تأليف شيخ الإسلام أحمد بن عبد الحليم بن تيمية المتوفى سنة (728هـ)
قاعدة في الصبر
تحقيق أ د. محمد بن خليفة التميمي
الأستاذ في كلية الدعوة في الجامعة
Преподаватель на факультете призыва в Исламском университете
Вся хвала - Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и наших дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставляет, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует – раб Аллаха и Его посланник.
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلا تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ ﴾
﴿يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيراً وَنِسَاءً وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيباً ﴾
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلاً سَدِيداً يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزاً عَظِيماً ﴾
Поистине, самая правдивая речь – это слова Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
А затем:
Терпение (ас-сабр) – это одно из тех благих качеств, к соблюдению которого побуждали Аллах в Своей великой Книге и Его благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в своей пречистой Сунне. Слово сабр было упомянуто в Священном Коране сто четыре раза относительно различных причин и положений.
Всевышний Аллах приказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, быть терпеливым, сказав:
﴿ وَاصْبِرْ وَمَا صَبْرُكَ إِلاَّ بِاللَّهِ ﴾
﴿ فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُوا الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ ﴾
Также Всевышний Аллах приказал проявлять терпение верующим, сказав:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اصْبِرُوا وَصَابِرُوا ﴾
Всевышний Аллах сказал, восхваляя терпеливых:
﴿وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ
أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ﴾
Он, Свят Он и Могуч, отметил, что любит терпеливых и помогает им:
﴿ وَاللَّهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ ﴾
﴿ وَاصْبِرُوا إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴾
Также Всевышний Аллах отметил, что проявление терпения лучше для того, кто проявляет его:
﴿ وَلَئِنْ صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِلصَّابِرِينَ ﴾
Также Всевышний Аллах обещал терпеливым воздаяние, которое будет лучше, и будет превышать награду за их деяния.
Он сказал:
﴿ وَلَنَجْزِيَنَّ الَّذِينَ صَبَرُوا أَجْرَهُمْ بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ﴾
Также Всевышний сказал:
﴿ إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ ﴾
Также Всевышний Аллах радует терпеливых:
﴿ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ ﴾
Также Всевышний Аллах говорит о вознаграждении терпеливых Раем:
﴿ وَجَزَاهُمْ بِمَا صَبَرُوا جَنَّةً وَحَرِيراً ﴾
Всевышний Аллах упомянул терпение наряду с другими великими религиозными деяниями. Из того, что было упомянуто вместе с терпением, мы узнаем из Корана:
• Убеждение (аль-йакъин):
﴿ وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا لَمَّا صَبَرُوا وَكَانُوا بِآياتِنَا يُوقِنُونَ ﴾
• Упование (ат-таваккуль):
﴿ نِعْمَ أَجْرُ الْعَامِلِينَ الَّذِينَ صَبَرُوا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ ﴾
• Молитва (ас-саля):
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ﴾
• Богобоязненность (ат-такъуа):
Аллах также упомянул терпение вместе с богобоязненностью в некоторых аятах, сказав:
﴿ وَإِنْ تَصْبِرُوا وَتَتَّقُوا فَإِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الأُمُورِ ﴾
﴿ وَإِنْ تَصْبِرُوا وَتَتَّقُوا لا يَضُرُّكُمْ كَيْدُهُمْ شَيْئاً ﴾
﴿ إِنَّهُ مَنْ يَتَّقِ وَيَصْبِرْ فَإِنَّ اللَّهَ لا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ ﴾
• Праведные деяния (аль-‘амаль):
Всеблагой Всевышний Аллах также упомянул терпение вместе с деяниями, сказав:
﴿ إِلاَّ الَّذِينَ صَبَرُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ لَهُمْ مَغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ كَبِيرٌ ﴾
• Проявление усердия (аль-джихад):
Также упомянул Аллах терпение вместе с усердствованием на пути Аллаха, сказав:
﴿ ثُمَّ إِنَّ رَبَّكَ لِلَّذِينَ هَاجَرُوا مِنْ بَعْدِ مَا فُتِنُوا ثُمَّ جَاهَدُوا وَصَبَرُوا
إِنَّ رَبَّكَ مِنْ بَعْدِهَا لَغَفُورٌ رَحِيمٌ ﴾
И также в следующих словах:
﴿ وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّى نَعْلَمَ الْمُجَاهِدِينَ مِنْكُمْ وَالصَّابِرِين ﴾
• Обращение к Аллаху с просьбой о прощении (аль-истигъфар):
﴿ فَاصْبِرْ إِنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ بِالْعَشِيِّ وَالأِبْكَارِ﴾
• Поминание Аллаха (ат-тасбих):
Сказал Всевышний:
﴿ وَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ فَإِنَّكَ بِأَعْيُنِنَا وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ حِينَ تَقُومُ ﴾
Также об этом сказано в следующих словах Аллаха:
﴿ فَاصْبِرْ عَلَى مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ غُرُوبِهَا وَمِنْ آنَاءِ اللَّيْلِ فَسَبِّحْ وَأَطْرَافَ النَّهَارِ لَعَلَّكَ تَرْضَى ﴾
• Истина (аль-хаккъ):
Также в Священном Коране терпение упомянуто всесте с истиной:
﴿ وَالْعَصْرِ إِنَّ الإْسَانَ لَفِي خُسْرٍ إلاَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ ﴾
• Милость (ар-рахма):
﴿ ثُمَّ كَانَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ وَتَوَاصَوْا بِالْمَرْحَمَةِ ﴾
• Благодарность (аш-шукр):
Аллах также упомянул терпение вместе с благодарностью в некоторых аятах.
