ГЛАВА 2 - Разъяснение смысла таухида и видов таухида
Раздел 4: ТАУХИД АЛЬ-АСМА УА-С-СЫФАТ
3. Опровержение взглядов тех, которые отрицают имена и атрибуты Аллаха или отрицают часть имен и атрибутов Аллаха.
Третий пункт в этой главе – это опровержение взглядов тех, которые отрицают имена и атрибуты Аллаха или отрицают часть имен и атрибутов Аллаха.
Есть три наиболее известные крупные группы, которые отрицают имена и атрибуты Аллаха: отрицают либо полностью, либо в той или иной степени.
1⃣ Первая группа – аль-джахмия (джахмиты).
Джахмиты – это последователи человека, которого звали Аль-Джахм ибн Сафуан.
Они полностью отрицают имена Аллаха (Субхана уа Тааля). Для них имена – это нечто сотворенное, отдельное от Аллаха. Они отрицают имена так же, как отрицают и все атрибуты Аллаха, кроме одного – Существование (аль-Вуджуд). Все остальные же атрибуты они отрицают. Таковы джахмиты.
2⃣ Вторая группа – это му’тазилиты.
Му’тазилиты – это последователи человека по имени Уасила ибн Ата.
Почему они названы му’тазилитами? Потому что Уасиль ибн Ата и его товарищи сидели в кружках на занятиях у аль-Хасана аль-Басри. Хасан аль-Басри – это известный табиин, великий ученый этой уммы, родившийся в доме Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), которая была женою пророка ﷺ. Итак, они сидели в его научном кружке, занимались у него, но разошлись с ним во взглядах и отделились (от арабского глагола «и' тазала» – «отделяться») от него, и поэтому они названы му’тазилитами.
Они чуть-чуть легче, чем предыдущие. Они подтверждают наличие у Аллаха имен, но они говорят:
«Имена Аллаха – это просто слова, это просто названия без смысла. Они не указывают на какие-то атрибуты. Ар-Рахман, но без Рахмы – Милостивый, но без Милости; аль-Басир – Видящий, но без Зрения; ас-Сами’ – Слышащий, но без Слуха». И т.д.
То есть они считали, что Сами’ – это то же самое, что Рахман, Рахман – то же самое, что Рахим. Это просто синонимы, и каждое отдельное имя не имеет какого-то своего смысла и не указывает на какой-то атрибут. Так говорят они (му’тазилиты).
А атрибуты (сыфаты) Аллаха они отрицают так же, как и джахмиты. Но если джахмиты оставляют один атрибут «Существование» (аль-Вуджуд), то эти признают еще два (помимо аль-Вуджуд), то есть у них их три.
3⃣ Третья группа, которая нарушает таухид аль-асма уа-с-сыфат – это ашариты (аль-ашария) и матуридиты (аль-матуридийа) и те, которые за ними последовали.
Ашариты – это те, которые считают себя последователями мазхаба (пути, школы) каляма – это так называемая исламская философия «аль-калям», как они ее называют – одна из школ Абу Хасана аль-Ашари. Но они являются последователями его учения до того момента, когда он совершил тауба (покаяние) и вернулся к учению Ахлю сунна уаль-джама’а, к учению саляфу ас-салих, то есть праведных предшественников. Они же остались на каком этапе его учения? На том этапе, когда он еще не совершил тауба, не вернулся к учению Ахлю сунна уаль-джама’а. То, что они считают себя его последователями – это не совсем верно, а более верно, что они последователи его какого-то жизненного этапа.
И матуридиты – последователи человека по имени Абу Мансур аль-Матуриди.
В чем расхождение этой группы: ашаритов и матуридитов – с учением Ахлю сунна уаль-джама’а в вопросах таухида аль-асма уа-с-сыфат?
Они утверждают имена Аллаха и утверждают некоторые атрибуты Аллаха, отрицая остальные. Если открыть любую ашаритскую или матуридитскую книгу, то мы видим там некоторые атрибуты сущности: семь – у ашаритов, восемь – у матуридитов. Все остальные они отрицают.
Ашариты – это как бы те, которые ушли от школы му’тазилитов и направились в сторону учения Ахлю сунна уаль-джама’а, но не дошли до него и остались где-то посередине, не дойдя до учения Ахлю сунна уаль-джама’а и праведных предшественников.
Что объединяет все эти три группы, и где тот камень преткновения или та ошибка, на которых строятся заблуждения всех этих трех групп, почему они все отошли от правильного представления в вопросах имен и атрибутов Аллаха?
