БисмиЛлах рахмани рахим
АльхамдулиЛлах Раби аля мин ва саля уа салям аля РасулиЛлах
Пагубные деяния в свете Корана и достоверной Сунны
Перевод с арабского Абдуллах И.Э.
Редактор перевода Кулиев Э.Р.
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
ПредисловиеАльхамдулиЛлах Раби аля мин ва саля уа салям аля РасулиЛлах
Пагубные деяния в свете Корана и достоверной Сунны
Перевод с арабского Абдуллах И.Э.
Редактор перевода Кулиев Э.Р.
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала одному Аллаху, которого мы восхваляем и просим о помощи и прощения. Мы прибегаем к Аллаху от дурных наваждений наших душ и грешных дел. Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет с этого пути Аллах. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник.
Большинство людей не стремится совершить побольше благодеяний и не прилагает для этого особых усилий. Причина же этого кроется в том, что люди думают о совершении возложенных на них обязательных предписаний и не уделяют должного внимания второстепенным, необязательным видам поклонения. В действительности мусульманин остро нуждается в приумножении своих благодеяний за счет необязательных видов поклонения и других поступков, которые могут приблизить его к Аллаху, даже если они не относятся к обязательным религиозным предписаниям. Тому есть несколько причин, из которых мы отметим следующие:
1) Мусульманин должен обладать капиталом благих поступков, превышающим то, чем он обязан окружающим. Если человек согрешил против кого-либо из людей, то в День воскресения их нарушенные права будут возмещены сполна за счет его благодеяний. Имам Муслим передал хадис Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Знаете ли вы того, кто останется ни с чем? Среди моих последователей будут люди, которые останутся ни с чем. В День воскресения окажется, что они совершали намаз, соблюдали пост и выплачивали закят. Однако они ругали людей, клеветали на них, проливали их кровь и били их. Им придется отдать этим людям свои благодеяния, и если их благодеяния закончатся прежде, чем они возместят совершенное, то грехи обиженных ими людей будут отобраны и взвалены на них, а затем они будут брошены в ад”.
Поэтому каждому мусульманину надлежит остерегаться запрещенных деяний, возмещать причиненные людям обиды и просить у них прощения. Мусульмане должны прилагать все свои усилия для того, чтобы приумножить свои благодеяния и не оказаться в числе разоренных.
2) Всевышний и всеблагой Аллах сказал: “Воистину, добрые деяния смывают дурные поступки”. А в одном из хадисов сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, давая наставления одному из своих сподвижников, сказал: “Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за грехом последует благое дело, которое покроет грех, и будь добр к людям”.
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа в комментарии к этому хадису сказал: “Если доктор обнаруживает, что больной принял то, что вредно его организму, то он предписывает ему принять то, что принесет больному пользу. Человек обречен совершать грехи, и поэтому благоразумным человеком является тот, кто совершает добрые дела для того, чтобы покрыть злодеяния”.
3) Благодаря приумножению благодеяний человеку удается заслужить любовь Аллаха. По этому поводу имам аль-Бухари в своем сборнике достоверных хадисов передал хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Аллах сказал: “Я объявляю войну каждому, кто будет враждовать с Моим праведным рабом. Из всех деяний, которые могут приблизить раба ко Мне, самыми любимыми являются обязательные предписания. А благодаря добровольным обрядам поклонения Мой раб продолжает приближаться ко Мне до тех пор, пока Я не возлюблю его. А когда Я возлюблю его, Я буду слухом, которым он слышит, и зрением, которым он видит, и рукой, которой он хватает, и ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его””.
Да и что вообще может быть прекраснее того, чем быть возлюбленным рабом Аллаха?! И если бы результатом приумножения желательных обрядов поклонения была только любовь Аллаха, то этого было бы достаточно.
4) Добровольные обряды поклонения восполняют упущения, допущенные при выполнении обязательных предписаний.
