Условия неверия - Ибн аль-Усаймин

Ответить
sultan
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Условия неверия - Ибн аль-Усаймин

Сообщение sultan »

УСЛОВИЯ НЕВЕРИЯ


Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин выделил три условия, при наличии которых допустимо обвинение в неверии:


1. Знание. Всякий, кто не знал, что совершённое им является безбожием, не становится неверным, независимо от того, в какой форме оно выражалось. Всевышний сказал: «Мы никогда не наказывали людей, не послав предварительно к ним посланника» (Сура «Перенос ночью», аят 15).

Это означает, что Аллах не станет наказывать своих рабов за ослушание, если до них не дошло ясное знание об этом. Аллах также сказал: «А если кто-нибудь выступает против Посланника и не следует путём верующих, после того, как ему стал ясен прямой путь, то такого Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем в ад» (Сура «Женщины», аят 115).

Поэтому тот, кто находился в заблуждении до того, как ему станет ясен прямой путь, не будет обязательно в числе адских мучеников.

Аллах также сказал:

«Не пристало Аллаху сбивать с пути людей, которым Он указал прямой путь, пока не разъяснит им, чего следует опасаться» (Сура «Покаяние», аят 115).

«Если Мы их (то есть неверных) погубили бы наказанием до его (то есть Мухаммада) появления, тогда они сказали бы: “Почему Ты не направил к нам посланника, чтобы мы последовали за Твоими знамениями до того, как будем унижены и опозорены?”» (Сура «Та Ха», аят 134).

«Каждый раз, когда туда (то есть в ад) заключают толпу людей, стражи спрашивают их: “Разве к вам не приходил увещеватель?” Они отвечают: “Да, увещеватель к нам приходил, но мы отвергли его...”» (Сура «Власть», аяты 8-9).

«[Мы послали] пророков благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] посланники» (Сура «Женщины», аят 165).

Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, любой, кто, услышав обо мне, умрёт и не уверует в то, с чем я послан, будь он из этой общины, иудей или христианин, непременно окажется среди обитателей Огня». Хадис приводит Муслим, Ахмад. Этот хадис подчёркивает то, что если он не слышал о миссии Пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, то может и не оказаться среди обитателей Огня.

‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: «Я услышал, как Хишам ибн Хаким ибн Хизам читал суру "Различение" не так, как её читал я, а Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, обучил меня ей. Тогда я решил разобраться с ним и подождал, пока он закончит, а затем схватил его за верхнюю одежду и отвёл к Посланнику Аллаха. Я сказал: "О Посланник Аллаха! Я слышал, как он читал суру "Различение" не так, как ты меня обучил ей". Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "Отпусти его! Читай!" И он прочёл её так, как я и услышал её от него раньше. Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "Именно так она и была ниспослана", - а затем обратился ко мне и сказал - "Читай!" Когда же я прочёл её, он сказал: "Именно так она и была ниспослана. Ведь этот Коран ниспослан в семи гираатах, и потому читайте тот, что легче для вас"». Хадис приводит Муслим, Ахмад.

Из этого хадиса видно, что ‘Умар усомнился в одном из къираатов Священного Корана, однако он не стал неверным, так как совершил это по причине неведения.

Передают, что Кудама ибн Маз‘ун выпил вино, сочтя его дозволенным, и ‘Умар ибн аль- Хаттаб велел наказать его за это, но не обвинил в неверии. Кроме того, Абу Джундаль ибн Сухейл и несколько его сторонников считали вино разрешённым, опираясь на высказывание Всевышнего: «На тех, которые уверовали и вершили добрые дела, нет греха за то, что они ели...» (Сура «Трапеза», аят 93).

Несмотря на это, учёные не сочли их неверными, а донесли до них истину, и те покаялись.

Шейх Мухаммад ибн Салих также сказал:

«Кто-то может спросить: “Если человек совершил неверие и заявляет о том, что он не знал об этом, то принимается ли это оправдание?” Ответ на этот вопрос требует разъяснения. Если этот человек живёт в отдалённой местности, где некому научить его, то это оправдание принимается от него. Если же он живёт среди людей, обладающих знанием об этом, то оправдание незнанием не принимается. Если человек недавно принял Ислам и живёт среди язычников, поклоняющихся идолам и деревьям, пьющим вино и совершающим прелюбодеяния, и после принятия Ислама считает, что вино разрешено, то мы можем оправдать это его неведением. Если же это заявляет тот, кто живёт среди мусульман, то подобное оправдание не приемлемо, ибо оно явно противоречит очевидному.
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал о некоторых невежественных мусульманах, которые совершают многобожие: “Но по причине того, что распространилось невежество и уменьшились знания о послании среди последующих поколений, их нельзя обвинять в неверии за это (то есть за обращение с мольбой к мёртвым пророкам и праведникам), пока им не станет ясна разница между тем, с чем пришёл Посланник, и тем, что этому противоречит”».
См. книгу «Радд аля аль-Бакри», с. 376. В другом своём труде шейх-уль-Ислам сказал: «Обвинение в неверии может различаться в зависимости от состояния конкретного лица, ибо не всякий совершивший ошибку, еретик, невежда или заблудший является неверным, фасиком или даже просто грешником». См. книгу «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийа», т. 5, стр. 250. Это является важнейшим правилом в этом сложном вопросе».


