НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОХОРОН

Ответить
Аватара пользователя
Айдар абу Суфьян
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 16:39
Откуда: aidar4ik1994@bk.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОХОРОН

Сообщение Айдар абу Суфьян »

Мухаммад ан-Наджи

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОХОРОН

Перевод Э. Р. Кулиева

Нельзя желать себе смерти Ислам не одобряет поведение человека, который желает себе смерти или призывает ее, когда на его долю выпадают лишения, болезнь или другое испытание. Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк сказал: "Не желайте себе смерти, потому что она приносит зло. Если же кто-либо из вас непременно хочет пожелать себе этого, то пусть скажет: "О Аллах, продли мне жизнь, если жизнь принесет мне добро, и упокой меня, если кончина принесет мне добро"" (аллахумма ахйинии ма кяянатиль хайаату хейран лии ва таваффинии иза кяянатиль вафаату хейран лии). Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие. (1)

Мудрость этого запрета раскрывается в хадисе, переданном Абу Хурейрой, о том, что Посланник Аллаха сказал: "Не желайте себе смерти. Если человек творит благие дела, то, может быть, [со временем] он станет еще лучше. Если же он совершает грехи, то, может быть, [со временем] он раскается в них". Этот хадис передал аль-Бухари.

Из этого следует, что прожить подольше в этом мире лучше для любого человека. Если он благочестив, то с годами его благих дел станет еще больше; если же он грешник, то, может быть, он покается и встанет на путь повиновения Господу прежде, чем его настигнет смерть.

Долгая жизнь лучше для правоверного

'Абдуллах ибн Буср рассказывал, что некий бедуин спросил Пророка: "Кто из людей лучше?" Он ответил: "Те, которые живут долго и творят благие дела". (2)

Признак благого конца Если человек творил праведные дела до того, как настал его смертный час, то это является одним из признаков того, что он обретет счастье в будущей жизни. Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Если Аллах желает своему рабу добра, то он использует его". Его спросили: "О Посланник Аллаха, как Он использует его?" Он ответил: "Он помогает ему вершить благие дела перед смертью". (3)

Желательно оповещать родственников и друзей о смерти человека

Мусульманские богословы отмечали, что семье умершего мусульманина следует оповестить родственников и друзей покойного, а также праведных мусульман о его смерти, чтобы они могли принять участие в подготовке к похоронам, вместе совершить намаз джаназа по умершему, похоронить его и тем самым заслужить награду Аллаха.

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк возвестил людям о смерти негуса Эфиопии в тот день, когда тот скончался. Он вышел к людям, построил их в ряд и совершил по нему намаз джаназа. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.

Анас рассказывал, что Пророк сказал: "Знамя нес Зейд и был сражен. Затем его взял Джа'фар и тоже был сражен. Затем его подхватил 'Абдуллах ибн Раваха и тоже погиб". В этот момент глаза Посланника Аллаха прослезились, а затем он добавил: "Теперь Халид ибн аль-Валид сам взял знамя, и ему удалось добиться успеха". (4)

Имам аль-Бухари поместил этот хадис в главе под названием "Человек должен оповещать семью умершего о смерти".

Ибн Хаджар писал, что Ибн Рашид сказал: "Смысл этого названия в том, что не всякое оповещение о смерти запрещено". Он имел в виду хороший хадис, переданный Ахмадом, ат-Тирмизи и Ибн Маджой, о том, что Хузейфа, когда кто-либо умирал, говорил: "Не разрешайте никому оповещать об этом людей. Я боюсь, что это будет извещением о смерти, а я вот этими ушами слышал, как Посланник Аллаха запретил извещать о смерти".

Пророк запретил извещать о смерти так, как это делали арабы в доисламские времена невежества. Они отправляли тех, кто приносил весть о смерти, ходить по домам и рынкам и распространять ее среди людей.

Ибн аль-'Араби сказал: "На основании всех хадисов на эту тему можно сделать три вывода.

Во-первых, в шариате установлено оповещать о смерти родных, близких и праведных людей.
Во-вторых, нежелательно приглашать людей на поминки.
В-третьих, запрещено возвещать о смерти с криками и плачем и т.п." (5)

Плач по умершему

1. Анас ибн Малик рассказывал, что они вместе с Посланником Аллаха пришли к Абу Сейфу аль-Кейну, мужу кормилицы сына Пророка Мухаммада Ибрахима. Посланник Аллаха взял его на руки, поцеловал и понюхал. Затем к в комнату вошли и сподвижники. Тут они увидели, что Ибрахим умирает. Глаза Посланника Аллаха прослезились, и 'Абд ар-Рахман ибн 'Ауф сказал: "Ты тоже, о Посланник Аллаха?" Он ответил: "Это - милосердие, Ибн 'Ауф". Затем он добавил: "Глаза слезятся, и сердце грустит, но мы говорим только то, чем доволен наш Господь. О Ибрахим, мы опечалены разлукой с тобой". (6)

2. Ибн 'Умар рассказывал, что, когда Са'д ибн 'Убада сильно заболел, Посланник Аллаха вместе с 'Абд ар-Рахман ибн 'Ауфом, Са'дом ибн Абу Ваккасом и 'Абдуллахом ибн Мас'удом пошли навестить его. Войдя, они увидели вокруг него родственников. Пророк спросил: "Он уже умер?" Они ответили: "Нет еще, о Посланник Аллаха". Тогда он заплакал, и люди, увидев Пророка плачущим, тоже заплакали. Он сказал: "Послушайте! Аллах не наказывает за то, что глаза слезятся, а сердце грустит". Тут он показал на язык и продолжил: "Аллах наказывает вот за это или же милует. Покойный получает наказание за то, что семья оплакивает его". (7)

Ибн Батталь сказал, что первый хадис разъясняет, что плакать и грустить разрешено, если человек при этом не выражает недовольства волей Аллаха. Он также отметил, что мусульманин может говорить о своей печали вслух, хотя лучше было бы, если бы он не показывал ее людям. (8)

Что касается слов Пророка "Аллах наказывает вот за это или же милует", то они означают, что если человек произносит своими устами греховные речи, то будет наказан за это, если же он говорит хорошее, то будет помилован.

