кого пожелает из Своих рабов.» В действительности, это очень серьезная тема.
Как уже было сказано, нарушения Исляма – это то, что портит Ислям и делает его недействительным. Тот, кто принял Ислям и засвидетельствовал, что нет истинного бога, достойного поклонения, кроме Аллаха и, что Мухаммад - посланник Аллаха, совершив один из этих пунктов зная или не зная, делает свой Ислям и свой таухид недействительными, становится муртаддом и одним из кафиров.
Нарушений Исляма много, некоторые (ученые) довели их число до четырехсот или больше, но самые основные и важные из них – эти десять, которые упомянул шейх, имам, муджаддид Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах, делая наставление (насыха) общине (умма) и, опасаясь, что она впадет в них. Написал он это послание и распространил, делая наставление общине, опасаясь за неё и проявляя к ней сострадание, а не потому что он обвиняет мусульман в неверии, как говорят о нем его противники и враги. Воистину, он сделал наставление мусульманам, напомнил им и обучил их, чтобы они избегали и отдалялись от этих нарушений.
Итак, первый пункт, делающий Ислям недействительным, а это самый серьезный и тяжкий – придание сотоварищей (ширк) Всемогущему и Великому Аллаху в поклонении.
Слово поклонение (аль-‘ибада) образовано от таких слов, как служение, раболепство, добровольное повиновение и приближение к Аллаху посредством того, что Он узаконил в религии. Это и есть поклонение.
Некоторые ученые дали этому понятию следующее определение:
"поклонение - это предельная любовь к Всемогущему и Великому Аллаху в сочетании с предельной покорностью Ему."4 Это его краткое определение.
А что касается подробного определения «поклонения», то сказал Шейхуль-Ислям ибн Таймийя, да помилует его Аллах:
«Поклонение – это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен».5
Таково полное значение «поклонения»:
«это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен». Явные – т.е. проявляющиеся на языке и органах, а скрытые – проявляющиеся в сердцах. Это и есть приближение к Аллаху посредством того, что Он узаконил.
Видов поклонений - много, и они перечислены в Коране и в Сунне.
Наши слова: «(поклонение - это) раболепство, добровольное повиновение» исключают из понятия «поклонение» недобровольное повиновение и раболепство под принуждением. Все люди: верующие и неверные – рабы Аллаха в том смысле, что они покоряются, подчиняются происходящему с ними предопределению Аллаха. Они - рабы Аллаха и Он распоряжается ими как пожелает. Никто не может выйти из-под предопределения Аллаха и Его предустановления. Сказал Всевышний:
﴿ إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا ﴾
«Ведь каждый, кто в небесах [все ангелы] и на земле [все джинны и люди], придёт (в День Суда) к Милостивому только как раб» (Марйам, 93).
Такое «рабство» охватывает абсолютно всех людей, т.е. поистине, все люди, хотят они этого или не хотят – рабы Аллаха. Сказал Всевышний:
﴿ وَلَهُ أَسْلَمَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ ﴾
«Ему [Аллаху] предались [всецело подчинились] (все) те, кто в небесах и на земле, по своей воле [верующие] и невольно, и к Нему (все) вы будете возвращены (в День Суда) (и Он воздаст вам по вашим деяниям)» (Али ‘Имран, 83.)
Наши слова:
«(поклонение - это) приближение к Аллаху посредством того, что Он узаконил» исключают из понятия «поклонение» приближение к Нему посредством того, что Он не узаконил из нововведений и ереси. Приближение к Аллаху обязательно должно быть посредством того, что узаконил Аллах для Своих рабов (в Коране) и языком Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует (в Сунне). А что касается того, чтобы человек сам придумывал обряды поклонения или перенимал их у своего шейха или еще у кого-то помимо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то такое поклонение – нововведенческое, ложное и отвергаемое, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»6 Также сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!»7 Также сказал, да благословит его Аллах и приветствует:
«Избегайте новшеств, ибо, поистине, каждое новшество – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!»8 Это и есть определение понятия «поклонение».
А что касается понятия «Ширк», то это посвящение, направление какого-либо вида поклонения не Всемогущему и Великому Аллаху.
Мы сказали, что, поистине, разновидностей поклонений много и они берутся из Корана и Сунны, и поэтому, если кто-то направит какое-либо поклонение не Аллаху, то становится многобожником. Большое многобожие выводит из Исляма, следовательно, тот, кто принес жертвоприношение не Аллаху или дал обет не Аллаху или совершил земной поклон не Аллаху или обратился с мольбой не к Аллаху, а к мертвым или отсутствующим или воззвал о спасении к мертвым и т.д. – придал сотоварищей Всемогущему и Великому Аллаху, т.к. абсолютно все виды поклонения должны быть посвящены Всемогущему и Великому Аллаху. Всевышний сказал:
﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾
«И Я (Аллах) создал джиннов и людей (и отправлял посланников) только для того, чтобы они служили Мне [исполняли Моё слово и волю].» (Аз-Зарият, 56.)
Также сказал Всевышний:
﴿ وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا ﴾
«И служите (и поклоняйтесь) (только) (одному) Аллаху и не придавайте Ему никого в соучастники [никого, кроме Него, не обожествляйте]». (Ан-Нисаъ, 36.)
Поклонение не становится правильным и принятым, кроме как с двумя условиями:
Первое условие: искренность по отношению ко Всемогущему и Великому Аллаху, чтобы это поклонение было избавленным от многобожия. Если же будет примешано многобожие к поклонению, то оно не будет принято, как сказал Всевышний:
﴿ وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ ﴾
«И уже дано откровением тебе (о, Пророк) и тем (пророкам), которые были до тебя: «Если ты придашь (Аллаху) сотоварищей, то непременно, станет тщетным твоё деяние [все твои благие дела ничего не будут стоить перед Аллахом], и (в таком случае) ты обязательно окажешься из числа потерпевших убыток (как в этом мире, так и в Вечной жизни)». (Аз-Зумар, 65).
Также Всевышний сказал:
﴿ وَلَوْ أَشْرَكُواْ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ ﴾
«А если бы они [пророки] придали бы Ему сотоварищей, то непременно тщетным для них оказалось бы то, что они делали!» (Аль-Ан’ам, 88).
