Кровопускание (хиджама)

Йунус Абу Саф
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 12 ноя 2008, 12:21

Кровопускание (хиджама)

Сообщение Йунус Абу Саф »

Ассаляму алейкум!
Хотел бы узнать, правомерно ли называть кровопускание- "исламским лечением"? Какие есть хадисы на эту тему? Можно ли использовать в этом лечении знания полученные от немусульман? И еще любую достоверную информацию напишите, пожалуйста.
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Кровопускание

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ассаляму 'алейкум уа рахматуЛЛАh

Сообщается, что, когда Анасу, да будет доволен им АЛЛАh, задали вопрос о вознаграждении цирюльнику, он сказал:
«Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, делал себе кровопускания. (Однажды) Абу Тайба пустил ему кровь, и он велел дать ему (за это) два са‘ съестного и поговорил с его хозяевами, которые снизили (взимаемую) с него плату».
И (Анас, да будет доволен им АЛЛАh, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Лучшими средствами лечения для вас являются кровопускание и морской ладан...».(Сахих аль-Бухари 5696)

я бы хотел добавить сюда еще один вопрос, я думая на него будет легче ответить:
В Сахих Муслима приводится хадис о том, что заработанные на кропускании деньги - грязные.
как понять этот хадис, ведь в другом достоверном хадисе говорится, что пророк 'алейhи ссоляту уа ссалям заплатил тому, кто ему сделал хиджаму
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Умм Мухаммад писал(а):Братья и сестры, а можно ли делать хиджаму женщине?
Джабир рассказывал: "Однажды Умм Саляма попросила разрешение у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сделать хиджаму, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел Абу ат-Тайибе сделать ей хиджаму". И один из передатчиков хадиса сказал: "Я думаю, что Джабир сказал: "Он был ее молочным братом, или подростком, не достигшим совершеннолетия". Муслим 4/193, Ахмад 3/350, Абу Дауд 4105, Ибн Маджах 3480.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровопускание (хиджама) на пустой желудок лучше, и в нем исцеление и благословение (аль-барака), оно прибавляет памяти и разума. Так совершайте же кровопускание с благословением Аллаха в ЧЕТВЕРГ и остерегайтесь совершать его в пятницу, субботу, воскресенье. И совершайте кровопускание в ПОНЕДЕЛЬНИК и ВТОРНИК, поистине в этот день Айюб был избавлен от его болезни, и остерегайтесь совершать кровопускание в среду, поистине это день, в который был испытан Айюб, и не начинается проказа кроме как в день или ночь среды». (Сахихуль джами’" 3169, "Сильсиля сахиха" 766.)

От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто сделает кровопускание 17, 19 или 21-ого числа, станет для него исцелением от всех болезней». ("Сахихуль джами’" 5968.)

Только учтите 17, 19, 21 числа лунного месяца.
Hamza
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 19:53

Re:

Сообщение Hamza »

Уа алейкум ассалям
Husuf писал(а):Почему нельзя просто выпустить кровь из вены в процедурном кабинете с помощью шприца (если нет возможности сделать это традиционным способом)?
В чём разница? Кто-нибудь может доказать? Ведь во времена Пророка, صلى الله عليه وسلم, такого способа просто не было по известным техническим причинам. А разницы-то принципиальной, возможно и нет?
Сестра, конечно я не профессиональный медик, но даже мне известно, что кровь из вены и кровь из мест, на которые совершается кровопускание - это не одна и та же кровь!
Ведь даже при сдаче крови на анализы из пальца кровь - это на одно, а из вены - на другое.
И еще ведь известно, что неверные переняли такое понятие как "кровопускание" у мусульман однако стали делать это с помощью пиявок. Так вот что самое интересное, так эти пиявки высасывают именно грязную кровь, а не любую и присасываются в определенных местах.
И вероятно сестра ты не делала кровопускание, а иначе сама бы поняла разницу, поскольку эта кровь, которая после хиджамы - такая густая и грязная, то даже не течет просто, а как сметана по густоте.

Умм Хабиба писал(а):Схема описание и процесс хиджамы http://islambio.com/%D0%BB%D0%B5%D1%87% ... %81%D0%B0/
по этой ссылке можно посмотреть атлас хиджамных точек и от каких болезней http://islambio.com/%D0%BB%D0%B5%D1%87% ... %B5%D0%BA/
ДжазакиЛляху хайран сестра.
Но хотелось бы знать, откуда источник этой схемы и этих статей? Ведь кровопускание - вещь серьезная и делать его на какой попало точке, не очень хорошо.
Да и про сайт хотелось бы узнать, чей он, кто за него ответственный и т.п.
Заранее спасибо.
Aslan18
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 23:29

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение Aslan18 »

Ассаламу Алейкум Дорогие Братья и Сестры!
Хотел бы дополнить этот раздел Фетвой, где подробно разбираются вопросы связанные с хиджамой.
Кровопускание
Слово «хиджама» происходит от корня аль-хаджм, что означает "всасывание". Аль-хиджама - это термин, обозначающий кровопускание, являющееся важной сунной нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

В хадисе говорится: "Лечение содержится в трех вещах: питье мёда, ноже кровопускания и в прижигании огнём" (аль-Бухари).
Согласно же хадису, рассказанному Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал: «Когда я вознесся на небо (Исра), то на всех его уровнях мне говорили: "О Мухаммад, прикажи своей умме делать кровопускание…». (Ибн Маджа).

В этой связи Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) лечился кровопусканием и отчислял специалисту плату за его услугу (аль-Бухари и Муслим).
Так, известно, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) лечился кровопусканием у Абу Тайибы. После этого он повелел, чтобы тому дали две меры еды, и поговорил со сборщиком налогов, чтобы тот снизил подать с врача.

По словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Лучшее лечение из того, что вы можете использовать, - это кровопускание" (аль-Бухари и Муслим).

Данные хадисов:
1. Рекомендации, данные ангелами Пророку (Мир Ему) и его народу, по всей вероятности указывают на то, что кровопускание оказывает воздействие на очищение душ и укрепление духа, так как ангелы приказывают то, что приказал им Аллах.
2. В кровопускании и меде есть то, что излечивает от болезни.
3. В момент, когда температура достигает критической точки, кровопускание не дает человеку умереть от “вскипания” крови.
4. Кровопускание уменьшает кровяное давление, придает большую гибкость позвоночнику и усиливает остроту зрения.
5. Кровопускание помогает при мигренях, некоторых заболеваниях ног и тяжелых вывихах.
6. Кровопускание надо делать в определенные дни арабского лунного, календаря, а именно: семнадцатого, девятнадцатого и двадцать первого числа, которые являются лучшими и наиболее подходящими числами месяца.
7. Пророк (Мир Ему) превозносил искусство кровопускания, считая его, наряду с пчелиным медом лучшим из лечебных средств в распоряжении сахабийев.


