Тафсир ас-Са'ди (рахимаху-Ллах): Сура 15 - "аль-Хиджр"
"Сообщи им также о гостях Ибрахима (Авраама). Они вошли к нему и сказали: «Мир!». Он сказал: «Воистину, мы опасаемся вас». Он сказал: «Какова же ваша миссия, о посланцы?». Они сказали: «Мы посланы к грешным людям. И только семью Лута (Лота) мы спасем целиком, кроме его жены.
Мы решили, что она останется позади»"
Сура "аль-Хиджр", 51-52, 57-60
Когда гости сообщили Ибрахиму радостную весть о рождении мудрого мальчика, святой пророк понял, что они являются посланцами, которые выполняют Божье поручение. Тогда он спросил их: "
Какова ваша миссия? С какой целью вы отправлены на землю?".
Ангелы сказали, что им велено покарать народ, который совершал отвратительные грехи и тяжкие преступления. Речь идет о народе
Лута. А перед этим они собирались вывести из города пророка
Лута и всех его домочадцев, кроме его престарелой жены, которой было суждено остаться в числе тех, кто заслужил наказание.
Услышав эту весть, пророк
Ибрахим попытался уговорить Божьих посланцев не спешить с наказанием и вернуться. И тогда ему было сказано: «
О Ибрахим (Авраам)! Оставь споры, ибо твой Господь уже отдал приказ, и их постигнут неотвратимые мучения».
Сура "Худ, 76. А затем ангелы продолжили свой путь.
"Когда посланцы пришли к Луту (Лоту), он сказал: «Воистину, вы – люди незнакомые». Они сказали: «Но мы явились к тебе с тем, в чем они сомневались. Мы принесли тебе истину, и мы говорим правду. Среди ночи выведи свою семью и сам иди вслед за ними. И пусть никто из вас не оборачивается.
Ступайте туда, куда вам приказано»"
Сура "аль-Хиджр", 61-65
Когда ангелы явились к
Луту, он не сразу узнал их. Они сообщили ему, что принесли наказание, в котором сомневались его неуверовавшие соплеменники. Они не явились для забавы и развлечений, а принесли истину и говорили правду.
Затем они велели пророку
Луту вывести семью из города под покровом ночи, когда все люди будут спать, дабы никто не узнал об этом. Им было приказано не оборачиваться, спешить и следовать туда, куда им будет велено.
Очевидно, с ними был проводник, который указывал им, куда следует идти.
"Мы объявили ему приговор о том, что к утру все они будут уничтожены. Жители города пришли, ликуя"
Сура "аль-Хиджр", 66-67
Когда жители города услышали о появлении в доме
Лута прекрасных гостей, они стали радоваться и поздравлять друг друга, превкушая, что скоро смогут овладеть ими. Они были склонны к совершению содомского греха и намеревались совершить эту мерзость с гостями
Лута.
Придя в дом святого пророка, они стали искать возможность соблазнить его гостей. Тогда
Лут попросил Аллаха избавить его от нечестивцев.
"Он сказал им: «Это – мои гости, не позорьте же меня. Побойтесь Аллаха и не унижайте меня»"
Сура "аль-Хиджр", 68-69
Побойтесь Бога, ибо это – самое главное. Но если вы совершенно не испытываете страх перед Аллахом, то хотя бы не позорьте меня перед гостями. Отнеситесь к ним почтительно и не совершайте свои отвратительные поступки перед ними.
"Они сказали: «Разве мы не запрещали тебе укрывать людей?».
Он сказал: «Вот мои дочери, если вы хотите этого»"
Сура "аль-Хиджр", 70-71
В ответ на просьбу святого пророка не позорить его перед гостями, нечестивцы лишь вспомнили, что некогда они уже запрещали ему принимать у себя гостей. Они угрожали наказать его, если он ослушается их, и считали, что теперь они имеют право поступить с ним таким образом.
Ситуация была настолько тревожной, что
Лут предложил своим соплеменникам присмотреться к его дочерям. Однако они не придали его словам никакого значения. И поэтому далее Аллах обратился к Пророку
Мухаммаду и сказал:
"Клянусь твоей жизнью! Они слепо блуждали, опьяненные. А на восходе солнца их поразил вопль.
Мы перевернули город вверх дном и обрушили на них каменья из обожженной глины"
Сура "аль-Хиджр", 72-74
Они были настолько опьянены порочной страстью, что не обращали внимания на упреки и порицания.
И когда пророку
Луту стало ясно, насколько ужасно их неверие, он перестал переживать за своих соплеменников и покорился воле своего Господа.
Под покровом ночи он вывел своих домочадцев из города, и они обрели спасение. Что же касается остальных жителей города, то они были подвергнуты наказанию на восходе солнце. Именно в это время наказание оказывается самым мучительным.
Аллах перевернул город вверх дном. А тех, кто пытался бежать из города, поразил каменный дождь.
"Воистину, в этом – знамения для зрячих"
Сура "аль-Хиджр", 75
Эти знамения видят только люди, обладающие проницательностью и здравым мышлением. Они осознают истинное предназначение этих знамений и понимают, что если рабы Аллаха будут ослушаться своего Господа и совершать такие великие мерзости, то Аллах подвергнет их наказанию.
Это наказание будет самым отвратительным, поскольку они дерзнули совершить самое отвратительное преступление.
"Воистину, они жили прямо на дороге из Мекки в Сирию. Воистину, в этом – знамение для верующих."
Сура "аль-Хиджр", 76-77
Город пророка
Лута располагался на караванном пути, известном каждому, кто путешествовал по этим странам. А история пророка
Лута стала удивительным знамением для верующих. Из этой истории можно сделать много полезных выводов.
Она повествует о том, как Всевышний Аллах заботился о своем возлюбленном
Ибрахиме. Дело в том, что
Лут был одним из тех, кто уверовал в
Ибрахима и последовал его путем. Он был словно учеником
Ибрахима.
И по этой причине, когда было решено покарать народ
Лута, который заслужил самое суровое наказание, Аллах велел своим посланцам до этого навестить
Ибрахима, сообщить ему радостную весть о скором рождении ребенка и рассказать ему о своей миссии.
По этой же причине
Ибрахим попытался уговорить посланцев отложить наказание, но когда ему велели прекратить, он смиренно удовлетворился решением Господа.
Сострадание и жалость по отношению к соплеменникам также могли возникнуть в сердце пророка
Лута. А для того, чтобы этого не произошло, Аллах пожелал, чтобы нечестивцы пробудили в нем гнев и ненависть.
И закончилось это тем, что пророк
Лут стал с нетерпением дожидаться наступления утра, и даже ангелы сказали ему: «
Их срок выйдет утром. Разве утро не близко?».
Сура "Худ", 81.
Из этой истории также следует, что если Всевышний Аллах собирается погубить неверующий народ, то Он позволяет им творить злостные преступления и вершить беззаконие. Когда же они достигают предела, Аллах обрушивает на них суровое наказание, которое они заслужили своими злодеяниями.