Прекрасные наставления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Прекрасные наставления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба

Сообщение A'mash »

Однажды, делая наставления одному человеку, ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал ему:
“Не вмешивайся в то, что тебя не касается;
избегай своего врага;
остерегайся иметь приближённым другом кого-либо, кроме правдивого (аль-амин), а правдивый – это только тот, кто боится Аллаха;
не будь другом для грешника, чтобы ты не обучился от него его порокам, и не рассказывай ему своих секретов;
и советуйся в своих делах только с теми, кто боится Аллаха”.
Малик в “аль-Мууатта” (2/132).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “аль-Джибт – это колдовство, а ат-тагъут – это шайтан.
Поистине, храбрость и трусость являются заложенными свойствами в мужчине. Однако храбрец сражается с тем, кого он даже не знает, [не придавая этому значения], тогда как трус бежит от собственного отца, матери [и даже жены].
Смерть на поле боя – это такая же погибель, подобная прочим смертям от болезней. Но шахидом станет тот, кто надеялся на награду от Аллаха и отдал свою жизнь ради Него.
И поистине, благородство мужчины – в его религии, а его почётное происхождение – в его благонравии, будь он персом или набатеем”.
Малик в “аль-Мууатта” (1/367), Са’ид ибн Мансур в “ас-Сунан” (2/407), Ибн Аби Шейба в “аль-Мусаннаф” (34801), Ибн аль-Мунзир в “ат-Тафсир” (1/47), Ибн аль-Марзубан в “аль-Муруъа” (15). Данное сообщение усилили хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (8/252) и шейх аль-Альбани в «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (3/156).

Тарикъ ибн Шихаб рассказывал: “Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправился в Шам, с ним был и Абу ‘Убайда. Когда они прибыли туда, перед ним возникла переправа вброд, а ‘Умар сидел на своей верблюдице. Он слез с верблюдицы, снял свои сандалии, взял их в руки и вошёл в воду, ведя верблюдицу за поводья. На это Абу ‘Убайда сказал: “О амир-правоверных, разве такой как ты, поступает так?! Не обрадовало бы меня, чтобы жители города увидели тебя в таком положении”. На это ‘Умар рассержено сказал: “О если бы кто-нибудь другой, а не ты сказал это, о Абу ‘Убайда, то я наказал бы его в качестве назидания для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Мы были самыми униженными людьми, но Аллах возвеличил нас посредством Ислама. И какими бы методами мы не желали добиться величия помимо того, чем возвеличил нас Аллах, Он обязательно нас унизит!”
аль-Хаким (1/61), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (1/47), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (8196). Шейх аль-Альбани и учёные Постоянного комитета подтвердили достоверность. См. “Сахих ат-Таргъиб” (2893), “Фатауа аль-Ляджна” (26/46).

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал людям:
“Пусть амир войска или военного похода не подвергает наказанию никого во время военного похода, пока они не вернутся, чтобы подвергнутого наказанию не овладела ярость шайтана, и он не примкнул к неверным!”
Са’ид бин Мансур (2/210), ‘Абдур-Раззакъ (5/198). Шейх Бакр Абу Зейд назвал иснад хорошим. См. “аль-Худуд уа-тта’зират” (стр. 54).

Сообщается, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) будучи халифом, стоя на минбаре запрещал что-то людям, после этого он собирал членов своей семьи и говорил им: “Поистине, я запрещаю людям то-то и то, поэтому люди смотрят на вас пристальным взглядом птицы. Клянусь Аллахом, кто бы из вас ни совершил то, что я запрещаю, я обязательно удвою его наказание, по причине вашего положения у меня!”
ат-Табари в “Тарих аль-умам уаль-мулюк” (2/68).
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Прекрасные наставления ‘Умара ибн аль-Хаттаба

Сообщение A'mash »

Повелитель правоверных – ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Поистине, сторонники своих мнений – это враги Сунны! Они избегали заучивания хадисов и были бессильны их понимать, а когда им задавали вопросы, они стеснялись отвечать: «Мы не знаем», по причине чего пошли в противоречие Сунне своими мнениями, которые они стали высказывать о религии, а затем впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других. Так остерегайтесь же их!”
аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (201), Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” (2003, 2005), Ибн Аби Заманин в “Усуль ас-Сунна” (8), аль-Харауи в “Замм аль-калям” (2/201), аль-Аджурри в “аш-Шари’а” (48, 52, 74), Ибн Батта в “аль-Ибана” (83, 84).
Достоверность этого асара подтвердил имам Ибн аль-Къайим, сказавший: “Иснады версий этого асара являются в высшей степени достоверными”. См. “И’лям аль-мууаккы’ин” (1/54).

