Книга 3. Книга знания

Подготовлено на основе лекций Абу Мухаммада Рината Казахстани: Толкование «Мухтасар Аль-Бухари»
Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № 92 (112)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 92 (112)


Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что в день открытия Мекки /племя/ хузаъа убили человека из /племени/ бану ляйс, по причине того, что те убили кого-то из их племени при джахилии. Об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после чего он взобрался на верховое животное и обратился с хутбой [к людям, воздав хвалу Аллаху и восславив Его], он сказал: «Поистине, Аллах не допускает убийств в Мекке (или: не допустил к ней слона), однако Он дал власть над ними Посланнику Аллаха и верующим. Поистине, никому до меня не позволялось /сражаться/ в /этом городе/ и никому не будет позволено это после меня! Поистине, и для меня это стало дозволенным лишь на определённое время в течение дня, а сейчас /Мекка/, несомненно, /снова/ является священной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубать деревья, ни поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке /людям/. Если же кого-нибудь убьют, то /его ближайшие родственники/ могут выбирать одно из двух: либо получить выкуп /дийа/ за убитого, либо воздать убийце равным». / Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, / сказал: «Тут подошёл какой-то человек из Йемена [его имя было Абу Шах] и сказал: “Запиши [те] для меня /эти слова/, о посланник Аллаха”, - и тогда он велел: “Запишите /это для него/”. А после этого один курайшит воскликнул (в версии: «Аль-Аббас сказал...»): “Кроме душистого тростника, о посланник Аллаха, ведь мы используем его в наших домах и на наших могилах!” — и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кроме душистого тростника, кроме душистого тростника”».

[Я /Уалид бин Муслим, один из передатчиков хадиса)/спросил у аль-Аузаъи: «Что значит: «Запишите для меня /эти слова/, о посланник Аллаха!» Он ответил: «Т.е. эту хутбу, которую он слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»]



Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:


Изображение

1. В хадисе указание на законность обращения с хутбой не в пятничный день, при важных событиях.

2. В хадисе указание на величие Мекки и ее священность.

3. В хадисе указание на то, что дозволение чего-то (тахлиль) или запрет чего-то (тахрим) является исключительным правом Всевышнего Аллаха.

4. В хадисе указание на наличие отмены шариатских положений (насх) и опровержение тем, кто его отрицает.

5. В хадисе указание на дозволенность письменной фиксации хадисов.

6. В хадисе указание на стремление сподвижников к знаниям и к его письменному фиксированию.

7. В хадисе указание на желательность облегчения людям.

8. В хадисе указание на то, что одной из основ шариата является избавление от трудностей («рафъ аль-харадж»).

9. В хадисе указание на дозволенность делать хутбу верхом на животном, если оно может держать всадника.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № … (113)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № … (113)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Не было никого из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто передал бы от него хадисов больше чем я*, кроме Абдуллаха бин Амра; поистине, он записывал, а я не записывал».



Примечание:

* Абу Хурайра принял Ислам за три года до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И не смотря на такой короткий срок, он считается тем, кто передал больше всех хадисов. И это по трем причинам:


а) Его стремление заучивать хадисы;

б) Дуа пророка да благословит его Аллах и приветствует, за него;

в) Постоянное сопровождение им пророка, да благословит его Аллах и приветствует.



Изображение

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение


1. В хадисе указание на достоинство Абу Хурайры, с нескольких сторон:

а) он передал больше всех хадисов, не смотря на то, что он был с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, все лишь три года;

б) указание на его удивительную память;

в) указание на его справедливость;

г) указание на его скромность;

д) указание на его стремление выучить большое количество хадисов;

е) указание на то, что он постоянно пребывал рядом с пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

2. В хадисе указание на дозволенность рассказывать о милости Аллаха, которая проявилась в том, что он одарил раба знаниями, однако при условии, чтобы в этом не было обольщения, высокомерия и показухи.

3. В хадисе указание на признание обладателями достоинств достоинства у других.

4. В хадисе указание на чистоту сердец саляфов и их искренность, а также на то, что они не завидовали друг другу.

5. В хадисе указание на законность письменной фиксации хадисов.

6. В хадисе побуждение тем, кто требует знания, заучивать Коран и Сунну, и указание на то, что следует давать предпочтение заучиванию Корана и Сунны над любым матном, написанным человеком.

7. В хадисе указание на одно из условий достоверности хадиса как запоминание («дъабт»).

8. В хадисе указание на достоинство Абдуллаха бин Амра.