У всех один и тот же пункт, у всех одно и то же, на чем они споткнулись: они думают, что избегают уподобления Аллаха творениям, потому что у творения есть некоторые имена или есть некоторые атрибуты, которые называются так же, как они называются у Аллаха. Например, у Аллаха есть Руки, и у творений есть руки. И они говорят:
«Раз называется одинаково, то есть в названии - общность, в смысле - общность, то это означает и общность самой сути».
Понятна их ошибка?
Они говорят:
«Если что-то называется одинаково у Аллаха и у творений, и смысл, на который указывает, тот же самый – это означает, что и сущность этого та же самая. А раз сущность этого та же самая, то отсюда следует, что творение подобно Творцу. Это значит, что нужно сделать две вещи:
- Либо как-то тексты Корана и Сунны, где рассказывается об именах и атрибутах Аллаха, отклонить от их очевидного смысла (захир) и сделать трактовку (таъуиль). Например, у Аллаха есть Лик (Уаджх) и у творения есть лик (уаджх), и смысл у них одинаковый, раз так, значит и Лик Аллаха, и лик творений одинаковы по своей сущности, значит происходит уподобление Аллаха творениям, и поэтому нужно от этого убегать. Убегать куда? Первое – сделать таъуиль, т.е сказать, что мы не признаем очевидный смысл (захир). И значит должны сказать, что Лик Аллаха – это Сущность Аллаха (Зат). Или сказать, что Рука (Йад) – это Милость Аллаха (Ни'ма) или Мощь (Кудра). То есть необходимо таким образом истолковать атрибуты, иначе получается, что Аллах подобен творениям.
- Либо второй путь: сказать, что мы не знаем смысл текстов, рассказывающих об атрибутах Аллаха, то есть сделать тафуид, сказав, что смысл атрибутов знает только Аллах, Субхана уа Тааля. Да, у Аллаха есть две Руки (Йадан), говорится: «Его две Руки распростерты» (5:64), но что такое «Руки» мы не знаем, и только Аллах знает, что такое «Руки». Но в любом случае нельзя понимать эти тексты согласно их очевидному смыслу, а нужно это знание о смысле препоручить только Аллаху».
Итак, причины, почему эти группы отклонились от правильного пути в вопросах имен и атрибутов Аллаха, потому что, по их представлению, утверждать наличия у Аллаха атрибутов – это значит уподоблять Аллаха творениям.
«Как можно сказать, что Аллаха есть Рука и у творения есть рука, называется так же и означает то же самое, что и у творений?» - говорят они. Они представляют себе какие-то руки, а потом ужасаются и говорят:
«Нет, у Аллаха нет Руки. И нужно либо сказать, что мы не знаем, что Аллах имеет в виду под словом "рука" (йад), и только Аллах знает, что это такое (то есть сделать тафуид - препоручить знание о смысле только Аллаху). Либо нужно сделать трактовку (таъуиль) и отклонить атрибут от его очевидного смысла. Под Рукой Аллаха иметь в виду Мощь Аллаха или Милость Аллаха».
На этом сомнении построено их заблуждение.
Если коснуться истории отрицания имен и атрибутов Аллаха, то первыми были не джахмиты, а первыми, кто отрицал имена Аллаха, были мушрики-курейшиты, к которым пришел Мухаммад ﷺ
В суре ар-Ра‘д Аллах ниспослал аят:
«Так Мы отправили тебя к народу, до которого жили другие народы, чтобы ты прочел им то, что Мы внушили тебе в откровении, но они не уверовали в Милостивого». (Коран, 13:30)
Почему Аллах ниспослал этот аят? Рассказывается, что когда курейшиты услышали, что пророк Мухаммад ﷺ упомянул имя Аллаха «Ар-Рахман», они высказали свое порицание и стали отрицать это, поэтому Аллах ниспослал аят: «они не уверовали в Милостивого (Рахман)».
Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире упоминает, что этот аят был ниспослан по поводу Худейбиского мира, который заключил пророк Мухаммад ﷺ в 6 году хиджры, когда он отправился, чтобы совершить Умру, но курейшиты не дали ему войти в Мекку для совершения Умры. Потом было заключено 10-летнее перемирие между мусульманами и мушриками Мекки. И когда секретарь (писец) записал текст договора и начал писать «БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим…», тогда сказали курейшиты:
«Кто такой Рахман, мы не знаем, мы отрицаем это. Пиши: «Во имя Твое, о Аллах».