Требуется:
Провести научные исследования и эксперименты с целью:
1. Выявления зависимости между количеством крови в организме человека и появлением отклонений в его инстинктах, поведении и психике.
2. Установление, влияет ли кровопускание, сделанное при критической для температуры тела величине, на сужение капилляров, значительно по сравнению со своим нормальным состоянием расширившихся в результате физиологической реакции организма на повышение температуры, а также какие последствия для жизни человека в данном случае может повлечь отказ от этой процедуры.
3. Установление, существует ли связь между количеством крови, кровопусканием и между средними показателями воспроизводства кровяных телец, работой костного мозга, находящегося в позвоночнике, по их выделению, а также как это влияет на функцию позвоночника, его гибкость.
4. Обнаружения связи между количеством крови, кровопусканием и между наполняемостью кровеносных сосудов глаза, а также влияет ли это на состояние зрения, его остроту.
5. Изучение связи между кровопусканием и лечением мигреней и вывихов различной степени тяжести.
6. Определение связи между количеством крови в организме, расширяемостью кровеносных капилляров и между периодом обращения Луны вокруг Земли в гравитационном и радиологическом аспектах, а также влияет ли это на жизненные процессы, происходящие внутри живых существ, и, в частности, на состояние стенок сосудов и величину кровяного давления.


Когда рекомендуется делать кровопускание?


Передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Лучшее время для лечения кровопусканием - это 17-е, 19-е и 21-е (месяца)" (ат-Тирмизи). Аналогичные хадисы с некоторыми вариациями приводятся у Ибн Маджа, Абу Дауд и Байхаки.
Хотя данные хадисы приведены из различных источников, и, может быть, в некоторой степени являются слабыми, они, тем не менее, подкрепляют друг друга.

Имам Ибн аль-Кайим (да будет милостив к нему Аллах) говорит: "Эти хадисы совпадают с тем, в чем согласны доктора: кровопускание следует проделывать во второй половине месяца и третья четверть месяца лучше, чем начало или конец. Но если кровопускание сделано по необходимости, оно все равно благотворно сказывается на организме, даже в начале или в конце. Ахмад ибн Ханбаль лечился кровопусканием всякий раз, как его кровь повышалась, вне зависимости от времени этого.

Ученые не одобряли также совершение кровопускания на полный желудок, потому что это могло привести к непроходимости и к мучительным болям, особенно если еда была тяжёлой и плохой…. Выбор времени, упомянутый выше, является дополнительной предосторожностью, чтобы не ошибиться и сохранить здоровье, но если есть необходимость лечить недуг, то кровопускание нужно проделать".

Аль-Хафиз ибн Хаджар (да будет милостив к нему Аллах) сказал: "Согласно медикам, наиболее действенное кровопускание - это когда оно делается на второй или третий час после принятия ванны, ни на полный, ни на пустой желудок. Относительно особых дней, назначенных для кровопускания, было передано в хадисе от Ибн Умара Ибн Маджой, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Назначайте кровопускание, да благословит вас Аллах, по четвергам, и назначайте кровопускание по понедельникам и вторникам, но избегайте кровопускания по средам, пятницам, субботам и воскресениям". В этой связи аль-Халлаль передал, что Имам Ахмад не любил кровопускание в вышесказанные дни, хотя хадис не был подтверждён.

Абу Дауд также передал от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), что тот не делал кровопускание по вторникам и говорил: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Вторник - это день крови, в этот день есть час, когда кровь не останавливается".

Доктора, со своей стороны, согласились с тем, что кровопускание во второй половине месяца, особенно в третьей четверти, наиболее благотворно, чем кровопускание в начале или в конце месяца. Аль-Муваффак аль-Багдади сказал: "Тело источает ток (крови) с силой в начале месяца и успокаивается в конце, поэтому лучшее время для того, чтобы позволить крови течь, - это середина месяца".

Из вышесказанного ясно, что хадисы, которые выделяют определённое время для кровопускания, взятые вкупе, указывают на то, что под этим есть некое основание, особенно после того, как медики подтвердили их. Если 17-е, 19-е или 21-е числа месяца хиджри выпадают на четверг, то это лучшее из возможного времени для кровопускания, но это значит, что проделывать его в другое время порицаемо.
Как форма врачевания, кровопускание не следует ограничивать каким-либо особым временем, его следует совершать, как только возникнет необходимость у больного.
Но необходимо убедиться в том, что вы делаете его правильно. Кровопускание должен провести опытный человек и он/она должен использовать соответствующие инструменты. Кровопускатель должен также обеспечить непопадание крови в желудок больного.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
А Абу Ибрахим
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 14 июн 2010, 12:06

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение А Абу Ибрахим »

ассаламу алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатух!
хотел бы доводами медицины ответить на некоторые вопросы и развеять сомнения и пустые предположения,основанные на собственных догадках людей, противоречащх медицине, и к сожалению так усердно распространяющих это невежество все дальше в массы невежественных.
прошу Аллаха уберечь намерения, и исправить сердца и знания не знающих, и унизить тех, кто намеренно распространяет лож!
я не имею намерения когото конкретно оскорбить, или унизить, или возвеличить себя. однако не могу скрыть своё возмущение, как человека медицинской сферы деятельности, относительно таких вот не обоснованных выводов, которые за частую и к худшему приводят. как "малахов+" какойто...
напомни между прочим, и шиизм, и суффизм, и прочие секты и заблуждения пошли от той же отсебятины, когда вместо того чтоб искать ответ в ясном, начинают предполагать, основываясь на свои малочисленные знания...имхо

итак, ближе к теме

- часто слышу просторах рунета и не только " кровь грязная, густая, как желе, темная" и тд.
Говорю вам как медик - если кровь загрязнится - вы узнаете об этом раньше хиджамы. Температура, недостаточность жизненно важных органов (печень, почки, сердце), в конце концов по общему самочувствию поймете. Если "загрязнение" имело бы бактериальную природу - сепсис обеспечен. Если иную токсическую - опять же, токсическое отравление не проходит бесследно. Организм постоянно фильтрует кровь, так что если органы работают нормально, и нет жалоб характерных для интоксикации и заражению крови, то утверждение НЕ врача о загрязненности крови - не имеет обоснования.
Насчет того, что кровь в баночках густая - а по вашему кровь вне сосудистого русла постоянно должна оставаться жидкой? Очень важный защитный механизм нашего организма , по милости Аллаха - свертываемость крови!!! Без свертываемости крови мы не дожили бы до 5 лет наверное, потому что всякая ссадина и царапина кровоточила бы до потери пульса. Болезнь есть такая, "гемофилия" называется, вот у них кровь может и не сворачиваться. У диабетиков проблемы с этим могут возникнуть, и у других больных болезнями крови. А у подавляющего большинства, которые составляют вариант нормы физиологии, кровь начинает сворачиваться уже при повреждение сосудов. Механизм сворачивания крови обусловлен наличием некоторых факторов, и главное из них, так сказать "пуск" - это повреждение стенки сосуда. Так что не надо приписывать сгустку крови все беды пациента - это лишь свертывание! Было бы более страшнее, если б кровь не сворачивалась.
Прозрачная жидкость , о которой вы говорили, вероятнее всего межтканевая жидкость, или межклеточная, а может и лимфа, а может и плазма. Опять же, не стройте дом без фундамента, не делайте выводы на неизвестных вам явлениях. Как бы не было, в частности в лимфе и плазме также есть фибрин, и также включается защитный механизм свёртываемости и закрытия раневого поля. И на основании имеющихся знаний, предположу что эта "прозрачная жидкость" начинает выходить не в знак "очищения крови", а в знак истощения капиллярного русла на данном участке.
ведь по сути хиджама - это кровопускание через капиллярную сетку, которой так богата наша кожа. этим и отличается кровопускание через вену, и капиллярное кровопускание. Через вену может и вся кровь вытечь, и сворачиваемость хуже (дольше) в силу размеров сосуда, и кровь по составу иная. При хиджаме , то есть капиллярном кровопускание, помимо обновления крови, упор идет на улучшение капиллярного кровоснабжения, так сказать еще дополнительная "гимнастика" для сосудов. При кровопускание же через вену, на мой взгляд, максимальный положительный эффект - снижение давления посредством снижения ОЦК (объем циркулирующей крови), и последующее обновление крови. Учитывая так же безопасность, преимущество капиллярного кровопускания очевидно.
насчет показания и противопоказания: относительно показания к конкретным болезням не знаю, но про противопоказания - очевидно что гемофиликам, беременным, у кого иные болезни крови и кожи - крайне не желательно, по крайней мере без консультации специалиста с медицинским образованием!
Если у братьев или сестер есть какието иные доводы, прошу дополнить или опровергнуть.
Опять же, не хочу конкретно когото оскорбить, но медицина, в частности организм, это не сарай строить, сюда с отверткой и топором не полезешь.

“Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!” См. “аль-Лятаиф” 41.
ona
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 06 июн 2010, 00:52

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение ona »

А Абу Ибрахим.

Да я врач, АльхамдуЛЛилях.
Не нужно впадать в крайности.
Любое хроническое кожное заболевание не проходит без сбоя в имунной системе, так что хиджама правильно выполненная принесет только пользу.
Кстати, есть клинические исследования, когда исследовали изменения состава крови после проведения хиджамы, можешь найти эту статью на исламбио.
В частности, одна из статей тут (на сайте их много) : http://islambio.com/lechenie-po-sunne/l ... #more-4492
Относительно беременности, так же, если проводить ее правильно и умеренно, то будет только польза как для матери так и для плода.
Барак Аллаху фикум.
ona
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 06 июн 2010, 00:52

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение ona »

Ва алейкум ассалям ва рахматуЛЛахи ва баракатуху.
Аллах может вылечить любую болезнь, ИншаАллах.
Какие симптомы беспокоят?
На уровне какого позвонка грыжа?
Есть корешковый синдром или нет?
При любой грыже в период ремиссии(т.е. когда нет сильных болей) нужно укреплять мышечный корсет позвоночника.
Лучше всего это дает длительное медленное плавание, ни в коем случае не штанга и не подъем тяжестей.
В период обострения, хиджама делается рядом с позвонком, справа-слева-сверху -снизу, место надрезов нужно смазать маслом тмина после проведения процедуры и смазывать его каждый день на ночь и утром втирая. Параллельно нужно начать прием внутрь масла тмина утром натощак, запивая водой с добавлением меда.
Можно сделать смесь из оливкового масла, тминного масла и масла хильбе.
При любых воспалениях помогает прием настоя хильбе (1 столовая ложка на 1 литр кипятка), прием 3-4 раза в день.
Начни с этого, ИншаАллах.
Пусть тебя излечит Всевышний Аллах.
Баррак Аллаху фики
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ассаляму 'алейкум уа рахьматуЛлаh.
Абу МухIаммад писал(а):Можно ли самому себе делать хиджаму?
Пророк 'алейhи ссоляту уа ссалям не делал себе сам, а ему делали другие (Аль-Бухари, 2102), и те братья, которые занимаются хиджамой, с которыми я встречался - все они не советовали делать самому себе, иногда тот, кому делают может почувствовать слабость, потерять сознание (лично я видел больше троих, которые начинали отключаться) и т.д. Поэтому лучше не делать самому, да и это является сунной сподвижников (Муслим, 2205), да и сподвижниц тоже (Муслим 4/193).
AbuSaid писал(а):Что мне делать? Нужно ли этому обучатся специально или достаточно ли того что я видел как это делается?
Среди сподвижников были специальные люди, которые этим занимались, и в любом случае к любому делу нужно подходить строго на основе знания. Брат мой, советую тебе обучиться этому у опытных хадджамов - так будет лучше, потому что есть много моментов, которые нуждаются в разъяснении, необходимы меры предосторожности (перчатки стерильные), специальные растворы для обеззараживания банок (если ты собираешься одними и теми же банками ставить разным людям), необходимо знать методику нанесения надрезов (если делать неправильно - надрезы останутся на всю жизнь), необходимо знать промежуток времени, в течение которого можно оставлять банки (в противном случае могут появиться волдыри, ожоги), необходимо знать, что есть некоторые болезни, обладателям которых противопоказана влажная хиджама (астения, недавно перенесенные инфекционные заболевания), необходимо знать специальную методику хиджамы для людей с индивидуальной непереносимостью и т.д.
Но, несмотря на все вышеперечисленное это не так уж трудно, и можно быстро иншаАллаh научиться если постараться.
УаЛлаhу А'лям
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ат-Тирмизи (2051) привел в сборнике хадисов: Посланник Аллааха (мир ему и благословения Аллааха) часто использовал хиджаму на венах в области (задней стороны) шеи и верхней части спины.

Я искал в сборнике Тирмизи этот хадис но не нашел, нумерация различается в разных изданиях? Этот хадис достоверен?

остоверен ли хадис «Какой прекрасный раб – хаджжам» и где он приводится?

И еще в видео Мухаммад Муса Али Наср приводит хадисы:
"В достоверном хадисе от пророка, صلى الله عليه وسلم, пришло, что он делал хиджаму в середине головы, и он называл это место Умм Мугъис أم مغيث. Передается, что пророк, صلى الله عليه وسلم, делал хиджаму на месте шейных вен, которые называются аль-ахдааэйн الأخدعين.

Также передается, что пророк, صلى الله عليه وسلم, делал хиджаму на спине между плеч (кяахэль كاهل).

Также пророк, صلى الله عليه وسلم, делал хиджаму на ногах в месте, которое называется ильтиваъ التواء .

Также пророк صلى الله عليه وسلم делал хиджаму на спине (кяахэль), между плечами.
...
Также пророк صلى الله عليه وسلم делал хиджаму в наг1исе, этом месте, на нежной ткани на плече, которая поднимается во время страха. Здесь пророк صلى الله عليه وسلم сделал хиджаму, когда был отравлен ядом после того, как поел отравленной баранины.
...
Также пророк صلى الله عليه وسلم делал хиджаму на ногах. В том месте, которое называется ильтива.
...
Есть также полезная хиджама для ааркъ ан-наса عرق النسا (седалищного нерва; ишиаса)."

Это достоверные хадисы, если да, то где их можно найти?
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ассаляму 'алейкум ва рахматуЛлаh.
بسم الله الرحمن الرحيم
الحجامة
Кровопускание

Предисловие


Хвала Аллаhу, Господу миров! Мир и благословение Аллаhа лучшему из сынов Адама, последнему пророку и посланнику Мухаммаду, его роду и сподвижникам, а также всем тем, кто следует их прямым путем!
А затем:

Ислям – это совершенная религия, затрагивающая все аспекты жизни. И поистине, не упустил Всевышний Аллаh ничего из того, что необходимо людям для счастья в этом и следующем мире, кроме как разъяснив это:
«Мы ничего не упустили в Писании.» Аль-Ан’ам, 38.
Всевышний Аллаh обучил людей через своего посланника Мухаммада, صلى الله عليه و سلم, правильным вероубеждениям, благим нравам, взаимоотношениям с созданиями и всему тому, в чем они нуждаются. И также Пречистый Аллаh поведал и о вопросах медицины, указал на причины и виды болезней, открыл по милости Своей для сынов Адама знание о наилучших лекарствах.
Сказал Всевышний Аллаh:
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» Ан-Нахль, 89.
Говорит шейх Ас-Са’ди, رحمه الله تعالى, в толковании этого аята: «Всевышний Аллаh поведал о том, что Священный Къур`ан разъясняет людям основные и второстепенные вопросы религии, а также излагает законы, действующие в этом мире и Последней жизни. В этом писании разъясняется все, в чем нуждаются рабы Аллаhа. Истина разъясняется в нем самым ясным и выразительным образом, потому что слова этого писания ясны, а их смысл – очевиден и доступен.»
В Къур`ане приводятся слова пророка Ибраhима, мир ему:
«И если я заболею, то Он исцеляет меня.» Аш-Шу’ара, 80.
А это указывает на то, что именно Аллаh и никто другой исцеляет от болезней, и, значит, необходимо полностью уповать на Всевышнего Аллаhа, а не на людей и лекарства.
Всевышний АЛЛАh сказал:
«...И уповайте на АЛЛАhа, если вы верующие!» Аль-Маида, 23.