Кроме того, человек будет нести наказание и за то, что его родственники оплакивают его, перечисляя его заслуги и праведные дела, и громко плачут, но только в том случае, если он сам завещал им поступать таким образом. Об этом говорили аль-Бухари (3/150) и большинство мусульманских богословов.

О том, какому наказанию подвергается покойный, говорили, что он испытывает страдания от того, что его родные громко рыдают по нему и т.п. (9)

Запрещается причитать над покойником с криками и воплем

1. Абу Малик аль-Аш'ари рассказывал, что Пророк сказал: "В моей общине останется четыре пережитка времен невежества: гордость знатным происхождением, опорочивание рода, связывание выпадения дождя со звездами (т.е. с восходом или закатом звезд) и оплакивание покойников". Затем он добавил: "Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в День воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой". (10)

Человек, который станет громко рыдать, оплакивая умершего, в Судный день предстанет в одеянии из смолы, которая, как известно, легко воспламеняется. Его тело будет покрыто коростой и паршой, словно на него надет панцирь. Упаси нас Аллах от этого!

2. Умм 'Атийа аль-Ансарийа рассказывала, что, принося Посланнику Аллаха присягу (т.е. принимая ислам), они обещали не оплакивать покойников воплями. (11)

Запрещается бить себя по щекам и рвать на себе одежду и волосы

1. Ибн Мас'уд рассказывал, что Пророк сказал: "К нам не имеют отношения те, которые бьют себя по щекам, рвут на себе одежду и призывают, как это делали во времена невежества". (12)

Это означает, что подобное поведение не имеет отношения к исламу и дороге Пророка, но ни коим образом не подразумевает, что все, кто совершают это, перестают быть мусульманами. Пророк выразил эту мысль такими словами, чтобы подчеркнуть, как важно остерегаться таких поступков. Это похоже на то, как отец, порицая сына за совершенный им проступок, говорит ему: "Ты не имеешь никакого отношения ко мне, а я не имею отношения к тебе". Это значит лишь то, что сын не пошел по стопам своего отца.(13) Такой оборот принят в арабском языке.

2. Абу Барда рассказывал, что его отец Абу Муса аль-Аш'ари испытывал сильные боли, и, наконец, потерял сознание. Его голова лежала на коленях одной из женщин его семьи, и он был не в силах что-либо возразить ей. Придя в себя, он сказал: "Я не имею ничего общего с теми, от кого отрекся Посланник Аллаха. А Посланник Аллаха отрекся от тех, которые ревут громким голосом и рвут на себе волосы и одежду". (14)
Что следует делать, когда человек умирает и после смерти

1. Внушать ему произнести слова "нет божества, кроме Аллаха" (ля иляха илляллах).

Абу Хурейра и Абу Са'ид аль-Худри рассказывали, что Посланник Аллаха сказал: "Внушайте умирающим из вас произнести слова "нет божества, кроме Аллаха"". (15)

Хузейфа рассказывал, что как-то он прижался грудью к Посланнику Аллаха, и тот сказал: "Тот, чьими последними словами были слова "нет божества, кроме Аллаха", которые он произнес в надежде увидеть лик Аллаха, войдет в рай". (16)

Слова Пророка "Внушайте умирающим из вас…" означают, что внушать произнести свидетельство единобожия следует мусульманам. Что же касается неверных, то им надо предлагать принять ислам.

Внушать произнести свидетельство единобожия надо тогда, когда сам человек не произносит его. Если же он сам поступает так, то нет необходимости напоминать ему об этом еще раз.

Кроме того, делать это надо, когда умирающий находится в сознании. Если же он лежит без сознания, то в этом нет смысла. А если он не в силах произнести эти слова вслух, то может повторять их про себя.

Ученые советовали не требовать от умирающего произнести слова "нет божества, кроме Аллаха" настойчиво, дабы не вызвать у него раздражения и не вынудить его произнести нечто неподобающее. Делать это надо тактично, чтобы он вник в их смысл и произнес их.

Если он произнес их, то не следует требовать от него повторить их до тех пор, пока он снова не заговорит о чем-то другом. А если он заговорит о другом, то надо вновь предложить ему произнести слова свидетельсва, чтобы они были последним, что он изрек в этом мире. (17)

2. Закрыть ему глаза, когда он умрет.

Пророк вошел в дом Абу Саламы, когда тот скончался. Его глаза были широко раскрыты, и Пророк закрыл их и сказал: "Воистину, когда душа покидает тело, взгляд устремляется вслед за ней". (18)

3. Накрыть тело покойного.

Это делается для того, чтобы люди не видели его исказившегося облика. 'Аиша рассказывала, что, когда Пророк скончался, его тело накрыли полосатым покрывалом. (19)

4. Убедиться в том, что смерть действительно наступила, и поскорее начать приготовления к похоронам.

Родственник, ответственный за похороны, должен как можно скорее совершить омовение трупа и намаз джаназа, а затем похоронить тело усопшего. Спешить с этим следует для того, чтобы тело не успело изменить свой вид (20), и это является знаком почтения к скончавшемуся мусульманину. Хоронить тело покойного обязательно, потому что Всевышний сказал: "Потом [Аллах] умертвил его (т.е. человека) и предал погребению…" (Сура "Нахмурился", аят 21.) Господь сделал могилу усыпальницей для людей и не отдал их тела на растерзание хищникам и птицам, поэтому могила является одной из многих милостей, которыми Аллах почтил сынов Адама.

5. Выплатить долги за покойного.

