Шейх Мухаммад Али Фаркус

Ответить
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Шейх Мухаммад Али Фаркус

Сообщение Aleesh »

Шейх Мухаммад Али Фаркус: Заключения из сферы джарха и та'диля являются следствием иджтихада
abu__maryam писал(а): Вопрос шейху Мухаммаду `Али Фаркусу (да хранит его Аллах):

"Вопросы, в которых есть разногласия среди учёных, относительно дискредитации (Джарха) и похвалы (Та'диля) каких-то конкретных личностей или не хорошие отзывы учёных друг о друге, берут ли такой же хукм вопросов фикъха, построенных на иджтихаде? Так, что грудь должна быть раскрытой противоречащему, без поношения в его адрес и находить (его словам, действиям) оправдания и понимать их с лучшей стороны, так же, рассмотреть его слова с той стороны, что правильны ли они или ошибочны, а не опорочивать и обвинять в нововведенчестве (бид`а)?"

Ответ:
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня, а затем:

Слова учёных, в области дискредитации «Джарх» и похвалы «Та`диль», так же не хорошие отзывы учёных друг о друге, всё это является следствием иджтихада, относительно чего (учёные) могут быть правыми а могут и ошибаться.
Большой знаток религии, имеющий право самостоятельно выносить суждения (Муджтахид), берёт награду за своё суждение (иджтихад); если же его суждение окажется ошибочным, то ему полагается одна награда. В любом случае, он заслуживает награду, а грех с него спадает. И это, исходя из слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и его решение окажется правильным, ему полагается двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда». (Бухари 6916, Муслим 4487)

И это, относится к тем вопросам, за которыми должно последовать то, что пришло в вопросе, а это то, что бы грудь была раскрытой противоречащему, не должно быть поношении, и нужно находить ему оправдания и понимание ( к его словам) должно быть с хорошей стороны.
Потому что, основа в учёных, это то, что они праведные и справедливые. Но, может изойти от них опорочение, которое не берётся в счёт, по причине страстей, их пути и проходы очень тонкие, и защищённый это тот, кого защитил Аллах.

Сказал имам аз-Захаби: "Мы не говорим о том, что имамы «Джарха и Та'диля» защищены от редкой ошибки или строгих слов в отношении тех, с кем у них вражда между собой и сильная ненависть. Ведь известно, что многие слова имамов друг о друге выкинуты и не берутся в счёт. Особенно, если надежность человека подтвердили многие из тех, кто известен своей справедливостью". (См. Сияр А`лям ан-Нубаля 41-7/40)

Так же, сказал имам аз-Захаби в другой книге: «Не надо обращать внимание на плохие слова учёных друг о друге, живших в одно время и особенно, если тебе стало ясным, что причина этому - вражда, фанатизм к какому либо мазхабу или зависть. Никто не спасся от этого кроме тех, кого защитил Аллах. И я не знаю, что какое-то поколение спаслось бы от этого, кроме пророков и праведников. И если бы я захотел, то привел бы относительного этого целые тетради». (См. Мийзан аль-И`тидаль 1/111)
Говорит ибн `абдуль-Барр: "Тот, чья праведность удостоверилась, его надежность в знаниях утвердилась и стала очевидной его забота к знаниям, то не надо обращать внимание на слова, сказанные против него, только если не будут приведены явные доказательства, посредством которых можно его дискредитировать, как это бывает при свидетельстве и как поступают при видении воочию». (См. Джами` байан аль-`Ильм уа фадлихи 2/152)

Так же, не правильно понимать правило «Разъясненному «Джарху» отдается предпочтение над похвалой» абсолютно, так, что не будет браться в счёт другое правило «Слова ученых друг о друге, живших в одно время, следует свёртывать и не передавать». Потому что, является правильным то, что если дискредитация (Джарх), не несёт в себе прямые и явные доказательства, то праведность и надёжность того, в отношении кого был сделан «Джарх» остаётся сохранённой и особенно, если количество хвалящих превосходит над количеством тех, кто делают ему «Джарх».
Говорит Таджу-д-Дин ас-Субки: «Следует строго остерегаться того, что бы понимать правило: « «Джарху» отдаётся предпочтение над «Т`адилем» абсолютно. Правильным является то, что если утвердилась надёжность и праведность человека и количество хвалящих его, превосходит над количеством порицающих, и имеется нечто такое, что указывает на то, что причиной «джарха» является слепое подражание мазхабу и т.п., то на такой «джарх» не надо обращать внимание». (См. Табакъат аш-Шафи`ия 1/188)
Так же, он добавил - да помилует его Аллах - сказав: «Мы объяснили тебе, что «джарх» не принимается, даже если разъяснит его, и это в отношении того, чьё подчинение преодолело ослушание, количество хвалящих больше чем количество порицающих, те, кто утверждают его надёжность больше бракующих, и (тем более) если это по причине мирского соперничества, что бывает между соперниками и т.д. . И тут, не надо обращать внимание на слова ас-Саури и др. в адрес Абу Ханифы, Ибн Абу Зиба и др. в адрес имама Малика, Ибн Ма`ина в адрес аш-Шафи`и, ан-Насаи в адрес Ахмада ибн Салиха и др. Если бы мы использовали правило «Джарху отдаётся предпочтение над Та`дилемм» абсолютно, без никаких границ, то никто не спасся бы из имамов. Ведь нет имама, которого бы не опорочили и не раскритиковали». (См. Табакъат аш-Шафи`йя 1/190)

А если был установлен ясный довод касательно его ошибки и его слова были поставлены перед Кораном и Сунной, после чего он всё равно остался в противоречии Корану и Сунне, то его слова должны быть отвергнутыми, и не следует из этого, исходя из правил, которые установили учёные, выносить решение о том, что он приверженец нововведений и вышел из Ахли Сунны только потому, что он ошибся в вопросах, касающихся убеждения или практичных вопросах.
А если он проявит упорство в отношении своей ошибки и его ослушание станет очевидным, то разъяснённому «джарху» отдаётся предпочтение над похвалой, потому что этот «джарх» содержит в себе дополнительные знания.

Потом, если нам не ясно, что подразумевает и имеет в виду противоречащий, то в этом случае надо посмотреть на биографию этого муджтахида, если она хорошая, то его словам следует находить оправдание и понять их с хорошей стороны, исходя из слов Аллаха: «На хорошей земле растения растут по воле ее Господа» (аль-А`араф 58)
А если же его биография плохая, то его словам не надо находить оправдания и понимать их следует с плохой стороны, исходя из слов Аллаха: «а на плохой земле они растут с трудом». (аль-А`араф 58)

А если нам известно, что он подразумевает, однако он в невежестве относительно шариатского хукма в этом вопросе, то обязательным является ему воздержаться от этого и не разрешается ему говорить без знании. Знание это то, что несёт в себе доказательство и подкрепляет его довод.

А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
http://ferkous.com/home/?q=fatwa-685
_________________

Ссылка для скачивания через сторонние ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=UuQiibPIcVk
Ответить