Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Имам Абу ‘Умар ат-Таламанки (ум. 429 г.)
Краткая биография известного ученого из Андалусии – Абу ‘Умара ат-Таламанки.
Его имя:
Он – Абу ‘Умар, Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Абдуллах аль-Ма’арифи аль-Андалуси ат-Таламанки аль-Малики.
Его фамилия «ат-Таламанки» связана с его родным городом Таламанкой (сегодняшняя Саламанка, находящаяся западе Испании). Этот город был построен аль-Амиром Мухаммад ибн ‘Абдур-Рахман аль-Хакамом. Однако после его рождения, он переселился в Къуртубу (сегодняшняя Кордова) где он и провел свое детство. (См. «Тартиб аль-Мадарик», 8/32) Родился в 340 году по Хиджре. (См. «ас-Силят», 1/85) Относился к мазхабу Имама Малика в Фикъхе.
Его учителя:
В поисках знаний Ахмад ат-Таламанки посетил множество земель, где требовал знания от величайших Имамов того времени, среди которых следующие:
Къуртуба:
– Абу Джа’фар Ахмад ибн ‘Ауну-Ллах (один из его первых учителей, от которого он взял большую часть знаний, см. ас-Силят», 1/83)
– Абу Мухаммад ‘Абдуллах аль-Баджи
– Халаф ибн Мухаммад аль-Хауляни
Мекка:
– Абу ат-Тахир Мухаммад аль-‘Уджайфи
– Абу Хафс ‘Умар ибн Мухаммад
– Абу аль-Хасан ибн Джахдам
Медина:
– Абу аль-Хасан Яхъя ибн аль-Хусейн аль-Матлаби
Египет:
– Абу Бакр ибн ‘Аммар (слышал от него некоторые книги Ибн аль-Мунзира)
– Абу аль-‘Аля ибн Махан
– Абу Бакр ибн Исма’ил
– Абу аль-Къасим аль-Джаухари
Тунис (Къайруан):
– Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани (известный как «младший Малик»)
– Абу Джа’фар ибн Дахмун
– и другие (См. «ас-Сияр», 17/567, «ас-Силят», 1/83-84, «Тартиб аль-Мадарик», 8/32)
Его ученики:
– Ибн ‘Абдуль-Барр
– Ибн Хазм (См. «Джазуат аль-Муктабис», стр. 114, аль-Хумейди)
– Хатим ибн Мухаммад ат-Тарабулси
– Мухаммад ибн Халаф ибн аль-Мурабит
– Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Сахль аль-Мукри
– и другие имамы (См. «ас-Сияр», 17/567)
Слова ученых о нем:
Хатим ат-Тарабулси сказал о нем: «Абу ‘Умар был одним из тех, кто был точным в знании, который достиг его тонкостей. И у него были большие знания».
Ибн аль-Хассар аль-Хаулани сказал: «Он был из числа праведных, на пути Сунны и руководства. Он искал знание в течении долгого времени и достиг успеха в его понимании. Он читал Коран с хорошим Таджуидом и правильным произношением его слов. У него было много достоинств, больше чем ты сможешь сосчитать».