Сказал Всевышний:
﴿ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآياتٍ لِكُلِّ صَبَّارٍ شَكُورٍ ﴾
Наличие в Священном Коране и пророческой Сунне аятов и хадисов повествующих о достоинстве терпения, указывает на важность и величие данного качества и на его высокое положение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал свою общину к этой благой нравственности. Его, да благословит его Аллах и приветствует, жизнь является примером этой высокой нравственности в её разных проявлениях и указанием на возвышенную степень терпения в религии. Тот, кто станет изучать его практическое жизнеописание и высказывания о терпении, приводящиеся в сунне, лично убедится в том, что поистине терпение имеет высокое положение.
Поистине, я наткнулся на это прекрасное сочинение шейх-уль-Исляма ибн Теймийи, да одарит его Всевышний Аллах Своей милостью, посвященное терпению под названием «Къа’идатун фи-с-сабр», которое переполнено, несмотря на свою краткость, многочисленными пользами и изумительными тонкостями, в частности в теме о проявлении терпения по отношению к неприятностям, доставляемым человеку другими. Автор составил этот труд характерным ему редкостным методом и разъяснил этот вид терпения полезным образом. И даже не изучив его полностью и еще не дочитав его до конца, я уже загорелся исследовать и распространить это сочинение, желая получить от него пользу в первую очередь для самого себя и затем облегчить извлечение пользы из него для всех мусульман. Причина этого – это содержащиеся в этом послании блага и тонкости.
Прошу Всевышнего Аллаха принести пользу посредством этого труда всем, кто его прочитает и сделать мою работу над ним – праведным деянием, посвященным искренне Ему Одному. А Дарующий успех – Один лишь Аллах и Он – наставляющий на прямой путь!
Название этого послания – «Къа’идатун фи-с-сабр (Правила проявления терпения)», как об этом говорится на первой странице в двух рукописях [1]. Однако в послании «Асмаъ муалляфат Шейх-уль-Ислям ибн Теймийя», автором которой является Мухаммад ибн ‘Абду-Ллах ибн Ахмад, известный как Ибн Рушаййикъ аль-Магъриби (ум. в 749 г.), а также в «аль-’Укъуд ад-Дуррийя» (с.39) имама Ибн ‘Абд-уль-Хади сказано, что ее название «аль-Къа’идату фи-с-сабр уа-ш-шукр (Правила проявления терпения и благодарности)», и она состоит примерно из 60 листов [2]. Это указывает на то, что это послание является частью другого труда большего размера, который посвящен двум темам: терпению и благодарности, что также подтверждается словами автора, как в начале этого послания, так и в конце. Сказал автор в начале: «Если обратить внимание на все области религии, то нетрудно удостовериться в том, что вся она построена на терпении (ас-сабр) и благодарности (аш-шукр)». А в конце он сказал: «Что касается второй части религии, то это благодарность. Благодарность - это подчинение Всевышнему Аллаху». Что касается второй части этого послания, посвященной благодарности, то я не смог его найти.
Что касается моей работы над этим трудом, то она заключается в следующем:[1] - [Также эта книжка издавалась некоторыми шейхами со следующим названием:«Причины, помогающие проявлять терпение по отношению к неприятностям, причиняемым людьми». – Здесь и далее в сносках в квадратных скобках слова переводчика. Остальные сноски являются примечаниями редактора.]) الأمور المعينة على الصبر على أذى الخلق(
[2] - См.: «аль-Джами’ ли-сира шейх-уль-Ислям ибн Теймийя» (с.23).
1. Точное приведение текста;
2. Указание источников аятов – в какой суре и под каким номером они находятся;
3. Указание источников пророческих хадисов с приведением слов обладателей знания относительно их достоверности, а также указание источников сообщений от сподвижников насколько мне это удалось сделать;
4. Разъяснение некоторых редких слов, которые могли оказаться непонятными для читателя;
5. Предварение книги вступлением для ознакомления с трудом, его названием и темой, которая в нём раскрывается.
Преподаватель на факультете призыва в Исламском университете
بسم الله الرحمن الرحيم
Имам, выдающийся ученый, шейх-уль-ислям Такъий-уд-дин Абу-ль-‘Аббас Ахмад ибн Теймийя (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал [3]:
Раздел: Аллах, пречист Он и далёк от недостатков, разделил Своих верующих рабов на классы, и сделал одни классы выше других. Что бы их ни постигло: будь то радость или беды - они всегда пребывают во благе от их Господа. Также Всевышний Аллах сделал Свое предопределение и Свое предустановление для них выгодной торговлей и путём, ведущим к истине, как это достоверно передано в достоверном сборнике от имама верующих [4], да благословит его Аллах и приветствует, за которым они следуют и с кем будут призваны в Судный день, когда все люди будут призваны с их предводителями. Сообщается, что он, да пребудут над ним благословения Аллаха и Его приветствие, сказал: «Как же удивительно положение верующего! Поистине все его дела удивительны! Аллах не определил для него ничего, в чём не было бы блага: когда его постигает радость, он благодарит Аллаха, и это оборачивается для него благом, а когда же его постигает беда, он проявляет терпение, и это также оборачивается для него благом». [5]
Данный хадис охватывает все предопределение (къадар), которое определил для верующего Всевышний Аллах, так как если он станет благодарить Аллаха за постигшее его добро и станет проявлять терпение во время постигающих его бед, то предопределение Аллаха всегда будет оборачиваться благом для него. Более того, это относится к сути веры (аль-иман), как об этом говорили некоторые праведные предшественники (ас-саляф): «Иман состоит из двух частей. Одна часть - это благодарность, а другая - терпение» [6], на основе слов Всевышнего:[3] - [См.: «Джами’-уль-масаиль» (1/168-174) шейх-уль-Исляма ибн Теймийи].
