С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
По ту сторону жизни
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Начну урок с хадиса, который приводит имам Муслим в своем сборнике достоверных хадисов:
‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) передавал от своего отца Абу Хасана ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах): “’Умар рассказал такую историю: «Однажды мы сидели с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и к нам подошел мужчина в белых одеждах, с сильно черными волосами. Не было видно на нем следов пути и никто его не знал. Человек подсел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) так близко, что его колени касались колен Пророка, а кисти рук он положил на бедра Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ислам – это когда ты должен засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – раб и посланник Его; а также, ты должен выстаивать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц Рамадан и совершить Хаджж, если у тебя есть на то возможность».
«Правильно», - сказал человек. Нас очень удивило то, что этот человек пришел, спрашивал Пророка и подтверждал слова самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Затем человек продолжил: «О Мухаммад, расскажи мне об Имане (вере)!».
«Иман – это когда ты должен уверовать в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Посланников, Судный день, и также, ты должен уверовать в предопределение с его добром и злом», - сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Затем сказал человек: «Расскажи мне про Ихсан».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ихсан – это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто ты Его видишь, а если ты Его не видишь, то поистине, Он видит тебя».
«Расскажи мне о Часе», - спросил человек.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Тот, кого спрашивают об этом Часе, знает не больше того, кто спрашивает».
«Тогда скажи мне о его признаках», - сказал человек.
«Ты увидишь, как мать породит ту, которая будет госпожой для нее и также, ты увидишь, как в прошлом босые пастухи будут соревноваться размером своих жилищ», - ответил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Затем человек удалился, после чего Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «О ‘Умар! Знаешь ли ты того, кто спрашивал?».
«Аллах и Его посланник знают лучше», - ответил я.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это сам Джибриль пришел для того, чтобы научить вас вашей религии». Этот хадис передали Муслим 8, Ахмад 1/51. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Мишкат аль-Масабих» 2.
Давайте вкратце разберем этот хадис. Место данного хадиса в Исламе – огромное. В этом хадисе заключена вся основа исламского вероучения, вся основа ‘акыды, основа всей религии, так как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, это Джибриль пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии». Это указывает на то, что вся религия основывается на этих пяти вещах. Данный хадис начинается с таких слов: «Однажды мы сидели с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и к нам подошел мужчина в сильно белых одеждах, с сильно черными волосами, и не было видно следов путешествия на нем, и никто из нас его не знал».
Что мы берем с этих слов:
Во-первых, Джибриль (мир ему) пришел в той одежде, которую любил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он очень любил белую одежду, носил ее и даже перед своей смертью приказал завернуть его в белый кафан.
Во-вторых, описание Джибриля (его одежда, его волосы) связано со словами «не было видно на нем следов пути», то есть его одежда не была запачкана дорожной пылью, а волосы также не покрыла пыль, как будто он местный и только что вышел в этой чистоте и в этой красоте из своего дома. Однако сподвижники сказали: «Никто из нас его не знал», то есть он не был мединцем.
Дальше в хадисе говорится о том, что Джибриль (мир ему) настолько близко сел к Пророку, что его колени коснулись колен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В этом мы видим проявление хорошего поведения со стороны ученика к учителю. Джибриль (мир ему) сел так близко к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) для того, чтобы ему не пришлось повышать голос, и для того, чтобы самому хорошо слышать ответ.
Вся беседа с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и Джибрилем (мир ему) состояла из пяти вопросов и ответов, после чего Пророк указал на то, что вся религия основывается на этих вопросах и на этих ответах.
Также, это подтверждение или пример того, что нам нужно спрашивать и нам нужно задавать вопросы, ведь религия состоит из вопросов и ответов. И даже в одном риуаяте пришло, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Джибриль пришел спросить меня о том, о чем вы не спрашивали», как бы порицая сподвижников за то, что они не спросили про это. Джибриль (мир ему) в данном случае был как и в роли ученика, так и в роли учителя. Ученик – со стороны того, что спрашивал, а учитель – со стороны того, чтобы научить сподвижников, что нужно спрашивать и также для того, чтобы сподвижники поняли, что же является основой всей религии.
Первое, о чем спросил Джибриль (мир ему), это об Исламе. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал слова свидетельства, то есть «ты должен засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – раб Его и Посланник», а также выстаивание молитвы, выплата закята, пост в месяц Рамадан и совершение Хаджа, если есть на то возможность.
Также, Джибриль (мир ему) спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об Имане, на что Пророк ответил, что это вера в Аллаха, вера в ангелов, вера в Книги, вера в посланников, вера в Судный день и вера в предопределение с его добром и злом.
Также Джибриль (мир ему) спросил про Ихсан и о Судном дне с его признаками.
В данном хадисе нас интересуют две вещи:
1. Вера в Судный день;
2. Наступление этого Дня и его признаки.
И с этого момента, если будет на то воля Аллаха, мы начнем цепочку уроков о Судном дне и обо всем том, что с ним связано. Мы будем говорить о важности веры в этот День, о смерти, о загробной жизни, о малых и больших признаках наступления этого Часа; а также, о воскрешении, о сборе, об ужасах этого Дня, о расчете, о заступничестве, о Весах и о Мосте. И конечно же, последними нашими уроками будут уроки о Рае и Аде. Я прошу Всевышнего Аллаха, чтоб Он дал мне искренности и чтоб Он дал вам понять важность того вопроса, о котором мы будем говорить.