Болезнь – это испытание


Говорит Аллаh, Свят Он и Велик:
«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни.» аль-Бакъара, 214.
Говорит имам ибн Касир в тафсире этого аята: «Всевышний говорит: «Или вы полагали, что войдете в Рай», до того, как вы будете испытаны, как это было сделано с предшествующими вам общинами. Поэтому Он сказал: «…не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни», а это – болезни, нездоровье, страдания и бедствия.»
Пророк наш Мухаммад, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Тому, кому Аллаh желает блага, его постигает что-либо из этого (т.е. из болезней)» аль-Бухари 5645.
Также он, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллаh непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» аль-Бухари, 5641.
‘АбдуЛлаh ибн Мас‘уд, رضي الله عنه, сказал: «Однажды я зашёл к пророку, صلى الله عليه و سلم, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: “Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллаh обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев”» аль-Бухари 5647.
Передаются со слов Сухейба, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Удивительно положение верующего! Ведь все происходящее с ним — это благо. Это не дано никому, кроме верующего. Если его постигнет радость, он возблагодарит (Аллаhа), и это становится благом для него. А если с ним случается беда, он проявляет терпение, и это становится благом для него». Муслим, 2999.
Мусульманин должен стойко переносить испытания в виде болезней, проявлять терпение, не жаловаться, не стонать, и тогда простятся ему его прегрешения. Но, также вместе с этим человеку не следует оказываться от приёма лекарств и обращений к Аллаhу с мольбами.

От всякой болезни есть излечение, кроме старости


Использование лекарств узаконено в Шари’ате, а отказ от них противоречит ему.
В хадисе говорится: «У каждой болезни есть лечение, и если совпадают лекарство и болезнь, то по воле АЛЛАhа наступает выздоровление.» Муслим, 2204.
Передают со слов Абу Хурайры, رضي الله عنه, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллаh, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления». аль-Бухари, 5678.
Сказал шейх ас-Са’ди, رحمه الله تعالى: «Общий смысл этого хадиса заключается в том, что для всех тайных и явных болезней существуют свои средства борьбы с ними, которые предотвращают то, что еще не случилось, и помогают либо полностью избавиться от того, что уже произошло, либо облегчают это.
В этом хадисе содержится побуждение к изучению медицины подобно тому, как изучаются способы лечения сердец, и это относится к числу полезных вещей. Все основные и частные вопросы медицины представляют собой пояснение к данному хадису, поскольку посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сообщил нам, что существуют лекарства против любых болезней, а из этого следует, что мы должны стремиться изучить их, после чего применить полученные знания на практике.
Раньше многие люди считали, что некоторые болезни, наподобие туберкулеза и ему подобных, неизлечимы, но с развитием медицины и достижением новых степеней знания они убедились в справедливости того, о чем говорится в данном хадисе, а также в том, что он носит универсальный характер.
» См. “Бахджату къулюбиль-абрар”.

О необходимости употребления лекарств, избегая запретного


Усама ибн Шарик, رضي الله عنه, рассказывал: «Я был около Пророка, صلى الله عليه و سلم, когда к нему пришли несколько бедуинов и сказали: “О, посланник АЛЛАhа, принимать ли нам лекарства?” Он, صلى الله عليه و سلم, ответил: «Да, о, рабы АЛЛАhа, принимайте лекарства, потому что АЛЛАh, Всемогущ Он и Велик, не оставил ни одной болезни, не дав ей лечение, кроме одной.» Они спросили: “И что же это?” Он сказал: «Это — старость»» Ахмад 4/278, Абу Дауд (3855), достоверный хадис.
Ибн аль-Къайим, رحمه الله تعالى, сказал: «Эти хадисы содержат утверждение использования средств и обусловленных явлений, ложность утверждений тех, кто отрицает их, и повеление принимать лекарства. Последнее не противоречит упованию, так же как и удаление мучений голода и жажды, жары и холода их антагонистами. Подлинная убеждённость в таухиде не усовершенствуется без использования средств, которые установил Всевышний АЛЛАh для обусловленных явлений по Своему Предопределению и Шари’ату. Отказ от них умаляет упование и ведёт к недооцениванию повелений АЛЛАhа и Его мудрости. Это ослабляет упование, поскольку отказавшийся от использования средств полагает, что оставление их усиливает упование, тогда как это является недостатком, противоречащим упованию, сущность которого заключается в том, что душа полагается на Всевышнего АЛЛАhа в достижении того, что принесёт пользу рабу в его религии и мирской жизни, и в удалении от того, что принесёт ему вред в его религии и мирской жизни. При этом непременно надо полагаться на то, что использование средств принесёт результат, иначе раб отказывается от мудрости и Шари’ата АЛЛАhа. Поэтому раб не должен делать своим недостатком упование, и упование — своим недостатком». См. Фатхуль-Маджид.
Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Лечитесь, но не лечитесь запретным» Сахихуль-Джами’, 1762.