[4] - Это передал аль-Хатыб в «Тарих Багъдад» (1/317), что сказал Анас (да будет доволен им Аллах) относительно слов Всевышнего:«(Помни, о Пророк) о том дне [о Дне Суда], когда Мы призовем всех людей с их предводителем [каждая группа людей будет призвана с их предводителем, за которым они следовали в земной жизни]» (аль-Исра, 71): «т.е. со своим пророком». Ас-Суйуты в «ад-Дурр-уль-мансур» (5/316) отметил, что это предание было передано Ибн Аби Хатимом и Ибн Мардавейхом. Подобное этому также было передано от Муджахида, как это передали Ибн Джарир в своем тафсире (15/126) и ас-Суйуты в «ад-Дурр-уль-мансур» (5/316), который сослался на Ибн-уль-Мунзира.﴿ يَوْمَ نَدْعُو كُلَّ أُنَاسٍ بِإِمَامِهِمْ ﴾
[5] - Передали имам Муслим (8/227) в своём достоверном сборнике в «Китаб-уз-зухд (Книга об аскетизме)» в главе «Все деяния верующего являются благом»; имам Ахмад в «аль-Муснад» (1/173) и ад-Дарими в своей книге «Сунан» (2/318) в «Китаб-ур-Ракъаикъ (Книга о смягчении сердец)» в главе «За каждое деяние верующий получает награду» со следующим текстом: «Как же удивительно положение верующего. Поистине все его дела оборачиваются для него благом…». Однако найти данный хадис так, как привёл автор со словами: «…все его дела удивительны» мне не удалось.
﴿ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآياتٍ لِكُلِّ صَبَّارٍ شَكُورٍ ﴾
Если обратить внимание на все области религии, то нетрудно удостоверится в том, что вся она построена на терпении (ас-сабр) и благодарности (аш-шукр). Терпение состоит из трёх видов:[6] - Передали Ваки’ ибн-уль-Джаррах в «аз-Зухд» (2/456, хадис № 203); ат-Табарани в «аль-Кабир» (9/107); аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа-т-тархиб» (4/171, хадис № 4974) как слова ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) со следующим текстом: «Терпение – это половина веры, а убеждённость вся вера». Также это передал имам аль-Бухари в своем сборнике «ас-Сахих» (1/45) в «Китаб-уль-иман (Книга Веры)» в главе о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Ислам основывается на пяти столпах» в подвешенной форме без иснада (та’ликъан) сокращенно от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) со словами: «Убеждённость – это вся вера». Многие другие ученые тоже привели это сообщение в своих книгах. Этот хадис достоверный как слова Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), на что также указывают слова Ибн Теймиййи: «Как об этом говорили некоторые саляфы».
Первый вид: проявление терпения в делах подчинения Аллаху, так как нет такого деяния, совершая которое человек не боролся бы и не проявлял терпение по отношению к внешним и внутренним своим врагам. И в соответствии с силой терпения, человек совершает обязательные и желательные (мустахабб) деяния.
Второй вид: проявление терпения в отношении запрещенного. Поистине человеческая душа, его страсти, шайтан приукрашивающий (грехи) и плохие товарищи подталкивают человека к неповиновению и грехам. И в соответствии с силой терпения, человек оставляет то, на что пришел запрет. Некоторые саляфы говорили: «Совершение благодеяний свойственно как хорошим, так и плохим людям, однако оставление грехов свойственно только правдивейшим (сыддикъин)». [7]
Третий вид: проявление терпения в отношении того, что постигает человека из несчастий, которые не зависят от него самого. Несчастья (беды) бывают двух видов:[7] - Передал Абу Ну’айм в «Хильйат-уль-аулийаъ» (10/197) со своим иснадом от Сахля ибн ‘Абду-Ллаха ат-Тустари (да одарит его Аллах Своей милостью) в следующим виде: «Не тот становится любимцем Аллаха, кто (только) выполняет деяния, являющиеся подчинением Ему, а тот будет любимцем Аллаха, кто (также) сторонится Его запретов. Избежать грехов способны лишь правдивейшие, которые являются приближёнными Аллаха, а что касается благодеяний, то они свойственны как благочестивым, так и (преступным) грешникам».