Второе условие: соответствие сунне посланника (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы не было в нем нововведений и новоизобретений на основе хадиса:
«Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!». «Отвергнуто» - т.е. не будет принято и будет возвращено совершившему его. Следовательно, тот, кто направляет какое-то поклонение не Аллаху является многобожником, вне зависимости от того, к кому обращено это поклонение – к идолу, к камню, к дереву, к джинну, к человеку, к живому или к мертвому. Кто направляет что-то из видов поклонения не Аллаху - является придавшим сотоварища Всемогущему и Великому Аллаху. Ширк – самый тяжкий из грехов и поэтому упоминается впереди всех запретов, как сказал Всевышний:
﴿ قُلْ تَعَالَوْاْ أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلاَّ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا ﴾
«Скажи (им) (о, Посланник): «Приходите, я прочитаю то, что Господь ваш запретил вам: (Он завещал) чтобы вы ничего не придавали Ему в соучастники [никого, кроме Него, не обожествляли]…» (Аль-Ан’ам, 151). Также сказал Всевышний:
﴿ لاَّ تَجْعَل مَعَ اللّهِ إِلَهًا آخَرَ فَتَقْعُدَ مَذْمُومًا مَّخْذُولاً ﴾
«Не делай (о, человек) (для себя) (наряду) с Аллахом другого бога [не совершай многобожие], чтобы не сесть [оказаться] тебе порицаемым (и) оставленным (без помощи Аллаха).» (Аль-Исраъ, 22). Также сказал Всевышний:
﴿ وَلاَ تَجْعَلْ مَعَ اللّهِ إِلَهًا آخَرَ فَتُلْقَى فِي جَهَنَّمَ مَلُومًا مَّدْحُورًا ﴾
«…и не делай (о, человек) (для себя) (наряду) с Аллахом другого бога [не совершай многобожие], а то будешь ввергнут в Геенну [Ад] порицаемым [будучи порицаемым людьми и сам порицая себя] (и) отверженным [отдалённым от любого блага]!» (Аль-Исраъ, 39). Также сказал Всевышний:
﴿ فَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ فَتَكُونَ مِنَ الْمُعَذَّبِينَ ﴾
«И не моли же (наряду) с Аллахом другого бога, чтобы не оказаться среди наказываемых.» (Аш-Шу’араъ, 213). Нельзя поклоняться кому-то наряду с Аллахом, потому что поклонение - это чистое право Всемогущего и Великого Аллаха, и никто больше не имеет права на него и никто кроме Всемогущего и Великого Аллаха не достоин поклонения.
Есть такие, кто толкует понятие ширк только как поклонение идолам, а поклонение праведникам, приближенным Аллаха (аулия), надгробиям (постройкам, мавзолеям на могиле и погребенным в них) не считается у него ширком, а является (по его словам) путем приближения к Аллаху (тавассуль), требованием заступничества (шафа’а) и т.д. Ширк в их понимании - это поклонение идолам и только.
Мы скажем им в ответ: поклонение идолам - это лишь один из видов ширка. Ширк - это поклонение кому-то помимо Аллаха, будь то изваянию или чему-то другому. Многобожники различаются в зависимости от того, кому они поклоняются и не ограничивается понятие ширк только поклонением идолам: из мушриков есть те, кто поклоняется изваяниям и те, кто поклоняется солнцу и луне; есть те, кто поклоняется шайтану и есть те, кто поклоняется деревьям и камням; есть те, кто поклоняется ангелам и есть те, кто поклоняется Масиху (‘Исе) и ‘Узейру, а также есть те, кто поклоняется аулия и праведникам. Многобожники различаются своими поклонениями и не ограничиваются только поклонением идолам. Поистине, идолы – это один из видов обожествляемых объектов.
Некоторые из них говорят: «ширк - это быть убежденным, что кто-то наряду с Аллахом создает или дает пропитание или управляет делами, и если ты убежден, что никто кроме Аллаха не создает, не управляет делами, не приносит пользы и не вредит, то ты - единобожник (муваххид).» Ответим мы им: «Такого не говорили (даже) первые многобожники, ведь это признание господства Аллаха (таухид ар-рубубийя), а они не совершали ширк в ар-рубубийя. Те многобожники не имели убеждение, что их идолы создают или дают пропитание или оживляют или умертвляют или управляют, а брали их посредниками между собой и Аллахом. Всевышний сказал:
﴿وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلاء شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللّهِ ﴾
«И поклоняются они [эти многобожники] помимо Аллаха тому [ложным божествам], что не навредит им (если они не будут поклоняться им) и не принесёт (им) пользу (ни в этом мире, ни в Вечной жизни), и говорят: «Эти [ложные божества] – наши заступники пред Аллахом (и поэтому мы поклоняемся им)»». (Йунус, 18). Ведь не сказали многобожники: «они (ложные божества) создают, дают пропитание», однако, сказали: «заступаются за нас перед Аллахом, служат для нас посредниками перед Аллахом», и это высказывание, несомненно, ложное высказывание, так как является ограничением ширка только в таухиде ар-рубубийя. На самом же деле скверный ширк (на котором подавляющее большинство многобожников) – это ширк в таухиде аль-улюхийя, т.е. посвящение чего-либо из поклонения не Всемогущему и Великому Аллаху. Именно это тот ширк, от которого остерег нас Аллах, послал посланников для его порицания и узаконил джихад для его уничтожения. А что касается ширка в ар-рубубия, то (практически) не найти человека имеющего убеждение, что идолы создают, дают пропитание и управляют делами. Многобожники говорят: «это наши посредники и заступники перед Аллахом». Следовательно, такое толкование понятия «многобожие», несомненно, является ложным и несостоятельным.
Также среди людей есть такие, которые толкуют ширк, как ширк в правлении и издании законов (аль-хакимия) и проявляют небрежность и не обращают внимания на все остальные виды ширка, говоря: «Единобожие – это когда суд принадлежит Аллаху, а многобожие – это многобожие в правлении и издании законов».
Ответим мы таким: «Ширк в правлении - это тоже один из видов ширка, потому что правление и издание законов - это право Всемогущего и Великого Аллаха, а правление по тому, что ниспослал Аллах – это поклонение. Однако, ширк бывает не только в этом виде, так как ширк - понятие общее, и он может быть и в обращении с мольбой (ад-ду’а), и в жертвоприношении (аз-забх), и в обете (ан-назр), и в прошении помощи (аль-истигъаса) и т.д. Тот, кто ограничивает ширк только определенным видом - ошибается и вводит людей в заблуждение. Нельзя требующему знания впускать в свой разум такие идеи людей, так как у них другие цели, потому что даже если правитель будет править по шари’ату, но при этом делать ду’а не к Аллаху, то он все равно становится мушриком.
Суть в том, что мы должны четко знать, что такое ширк, так как они истолковывают его значение неправильно. Если ты поразмыслишь над Кораном, то поймешь, что ширк - это поклонение кому-то помимо Аллаха. Сказал Всевышний:
﴿وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلاء شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللّهِ ﴾
«И поклоняются они [эти многобожники] помимо Аллаха тому [ложным божествам], что не навредит им (если они не будут поклоняться им) и не принесёт (им) пользу (ни в этом мире, ни в Вечной жизни), и говорят: «Эти [ложные божества] – наши заступники пред Аллахом (и поэтому мы поклоняемся им)»». (Йунус, 18).
Также сказал Всевышний:
﴿ قُلِ ادْعُوا الَّذِينَ زَعَمْتُم مِّن دُونِ اللَّهِ لَا يَمْلِكُونَ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ ﴾
«Скажи (о, Пророк) (этим многобожникам): «Призовите тех, о которых вы утверждали (что они достойны поклонения), кроме Аллаха! (Пусть они помогут в том, в чём вы нуждаетесь)». Они [те, которых вы взяли за богов] не владеют (даже) весом пылинки на небесах и на земле». (Саба, 22). Это и есть придание Аллаху сотоварища в обращении с мольбой. Точно так же является ширком принесение жертвоприношения кому-то помимо Аллаха. Сказал Всевышний:
﴿ فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ ﴾
«Так молись же Господу твоему и (ради Него) закалывай (жертвенных животных)!» (Аль-Каусар, 2).
