الحافظ ابن رجب الحنبلي
كلمة الإخلاص وتحقيق معناها
1) Его имя и прозвище:
Он – предводитель верующих своего времени, знаток хадисов, отречённый от мирского, преподаватель Корана, превосходно овладевший способами его чтения, твёрдый в знаниях ученый, автор замечательных, удивительных сочинений, украшение религии (зейну-д-дин), Абу-ль-Фарадж (это его кунья), ‘Абду-р-Рахман ибну Ахмад ибну ‘Абду-р-Рахман ибну-ль-Хасан ибну Мухаммад ас-Салями аль-Багъдади (по месту его рождения), а затем - ад-Димашкъи (по месту его проживания и смерти), аль-Ханбали (по его мазхабу), известный как «ибну Раджаб (по прозвищу его деда «Раджаб», который родился в этот месяц)».
2) Его рождение, детство и научная деятельность:
Родился в Багдаде в месяце Раби’у-ль-Аууаль в 736 году от хиджры в праведной, наполненной знаниями, благородной и достойной семье. Его отец и дед были одними из ученых мусульман. Он застал своего деда и не раз посещал его уроки в Багдаде в то время как ему было от трёх до пяти лет. Его отец, который был имамом, праведным ученым и мухаддисом, привил ему с самого детства стремление к полезным знаниям, приводя его с собой на научные собрания. Затем в 744 г.х. он вместе со своим отцом выдающимся ученым (аль-‘алляма) Шихабу-д-дином Ахмадом переселился в Дамаск, где впоследствии обучался и получил разрешение на преподавание (иджаза) от шейха Шамсу-д-дина Мухаммада ибну Абу Бакра ибну-н-Накъиба – преподавателя в «аль-Мадраса аш-Шамийя». Также о своей учебе там ибну Раджаб говорил: «Я прочёл книгу «Сунан ибну Маджах» в Дамаске шейху Джамалю-д-дину Йусуфу ибну ‘Абду-Ллах ибну Мухаммад ан-Наблюси»2
Известно, что одним из важнейших методов в приобретении знаний является путешествие к ученым. Сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, так усердно стремились к изучению и уточнению хадисов, что даже проделывали ради этого длительные пути.
Передают со слов ‘Абду-Ллаха ибн Мухаммада ибн ‘Акъиля о том, что он слышал, как Джабир ибн ‘Абду-Ллах, да будет доволен им Аллах, говорил: «Как-то до меня дошёл хадис, который один человек слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда я купил верблюда, снарядил его и выехал в путь, в котором пробыл месяц прежде, чем добрался до Шама. И оказалось, что этим человеком был ‘Абду-Ллах ибн Унайс, да будет доволен им Аллах. (Придя к нему,) я сказал привратнику: «Скажи ему, что у дверей Джабир.» Тот спросил: «(Джабир, который) ибн ‘Абду-Ллах?» Я сказал: «Да.» После этого вышел ‘Абду-Ллах, наступая на свою одежду, и обнял меня, а я обнял его. Я сказал ему: «До меня дошёл от тебя хадис, который ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, касательно расплаты (къисас), и я побоялся, что ты умрёшь или умру я до того, как услышу его!» Он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения люди (или он сказал: «рабы») будут собраны нагими, необрезанными и в положении бухма». (‘Абду-Ллах ибн Унайс) сказал: «Мы спросили: «А что такое бухм?» Он ответил: «Не будет у них ничего с собой. Затем к ним будет обращен голос, который будет слышен из-за близости: “Я – царь, Я – воздающий по заслугам! Никто из обитателей ада не войдёт в ад до тех пор, пока у него есть долг перед кем-либо из обитателей рая, пока Я не взыщу с него! И никто из обитателей рая не войдёт в рай, если у него есть долг перед кем-либо из обитателей ада, пока Я не взыщу с него, даже если речь идёт о пощёчине!”» (‘Абду-Ллах ибн Унайс) сказал: «Мы спросили: «А как мы будем рассчитываться, если мы предстанем перед Великим и Всемогущим Аллахом нагими, необрезанными, не имея ничего?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Посредством благих и плохих дел»».3
И такими же были после сподвижников и таби’ины из числа их учеников. Сообщается, что однажды один человек из Хорасана спросил у имама аш-Ша’би, да помилует его Аллах, о каком-то хадисе. Аш-Ша’би рассказал ему хадис, о котором он спрашивал, а затем сказал: «Возьми этот хадис, я передаю тебе его просто так, тогда как бывало, что люди приезжали в Медину за меньшее, чем это!»4
Аль-Хафиз ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, также не ограничился в приобретении знаний только своим городом, однако довольно много путешествовал, переняв этот метод от праведных предков. Он получил знания от группы ученых его времени из правоведов (аль-фукъаха) и знатоков хадисов в Багдаде, Дамаске, Египте, Мекке, Наблюсе и Иерусалиме (аль-Къудс). Из Дамаска со своим отцом он отправился в Египет, затем в Наблюс, а затем в Иерусалим, взяв в этих городах знания от величайших ученых того времени. В 748 г.х. имам со своим отцом вернулся в Багдад, а в следующем году они вместе отправились в Мекку для паломничества. Там он также приобретал знания, прослушав книгу «Салясият аль-Бухари» от шейха Абу Хафса ‘Умара ибну ‘Али ибну-ль-Халиль аль-Багъдади. В Благодатной Мекке имам также учился у аль-Фахра ‘Усмана ибну Йусуфа ат-Таввазри и других ученых. Затем он вернулся в Дамаск и сопровождал своего шейха ибну-ль-Къаййима до тех пор, пока тот не умер, да одарит его Аллах Своей милостью. Говорил ибну Раджаб: «Я посещал его собрания больше года, пока он не скончался и слышал от него его длинную къасыду «ан-Нунийя», повествующую о сунне и некоторые другие его сочинения».5 В 763 г.х. он отправился в хаджж во второй раз, также переняв знания от известных ученых, и затем снова вернулся в Дамаск, где и продолжал жить, учиться и преподавать. Имам ибну Раджаб стал одним из самых великих ученых, практикующих свое знание, и стал искусным в познании наук, касающихся хадисов, скрытых недостатков (‘иляль) хадисов и их смыслов. Также овладел разными способами (риваятами) чтения Корана, преуспел в таких науках, как: правоведение (аль-фикъх), основы (аль-усуль), отречённость от мирского (аз-зухд), благопристойность (аль-адаб) пока не стал одним из специалистов правовой школы, основанной имамом Ахмадом ибну Ханбалем.