Кровопускание – одно из лучших лекарств


Пророк Мухаммад, صلى الله عليه و سلم, говорил: «Исцеление [находится] в трех(1) вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе (кровопускании)(2) и прижигании. Но я запрещаю(3) своим последователям использовать прижигание». Аль-Бухари, 5680.
إن أفضل ما تداويتم به: الحجامة
Анас ибн Малик, رضي الله عنه, передал, что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Поистине наилучшее лечение из того, что вы можете использовать - это кровопускание». Муслим, 1577.
В хадисе, рассказанном Анасом ибн Маликом, رضي الله عنه, пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Меня не миновала ни одна группа в ту ночь, когда меня взяли в ночной путь (исра), не сказав: «О, Мухаммад, прикажи своей умме делать кровопускание…». ас-Сильсилятус-Сахиха, 2263.
خير ما تداويتم به الحجامة و القسط البحري و لا تعذبوا صبيانكم بالغمز من العذرة
Анас, رضي الله عنه, передал, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Лучшее из того, чем вы лечитесь – это кровопускание и морской ладан…….» См.Сахихуль-Джами’ус-Сагъир, 3324.
خير يوم تحتجمون فيه سبع عشرة و تسع عشرة و إحدى و عشرين و ما مررت بملإ من الملائكة ليلة أسري بي إلا قالوا: عليك بالحجامة يا محمد
Передано, что Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, сказал: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, говорил: “Лучшими днями для того, чтобы сделать хиджаму, являются семнадцатое, девятнадцатое и двадцать первое число [каждого месяца ислямского hиджри-календаря]. Не было никакой группы ангелов, мимо которых я проходил в ночь Исра [ночное перенесение Пророка, когда он был перемещен из Мекки в Иерусалим и обратно на протяжении одной ночи], которая бы не сказала мне: “Ты должен делать хиджаму, о, Мухаммад». ас-Сильсилятус-Сахиха, 1847.
Асым Ибн ‘Умар Ибн Къатада передал, что Джабир Ибн ‘АбдуЛлаh, رضي الله عنه, навестил Аль-Мукниа (когда он болел) и затем сказал: «Я не сдвинусь с места, пока ты не сделаешь себе кровопускание. Это потому, что я слышал, как Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, говорил:
إن فيه شفاء.يعني:الحجامة
«Поистине в ней (аль-хиджама) – исцеление». Муслим, 2205.
В другой версии говорится: «И пришёл кровопускатель, и сделал ему надрезы, и тогда от него ушло то, что он чувствовал». Муслим, 2205
إن كان في شيء مما تداوون به خير فالحجامة
Абу Хурайра, رضي الله عنه, передал, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Если и есть в чем то из того, чем вы лечитесь благо, так это в аль-хиджама» См.Сахихуль-Джами’ус-Сагъир, 1430.
وعن ابن مسعود رضي الله عنه قال حدث رسول الله صلى الله عليه وسلم عن ليلة أسري به أنه لم يمر على ملإ من الملائكة إلا أمروه أن مر أمتك بالحجامة
Ибну Мас’уд, رضي الله عنه , передал, что рассказывал Посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه وسلم, о ночи вознесения, что мимо какой из групп ангелов он бы не проходил, все они говорили ему приказать умме совершать аль-хиджаму. См. Сахихут-Таргъибут-Тарhиб, 3462.

Наилучшее время для кровопускания


الحجامة على الريق أمثل و فيها شفاء و بركة و تزيد في الحفظ و في العقل فاحتجموا على بركة الله يوم الخميس و اجتنبوا الحجامة يوم الجمعة و يوم السبت و يوم الأحد و احتجموا يوم الاثنين و الثلاثاء فإنه اليوم الذي عافى الله فيه أيوب من البلاء و اجتنبوا الحجامة يوم الأربعاء فإنه اليوم الذي ابتلي فيه أيوب و ما يبدو جذام و لا برص إلا في يوم الأربعاء أو في ليلة الأربعاء
Сообщается от ‘АбдуЛЛАhа ибн ‘Умара, رضي الله تعالى عنهما, что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Кровопускание (хиджама) на пустой желудок лучше, и в нем исцеление и благословение (аль-барака), оно прибавляет памяти и разума. Так совершайте же кровопускание с благословением АЛЛАhа (или надеясь на благословение АЛЛАhа) в четверг и остерегайтесь совершать его в пятницу, субботу, воскресенье. И совершайте кровопускание в понедельник и вторник, поистине в этот день Айюб был избавлен от его болезни, и остерегайтесь совершать кровопускание в среду, поистине это день, в который был испытан Айюб, и не начинается проказа кроме как в день или ночь среды». Сахихуль-Джами’, 3169.
Абу Хурайра, رضي الله عنه, передал, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Кто лечится кровопусканием 17-го, 19-го и 21-го, тот будет излечен от всех болезней». Сахихуль-Джами’» 5968.
من أراد الحجامة فليتحر سبعة عشر و تسعة عشر و إحدى و عشرين لا يتبيغ بأحدكم الدم فيقتله
Было передано от Анаса ибн Малика, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Кто хочет лечиться кровопусканием, пусть он делает его 17-го, 19-го и 21-го, чтобы кровь не текла слишком обильно и не убила его». Ибн Маджаh, 3489. Ас-Сильсилятус-Сахиха, 2747.

О дозволенности кровопускания для постящегося


Сабит аль-Бунани однажды спросил Анаса ибн Малика, رضي الله عنه: «Считали ли вы кровопускание нежелательным для постящегося?» Он ответил: «Нет, если не считать того, что оно лишает сил». Аль-Бухари, 1940.
Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, передаёт: «Однажды Пророк, صلى الله عليه و سلم, сделал себе кровопускание во время поста». Аль-Бухари, 1939.
Ибн ‘Аббас и ‘Икърима, رضي الله تعالى عنهما, сказал: «Пост — это воздержание от того, что входит в организм, а не выходит из него». См. «Мухтасар аль-Бухари», 1/455.
И это не противоречит словам Пророка, صلى الله عليه و سلم: «Нарушается пост и того, кто делает кровопускание, и того, кому его делают». Аль-Ирва, 931
Аль-Альбани, رحمه الله تعالى, сказал: «Этот хадис отменён хадисом Абу Са‘ида аль-Худри, رضي الله عنه, который сказал: “Пророк, صلى الله عليه و سلم, разрешил постящемуся делать кровопускание”. Этот хадис достоверен, как я уже разъяснил». См. «Мухтасар аль-Бухари», 1/455.
В «Ирва аль-гъалиль» говорится: «В “Аль-Фатх” (т. 4, стр. 155) говорится, что Ибн Хазм сказал: “Хадис «Нарушается пост и того, кто делает кровопускание и того, кому его делают» достоверен, и в его достоверности нет никаких сомнений, и его иснад безупречен (Сахих), и это несомненно. Однако существует хадис Абу Са‘ида: «Пророк, صلى الله عليه و سلم, разрешил постящемуся делать кровопускание». Это хадис с безупречным (Сахих) иснадом, и мы обязаны принять его как руководство к действию, потому что разрешение даётся после решительного предписания, и это указывает на то, что хадис о нарушении поста того, кто делает кровопускание и того, кому его делают, отменён”.
Шейх Аль-Альбани, رحمه الله تعالى, сказал во второй редакции «Аль-ирва» на той же странице (75): «Ибн Хаджар приводит в своём “Фатхе” (т. 2, стр. 17) следующее сообщение: “Хумайд ат-Тавыль передал нам от Абу аль-Мутаваккиля ан-Наджи, что он спросил Абу Са‘ида аль-Худри о постящемся, который делает себе кровопускание, и он сказал: «Да, ничего запретного в этом нет»”. У этого сообщения безупречный (Сахих) иснад». «Ирвауль-гъалиль», 4/74.

О дозволенности кровопускания для паломника


Разрешено делать кровопускание, даже если для этого потребуется сбрить волосы в той части тела, где производится кровопускание. Об этом свидетельствует хадис Ибн Бухайны: «Когда пророк, صلى الله عليه و سلم, находившийся в состоянии ихрама, был в Ляхйи Джамаль, ему отворили кровь (, сделав разрез) на темени» Муслим, 1203.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймийя, رحمه الله تعالى, сказал: “Также он (человек, находящийся в ихраме) может делать кровопускание на голове и других частях тела. Если для этого потребуется сбрить какую-то часть волос, то это разрешено согласно хадису, приводящемуся в “Сахихе”. (Здесь Ибн Таймийя приводит текст хадиса). Далее он говорит: “Кровопускание ведь возможно сделать только после сбривания некоторой части волос.” Аль-Манасик, (2/338)

О дозволенности кровопускания для женщин


Джабир рассказывал: «Однажды Умм Саляма попросила разрешение у посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сделать аль-хиджаму, и пророк, صلى الله عليه و سلم, велел Абу Таййибаh сделать ей хиджаму». И один из передатчиков хадиса сказал: «Я думаю, что Джабир сказал: «Он был ее молочным братом, или подростком, не достигшим совершеннолетия». Муслим 4/193.