Также сказал Всевышний:
﴿ قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ ﴾
«Скажи (о, Пророк) (этим многобожникам): «Поистине, молитва моя и жертвоприношение моё, жизнь моя и смерть (посвящаются) Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища [равного Ему] (ни в господстве, ни в именах и описаниях, ни в божественности). И это [Единобожие] мне повелено...» (Аль-Ан’ам, 162-163). Принесение жертвоприношения и совершение молитвы не ради Аллаха – многобожие, а видов многобожия – много.
Правило заключается в следующем: тот, кто посвятил что-то из видов поклонения не Аллаху, является мушриком.
Ширк бывает двух видов:
Первый вид: большой (акбар) ширк.
Второй вид: малый (асгъар) ширк.
1.) Первый вид: большой ширк – это посвящение чего-то из видов поклонения не Аллаху, как уже предшествовало. Этот вид ширка: выводит человека из религии, делает запретным для него вход в рай, вводит его навечно в ад, делает тщетными все его дела, делает дозволенным его кровь и имущество.
9
Отвратительность, скверность этого вида ширка раскрывается с нескольких сторон:
1. Этот вид ширка делает человека кафиром и мушриком.
2. Мушрику запрещен рай, и его пристанищем будет геенна, и не будет у притеснителей помощников. Запрет входа в рай означает, что человек вообще никогда не войдет в рай и он останется навечно в огне, да убережет нас Аллах. Аллах сказал:
﴿ إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللّهُ عَلَيهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ ﴾
«Ведь тот, кто придаёт Аллаху сотоварищей [служит и поклоняется кому-либо ещё, кроме Него], тому Аллах запретил (вхождение в) Рай. И (конечным) пристанищем для него (будет) Огонь [Ад], и не (будет) у притеснителей помощников (которые спасли бы их от адского наказания)!» (Аль-Маида, 72).
3. Всевышний Аллах сделал запретным для мушрика прощение. Всевышний сказал:
﴿ إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء ﴾
«Поистине, Аллах не прощает (без полного покаяния), когда Ему придают сотоварищей [когда кого-либо равняют Ему], но прощает то, что меньше этого [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает.» (Ан-Нисаъ, 48). Отсюда следует, что если мушрик умирает, не покаявшись от ширка, то он не может рассчитывать на прощение Аллаха, Пречист Он и Свят. Поистине, на прощение Аллаха без покаяния может надеяться грешник, совершавший грехи, которые меньше ширка:
«…но (Аллах) прощает то, что меньше этого [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает». Т.е. это такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, употребление спиртного и другие запрещенные вещи и большие грехи, не достигающие уровня ширка. Эти грехи - под желанием Аллаха: если Аллах пожелает, то простит их тем, кто их совершил, а если пожелает, то подвергнет их мучениям по степени их грехов, а затем выведет их из огня и введет в рай в соответствии с их таухидом и иманом. Таких людей называют «грешные единобожники», и если Аллах не простит их грехи и пожелает наказать, то они всё равно не останутся навечно в аду, как (останутся там) кафиры, поклоняющиеся идолам и мушрики.
4. Ширк делает тщетными все дела человека. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ بَلِ اللَّهَ فَاعْبُدْ وَكُن مِّنْ الشَّاكِرِينَ ﴾
«И уже дано откровением тебе (о, Пророк) и тем (пророкам), которые были до тебя: «Если ты придашь (Аллаху) сотоварищей, то непременно, станет тщетным твоё деяние [все твои благие дела ничего не будут стоить перед Аллахом], и (в таком случае) ты обязательно окажешься из числа потерпевших убыток (как в этом мире, так и в Вечной жизни)». Наоборот, (только) Аллаху поклоняйся и будь из числа благодарных!» (Аз-Зумар, 65-66). И поэтому говорится, что ширк делает недействительными все деяния так же, как осквернение делает недействительным омовение. Если человек взял омовение, а потом осквернился, то его омовение становится недействительным, и точно так же если человек произнес слова свидетельства: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха; Мухаммад – посланник Аллаха», а затем придал Аллаху сотоварища, совершив большой ширк, то его таухид становится недействительным, и также становятся недействительными его деяния, так как ширк делает тщетными дела так же, как осквернение делает испорченным омовение. Сказал Всевышний после того, как упомянул некоторых пророков в суре «аль-Ан’ам»:
﴿ وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ كُلاًّ هَدَيْنَا وَنُوحًا هَدَيْنَا مِن قَبْلُ وَمِن ذُرِّيَّتِهِ دَاوُودَ وَسُلَيْمَانَ وَأَيُّوبَ وَيُوسُفَ وَمُوسَى وَهَارُونَ وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ وَزَكَرِيَّا وَيَحْيَى وَعِيسَى وَإِلْيَاسَ كُلٌّ مِّنَ الصَّالِحِينَ وَإِسْمَاعِيلَ وَالْيَسَعَ وَيُونُسَ وَلُوطًا وَكُلاًّ فضَّلْنَا عَلَى الْعَالَمِينَ وَمِنْ آبَائِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ وَإِخْوَانِهِمْ وَاجْتَبَيْنَاهُمْ وَهَدَيْنَاهُمْ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ ذَلِكَ هُدَى اللّهِ يَهْدِي بِهِ مَن يَشَاء مِنْ عِبَادِهِ وَلَوْ أَشْرَكُواْ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ ﴾
«И даровали Мы ему [пророку Ибрахиму] (сына) Исхакъа и (внука) Йа'къуба; всех Мы наставили на (истинный) путь. И (также) Нуха наставили Мы на истинный путь (ещё) раньше [до Ибрахима, Исхакъа и Йа'къуба], и из потомства его [Нуха] (наставили Мы на истинный путь) – Дауда, Суляймана, Аййуба, Йусуфа, Мусу и Харуна. И так (как) (даровали Мы этим пророкам наставление на Истинный путь) Мы вознаграждаем искренних [добродеющих]! И (также Мы наставили на истинный путь) Закарийю, Яхью, ‘Ису и Ильяса, – все они (были) из (числа) праведных. И (также Мы наставили на истинный путь) Исма’иля, аль-Йаса'а, Йунуса и Люта – и всех (этих посланников) Мы превознесли над мирами [над людьми, которые жили с ними в одно время]. И (также Мы наставили на истинный путь) (тех, кого Мы пожелали) из отцов их, и потомков их, и братьев их, – Мы избрали их (для Нашей Веры и для доведения Нашего послания) и повели их на прямой путь [к полному Единобожию]. Это – путь Аллаха, которым Он ведёт, кого желает, из Своих рабов. А если бы они [пророки] придали бы Ему сотоварищей, то непременно тщетным для них оказалось бы то, что они делали!» (Аль-Ан’ам, 84-88).