Аль-Хафиз ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, посвящал целиком себя знанию и проводил всё своё время в исследованиях, написании трудов и работ, обучении и в издании правовых суждений (фетвы). Когда ему было всего лишь около 35 лет, он уже вёл преподавательскую деятельность, и обучилось у него знаниям огромное количество людей. Еще при жизни своего отца его назначили вести кружок знания (халякъа) по средам в центральной мечети Бану Умайя. Это было после смерти ибну Къады аль-Джабаля в 771 г.х. Также он преподавал в ханбалитской школе после смерти ибну-т-Такъи в 788 г.х.
3) Его выдающиеся учителя:
Одним из того, посредством чего познаётся положение человека и его место в научном мире – это его шейхи и преподаватели, от которых он взял знания и пользы. Если вы взглянем на учителей аль-хафиза ибну Раджаба, да одарит его Аллах Своей милостью, то увидим, что науки, которыми он овладел, он перенял от больших ученых и имамов своего времени. Вот некоторые из его учителей:
• Его отец – Шихабу-д-дин Ахмад ибну ‘Абду-р-Рахман ибну-ль-Хасан аль-Багъдади, который скончался в 774 г.х.;
• Его дед – Абу Ахмад ‘Абду-р-Рахман ибну-ль-Хасан ибну Мухаммад по прозвищу «Раджаб», который скончался в 742 г.х. Ибну Раджаб взял от него иджазу;
• Шамсу-д-дин Абу ‘Абду-Ллах Мухаммад ибну Аби Бакр ибну Аййуб аль-Ханбали, известный как «ибну Къаййим аль-Джаузийя», который скончался в 751 г.х.;
• Наджму-д-дин Мухаммад ибну Исма’иль ибну Ибрахим ад-Димашкъи, известный как «ибну-ль-Хаббаз», который скончался в 756 г.х.;
• Абу Са‘ид Саляху-д-дин Халиль ибну Кикальди ибну ‘Абду-Ллах аль-‘Аляи аш-Шафи’и, который скончался в 761 г.х. Ибну Раджаб брал у него знания в аль-Къудсе;
• Абу-ль-‘Аббас Ахмад ибну-ль-Хасан ибну ‘Абду-Ллах, известный как «ибну Къады аль-Джабаль», который скончался в 771 г.х.;
• Фатху-д-дин Абу-ль-Хирм Мухаммад ибну Мухаммад ибну Мухаммад аль-Къалянси аль-Ханбали, который скончался в 765 г.х.;
• Фахру-д-дин ‘Усман ибну Йусуф ибну Аби Бакр ан-Нувайри аль-Малики, который скончался в 757 г.х. Ибну Раджаб брал у него знания в Мекке;
Всего же насчитывается более 50 известных шейхов, от которых взял знания аль-хафиз ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью. Примечательно, что одним из его учителей, от которого он взял иджазу в Багдаде будучи еще маленьким, была женщина: Зейнаб бинт Ахмад ибну ‘Абду-р-Рахим аль-Макъдисийя, известная как «бинт-уль-Камаль», которая скончалась в 740 г.х.
Также не лишним будет упомянуть, что ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, относился с любовью и уважением к Шейху-ль-Исламу Ибну Теймийи, написал его биографию, переполненную похвалами, был глубоко привязан к его работам, издавал правовые суждения согласно им и постоянно ссылался на его книги. Говорил хафиз ибну ‘Абду-ль-Хади: «Написал (ибну Раджаб) книгу «аль-Къава’иду-ль-фикъхийя» в один большой том и это очень полезная книга, являющаяся одним из удивительных сочинений своего времени. И она такова, что он постарался объяснить в ней многое. Некоторые даже заявили, что он, обнаружив в разбросанном виде принципы шейх-уль-ислама ибну Теймийи, собрал их вместе, но это не так. Он, да одарит его Всевышний Аллах Своей милостью, был выше этого».6 Но, несмотря на это, хафиз Абу-ль-Фарадж не был его слепым последователем или фанатичным приверженцем, так как сам достиг степени муджтахида.
4) Его известнейшие ученики:
Что касается его самых лучших, искусных, наиболее известных учеников, то это:
• Абу-ль-‘Аббас Ахмад ибну Абу Бакр аль-Халяби, известный как «ибну-р-Рассам» (скончавшийся в 844 г.х.);
• Абу-ль-Фадль Ахмад ибну Насру-Ллах аль-Багъдади (скончавшийся в 844 г.х.);
• ‘Аляу-д-дин ‘Али ибну Мухаммад аль-Ханбали, известный, как «ибну-ль-Ляххам» (скончавшийся в 803 г.х.);
• Сираджу-д-дин Абу Хафс ‘Умар ибну ’Али аль-Ансари, известный, как «ибну-ль-Муляккъин» (скончавшийся в 804 г.х.);
• Зейну-д-дин Абу-ль-Фарадж ‘Абду-р-Рахман ибн Ахмад ибну Мухаммад аль-Мукъри’, известный, как «ибну ‘Аййаш» (скончавшийся в 853 г.х.);
• Зейну-д-дин Абу Зарр ‘Абду-р-Рахман ибну Мухаммад ибну ‘Абду-Ллах аль-Мисри аль-Ханбали, известный, как «аз-Заркаши» (скончавшийся в 846 г.х.);
• Шамсу-д-дин Мухаммад ибну Ахмад ибну Са’ид аль-Макъдиси аль-Ханбали (скончавшийся в 855 г.х.);
Всего же насчитывается более 20 известных учеников имама ибну Раджаба, да одарит его Аллах Своей милостью. Примечательно, что одним из известных учеников, который брал у него знания, упоминают некоторые ученые женщину: Фатыма бинту-ль-Мухаддис Мухаммад ибну ‘Али ибну Мухаммад аль-Бакри, которая скончалась в 851 г.х.
