ЗАКЯТ - СТОЛП ИСЛАМА | Абу Яхья
Добавлено: 20 мар 2017, 03:05
ЗАКЯТ - ПОКЛОНЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ
С дозволения Аллаха разберем достоинства закята, положение закята в Исламе и некоторые законоположения, связанные с закятом.Важность выплаты закята
Мы должны знать все с вами, что имущество, которое есть у нас - это имущество принадлежит, на самом деле, Всевышнему Аллаху. Аллах говорит:
"И давайте им из имущества Аллаха, которое Он даровал вам"
Сура "ан-Нур", 24:33
То есть, имущество, которое есть у тебя в руках – это, на самом деле, имущество Всевышнего Аллаха, и оно - из украшений этой мирской жизни. Сура "ан-Нур", 24:33
Аллах говорит:
"Имущество и сыновья (то есть, дети) – это украшения земной жизни"
Сура "аль-Кахф", 18:46
Человек по природе своей так устроен, что он любит имущество. Поэтому Аллах говорит:Сура "аль-Кахф", 18:46
"И любите вы имущество большой любовью"
Сура "аль-Фаджр", 89:20
И описывая человека, Аллах говорит:Сура "аль-Фаджр", 89:20
"И, поистине, он в любви своей к добру крепок"
Сура "аль-Адийат", 100:8
В этом аяте под "добром" подразумевается имущество. То есть, у человека сильная любовь к имуществу. Конечно, имущество – это фитна, это искушение, и это испытание. Поэтому Аллах говорит:Сура "аль-Адийат", 100:8
"Поистине, имущество ваше, и дети ваши – не иначе как испытание (искушение), а у Аллаха великая награда"
Сура "аль-Анфаль", 8:28
И сказал Пророк ﷺ: "У каждой общины есть свое искушение (свое испытание). Испытание для моей уммы – это имущество, это деньги". Ахмад, 4/160; аль-Бухари в "ат-Тарих аль-Кабир", 957; ат-Тирмизи, 2336; Ибн Хиббан, 3223; аль-Хаким, 4/318; аль-Къуда'и в "Муснад аш-шихаб", 1/86.Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. "Сахих аль-джами' ас-сагъир", 2148; "Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб", 3253; "ас-Сильсиля ас-сахиха", 592; "Тахридж Мишкат аль-масабих", 5122.Сура "аль-Анфаль", 8:28
Люди делятся на две группы:
- одна группа – это те люди, которые знают, что имущество, которое у них есть в руках – это имущество Аллаха, которое Он даровал. И поэтому они боятся Аллаха в отношении этого имущества, и выплачивают с этого имущества то, что они обязаны выплачивать;
- а вторая группа – это те, которые обманулись имуществом, проявляют жадность, и не выплачивают закят с этого имущества, который Аллах сделал обязательным.
Теперь вопрос: "Почему нужно выплачивать закят?".
⚠ Во-первых, потому что Аллах установил это в качестве обязанности. Аллах говорит:
"Бери из их имущества садака (милостыню, закят), посредством которой очистишь их"
Сура "ат-Тауба", 9:103
Это обращение к Пророку ﷺ - то есть, брать и потом раздавать тем категориям лиц, которым предназначен закят.Сура "ат-Тауба", 9:103
Аллах также говорит:
"И выстаивайте намаз, и выплачивайте закят, и кланяйтесь вместе с кланяющимися"
Сура "аль-Бакара", 2:43
Когда Пророк ﷺ отправил одного из своих сподвижников, которого звали Му'аз ибн Джабаль, в Йемен, для того, чтобы объяснять там людям Ислам, он ﷺ сказал ему: "Ты придешь к людям из числа людей Писания, и первое, к чему ты их призовешь – это будет свидетельствование, что нет истинного Бога, кроме Аллаха (кроме Творца), и что я – Посланник Аллаха. Если они тебе в этом подчинятся ..." - смотрите, (это самое главное!) сначала должен быть фундамент правильных убеждений – таухид (единобожие), отречение от многобожия, признание того, с чем пришел Мухаммад ﷺ – если это будет правильным, будет иман, а потом уже все остальное - "... если они тебе в этом подчинятся, то сообщи им, что Аллах предписал им совершение пяти намазов в сутки. Если они тебе в этом подчинятся, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность выплату закята (садака, милостыни), который будет браться от их богатых и даваться их бедным. Если они тебе в этом подчинятся (то есть, будут платить закят), то остерегайся того, чтобы брать у них самое ценное из их имущества ..." - то есть, этот человек является представителем Пророка ﷺ, который собирает закят с людей, чтобы потом раздавать его полагающимся категориям лиц, но, когда этот сборщик закята собирает закят, сказано: "... остерегайся того, чтобы брать лучшее из их имущества, и остерегайся мольбы угнетенного человека (обиженного; если кого-то обидишь), потому что между ней и Аллахом нет преграды". аль-Бухари, 1395, 1458, 1496, 4347; Муслим, 19.Сура "аль-Бакара", 2:43
Итак, первое - почему нужно выплачивать закят? Потому что Аллах вменил это в обязанность. Доказательство какое? Аят, который мы привели из суры "аль-Бакара", а также этот хадис.