И это, учитывая то, что они – пророки, но даже они - если бы совершили ширк, то, непременно, тщетным для них оказалось бы то, что они совершали, как сказал Всевышний Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
﴿ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ﴾
«Если ты придашь (Аллаху) сотоварищей [кого-то ещё, кроме Него, признаешь богом], то непременно, станет тщетным твоё деяние [все твои благие дела ничего не будут стоить перед Аллахом].» И не принесет пользу человеку какое бы дело он ни совершил, если вместе с этим он совершает ширк или совершил его когда-то и не покаялся за него полностью, так как ширк делает тщетными дела. Если же умрет человек на ширке, то станет обитателем ада навечно. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь.» А я
10 добавлю:
«Тот, кто умер, не взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Рай» 11
5. Ширк делает дозволенным кровь и имущество мушрика и также делает обязательным совершение джихада
12 против него. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Мне было велено сражаться с людьми, пока они не скажут: “Ля иляха илля Ллах”, а кто произнесет эти слова, тем самым защитит от меня свое имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву, а отвечать он будет перед Аллахом!»13 Не становятся защищенными кровь и имущество человека, кроме как таухидом, а что касается ширка, то он, поистине, делает дозволенным кровь и имущество мушрика посредством его убийства.
Это и есть ширк и его последствия в виде наказаний в мирской жизни и вечной. Видов ширка много, а самые опасные (из проявлений большого ширка) следующие: обращение с мольбами к кому-то, помимо Аллаха; взывание о спасении не к Аллаху в том, в чем способен помочь только Он; жертвоприношение не ради Аллаха; склонение в земном или поясном поклонах перед кем-то, помимо Аллаха; принесение обета кому-то, помимо Аллаха и т.д., и кто посвятил что-либо из видов поклонения не Аллаху, тот приобщил Аллаху сотоварища и совершил большой ширк.
2.) Второй вид, т.е. малый ширк – это то, что названо в текстах Корана и Сунны ширком, однако, доказательства указывают на то, что совершивший его не выходит из религии. Малый ширк бывает двух подвидов:
1. Ширк в словах и выражениях.
Из этого, например, клятва не Аллахом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Кто поклялся не Аллахом, тот совершил куфр или совершил ширк».14 Также сюда относятся выражения: «если бы не Аллах и ты», «как пожелает Аллах и ты» и т.д.
15 Это и есть ширк в словах и выражениях.
2. Ширк, скрытый в сердцах.
Такой ширк также бывает разный, и из этого – показуха (ар-Рийаъ). Она основана на том, что видно другим (людям) из дел, совершаемых человеком. Показуха сама по себе бывает двух типов:
1. Показуха лицемеров, которые окажутся в (самом) нижнем слое Огня. Они внешне показывают людям веру, а в сердцах скрывают неверие. Это (да убережет нас Аллах) показуха, являющаяся неверием, так как подобные люди не верят во Всемогущего и Великого Аллаха, а совершают перед людьми праведные дела, желая (заполучить временные) прелести этого мира.
2. Незначительная показуха, которая может исходить от мусульманина. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выйдя к сподвижникам, упоминавшим о Даджале:
«Не сообщить ли мне вам о том, чего я боюсь для вас больше, чем аль-Масиха ад-Даджжаля?» Сподвижники сказали: «Конечно, о, посланник Аллаха». Он сказал:
«Это скрытое многобожие (показуха)! Когда человек встаёт на молитву и украшает ее, если видит, что на него кто-то смотрит».16 Такое может (иногда) встречаться у (кого-то) из верующих или мусульман и если обнаружит человек у себя в душе что-то из подобной показухи, то пусть сопротивляется и вернется к искренности перед Всемогущим и Великим Аллахом. И если он отвергнет эту показуху, то она не повредит (действительности и принятию дела). А если же она останется, и человек не отвергнет её, то это дело становится недействительным. Также к этому виду относится желание похвалы людей (ас-сум’а) за совершение зикра или за чтение Корана или совершение каких-либо дел, чтобы их увидели/услышали люди и похвалили его за это. Поэтому такие люди читают Коран, узаконенные поминания Аллаха и т.п. вслух именно для того, чтобы об этом услышали люди и похвалили их. Появление у человека в душе любви к похвале людей - это тоже малый ширк.
Также к скрытому ширку относится желание человека посредством совершения благодеяний получить (преходящие) прелести этого мира. Такой (внешне) совершает хорошие дела, однако, его цель – мирское. Всевышний сказал:
﴿مَن كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لاَ يُبْخَسُونَ أُوْلَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ إِلاَّ النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُواْ فِيهَا وَبَاطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ﴾
«Кто (своими делами) желает земной жизни и её красот [наслаждений], тому Мы полностью завершим дела их [вернём всю награду за добрые дела] в ней [в этой жизни], и они в ней [в этой жизни] не будут обделены [ничего из их дел не будет убавлено]. Это [такие люди] – те, для которых нет [не будет] в Вечной жизни ничего, кроме Огня [Ада], и тщетно [не будет полезным] то, что они делали в ней [в земной жизни], и пусто [недействительно] то, что они совершали.» (Худ, 15-16) Это те, которые совершают поклонение, желая посредством него заполучить что-то их мирского, как, например, приобретающий шари’атское знание ради денег, поста и т.д.
17 А что касается того, кто приобретает не шари’атское знание ради (получения) профессии и освоения ремесла для заработка, то это относится к дозволенным причинам приобретения пропитания и нет в этом греха. Это такие науки, как алгебра, промышленность, письмо и т.д. и в изучении их для получения должности нет греха т.к. это не является поклонением. А совершение поклонения как, например, молитвы, джихада, хаджа, получения (религиозного) знания и т.д. ради мирского входит в этот аят:
﴿مَن كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لاَ يُبْخَسُونَ ﴾
«Кто (своими делами) желает земной жизни и её красот [наслаждений], тому Мы полностью завершим дела их [вернём всю награду за добрые дела] в ней [в этой жизни], и они в ней [в этой жизни] не будут обделены [ничего из их дел не будет убавлено].» (Худ, 15) И к таким людям обращена очень страшная угроза, а это – попадание в один из видов ширка. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Да пропадёт раб шёлковых и бархатных одеяний, да пропадёт раб динара18 и дирхема19, который доволен, когда ему что-то дают, и гневается, когда ему не дают.»20 Это один из видов ширка! Человек должен совершать все свои дела искренне ради Всемогущего и Великого Аллаха, и если ему достается (посредством этих дел) что-то из мирского (которое он не намеревался получить), то это пропитание, дарованное ему от Аллаха. Совершение же дел, посредством которых стремятся к вечной жизни ради чего-то тленного и преходящего является порицаемым и относится к ширку и к таким людям обращено страшное предостережение. Поэтому необходимо верующему (постоянно) очищать свои намерения, чтобы дела его были совершены только лишь ради награды от Всемогущего и Великого Аллаха.