5) Его вероубеждение:
Хафиз ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, придерживался саляфитской7 ‘акъиды, был асаритом8 в манхадже, следуя в этом по пути приверженцев хадиса (ахлю-ль-хадис). Аллах уберёг его от каляма9 и философских течений. Он проявлял великое усердие в стремлении строго следовать по дороге праведных предшественников из сподвижников, таби’инов и имамов прямого пути во всех разделах вероубеждения.
И тот, кто ознакомится с различными его трудами, непременно поймёт, что имам ибну Раджаб придерживался этого благословенного пути праведных предков. Когда шейх разбирает какой-либо вопрос вероубеждения, то указывает и подтверждает в нём мазхаб праведных предков самым ясным образом и самыми правильными выражениями, далёкими от заблуждений нововведенческих сект и ереси философских течений.
Говорил ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, о важности таухида: «Из причин прощения грехов – единобожие (ат-таухид) и это самая великая из причин. Тот, кто лишился таухида – лишился прощения, а тот, кто пришёл с ним, тому дарована величайшая из причин прощения грехов. Сказал Всевышний:
﴿ إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا ﴾
И тот, кто придёт (в Судный день) с грехами, заполняющими собой землю, но с таухидом – того встретит Аллах с таким же огромным прощением. Однако это произойдёт, если так пожелает Аллах, Всемогущ Он и Велик: если Он пожелает, то по милости Своей простит все эти грехи, а если пожелает, то накажет за них. Затем в итоге он не останется навечно в аду, однако выйдет из него и войдёт в рай. Если же таухид раба и его искренность перед Аллахом были полноценными, и он выполнил все его условия своим сердцем, языком и органами или только сердцем и языком перед смертью, то получит прощение всех совершенных прежде грехов и это полностью убережёт его от вхождения в ад».10
Говорил ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, о качествах и атрибутах Всемогущего и Великого Аллаха: «А что касается саляфов и имамов из приверженцев хадиса, то они находятся на достойнейшем пути – а это вера во всё то, чем описал Себя Аллах в Своей книге или описал Его Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это достоверно установлено от него, вместе с отрицанием подобия и приписывания Его атрибутам какого-то образа, как сказали Раби'а, Малик и другие из имамов прямого пути относительно вопроса возвышения Аллаха над Троном (аль-истиуа). Также об этом передаётся от матери правоверных умму Салямы11. Также подобные слова сказали и другие ученые относительно вопроса нисхождения Аллаха на нижнее небо (ан-нузуль). Таковы же их слова и относительно остальных Его качеств. И Аллах, Пречист Он и Возвышен – дарующий успех.»12
Также говорил хафиз, да одарит его Аллах Своей милостью: «Слова саляфов и имамов из приверженцев хадиса единогласны на том, что аяты и достоверные хадисы, в которых упоминаются качества Аллаха необходимо проходить на внешнем смысле так, как они пришли без уподобления (ташбих) и без сравнения (тамсиль), без искажения (тахриф) и без опустошения и отрицания смысла (та’тыль). Сказал Абу Хиляль: «Спросил один человек о некоторых из атрибутов Аллаха, Всемогущ Он и Велик, аль-Хасана, и он ответил: “Проходи их (т.е. веруй в них) без сравнивания”. Также сказал Ваки’: «Я застал Исма’иля ибну Аби Халида, Суфйана и Мис’ара и они рассказывали эти хадисы, и не истолковывали что-либо в них». Также сказал аль-Ауза’и: «Были спрошены Макхуль и аз-Зухри о толковании этих хадисов, и они отвечали: “Проходи их так, как они пришли”». Также сказал Валид ибну Муслим: «Я спросил аль-Ауза’и, Малика, Суфйана и Лейса про эти хадисы, в которых упоминаются качества Аллаха и Къуръан и они отвечали: «Проходи их без того, чтобы задавать относительно них вопрос "Как?"». Также сказал ибну ‘Уйайна: “Чтение того, чем описал Себя Всевышний Аллах – это и есть его толкование. И никто не имеет права разъяснять качества Аллаха, кроме Самого Аллаха, Всемогущ Он и Велик”. Подобных слов саляфов об этом очень много»13
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью: «…а что касается всех тех качеств, которыми описал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Господа, Всемогущ Он и Велик, то всё это – истина и правда, в которую обязательно верить и подтверждать так же, как и всё то, чем описал Себя Сам Аллах, Всемогущ Он и Велик, вместе с отрицанием подобия…»14
Также говорил он, да одарит его Всевышний Аллах Своей милостью: «А что касается пути имамов из приверженцев хадиса и саляфов этой общины, то это признание и вера во все эти тексты и прохождение их так, как они пришли вместе с отрицанием придания им какого-либо образа и уподобления… А тот, кто скажет, что (в этих аятах и хадисах) не имеется в виду внешний смысл, то будет отвечено ему: внешний смысл бывает двух видов: внешний смысл, который подобает творениям и присущ только им. Да, такой внешний смысл не имеется в виду. А что касается такого внешнего смысла этих атрибутов и качеств, который подобает лишь Обладателю величия и почета – то такой имеется в виду, а отрицание такого смысла – это та’тыль…
И всё это понимание появилось по причине предположения, что подробные знания о том, что допустимо употреблять по отношению к Аллаху и то, что невозможно по отношению к Нему, взяты из доказательств разума и не черпаются из того, что пришло от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. А что касается приверженцев сунны и веры, то они знают, что всё это берётся не иначе как из того, с чем пришёл Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и также знают, что то, с чем он пришёл из знаний о Господе – это истина, к которой ничего не надо добавлять и от которой не следует отходить. Также они знают, что нет пути к обретению наставления на истину, кроме как, обратившись к тому, с чем он пришёл. Также они знают, что нет в книге Аллаха и нет в достоверной сунне Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, того, внешний смысл чего является неверием или уподоблением или абсурдом. Наоборот, всё то, что утвердил Аллах в отношении Себя или утвердил в отношении Него Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует – это истина и правда, в которую обязательно верить вместе с отрицанием от Него подобия творениям. Так же, как нет ничего подобного Аллаху в Его сущности – точно так же нет ничего подобного Ему в Его атрибутах. А относительно того, понимание чего вызывает затруднение, необходимо говорить те же слова, за которые похвалил Аллах твёрдых в знаниях. Поистине, они говорят относительно неясного: «Мы уверовали в него [в Коран]; всё [все аяты] – от нашего Господа» (Али 'Имран, 7). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел относительно неясного из книги – возвращать это к тому, кто знает его смысл. А говорит истину и наставляет на прямой путь Один Аллах». 15