Ибн Джарир передает от Ибн Аббаса, что когда пророк ﷺ находился в суджуде, взывая к Аллаху, и говорил «Йа Рахман, Йа Рахим», мушрики, услышав это, стали смеяться и говорить:
«Этот говорит, что поклоняется одному Богу, а почему-то взывает к двоим (к Рахману и к Рахиму)».
И тогда Аллах в суре аль-Исра ниспослал аят:
«Скажи: «Взывайте к Аллаху или взывайте к Милостивому! Как бы вы ни взывали к Нему, у Него — самые прекрасные имена». (Коран, 17:110)
Поэтому в суре Фуркан говорит Аллах:
Когда им говорят: «Падайте ниц перед Милостивым!» — они говорят: «Что такое Милостивый? Неужели мы будем падать ниц перед тем, кому ты нам приказываешь?» (Коран, 25:60)
Итак, эти мушрики-арабы являются предшественниками джахмитов, му’тазилитов и ашаритов в этом заблуждении, потому что они отрицают то, что утвердил Аллах для Себя. Аллах говорит, что это у Меня есть, это Мое имя или это Мой сыфат (атрибут), а они говорят «нет». Плох предшественник и плох последователь.
Итак, это о том, кто заблудился в этом вопросе и почему.
Теперь мы должны дать им ответ на их заблуждения, дать опровержение их заблуждению.
✔Первый пункт, в котором мы дадим ин ша'а Ллах опровержение тому, что они говорят.
Во-первых, Аллах утвердил для Себя определенные имена и атрибуты. И пророк ﷺ утвердил в своей Сунне определенные имена и определенные атрибуты для Аллаха. Поэтому тот, кто отрицает какие-либо имена или атрибуты Аллаха, все или часть из них, тот значит отрицает то, что утверждают Аллах и Его посланник ﷺ. Что это, как не противодействие и вражда с Аллахом и Его посланником ﷺ?
Это первое: если Аллах и его посланник ﷺ утвердили, то как они могут это отрицать?!
✔Второй пункт
Из наличия у творений атрибутов, которые так же называются, как и у Аллаха (Субхана уа Тааля), или то, что творения называются какими-либо именами, которые есть у Аллаха (Субхана уа Тааля), не вытекает подобия атрибутов Аллаха атрибутам творений. У Аллаха имена и атрибуты, которые соответствуют Ему, а у творений – имена и атрибуты, которые соответствуют им и их уровню. Точно так же, как у Аллаха есть Сущность (Зат), и у творений есть сущность (зат). Никому не придет в голову сказать, что Сущность Аллаха такова, как сущность творений. Так вот, говорить об атрибутах Аллаха – это то же самое, что говорить о Его Сущности. Точно так же, как в сущности нет подобия, точно так же и в атрибутах нет подобия. Если атрибут у творения называется так же, как и атрибут у Аллаха, и имеет такой же общий смысл, это не значит, что этот атрибут такой же по своей сущности, например, что Рука Аллаха, как рука творений. Из этого не вытекает это. У Него имена и атрибуты, которые не похожи на имена и атрибуты творений. Общность в названии или общем смысле не означает общности в сущности.
Если скажем, что у творения есть нога, то каждый из нас представит ногу по-разному: кто-то представит ногу слона, кто-то представит ногу муравья, кто-то представит ножку стола и т.д. Название одинаковое, общий смысл – одинаковый, НО СУЩНОСТЬ РАЗНАЯ. Нога слона не подобна ноге муравья. Если таково положение даже среди творений, то что тогда говорить о разнице между атрибутами Аллаха (Субхана уа Тааля) и атрибутами творений?! Если атрибуты называются одинаково и имеют одинаковый общий смысл - это не значит, что атрибуты имеют одинаковую сущность или одинаковый образ, или одинаковый полный смысл. Нет, они имеют разную сущность, разный образ, разный полный смысл.
Аллах называет Себя в Коране Алим (Знающий), называет себя Халим (Кроткий) и называет некоторых Своих рабов в Коране алим и халим. Аллах говорит про Исхака:
«Воистину, мы принесли тебе благую весть об умном (знающем) мальчике».(Коран,15:53)
В аяте имеется в виду, что Ибрахим (мир ему) был обрадован вестью о рождении сына Исхака (мир ему).
