Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Сообщение A'mash »

Бисми-Лляхи-Ррахмани-Ррахим

Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Всевышний Аллах сказал: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано. Клянусь Господом неба и земли, что это является истиной, подобно тому, что вы обладаете даром речи!» (аз-Зарият 51: 22-23).
Всевышний Аллах также сказал: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6).
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах завершил четыре вещи для сына Адама: его облик, нрав, удел и срок». ат-Табарани в “аль-Аусат” 1560, аль-Къуда’и в “аль-Муснад” 601. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4200.
Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 10/27, аль-Къуда’и в “аль-Муснад” 1151. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2085.
Однако многих мусульман интересует определение понятия «ар-ризкъ», что имеет отношение к нему, касается ли это именно пропитания, или же это включает в себя также имущество, одеяние и все прочее, что достается человеку из благ мира этого?
Чтобы понять это, необходимо обратиться к значению этого термина в языковом и шариатском определении.

Определение понятия «ар-ризкъ»
Следует отметить, что языковое и шариатское определение понятия «ар-ризкъ» одинаковы. Слово «ар-ризкъ» множественное от «аль-арзакъ» применяется к любому благу, которое было даровано человеку Всевышним в мире этом или в мире ином. См. “аль-Муфрадат” 194.
Сказал Ибн Манзур: “ар-Ризкъ – это все, что поддерживает жизнь всякого существа, будь это материальным благом или же духовным”. См. “Лисан аль-‘араб” 10/115.
Итак, «ар-Ризкъ» – это все, что было даровано Аллахом Его творениям, независимо от того, приобрели они это путем заработка, или же не приложив никакого усилия. Со слов Халида ибн ‘Ади (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кому-то досталось от его брата-мусульманина что-то благое без просьбы и желания, то пусть примет это и не отвергает. Ведь поистине, это удел, который направил ему Аллах». Ахмад 4/220, Ибн Хиббан 854, аль-Хаким 2/62. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар, имам аш-Шаукани, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль. См. «Ахкам ас-сугъра» 373, «Тахридж аль-Ихья» 4/255, «аль-Исаба» 1/409, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1005, «ас-Сахих аль-муснад» 333.
Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти. А затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным». аль-Бухари 3208, Муслим 2643.
Шейх Ибн ‘Усаймин в комментарии к этому хадису сказал: “Слово «ар-ризкъ» в данном случае – это то, чем пользуется человек, и ризкъ бывает двух видов: Ризкъ, который поддерживает тело, и ризкъ, который поддерживает религию. Ризкъ, который поддерживает тело – это еда, питье, одежда, жилье, средство передвижения и тому подобное. А ризкъ, который поддерживает религию – это знание и вера. И в данном хадисе речь идет про оба вида ризкъа”. См. “Шарх аль-арба’ина ан-Науауия” 101.
Одним словом, понятие «ар-ризкъ» является всеобъемлющим, включающим в себя как мирские блага, так и духовные. К этому имеет отношение то, что человек кушает, надевает, приобретает, одним словом все, что он использует во благо себе. См. “аль-Му’джам аль-икътисад аль-ислями” 83.
Как и имущество – это ризкъ, как сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254).
Также и вера – это ризкъ, религиозные знания, благой нрав, праведная жена, все это ризкъ. Как и награда, которой удостоится мусульманин в Судный день также является ризкъом. Всевышний Аллах об этом сказал: «Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (ат-Талякъ 65: 11).
Более того, даже приобретенное запретным способом является ризкъом, однако такой вид ризкъа является запретным и обернется вредом для получившего такой ризкъ. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Слово «ар-ризкъ» означает: то, что сделал дозволенным Всевышний Аллах для раба и даровал ему это. Также под этим словом подразумевается то, чем питается раб. Касательно первого случая – это слова Аллаха: «Которые расходуют из того, чем Мы одарили их» (аль-Бакъара 2: 3). И слова: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254). В данном случае речь идет о дозволенном ризкъе, и к нему не имеет отношение вино и прочий запрет. Второй вид, это то, о чем сказал Аллах: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6). Всевышний Аллах наделяет уделом и животных, однако не описывает их теми, кто владеет чем-то или тем, что Он сделал это дозволенным для них. Ведь на животных нет никакой обязанности. Точно так же и дети, и сумасшедшие, однако их ризкъ не является приобретенным ими или запретным для них. Но, запретным является некоторое из того, чем питается раб, и это также из числа ризкъа, о котором известно Аллаху, что он употребляет его... Запретный ризкъ так же из числа того, что установил Аллаха, и что записали на роду ангелы, и это имеет отношение к тому, что желает Аллаха и творит. Но вместе с тем, это то, что запретил Аллах, и пожирающий запретное заслуживает гнев Аллаха, порицание и наказание в зависимости от заслуженного им”. См. “Маджму’уль-фатауа” 8/545.
Всевышний Аллах сказал: «Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и благой удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (ан-Нахль 16: 67).
Всевышний не включил в данном аяте одурманивающие напитки в благой удел, разделив их.
Одним словом, Аллах установил два вида ризкъа: дозволенный и запретный, но дал выбор Своим творениям, какой ризкъ они выберут для себя.
К запретному ризкъу имеет отношение как заработанное на запретном, даже если на эти деньги затем были куплены дозволенные продовольствия, так и употребление запретного в основе, как спиртное, заколотое не с именем Аллаха, свинину и т.п.
Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (ат-Талякъ 65: 2-3).