Ат-Тирмизи в своем сборнике “ас-Сунан” передал хадис, рассказанный со слов Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Первым, за что мусульманин будет спрошен в Судный день, является намаз. И если в его намазе не окажется недостатков, то он попадет в число счастливых и преуспевших людей. А если его намаз будет изобиловать недостатками, то он окажется в числе пропавших и потерпевших убыток. А если недостатки окажутся в обязательных намазах, то всевышний и всеблагой Аллах скажет: “Посмотрите на его добровольные намазы, чтобы восполнить ими упущения в обязательных”. После этого таким же образом будут рассматриваться его остальные деяния”.
Каждый мусульманин, который хочет спастись от ада, обязан почаще совершать добровольные обряды поклонения во всех сферах, чтобы восполнить упущения, допущенные при выполнении обязательных предписаний. По этой и многим другим причинам мусульманин должен стараться по мере своих возможностей непрестанно увеличивать число совершенных им благодеяний, выполняя вначале обязательные, а затем – добровольные обряды поклонения. И совершать их следует с одной-единственной целью приблизиться к Аллаху.
Осознавая это, я решил подготовить эту брошюру и напомнить самому себе и моим братьям по вере о проступках, которые разрушают и губят наши праведные деяния. В этой брошюре я постарался предостеречь мусульман от подстерегающих нас опасностей и поведать о том, как можно заслужить вознаграждение Аллаха. Эти наставления могут оказаться полезными и для тех братьев, которые знают, как можно заработать вознаграждение, но пренебрегают своими познаниями. Недаром всевышний Аллах сказал: “Наставляй, ибо наставление приносит пользу верующим”.
При составлении этой брошюры я старался не приводить хадисы, достоверность которых недоказана, дабы не приписывать Пророку, мир ему и благословение Аллаха, то, чего он не говорил. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто приводит от моего имени хадис, заведомо зная о том, что это является ложью, то является одним из лгунов”.
Я прошу у всевышнего и могучего Аллаха посредством Его прекрасных имен и безупречных качеств, чтобы мы совершали благодеяния искренне ради Него одного. Я также прошу Аллаха сделать этот труд и содержащееся в нем знание полезным для меня и моих братьев по вере. Я также прошу Аллаха одарить меня и моих родителей вознаграждением за этот труд в тот день, когда ни имущество, ни дети не принесут пользы никому, кроме тех, кто предстанет перед Аллахом с чистым сердцем.
Если мои слова соответствуют истине, то это является милостью Аллаха. Если же я ошибся, то причиной этого являюсь я сам и происки сатаны. О Аллах, Господь наш! Свят Ты, и хвала Тебе! Свидетельствую, что нет достойного поклонения, кроме Тебя! Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой! Мир и благословение Аллаха его рабу и посланнику, господину нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. И в заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
-------------------------
Глава первая
Факторы, губящие добрые деяния
Факторы, губящие добрые деяния
В результате совершения некоторых поступков благие дела разрушаются и теряются, в результате чего Аллах не принимает эти благодеяния и лишает человека вознаграждения за них. Некоторые скверные деяния лишают человека лишь части вознаграждения и частично разрушают совершенные ранее благие деяния.
Ибн аль-Асир, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что выражение “Аллах сделал тщетными деяния” означает “Аллах сделал деяния бесполезными”. Ибн Манзур в книге “Лисан аль-‘Араб” сказал, что арабское слово “хабата” (букв. “оканчиваться неудачей”) означает “совершить деяние, а затем погубить его”.
Поэтому мусульманин должен быть осведомлен о факторах, которые делают тщетные совершенные им благодеяния. Он должен остерегаться этих факторов и каяться в совершенных грехах. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Покаявшийся в грехе подобен безгрешному”.
Хузейфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: “Все люди спрашивали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о хорошем, а я всегда спрашивал его о плохом, потому что боялся, что это может постичь меня”. Знание того, что делает тщетными и разрушает благие дела, помогает мусульманину избежать этих пагубных поступков.
Эти поступки делятся на три основные группы.
К первой группе относятся поступки, которые делают прежние и будущие, а также большие и малые благодеяния абсолютно тщетными и полностью разрушают их. Упаси нас Аллах от этого! К таким поступкам относятся неверие и приобщение к Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах: “Мы займемся в тот день деяниями, которые они вершили, и развеем их во прах”.