1. Это болезни и подобные этому небесные несчастья, которые не во власти творений. Проявление терпения по отношению к этому виду несчастий легче, так как раб становится свидетелем того, что все это постигло его согласно предопределению Аллаха и что творения Его не способны вмешаться в это, и поэтому он терпит либо по собственной воле, либо вынужденно. Если Аллах поможет рабу и вселит в его сердце размышление о пользах, извлекаемых из постигших его несчастий, а также о том, что содержится в них из явных и скрытых благ, и что это принесёт ему милости и добро, то раб, проявляя терпение, перейдёт в следующий этап, а это благодарность Аллаху и довольство (собственным положением). В таком положении несчастье, постигшее его, обернётся для него благом, и он станет говорить от сердца: «О Господь, помоги поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!» [8] Это увеличивается и уменьшается в зависимости от силы и слабости любви раба к Аллаху. Мы сами можем наблюдать подобное в словах людей, как об этом сказал поэт, обращаясь к своей любимой доставляющей ему страдания:
لئن ساءني أن نِلتِنِي بمساءة
لقد سرني أني خطرت ببالِكِ
Однако радует, что хоть и так, но меня ты вспоминаешь. [9]
2. Несчастья, постигающие раба по причине людских деяний. Это может произойти путём посягательства на жизнь, имущество и честь человека. Проявлять терпение при этом виде несчастья очень тяжело, так как душа человека чувствует свою униженность и не желает смириться с этим и поэтому она стремится к мести. Не проявляет терпение в такой ситуации никто, кроме пророков и правдивейших мужей. Когда нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, постигали неприятности со стороны людей, он говорил: «Да смилостивится Аллах над Мусой. Ему причиняли больше страданий, а он проявлял терпение». [10] Также он, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал, что один из пророков которого избивали люди из его народа, говорил: «О Аллах прости мой народ, поистине они не знают». [11] Также сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил то же самое, когда ему доставляли страдания люди из его народа. [12] В данной мольбе, он одновременно затронул три вопроса: прощение, испршивание прощения для них и оправдание их тем, что они не знают. Этот вид терпения привел к победе, величию, радости, миру, силе, любви к Аллаху, увеличению знания и любви людей по отношению к нему. Всевышний Аллах сказал:[8] - Автор указывает на хадис, переданный Му’азом ибн Джабалем, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взяв его за руку, сказал: «О Му’аз, клянусь Аллахом, поистине я люблю тебя». Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Му’аз, я завещаю тебе не оставлять после каждой молитвы произнесение слов: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!»«Аллахумма а’инни ‘аля зикрика уа шукрика уа хусни ‘ибадатик»اللهم اعني على ذكرك وشكرك وحسن عبادتك
Этот хадис передали: Абу Давуд в «ас-Сунан» (2/181, № 1522) в «Китаб-уль-уитр (Книга о молитве уитр)» в «Главе о аль-истигъфаре (просьбе о прощении)»; ан-Насаи в «ас-Сунан» (3/53) в «Китаб-ус-сахв (Книга о земных поклонах, совершаемых в случае невнимательности)» в главе «Другой вид мольбы»; имам Ахмад в «аль-Муснад» (5/245-247).
[9] - См.: «Диуан» Ибн-уд-Думайны (стр. 17), с проверкой Ахмада Ратиба ан-Наффаха.
﴿ وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا لَمَّا صَبَرُوا وَكَانُوا بِآياتِنَا يُوقِنُونَ ﴾
По этой причине Всевышний Аллах сказал:[10] - Передали: аль-Бухари (3405) в своей труде «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» (глава 28); Муслим (3/109) в своей труде «ас-Сахих» в «Китаб-уз-закят» в главе «О распределении на тех, чьи сердца хотят привлечь».
[11] - Передали: аль-Бухари (3477) в своей труде «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» (глава 56); Муслим (5/179) в своей труде «ас-Сахих» в «Китаб-уль-джихад» в главе «Битва при Ухуде».
[12] - ‘Абду-Ллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в аль-Джа’ранийе распределял трофеи после битвы Хунейн, люди окружили его, образовав столпотворение. На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах направил одного из своих рабов к его племени в качестве пророка. Его племя избило и ранило его. Он же вытирая кровь со своего лба, говорил: «О Господь, прости мой народ, поистине, они не знают». ‘Абду-Ллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «И я как будто сейчас вижу как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вытирает свой лоб, рассказывая об этом мужчине, и говорит: «О Господь, прости мой народ, поистине, они не знают». Этот хадис передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (7/376, № 4366). Исследователь этого труда сказал, что данный хадис является достоверным в силу существования поддерживающих его (сахих-ли гъайрихи). [См.: «ас-Сахиха» (3175) аль-Альбани].
﴿ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ ﴾
Первое: он должен засвидетельствовать то, что Аллах, пречист Он и далёк от недостатков, является Создателем действий рабов: их действий, бездействия и желаний. То, что пожелает Аллах, будет, а то, чего не пожелает, не будет. Поэтому в этом бытие, будь то вверху или внизу, даже одна букашка не движется без дозволения Аллаха и Его желания. Рабы являются инструментом, поэтому смотри на Того, Кто позволил кому-то навредить тебе, а не на то, что делают с тобой (люди), и это приведет тебя к тому, что ты не будешь печалиться и грустить.
Второе: Он (раб) должен вспомнить о своих грехах, и о том, что Всевышний позволил (этим) людям причинять тебе страдания именно по причине твоих грехов. Как сказал Всевышний:
﴿ وَمَا أَصَابَكُمْ مِنْ مُصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ﴾
‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, однажды сказал драгоценные слова: «Пусть не надеется раб ни на кого, кроме своего Господа и пусть не боится ничего, кроме своих грехов». [13] Также передают от него и от других: «Не нисходит беда, кроме как по причине греха, и не поднимается она, кроме как по причине покаяния». [14]
Третье: человек должен вспомнить о прелести вознаграждения, обещанного Аллахом тому, кто простит и проявит терпение. Как сказал Всевышний:[13] - Передали: аль-Байхакъи в «Шу’аб-уль-иман» (7/122, № 9718); аль-Асбахани в «ат-Таргъиб уа-т-тархиб» (2/662, № 1586); Ибн ‘Абд-уль-Барр в «Джами’у байан-иль-’ильм уа фадлих» (1/383, № 547-548).