⚠ Почему еще нужно выплачивать закят? Потому что, закят – это не просто обязанность (не только фард, не только уаджиб), а потому, что закят – это рукн! То есть, столп из пяти столпов Ислама. Доказательство на это – известный хадис, где Пророк ﷺ говорит, как это передано у обоих имамов (аль-Бухари и Муслима): "Ислам построен на пяти (то есть, на пяти столпах): свидетельство, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – раб Его и Посланник; выстаивание намаза, выплата закята, совершение Хаджа к Запретному дому, соблюдение поста в месяце Рамадан". аль-Бухари, 8; Муслим, 16.
Итак, Пророк ﷺ назвал это в качестве столпа.
А знаете ли вы кто такой Сиддик? Когда мы говорим просто Сиддик (Правдивейший) без упоминания имени, то речь непременно идет об Абу Бакре, потому что он был самым главным из правдивейших в этой умме. Что значит правдивейший? Значит, он был правдив в своем исповедании религии, и он принимал все, что говорил Пророк ﷺ без колебаний. То есть, он принимал истину без колебаний и поэтому удостоился этого звания. И неслучайно Сиддик - Правдивеший Абу Бакр - воевал с теми племенами, которые после смерти Пророка ﷺ отказались платить закят, ссылаясь на тот аят, которые мы привели, когда говорили об обязательности закята:
"Бери из их имущества закят"
Сура "ат-Тауба", 9:103
Они сказали: "Это обращение к Пророку ﷺ, значит, только в его время надо было платить закят. А теперь мы не будем платить закят" - и отказались от выплаты закята. И тогда Абу Бакр воевал с ними. Это указывает на то, что оставление этого – большой грех, и, это, поистине, столп из столпов Ислама. [Прим. ред.: подробнее об этом тут]Сура "ат-Тауба", 9:103
⚠ Другая причина того, почему необходимо выплачивать закят – потому что, выплата закята это путь к Раю, одна из составляющих этого пути. Аллах говорит:
"Счастливы верующие, которые в намазах своих смиренны, которые отворачиваются от пустословия, которые выплачивают закят ..."
Сура "аль-Му'минун, 23:1-4
И потом Аллах говорит:Сура "аль-Му'минун, 23:1-4
"... они – есть наследники, которые унаследуют Фирдаус (высшие сады Рая), где они пребудут вечно"
Сура "аль-Му'минун, 23:10-11
Итак, выплата закята это – путь к Раю. Поэтому необходимо выплачивать закят.Сура "аль-Му'минун, 23:10-11
⚠ Далее, закят – это причина, по которой нисходит милость от Аллаха, как об этом сказано в Коране:
"Верующие мужчины и верующие женщины – одни из них друзья друг другу. Они приказывают одобряемое, удерживают от порицаемого, выстаивают намаз, и они дают закят, подчиняются Аллаху и Его Посланнику – они те, которых помилует Аллах"
Сура "ат-Тауба", 9:71
Итак, закят это – причина нисхождения милости от Аллаха. Сура "ат-Тауба", 9:71
Мы уже назвали 4 причины того, почему нужно выплачивать закят:
1 – потому что, Аллах вменил это в обязанность;
2 – потому что, это столп Ислама (рукн);
3 – потому что, это причина вхождения в Рай;
4 – потому что, это причина того, что нисходит милость от Аллаха на людей.