Значения слова «ар-ризкъ» в Коране
Слово «ар-ризкъ» упоминается в Коране сто двадцать раз. См. “аль-Му’джам аль-муфахрас ли-альфаз аль-Къуран аль-карим” 311.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Толкователи Корана упоминали, что слово «ар-ризкъ» в Коране приходит с десятью значениями.
Одно из значений – это «дар», и об этом слова Всевышнего: «Которые расходуют из того, чем Мы одарили их» (аль-Бакъара 2: 3). И слова: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254).
Второе значение – это «еда», и об этом слова Всевышнего: «Всякий раз, когда им (обитателям Рая) будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”» (аль-Бакъара 2: 25).
Третье значение – это «завтрак и ужин», и об этом слова Всевышнего: «Они не услышат там (в Раю) празднословия, но услышат приветствие миром. Для них там приготовлен их удел утром и вечером» (Марьям 19: 62).
Четвертое значение – это «дождь», и об этом слова Всевышнего: «В смене ночи и дня, в уделе, который Аллах ниспосылает с неба и посредством которого Он оживляет землю после ее смерти, и в смене ветров есть знамения для людей разумеющих» (аль-Джасия 45: 5).
Пятое значение – это «расходование», и об этом слова Всевышнего: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (аль-Бакъара 2: 233).
Шестое значение – это «фрукты», и об этом слова Всевышнего: «Каждый раз, когда Закарийя входил к ней (Марьям) в молельню, он находил возле нее пропитание» (Али ‘Имран 3: 37).
Седьмое значение – это «награда», и об этом слова Всевышнего: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Али ‘Имран 3: 169). И слова: «Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (ат-Талякъ 65: 11).
Восьмое значение – это «Рай», и об этом слова Всевышнего: «А удел твоего Господа лучше и долговечнее» (Та ха 20: 131).
Девятое значение – это «посев и скот», и об этом слова Всевышнего: «Скажи: “Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть – дозволенной?”» (Юнус 10: 59).
Десятое значение – это «благодарность», и об этом слова Всевышнего: «Неужели вы не веруете в это повествование и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» (аль-Уакъи’а 56: 81-82)”. См. “Нузхатуль-а’юн ан-науазыр” 324-326.

И в завершении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
abu Numeyra
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 01 мар 2015, 10:15

Re: Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Сообщение abu Numeyra »

Ассаляму алейкум! ДжазакАллаху хайр! А насколько правильно просить Аллаха об увеличении ризка?
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Сообщение sultan »

abu Numeyra писал(а):Ассаляму алейкум! ДжазакАллаху хайр! А насколько правильно просить Аллаха об увеличении ризка?
Уа алейкума салям уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Вопрос №190097: Есть ли специальная молитва для увеличения своего удела /ризкъ/?