[14] - Аз-Зубайр ибн Баккар в «аль-Ансаб» передаёт часть мольбы о ниспослании дождя, которую произнес аль-‘Аббас по просьбе ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «О, Аллах, поистине, не нисходит беда, кроме как по причине греха, и не поднимается она, кроме как по причине покаяния». (Ибн Хаджар в «аль-Фатх» (2/497) сообщил, что данное сообщение было передано в труде «аль-Ансаб», однако мы не смогли найти его в его изданной части). Также подобное этому приводит Абу Бакр Ахмад бин Марван ад-Динури (ум. в 333 г.х.) в труде «аль-Маджалясату ва джавахир-уль-’ильм» (3/102-103). Также это передал Ибн ‘Асакир в «Тариху Димашкъ» (26/358-359). В «ас-Сахих» аль-Бухари достоверно передано, что аль-‘Аббас обратился с мольбой о ниспослании дождя по просьбе ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, однако не приводится вид молитвы и подробности о ней. См.: «аль-Фатх» (2/494, хадис № 1010) в «Китаб-уль-истискъа (Книга молитвы о ниспослании дождя» в главе «Об обращении людей к руководителю в период засухи для совершения молитвы о ниспослании дождя». См.: также слова об этом хадисе в «Икътида-ус-сырат аль-мустакъим» (337-338).
﴿وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِثْلُهَا فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ إِنَّهُ لا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ ﴾
Люди по отношению к страданиям (которые приносят люди) делятся на три вида:
1. Злотворящие (залим), которые берут (из воздаяния) больше, чем им полагается;
2. Умеренные (мукътасыд), которые берут (из воздаяния) то, что им причитается;
3. Благотворящие (мухсин), которые прощают и оставляют то, что им причитается (из воздаяния).
И Всевышний Аллах упомянул эти три вида людей в этом аяте: первый – это умеренный; второй – опережающий (благотворящий); и последний - несправедливый, злотворящий.
Также человек должен вспомнить о том, что «В Судный День воззовет глашатай: “Пусть встанет тот, для кого стало обязательным вознаграждение от Аллаха”. И встанет только тот, кто простил и исправил». [15] И если человек также при этом вспомнит о том, что может упустить вознаграждение по причине своей мести и требования своего права, все это облегчит ему терпение и прощение.
Четвёртое: (Раб) должен засвидетельствовать, что если он простит и проявит себя наилучшим образом, то обретет здравое сердце в отношении своих братьев: оно будет чистым от обмана, чувства неприязни, желания мести и зла. Также он ощутит сладость прощения и пользу от него, плоды чего проявятся как в настоящем, так и в отдаленном будущем. И эта польза во много раз превзойдет пользу от мести. И такой человек попадает под слова Аллаха:[15] - Ибн Мардауейх передает от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день Аллах прикажет глашатаю сказать: «Пусть встанут те, вознаграждение которых Аллах сделал обязательным для Самого Себя!» и встанут только те, кто прощал в этом мире». И к этому относятся Его слова:«А кто же простит (обидчика) и примирится (стремясь этим к довольству Аллаха), (то) награда его (будет) у Аллаха [Аллах Сам вознаградит его]. Поистине, Он [Аллах] не любит беззаконников [которые вторгаются в права других]!» (аш-Шура, 40). Передали: ас-Суйуты в «ад-Дурр-уль-мансур» (6/11); аль-Хатыб аль-Багъдади в «Тарих Багъдад» (11/198); Ибн Хиббан в «Раудат-уль-’укъаляъ» (стр.276-277) от аль-Хасана аль-Басри в форме «мурсаль); аль-Байхакъи (как слова аль-Хасана аль-Басри с полной цепочкой) в «Шу’аб-уль-иман» (13/136, № 7050); Ханнад ибн-ус-Сарий в «аз-Зухд» (2/904) и Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (9/204) от аль-Хасана аль-Басри в форме «маукъуф». [См.: «ад-Да’ифа» (1277) аль-Альбани.﴿ فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ﴾
Сказал шейх ‘Абд-ур-Раззакъ аль-Бадр (да хранит его Аллах): «Относительно иснада этого хадиса есть слова (ученых о его слабости), однако, достаточно того, что на этот же смысл, о котором говорится в этом хадисе, указывает аят (№ 40 из суры «аш-Шура», приведённый выше)» См.: Комментарии к посланию «‘аль-Умур аль-му’ина ‘аля-с-сабр» (с.16)]
﴿ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴾
Пятое: (Раб) должен знать, что тот, кто мстит за себя, обязательно почувствует себя униженным в душе, а если он простит, то Аллах возвеличит его. И об этом сообщил правдивый и достойный доверия, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Аллах не добавит (Своему) рабу, прощающему других, ничего, кроме величия». [16] Величие, приобретенное через прощение, любимей для него и полезнее, чем величие, приобретенное путем мести, потому что это величие (через отмщение) - внешнее величие, на самом же деле приводящее к унижению в душе. А прощение внешне кажется унижением, но в итоге приводит как к внешнему, так и к внутреннему величию.