Сказано про другого сына Ибрахима (мир ему) – Исмаиля (мир ему):
«Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном (кротком) мальчике» (Коран, 37:101)
Итак, Аллах называет себя в Коране Алим и Халим и называет Исхака алим, а Исмаиля – халим. Но это не значит, что Алим Аллах такой же, как алим Исхак. То есть, Алим не как алим (Знающий не как знающий), а Халим Аллах не как халим Исмаиль. Аллах сообразен Своему величию, творение сообразно своему статусу. То есть из общности названия или из общности общего смысла не вытекает общность образа, сущности. Одинаковость не вытекает отсюда. Поэтому это их сомнение беспочвенно.
«Когда мы отрицаем атрибуты Аллаха, тем самым мы пытаемся отдалить Аллаха от уподобления творениям», - говорят они, и эти их заявления беспочвенны и несостоятельны.
Аллах говорит про Себя:
«Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий».(Коран, 31:28)
В то же время Аллах говорит про Свои творения:
«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и видящим». (Коран, 76:2)
Слышащий Аллах не таков, как слышащий человек. Слышащий не подобен слышащему, Видящий не подобен видящему.
Аллах называет Себя в Коране Рауфу р-Рахим (Сочувствующий, Милостивый):
«Воистину, твой Господь — Сочувствующий, Милостивый». (Коран, 16:47).
И некоторых Своих рабов в Коране Он называет сочувствующими и милостивыми. Про пророка ﷺ Он говорит:
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сочувствующий и милостивый к верующим».(Коран, 9:128)
Но Рауфу р-Рахим не таков, как рауфу р-рахим. Рахим не таков, как рахим, Рауф не таков, как рауф. То есть, если имя Аллаха звучит так же, как и имя творения, то это не значит, что они по своей сущности одинаковы. Отсюда не вытекает подобия Аллаха творениям.
Это что касается имен. Перейдем к атрибутам.
Пример с атрибутом Аллаха, Субхана уа Тааля. Есть атрибуты, которыми Аллах описывает Себя в Коране и описывает творения точно таким же атрибутом, называется так же и основной смысл такой же. Говорит Аллах:
«И они не постигают ничего из Его знания» (Коран, 2:255)
Атрибут – Знание (Ильм). То есть Аллах описывает Себя атрибутом Знание, но в то же время и творения Аллах описывает атрибутом знание в Коране. Говорит Аллах:
«И даровано вам из знания только немного». (Коран, 17:85)
Значит и у творений есть атрибут ильм (знание). Атрибут называется одинаково и имеет один общий языковой смысл, но Ильм Аллаха – это не ильм людей. Из одинакового названия или из одинаковости общего смысла не вытекает подобия. Поэтому это их сомнение беспочвенно.
Еще пример – атрибут Къууа (Сила). Аллах описывает Себя атрибутом Къууа (Сила) и говорит:
«Поистине, Аллах — Податель надела, Обладатель силы, Мощный!» (Коран, 51:58).
Но Аллах так же говорит и про некоторых людей:
«Аллах — Тот, Кто создает вас из слабости (создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он наделяет вас силой, а потом заменяет ее слабостью и сединой». (Коран, 30:54)
Итак, у творений тоже есть атрибут къууа (сила). Но из общности названий и из общности языкового смысла не вытекает общность образа, не вытекает подобия, не вытекает одинаковость полного смысла.
Итак, подытоживая, скажем: имена и атрибуты Аллаха соответствуют Его Величию; имена творений и их атрибуты соответствуют их уровню. Из общности в названии и из общности в основном языковом смысле не вытекает общность сущности и не вытекает подобие.
✔Третий пункт.
Они отрицают атрибуты Аллаха, Субхана уа Тааля, которые указывают на Его совершенство. Тот, у кого нет атрибутов совершенства, не может быть истинным иляхом (истинным Богом). Поэтому Ибрахим, мир ему, сказал своему отцу про идолов:
«Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?» (Коран, 19:42)
Джахмиты же и му’тазилиты говорят, что у Аллаха нет ни Слуха, ни Зрения. Тот, у кого нет атрибутов совершенства, не может быть истинным иляхом. Поэтому Ибрахим, мир ему, сказал про этих истуканов, что они не могут быть (истинным) иляхом, потому что у них нет атрибутов совершенства. Или те, которые поклонились тельцу из сынов Исраиля. Говорит Аллах:
«Разве они не видели, что он не разговаривал с ними и не наставлял их на прямой путь?» (Коран, 7:148)
То есть он (телец) не обладал атрибутами совершенства. Аллах, Субхана уа Тааля, чьи Слова не иссякаемы, обладает атрибутом Речь. А этот телец не может ни говорить, ни вести прямым путем.