Совершить два рака‘ата молитвы, в каждом рака‘ате которой прочесть хвалу Аллаху один раз, свидетельство о единобожии один раз. Совершая их, дольше пребывать в состоянии поясного и земного поклона, а после молитвы сказать: «О Славный, о Единый, о Щедрый! Обращаюсь к тебе с именем Мухаммада, Твоего пророка, пророка милости, да пребудет с ним и его родом благословение. О Мухаммад, о посланник Аллаха, я посредством тебя обращаюсь к Господу своему, Господу всего и вся, к Аллаху. О Аллах, прошу тебя благословить Мухаммада, его род, прошу тебя о щедрой милости из милостей Твоих, прошу Тебя о разрешении и широком уделе, который бы помог мне исповедовать религию и обеспечивать своих детей»? Есть ли такая молитва?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: В достоверной Сунне ничего не известно о специальной молитве для увеличения удела. Молитва, которая описана в вопросе, является нововведением. Нововведением является то новое, которое кто-то, кроме Аллаха, желает внести в Его религию. Нововведение категорически запрещено.

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: “Последователи Сунны и единой общины говорят, что каждое слово и действие, которые достоверно не передается от сподвижников, является нововведением. Если бы в подобных делах было благо, то они опередили бы нас в этом. Они не оставили ни одного благого дела, которое не совершили бы раньше нас”. См. "Тафсир Ибн Касир", 7/278-279.

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: “В наше время много нововведений в поклонении. (Несмотря на то,) что основой в вопросах поклонения является их точное следование Корану и Сунне. Ничто не считается узаконенным без доказательства. То дело, которому доказательства нет, считается нововведением. Так как пророк, , сказал: «Если кто внесет в это наше дело то, что не относится к нему, то оно (это дело) отвергнуто» (аль-Бухари и Муслим). Видов поклонения, которые практикуют сейчас, и которому нет доказательств, очень много…”.
См. "Китабу-т-таухид", 160.

Во-вторых: Слова, которые были приведены в вопросе, в качестве мольбы после молитвы: «Обращаюсь к тебе с именем Мухаммада, Твоего пророка, пророка милости, да пребудет с ним и его родом благословение. О Мухаммад, о посланник Аллаха, я посредством тебя обращаюсь к Господу своему…» - произносить и практиковать запрещено. Так как такое посредничество /тавассуль/ является запрещенным нововведением.
Человек, который взывает к посланнику Аллаха, , после его смерти или к другим, уже умершим людям, ради избавления от несчастий и вреда, или ради испрашивания пользы, совершает великое многобожие. Великое многобожие выводит человека из ислама. Такому человеку необходимо искренне покаяться Всевышнему Аллаху.

В-третьих: Есть причины или пути увеличения удела, которые соответствуют Шариату. Будет хорошо, если мы упомянем их здесь, дабы люди оставили пути нововведения и использовали те средства, которые Шариату не противоречат.

1. Обращение к Аллаху с просьбой о прощении. Сказал Всевышний Аллах: «Я говорил: "Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки"» (Сура Нух, аяты 10-12).

2. Поддерживание родственных связей. На это указывает хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто желает увеличения своего удела /ризкъ/ и продления жизни, следует поддерживать хорошие отношения со своими родственниками». См. аль-Бухари, 2067 и Муслима, 2557.

Имам Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: “Слова: «Увеличения своего удела» - некоторые сказали, что здесь подразумевается благодать (баракат) в уделе”.

3. Многочисленная милостыня. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел"» (Сура Саба, аят 39).

Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал слова посланника Аллаха, : «Милостыня не уменьшает имущества» (Муслим, 2588).

Ан-Науауи сказал: “Упоминаются два разъяснения этих слов. Первое гласит, что милостыня дает благодать в имуществе, является средством оберегания его от вреда. (Таким образом), взамен внешнего уменьшения (имущества) человек получает невидимую благодать, которую можно ощутить. Второе разъяснение заключается в том, что, даже если внешне имущество уменьшилось, награда за милостыню восстановит это и будет намного больше”.