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: "Душа верующего остается связанной его долгом до тех пор, пока его не выплатят". (21)

Это означает, что душа мусульманина будет ожидать своего приговора до тех пор, пока за него не выплатят долг или пока его не простят ему. Все это время она не обрекается на погибель, но и не находит спасения. Это также может значить, что она не может попасть в рай. (22)

Все это относится к тем, кто умер и оставил после себя богатство, из которого можно выплатить его долги.

Если же человек был беден и всей душой желал избавиться от долгов, то всевышний Аллах непременно сам выплатит их за своего раба. То же самое относится к тому, кто был богат и хотел, чтобы его наследники выплатили его долги, но после его смерти они не сделали этого. Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Кто взял чужое имущество, вознамерившись вернуть его, за того его вернет Аллах. А кто взял его, вознамерившись погубить, того погубит Аллах". (23)

6. Произнести молитву истирджа'.

Желательно, чтобы верующий, когда умирает его родственник или близкий, сказал: "Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся" (иннаа лилляхи ва иннаа илейхи рааджиъуун). Эта молитва называется истирджа'.

а) Умм Салама рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха сказал: "Если раба Аллаха постигает несчастье, а он говорит: "Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся. О Аллах, вознагради меня за переживаемое мною несчастье и возмести мне лучшим", - то всевышний Аллах непременно вознаграждает его за это несчастье и дает ему взамен нечто лучшее" (иннаа лилляхи ва иннаа илейхи рааджиъуун - аллахумма аджирнии фии мусыыбатии ва ахлиф лии хейран минха).

Умм Салама сказала: "Когда скончался [мой муж] Абу Салама я сказала то, что велел говорить Посланник Аллаха, и Аллах дал мне взамен лучшего мужа - самого Посланника Аллаха". (24)

б) Абу Муса аль-Аш'ари рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Когда у раба Аллаха умирает ребенок, всевышний Аллах спрашивает своих ангелов: "Вы прибрали душу ребенка Моего раба?" Они отвечают: "Да". Затем Аллах спрашивает: "Вы забрали цветок его души?" Они отвечают: "Да". Затем Он спрашивает: "Что же сказал Мой раб?" Они отвечают: "Он воздал Тебе хвалу и сказал, что все принадлежат Тебе и к Тебе возвратится". Тогда всевышний Аллах говорит: "Воздвигните для Моего раба дом в раю и нареките его домом славы"". (25)

7. Помолиться за покойного.

Молитва мусульманина за своего брата, если она будет принята, может принести пользу усопшему. Всевышний сказал: "А те, которые придут после них, скажут: "Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!" (Сура "Сбор", аят 10.)

Пророк Мухаммад сказал: "Аллах отвечает на мольбу мусульманина, который в тайне молится за своего брата. У его головы садится ангел, которому поручено всякий раз, когда тот попросит для своего брата добро, говорить: "Аминь! И тебе того же!" (26)

Еще лучше, если за скончавшегося мусульманина молятся его дети. Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это - доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него". (27)

8. Возместить за него пост.

а) 'Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха сказал: "За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его родственник". (28)

б) Ибн 'Аббас рассказывал. что к Пророку пришел мужчина и сказал: "О Посланник Аллаха, моя мать умерла, не возместив один месяц поста. Могу ли я держать пост за нее?" Он спросил: "Если бы у твоей матери был долг, стал бы ты выплачивать его?" Мужчина ответил: "Да". Пророк сказал: "Долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили". (29)

Все это относится к тем случаям, когда человек дал обет держать пост. Только такой пост за покойного должны держать его родственники. А что касается пропущенных по уважительной причине дней месяца рамадан, то за каждый день нужно накормить одного бедняка. Ибн 'Аббас сказал: "Если человек заболел в рамадане и не постился, а затем скончался, то надо накормить за него бедняков и не держать пост самому. Если же он дал обет поститься, то пост за него должен держать его родственник". (30)

'Умра рассказывала, что ее мать скончалась, не возместив поста месяца рамадан. Тогда она спросила 'Аишу, должна ли она поститься за нее. Она сказала: "Нет, ты должна накормить бедняков половиной са' за каждый день". (31)

Этого мнения придерживался и имам Ахмад ибн Ханбаль. В книге "ас-Саиль" (стр. 96) он, опираясь на слова Ибн 'Аббаса, сказал: "Пост за умершего следует держать только, если он дал обет поститься".

То же самое говорил имам Ибн аль-Кайим. Он писал: "С обязательным постом в месяце рамадан дела обстоят так же, как и с намазом. Никто не может совершать намаз за другого или принять ислам за другого. То же относится и к посту. А что касается обета, то он рассматривается как долг, и человек может держать пост за своего родственника, так же как и может вернуть за него долг. Это - тонкости мусульманского права". (32)

9. Выполнить за него данный им обет.

а) Ибн 'Аббас рассказывал, что Са'д ибн 'Убада сказал Посланнику Аллаха: "Моя мать умерла и не выполнила данный ею обет". Он сказал: "Выполни его за нее". (33)

б) Ибн 'Аббас также рассказывал, что к Пророку пришел мужчина и сказал: "Моя сестра дала обет совершить хадж и умерла". Пророк спросил: "Если бы у нее был долг, стал бы ты выплачивать его?" Он сказал: "Да". Тогда он сказал: "Так выполни ее обязательство перед Аллахом. Оно еще более заслуживает того, чтобы его выполнили". (34)

в) Ибн 'Аббас также рассказывал, что к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала: "О Посланник Аллаха, моя мать дала обет держать пост и умерла. Могу ли я поститься за нее?" Он спросил: "Как ты думаешь, если бы у твоей матери был долг и ты бы выплатила его, засчиталось бы это ей?" Она ответила: "Да". Тогда он сказал: "Так постись за нее". (35)

Большинство мусульманских правоведов, опираясь на хадис о матери Са'да, считало, что если человек дал обет сделать пожертвование, то его обязательно нужно исполнить после его смерти на деньги из его наследства, даже если он сам не завещал этого. Если же он дал такой обет во время болезни, от которой скончался, то для его исполнения нужно расходовать деньги из одной трети его наследства, завещанной им определенным лицам. (36)

Что же касается прочих обетов, таких как обет совершить хадж, держать пост, сделать доброе дело, освободить раба или уединиться на несколько дней в мечети, то родственники не обязаны исполнять их после смерти самого человека, хотя это и желательно. Причина этого в том, что Пророк отметил сходство между такими обетами и долгом, а, как известно, наследники не обязаны выплачивать долг умершего, если только он сам не завещал сделать это из определенной части его имущества.