Ко второй группе относятся поступки, которые лишают человека вознаграждения за совершенное благодеяние. К таким поступкам относится, например, попрекание бедняка после подаяния ему милостыни. Всевышний и всеблагой Аллах сказал: “Не губите свои подаяния попреками и причинением вреда”.
К третьей группе относятся поступки, которые уменьшают вознаграждение за совершенные благодеяния. Одним из таких поступков является, например, заведение собаки с той целью, которая не разрешается мусульманским шариатом.
Глава вторая
Основные поступки, которые делают тщетными благодеяния
Основные поступки, которые делают тщетными благодеяния
1. Неверие, приобщение к Аллаху сотоварищей, вероотступничество и лицемерие в вероубеждениях.
Всевышний и всеблагой Аллах сказал: “Деяния того, кто откажется уверовать, окажутся тщетными, а в Судный день он окажется среди потерпевших убыток”.
Всевышний и всеблагой Аллах также сказал: “Тебе и тем, кто жил до тебя, было внушено через откровение: “Если ты станешь приобщать сотоварищей к Аллаху, то тщетны будут твои деяния и ты окажешься среди потерпевших убыток””.
Всевышний и всеблагой Аллах также сказал: “А если кто из вас отвратится от веры и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этой жизни, так и в жизни будущей. Такие люди будут обитателями ада и пребудут в нем навеки”.
Великий и могучий Аллах также сказал: “Воистину, лицемеры окажутся в низшем слою ада. И тебе не найти для них помощников”.
Всевышний и всеблагой Аллах также сказал: “Если они приобщат к Аллаху сотоварищей, то совершенные ими деяния окажутся тщетными”.
Рассмотрим подробнее вопрос о том, как деяния неверующих становятся тщетными.
Первый случай. Мы знаем, что всевышний Аллах является справедливым и беспристрастным. Каким же образом Он вознаграждает неверных за благородные поступки, которые они совершают в этом мире? Ответ на этот вопрос содержится в следующих словах Пророка,мир ему и благословение Аллаха: “Воистину, Аллах не поступает с верующим несправедливо. А за совершенные им праведные деяния Он одаряет его в этом мире и вознаграждает в жизни будущей. А неверующий получает награду за благодеяния, которые он совершил искренне ради Аллаха, только в этой жизни. А когда он попадает в будущую жизнь, то у него не остается никакого благодеяния, за которое он может получить вознаграждение”.
Из этого нам становится ясно, какова в действительности справедливость Аллаха, и мы понимаем, почему некоторые неверные получают несметные, но тем не менее тленные мирские богатства. Это – мирская награда за совершенные ими добрые поступки.
Второй случай. Как нам уже известно, деяния неверующих являются тщетными. В пользу этого свидетельствуют приведенные нами ранее священные тексты. Но что происходит, если неверующий обращается в ислам? По этому поводу Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если раб Аллаха обращается в ислам надлежащим образом, то каждое благодеяние, которое он совершил прежде, будет засчитано ему, а каждое злодеяние, которые он совершил прежде, будет стерто. Каждое последующее благодеяния будет засчитано ему в десятикратном размере или же приумножено в семьсот раз. А каждый грех ему будет засчитан за одно злодеяние, если только Аллах не простит его”.
5. Клятва от имени всевышнего и всеблагого Аллаха.
Имам Муслим в своем сборнике достоверных хадисов передал хадис Джундуба, да будет доволен им всевышний Аллах, который рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Один мужчина сказал: “Клянусь Аллахом! Аллах не простит тому человеку”. Тогда всевышний Аллах сказал: “Кто посмел поклясться Моим именем, что Я не прощу тому человеку? Я уже простил его, а твои деяния стали тщетными”.
6. Повышение голоса над голосом Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Всевышний и всеблагой Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то ваши дела окажутся тщетными и вы даже не будете знать об этом”.
Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Уважение к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, после его смерти, равносильно уважению к нему при жизни. Его слова, которые сохранились после его смерти в написанном виде, равносильны словам, выходящим из его уст. И если вам будут читать его слова, то присутствующим запрещается повышать голос или возражать”.
7. Показуха и лицемерие в делах.