Шестое (одна из самых великих польз): раб должен свидетельствовать о том, что воздаяние дается в соответствии с делами, и что он сам является грешником и злодеем, и что к тому, кто будет снисходителен к людям, будет снисходителен Аллах, и того, кто прощает людей, простит Аллах. И если он будет убежден в том, что его снисходительность и доброе отношение к тем, кто причинил ему зло, станет причиной прощения от Аллаха и Его снисходительного и доброго отношения в соответствии с поступками раба - и это несмотря на его грехи - то ему будет очень легко прощать и терпеть. И разумному человеку достаточно этой пользы.[16] - Передал Муслим (8/20) в своём сборнике «ас-Сахих» в «Книге о благовоспитанности, благочестии и поддержки родственных связей» в главе «О желательности прощения».
Седьмое: (Раб) должен знать о том, что если он займет себя местью и требованием возмездия, то просто потеряет время, и его сердце будет занято множеством ненужных дел. Он упустит много пользы, которую потом не сможет восстановить, и, быть может, последствия этого станут для него намного хуже, чем те нападки, которые он принял с их стороны. А если же он простит, и проявит снисходительность, то его сердце и органы будут свободными для совершения благого и полезного, что окажется намного важнее мести.
Восьмое: (Раб) должен знать о том, что его месть и отстаивание своих прав будет тем, что он делает ради себя, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда за себя не мстил. Будучи лучшим и самым почетным созданием Аллаха, он не мстил за себя [17], несмотря на то, что нанесение обиды Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) является причинением обид Аллаху, и его права связаны с правами религии, а его душа является самой почетной, чистой, благочестивой, далекой от любых скверных нравов, и самой достойной из обладающих благими нравами. И если, несмотря на всё это, он (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не мстил за себя [18], то, как кто-то из нас может мстить за себя, с учётом того, что каждый из нас знает о том зле и недостатках, которые скрыты в его душе. Поэтому знающий человек поймёт, что его душа не стоит того, чтобы за неё мстить, и также поймёт, что она не имеет такого положения, чтобы требовать за нее возмездия.
Девятое: Если (раб) пострадал из-за того, что он сделал что-то ради Аллаха или выполнял какой-то (шари’атский) приказ, или отстранился от какого-то (шари’атского) запрета, то он обязан проявлять терпение, и нет у него права на месть, ведь он пострадал ради Аллаха, и его вознаграждение за Аллахом. И поэтому те, кто совершают джихад на пути Аллаха, теряя свои жизни и имущества ради Него - нет этому возмещения, потому что они продали [19] Всевышнему Аллаху свои души и свое имущество, и посему цена за это - у Аллаха, а не у созданий. А если кто-то потребует за это цену, то ему не будет вознаграждения от Аллаха, потому что то, что использовано (израсходовано) ради Аллаха, восстановит (возместит) Сам Всевышний Аллах. [20][17] - [Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, если же было в этом что-то греховное, то он держался от (такого дела) дальше любого из людей. Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил за Аллаха»] См.: «Сахих-уль-Бухари» (3560), «Китаб-уль-манакъиб (Книга о достоинствах)», «Глава о качествах пророка, да благословит его Аллах и приветствует»; «Фатх-уль-Бари» (6/566); «Сахих Муслим» (2327, 2328), «Китаб-уль-фадаиль (Книга о достоинствах)», «Глава о воздержании пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от совершения грехов».
[18] - ['Аиша, да будет доволен ею Аллах, описывая нравственный облик посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказала: «Он не совершал и не говорил ничего непристойного, не кричал на рынках, и не отвечал злом на зло. Напротив, он прощал и проявлял снисходительность» Хадис достоверный. См.: «Сахих ат-Тирмизи» (2016).
Шейх ‘Абд-ур-Раззакъ аль-Бадр (да хранит его Аллах) сказал: «А ведь Аллах, пречист Он и далёк от недостатков, сделал его примером для Своих рабов, как сказал об этом Всевышний:«Поистине, для вас (о, верующие) в посланнике Аллаха [в его словах и поступках] прекрасный пример - для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много» (аль-Ахзаб, 21) См.: Комментарии к посланию «‘аль-Умур аль-му’ина ‘аля-с-сабр» (с.24)]﴿ لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا﴾
Если же человек пострадал из-за какого-то несчастья (т.е. грехов), то пусть порицает сам себя. Занимаясь самокритикой, он забудет о том, от кого пострадал.[19] - Этими словами автор указывает на слова Всевышнего Аллаха:«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» (ат-Тауба, 111)﴿ إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنْفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ ﴾
[20] - [Сказал Аллах, пречист Он:«Если вы израсходуете что-нибудь (из вашего имущества) (на те цели, что Он повелел вам), (то) Он возместит это [потраченное] (дав другое имущество в этом мире и даровав награду в Вечной жизни); и (ведь) Он – лучший из дающих удел (и Он дарует удел оттуда, откуда вы и не ожидаете)!» (Саба, 39).﴿وَمَا أَنفَقْتُم مِّن شَيْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهُ وَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ﴾
Передаётся со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всеблагой Всевышний Аллах сказал: “О сын Адама! Расходуй, и Я буду расходовать на тебя”. И Он сказал: "Десница Аллаха, [из которой] ночью и днём обильно изливаются [милости], полна, и ничто из неё не исчезает"». аль-Бухари (4684), Муслим (993)].
А если же он пострадал ради приобретения чего-то мирского, то пусть готовит себя к терпению. Поистине, приобретение мирских уделов без проявления терпения горше и сложнее, чем само терпение. Ведь тот, кто не проявляет терпения к полуденному зною, дождю, снегу, тяготам путешествия и разбойникам на дороге, не может заниматься торговлей. Это общеизвестно среди людей, что тому, кто правдиво желает чего-либо, будет дано терпения в соответствии с его правдивостью в достижении желаемого.