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью: «И верным является то, чего придерживались праведные предшественники (ас-саляфу-с-салих) – а это прохождение аятов и хадисов, в которых упоминаются качества (Всемогущего Аллаха) так, как они пришли без их истолкования, без того, чтобы задавать относительно них вопрос "Как?" и без их уподобления (качествам творений). И абсолютно недостоверно от кого-либо из них противоречие этому, а особенно от имама Ахмада. Не пришло от саляфов погружение в пространственные рассуждения об их смыслах и приведение для них примеров даже если некоторые кто жили после смерти имама Ахмада и делали что-то из этого, следуя по пути Мукъатиля (ибну Сулеймана)16, то ведь не следуют ему в этом, а, поистине, следуют лишь за имамами Ислама подобными ('Абду-Ллаху) ибну-ль-Мубараку, Малику, ас-Саури, Аль-Ауза'и, аш-Шафи'и, Ахмаду, Исхакъу, Абу ‘Убейду и им подобным. И в словах всех этих имамов нет ничего похожего на слова мутакаллимов, не говоря уже о словах философов».17
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью: «Из тех атрибутов Аллаха, в которые мы верим и проходим их так, как они пришли – слова Аллаха:
﴿ وَجَاء رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا ﴾
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью: «…один из знающих эту науку (астрономию) выразил возражение хадису (о нисхождении Аллаха на ближнее небо) в последнюю треть ночи, и сказал: "Последняя треть ночи различается в разных странах, и поэтому невозможно, чтобы нисхождение было в конкретное время". И мерзость подобного возражения известна предельной очевидностью из религии Ислам. И если бы Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведные халифы, услышали того, кто так возражает, то даже не стали бы с ним говорить, а поспешили бы наказать его и причислить к числу считающих (истину) ложью лицемеров.» 19
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью, комментируя хадис: “Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете обижены в том, что касается лицезрения Его!”20: «Этот хадис является доказательством на лицезрение верующими Своего Господа в вечном мире так же как указывают на это и слова Всевышнего:
﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾
﴿ كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ ﴾
Говорил имам ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, о вопросе веры (иман): «Большинство ученых говорят, что иман – это слова и дела. На это есть единогласное мнение (иджма’) от саляфов и ученых по хадисам. И имам аш-Шафи’и сказал, что на это указывает иджма’ сахабов и таби’инов. Также об этом сказал и Абу Саур». 22
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью: «Распространённое (машхур) мнение, которое передано от саляфов и приверженцев хадиса заключается в том, что иман – это слово, дело и намерение и, что дела входят в сущность веры. Имам аш-Шафи’и передал на это единогласное мнение сподвижников, таби’инов и тех, кого они застали после них. Праведные предшественники очень сильно порицали тех, кто считал, что дела не входят в иман. Говорил ас-Саури: “Это нововведённое слово! Мы застали саляфов не на этом мнении.”» 23
Говорил ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, о заблуждениях некоторых сект: «Первое разногласие в этой общине было разногласием хариджитов со сподвижниками пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда первые вывели грешных мусульман-единобожников полностью из Ислама. Они назвали их неверными и поступали с ними как с неверными, делая дозволенным их жизнь и имущество. Затем после них появилось разногласие (с истиной) му‘тазилитов, которые стали говорить о среднем положении, заявляя, что грешные мусульмане не относятся ни к неверным, ни к мусульманам. Затем появилось противоречие истине мурджиитов, заявлявших, что мусульманин-нечестивец имеет полноценный иман!» 24
Говорил ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, разъясняя, что саляфы – более знающие, чем поздние поколения и что их путь – самый безопасный и мудрый: «И мы испытаны невежественными людьми, которые убеждены об одном из поздних (ученых), известном своими широкими освещениями вопросов, что он более знающ, чем предшественники. И среди них есть те, кто говорит об одном из людей, что он более знающий, чем сподвижники, и те, кто были после них по причине его множества разъяснений и слов.
И среди этих невежд есть те, кто говорит об этом человеке, что он более знающий, чем известные факъихи, за которыми следуют. И из этого всего вытекает то же самое, что и из того, что было упомянуто ранее, потому что у этих известных факъихов, за которыми следуют, было больше слов, чем у тех, кто был до них. И если тот, кто жил позже этих факъихов, будет более знающим, чем они по причине большого количества слов, то тогда (по этой логике) он, получается, знает больше чем те, кто жил еще раньше, и говорил еще меньше, как ас-Саури, аль-Ауза'и, аль-Лейс (ибну Са'д), ибну-ль-Мубарак и их поколение. Более того, исходя из этого получается, что он будет еще более знающим, чем таби'ины, которые были до них, и даже чем сподвижники, ведь все они говорили еще меньше, чем те, кто пришли после них.