2. Вторым условием является намерение.

Человек не становится неверным, если он не намеревался совершить неверие. Следует внимательно вникнуть в слово “намеревался”, ибо это крайне важно! Всякий, кто намеревался совершить неверие, становится неверным и безбожником, независимо от того, в какой форме это выражалось. Важно, что он совершил это преднамеренно. Что же касается тех, кто произносит
слова неверия непреднамеренно, то подобное может иметь место в нескольких случаях.

Во-первых, когда человек совершает это в состоянии сильного гнева, в результате чего затупляется его разум. Произнёсший слова неверия в таком состоянии не становится неверным, так как он сделал это непреднамеренно.

Во-вторых, когда человек ликует от радости и произносит слова неверия, не осознавая того, что говорит. Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, рассказывал о человеке, который отправился в путешествие в пустыне и остановился со своей верблюдицей, на которой были его еда и питьё, в опасном месте. Он укрылся в тени дерева, положил голову и заснул под ним. Когда он проснулся, то увидел, что его верблюдица ушла. Он начал искать её: подошёл к одному холму, поднялся на него, но ничего не увидел, затем подошёл к другому холму, осмотрелся и тоже ничего не увидел. Он шёл, пока жара и жажда не уморили его. Тогда он сказал: «Я возвращаюсь туда, где был, и буду спать, пока не умру». Он пришёл к дереву и лёг спать в его тени, отчаявшись найти свою верблюдицу. Он лежал, и когда вдруг он поднял голову, то увидел, что его верблюдица стоит рядом, волоча поводья, а на ней - его провизия, еда и питьё. Он схватил её за поводья и сказал: «О мой Аллах! Ты - мой раб, а я - твой Господь». Хадис приводит Муслим, Ахмад. Он произнёс эти слова от сильной радости, не намереваясь совершить неверие, и поэтому не стал неверным.

В-третьих, человек может быть принуждён совершить неверие против своей воли, и в этом случае он также не становится неверным, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего: «Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принуждён к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере» (Сура «Пчёлы», аят 106).

И нет разницы, был ли он принуждён совершить неверие языком или в делах. Однако существует и хадис о человеке с мухой, который гласит, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, как-то сказал: «Из -за одной мухи один человек вошёл в рай, а другой - в Огонь». Люди спросили: «Как это, о посланник Аллаха?» Он, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Как-то два человека проездом попали в племя язычников, мимо идола которого никому не разрешали пройти, пока он не принесёт ему что-нибудь в жертву. Идолопоклонники сказали одному из путников: "Принеси что-нибудь в жертву!" Он ответил: "Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать". Они сказали: "Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху!" Когда он пожертвовал идолу муху, ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем идолопоклонники сказали другому путнику: "Принеси что-нибудь в жертву!" На это он ответил: "Кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, я никому и ничему не делаю жертвоприношений!" Ему отрубили голову, и он попал в Рай». См. книгу «аз-Зухд» имама Ахмада, с. 15.

Итак, что касается этого хадиса, то в нём говорится о Шариате пророков до Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха. В исламском же Шариате дело обстоит иначе, что видно из вышеупомянутого аята и следующего хадиса Пророка, мир ему и благословения Аллаха, который сказал: «Поистине, Аллах простил для меня моей общине то, что мусульмане совершают по ошибке, по забывчивости и то, к чему они принуждены». Ахмад, Ибн Маджа и аль-Хаким; достоверный хадис.

Если же человек совершил неверие преднамеренно, насмехаясь над религией или проявляя высокомерие перед Аллахом и Его Посланником, мир ему и благословения Аллаха, что имело место во время похода в Табук и о чём упоминается в суре «Покаяние», то он становится неверным.


3. Шейх Мухаммад ибн Салих сказал: «Третье условие состоит в том, что для обвинения в неверии мы должны твёрдо знать, что совершённое человеком является неверием, о чём свидетельствует Шариат, и тогда тот, кто совершил его, заслуживает обвинения в неверии. Если же мы не убеждены в том, что это является неверием, или сомневаемся в этом, то не имеем права считать человека неверным, ибо каждый человек считается мусульманином, пока не доказано обратное. Если мы знаем, что подобное деяние является неверием, но сомневаемся в положении человека, совершившего его, ибо не знаем, можно ли оправдать его поступок неправильным пониманием и неведением или нет, то мы также не считаем его неверным».
______________________________________________________________________

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин:

1. «Лика аль-баб аль-мафтух»;
2. Шарх "Рияд ас-Салихин".
Ответить