⚠ Далее, выплата закята – это причина того, что укрепляются мусульмане на Земле, Аллах дает силу!
Смотрите, когда мусульмане говорят: "Почему мы слабы? Почему нас унижают? Почему нас бьют? Почему все на нас набрасываются?" - и т.д., и смотрите, сколько мы назвали сегодня причин с вами.
А соблюдают ли мусульмане таухид (единобожие) как это положено? Или практически повсеместно в мусульманском мире мы видим эти гробницы, где люди поклоняются мертвым, или видим, как кругом висят амулеты, или еще где-то видим многобожие. Таухид – самое главное, из-за чего Аллах дает людям укрепление на Земле. Выполняют ли это мусульмане?
Дальше, мы сказали, намаз – это причина укрепления. Сколько мусульман делает намаз?
Дальше, мы сказали, приказывание одобряемого и удерживание от порицаемого – много ли это ведется людьми?
Закят? То же самое!
Вот и ответ, почему мусульмане слабы! Но мусульмане, к сожалению, хотят найти причину лишь бы не в себе. Не понимают, что если они исправятся, тогда Аллах изменит их положение.
Итак, выплата закята – это причина укрепления мусульман на Земле, потому что Аллах говорит:
"Те, которые, если мы укрепим их на Земле, они будут выстаивать намаз, и выплачивать закят,
и приказывать одобряемое, и удерживать от порицаемого"
Сура "аль-Хадж", 22:41
⚠ Шестая причина того, что надо выплачивать закят – это очищение. Неслучайно, в Коране сказано:и приказывать одобряемое, и удерживать от порицаемого"
Сура "аль-Хадж", 22:41
"Возьми с их имущества садака, посредством которой очистишь их"
Сура "ат-Тауба", 9:103
Это очищение для людей - для их душ:Сура "ат-Тауба", 9:103
во-первых, очищение от таких мерзких качеств, как жадность, скупость;
во-вторых, очищение для имущества людей, которое становится благословенным, оно приумножается, в нем появляется благодать (барака).
Поэтому Пророк ﷺ сказал: "Остерегайтесь несправедливости, потому что несправедливость – это мраки в Судный день. И остерегайтесь скупости (жадности), потому что скупость (жадность) – она погубила тех, которые жили до вас. Это жадность (алчность) побудила их к тому, что они стали проливать кровь, и стали считать дозволенным неприкосновенное". Ахмад, 3/323; аль-Бухари в "аль-Адабуль-муфрад", 483; Муслим, 2578; ат-Табарани в "Му'джам аль-Аусат", 8/256. См. "Сахих аль-Джами' ас-сагъир", 102; "Сахих аль-Адабуль-муфрад", 373; "ас-Сильсиля ас-сахиха", 858; "Мухтасар Муслим", 1829.
Итак, закят очищает человека от скупости и алчности – то есть, от мерзких качеств души, и очищает имущество человека – делает его благословенным.
⚠ Седьмая причина того, что надо выплачивать закят – это то, что, если люди не выплачивают закят, то это становится причиной мучений и наказаний - как в этом мире, так и в мире вечном.
Давайте поговорим о наказании в этом мире – что будет, какие мучения? Во-первых, если люди перестают выплачивать закят, то их постигает неурожай и засуха. Говорит Пророк ﷺ в достоверном хадисе: "О мухаджиры, пять вещей – если будете испытаны ими, и я прошу у Аллаха защиты от того, чтобы вы застали это время ..." - и там перечисляются эти пять вещей, и сказано в их числе: "... если они откажутся платить закят, то тогда будут лишены дождя (то есть, будет засуха, не будет падать дождь с неба), и если бы не животные (бессловесные твари), то тогда вообще бы никогда дождь им не был бы дан" - то есть, только из-за животных дается дождь после этой засухи. Это наказание в этом мире за невыплату закята. Ибн Маджах, 4019; аль-Хаким, 4/582. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. "Сахих аль-Джами' ас-Сагъир", 7978.