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Появятся люди, которые будут препираться с вами посредством иносказательных аятов Корана, так одерживайте верх над ними посредством Сунн! Ведь, поистине, знатоки Сунн являются самыми знающими Книгу Аллаха Всевышнего!”
ад-Дарими в “аль-Муснад” (121), аль-Аджурри в “аш-Шари’а” (55, 76), аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (1/139), Ибн Батта в “аль-Ибана” (84), Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” (1701), аль-Харауи в “Замм аль-калям” (198), аль-Хатыб в “аль-Факых уаль-мутафаккых” (608). Достоверность этого асара подтвердил хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, а также исследователь сборника “Муснад ад-Дарими” – Хусайн Салим Асад. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” (2/239), “Тахридж Муснад ад-Дарими” (1/241).

Зияд ибн Худайр рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил меня: “Знаешь ли ты, что разрушает Ислам?”
Я ответил: “Нет”.
Он сказал: “Его разрушает ошибка учёного, споры лицемера о Книге Аллаха и постановления вводящих в заблуждение имамов”.
ад-Дарими (220), аль-Фирьяби в “Сыфату-ннифакъ” (71). Шейхуль-Ислям Ибн Таймия, хафиз Ибн Касир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “Тальбис аль-джахмийя” (4/191), “Муснад аль-Фарукъ” (2/536), “Тахридж аль-Мишкат” (269), “Тахридж Фатх аль-Маджид” (стр. 305).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Не женятся на женщине, кроме как с согласия её опекуна, даже если до этого она была замужем десять раз”.
Ибн Аби Шейба (3/455). Иснад достоверный. См. “Джами’ аль-асар ас-сахиха ли-амир аль-муъминин ‘Умар” (473).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Женщины бывают трёх видов:
1. Женщина простая, мягкая, целомудренная мусульманка, любящая и рожающая, которая оказывает помощь своей семье при бедствиях и не оказывает помощи бедствиям против своей семьи. Но таких мало.
2. Целомудренная мусульманка, которая всецело поглощена своим ребёнком, у которой нет никакой заботы помимо своего ребёнка.
3. Женщина, подобная вшивому ошейнику, которую Аллах накидывает на шею того, кого пожелает, от которой никто не сможет избавить, кроме Аллаха.
И мужчины бывают трёх видов:
1. Целомудренный, разумный мусульманин, который советуется в запутанных делах, когда они могут постичь его, а когда они постигают его, он выходит из этой проблемы достойно, опираясь на свою мудрость.
2. Целомудренный, разумный мусульманин, у которого нет своего мудрого взгляда, но когда его постигнет какая-та проблема, он приходит к обладателю понимания и наставнику, а после совета с ним поступает так, как ему сказали.
3. Растерянный и сомневающийся человек, который не руководствуется прямым путём, не советуется ни с кем и не слушается наставника”.
Ибн Аби Шейба (9/475), Ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” (2/772), “Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Ишраф” (76), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (6/76). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (18031).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Пост одного дня не в Рамадан и кормление бедняка приравниваются к посту одного дня в месяц Рамадан”.
Ибн Аби Шейба (10007), Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (37/53), Ибн Хазм в “аль-Мухалля” (6/189). Хафиз Ибн Касир назвал иснад этого асара отличным, а шейх Са’д аш-Шасри назвал его достоверным. См. “Муснад аль-Фарукъ” (1/425), “Тахридж аль-Мусаннаф” (6/120).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Зима – это время лёгкой добычи для поклоняющихся”.
Ибн Аби Шейба (10002), Ахмад в “аз-Зухд” (175). Шейх Са’д аш-Шасри подтвердил достоверность. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (6/118).
Это означает, что пост зимой является легкой добычей, поскольку зимой ночи длинные, а дни короткие и нет воздействия сильной жары.

Му’ауия ибн Къурра рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) встретил людей из Йемена и спросил их: “Кто вы?”
Они ответили: “Мы – уповающие на Аллаха”.
На что ‘Умар сказал: “Напортив, вы – пожирающие еду людей, ибо уповающий сеет семена в землю, а затем уповает на Аллаха”.
Ибн Аби ад-Дунья в «Тауаккуль ‘аля-Ллах» (10).