Отличия между большим и малым ширком:
1. Большой ширк выводит человека из религии, а малый - не выводит, но является одним из губительных грехов и является средством (путем) к большому ширку;
2. Большой ширк делает тщетными все дела человека, а что касается малого ширка в виде показухи или желания похвалы, то они делают тщетными только те дела, к которым примешались. Остальные же дела, совершенные не ради показухи, не становятся тщетными.
3. Большой ширк делает дозволенным имущество и кровь человека, совершающего его, в отличие от малого ширка, не делающего кровь и имущество человека дозволенным, т.к. малый ширк не выводит из Исляма.
Ученые разошлись во мнениях относительно того, прощается ли малый ширк, как и остальные большие грехи, которые меньше большого ширка или не прощается? Правильнее, что не прощается, так как Всевышний сказал обобщенно:
﴿ إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء﴾
«Поистине, Аллах не прощает (без полного покаяния), когда Ему придают сотоварищей [когда кого-либо равняют Ему], но прощает то, что меньше этого [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает.» (Ан-Нисаъ, 48). Эти слова объединяют в себе и большой и малый ширк, поэтому отсюда следует (по более верному мнению), что совершивший малый ширк, и не покаявшийся в нем, непременно будет подвергнут наказанию. Однако, разница в том, что совершивший большой ширк будет наказываться вечно, а совершивший малый - не вечно.
Это некоторые различия между большим и малым ширком и оба эти вида очень опасны и нет силы и мощи кроме как от Аллаха.
И не говорится (принижая величие греха): «Это (всего лишь) малый ширк» и человек проявляет халатность к нему, ведь говорил ‘АбдуЛлах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах:
«Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом.»21 Это потому что грех «ложь» легче, чем грех «ширк».
У тех, которые сегодня поклоняются могилам праведных и аулия есть сомнительные доводы (шубухат), на которые они опираются и, посредством которых, вводят в заблуждение людей. Так, например, они говорят: «ширк – это только поклонение идолам», а что касается того, кто поклоняется чему-то (/кому-то) помимо идолов: праведникам, аулия и т.д. – это они не считают ширком, а называют это поиском приближения к Аллаху (тавассуль), а Аллах Всевышний говорит:
﴿ وَابْتَغُواْ إِلَيهِ الْوَسِيلَةَ ﴾
«…ищите пути приближения к Нему…» (аль-Маида, 35).
Ответ на это сомнение такой: среди тех, с кем сражался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были поклоняющиеся идолам, камням, деревьям, ангелам и также среди них были поклоняющиеся аулия и праведникам. Сказал Всевышний:
﴿ وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلاء شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللّهِ ﴾
«И поклоняются они [эти многобожники] помимо Аллаха тому [ложным божествам], что не навредит им (если они не будут поклоняться им) и не принесёт (им) пользу (ни в этом мире, ни в Вечной жизни), и говорят: «Эти [ложные божества] – наши заступники пред Аллахом (и поэтому мы поклоняемся им)»». (Йунус, 18). Точно так же христиане поклоняются Масиху (‘Исе), мир ему и благословения, а не поклоняются идолу. И что мы теперь скажем, что они не являются мушриками, т.к. не поклоняются идолу?! Кто (из здравомыслящих) говорит такое?! Ширк – это поклонение кому-либо помимо Аллаха, кем (/чем) бы он ни был. Многобожие первых язычников не ограничивалось поклонением идолам, наоборот, их объекты поклонения были разнообразны, как упомянул об этом шейх в своих других книгах, как «Отведение сомнений» (Кашф уш-Шубухат) и «Четыре правила» (Аль-Къоуа’ид уль-Арба’), а именно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил против людей, поклоняющихся разнообразным объектам, воевал с ними и убивал их, не делая различия между ними. Он (да благословит его Аллах и приветствует) не делал различия между теми, кто поклоняется идолам и между теми, кто поклоняется дереву, камню, ангелу, джинну или человеку. Это ясная вещь!
Далее из их сомнений то, что они говорят: «Мы не поклоняемся аулия и праведникам из-за того, что они приносят пользу или вред, а поклоняемся им, чтобы они заступились за нас перед Аллахом». И, говоря эти слова, они приближаются к этим аулия и праведникам путем закалывания животных, принесения обетов и обращения к ним за спасением, дабы они заступились за них перед Аллахом. Далее они продолжают: «Первые мушрики поклонялись своим объектам, так как были убеждены, что они приносят пользу и вред помимо Всемогущего и Великого Аллаха, а мы не имеем такое убеждение и знаем, что они не приносят пользу и не вредят. Мы, всего лишь на всего, взяли их заступниками».
Ответом на это сомнение будет следующее: так ведь именно это и упомянул Всемогущий и Великий Аллах о первых мушриках. Сказал Всевышний:
﴿ وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلاء شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللّهِ ﴾
«И поклоняются они [эти многобожники] помимо Аллаха тому [ложным божествам], что не навредит им (если они не будут поклоняться им) и не принесёт (им) пользу (ни в этом мире, ни в Вечной жизни), и говорят: «Эти [ложные божества] – наши заступники пред Аллахом (и поэтому мы поклоняемся им)»». (Йунус, 18). Нет разницы между ширком сегодняшних и ширком первых (многобожников), так как и те и другие стремились к получению заступничества от своих объектов поклонения. Заступничество - истина, но это не тот путь для его получения, а есть другие узаконенные пути
22, которые разъяснили Всевышний Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Не относится к правильным, шари’атским путям получения заступничества взятие себе объекта поклонения, помимо Аллаха, которому будут приноситься жертвы, посвящаться обеты, обращаться просьбы о спасении. Это не что иное, как действия первых многобожников и нет разницы (между действиями первых и сегодняшних).
Также из их сомнительных доводов слова: «Первые мушрики не произносили «ля иляха илля Ллах», а что касается сегодняшних поклоняющихся аулия и праведникам, то они говорят слова «ля иляха илля Ллах, Мухаммад - расулюЛлах». Так как же вы уравниваете тех, кто не произносит слова свидетельства с теми, кто их произносит?!»
Мы ответим: «Пресвят Аллах! Эти люди сказали слова «ля иляха илля Ллах, Мухаммад - расулюЛлах», но потом совершили деяния, которые делают их недействительными! Слова «ля иляха илля Ллах» не принесут пользы, кроме как если человек, произносящий их, уберегся от того, что противоречит этим словам. Эти люди произнесли их своими языками, но нарушили их действительность, совершив ширк. Каков же смысл слов «ля иляха илля Ллах»? Правильный смысл этих слов: «нет достойного поклонения кроме Аллаха». А проблема этих (мушриков) в том, что они произносят эти слова, но не понимают их смысла.»