Все это ни коим образом не касается обетов совершить намаз, потому что один человек не имеет права молиться за другого. Об этом говорили Ахмад, Малик, аш-Шафи'и. (37)

Обет за умершего может исполнить не только самый близкий родственник, но и другой человек, так же как он может выплатить за него его долги. Такой обет тоже будет засчитан, во-первых, потому что Пророк провел аналогию между обетом и долгом; а во-вторых, потому что исполнение обета за покойного является добровольным как для близкого родственника, так и для другого человека. (38)

10. Раздать от его имени милостыню.

Если люди раздают милостыню от имени покойного, то она приносит ему пользу, особенно, если это делают его дети. (39)

а) 'Аиша рассказывала, что некий мужчина сказал Пророку: "Моя мать умерла внезапно и не оставила завещания. Я думаю, что если бы она смогла что-либо сказать, то велела бы раздать милостыню. Получит ли она [и получу ли я] вознаграждение, если я раздам милостыню от ее имени?" Он ответил: "Да, раздай милостыню от ее имени". (40)

б) Ибн 'Аббас рассказывал, что, когда у Са'да ибн 'Убады скончалась мать, его не было рядом. Тогда он сказал Пророку: "О Посланник Аллаха, моя мать скончалась, когда меня не было рядом. Принесет ли ей пользу то, что я раздам милостыню от ее имени?" Он ответил: "Да". Тогда Са'д сказал: "Так будь же свидетелем, что я отдаю мой плодоносный сад в качестве пожертвования от ее имени". (41)

Когда человек может получить награду после смерти

Если мусульманин совершает праведные дела, то его родители [, если они были мусульманами и воспитывали своих детей в духе покорности Аллаху, - К.Э.] тоже получают такую же награду, причем награда самих детей от этого ничуть не уменьшается. Причина этого в том, что дети являются плодом воспитания и усердия своих родителей, а великий и могучий Аллах сказал: "…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…" (Сура "Звезда", аят 39.) (42)

'Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха сказал: "Самое прекрасное, что ест человек, - это то, что он заработал сам. Ребенок - это тоже его заработок". (43)

[Таким образом, покойный получает награду или облегчение после смерти только в следующих случаях: если за него молятся верующие; если за него держат пост, исполняя данный им обет; если возвращают его долг; если его дети совершают благочестивые дела и если люди извлекают пользу из того, что он сделал еще при жизни.

'Абдуллах ибн 'Амр рассказывал, что аль-'Ас ибн Ваиль ас-Сахми завещал освободить от его имени сто рабов. Его сын Хишам освободил пятьдесят рабов. Другой его сын 'Амр также хотел освободить пятьдесят рабов, но решил сначала спросить об этом Посланника Аллаха. Он пришел к нему и сказал: "О Посланник Аллаха, мой отец завещал освободить от его имени сто рабов, и Хишам уже освободил пятьдесят из них. Я должен освободить еще пятьдесят. Могу ли я сделать это за моего отца?" Пророк сказал: "Если он был мусульманином, и вы освободили раба, или раздали милостыню, или совершили паломничество от его имени, то награда дойдет до него". (44)

Абу Хурейра рассказывал, что некий мужчина сказал Пророку: "Мой отец умер и оставил после себя наследство, но не оставил завещания. Простятся ли ему грехи, если я раздам милостыню от его имени?" Он ответил: "Да". (45)

Абу Хурейра также рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это - доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него". (46)

Он также рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "К хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, который он оставил в наследство; мечеть или дом для путников, который он построил; река, которой он проложил дорогу; и доброе дело, которое он сделал при жизни, будучи в полном здравии. Награда за все это дойдет до него и после смерти". (47)

Джарир ибн 'Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Кто проложил в исламе путь доброму делу, тот получит свою награду и награду всех, кто будет поступать таким образом после него, причем их награда от этого ничуть не уменьшится. А кто проложил в исламе путь скверному поступку, на того ляжет его грех и грехи всех, кто станет поступать таким образом после него, причем их грехи от этого ничуть не убавятся". (48)

Об этом сказал великий Аллах: "Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они вершили, и то, что они оставили после себя". (Сура "Йа Син", аят 12.)

Эти хадисы ни коим образом не противоречат словам всевышнего Аллаха "…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…" (Сура "Звезда", аят 39.)

Ибн Хаджар в книге "Фатх аль-Бари" (стр. 5/390) сказал, что этот аят имеет общий смысл, а перечисленные нами хадисы являются частным исключением, что вполне приемлемо в шариате. Однако имам аш-Шаукани в книге "Нейл аль-Аутар" (4/79) писал: "Все хадисы на эту тему показывают, что награда достается людям после смерти только, если благие дела совершены их детьми. Как известно, дети являются результатом усердия самого человека, и поэтому нет необходимости говорить о частном исключении. Что же касается других людей, помимо детей, то из аятов Корана ясно, что награда за их благодеяния не доходит до покойных. Она достается лишь тем, кто совершает их. Чтобы говорить обратное, нужны конкретные доказательства".