Как-то ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть твоя любовь не будет ослепляющей, а ненависть губительной”.
Его спросили: «Как это?»
Он ответил: “Если ты любишь (чрезмерно), то теряешь голову, как дитя. А если ты возненавидишь, то начинаешь желать своему товарищу погибели”.
аль-Бухари в “аль-Адаб аль-Муфрад” (1322). Шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (993), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (4775).

Абу Бакр ибн Сулейман рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб не нашёл на утренней молитве Сулеймана ибн Аби Хасму, и отправился на рынок, а дом Сулеймана был между рынком и мечетью. ‘Умар подошёл к аш-Шифа Умм Сулейман (его матери) и спросил её: “Я не видел Сулеймана на утренней молитве”.
Она ответила: “Он провёл всю ночь в молитве и глаза его взяли над ним верх”.
(Т.е. он проспал время совершения утренней молитвы).
Тогда ‘Умар сказал: “Присутствовать на утренней групповой молитве для меня любимей, чем выстаивать ночные молитвы!”
Малик (270). Иснад достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (423).

Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Прекрасные наставления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба

Сообщение A'mash »

Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывал: «‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) оставил людям восемнадцать высказываний, каждое из которых содержит в себе мудрость!
Он говорил:
1. Если кто-то ослушался Аллаха в отношении тебя, то ты не ослушайся Аллаха в отношении него.
2. Найди наилучшее оправдание поступку своего брата-мусульманина, пока ты не убедишься в обратном.
3. Не думай плохо о слове, высказанном мусульманином, если ты находишь для него благое основание.
4. Не ставь себя в такое положение, по причине которого о тебе будут плохо думать, а кто сделал это, пусть не обижается на тех, кто стал плохо думать о нём.
5. Способный хранить свои секреты держит своё благо в собственных руках.
6. Дружи с правдивыми мусульманами и будь под их крылом, ибо поистине, такие люди – это украшение в благоденствии и помощь в постигшем тебя испытании.
7. Тебе надлежит быть правдивым, даже если правдивость убьёт тебя.
8. Не занимайся тем, что тебя не касается.
9. Не спрашивай о том, что ещё не произошло, ибо поистине, в том, что уже произошло достаточно занятости, чтобы не задаваться о том, что ещё не произошло.
10. Не обращайся со своей нуждой к тому, кто не желает для тебя избавления от нужды.
11. Не водись с нечестивцем, чтобы не обучиться от него нечестию.
12. Не пренебрегай клятвой Аллахом, чтобы тобой не пренебрёг Аллах.
13. Отдаляйся от своего врага.
14. Остерегайся ненадёжного друга, однако человек не будет надёжным, если не страшится Аллаха.
15. Проявляй трепет возле могил.
16. Проявляй смиренность при поклонении.
17. Когда пожелаешь совершить грех, вспомни об Аллахе.
18. Советуйся в своих делах с теми, кто страшится Аллаха, ведь Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Аллаха страшатся среди Его рабов только обладающие знанием!» (35: 28).
Ибн Хиббан в “Рауда аль-‘укъаля” (261), аль-Хатыб аль-Багъдади в “аль-Муттафикъ уаль-муфтарикъ” (141), аль-Асбахани в “ат-Таргъиб” (2/297), Абу Тахир аль-Мухаллис в “аль-Мухаллясыят” (3039), Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (44/359), Ибн ан-Надджар в “Зейль ат-Тарих” (16/230), ар-Рафи’и в “ат-Тадуин” (1/217). Данное сообщение является достоверным. См. “Тахкыкъ Макарим аль-ахлякъ” (4/1749), “Тахкыкъ Манакыб амир аль-муъминин ‘Умар” (175).
Имам Ибн Хазм процитировав эти наставления ‘Умара в своей книге «Таукъ аль-хамама», был сильно восхищён ими.
Практически нет ни одной книги, составленной ранними имамами по вопросам аскетизма, благонравия и духовного воспитания, чтобы там не был приведён этот великий и всеобъемлющий асар.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Прекрасные наставления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба

Сообщение A'mash »

Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: “Однажды один человек предстал в качестве свидетеля перед ‘Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), и ‘Умар сказал ему: “Я не знаю тебя, но тебе не навредит то, что я тебя не знаю, однако приведи того, кто засвидетельствует за тебя”.
Тогда один из присутствовавших людей сказал: “Я знаю его!”
‘Умар спросил: “Чем он известен тебе?”
Тот ответил: “Справедливостью и достоинством”.
‘Умар спросил: “Он сосед, проживающий рядом с тобой, которого ты видишь и ночью, и днём, когда он приходит и когда уходит?”
Тот ответил: “Нет”.
‘Умар спросил: “Ты ведешь с ним торгово-финансовые отношения, в которых узнается набожность человека?”
Он сказал: “Нет”.
‘Умар вновь спросил: “Он твой спутник в пути, в котором познается благой нрав?”
Тот снова ответил: “Нет”.
Тогда ‘Умар сказал ему: “Ты не знаешь его!”, – а затем сказал тому свидетелю: “Приходи с тем, кто знает тебя”.
аль-Байхакъи в “аль-Кубра” (10/125), аль-Хатыб в “аль-Кифая” (110). Имам Ибн ас-Сакан, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого сообщения. См. “Иршад аль-факъих” (2/403), “ат-Тальхыс аль-хабир” (4/474), “Ируа аль-гъалиль” (2637).

Также со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амира сообщается, что когда один человек похвалил другого в присутствии ‘Умара (да будет доволен им Аллах), ‘Умар стал задавать ему подобные вопросы, а когда тот отвечал на них отрицательно, ‘Умар сказал ему: “Горе тебе! Вероятно, ты лишь видел этого человека совершающим молитву в мечети”.
аль-Хаким ат-Тирмизи а “Адаб ан-нафс” (стр. 79).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Пусть не обольстит тебя ни молитва человека, ни его пост, ведь тот, кто пожелает, может помолиться, и кто пожелает, может поститься. Однако нет религии у того, кто не обладает надёжностью!”
аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (6/553), аль-Хараиты в “Макарим аль-ахлякъ” (1/169). Сообщение хорошее. См. “Тахридж аль-Маталиб аль-‘алия” (11/625), “Тахридж Шу’аб аль-иман” (7/217).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Не обольщайтесь ни молитвой, ни постом человека, однако смотрите на того, кто говорит правду; кто проявляет надёжность, когда ему доверяют; и кто, возжелав греховное, проявляет набожность!”
аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (6/288). Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность. См. “аль-Маталиб аль-‘алия” (2631).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Пусть вас не обольстит тот, кто читает Коран, ибо это могут быть лишь слова, которые мы произносим. Однако смотрите на того, кто поступает в соответствии с Кораном!”
аль-Хатыб в “Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль” (109).
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Прекрасные наставления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба

Сообщение A'mash »

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб, стоя на минбаре много раз повторил: “Поистине, больше всего я опасаюсь для этой общины знающего лицемера!”
Его спросили: “Как лицемер может быть знающим?!”
Он ответил: “Знающий на языке, однако, невежественный в сердце и разуме!”
аль-Фирьяби в “Сыфату-ннифакъ уа замм аль-мунафикъин” (26). Исследователь этой книги назвал иснад хорошим.
В другом асаре сообщается, что ‘Умар на вопрос: “Как лицемер может быть знающим?!”, ответил: “Говорит мудрость, а совершает порицаемое!”
аль-Маруази в “ас-Саля” (2/633).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Пусть не торгует на нашем рынке никто, кроме того, кто изучил религию!”
ат-Тирмизи (487). Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. “Сахих ас-Сунан ат-Тирмизи” (1/275).
В другой версии сказано, что: “Халиф ‘Умар бывало, обходил рынок, бил кнутом некоторых торговцев и при этом говорил: «Пусть не торгует на нашем рынке никто, кроме того, кто изучил религию, а иначе он войдёт в ростовщичество (риба), хочет он того или нет!»” См. «аль-Маджму’» (14/139).
Шейх Ахмад Шакир в примечании к этим словам ‘Умара сказал: “Да, до тех пор, пока такой человек не будет знать то, что берёт и оставляет, знать о халяле и хараме, чтобы не портил покупку и продажу людей при помощи запретного и лжи. Чтобы он также не вверг покупателя в ростовщичество, о котором тот может не знать. Одним словом, это для того, чтобы торговля мусульман была исламской, правильной и чистой, в которой не будет ни хитрости, ни обмана, чтобы касательно этого сердце мусульман и не мусульман было спокойным”. См. “Та’ликъат ‘аля аль-Дами’ ат-Тирмизи” (2/357).