Десятое: (Раб) должен чувствовать сопутствие (ма’ия) Аллаха, любовь Аллаха и Его довольство тогда, когда он проявляет терпение. Тот, с кем Всевышний Аллах, будет обережен от всех видов страданий и вреда так, как не обрежет его никто из Его созданий. Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَاصْبِرُوا إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴾
﴿ وَاللَّهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ ﴾
Одиннадцатое: (Раб) должен помнить о том, что терпение - это половина веры (иман) [21], поэтому ему не следует обменивать (растрачивать) часть своей веры на месть. Если он проявит терпение, то этим самым сохранит свою веру и обережет её от неполноты, ведь Аллах, пречист Он, защищает тех, кто уверовал.
Двенадцатое: (Раб) должен понять, что его терпение - это вынесение постановления по отношению к самому себе, подчинение души и победа над ней. И если душа будет подчинена и побеждена, то она не будет стремиться к тому, чтобы взять в рабство своего хозяина и затем бросить на гибель. А если же он будет подчиняться ей, слушаться ее, будет находиться под ее влиянием, то она обязательно погубит его, если только не будет проявлена милость от Господа миров.[21] - Уже был приведён асар, указывающий на это. См.: сноску № 6.
Поэтому если бы в терпении было бы только подчинение человеком своей души и внутреннего шайтана, (то и этого было бы достаточно), ведь только в таком случае власть сердца возьмет верх, и будет стойкой его армия (т.е. его органы), и оно (сердце) будет радоваться и станет сильнее и прогонит своего врага.
Тринадцатое: (Раб) должен знать о том, что если он проявит терпение, то Аллах обязательно поможет ему, ведь Аллах - Покровитель (Уакиль) терпеливых. И такой человек предоставит дела своего обидчика Аллаху [22]. А тот, кто начинает мстить за себя, Аллах предоставит его самому себе, и ему придется стать себе покровителем. Как огромна разница между тем, кому оказал поддержку Аллах - лучший из поддерживающих, и тем, кто оказывает поддержку самому себе, притом, что он является самым слабым из тех, кто может оказать поддержку и самым беспомощным.
Четырнадцатое: (Раб должен знать) о том, что если он проявит терпение по отношению к тому, кто причинил ему страдания, и вынесет эти страдания, последствием этого станет то, что злотворящий перестанет совершать несправедливость по отношению к нему, раскается в содеянном и попросит прощения. Также это приведет к тому, что люди начнут его порицать, и злотворящий почувствует стыд и раскается в содеянном. Более того, он, наоборот, станет его приближенным.[22] - [Шейх ‘Абд-ур-Раззакъ аль-Бадр (да хранит его Аллах) сказал: «Таково его положение: он проявляет терпение, и ожидает, что итогом его терпения станет помощь от Аллаха, поддержка и успех, ведь в хадисе, который передается со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знай, что помощь (приходит) после терпения, радость - после скорби, а облегчение - после тягот» Ахмад (1/307). См.: «ас-Сахиха» (2382) аль-Альбани. См.: Комментарии к посланию «‘аль-Умур аль-му’ина ‘аля-с-сабр» (с.33)].
И это то, на что указывают слова Всевышнего:
﴿ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ ﴾
Пятнадцатое: Может случиться так, что месть и ответ на зло, станет причиной увеличения вреда со стороны злодея и станет тем, что придаст ему больше сил. И он начнет думать о том, что еще из плохого он может совершить, как на это указывает жизненная практика. А если же он проявит терпение и снисходительность, то этим самым он обережет себя от вышеупомянутого зла.
Разумный человек никогда не отдаст предпочтение нанесению себе большего вреда, отказываясь от возможности ограничиться меньшим. Как часто бывает так, что по причине мести и ответа на обиды человек подвергал себя этим самым такому несчастью, что уже не мог избавиться от него.
И как часто бывало так, что кто-то умирал, кто-то лишался власти или имущества, а если бы он проявил снисходительность, то не лишился бы всего этого.
Шестнадцатое: (Раб должен знать о том) что тот, кто возьмет месть привычкой для себя, и не будет проявлять терпение, обязательно рано или поздно сам станет проявлять несправедливость (в отношении людей), потому что душа не может ограничиться справедливостью (в нанесении вреда в качестве дозволенной мести) [23], так как она не знает о том, какова мера справедливости и не хочет быть справедливой.
Может быть так, что она не сможет ограничиться только своим правом, так как гнев выводит человека за такие рамки, что он не понимает, что говорит и что делает. И в тот момент, когда он вроде бы был обиженным и ждал помощи и поддержки, вдруг превращается в злодея желающего ненависти и наказания.[23] - [Шейх ‘Абд-ур-Раззакъ аль-Бадр (да хранит его Аллах) сказал: «Проявить терпение безопаснее для тебя и это не накладывает на тебя никакой ответственности, потому что если ты захочешь отомстить и совершить возмездие тем же самым, как об этом сказал Всевышний:«И если вы наказываете (посягнувшего на вас злодея) (в отместку), то наказывайте (только) подобным тому, чем вы были наказаны [не излишествуйте в мести]» (ан-Нахль, 126), то, возможно, перейдешь границы и добавишь, пусть даже совсем немного, к тому, что постигло тебя, и, тем самым, совершишь грех и несправедливость, а Аллах, пречист Он и далёк от недостатков, не любит притеснителей! А кто же тот, кто способен взвесить отмщение точными весами так, чтобы не перейти границы дозволенного в возмездии?!» См.: Комментарии к посланию «‘аль-Умур аль-му’ина ‘аля-с-сабр» (с.37)].﴿وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُم بِهِ وَلَئِن صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِّلصَّابِرِينَ﴾
Семнадцатое: (Раб должен знать) что та несправедливость, которую кто-то проявил по отношению к нему – либо причина искупления его греха, либо причина поднятия его степени в Раю. И если он начнет мстить и не проявит терпения, то эта несправедливость не будет искуплением греха и не поднимет его степень.