9. В хадисе указание на законность одобрения («таъдиль») передатчиков хадиса в заучивании и т.п.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № 93 (114)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 93 (114)


Сообщается, что /однажды/ ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Четверг. Что такое четверг?» Затем он заплакал /так сильно/, что намок песок от его слез. [Я /т.е. передатчик хадиса Сулейман [аль-Ахуаля]/ сказал: «О Ибн Аббас, а что /было/ в четверг?» На что он ответил:...] Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был при смерти, в его доме находились люди [среди которых был Умар бин аль-Хаттаб], и в четверг, /когда/ предсмертные страдания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, усилились, он сказал: “Принесите мне /принадлежности для/ письма (в версии: «...лопатку...»), и я напишу для вас то, благодаря чему вы никогда не собьётесь с правильного пути”. Но /люди/ начали спорить, и не следовало /им/ спорить в присутствии пророка да благословит его Аллах и приветствует. Они сказали: «Неужто Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бредит? Спросите его, и ему начали отвечать, на что он сказал: «Оставьте меня. То в чем я, лучше чем то, к чему вы меня призываете» (в версии: «Некоторые сказали: (в другой версии: «Умар /сказал/:...») «Поистине, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мучают страдания, и у вас есть Коран, и нам достаточно Книги Аллаха». И среди тех, кто находился в доме, начались разногласия, и они начали спорить. Кто-то из них говорил: «Дайте ему /принадлежности для/ письма, чтобы он написал вам то, после чего вы не собьётесь с прямого пути». Другие же говорили другое. И когда усилились голоса и разногласия, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставьте [меня, не следует спорить в моём присутствии]!»». И ибн Аббас говорил: «Поистине, вся беда в том, что это помешало посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написать это письмо, из-за их препирательств и криков». И при смерти, он за вешал три вещи: «[Он да благословит его Аллах и приветствует, сказал]: «Выведите многобожников с арабского полуострова, проявляйте щедрость делегациям, также как это делал я», - [«...а о третьей он | т.е. ибн Аббас | промолчал или же сказал:...»] я забыл о третьей». Это были слова Сулеймана [аль-Ахуаля].



Изображение

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на доброту, переживание и милосердие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к его общине.

2. В хадисе указание на то, что то, о чем хотел написать пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не было чем-то обязательным. В противном случае он бы не слушал Умара и приказал бы написать то, что хотел написать.

3. В хадисе указание на законность письменной фиксации знаний.

4. В хадисе указание на сострадание Умара к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и на то, что он боялся того, что люди, находящиеся в его доме, плохо подумают о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.

5. В хадисе указание на достоинство Умара, да будет доволен им Аллах, ведь с его «иджтихадом» согласился пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

6. В хадисе указание на законность «иджтихада» и вывода шариатских положений из Корана и Сунны в ситуациях, не имевших место прежде («науазиль»).

7. В хадисе указание на то, что разногласия лишают людей блага и приводят их к лишению успеха.

8. В хадисе указание на то, что разногласия - зло.


9. В хадисе указание на законность выгонять ученому из своего дома спорящих студентов, в воспитательных целях.

10. В хадисе указание на то, что не следует разно гласить и препираться в том, что касается текстов Корана и Сунны.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Знание и увещание ночью.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Знание и увещание ночью.


Хадис № 94 (115)


Сообщается, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ночью пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся [в испуге] и воскликнул: “Пречист Аллах! /CубханаЛлах!/ (в версии: «...и он сказал: «Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха /Ля иляха илля Аллах/») Какие искушения /фитан/ были ниспосланы сегодня ночью и какие сокровищницы открыты! Разбудите (в версии: «..кто разбудит?...») обитательниц комнат [он имел ввиду своих жен, чтобы они совершили молитву], ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнажённой в мире ином!”».



Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на законность обучения знаниям и увещеваний по ночам.

2. В хадисе указание на желательность произносить тасбих или шахаду при важных событиях.

3. В хадисе указание на желательность поминать Аллаха после пробуждения от сна.

4. В хадисе указание на то, что добро и зло от Всевышнего Аллаха, и в этом опровержение кадаритам.

5. В хадисе указание на чудо из чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

6. В хадисе указание на то, что если человеку открывается что-то из мирских благ, то это может стать причиной искушений для него.

7.В хадисе указание на желательность будить мужу своих жен по ночам ради поклонения, молитвы и т.п., особенно во времена смут или до того, как они произойдут.

8. В хадисе указание на милосердие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к своей общине.

9. В хадисе указание на то, как должен себя вести мусульманин со своей семьей, как он должен наблюдать за их отношением к поклонению, наблюдать за тем, насколько они далеки от искушений (фитан). В нем также указание на то, что ему следует брать все причины, чтобы спасти себя и их от этих искушений.

10. В хадисе указание на то, что спасение от искушений в полезных знаниях и благих делах.

11. В хадисе указание на то, что самым лучшим из того, что может стать помощью в том, чтобы спасти себя от искушений, является перебегание за помощью к терпению и молитве.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Ночной разговор /«самар»/ о знании.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Ночной разговор /«самар»/ о знании.

Хадис № 95 (116)

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «/Однажды, уже/ в конце своей жизни, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами ночную молитву /иша/ [это та, которую люди называют «атама»], и когда он произнёс в конце её слова таслима, то [повернулся к нам и] сказал: “Знаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней [ныне]!”». [«И люди неправильно поняли слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говоря о словах пророка да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе про сто лет. На самом же деле, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду: «Что не останется никого на земле из тех, кто жил в тот день» т.е., что исчезнет это поколение».]



Изображение

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:


Изображение


1. В хадисе указание на дозволенность разговаривать о знаниях по ночам. И то, что это является одним из исключений (махъсус) из общего запрета пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет ночных разговоров после иша». И это является дозволенным при условии, что по причине этого не будет упущено какое-нибудь из обязательств, как молитва фаджр.