Итак, тот, кто не обладает атрибутами совершенства, тот не может быть истинным Богом.
✔Четвертый пункт.
Утверждая атрибуты Аллаха, мы тем самым утверждаем Его совершенство. Отрицание же атрибутов Аллаха означает недостаток. Аллах, Субхана уа Тааля, далек от того, чтобы у Него не было атрибутов: ни слуха, ни зрения, ни знания, ни милости, ни других атрибутов. И Он далек от того, чтобы Его атрибуты были несовершенны.
Итак, четвертый аспект – это то, что, подтверждая атрибуты Аллаха, мы тем самым подтверждаем совершенство, отрицание же – это, наоборот, приписывание Аллаху недостатков.
✔И пятый пункт.
На таъуиль
(трактовка, отклонение от очевидного смысла /захир/) нет никакого далиля. И это очень важно. Раз нет никакого далиля, то значит, что это ложь и это несостоятельно. Кто дал тебе право сказать, что под Ликом (Уаджх) Аллах имеет в виду Свою Сущность (Зат)? Кто дал тебе право сказать, что под Рукой (Йад) Аллах имеет в виду Мощь (Къудра)? Где довод, где пророк ﷺ сказал об этом? Пророк ﷺ не знал об этом, а ты знаешь? Или он умолчал об этом, а ты не можешь умолчать?
Значит, мы говорили выше, что они совершают две вещи: либо они делают таъуиль (отклоняют от очевидного смысла в сторону какого-то другого смысла), либо они делают тафуид (говорят, что смысл имен и атрибутов нам неизвестен). Это также опасно. Почему? Потому что из этого следует, что Аллах обращается к нам в Коране словами, которые мы не понимаем, и в то же время говорит нам:
«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен». (Коран, 7:180)
Аллах приказывает нам взывать к Нему Его именами, и как мы будем взывать, если мы не знаем, что они обозначают? Это значит, что Аллах обращается к нам в Коране словами, которые мы не понимаем и не знаем их смысл. Аллах говорит:
«Неужели они не размышляют над Кораном?» (Коран, 47:24)
А в размышления над Кораном входит размышление над именами Аллаха и Его атрибутами, о Величии Его, о Милости. И Аллах приказывает нам вдумываться в Коран, размышлять над Кораном. И как мы сможем делать это, если мы не понимаем смысл, если мы будем говорить:
«Не знаем, что это означает. Здесь какие-то слова, и смысл этих слов знает Аллах» ?
Итак, и таъуиль (трактовка), и тафуид (отказ от понимания смысла) опасны. На первое нет никакого довода, значит, это говорить об Аллахе без знаний. И второе – это говорить, что Аллах, обращаясь к нам, приказывает нам то, чего мы не понимаем.
Отсюда из этих пяти аспектов ответа, данных джахмитам, му’тазилитам, ашариатам и матуридитам, вытекает, что является обязательным подтверждать имена и атрибуты Аллаха сообразно Его Величию, отрицая их подобия именам или атрибутам творений. Потому что
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ
«Нет (никого и) ничего подобного Ему».
И в этом аяте Аллах как будто дважды говорит:
«Нет ничего подобного Ему, нет ничего подобного Ему». И после этого Он говорит:
وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«И Он – Всеслышащий и Всевидящий».
В этом аяте Аллах отрицает от Себя подобия творениям, но в то же время утверждает в отношении Себя атрибуты.
Этот аят собственно и дает нам правило в вопросах имен и атрибутов Аллаха, что из утверждения атрибутов не следует уподобления. Если Аллах в первой части аята говорит, что «Нет (никого и) ничего подобного Ему», а во второй – «И Он – Всеслышащий и Всевидящий», то это значит, что из утверждения атрибутов не следует подобия. Этот аят указывает нам на обязательность утверждения атрибутов Аллаха, сочетающуюся с обязательностью отрицания подобия их атрибутам творений. И это позиция Ахлю сунна уаль-джама’а в вопросах отрицания и утверждения имен и атрибутов Аллаха.
И правило Ахлю сунна уаль-джама’а, на котором мы закончим: Утверждение без уподобления
(то есть утверждаем атрибуты без уподобления), и отдаление Аллаха от недостатков и от подобия, но без отрицания Его атрибутов, без трактовки и искажения.
Это был краткий экскурс в понимание Ахлю сунна уаль-джама’а Таухида аль-асма уа-с-сыфат.