Они поклоняются могилам, аулия и праведникам и, при этом, произносят «ля иляха илля Ллах». Первые мушрики были более знающими о словах «ля иляха илля Ллах» (т.е. их смысле), чем сегодняшние, потому что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их словами: «Скажите «ля иляха илля Ллах», они ответили:
﴿ أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ ﴾
«Неужели он обратил богов в Единственного Бога?» (Сод, 5). Они знали смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах», и также знали, что тот, кто их сказал, непременно должен оставить поклонение кому-либо, помимо Аллаха. А эти нынешние по своему невежеству и глупости объединили между двумя взаимоисключающими вещами: между «ля иляха илля Ллах» и между поклонением кому-либо помимо Всемогущего и Великого Аллаха. Это указывает на то, что они не поняли из смысла свидетельства «ля иляха илля Ллах» даже то, что поняли ранние многобожники. Это предел слабоумия и глупости и нет силы и мощи ни у кого, кроме как от Высочайшего и Великого Аллаха. Страсти вводят человека в заблуждение, и да убережет нас Аллах.
Также к ложным доводам относится то, что они говорят: «Первые мушрики поклонялись деревьям, камням и неодушевленным предметам, а мы обращаемся с мольбами и просим посредством праведных рабов и аулия, у которых есть почет и (высокое) положение перед Аллахом. Мы взяли их себе средствами приближения к Аллаху, потому что Аллах, Велик Он и Возвышен, сказал:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَابْتَغُواْ إِلَيهِ الْوَسِيلَةَ ﴾
«О, вы, которые уверовали! Остерегайтесь (наказания) Аллаха, ищите пути приближения к Нему…» (аль-Маида, 35). Мы взяли (опираясь на этот аят) их средствами приближения». Это и есть их «аргументы».
Мы им ответим: «В Книге Аллаха «Аль-Василя» обозначает подчинение (ат-То’а) и поклонение (аль-‘Ибада). Это то, что приближает к Всемогущему и Великому Аллаху путем подчинения Ему, выполнением Его повелений и оставлением Его запретов. Не является смыслом слова «аль-Василя» взятие посредника между тобой и Аллахом. Не указывают на такой смысл ни Коран, ни Сунна и не сказал подобного ни один из уважаемых обладателей знания. Наоборот, понятие «аль-Василя» в Книге и Сунне - это приближение к Аллаху путем подчинения Ему. Сказал Всевышний:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَابْتَغُواْ إِلَيهِ الْوَسِيلَةَ ﴾
«О, вы, которые уверовали! Остерегайтесь (наказания) Аллаха и ищите аль-Василя к Нему…» (аль-Маида, 35), т.е. пути приближения к Аллаху и подчинению Ему. А что касается того, кто толкует аль-Василя (путь приближения) как взятие посредников, то это ложное, вымышленное толкование, и никто из имамов-толкователей (Корана) не говорил подобного, и вся хвала – Аллаху!
В любом случае все эти сомнительные доводы ничего не стоят и опровергаются (и вся хвала - Аллаху), но, к сожалению, есть те, кто на них опирается.
Также (стоит упомянуть, что) некоторые люди оправдывают их (совершающих ширк) и говорят: «Те, кто поклоняется сегодня гробницам и могилам заслуживают оправдания по невежеству. Их это дело (ширк) – несомненно, запретное, но они – невежды!». Как же много мы сегодня слышим такие слова и читаем в их книгах!
Ответим мы этим людям: «Как же они являются невежественными в то время, как они читают Коран, в котором содержится запрет на совершение ширка и на взятие посредника между человеком и Аллахом, Всемогущ Он и Велик?»
Над тем, до кого дошел Коран, и он является арабом, т.е. понимает его смысл, установлен уже (этим) довод (и он не оправдывается по невежеству). Сказал Всевышний:
﴿ وَأُوحِيَ إِلَيَّ هَذَا الْقُرْآنُ لأُنذِرَكُم بِهِ وَمَن بَلَغَ ﴾
«И внушен мне [Мухаммаду] откровением (от Аллаха) этот Коран, чтобы увещевать им вас [предупреждать о наказании, которое может постичь вас] и (увещевать) тех, до кого он [Коран] дойдёт (до Судного Дня).» (Аль-Ан’ам, 19). Тот, кто является арабом и до него дошел Коран – считается, что над ним уже установлен довод. А тому, кто не является арабом необходимо перевести смысл Корана, чтобы он понял его. Поклоняющиеся могилам и гробницам в арабских странах говорят на литературном арабском языке и даже, может быть, кто-то из них знает наизусть книгу Сибавейхи, знает в совершенстве арабский язык и науку красноречие, но, несмотря на это, всё равно поклоняется могилам. Разве такой (человек) оправдывается по невежеству?!
Больше всего эти могилы и гробницы можно обнаружить (именно) в арабских странах, на языке которых был ниспослан Коран, так как же вы называете их невежественными?! До каких пор (будет для них оправданием) невежество?! Ведь после посланнической миссии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ниспослания Корана исчезла (абсолютная) джахилия, и явились знание и довод. Так может ли заслуживать оправдания по незнанию человек, живущий в странах мусульман, слышащий, читающий и (может даже) заучивший Коран, а также слушающий слова обладающих знанием и это особенно в наше время, когда так развиты средства массовой информации, доносящие слова ученых до людей?! Слышат чтение Корана утром и вечером сегодня те, кто на востоке и на западе! Так как после этого можно сказать: «Поистине, до этих людей не доведен довод»? Как можно сказать: «Эти люди невежды!», вместе с тем, что у некоторых из них есть высшие дипломы по арабскому языку, шари’атским наукам, версиям (къироат) чтения (Корана), правоведению и науке основ (усуль).
Суть в том, что нет у них (на свои заблуждения) довода, а их доказательства - это ложные, ничтожные аргументы перед их Господом. Мы просим Аллаха направить таких людей на правильный путь, указать им на истину и чтобы они оставили упорство, слепое следование и вернулись к книге их Господа и сунне их пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы сделать действительной и достоверной свою религию Ислям и быть из уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а не быть из уммы многобожников и не быть из последователей Абу Джахля и Абу Ляхаба.
В действительности это великий и важный вопрос. И вы, о, рабы Аллаха, читаете и слышите (об этом), а также есть из вас те, кто путешествовал и видел эти немыслимые дела, их проявления многобожия и их идолы. Эти люди, кроме тех, кого пожелал избавить от этого Аллах, не принимают наставление и не прислушиваются к тем, кто призывает их к истине. Дело серьезное и не подобает требующему знания и ученому молчать об этом, наоборот, он должен доводить до людей, разъяснять его им и призывать ко Всевышнему Аллаху. Также на правителях мусульман лежит обязанность вести джихад с этими многобожниками до тех пор, пока религия и всё поклонение не будут посвящаться одному лишь Аллаху.
В чем смысл (нашего) призыва к Аллаху если мы будем молчать о них? Мы призываем их к правдивости (ас-сыдкъ), к оставлению обмана (аль-гъищщ) в покупке и продаже, к оставлению прелюбодеяния (аз-зина) и проявляем безразличие к ширку, не предостерегая их от него? Оставляем (в покое) самый великий и серьезный грех, не начиная свой призыв с таухида и запрета многобожия? Что касается грехов, которые ниже ширка и куфра, то они подпадают под желание Аллаха: если пожелает - простит, а если пожелает – накажет, но придание Аллаху сотоварищей не заходит в категорию грехов, которые Аллах может простить (без покаяния). Такое положение, когда мы начинаем с менее важных вещей (аль-фуру’) и оставляем первоочередные не является путем призыва к Всемогущему и Великому Аллаху. Поистине, первое с чего начинали все пророки свой призыв к Всемогущему и Великому Аллаху – это исправление убеждений. Они не начинали исправление с тех вопросов, которые не принесут пользы из-за отсутствия таухида и правильной ‘акъиды.