Кровопускание не портит омовение


Ибн 'Умар, رضي الله تعالى عنهما, говорил: “Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания”. аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.
Джабир ибн ‘АбдуЛлаh рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью. Абу Дауд 198, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 192.
Имам аш-Шаукани, رحمه الله تعالى, писал: “Нет сомнения в том, что пророку, صلى الله عليه و سلم, сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе”. См. “Сайлюль-джаррар” 1/99.
То же самое говорил и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсилятус-Сахиха” 1/606.
Сказано в “Субулюс-Салям”, 1/106: «Нет ни одного достоверного сообщения о том, что выделение крови делает омовение недействительным.»

Ходатайство за хаджжама


Передают, что Абу Хурейра, رضي الله عنه, рассказывал, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «О, сыновья Байады! Выдайте одну из своих женщин замуж за Абу Хинда и возьмите в жены его дочерей». При этом Абу Хинд занимался кровопусканием в лечебных целях. Булюгъуль-Марам, 1001. [Абу Давуд, 2102. Хаким, 2/164. Сказал Хафиз в «Ат-Тальхыс», 2/164: «Иснад хороший»](4)
Передают от Ибн ‘Аббаса, رضي الله تعالى عنهما, сказавшего: «Пророку, صلى الله عليه و سلم, совершил кровопускание раб (племени) Бану Баяда и Пророк, صلى الله عليه و سلم, дал ему награду его и поговорил с его господином и тогда тот уменьшил его налог. А если б это был неправедный заработок, тогда Пророк, صلى الله عليه و سلم, не дал бы ему.» Муслим, 1202.
Сообщается, что Анас бин Малик, رضي الله عنه, сказал: «Абу Тайбаh пустил кровь посланнику Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, и он велел дать ему (за это один) са‘ фиников, а его хозяевам он велел снизить (взимаемую) с него плату». Аль-Бухари, 2102.

Об обращении с мольбами к Аллаhу после кровопускания


Всевышний АЛЛАh сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему и устраняет зло? Есть ли бог, достойный поклонения кроме Аллаhа? Мало же вы поминаете назидания!» Ан-Намль, 62.
Аз-Замахшири сказал: «Это тот, кого вынудила болезнь, бедность или любое другое бедствие к обращению к АЛЛАhу Всевышнему.» «аль-Кашшаф» аз-Замахшири 3/149.
Со слов Анаса передают, что посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, навестил одного мужчину из числа мусульман, который (из-за тяжелой болезни, похудел и) стал подобен цыпленку. Тогда посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал ему: «Совершил ли ты мольбу Аллаhу или просил ли ты у Него чего-либо?» Тот ответил: «Да. Я говорил: «О, Аллаh, если Ты накажешь меня в Последней жизни, так ускорь же его в этой жизни». Тогда посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Пречист Аллаh! Ты не выдержишь этого – или не вынесешь этого. Говори: «О, наш Господь! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне». Он сказал: «И он совершил (эту) мольбу Аллаhу, и (Аллаh) исцелил его». Муслим, 2688.
Всевышний Аллаh сказал: «Помяни также Айюба, который воззвал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных». Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется.» Аль-Анбия, 83-84.
Сообщают, что ‘УбайдуЛЛАh ибн Абу Салих сказал: «Однажды Таус пришёл навестить меня во время болезни, и (я) сказал ему: «Помолись за меня АЛЛАhу, о, Абу ‘Абдур-РАХМАН». Тот ответил мне: «Помолись сам за себя, ведь Он отвечает на мольбу утеснённого, когда тот взывает к Нему». Тафсир ибн Касир 3/357.

Об оплате за кровопускание


Что касается вопроса оплаты за кровопускание, то в одних хадисах сообщается, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, давал плату тому, кто сделал ему кровопускание:
Когда Анасу, رضي الله عنه, задали вопрос о вознаграждении цирюльнику(5), он сказал: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, делал себе кровопускания. (Однажды) Абу Тайбаh пустил ему кровь, и он велел дать ему (за это) два са' съестного и поговорил с его хозяевами, которые снизили (взимаемую) с него плату». аль-Бухари, 5696
‘АбдуЛЛАh Ибн Таус передал от своего отца, от Ибн ‘Аббаса, رضي الله تعالى عنهما, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, прибег к кровопусканию и дал кровопускателю его плату, и принимал лекарство в нос». Муслим, 1202.
Анас Ибн Малик, رضي الله عنه, говорил: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, прибег к кровопусканию, а он никогда никого не обижал в оплате труда». Муслим, 1577.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, сказал: «(Однажды) пророку, صلى الله عليه و سلم, пустили кровь и он заплатил тому, кто это сделал, а если бы это было запретным, он не стал бы платить ему». Аль-Бухари, 2103.
Передается от ибн ‘Аббаса, رضي الله تعالى عنهما, который сказал: «Пророку, صلى الله عليه و سلم, была сделана хиджама и он дал кое-что тому, кто ему её провел. Если бы это было харам, он бы ему ничего не дал.» аль-Бухари, 2103.
В другой версии говорится: «Он, صلى الله عليه و سلم, расплатился с хаджжамом; если бы он знал, что это макруh, он бы не дал ничего». Аль-Бухари, 2278.
Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, передал, что пророк, صلى الله عليه و سلم, лечился кровопусканием и платил кровопускателю его плату. аль-Бухари, 10/124.
Имам Муслим назвал главу в своём Сахихе: «О разрешении взимания платы за кровопускание.»
А в других хадисах сообщается, что деньги, заработанные на кровопускании грязные, и что оплата кровопускателю запрещена:
Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Деньги, заработанные на кровопускании, суть грязные». Муслим, 1568.
Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Самая плохая прибыль это оплата проститутки, цена собаки и оплата хаджжаму». Муслим, 1568.
Передается что Абу Хурейра, رضي الله عنه, сказал: «Посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, запретил оплату хаджжаму». Ахмад, 7635, Ибн Маджаh, 2165.
Ибн Къудама, رحمه الله تعالى, сказал: «Разрешено нанимать хаджжама для проведения процедуры хиджамы, и его оплата разрешена. Это мнение, которое предпочел Абуль-Хаттаб, и это мнение Ибн ‘Аббаса. Также это мнение Малика, Аш-Шафи’и и асхаб ар-ра`й.
Аль Къади Абу Йа’ля, который был ханбалитом, сказал: «Заработок хаджжама не разрешен», и он упомянул, что Ахмад передавал в нескольких местах об этом и сказал: «Если ему что-то дали как оплату без предварительного договора, он может взять это и потратить на кормление своих животных или невольников, или на инструменты торговли, но он не может это потратить на себя. Среди тех, кто придерживался мнения, что заработок хаджжама макруh – ‘Усман, Абу Хурайра, Аль-Хасан и Ан-Наха’и, так как Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал «Оплата хаджжама – зло. Скормите её своему верблюду или невольникам». «Сахих ат-Тирмизи» (1277).
Факт того, что оплата не является харам и разрешена, передается ибн ‘Аббасом, который сказал: «Пророку, صلى الله عليه و سلم, была сделана хиджама, и он дал кое-что тому, кто ему её провел. Если бы это было харам, он бы ему ничего не дал.» Согласно другой версии «…если бы это было зло, он бы ему ничего не дал.» Слова Пророка, صلى الله عليه و سلم, об оплате хаджжама «Накорми этим своих невольников» свидетельствуют о том, что эта прибыль разрешена, потому что не было бы позволительно кормить невольников неразрешенным доходом, так как невольники люди и все, что запрещено свободным людям, запрещено и невольникам. Называть что-либо злом не значит, что это запрещено, так как Пророк, صلى الله عليه و سلم, называл чеснок и лук злом, хотя они разрешены.
Более того, Пророку, صلى الله عليه و سلم, не нравился такой род занятий для свободного человека, так как это работа не подходит свободному человеку. То, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал отдать этот заработок своему рабу, показывает нам, что этот заработок разрешен. Запрет употребления его означает, что это макруh, но не харам.
» аль-Мугъни (6/133)
Наиболее правильным является то, что это разрешено, но без предварительной договорённости, а Аллаh знает лучше.
Если же человеку нечем отблагодарить, то пусть обращается с мольбами за хаджжама.
Передается от Ибн ‘Умара что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «…вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдёте того, (чем можно) будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаhу с мольбами за (такого человека), пока не увидите, что вы уже отблагодарили(6) его.» См. Сахихуль джами’ 6021.