Аль-'Изз ибн 'Абд ас-Салам в собрании своих фетв (24/2) писал: "Если человек совершил благодеяние, а затем подарил награду за него живому или мертвому, то она не дойдет до того человека, потому что Аллах сказал: "…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…"". Имам

Ибн Касир в толковании этого аята (4/328) писал: "Человек не несет ответственности за чужие грехи и не получает награды за чужие благодеяния. Опираясь на этот священный аят, аш-Шафи'и и его ученики говорили, что чтение Корана приносит пользу только тому, кто его читал, и награда за это не доходит до покойных, потому что не они читали Коран и не они заработали эту награду. Поэтому Посланник Аллаха не призывал мусульман дарить свою награду другим, не учил этому и не побуждал к этому ни словами, ни намеками. Нет ни одного сообщения, что так поступали его сподвижники. Если бы это было хорошо, то они бы совершали это раньше нас". Этого же мнения придерживались многие ученые ханифитского толка, о чем писал аз-Забиди в книге "Шарх аль-Ахйа" (10/369).

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа в книге "аль-Ихтийарат аль-'Илмийа" (стр. 54) писал: "Праведные мусульмане не имели обычая, совершая добровольный намаз, соблюдая добровольный пост либо совершая добровольное паломничество, дарить свою награду покойным мусульманам. Мы не должны уклоняться от их пути, потому что он самый правильный и самый совершенный". - К.Э.]

Желательно приготовить еду для семьи покойника

Именно так следует поступать в соответствии с законами шариата. Насколько же сбились с прямого пути люди, обычаи которых побуждают и без того опечаленную и удрученную семью покойного готовить еду для других людей.

'Абдуллах ибн Джа'фар рассказывал, что, когда погиб его отец, Посланник Аллаха сказал: "Приготовьте для семьи Джа'фара еду, потому что они сейчас озабочены". (49)

Аш-Шафи'и считал, что отправлять еду семье покойного желательно. Он писал: "Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят для его семьи поесть в день смерти. Это - сунна и дань памяти. Так поступали и всегда будут поступать те, кто любят вершить добро. Так велел поступать Посланник Аллаха, когда до него дошла весть о гибели Джа'фара". (50)

Ученые отмечали, что желательно настоять на том, чтобы семья покойного поела и не теряла сил, независимо от того, отказываются они есть из-за стеснения или же из-за сильной печали и скорби. (51)

Правоведы также говорили, что нельзя готовить еду для вдов, которые собираются вместе с близкими и громко причитают над покойником, потому что тем самым люди помогают ей не трудиться по дому и грешить (52). А Всевышний сказал: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде". (Сура "Трапеза", аят 2.)

Поминки в доме покойного и угощение гостей едой является ересью Все мусульманские богословы единодушны в том, что нежелательно, чтобы семья покойного готовила еду для людей и собирала их у себя в доме. Это еще более отягощает их и доставляет им лишние хлопоты, что похоже на то, как поступали язычники во времена невежества.

Один из сподвижников Пророка Джарир рассказывал: "Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным". (53)

Имам ан-Навави писал, что аш-Шафи'и и его ученики неодобрительно относились к тому, чтобы семья покойного садилась у себя в доме, а люди приходили к ним и садились рядом, чтобы утешить их. Они считали, что после выражения соболезнования люди должны уйти и что выразить соболезнование можно даже случайно встретив родственника покойного, а собираться для этого нежелательно как для мужчин, так и для женщин. (54)

Сам имам аш-Шафи'и писал: "Я считаю нежелательным проводить поминки, т.е собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут. Все это лишь увеличивает горе, которое и без того приносит много переживаний и хлопот". (55)

Ученый ханбалитского толка Ибн Кудама писал: "Абу аль-Хаттаб говорил, что нежелательно садиться для того, чтобы выразить соболезнование. Ибн 'Акиль считал нежелательным устраивать собрания после смерти, потому что это только увеличивает печаль родственников покойного". (56)

Имам Ахмад сказал: "Я считаю нежелательным выражать соболезнования родственникам и утешать их у могилы покойного. Только те, кто еще не выразил соболезнования, могут сделать это после того, как его похоронят, или до этого". Он также сказал: "Выражая соболезнование, тот, кто хочет, может взять родственника покойного за руку. Если он увидит, что тот рвал на себе от горя одежду, то пусть все равно выразит ему свои соболезнования, потому что не следует отказываться от доброго дела из-за чьего-то греха. Если он предостережет его от этого прегрешения, то это хорошо". (57)

В наше время многие люди ввели обычай зарезать барана и приглашать людей на поминки на третий, седьмой или сороковой день после смерти, а также каждый четверг. Все это является новшеством и ересью. Посланник Аллаха не поступал таким образом и не учил нас этому. Ни один сподвижник Пророка не поступал так, и мусульманин всегда должен помнить об этом.

Что запрещается делать на кладбище


1. Делать могилу высокой.

а) Сумама Шуфа рассказывал: "Мы вместе с Фадалой ибн 'Убейдом были в Византии на острове Рудис, и там скончался один из наших товарищей. Фудала ибн 'Убейд велел сровнять его могилу с землей и сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха повелел сравнивать могилы с землей"". (58)

б) Абу аль-Хайадж аль-Асади рассказывал, что Али ибн Абу Талиб сказал ему: "Не послать ли мне тебя с тем, с чем в свое время послал меня Посланник Аллаха. Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей". (59)

Имам Ахмад ибн Ханбаль разрешал насыпать на могилу только вырытый из нее песок. Досыпать на могилу песок он разрешал только тогда, когда она становилась совершенно неразличима. (60)

Ат-Тирмизи в "ас-Сунане" (3/358) упомянул вышеупомянутый хадис и сказал: "Некоторые ученые руководствуются этим хадисом и считают нежелательным, чтобы могила возвышалась над землей".