И это великое умаление достоинств праведных предшественников, плохие мысли о них, приписывание их к невежеству и ограниченному знанию и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха! И верно сказал 'Абду-Ллах Ибн Мас'уд о сподвижниках, да будет доволен ими Аллах: "Они были самыми благочестивыми в умме сердцами, и самыми глубокими в познаниях, и меньше всех впадали в неестественные затруднения…" 25 Подобные этим слова переданы также от 'Абду-Ллаха ибну 'Умара.
И в этих словах указание на то, что те поколения, что пришли после сподвижников - меньше знанием, чем они, и больше оказываются в неестественных затруднениях. Сказал также 'Абду-Ллах ибну Мас'уд: "Поистине, вы сейчас живёте в то время, когда много ученых и мало ораторов. А придёт время после вас, когда будет мало ученых, и много ораторов." 26 Тот, у кого много знаний и мало слов - тот хвалим, а тот, у кого мало знаний, но много слов - тот порицаем.» 27
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью: «И кто познал достоинство саляфов, тот понял, что их молчание о том, о чем они умолчали из разных видов слов, множества споров и препирательств и дополнительных ненужных разъяснений, не было вызвано слабостью, невежеством или ограниченностью. Поистине, это было лишь по причине набожности, богобоязненности перед Аллахом и желания заниматься полезным, а не тем, что не приносит пользу.
И нет во всем этом разницы в их словах – будь они в основах религии или её ответвлениях, в тафсире Корана или хадиса, в аскетизме (аз-зухд), в смягчении сердец, в мудрых высказываниях, увещеваниях или других вещах, о которых они говорили.
Кто пошёл по их дороге - последовал прямым путём, а кто пошёл не их путём и зашёл во множество вопросов, исследований, препирательств, пересудов (къиля уа-ль-къаль), то если он признает достоинство саляфов, и признаёт свою недостаточность, то его состояние еще терпимо. Сказал Ияс ибну Му'авия: "Всякий, кто не знает свои недостатки, не иначе как является глупцом". Его спросили: "Какой же твой недостаток?" Он ответил: "Множество слов". Если же такой заявляет, что у него - достоинство, а у саляфов - недостаток и невежество, то он заблудился далёким заблуждением и потерпел величайший убыток». 28
Говорил ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, о блаженстве и мучениях в могиле: «Что касается наслаждения в могиле, то указывают на это Его слова:
﴿ فَأَمَّا إِن كَانَ مِنَ الْمُقَرَّبِينَ فَرَوْحٌ وَرَيْحَانٌ وَجَنَّةُ نَعِيمٍ ﴾
Что касается слов хафиза ибну Раджаба относительно заступничества и его видов, то он подробно поговорил об этом в своей книге «ат-Тахвиф мин-ан-нар» и других книгах. Также он разъяснил, что есть дела, которые будут заступаться за раба, как, например, пост и чтение Корана. 30 Также хафиз ибну Раджаб разъяснил недействительность заступничества идолов за тех, кто им поклоняется: «Неверующие поклонялись наряду с Аллахом идолам, веря в то, что те заступятся за них перед Ним. Так они надеялись приблизиться к Нему, и в наказание за это идолы будут ввергнуты в Ад вместе с ними. Это станет для них мучительным унижением, пределом печали и сожаления. Поистине, если человек получает наказание вместе с тем, кто стал причиной его страданий, то его мучения и скорбь от этого усиливаются.» 31
Говорил ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, о нововведениях: «Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Каждое нововведение – заблуждение” 32 - это из кратких, но содержательных фраз, несущих смысл обобщения, в котором нет никаких исключений. Это великая основа из основ религии. Они подобны его, да благословит его Аллах и приветствует, словам: “Кто внесёт в наше дело то, что к нему не относится – это будет отвергнуто”. 33 Каждый, кто введёт что-то и припишет к религии в то время как у этого нет основы в шари'ате – будет оно ему возвращено, и это будет расцениваться как заблуждение. Религия непричастна к этому. И нет в этом разницы, будь это нововведение в вопросах убеждений или в деяниях или скрытых и явных словах». 34
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью: «То из обрядов поклонений, которое полностью выходит из-под постановлений Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) будет отвергнуто и возвращено совершившему его, и он будет относиться к тем, о ком Аллах сказал:
﴿ أَمْ لَهُمْ شُرَكَاء شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ ﴾
Также говорил он, да одарит его Аллах Своей милостью: «Что касается некоторых слов саляфов в одобрение некоторых нововведений, то речь идет о нововведении в языковом его значении, а не шари’атском. Из числа этого – слова ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который после того, как собрал мусульман в Рамадан за одним имамом в мечети, сказал: «Как же прекрасно это нововведение» 36. Также передается, что он сказал: «Если это является нововведением, то оно хорошее» 37. И когда Убай ибн Ка’б сказал ему: «Такого не было», он ответил: «Я знаю, однако, это хорошее деяние». То есть, он имеет в виду, что такого поступка не было именно в таком виде до этого времени, тогда как сам поступок имел место в шари’ате. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал совершать ночные молитвы в Рамадане, и люди в его время совершали эту молитву разрозненными джама’атами в мечетях, и он сам совершал её со своими сподвижниками в Рамадан не один раз. Однако затем стал удерживаться от этого из-за опасения, что ночная молитва в Рамадан станет обязательной для мусульман, а они не смогут её выстаивать. После же его смерти, да благословит его Аллах и приветствует, уже не было опасности, что эта молитва станет обязательной» .38
6) Его мазхаб в фикъхе:
Хафиз ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, считается одним из самых великих ученых-ханбалитов своего времени, более того «он распространил мазхаб имама Ахмада ибну Ханбаля в Байту-ль-Макъдис (Иерусалиме), а затем и в Дамаске». 39 Не мало ученых описало его словами: «шейх ханбалитов».
Его, да одарит его Аллах Своей милостью, забота о мазхабе имама Ахмада очевидна и он написал о правилах мазхаба удивительную книгу: «Такъриру-ль-къауа’ид уа тахриру-ль-фаваид». Это одно из самых наилучших его произведений по фикъху, которое «указывает на его полноценное знание о мазхабе» 40, как сказал об этом Бурхану-д-дин ибну Муфлих.
