Имам аль-Къуртуби и его Тафсир

Ответить
Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45
Откуда: https://t.me/mystatus30

Имам аль-Къуртуби и его Тафсир

Сообщение Саляфит »

Для пользы переношу сюда с другой ветки:
[b][color=#BF0000]abuUmar_at_Tatari[/color][/b] писал(а):
Хотел бы узнать тафсир аль-куртуби он достоверен? Что о нём говорят ученые?
[b][color=#BF0000]A'mash[/color][/b] писал(а):
Тафсир имама аль-Къуртуби "аль-Джами' ли ахкам аль-Къуран" брат очень известный и служил опорой для тафсиров многих имамов, которые были после него, в частности хафиз Ибн Касир часто опирался на него.
Ибн Фархун сказал о тафсире имама аль-Къуртуби: “Это из лучших тафсиров и самый великий из них пользой. Он убрал из него различные рассказы и истории и указал законоположения Корана и извлечения доводов из него, виды чтения и грамматику, а также отмененное и отменяющие положения”. См. “ад-Дибадж аль-мазхаб” 2/309.
Также его тафсир хвалил и имам аз-Захаби в “ас-Сияр” и в “Тарих аль-Ислям” и др. ученые.

Однако нет ни одного ученого, не допускавшего ошибки, как и нет ни одной книги, в которой не было бы ошибок, кроме Корана. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Аллах отказался от того, чтобы в какой-либо книге не было ошибок, кроме Его Книги”. См. “аль-Кауа'ид” 3.
И несмотря на достоинство имама аль-Къуртуби и его тафсира, в нем есть ошибки, есть слабые хадисы и т.п., а главное есть многие положения, в которых в отношении качеств Аллаха он следует мазхабу аш’аритов, за исключением вознесения Аллаха над Троном, в чем он соответствовал мазхабу ахлю-Сунна. Но даже и относительно этого есть разногласия среди ученых, кто-то считал что в этом он соответствовал саляфам, как это передавал имам Ибн аль-Къайим в "Иджтма' аль-джуюш", а кто-то считал, что он цитировал позицию саляфов в этом вопросе, однако сам так и не склонился к ней.

Кстати, в своей книге посвященной шарху на имена Аллаха Всевышнего, аль-Къуртуби говорил: “Передается от Малика, Суфьяна ибн ‘Уяйны и ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака, как они говорили: «Велите верить в них (качества Аллаха) без представления!» И это мнение обладающих знанием из числа ахлю-Сунна уаль-джама’а. Что же касается джахмитов, то они отвергли эти сообщения и сказали: «Это уподобление (Аллаха творениям)». Аллах упомянул в других местах в Своей Книге о таких Своих качествах, как рука, слух, зрение, однако джахмиты истолковали эти аяты и пояснили их так, как не делали этого ученые. Они (джахмиты) говорили: «Поистине, Аллах не творил Адама Своей рукой!» И они сказали: «Смысл слова «рука» - это власть (мощь)». Исхакъ ибн Ибрахим сказал: «Поистине, уподобление Аллаха творениям будет тогда, когда человек скажет: "Его рука, как моя рука, или его слух, как мой слух" Однако если он скажет: "У Аллаха есть рука, слух, зрение" и не говорит: "Как мои руки или зрение", то это не является уподоблением»”. См. “аль-Асна фи шарх асмаи-Ллях аль-хусна” 2/24.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тафсир аль-Къуртуби намного лучше него (чем му’тазилитский тафсир аз-Замахшари). И он ближе к пути сторонников Корана и Сунны, и дальше от пути нововведения. И несмотря на то, что каждая из этих книг содержит то, что следует отвергнуть, является обязательным оценить их по справедливости, отдавая каждой вещи ее право!” См. “Маджму’уль-фатауа” 13/387.

Что же касается вопросов имана и куфра, то имам аль-Къуртуби хвала Аллаху на ‘акыде ахлю-Сунна в этих вопросах. И в поисках биографии и слов ученых о нем я не нашел, чтобы кто-либо из ученых отнес его к мурджиитам, или хариджитам или иным заблудшим течениям. Напротив, его слова на протяжении его тафсира указывают на то, что в этих вопросах он на акъиде ахлю-Сунна. Так, в толковании аята: «Среди людей есть такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха и в Последний день". Однако они суть неверующие» (аль-Бакъара 2: 8), он говорит: “В этом аяте опровержение каррамитам, которые говорят: «Иман – это произнесение языком, даже если нет убеждения в сердце». При этом заявлении они опираются на аят: «Аллах вознаградил их за то, что они сказали» (аль-Маида 5: 85)
Это с их стороны упущение и ограничение, а также оставление обращения внимание на то, что говорят Коран и Сунна относительно ДЕЛ вместе с УБЕЖДЕНИЕМ и СЛОВАМИ! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иман – это познание сердцем, произнесение языком и совершение деяния телом». (Ибн Маджах № 65. Хадис слабый). А что касается того, что говорит Мухаммад ибн Каррам (основатель каррамитов) и его сторонники, то это чистой воды лицемерие. И мы прибегаем к Аллаху за защитой от унижения и скверного вероубеждения!” См. “Тафсир аль-Къуртуби”1/295.

А что касается хауариджей и их порочной ‘акъиды, то имам аль-Къуртуби опровергает это множество раз в своем тафсире.
- Так, в 5 томе 386 стр. он опровергает мнение хариджитов о том, что совершающий тяжкие грехи кафир.
- Запрещение сидеть и спорить с ними (4/179).
- Необходимость сражения с хариджитами, пока они не вернутся к истине (2/108-109).
- Не принимает в расчет мнение хариджиитов вообще, так как считает их вышедшими из религии (5/125).
- Опровержение хариджитам в том, что они отрицают заступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) за мусульман, совершавших тяжкие грехи (10/310).
- Опровержение хариджитам, которые восстают против несправедливых и нечестивых правителей мусульман: “Большинство ученых на том, что терпение несправедливости правителя мусульман важнее, чем выход против него, ибо в свержении и выходе против правителя замена безопасности на страх, пролитие крови, произвол глупцов, нападение на мусульман и распространение нечестия на земле! Что же касается иного мнения (выхода против правителя), то это мазхаб группы из числа му’тазилитов и это мазхаб хариджитов. Знай же это!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/75.

__________

Кстати для пользы, имама аль-Къуртуби, который муфассир часто путают с его шейхом имамом Абу-ль-Аббасом аль-Къуртуби, который писал шарх на Сахих Муслим под названием "аль-Муфхим". Поэтому при упоминании муфассира ученые просто говорят "аль-Къуртуби", тогда как при упоминании его шейха говорят "Абу-ль-Аббас аль-Къуртуби", чтобы люди не путали их.
Полное имя муфассира: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Къуртуби (ум. в 671 г.х.).
А мухаддиса имя: Абу-ль-Аббас Ахмад ибн Умар аль-Къуртуби (ум. в 656 г.х.).
Abu Iskhaq
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 26 дек 2011, 10:59
Откуда: Нальчик

Re:

Сообщение Abu Iskhaq »

джазак Аллаху хайр.
Ответить