Аш-Шафи'и сказал: "Я считаю, что нежелательно возвышать могилу. Ее следует сделать такой высоты, чтобы люди могли узнать ее, дабы не наступать и не садиться на нее".

2. Устанавливать на могиле памятник, белить ее и делать на ней надписи.

Джабир рассказывал, что Посланник Аллаха запретил белить могилы гипсом, садиться на них, строить на них [, делать их высокими и делать на них надписи]. (61)

Ат-Тирмизи сказал: "Некоторые богословы разрешали обмазывать могилу глиной".

Аш-Шафи'и сказал: "Нет ничего страшного в том, что могилу обмазывают глиной".

Это делается для того, чтобы могилу не размыли дожди, а ветра не стерли ее с лица земли, особенно, если она находится на песчаной почве. А Аллаху об этом ведомо лучше!

Разрешается обозначить могилу камнем и т.п. Аль-Мутталиб рассказывал, что Посланник Аллаха взял камень и положил его на могилу 'Усмана ибн Маз'уна у его головы и сказал: "Так я узнаю могилу моего брата и похороню в ней [рядом с ним] кого-нибудь из моей семьи, когда он умрет". (62)

3. Садиться на могилу.

а) В хадисе Джабира уже говорилось, что Пророк запретил садиться на них.

б) Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Сесть на горящий уголь, чтобы он сжег вашу одежду и добрался до вашей кожи, лучше, чем сесть на могилу". (63)

в) Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Не садитесь на могилы и не совершайте намаз, стоя лицом к ним". (64)

Аль-Манави сказал: "Садиться на могилу - это проявление неуважения к умершему, а ислам учит относиться к человеку с почтением даже после его смерти". (65)

Что касается намаза у могилы, то запрещается совершать у могилы все обязательные или дополнительные намазы, кроме намаза джаназа по покойному, потому что Пророк совершал намаз джаназа по некоторым из своих сподвижников после того, как их похоронили. (66)

4. Строить на могиле мечеть.

а) 'Аиша рассказывала, что когда Посланник Аллаха смертельно заболел, то сказал: "Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они сделали из могил своих пророков места для поклонения". Затем она сказала: "Если бы не эти его слова, то люди сделали бы его могилу видной, но я все равно боюсь, что они превратят ее в мечеть". (67)

б) 'Аиша также рассказывала, что Умм Хабиба и Умм Салама рассказали Посланнику Аллаха о церкви, которую они видели в Эфиопии и об иконах, которые были в ней. Он сказал:"Когда у них умирает праведный человек, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем изображения. В День воскресения они окажутся одними из наихудших творений Аллаха". (68)

5. Делать жертвоприношения у могилы.

Анас рассказывал, что Пророк сказал: "В исламе нет места жертвоприношениям у могил". 'Абд ар-Раззак сказал: "Язычники зарезали коров и баранов у могил". (69)

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа писал: "А что касается жертвоприношений у могил, то они запрещены в любой форме. Аль-Марузи сообщил, что имам Ахмад сказал: "Пророк сказал: "В исламе нет места жертвоприношениям у могил". Язычники, когда у них умирал кто-то, зарезали на его могиле верблюдицу, и Пророк запретил делать это". Имам Ахмад считал нежелательным есть такое мясо. В наше время многие совершают нечто похожее, когда раздают милостыню и хлеб у могил". (70)

Все это относится тех случаев, когда жертвоприношение совершается у могилы, но искренне ради всевышнего Аллаха. Если же оно совершается ради почитания похороненного в ней человека, то это является проявлением великого многобожия, и есть такое мясо запрещено. Ведь Всевышний сказал: "Посему совершай намаз и закалывай [жертвенное животное] ради твоего Господа" (Сура "Изобилие", аят 2.) Он также сказал: "Вам запрещено есть мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото не во имя Аллаха…" (Сура "Трапеза", аят 3.)

6. Класть на могилы венки и цветы.

Мусульманам запрещается класть на могилы цветы, голые пальмовые ветви, венки и т.п., потому что все это является ересью, и ни один сподвижник Пророка не поступал таким образом. Однако имам аль-Бухари (3/222-223) передал хадис, который вселяет в некоторых людей сомнения по этому вопросу. Ибн 'Аббас рассказывал, что Пророк проходил мимо двух могил и сказал: "Эти двое получают сейчас наказание, и наказывают их не за великие грехи. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи, а второй разносил сплетни". Затем он взял сочную пальмовую ветвь, разделил ее пополам и воткнул по половинке в каждую могилу. Люди спросили его: "О Посланник Аллаха, зачем ты поступил так?" Он ответил: "Может быть, их страдания облегчатся, пока эти веточки будут оставаться сочными".

Поступать таким образом было дозволено только Посланнику Аллаха, потому что облегчение наказания в могиле стало возможным благодаря его мольбе и заступничеству. Это подчеркивается в другой версии этого хадиса, переданной имамом Муслимом от Джабира, в которой сообщается, что Пророк сказал: "Я проходил мимо двух могил, в которых люди получали наказание, и решил заступиться за них, дабы страдания их облегчились, пока две веточки будут оставаться сочными".

Именно так расценили такое поведение Пророка его сподвижники, и поэтому нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из них клал на могилу покойного пальмовую веточку или цветы. (71)

7. Ходить между могилами в обуви.

По меньшей мере это считается нежелательным.
Один из слуг Посланника Аллаха Башир рассказывал, что Пророк прошел мимо могил язычников и сказал: "Они не дожили до великого блага". Затем он прошел мимо могил мусульман и сказал: "Они пожили при великом благе". Тут Посланник Аллаха увидел мужчину, который шел между могил в обуви. Он сказал ему: "Горе тебе, человек в сандалиях!" Увидев Посланника Аллаха, он тотчас снял сандалии и выбросил их. (72)

Имам Ахмад считал нежелательным ходить по кладбищу в кожаных сандалиях. Однако это разрешается, если на то есть уважительная причина, например, колючки, нечистоты и т.п. (73)

8. Женщинам ходить на кладбище.

а) Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха проклял женщин, часто посещающих кладбища. (74)

б) Умм 'Атийа рассказывала: "Нам запрещалось участвовать в похоронах, но запрет этот не был строгим". (75)

Это является ее мнением, но законодательную силу имеет непосредственно сам запрет Пророка, о чем говорили мусульманские правоведы.

Причина же этого запрета в том, что женщины не обладают большой выдержкой и терпением и ронимы, а посещение кладбища еще более усиливает их печаль и тоску и может подтолкнуть их к совершению какого-либо греха. В этом отношении мужчины отличаются от женщин, и поэтому, запрещая причитать над покойником, бить себя по лицу и рвать на себе одежду, Пророк обращался к женщинам. (76)

Кроме того, отправляясь на кладбище, женщина выходит из своего дома и невольно вступает в общение с посторонними мужчинами и, может быть, даже принаряжается для этого.

Что же касается мужчин, то посещение кладбищ в отношении их желательно, потому что Посланник Аллаха сказал: "…но теперь посещайте кладбища, ибо это будет напоминать вам о смерти". (77)

Это все, что мне удалось собрать по этим важным вопросам. Господи! Сделай всех нас в числе твердых приверженцев учения Твоего Писания и Сунны твоего Пророка и поведи нас путем праведных мусульман, ведь Ты - слышащий и близкий и отвечаешь на мольбу своих рабов. И в заключение, еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров.
литературы