Сыля ибн Зуфар рассказывал: “Как-то ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) проходил мимо жилищ людей из числа неверных, выплачивавших джизью и услышал, как один человек попрошайничал, говоря: «Я – старый, слепой человек».
Тогда ‘Умар постучал ему сзади по плечу и спросил: «Из числа каких людей Писания ты?»
Тот ответил: «Из числа иудеев».
‘Умар спросил: «А что побудило тебя к тому, что я вижу?»
Тот ответил: «Джизья, нужда и возраст».
Тогда ‘Умар взял его за руку, привёл к себе домой и дал ему кое-что из своего дома, а затем послал гонца к управляющему мусульманской казной и сказал: «Обращайте внимание на таких людей! Клянусь Аллахом, мы не будем справедливыми, если будем пользоваться молодостью такого человека, а на старости оставим его без помощи!»
После чего ‘Умар повелел не брать с него и подобных ему джизью”.
Абу Юсуф в “аль-Харадж” (126), Ибн Занджауейх в “аль-Амуаль” (1/162). Сообщение достоверное. См. “Джами’ аль-асар ас-сахиха ли-амир аль-муъминин ‘Умар” (728).

‘Амр ибн Маймун передал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) в своём завещании перед смертью сказал следующее: “Я завещаю халифу, который будет после меня, чтобы он относился хорошо к первым мухаджирам, и чтобы соблюдал их права и оберегал их неприкосновенность. Также я завещаю ему, чтобы он относился хорошо к ансарам, которые населяли Медину с верой; чтобы принимали от совершающих благое из их числа и прощали тем, кто ошибся из их числа. И также я завещаю ему соблюдать договор Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) в отношении неверных, выплачивающих налог, чтобы он сражался за них с теми, кто покушается на них и не возлагал на них сверх того, что им под силу”.
аль-Бухари (1392, 3700).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Порча религии произойдёт тогда, когда знание будет исходить от малых, по причине чего этому воспротивятся пожилые. А исправление людей произойдёт тогда, когда знание станет исходить от пожилых и за ними в этом последуют малые”.
Къасим ибн Асбагъ в «аль-Мусаннаф». Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность. См. “Фатх аль-Бари” (13/301).
В другой версии сообщается, что ‘Умар сказал: “Воистину, я знаю о том, когда люди будут в порядке и когда они придут в негодность! Если фикъх будет исходить от малых, пожилые не примут его. Однако, если фикъх будет исходить от пожилых, то за ними пойдут малые, и тогда все они последуют прямым путём”.
Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” (1055,) аль-Хатыб в “аль-Факъих уаль-мутафаккъих” (782). Иснад хороший. См. “Тахридж Джами’ аль-баян” (2/615), “Тахридж аль-Факъих” (2/158).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Оставить применение наказания (хадд), в котором есть сомнение, для меня лучше, чем совершить наказание, испытывая сомнение!”
Ибн Аби Шейба (11/70). Хафиз ас-Сахауи назвал иснад достоверным.

Сууайд ибн Гъафаля рассказывал: “Как-то ‘Умар сказал мне: «О Абу Умайя! Поистине, я не знаю, быть может, я уже не увижу тебя после этого года. Так слушайся же и повинуйся, даже если править тобой будет эфиопский чернокожий раб. Даже если он будет бить тебя, терпи; если будет лишать тебя твоих прав, терпи. Но если он пожелает то, что касается порчи твоей религии, то скажи: “Я слушаюсь и повинуюсь, моя кровь, но не моя религия!” И не оставляй общину мусульман»”.
Ибн Аби Шейба (6/544), Ну’айм ибн Хаммад в “аль-Фитан” (389), Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” (143), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (8/159). Иснад достоверный. См. «Тахридж аш-Шари’а» (74), «Тахридж Усуль ас-Сунна» (205), «Тахридж аль-Фитан» (143).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Однажды к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) привели молодого парня, который своровал. И этот парень стал говорить: «Клянусь Аллахом, я никогда не воровал до этого!»
На что ‘Умар сказал ему: «Клянусь Аллахом, ты лжёшь! Поистине, Аллах не губит раба сразу после первого греха!»”
Абу Дауд в “аз-Зухд” (56), аль-Байхакъи (8/276). Ибн Хазм, Ибн Касир, Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “аль-Мухалля” (12/64), “Муснад аль-Фарукъ” (2/370), “ат-Тальхыс аль-хабир” (3/483).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не проживайте (с семьями) в слабых, опасных местах!” ‘Абдур-Раззакъ (5/162). Иснад хороший. См. “аль-Инджад фи абуаб аль-джихад” (1/87).
Имам Абу ‘Убайд, поясняя эти слова ‘Умара, сказал: “Он имеет в виду проживание в пограничных местах с жёнами, поскольку это не место для нахождения там с семьёй”. См. “Гъариб аль-хадис” (3/325).
Ответить