Дозволено ли отключать больного от аппарата жизнеобеспечения?
Нередко мусульмане сталкиваются с таким испытанием, когда кого-то из их родных постигает смерть мозга или иные смертельные болезни, и состояние человека поддерживает лишь аппарат жизнеобеспечения, а сам он пребывает в коматозном состоянии. В связи с этим некоторые мусульмане задаются вопросом:
«Как Ислам смотрит на то, чтобы отключить такого человека от аппарата жизнеобеспечения? Ведь он итак практически мёртв. Не лучше ли избавить его от страданий?»
Прежде, чем привести слова обладателей знания по этому вопросу, следует отметить, что такое понятие, как «Убийство из милосердия с целью облегчения страданий» не является дозволенным в своей основе. Ведь как бы это не называлось, по факту это является запретным убийством, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал одним из самых больших грехов. И в этом вопросе нет никаких исключении, кроме случаев, о которых упоминали учёные в отношении людей, имеющих положения умерших.
А что касается лишения больного лекарств, на которых держится его жизнь или его отключения от аппарата жизнеобеспечения под предлогом «облегчения больному и прекращения его страданий», то это не дозволено, и это относится к запретному убийству. Сказал аль-Бухути аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «И не дозволено убивать животных и закалывать их ради облегчения им, так как они являются имуществом, пока они живы, а их закалывание будет рассматриваться как порча (имущества), а ведь было запрещено уничтожать имущество. Точно так же и человек, страдающий от болей по причине тяжёлых болезней или распятый при помощи железа, пока он живой, его жизнь является неприкосновенной». См. «Кашшаф аль-Къина’» (5/495).
Это и есть основа в данном вопросе.
Что же касается исключений, то хотелось бы предоставить постановления современных учёных различных исламских советов и комитетов из самых разных стран, указавших на конкретные случаи, когда больного дозволяется отключать от аппарата искусственного жизнеобеспечения:
Пришло в постановлении Совета по мусульманскому праву (аль-Маджлис аль-фикъхи), входящего в состав Всемирной Исламской лиги в его десятом семинаре числа 24/02/1408 г.х.:
«Что касается больного, к телу которого подключены аппараты жизнеобеспечения, то дозволено их отключать в том случае, когда все функции мозга полностью перестали работать, если комитет из трёх опытных и специализированных врачей постановил, что остановка работы (функции мозга) не подлежит возобновлению, даже если сердце и дыхание работают автоматически путём подключённого аппарата. Однако не выносится шариатское постановление о его смерти, кроме как после полной остановки дыхания и сердцебиения при отключении аппаратов».
Также Совет исламской академии по мусульманскому праву (Маджма’ аль-фикъх аль-ислями) во время третьей конференции в Аммане, проходившей с 8 по 13 месяца Сафар, в 1407 г.х. что соответствует 1986 г. с 11 по 16 октября, после обсуждения положения аппаратов жизнеобеспечения и, выслушивав детальное разъяснение соответствующих врачей, постановил:
«Человек считается мёртвым согласно Шариату и на него распространяются все установленные шариатские положения, связанные со смертью, если обнаружатся в нём два признака:
1. Если его сердце и дыхание полностью приостановятся и врачи вынесут решение, что эта остановка не подлежит возобновлению.
2. Если все функции мозга полностью перестанут работать и специализированные и опытные врачи вынесут решение, что эта остановка не подлежит возобновлению и его мозг начнёт разлагаться.
В таких случаях дозволено отключать аппараты жизнеобеспечения, которые подключены к человеку, даже если некоторые органы, как например сердце, будут работать автоматически путём подсоединённых к нему аппаратов». См. «Маджма’ аль-фикъх аль-ислями» (2/807).
Учёные Постоянного комитета по выдаче фатуа (аль-Ляджна ад-даима) относительно случаев, когда нет надобности в подключении к больному искусственного аппарата жизнеобеспечения, постановили следующее:
«1. Если больной был доставлен в больницу уже мёртвым, то в таком случае нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения.
2. Если жизнедеятельность больного не пригодна для его оживления по свидетельству трёх надёжных специалистов из числа врачей, то в таком случае также нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения.
3. Если положение больного осложнилось до такой степени, что стало неподлежащим для лечения и по свидетельству трёх надёжных и специализированных врачей его смерть неизбежна, то в этом случае также нет необходимости в использовании аппарата жизнеобеспечения.
4. Если больной в положении полного бессилия, или в положении застоя разума с продолжительной болезнью (вроде комы), или онкологическое заболевание на последней стадии, или продолжительная болезнь сердца и лёгких с частыми остановками сердца и лёгких, и это постановление от трёх надёжных и специализированных врачей, то нет необходимости в использовании аппарата жизнеобеспечения.
5. Если у больного обнаружился признак того, что мозг постиг неизлечимое повреждение по постановлению трёх надёжных и специализированных врачей, то нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения из-за отсутствия пользы в этом.
6. Если работа сердца и лёгких не играет уже роли для больного и в конкретной ситуации не приносит ему пользы по постановлению трёх надёжных и специализированных врачей, то нет необходимости использовать аппараты жизнеобеспечения.
В вопросе отключения или же подключения больного к аппарату искусственного жизнеобеспечения не стоит обращать внимания на мнение близких больного, так как они не являются специалистами в этой области». См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима» (25/80).