В отличие от лицемерия в вероубеждении эти поступки не выводят человека из лона ислама, однако они делают тщетными благодеяния, которые человек совершил для показухи, даже если со стороны может показаться, что эти благодеяния выполнены в полном соответствии с писанием Аллаха и Сунной Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал: “Горе молящимся, которые небрежно относятся к намазу, которые лицемерят и отказывают в подаянии”.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Воистину, всевышний Аллах принимает только те деяния, которые являются искренними и совершены ради Него”.
Предупреждение. Некоторые люди поспешно делают выводы о том, что кто-либо из их окруения совершает благодеяния для показухи. Это является грубой ошибкой, потому что никто, кроме Аллаха, не знает, что кроется в человеческих сердцах. Как говорят ученые, мы судим по внешности, а Аллах располагает сокровенным знанием.
8. Нарушение запретов Аллаха.
Передают, что Саубан, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Я знаю людей из числа моих последователей, которые придут в Судный день с благими делами величиной с белые горы Тихамы. Но Аллах превратит их в рассеянный прах”. Саубан сказал: “О Посланник Аллаха! Опиши нам их качества, дабы мы не оказались из их числа, даже не подозревая об этом”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Они являются вашими братьями, и кожа их подобна вашей. Они распределяют ночь также, как и вы, но стоит им остаться наедине с запретами Аллаха, как они нарушают их”.
Предупреждение: в отличие от представлений некоторых людей, этот хадис не означает того, что если человек грешит, то ему следует грешить перед людьми. Наоборот, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, предостерег мусульман от совершения грехов перед людьми и сказал: “Все мои последователи будут прощены, кроме тех, кто рассказывал о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, и всевышний Аллах покрыл его, а утром он говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой поступок”. Ночью Господь покрыл его, а утром он сдернул с себя покрывало Аллаха”.
Предыдущий хадис запрещает нарушать запреты всевышнего Аллаха и совершать грехи в уединении без чувства стыда, сожаления и страха перед всевышним Аллахом. Большинство таких людей желает, чтобы люди не ведали об их грехах и считали их праведниками. Поэтому, если мусульманин совершит грех, то ему не следует рассказывать об этом людям и позорить себя. Будет гораздо лучше, если он покается перед Аллахом, попросит прощения, покроет свой грех и не будет из числа тех, кто обнародует свои прегрешения. А лучше всего об этом известно Аллаху.
9-11. Распространение сплетен, ослушание родителей и отрицание предопределения Аллаха.
Передают, что Абу-Умама, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “От троих Аллах не примет ни покаяния, ни искупления: от ослушающегося родителей, сплетника и отрицающего предопределение Аллаха.
Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если бы всевышний Аллах наказал обитателей небес и земель, то наказал бы их по заслугам, и если бы Он помиловал их, то Его милость превысила бы меру их дел. И если бы у кого-нибудь было золото величиной с гору Ухуд и тот потратил его на пути Аллаха, то великий и могучий Аллах не принял бы его до тех пор, пока не уверует в то, что добро и зло происходят по предопределению Аллаха, и что если нечто выпало на его долю, то это не могло обойти его стороной, если же нечто миновало его, то это не могло выпасть на его долю. Если ты умрешь без этих убеждений, то попадешь в ад”.
Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не губите свои подаяния попреками и причинением вреда, подобно тем, которые расточают свое имущество из тщеславия и не веруют в Аллаха и Судный день”.
12. Одинаковое отношение к многобожникам и мусульманам после обращения в ислам.
Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Великий и могучий Аллах не принимает деяний многобожника, принявшего ислам, пока он не оставит многобожников и не перейдет к мусульманам”. Это относится к тем, кто живет среди многобожников без нужды и принуждения, оставаясь довольным своим положением. Что же касается тех, которые были изгнаны из своих земель и не находят себе дома, то о таких людях Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Моим последователям прощаются ошибки, забывчивость и то, к чему они были принуждены”.
13. Радость известию об убийстве мусульманина.
Передают, что ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Аллах не примет ни покаяния, ни искупления от того, кто убьет мусульманина и возрадуется этому”.
14. Употребление спиртного и алкоголизм.
Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если кто-нибудь выпьет вино, то Аллах не примет от него намаз в течение сорока дней. Если же он покается, то Аллах простит его. Если он совершит этот грех повторно, то Аллах вновь не примет от него намаз в течение сорока дней. Если же он покается, то Аллах простит его. Если он опять совершит этот грех, то Аллах вновь не примет от него намаз в течение сорока дней. Если же он покается, то Аллах простит его. Но если он вернется к этому греху в четвертый раз, то его намаз не будет принят в течение сорока дней”.
Аль-Мубаракфури в книге “Тухфат аль-Ахвази” сказал, что выражение “Аллах не примет от него намаз” означает, что молящийся не получит вознаграждения за совершенный намаз. Это не означает того, что по истечении сорока дней молящийся должен восполнить намазы, за которые он не получит вознаграждения.
Ан-Навави сказал: “Каждый обряд поклонения подразумевает выполнение долга и обретение вознаграждения. Поэтому отсутствие вознаграждение не означает того, что такой намаз не принят”.
Важно знать, что выражение “Аллах не примет от него намаз в теченеи сорока дней” означает, что молящийся не заработает вознаграждение за совершенное поклонение, если только Аллах не простит его. Но это ни в коем случае не означает, что употребивший спиртное может не совершать намаз в течение этого периода, так как ничто не снимает с человека обязанности совершать намаз, даже если он не получает за это вознаграждение.
15. Посещение предсказателей.
Имам Муслим в своем сборнике достоверных хадисов передал следующие слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Аллах в течение сорока дней не принимает намаз того, кто посетит предсказателя и спросит его о чем-то”.
Имам Ахмад передал хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто посетит предсказателя или колдуна и поверит его словам, тот проявляет неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду”.
16. Несовершение предвечернего намаза.
Имам аль-Бухари в своем сборнике “ас-Сахих” передал хадис со слов Бурейды, мир ему и благословение Аллаха, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Деяния того, кто оставит предвечерний намаз, становятся тщетными”. Ибн Хаджар сказал: “Существует мнение, что выражение “становятся тщетными” означает, что совершенные дела становятся неполноценными, потому что именно в это время деяния возносятся к Аллаху”.
17. Ущемление прав мусульман.
Имам Муслим передал хадис со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Знаете ли вы того, кто останется ни с чем?” Сподвижники сказали: “Мы думаем, что это – тот, у кого не окажется ни денег, ни вещей”. Он сказал: “Среди моих последователей будут люди, которые останутся ни с чем. В День воскресения окажется, что они совершали намаз, соблюдали пост и выплачивали закят. Однако они ругали людей, клеветали на них, проливали их кровь и били их. Им придется отдать этим людям свои благодеяния, и если их благодеяния закончатся прежде, чем они возместят совершенное, то грехи обиженных ими людей будут отобраны и взвалены на них, а затем они будут брошены в ад”.
18. совершение ереси
Имам аль-Бухари в своем сборнике достоверных хадисов передал хадис со слов ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если кто-нибудь добавит в наше дело то, что к нему не относится, то оно будет отвергнуто”.
Если человек попытается приблизиться к Аллаху посредством деяния, которое не было предписано Аллахом и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха, то его деяние окажется тщетным и бесполезным. Он не получит за него никакого воздаяния, и Аллах не примет его.
19-21. Непокорность мужу, правление народом вопреки его желанию и побег из рабства.
Ат-Тирмизи в сборнике “ас-Сунан” передал хадис, рассказанный со слов Абу Умамы, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Намаз трех людей не поднимается выше их ушей: намаз сбежавшего раба, пока он не вернется; намаз женщины, муж которой проводит ночь недовольный ею, и намаз правителя, которого ненавидит его народ”.
22. Приобретение собаки, кроме пастушьей, стерегущей поле и охотничьей.
Имам аль-Бухари передал хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если человек приобрел собаку, которая не является пастушьей, охотничей или сторожевой, то ежедневно его вознаграждение уменьшается на один кират”.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: “Если ты послал обученную собаку за добычей и помянул при этом имя Аллаха, то ешь”.
продолжение ин шаа Аллах следует............