Даже если человек оставит прелюбодеяние, распитие спиртного, ростовщичество и все остальные грехи, кроме ширка, то всё это не принесет ему пользы. Точно так же если будет человек совершать днём и ночью молитвы, пожертвует всё своё имущество – никогда это не принесет ему пользы, пока он совершает большой ширк.
А если же у человека есть таухид, искренность перед Аллахом и отсутствует ширк, то даже если он совершил большие грехи, меньшие чем ширк, то надеются на прощение для него, а если он будет подвергнут наказанию за эти грехи, то это наказание не будет вечным. Так как же мы можем оставить такое важное дело, и направиться к тем, которые менее важны и (еще при этом) говорить: «Это призыв к Всемогущему и Великому Аллаху».
Вы знаете состояние призыва на сегодняшний день: множество проповедников, учреждения и центры, но, однако, гробницы всё еще на своих местах, более того – их становится все больше и больше в ислямском мире, а также всё активнее распространяются суфизм и нововведения. Так, где же призыв к Аллаху? Где усердие в распространении истины и его плоды?
Обязательно нужно нам обратить пристальное внимание на такое состояние дел и призывать к Аллаху на основе знаний, начав с того, с чего начинали все пророки и посланники - а это исправление убеждения, а потом уже на нем строить (здание религии). Это так, потому что ‘акъида – это основа и фундамент, а всё, что кроме неё – опирается на этот фундамент и строится на нем. Если эта основа будет в порядке, то и всё здание будет в порядке, а если основа испорченная – строение развалится, и высота этого здания или красота (до падения) не принесут пользу его владельцу:
﴿أَفَمَنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَى تَقْوَى مِنَ اللّهِ وَرِضْوَانٍ خَيْرٌ أَم مَّنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَىَ شَفَا جُرُفٍ هَارٍ فَانْهَارَ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ﴾
«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Ат-Тауба, 109). Это ясный пример для тех, кто основал свою религию на правильной ‘акъиде и праведном намерении, и для тех, кто основал свое строение на ширке и других делах, противоречащих религии Аллаха.
На этом завершаются комментарии, и мы просим Аллаха показать нам истину истиной и помочь следовать за ней и также показать ложь ложью и помочь сторониться её, поистине, Он – Слышащий, Отвечающий (на мольбу).
Вопросы:
Вопрос 1: Некоторые ученые упомянули, что все грехи относятся к малому ширку. Является ли это утверждение правильным?
Ответ 1: Не относятся все грехи к ширку. Среди грехов есть те, которые являются ширком и есть такие, которые не являются ширком. Назвать все абсолютно грехи ширком – это ошибка.
Вопрос 2: Вы упомянули, что ученые, да помилует их Аллах, разногласят в вопросе: «прощается малый ширк или нет?» Какое мнение является верным?
Ответ 2: Более правильное мнение, а Аллах знает лучше, что малый ширк не прощается по причине обобщенности в аяте, однако, совершивший малый ширк не останется навечно в аду как те, кто совершили большой ширк.
Вопрос 3: В каком случае табаррук будет ширком, а в каком случае не будет ширком?
Ответ 3: Будет ширком когда человек имеет убеждение, что благодать (аль-барака) исходит от кого-то, помимо Всемогущего и Великого Аллаха. Например, тот, кто пытается получить благодать от дерева или от камня и считает, что они (сами по себе) даруют это – совершает большой ширк. Тот же, кто убежден, что эти вещи (посредством которых не узаконено совершать табаррук) – причина для получения благодати и, что никто, кроме Аллаха не дает благодать – совершает малый ширк.
Вопрос 4: Считается ли большим ширком или малым ширком принесение человеком животного в жертву у чьей-либо могилы, с желанием и надеждой на ниспослание благодати на это животное?
Ответ 4: Если он принес в жертву животное ради мертвого или ради могилы, то это будет большим ширком. А если он зарезал животное ради Аллаха, но считает, что у этого места есть особое достоинство, то это будет малым ширком и одним из путей, которые могут привести к большому ширку.
Вопрос 5: Есть ли какие-то условия, при которых вероотступничество будет считаться произошедшим?
Ответ 5: Это следующие условия:
1. Чтобы человек не был оправдан по невежеству, как например, тот, до которого не дошло ничего, живущий в обществе, далеком от мусульман и не слышавший ничего. Относительно такого человека вы выносится постановление о ридде до тех пор, пока не разъяснят и не доведут до него, что это - ширк, а это - куфр.
2. Отсутствие принуждения. Если принудили мусульманина сказать то, что является куфром, а вера и убеждения оставались действительными в его сердце, то он оправдывается принуждением:
﴿ إِلاَّ مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإِيمَانِ ﴾
«…кроме (лишь) того, кто был принуждён (сказать слова неверия), а (в то время) сердце его (было) спокойным в вере [в душе он был полон веры и убеждённости]…» (Ан-Нахль, 106)
Вопрос 6: Каково ваше мнение относительно того, кто говорит, что книга «Науакъидуль-Ислям» и книга «Кашфуш-Шубухат» обучают и воодушевляют людей обвинять в неверии и поэтому лучше не преподавать их людям?
Ответ 6: Разве я не говорил вам в процессе урока, что есть такие люди, которые говорят: «Зачем вы обучаете людей подобным вещам? Зачем вы объясняете их? Люди – мусульмане, и достаточно им этого что бы они ни делали.» Это их слова и они – враги таухида, которые ненавидят его и слышать о нём не хотят. Это их цель. Но, несмотря на это, если будет на то воля Аллаха, мы (всё равно) будем преподавать таухид, утверждать это в учебных заведениях и разъяснять в мечетях, не обращая внимания на их отвращение к этому. Это обязанность ученых, а обязанность людей – изучать единобожие, так как это основа религии.
Вопрос 7: Человек делает ду’а кому-то помимо Аллаха. Я сказал ему, что это дело – ширк, но он не ответил (на призыв). Могу ли я вынести решение о том, что он – многобожник, или необходимо, чтобы вынес решение относительно него кто-то из ученых?
Ответ 7: Мы не будем выносить решение относительно него до тех пор, пока не услышим его слова и не исследуем его положение: находится ли он в здравом уме или он – умалишенный? В таких вопросах необходимо возвращаться к ученым и оповестить о нём обладающих знанием в его городе, чтобы они предприняли необходимые меры.