Также он написал биографии ученых-ханбалитов, тем самым дополнив книгу «Табакъат ибну Аби Йа’ля», упомянув в ней различные научные пользы.
Принадлежность и отношение имама ибну Раджаба к ханбалитскому толку - вещь настолько известная, что даже нет необходимости упоминать об этом или приводить на это свидетельства, однако, несмотря на это, он не был из его слепых последователей, а как говорят «плыл по направлению, на которое указывает далиль (доказательство)», отдавая предпочтение и считая более правильным то, на что указывает шари’атский текст, даже если это противоречило мазхабу.
Говорил ибну Раджаб: «Что касается противоречия некоторым приказам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по ошибке и не сознательно, проявляя иджтихад, то это имеется у многих уважаемых людей этой общины и учёных, и они не заслуживают греха. Напротив, если проявил иджтихад, то ему полагается награда и ошибка прощается. Но вместе с этим, это не мешает тому, кто узнал приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснить членам общины, что такой-то противоречит посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это исходя из искреннего отношения (ан-насыха) по отношению к Аллаху, Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, ко всей общине мусульман.
Представь, что противоречащий имеет великое положение, и он любим верующими, но, несмотря на это, право посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоит выше его права. И он, да благословит его Аллах и приветствует, имеет больше прав перед верующими, чем они на себя.
Является обязательным для каждого, до кого дошел приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснить для общины и дать им наставление, приказать следовать за посланником Аллаха, даже если противоречащий – один из великих людей этой общины!» 41
7) Его сочинения:
А что касается его произведений и сочинений, то они отличаются высоким, превосходным качеством, замечательным изложением и прелестными выражениями. Они содержат в себе огромное количество польз, великолепных тонкостей, прекрасно упорядочены и разделены на главы.
Ибну Раджаб написал комментарии (шарх) к книге «Сахих аль-Бухари» и назвал эту книгу «Фатху-ль-Бари», в которой он передал много преданий от ранних ученых и имамов, однако, не закончил её, успев дойти только до «Книги похорон». Эти комментарии в виде рукописи входят в книгу «Аль-Кауакибу-д-дурари» в издательском доме «аз-Захирийя» в Дамаске под номером 377, как и другие рукописи помимо этой.
Также он написал комментарии к книге «аль-Джами’ (Сунан) ат-Тирмизи», однако эта книга утеряна практически полностью. Ибну Хаджар писал, что это прекрасное толкование состояло из 10 томов.
Некоторые современники попытались собрать все его работы в одном сборнике, и на данный момент напечатано пять томов, в которые входят тридцать девять посланий и он напечатан в Каире. Также говорят, что количество его книг и работ достигло шестидесяти семи.
Что же касается изданных книг, то перечислим некоторые из них:
1. «Шарх ‘иляль ат-Тирмизи» - издана в Багдаде в 1396 г.х. Книга в двух томах (хотя количество томов может различаться в зависимости от издательства).
2. «Джами’у-ль-‘улюми ва-ль-хикам» - это комментарии к 40 хадисам ан-Науауи с добавлением еще некоторых (а именно восьми) хадисов. Книга также состоит из двух томов.
3. «Зейль табакъат аль-Ханабиля» - издана в Египте.
4. «Аль-къава’иду-ль-фикъхийя» - и это очень хорошая, великая книга, содержащая много польз.
5. «Лятаифу-ль-ма’ариф» - была издана в Египте в 1343 г.х. и в Бейруте в 1409 г.х.
6. «Аль-Истихрадж ли-ахкам-иль-харадж» - была издана в Рияде в «Мактабату-р-рущд».
7. «Нуру-ль-икътибас фи шарх хадис васыйяту-н-Набиййи, салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям, ли-бни ‘Аббас»
8. «Китабу-т-таухид» - это одно из названий данной книги «Тахкъикъ калимату-ль-ихляс». Она также печаталась под названием «Калимату-ль-ихляс уа тахкъикъ ма’наха» в 1302 г.х. в Египте с тахкъикъом шейха Хамида аль-Фиккъи. Затем также печаталась с тахкъикъом шейха аль-Альбани.
9. «Ат-Тахвиф мина-н-нар ва-т-та’риф би-хали дари-ль-бавар» - печаталась несколько раз, и из них – в Дамаске в 1403 г.х.
10. «Ахвалю-ль-къубур» - была напечатана дважды, первый раз в Бейруте в 1405 г.х.
11. «Аль-хикам аль-джадира»
12. «Фадлю ‘ильми-с-саляф ‘аля-ль-халяф»
13. «Щарх хадис: “Ма зиъбани джаи’ан”»
14. «Кащф аль-курба»
15. «Аль-фаркъу бейна-н-насыхати ва-т-та’йир»
16. «Гъайату-н-наф’и би-шарх хадис тамсилю-ль-муъмин би-хамат-из-зар’»
17. «Таслийяту-н-нуфус»
18. «Ихтияру-ль-авля»
19. «Аль-Хущу’ фи-с-саля»
20. «Аль-Махаджжату фи сейр ад-дальджа»
21. «Тафсир сура ан-наср»
22. «Тафсир сура аль-ихляс»
8) Похвала учёных в его адрес:
Воистину, отозвались с похвалой о нём учёные из его современников, а также другие, жившие позже. Говорили о нем, перечисляя его качества, признавая его достоинство, знание, аскетизм и набожность.
Сказал о нём ибну Хаджар аль-‘Аскъаляни: «Неразлучно сопровождал нашего шейха Зейну-д-дина аль-'Иракъи, много слушал от него хадисы. Он был глубоко разбирающимся в науке о хадисах, осведомленным касательно имён передатчиков, их биографий, скрытых недостатков хадисов, их цепочек и знания об их смыслах».