Восемнадцатое: (Раб должен знать), что его прощение и снисходительность являются наисильнейшей армией против его врага. И поэтому если он проявит терпение и простит, то его терпение и прощение в обязательном порядке унизят его врага, испугают его и он начнет бояться как обиженного, так и людей вокруг. Ведь люди не закрывают глаза на тех, кто поступает с другими несправедливо, даже если обиженный промолчит и закроет глаза [24].
А если же человек будет мстить, то он лишится всего этого. Поэтому, часто можно увидеть, что многие люди, когда начинают поносить другого или причинять другим какие-то страдания, очень сильно желают, чтобы обиженный ответил ему. И если обиженный ответит ему, обидчик чувствует, что скинул с себя (бремя) тяжести, которое он носил.[24] - [Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то мужчина и, жалуясь ему на своего соседа, сказал: «О посланник Аллаха, мой сосед доставляет мне неудобства», на что (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вынеси свои вещи (из дома) и поставь их на дороге». И он вынес свои вещи и поставил их там. И каждый, кто проходил мимо него стал спрашивать: «Что ты (тут) делаешь?» Он отвечал: «Поистине, я пожаловался посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на своего соседа, и он велел мне вынести мои вещи (наружу) и поставить их на дороге». И люди начали говорить (на этого соседа): «О Аллах, прокляни его! О Аллах, унизь его!» (Абу Хурайра) сказал: «И это дошло до того человека, который пришёл к нему и сказал: “Возвращайся (к себе домой), клянусь Аллахом, я больше никогда не буду тебе вредить!”» аль-Бухари в «аль-Адаб-уль-муфрад» (124) и аль-Хаким (4/166), который сказал: «Это достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима, который они (аль-Бухари и Муслим) не привели в своих сборниках, и у него есть и другой свидетельствующий в его пользу достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима». Аль-Альбани назвал хадис хорошим достоверным. См.: «аль-Ихтиджадж би-ль-къадар» (58).
Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды какой-то человек пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и начал жаловаться на своего соседа. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Вынеси свои вещи на дорогу”». (Абу Джухайфа) сказал: «(Этот человек так и сделал) а люди, которые проходили мимо него стали проклинать его (соседа). И (тот сосед) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, я натерпелся от людей”. (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: “И чего ты натерпелся от них?” Тот сказал: “Они проклинают меня”. (Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тебя проклял Аллах до того, как начали проклинать тебя люди!” (Этот человек) сказал: “О посланник Аллаха, я больше не повторю это”». (Абу Джухайфа) сказал: «Затем пришёл тот, который пожаловался пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Либо ты уже в безопасности (от его зла), либо ты проклял (его)”». аль-Баззар (4235). Аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» (2558-2559), «Сахих аль-адаб аль-муфрад» (92-93).
В основе проклинать мусульманина нельзя, как об этом говорится в хадисе: «Проклинание верующего подобно его убийству» аль-Бухари (6105). Исключением являются некоторые оговоренные шари’атом случаи, подобные тому, о котором сказано в хадисе выше, однако опасность неправомерного проклятия очень велика:
Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Поистине, когда раб Аллаха проклинает кого-либо, проклятие возносится к небесам, но врата небес закрываются перед ним. Затем оно спускается на землю, и врата земли закрываются перед ним. Затем оно уходит направо и налево, и если не находит пути к выходу, то постигает того, кто был проклят, если он этого заслуживал, а если нет, то проклятие возвращается к тому, кто его произнес». Абу Дауд (4905), ат-Табарани (3/127). Аль-Мунзири, Ибн Хаджар, аль-Мунауи и аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См.: «Фатх-уль-Бари» (10/481), «Фатх-ур-Раббани» (11/5436), «Сахих-уль-джами’» (1672)]
Девятнадцатое: (Раб должен знать) о том, что если он отнесется снисходительно к своему обидчику, то обидчик обязательно почувствует что тот, кого он обидел, оказался выше его, и что он самом деле одержал победу. И он будет продолжать чувствовать себя ниже его, и достаточно этого в качестве достоинства и почета прощению.
Двадцатое: (Раб должен знать) о том, что если он простит и проявит снисходительность, то это запишется ему как благое дело. А благое дело порождает собой еще одно, и так одно за другим. И таким образом его благие дела начнут увеличиваться. Ведь воздаянием за благое дело является другое благое дело. Также как и последствием греха, является другой грех. И может быть так, что это благое дело будет причиной его спасения и вечного счастья. А если он будет мстить, то лишится этого блага.
Что касается второй части религии, то это благодарность (аш-шукр), а это подчинение Всевышнему Аллаху.
Здесь мы подошли к концу с помощью Всевышнего Аллаха и вся хвала Ему. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.