==================================================================
1 - Муслим (186), ат-Тирмизи (2195) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
2 - Это хадис передали Ахмад (24604), аль-Аджурри в «аш-Шари’а» (733), ан-Насаи в «аль-Кубро» (7690), ибну аби ‘Асым в «ас-Сунна» (240). Аль-Альбани, да помилует его Аллах, назвал хадис достоверным. Переданы хадисы от группы сподвижников о такой мольбе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и о том, что сердца - между двумя пальцами Милостивого. См. некоторые хадисы в книгах «аш-Шари’а» аль-Аджурри и в «ас-Сунна» ибну аби ‘Асыма (1/173), а также в «ат-Таухид» ибну Хузеймы (1/187) в главе: «Утверждение пальцев Всемогущему и Великому Аллаху».
3 - Аль-Бухари (3606) и Муслим (1847) со слов Хузайфы ибнуль-Йамана, да будет доволен ими обоими Аллах.
4 - См.: «Маджму’уль-Фатава» (10/153).
5 - «Маджму’уль-Фатава» (10/149).
6 - Муслим (1718) от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.
7 - Аль-Бухари (2697) и Муслим (1718) от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.
8 - Абу Давуд (4607), ат-Тирмизи (2676), Ибн Маджах (42). Сказал имам ат-Тирмизи: «Этот хадис хороший-достоверный».
9 - [Как уже ранее говорилось, в Исляме нет места самосуду и анархии. Убийство вероотступника и лишение его имущества – право правителя мусульман. Такие дела разбирают шари’атские суды (которые есть в ислямских странах), а не кто попало и где попало!
Имам ан-Науауи в комментарии к хадису Хатыба, которого ‘Умар попросил разрешения казнить, сказал: “…также в нем указание на то, что никто не имеет права совершать наказание (хадд) и убивать того, кого необходимо убить, кроме как с разрешения правителя мусульман!” См. “Шарх Сахих Муслим” 7/539.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Никто не имеет права исправлять порицаемое с помощью того, в чем будет больше порицаемого! Как, например, кто-то из людей желает отрезать руку вору, побить пьющего вино, или применять наказания (худуд), ибо если он совершит это, то подобное приведет к смуте и нечестию, поскольку каждый потом начнет бить другого и заявлять о том, что тот заслуживал этого! Необходимо, чтобы подобным занимался именно правитель мусульман!” См. “Мухтасар аль-фатауа аль-мисрия” 579.]
10 - Т.е. передатчик хадиса ‘АбдуЛлах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах. Также эти слова приводятся в восходящем к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, хадисе от Джабира, который приводит имам Муслим (93).
11 - Аль-Бухари (4493), Муслим (92) от ‘АбдуЛлаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах.
12 - [В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллаха, сказал: «Правитель – это щит, за которым сражаются и которым оберегаются. И если он повелевает бояться Аллаха и вершит справедливость, то ему за это полагается награда. Если же он повелевает другое, то это (засчитывается) против него». аль-Бухари № 2957, Муслим № 1841.
Ибн Абу Хатим сказал: “Я спросил своего отца (Абу Хатима) и Абу Зур’у о мнении приверженцев Сунны в вопросе основ религии, о том, на чем они застали ученых всех городов, и в чем они оба убеждены. Тогда они оба ответили: «Мы застали ученых всех городов Хиджаза, Ирака, Шама, Йемена, и их мнение было…» и до слов: «Поистине, джихад осуществляется со времен, когда Аллах, Всемогущ Он и Велик, отправил Своего пророка, мир ему, и до Судного часа вместе с руководителями из числа правителей мусульман, и ничто не сделает его недействительным»”. аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-и’тикъад» 321.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймийя сказал: “Необходимо знать, что правление людьми – это одна из самых великих религиозных обязанностей. Существование религии и устройство мирской жизни возможно лишь при наличии правителя. Интересы людей могут быть соблюдены в полной мере только в том случае, если они объединятся для удовлетворения потребностей друг друга. В таком объединении им никак не обойтись без правителя. Всевышний Аллах обязал приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, однако выполнение этой обязанности возможно только при наличии силы и власти. То же самое касается других предписаний Аллаха – джихада, хаджа, проведения пятничных и праздничных намазов, оказания помощи угнетенному и осуществления предписанных шари’атом наказаний за преступления. Все это возможно только при наличии силы и власти. По этой причине передается, что 60 лет с несправедливым правителем лучше, чем одна ночь без правителя!” См. «Маджму’ аль-Фатауа» 28/390-391.]
13 - Муслим (21) от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах. Также подобный хадис передали аль-Бухари (25) и Муслим (22) от ибну ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, в котором упоминаются молитва и закят.
14 - Хадис привели: Ахмад (4904), ат-Тирмизи (1535), Абу Давуд (3251). Сказал ат-Тирмизи: «Это хороший хадис». Также хадис этот привел аль-Хаким (1/18 и 4/297) и назвал достоверным. Хадис передается от ‘АбдуЛлаха бин ‘Умара, да будет доволен им Аллах.
15 - Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что один человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Если пожелает Аллах и ты». В ответ на это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах!» ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (988).
Ибн Абу Хатим (1/62) в толковании слов Всевышнего: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакъара, 22) передал следующее высказывание Ибн ‘Аббаса: «Равнение с Аллахом других является многобожием, которое более скрыто, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь женщине: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!» или «Если бы не эта собачка, то к нам залезли бы воры» или «Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры». Иногда один человек говорит другому: «Так пожелали Аллах и ты!» А иногда говорят: «Если бы не Аллах и такой-то!» Не связывай происходящие события с кем-либо, потому что во всех этих выражениях есть элементы многобожия» Шейх Сулейман ибн ‘АбдуЛлах назвал иснад хорошим (джеййид).
16 - Хадис передали: Ахмад (11252), Ибн Маджах (4204), аль-Хаким (4/329). Аль-Хаким назвал достоверным, а аль-Альбани назвал хорошим.
17 - [Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения не ощутит благоухания рая (человек), который стремился к познанию того, что (необходимо стараться) узнать ради Всемогущего и Великого Аллаха, преследуя исключительно мирские цели». Этот достоверный хадис передали: Абу Давуд (3664), Ибн Маджах (252). См.: «Сахих Ибн Маджах» (204), «Сахихуль-Джами’» (6159).
От Джабира, да будет доволен ими Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не приобретайте знание, чтобы соперничать с учеными, спорить с глупцами и предпочитать одно общество другому (чтобы оказаться в центре внимания собравшихся). А кто сделает это – тот в огне, в огне!». Этот достоверный хадис передал Ибн Маджах (254). См. «Сахих Ибн Маджах» (206).]
18 - [Динар – золотая монета.]
19 - [Дирхам (дирхем) – серебряная монета.]
20 - Аль-Бухари (2886) от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах.
21 - Хадис передали: ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусоннаф» (15929), ат-Табарани в «аль-Кабир» (8902). Сказал аль-Хейсами в «Маджма’уз-Зауаид» (4/177): «Передатчики хадиса надёжные, вошедшие в «ас-Сахих»».
22 - [Коран и Сунна подтверждают истинность заступничества тех, кем Аллах доволен, за тех, кем Он доволен, и только с Его позволения. Аллах никогда не будет доволен неверующими, которые равняют с Ним других.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслужат твоё заступничество?» Он ответил: «Это те, кто сказал, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от чистого сердца». аль-Бухари (6570).]