Также сказал он: «Он был поклоняющимся, выстаивающим добровольные ночные молитвы, уединяющимся от людей, не смешивающимся с ними и не захаживающим ни к одному из власть имущих42 ».
Сказал о нём аль-‘алляма ибну Худжжа: «Он овладел наукой хадиса в такой степени, что стал самым знающим в свое время в исследовании путей хадисов и их недостатков»
Сказал о нём аль-‘алляма ибну Насыру-д-дин ад-Димашкъи: «Шейх, предводитель, выдающийся ученый, аскет, благой пример, знаток хадисов, достойный доверия обладатель основательных знаний, кладезь польз для хадисоведов, увещеватель мусульман»
Сказал о нём аль-‘алляма аль-‘Улейми: «Он – шейх, предводитель, который был подобен луне в ночь полнолуния, аскет, знаток хадисов, старейшина ислама, один из замечательных авторов, кладезь польз для хадисоведов, достойный доверия обладатель основательных знаний, превосходный, практикующий свое знание ученый, пример набожности (для людей своего времени), украшение этой нации и религии, увещеватель мусульман»
Также сказал он: «Собрались вокруг него (представители) всех групп (т.е. его слово было принято со стороны всех течений), а сердца наполнились любовью к нему»
Сказал о нём Хафиз ас-Суюты: «Предводитель, знаток и специалист по хадисам, увещеватель».
Сказал о нём ибну Муфлих: «Шейх, выдающийся ученый, хафиз, аскет, шейх ханбалитов».
9) Его смерть:
Аль-Хафиз ибну Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, умер в ночь на понедельник четвёртого числа месяца Рамадан в 795 г.х. Также (по другой версии) говорят, что он умер в ночь на понедельник четырнадцатого числа месяца Рамадан в Дамаске. Он был похоронен на кладбище «Бабу-с-сагъир» рядом с могилой правоведа, аскета, шейха Абу-ль-Фараджа ‘Абду-ль-Вахида ибну Мухаммада аш-Ширази аль-Макъдиси.
Вызывает удивление то, что произошло с ним незадолго до смерти, как рассказал об этом ибну Насыру-д-дин: «Воистину, поведали мне со слов человека, который копал могилу для ибну Раджаба, что он пришел к нему за несколько дней до смерти и сказал: «Раскопайте для меня вот здесь могилу с нишей (аль-ляхд)» и указал на кусок земли, в котором затем и был похоронен. Сказал тот человек: «Я выкопал могилу и после того, как я закончил, ибну Раджаб спустился в могилу, лег там и она ему понравилась. Он сказал: «Это отлично!», а затем вылез». Далее человек, раскопавший могилу, сказал: «Клянусь Аллахом, не прошло и несколько дней, как вдруг его принесли на погребальных носилках мертвым, и мы положили его в ту самую нишу»» .43 Эта история указывает на его отречённость от этого мира и на то, что он готовился к смерти и ожидал её прихода в любой момент.
Да вознаградит Аллах его щедро, принесет пользу рабам его сочинениями и да соединит его с Пророками, мучениками, правдивыми и праведниками и как прекрасно это общество! О, Аллах, ответь на мольбу!
1 - См.: «ар-Радду-ль-уафир» (с.176) ибну Насыру-д-Дина, «ад-Дурар аль-камина» (2/428) ибну Хаджара, «аль-Макъсыду-ль-аршад» (2/81) ибну Муфлиха, «аль-Манхадж аль-Ахмад» (5/168) аль-‘Уляйми и др.
2 - См.: «аз-Зейль ‘аля табакъат аль-Ханабиля» (2/341).
3 - Ахмад (3/495), аль-Хаким (2/437), аль-Бухари в «аль-Адабу-ль-муфрад» (326). Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Хаким, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, аль-Мунзири, Ибну-ль-Къаййим и др. См. «аль-Мухтара» (2912), «ас-Сава’икъу-ль-мурсаля» (489), «ат-Таргъиб уа-т-тархиб» (1/404).
4 - [Муслим 154.]– Здесь и далее в квадратных скобках примечания переводчика.
5 - См.: «аз-Зейль ‘аля табакъат аль-Ханабиля» (2/448).
6 - См.: «аль-Джаухар аль-мунаддад» (с.49).
7 - [Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по пути саляфов, т.е. придерживается того, на чем был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его благородные сподвижники и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах: «Я прекрасный саляф (предок) для тебя». Муслим (2/234).
Маймун рассказывал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Маймун, не ругай саляфов (сподвижников), и тогда ты войдешь в Рай с миром!» Ибну Абу Хатим (2/356)]
8 - [Асарит (асарий) – это тот, кто следует по следам саляфов. Абу Хурайра рассказывал: “Однажды пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: “О, посланник Аллаха, кто является наилучшими из людей?” Он сказал: «Я и те, кто со мной». Его спросили: “А затем кто?” Он ответил: «Те, кто следует асару», повторив свои слова трижды”. Ахмад (3/155), Абу Ну’айм (2/78). Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут.
Об этом же говорил и Ибн Мас’уд, сказавший: «Следуйте по нашим следам (аль-асар) и не придумывайте нововведения, поистине, для вас достаточно (того, на чем были мы)!» Ибн Уаддах в «аль-Бида’» (12, 14), Уаки’ в “аз-Зухд” (315). Иснад достоверный.]
9 - [Калям – это религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах, доводах разума и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны. Сказал имам Ахмад, да одарит его Аллах Своей милостью: «Тот, кто занимается калямом не преуспеет. Тот, кто занимается калямом, непременно впадёт в джахмизм» См.: «аль-Ибана» (2/538)]
10 - См.: «Джами’у-ль-‘улюми уа-ль-хикам» (3/247).
11 - Слова умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, об истиуа приводят аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикъад ахлю-с-сунна» (3/397), ас-Сабуни в «’Акъидату-с-саляф» (с.81) и др. Аз-Захаби говорит, что от неё это сообщение не достоверно. Сказал ибну Теймийя, что иснад этого сообщения не таков, чтобы можно было на него опираться. См.: «аль-‘Улюв» (с.65), «Маджму'у-ль-фатауа» (5/365).