(1) В хадисе, который передал 'Аммар ибн Йасир, говорится, что Посланник Аллаха сказал: "О Аллах, Ты знаешь сокровенное и всесилен над творениями. Посему продли мне жизнь, если Ты знаешь, что в этом благо для меня, и упокой меня, если Ты знаешь, что это лучше для меня…" (аллахумма биъильмикаль гейби ва кудратика аляль хальки ахйинии ма алимталь хайаата хейран лии ва таваффинии ма алимталь вафаата хейран лии). Этот достоверный хадис передал ан-Насаи (3/54-55) и Ибн Абу Шейба (10/264). Посланник Аллаха также взывал к Аллаху со словами: "О Аллах, усиль мою приверженность к религии, ибо с ней связана моя судьба! Улучши мою мирскую жизнь, ибо здесь мое пропитание! Устрой мою будущую жизнь, ибо к ней мое возвращение! Сделай так, чтобы жизнь приносила мне все больше и больше добра, а смерть избавила меня ото всякого зла" (аллахумма аслих лии диинии-л-лязии хува ъисмату амрии ва аслих лии дунйайа-л-лятии фиихя маъаашии ва аслих лии аахиратии-л-лятии фиихя маъаадии ваджъали-ль-хайаата зийаадатан лии фии кулли хейрин ваджъали-ль-маута раахатан лии мин кулли шаррин). Этот хадис передал Муслим (4/2087) от Абу Хурейры.
(2) Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи (2329) и Ахмад (4/188,190). Он усиливается похожим хадисом, рассказанным Абу Бакратой.
(3) Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи (2142) и Ахмад (3/106,120). Он усиливается хадисом 'Умара аль-Джам'и, который передал Ахмад (4/135).
(4) Этот хадис передал аль-Бухари (3/116).
(5) См. "Фатх аль-Бари" (3/117).
(6) Этот хадис передал аль-Бухари (3/172-173).
(7) Этот хадис передал аль-Бухари (3/175) и Муслим (2/636).
(8) См. "Фатх аль-Бари" (3/174).
(9) Этому мнению отдали предпочтение Ибн аль-Мурабит, Ибн Джарир ат-Табари, кадий 'Ийад и шейх-уль-ислам Ибн Теймийа. См. "Фатх аль-Бари" (3/155).
(10) Этот хадис передали Муслим (2/644) и Ахмад (5/344).
(11) Этот хадис передали аль-Бухари (3/176) и Муслим (2/645).
(12) Этот хадис передали аль-Бухари (3/163,166), (6/546) и Муслим (1/99).
(13) См. "Фатх аль-Бари" (3/163).
(14) Этот хадис передали аль-Бухари (3/165) и Муслим (1/100).
(15) Этот хадис передал Муслим (2/631).
(16)Этот хадис передал Ахмад (5/391) с хорошим иснадом. Шейх Мухаммад аль-Албани перечислил восемнадцать признаков благого конца, которые вы найдете в книге "Ахкам аль-Джанаиз" (стр.34-43).
(17) См. книгу ас-Сейида Сабика "Фикх ас-Сунна" (1/501).
(18) Этот хадис передал Муслим (2/634).
(19) Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
(20) Об этом писал аш-Шафи'и в книге "аль-Умм" (1/277).
(21) Этот достоверный хадис передали Ахмад, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
(22) См. книгу ас-Сейид Сабика "Фикх ас-Сунна" (1/503). Аль-Манави в книге "Фейд аль-Кадир" (6/288-289) писал: "Душа лишается уготованной для нее почтенной обители и не может войти в рай вместе с другими праведниками. Все это должно побудить верующих выплачивать свои долги до смерти, дабы они могли избежать этой страшной кары".
(23) Этот хадис передал аль-Бухари.
(24) Этот хадис передали Муслим (2/633) и Ахмад (6/309).
(25) Этот хороший хадис передал ат-Тирмизи.
(26) Этот хадис передал Муслим (4/294).
(27) Этот хадис передали Муслим (3/1255), Абу Дауд (2/15), ан-Насаи (2/129), Ахмад (2/372) и другие.
(28) Этот хадис передали аль-Бухари (4/192) и Муслим (2/803).
(29) Этот хадис передали аль-Бухари (4/192-193), Муслим (2/804).
(30) Этот рассказ передал Абу Дауд, и иснад его достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. См. книгу Мухаммада аль-Албани "Ахкам аль-Джанаиз" (стр. 170).
(31) Этот рассказ передал ат-Тахави в книге "аль-Мушкил" (3/142) с достоверным иснадом.
(32) См. "И'лам аль-Мувакка'ин" (3/554), а также книгу "Тахзиб ас-Сунан" (3/279-282).
(33) Этот хадис передали аль-Бухари (5/389), (11/583) и Муслим (2/804).
(34) Этот хадис передал аль-Бухари (11/584).
(35) Этот хадис передал Муслим (2/804).
(36) См. "Фатх аль-Бари" (11/585), "аль-Мугни" (13/655).
(37) См. "аль-Мугни" (13/655).
(38) См. "аль-Мугни" (13/658).
(39) "фатх аль-Бари" (5/390). Наряду с милостыней засчитывается и освобождение детьми рабов от имени родителей, хотя с этим не согласны многие ученые маликитского толка. Тем не менее в пользу этого говорит хадис Пророка.
(40) Этот хадис передал аль-Бухари (3/254), (5/388-389), Муслим (2/696). Добавка приводится в версии Ибн Маджи (2717).
(41) Этот хадис передал аль-Бухари (5/385, 390, 396).
(42) См. книгу Мухаммада аль-Албани "Ахкам аль-Джанаиз" (стр. 171).
(43) Этот достоверный хадис передали Абу Дауд (3528), ат-Тирмизи (1358), ан-Насаи (7/241) и Ибн Маджа (2137). Этот хороший хадис передали Абу Дауд (2/15), аль-Бейхаки (6/279) и Ахмад (6704).
(44) Этот хороший хадис передали Абу Дауд (2/15), аль-Бейхаки (6/279) и Ахмад (6704).
(45) Этот хадис передали Муслим (5/73), ан-Насаи (2/129), Ибн Маджа (2/160), аль-Бейхаки (6/278) и Ахмад (2/371).
(46) Этот хадис передали Муслим (3/1255), Абу Дауд (2/15), ан-Насаи (2/129), Ахмад (2/372) и другие.
(47) Этот хороший хадис передали Ибн Маджа (1/106), Ибн Хузейма (2490) и другие.
(48) Этот хадис передали Муслим (3/88-89), (8/61-62), ан-Насаи (1/355-356), ад-Дарами (1/126-127) и другие.
(49) Этот хадис передал Абу Дауд (3132), ат-Тирмизи (998), Ибн Маджа (1610). Ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.
(50) См. "аль-Умм" (1/278).
(51) См. книгу имама ан-Навави "аль-Маджму' Шарх аль-Мухаззаб" (5/290).
(52) См. "аль-Маджму' Шарх аль-Мухаззаб" (5/290).
(53) Этот рассказ передали Ахмад (2/204), Ибн Маджа (1612). Аль-Бусыри назвал его иснад достоверным. То же мнение высказал шейх Ахмад Шакир (6905).
(54) См. "аль-Маджму' Шарх аль-Мухаззаб" (5/278).
(55) См. "аль-Умм" (1/279).
(56) См. "аль-Мугни" (3/487).
(57) См. книгу Ибн аль-Химама "Шарх аль-Хидайа" (1/473). Все это говорит о том, что устраивать поминки в доме покойного является скверной ересью. Об этом писал шейх аль-Албани в книге "Ахкам аль-Джанаиз" (стр. 16).
(58) Этот хадис передал Муслим (2/666).
(59) Этот хадис передал Муслим (2/666).
(60) См. книгу Абу Дауда "аль-Масаиль" (стр. 158).
(61) Этот хадис передал Муслим (158). Добавка приводится в версиях Ахмада (3/295), Абу Дауда (3226), ан-Насаи (4/86), ат-Тирмизи (1052), аль-Хаким (1/370), аль-Бейхаки (4/4) и др. Ат-Тирмизи, аль-Хаким и аз-Захаби назвали ее достоверной. С этим же согласился аль-Албани в книге "Ахкам аль-Джанаиз" (стр.204).
(62) Этот хороший хадис передал Абу Дауд (3206). Он усиливается похожим хадисом Анаса, переданным Ибн Маджой (1561). Аль-Хейсами в книге "Маджма' аз-Заваид" назвал его хорошим.
(63) Этот хадис передал Муслим (2/667).
(64) Этот хадис передал Муслим (2/668).
(65) См. "Файд аль-Кадир" (6/390).
(66) Аль-Бухари приводит в подтверждение этого два достоверных хадиса. См. главу "О совершении намаза джаназа у могилы после похорон" (3/204-205).
(67) Этот хадис передал аль-Бухари (3/200,255), Муслим (1/376-377). Похожий хадис эти же ученые передали от Абу Хурейры.
(68) Этот хадис передал Муслим (1/375-376).
(69) Этот хадис передали 'Абд ар-Раззак (3/560), Ахмад (3/197), Абу Дауд (3222). Иснад его достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.
(70) См. книгу Ибн Теймийи "Иктида ас-Сырат аль-Мустаким" (стр. 182), а также книгу аль-Албани "Ахкам аль-Джанаиз" (стр. 203).
(71) См. "Ахкам аль-Джанаиз" (стр. 200-203) и "Фикх ас-Сунна" (1/556-557).
(72) Этот хадис передал Абу Дауд (3230), ан-Насаи (4/96) и Ибн Маджа (1568).
(73) См. "аль-Мугни" (3/514-515).
(74) Этот хороший хадис передали Ахмад (2/337, 356), ат-Тирмизи (1056), Ибн Маджа (1576) и др. Он усиливается похожим хадисом, рассказанным Хассаном ибн Сабитом.
(75) Этот хадис передали аль-Бухари (3/144) и Муслим (2/646).
Ответить