О достоинстве тех, кто обновляет сунну


Побуждение к совершению аль-хиджамы в вышеприведенных хадисах указывает на то, что это является сунной. И, поистине, сегодня это является забытой сунной.
Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!» См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128.
‘Абдур-РАХМАН бин Маhди, رحمه الله تعالى, сказал: «Я слышал, как Суфйан сказал: ‘‘Какой бы хадис до меня ни доходил, я обязательно делал то, о чём в нём говорилось хотя бы раз’’». Ас-Сийар’’, 7/242.
Ахмад бин Ханбаль, رحمه الله تعالى, сказал: «Какой бы хадис ни довелось мне записать, после этого я всегда поступал сообразно его содержанию. Так, узнав, что после того как посланнику АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, пустили кровь, он дал Абу Тайбаh динар, я тоже дал цирюльнику динар, когда кровь пустили мне». ‘‘Тартибур-рави’’, 2/144; ‘‘Ас-Сийар’’, 11/213.

Некоторые слабые хадисы о кровопускании


1). Передают, что ‘Аиша, رضي الله عنه, рассказывала: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, купался в четырех случаях: при половом осквернении, в пятницу, после кровопускания и после купания покойника». Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. Абу Давуд, 348. [Хадис Слабый. Сказал ибну Абу Хатим в «Аль-‘Илляль», 1/49: Спросил я Абу Зур’а о гъусле «от четырех», на что он сказал «Это недостоверно»]
Также сказал шейх аль-Альбани, что этот хадис слабый. См. «Мишкат аль-Масабих» 542.
2). Передают, что Ибн ‘Умар, رضي الله تعالى عنهما, рассказывал, что Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Все арабы равны друг перед другом, и все неарабы равны друг перед другом, кроме ткачей и тех, кто занимается кровопусканием в лечебных целях». Этот хадис передал аль-Хаким, но имя одного из рассказчиков хадиса неизвестно, и поэтому Абу Хатим назвал хадис неприемлемым. Булюгъуль-Марам, 998. [Хадис выдуманный. Спросил Ибну Абу Хатим своего отца об этом хадисе, на что он ответил: «Это ложь. Нет основы ему». Сказал Ибну ‘Абдуль-БАРР в «ат-Тамhид», 19/165: «Хадис отвергаемый, выдуманный»]
Похожий хадис также передал аль-Баззар со слов Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Всевышний Аллаh, но в цепочке его рассказчиков есть отсутствующее звено. Булюгъуль-Марам, 999. [Выдуманный, как и предыдущий]
3). Абу Дауд передал от Абу Бакра, رضي الله عنه, что тот не делал кровопускание по вторникам и говорил: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Вторник - это день крови, в этот день есть час, когда кровь не останавливается». Хадис слабый. См. Сильсиляту-д-Да'ифа, 2251.

В заключении я прошу Всевышнего Аллаhа излечить сердца и тела мусульман, простить нам наши грехи и ввести нас в джаннатуль-фирдаус по милости Своей, поистине Он – Прощающий, Милостивый.

Были использованы материалы с разных источников, прошу Всевышнего Аллаhа щедро вознаградить всех, чьи материалы, переводы были использованы.

Сноски:
(1) - Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных но, безусловно, далеко не единственными. См. например: Аль-'Аскъаляни А.. «Фатх аль-бари», т.11, с. 282.
(2) - В тексте хадиса применено слово "михджам". Михджам (араб.) - это то, посредством чего делают кровопускание, например, пиявки, специальные медицинские банки или иные приспособления. См.: Аль-Фейруз 'Абадий М., «Аль-къамус аль-мухит», с. 1410.
(3) - В сочетании с другими достоверными хадисами более правильно будет перевести как "не рекомендую". Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См.. например: Ибн Къайим аль-Джаузийя, «Ат-тыбб ан-набави», с. 36, см.: в теме «Прижигание».
(4) - В квадратных скобках приводятся цитаты из комментариев Самира аз-Зуhайри к книге «Булюгъуль-Марам».
(5) - Помимо прочего цирюльники ставили больным банки и делали им кровопускания.
(6) - То есть: пока не увидите, что Аллаh внял вашим мольбам и воздал благом человеку, сделавшему вам добро.

Если есть какие-то дополнения, исправления - "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности..."
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

уа 'алейкуму ссаляму уа рахматуЛлаh уа баракатуh.
abu zeinab писал(а):Я просмотрел может брат, это где-то передается ???
Я имел ввиду, что когда пророк салля Ллаhу 'алейhи уа саллям хотел сделать хиджаму он звал того, кто этим занимается:
Когда Анасу, رضي الله عنه, задали вопрос о вознаграждении цирюльнику(5), он сказал: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, делал себе кровопускания. (Однажды) Абу Тайбаh пустил ему кровь...». аль-Бухари, 5696

И сподвижникам когда делали сообщается ведь, что делал не тот, кто был рядом, а звали определенного человека:
В другой версии говорится: «И пришёл кровопускатель, и сделал ему надрезы, и тогда от него ушло то, что он чувствовал». Муслим, 2205

И сподвижницам тоже:
Джабир рассказывал: «Однажды Умм Саляма попросила разрешение у посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сделать аль-хиджаму, и пророк, صلى الله عليه و سلم, велел Абу Тайбаh сделать ей хиджаму». И один из передатчиков хадиса сказал: «Я думаю, что Джабир сказал: «Он был ее молочным братом, или подростком, не достигшим совершеннолетия». Муслим 4/193.
И про Абу Хинда тоже в хадисе говорится:
"...При этом Абу Хинд занимался кровопусканием в лечебных целях." Булюгъуль-Марам, 1001.