4. Богобоязненность. Сказал Всевышний Аллах: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Сура ат-Талякъ, аяты 2-3).

5. Многократное совершение паломничества /хадж/ и малого паломничества /‘умра/ друг за другом.
‘Абдуллах ибн Мас‘уд сообщил, что посланник Аллаха, , сказал: «Совершайте хадж поочерёдно с ‘умрой, ибо, поистине, это удаляет бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех удаляет окалину из железа, серебра и золота». См. ат-Тирмизи, 810. Шейх аль-Албани сказал, что хадис достоверный.

6. Обращение к Аллаху с мольбой. Умм Саляма, да будет доволен её Аллах, сказала, что посланник Аллаха, , после приветствия утренней молитвы говорил: «О Аллах, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и дела, которое будет принято» /Аллахумма инни асъалю-ка ‘ильмян няфи‘ан, ризкан таййибан уа ‘амялян мутакаббялян/ См. Ибн Маджа, 925. Аль-Албани в "Сахих Ибн Маджа" сказал, что хадис достоверный. А Аллаху ведомо лучше.

Также от Пророка, , передаётся такая мольба: «Аллаhумма, аксир мали ва валяди ва барик ли фи ма а’тойтани (ва атыль хайати ‘аля то’атика ва ахсин ‘амали) ва гфирли»
((اللَّهُمَّ أكْثِرْ مَالِي، وَوَلَدِي، وَبَارِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَنِي)) ، (([وَأطِلْ حَيَاتِي عَلَى طَاعَتِكَ، وَأحْسِنْ عَمَلِي،] وَاغْفِرْ لِي))
«О Аллаh, увеличь моё имущество и потомство и дай мне благодать в том, что Ты мне даровал* (и продли мне жизнь в повиновении Тебе и улучши мои дела) и прости меня». Доказательством этому является мольба пророка, , за Анаса: «О, Аллаh, надели его богатством и детьми, и даруй ему благодать в том, чем Ты его наделил!» См. аль-Бухари, 1982 и Муслим, 660.

* См. Муслим, 2716.
sha1000
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 22 мар 2015, 20:51

Re: Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Сообщение sha1000 »

Ассаламу аллейкум,

Пусть АЛлах вознаградит вас братья. Меня этот вопрос очень интерисовал.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Сообщение ФАРУК »

Салам алейкум!
sultan писал(а):Также от Пророка, ﷺ, передаётся такая мольба: «Аллаhумма, аксир мали ва валяди ва барик ли фи ма а’тойтани (ва атыль хайати ‘аля то’атика ва ахсин ‘амали) ва гфирли»
((اللَّهُمَّ أكْثِرْ مَالِي، وَوَلَدِي، وَبَارِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَنِي)) ، (([وَأطِلْ حَيَاتِي عَلَى طَاعَتِكَ، وَأحْسِنْ عَمَلِي،] وَاغْفِرْ لِي))
«О Аллаh, увеличь моё имущество и потомство и дай мне благодать в том, что Ты мне даровал* (и продли мне жизнь в повиновении Тебе и улучши мои дела) и прости меня». Доказательством этому является мольба пророка, ﷺ, за Анаса: «О Аллаh, надели его богатством и детьми, и даруй ему благодать в том, чем Ты его наделил!» См. аль-Бухари, 1982 и Муслим, 660.

С такой мольбой пророк, ﷺ, обращался за Анаса, как ты написал, а не за себя. Хотя и дозволено обращаться с подобной мольбой, не нужно говорить, что от пророка ﷺ, передается подобная мольба, напротив, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада дневное пропитание». Этот хадис передали Ахмад 2/446, 481, аль-Бухари 6460, Муслим 1055.
А из текста, что ты привел брат понимается, что он обращался с такой мольбой за себя.
Будьте точнее братья! Баракаллаху фийкум!
Ответить