12 - См.: «Фатху-ль-Бари» (5/105-106).
13 - См.: «Фатху-ль-Бари» (173).
14 - См.: «Ихтияру-ль-авля» (с.40-41)
15 - См.: «Фатху-ль-Бари» (5/100).
16 - Мукъатиль ибну Сулейман ибну Бишр аль-Бальхи. Был известен как толкователь Корана. Сказал ибну-ль-Мубарак: «Каким прекрасным был бы его тафсир если бы Мукъатиль был достойным доверия». Ан-Насаи сказал: «Лжецы, известные выдумыванием хадисов, это: Ибну Аби Йахья из Медины, аль-Уакъыди из Багдада, Мукъатиль ибн Сулейман из Хорасана и Мухаммад ибн Са'ид из Шама». См. «Мизан аль-и'тидаль», (3/562). Упоминали все, кто писал его биографию, что от него было распространено мнение о приписывании Аллаху тела (ат-таджсим). Ибну Теймийя, да одарит его Аллах своей милостью, также упоминал о том, что ученые обвиняли Мукъатиля во лжи, однако, что касается таджсима и ташбиха, то он пришел к выводу, что это не установлено от него и приписано ему. Это сказали о нём его враги из отрицающих атрибуты Аллаха джахмитов и другие. Ему приписали ташбих, но он непричастен к этому. А Аллах знает лучше. См.: «Маджму‘у-ль-Фатауа» (13/387), «Минхаджу-с-сунна» (2/618), «Сияр» (7/201).
17 - См.: «Фадлю ‘ильми-с-саляф» (c.33)
18 - См.: «Фатху-ль-Бари» (5/102).
19 - См.: «Фадлю ‘ильми-с-саляф» (c.23)
20 - Аль-Бухари (554), Муслим (632).
21 - См.: «Фатху-ль-Бари» (3/133).
22 - См.: «Фатху-ль-Бари» (1/19).
23 - См.: «Джами’у-ль-‘улюми уа-ль-хикам» (1/21), «Фатху-ль-Бари» (1/5,6).
24 - См.: «Джами’у-ль-‘улюми уа-ль-хикам» (1/72).
25 - См.: «Джами’у байани-ль-‘ильми ва фадлих» (с.368) ибну ‘Абду-ль-Барра.
26 - Привёл Абу Хайсама в «аль-'Ильм» (с.135), аль-Бухари в «Аль-Адабу-ль-муфрад» (с.267). Аль-Хафиз назвал достоверным в «аль-Фатх» (10/510).
27 - См.: «Фадлю ‘ильми-с-саляф» (c.146)
28 - См.: «Фадлю ‘ильми-с-саляф» (с.161)
29 - См.: «Ахвалю-ль-къубур» (с.6, 43, 58)
30 - См.: «ат-Тахвиф мин-ан-нар» (с.207, 208), «Фатху-ль-Бари» (2/22-25), «Лятаифу-ль-ма'ариф» (с.182).
31 - См.: «ат-Тахвиф мин-ан-нар» (с.105).
32 - Ахмад (4/126), ибну Маджах (1/15) и др. См.: «ас-Сахиха» (2/647) шейха аль-Альбани.
33 - Аль-Бухари (3/167), Муслим (3/1343).
34 - См.: «Джами’у-ль-‘улюми уа-ль-хикам» (2/291).
35 - См.: «Джами’у-ль-‘улюми уа-ль-хикам» (1/142, 143).
36 - Аль-Бухари (2/252).
37 - Ибну Са'д в «ат-Табакъат» (5/42). См.: «Саляту-т-тарауих» аль-Альбани (с.42).
38 - См. «Джами’у-ль-‘улюми уа-ль-хикам» (2/291).
39 - Ибну Насыру-д-Дин в «ар-Радду-ль-уафир» (с.180)
40 - См.: «аль-Макъсыду-ль-аршад» (2/82).
41 - См.: «аль-Хикам аль-Джадира» (126).
42 - [Сам хафиз ибну Раджаб писал: «Саляфы запрещали входить к правителям даже для тех, кто желал повелевать им ободряемое и запрещать порицаемое. Из числа тех, кто это запрещал были ‘Умар ибну ‘Абду-ль-‘Азиз, Ибну-ль-Мубарак, ас-Саури и др. А Ибну-ль-Мубарак говорил: «Мы не считаем запрещающим порицаемое того, кто входит к правителям, и считаем таковым того, кто от них отдаляется». Причина этого была в том, что есть опасение искушения для входящего к ним. Ведь когда человек от них далеко, он относится к ним с порицанием, побуждает их к благому, и проявляет к ним строгость. Но когда он приближается к ним, то его душа склоняется к правителю и начинает его любить, особенно если он обойдется с ним мягко». См.: «Шарх хадис ма зиъбан джаи’ан» (с.53).
Хафиз ибну ‘Абдуль-Барр, упомянув слова саляфов, запрещавших приближаться к правителям, сказал: «В хадисах, указывающих на порицание входить к правителям, речь идет о несправедливом и нечестивом правителе. А что касается справедливых правителей, то вхождение к ним и помощь им в благих делах является из наилучших благих дел. Разве ты не знаешь, что ‘Умара ибну ‘Абду-ль-‘Азиза сопровождали наилучшие ученые!» См.: «Джами’у-ль-баяни-ль-‘ильм» (1/227).
Те же из саляфов, которые входили и к несправедливым правителям тоже, делали это потому, что старались добиться от них блага для Ислама и мусульман и говорили им истину. Ибну Аби Хатим рассказывал: «Однажды имаму Малику сказали: “Ты входишь к правителю, тогда как он несправедлив?!” Он ответил: ”Да помилует тебя Аллах, а кто же тогда будет говорить ему об истине?!». См.: «аль-Джарху уа-т-та’диль» (1/30).]
43 - См.: «ар-Радду-ль-Вафир» (с.107).