Я в том смысле, что когда кто-то хотел сделать хиджаму, он не давал нож находящемуся поблизости, а звал определенного человека, или может я что-то неправильно понял? Эти слова были как побуждение к тщательному изучению...
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ассаляму 'алейкум уа рахматуЛлаh.
Говорит шейх ибн ‘Усеймин: «Мы сказали, «хобис» называет также в хадисах пророк (салля Ллаhу ‘алейhи ва саллям) заработок. Что значит плохой заработок? Пророк (’алейhи ссоляту ва ссаллям) говорит про того человека, который делает хиджаму другим: «Заработок хаджама (человек, который делает другим хиджаму) - хобис». «Хобис» - т.е. такой низкий. Не значит, что заработок его харам, потому что ибн ‘Аббас говорит, что если бы заработок хаджама был бы харам, то пророк (салля Ллаhу ‘алейhи ва саллям) не давал бы человеку, который сделал ему хиджаму плату, деньги. А как тогда понять, что пророк (‘алейhи ссоляту ва ссаллям) говорит: «Заработок хаджама - хобис». Это значит, что это не самый лучший заработок, который может человек брать. Т.е. если бы это было харам, пророк (‘алейhи ссоляту ва ссаллям) не одобрил бы харамное действие дав тем самым. Но этот заработок – он низкий, поэтому человек он должен стараться отдалятся от такого заработка, не брать за такие вещи деньги. Если ты делаешь хиджаму – то делай ради Аллаха (субханаhу ва та'аля), не бери за это деньги. Или некоторые говорят, что пророк (‘алейhи ссоляту ва ссаллям) дал, но дал кому? Рабу, поскольку раб - он занимает низкое положение – ему можно, а свободному - нет. Если даже человек взял, кто-то ему оставил, поскольку заработок этот «хобис», то его не используют на какие-то благие цели – на строительство мечети и т.д., а куда-то на не очень благородные затраты – строительство туалета, дороги и т.д.» Шарх Риядус-Салихин, комментарии к 297 хадису. Перевод: Абу Яхъя Крымский.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: Кровопускание (хиджама)

Сообщение ФАРУК »

Umm Ubaydullah писал(а):Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Скажите пожалуйста, есть ли достоверные сообщения, о том, куда именно ставил себе хиджаму пророк, да благословит его Аллах и приветствует?
Ва ‘алейкум салям ва рахматуЛлахи ва баракатух!
Да, есть:
http://hadis.info/xadisy-o-krovopuskaniixidzhama/27060/
ابن مراد الداغستاني писал(а):Ат-Тирмизи (2051) привел в сборнике хадисов: Посланник Аллааха (мир ему и благословения Аллааха) часто использовал хиджаму на венах в области (задней стороны) шеи и верхней части спины.
Я искал в сборнике Тирмизи этот хадис но не нашел, нумерация различается в разных изданиях? Этот хадис достоверен?
Да, хадис достоверный.
http://hadis.info/sunan-at-tirmizi-xadis-2051/27064/
ابن مراد الداغستاني писал(а): И еще в видео Мухаммад Муса Али Наср приводит хадисы:
"В достоверном хадисе от пророка, صلى الله عليه وسلم, пришло, что он делал хиджаму в середине головы, и он называл это место Умм Мугъис أم مغيث.
Этот хадис передали Тамам в «аль-Фаваид» 2/20 и Хатыб аль-Багъдади в «Тарих Багъдад» 13/95.
Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков надёжными. См. «Маджма’у-з-заваид» 5/96.
Шейх аль-Албани признал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4928, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 753.
ابن مراد الداغستاني писал(а): Передается, что пророк, صلى الله عليه وسلم, делал хиджаму на месте шейных вен, которые называются аль-ахдааэйн الأخدعين.
http://hadis.info/sunan-at-tirmizi-xadis-2051/27064/
ابن مراد الداغستاني писал(а):
Также пророк, صلى الله عليه وسلم, делал хиджаму на ногах в месте, которое называется ильтиваъ التواء .
Такое слово я не нашел.
ابن مراد الداغستاني писал(а):
Также пророк صلى الله عليه وسلم делал хиджаму на спине (кяахэль), между плечами.
Об этом была ссылка выше.
ابن مراد الداغستاني писал(а): Также пророк صلى الله عليه وسلم делал хиджаму в наг1исе, этом месте, на нежной ткани на плече, которая поднимается во время страха.
Не нахожу.
ابن مراد الداغستاني писал(а): Здесь пророк صلى الله عليه وسلم сделал хиджаму, когда был отравлен ядом после того, как поел отравленной баранины.
Этот хадис передал Абу Дауд 4510. Шейх аль-Албани назвал его слабым, так как Ибн Шихаб аз-Зухри, который передает его со слов Джабира ибн Абдуллах не застал его. То есть в иснаде есть разрыв.
Это то, что мне удалось найти.
ВаЛлаху а1лям!
ФАРУК писал(а):
ابن مراد الداغستاني писал(а):
Достоверен ли хадис «Какой прекрасный раб – хаджжам» и где он приводится?
Этот не могу найти. Нет пока никаких следов)
Кстати, нашел я этот хадис. Его приводят ат-Тирмизи 2053, Ибн Маджах 3478, аль-Хаким 4/212.
Этот хадис слабый. В его иснаде присутствует передатчик по имени Аббад ибн Мансур, который был правдивым, но был подтасовщиком хадисов/мудаллис/ и изменился памятью в конце жизни, как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар.
См. "ас-Сильсиля ад-даифа" 5/54.
ВаЛлаху а1лям!

2053 - حدثنا عبد بن حميد أخبرنا النضر بن شميل حدثنا عباد بن منصور قال : سمعت عكرمة يقول : كان لابن عباس غلمة ثلاثة حجامون فكان اثنان منهم يغلان عليه وعلى أهله وواحد يحجمه ويحجم أهله قال : وقال ابن عباس قال نبي الله صلى الله عليه و سلم : نعم العبد الحجام يذهب الدم ويخف الصلب ويجلو عن البصر وقال إن رسول الله صلى الله عليه و سلم حين عرج به ما مر على ملأ من الملائكة إلا قالوا عليك بالحجامة وقال : إن خير ما تحتجمون فيه يوم سبع عشرة ويوم تسع عشرة ويوم إحدى وعشرين وقال : إن خير ما تداويتم به السعوط واللدود والحجامة والمشي وإن رسول الله صلى الله عليه و سلم لده العباس وأصحابه فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم : من لدني ؟ فكلهم أمسكوا فقال : لا يبقى أحد ممن في البيت إلا لد غير عمه العباس قال عبد : قال النضر اللدود الوجور
قال أبو عيسى : هذا حديث حسن غريب لا نعرفه إلا من حديث عباد بن منصور
وفي الباب عن عائشة
قال الشيخ الألباني : ضعيف
قال الألباني في " السلسلة الضعيفة و الموضوعة " ( 5/54 ) : ضعيف
رواه الترمذي ( 2/5 ) , و ابن ماجه ( 3478 ) , و الطبراني ( 11893 ) , و الحاكم ( 4/212 ) , و ابن الضريس في " الجزء الثالث من حديثه " ( 151/1 ) عن عباد بن منصور عن عكرمة عن ابن عباس مرفوعا . و من هذا الوجه رواه محمد بن محمد بن مخلد في " حديث ابن السماك " ( 1/184/1 ) , و ابن عدي ( 238/2 ) , و قال : " و عباد بن منصور هو في جملة من يكتب حديثه " . و قال الترمذي : " حديث حسن غريب , لا نعرفه إلا من حديث عباد بن منصور " .
قلت : قال الحافظ : " صدوق , و كان يدلس , و تغير بأخرة " . فقول الحاكم : " صحيح الإسناد " . مردود , و إن وافقه الذهبي , فإنه من أوهامه , كيف لا , و قد وفق للصواب في مكان آخر , أخرجه فيه الحاكم أيضا ( 4/410 ) , فلما صححه , رده الذهبي بقوله : " قلت : لا " .

Ответить