Имам Ибн аль-Хаза сказал о нем: «Он очень много читал книгу Аллаха… Он был мечом против приверженцев нововведений. Жил в Къуртубе, затем в аль-Марие, затем в Мурсие, затем в Саракъосте (все эти города находятся в Испании). Затем он переселился в свой родной город Таламанку… где он и умер». (См. «Тартиб аль-Мадарик», 8/33)
Абу ‘Амр ад-Дани сказал: «Он изучал чтение Корана у Абу аль-Хасана аль-Антаки, Абу ат-Тайиба ибн Гъальбуна и Мухаммад ибн аль-Хусайна ибн ан-Ну’мана. Он слышал от аль-Адфуви… Он был праведным, точным и твердым на Сунне». (См. «Тазкиратуль-Хуффаз», 3/198, аз-Захаби)
Сказал аль-Хумейди: «Он был имамом в Къира’ате (чтении Корана), и был достоверным в передачах». (См. «Джазуар аль-Муктабис», стр. 114)
Сказал Къади ‘Ияд: «Он был искусным в науках Шариата. Коран и Хадис были самыми преобладающими из них (Шариатских наук). Он написал множество полезных трудов, больших и маленьких». (См. «Тартиб аль-Мадарик», 8/33)
Сказал Ибн аль-Джазари о нем: «Он вернулся в аль-Андалус с большими знаниями, и он был первым, кто занес науку Къира’ата в аль-Андалус. Он написал книгу “ар-Рауда”». (См. «Гъаят ан-Нихая фи Табакъат аль-Курра», 1/110, аль-Джазари)
Ибн Башкуваль сказал о нем: «Он приехал в аль-Андалус с большими знаниями, и он был одним из Имамов науки великого Корана, его чтения, синтаксиса, отменных и отменяющих аятов и их значения. Он составил много полезных книг на мазхабе Ахлю ас-Сунна, в них выразилось его знание и понимание», далее он рассказывает о пользах, которые он внес в науку Хадиса, и продолжает: «Он был хранителем [книг] Сунны, их составителем и Имамом в этой области. У него были знания в основах религии и показывал чудеса. Он долгое время был требующим знание… Он был на Сунне, руководстве и честности. Он был мечом для приверженцев нововведений и страстей, пресекая их…». (См. «ас-Силят», 1/84)
Сказал ‘Иса ибн Мухаммад аль-Хиджари: «Абу ‘Умар ат-Таламанки вышел однажды к нам, в тот момен, когда мы читали ему Коран, и он сказал: “Увеличьте ваше чтение, потому что я не переживу этот год”. Мы сказали ему: “Почему? Да смилуется над тобой Аллах!”. Он сказал: “Я видел вчера во сне стих”», и прочитал этот стих, в котором говорилось что его жизнь закончится с последним ‘Идом. И сказал ‘Иса ибн Мухаммад: «Он скончался в том году». (См. «ас-Силят», 1/84-85)
Его книги:
– «ар-Рауда» (См. «Гъаят ан-Нихая», 1/110)
– «Тафсир», толкование Корана состоящее из 100 томов
– «Фадаиль Малик» (Пользы от Имама Малика)
– «аль-Баян фи И’раб аль-Къуран»
– «Риджаль аль-Муватта», о передатчиках из книги «Муватта» (См. «Тартиб аль-Мадарик», 8/33)
– «аль-Вусуль иля Ма’рифат аль-Усуль фи Масаиль аль-‘Укъуд фи Сунна», книга по вероубеждению (См. «Фахраса», стр. 225)
– «ад-Далиль иля Та’ат аль-Джалиль», состоящая из 60 томов (См. «Фахраса», стр. 256)
– «ар-Рисаля аль-Мухтасира фи мазахиб Ахлю ас-Сунна» (См. «Фахраса», стр. 225, Ибн Хайр аль-Ашбили)
Имам Ибн Хайр аль-Ашбили сказал: «Книгу “аль-Вусуль” написал Абу ‘Умар Ахмад ат-Таламанки. Также его книга “ар-Рисаля аль-Мухтасира”… Наш шейх Абу аль-Хасан Шарих ибн Мухаммад ибн Шарих, да смилуется над ним Аллах, рассказал мне об этих двух книгах, от его дяди Абу ‘Абдуллаха Ахмада аль-Хаулани , который передал это от Абу ‘Умара ат-Таламанки». (стр. 225)
Его смерть:
Он умер в Таламанке в 429 году в возрасте 90 лет. Да смилуется над ним Великий Аллах и одарит Райскими садами! Амин.
(!) Важно добавить, что Имам Таламанки в вопросах Имен и Атрибутов Аллаха придерживался мазхаба Саляфов и был далек от ашаритской и матуридитский философии в этой области, чему свидетельствуют цитаты и вырезки из его книги «аль-Вусуль иля Ма’рифат аль-Усуль фи Масаиль аль-‘Укъуд фи Сунна», которые приводят разные ученые.
И в заключении - хвала Аллаху, Господу миров!