Также Пророк ﷺ говорит в другом хадисе: "Какой бы народ не отказывался выплачивать закят, Аллах удерживает дождь" ["Любой народ, который откажется выплачивать закят, Аллах обязательно испытает годами засухи"] - то есть, не идет дождь. ат-Табарани в "аль-Аусат", 4577. достоверный в силу существования других. См. "Сахих ат-Таргъиб", 763.
Итак, это первое наказание в этом мире – людей постигают неурожаи, засухи.
Второе наказание в этом мире это то, что люди вообще лишаются и теряют свое имущество. Они не платят закят, желая сохранить имущество, но наказываются обратным. Аллах говорит:
"Если будете благодарны, то приумножу вам, а если будете неблагодарны, то наказание мое мучительное"
Сура "Ибрахим", 14:7
Еще какое наказание в этом мире? Это то, что постигает людей из переживаний, скорби и печалей, жизнь становится тяжелой и тесной. Аллах говорит:Сура "Ибрахим", 14:7
"А тем, которые проявляли скупость, и которые считали, что они не нуждаются (считали, что они такие богатые и не нуждаются в Аллахе), и которые считали лучшее из слов ложью, Мы облегчим путь к тягчайшему (дадим им тяжелую жизнь)"
Сура "аль-Лейль", 92:8-10
Это всё – наказания этого мира: отсутствие урожая, засуха, лишение имущества, печаль, скорбь, тяготы и т.д.Сура "аль-Лейль", 92:8-10
Что касается наказания Вечного мира, то об этом Аллах говорит в Коране:
"Те, которые собирают (копят) золото и серебро, и не тратят его на пути Аллаха, то обрадуй их мучительным наказанием.
В тот день, когда будут согреты они в огне Ада, потом будут прижигать им их лбы, их бока, их спины.
Это то, что вы скопили для самих себя, так вкусите же то, что вы копили"
Сура "ат-Тауба", 9:34-35
Разъясняя нам значение этого аята, Пророк ﷺ говорит: "Какой бы человек, который имеет золото, серебро, но не платит с него закят, в Судный день это золото и серебро примет вид пластин, и эти пластины будут доводить до накаливания над огнем Ада, а потом прижигать лоб, бока и спину этого человека - они будут остывать, их снова будут греть и снова прижигать. И так будет повторяться, и повторяться в течение этого Дня, длина которого 50 000 лет, пока на закончит Аллах Суд над своими рабами, после чего ему будет показана его дорога - либо в Рай, либо в Ад". Муслим, 987.В тот день, когда будут согреты они в огне Ада, потом будут прижигать им их лбы, их бока, их спины.
Это то, что вы скопили для самих себя, так вкусите же то, что вы копили"
Сура "ат-Тауба", 9:34-35
И сказано: "Человек, который не дает закят, в Судный день - в Адском огне". ат-Табарани в "ас-Сагъир", 935. Хороший достоверный хадис. См. "Сахит-Таргъиб", 762.
Однажды женщина одна пришла к Пророку ﷺ, и у нее были два браслета на руке. Пророк ﷺ спросил: "Ты даешь с этого закят?". Она сказала: "Нет, не даю". Тогда Пророк ﷺ сказал: "А ты хотела бы, чтобы Аллах дал тебе два браслета вместо этих в Судный день из адского огня?". Абу Дауд, 1563; ан-Насаи, 1/343. Хафиз Ибн аль-Къаттан подтвердил достоверность хадиса, а шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. "Насб ар-рая", 2/370; "Сахих Аби Дауд", 1396.
Такое наказание! Тогда эта женщина сняла и бросила эти браслеты, пожертвовав их на пути Аллаха.
Поэтому, то, что перечислили мы сейчас – все это заставляет нас избегать такого большого греха, как невыплата закята.
И, наоборот, заставляет нас устремиться к выплате закята, потому что мы вернемся к Аллаху и станем перед Ним для расчета.