2. В хадисе указание на чудо из чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Последним из сподвижников умер Абу Туфайль.

3. В хадисе указание на то, что ученый должен постоянно смотреть за душевным состоянием своих учеников и воспитывать в них то, что не следует пускаться в мечты и т.п.

4. В хадисе указание на разновидность путей и времен обучения. И на то, что они меняются по мере нужды и в соответствии с пользой.

5. В хадисе указание на то, что Хидр не является живым.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № 96 (117)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 96 (117)

Сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «/Однажды/ я остался на ночь в доме своей тётки Маймуны бинт аль-Харис, жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находившегося в ту ночь у неё. пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил ночную молитву /иша в мечети/, вернулся домой, совершил молитву в четыре раката и лёг спать. /Через некоторое время/ он встал и спросил: “Мальчик поспал?” /Или же он сказал нечто подобное./ Затем он встал на молитву, я же встал слева от него, но он поставил меня справа, совершил пять ракатов молитвы, а потом ещё два, после чего /снова/ заснул, и я услышал его храп, а (ещё через некоторое время) он пошёл на (утреннюю) молитву».


Полная версия хадиса:

Сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: «/Однажды/ я остался на ночь в доме своей тётки Маймуны [бинт аль-Харис, жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует]. [И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в ту ночь у неё. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил ночную молитву /иша в мечети/, затем вернулся домой, и совершил молитву в четыре ракаата]. [Я же сказал /сам себе/: «Я обязательно посмотрю на молитву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует]. [посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил немного со своей женой], [затем он встал и отправился справить нужду, затем помыл лицо и руки]. [Затем она кинула подушку посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует]. [Затем он лег]. [Я лег поперек подушки, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своей женой легли вдоль /постели/. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спал, пока не наступила полночь, или чуть раньше или чуть позже]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал ночью (в версии: «...затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и сел. После этого он вытер свое лицо руками /прогоняя/ сон).[Затем он посмотрел на небо] и прочитал десять последних аятов из суры «Али Имран» (в версии: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» сура 3 аль Имран аят 190). И когда прошла часть ночи, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил легкое омовение из старого подвешенного бурдюка, – Амр очень сильно облегчил /это омовение, показывая его/, - (в версии: «...среднее между двумя омовениями не излишествуя...»). [Затем он почистил зубы], [и сказал: «Мальчик заснул?», - или же он сказал нечто подобное] (в версии: «...затем...») встал на молитву. [Я /тоже/ встал] [потянулся, не желая чтобы он понял, что я следил за ним], совершил такое же омовение, как и он, затем подошел к нему и встал с левой стороны. [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, положил свою руку мне на голову, и взяв меня за правое ухо, покрутил его своей рукой] (в версии: «...взял меня за челку [или за голову]...») и передвинул меня (в версии: «...взял меня за голову сзади...») (в другой версии: «...взял меня за руку или предплечье или за руку сзади...») и поставил меня с права от себя, затем молился столько, сколько этого пожелал Аллах (в версии: «...он совершил пять раккатов, затем еще два, затем /закончил/ нечетным числом...») (в версии: «...он прочитал одиннадцать ракаатов) (в другой версии: в общем он совершил тринадцать ракаатов...»). Затем он лег и заснул, /что даже/ захрапел (в версии: «...и я услышал его храп...»). [Он когда спал, храпел]. Затем к нему пришел муаззин (в версии: «...Биляль...»), и сообщил о /начале/ молитве. [Он совершил два легких ракаата, затем вышел], и встал вместе с ним на молитву. Затем он совершил [утреннюю молитву с людьми], не совершив омовения. [И в своем дуа он говорил: «О Аллах помести в сердце мое свет, и в зрение мое свет, и в слух мой свет, и справа от меня свет, и слева от меня свет, и надо мной свет, и подо мной свет, и передо мной свет, и за мной свет, и зажги для меня свет». Курайб говорил: «И семь в Табуте. Я встретил человека из детей аль-Аббаса, и он мне рассказал об этом /дуа/ и упомянул /в нем/ сухожилия, плоть, кровь, волосы, кожа, и упомянул два качества]. Мы сказали Амру: «Некоторые люди говорят, что у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спали глаза, но не спало сердце? Амр отвечал: «Я слышал от Убайда ибн Умайра, что он говорил: «Поистине, сны пророков - внушения (уахьи)», затем читал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я режу тебя»»».




Изображение

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение



1. В хадисе указание на дозволенность разговаривать о чем-либо хорошем после молитвы иша.

2. В хадисе указание на необходимость проявления хорошего отношения к семье.

3. В хадисе указание на дозволенность ночевать ребенку в доме тетки, и даже в одной комнате с ее мужем.

4. В хадисе указание на стремление маленьких и взрослых сподвижников к знаниям.

5. В хадисе указание на легкое омовение.

6. В хадисе указание на желательность смотреть на небо, когда человек просыпается и читает аяты из суры «Али Имран».

7. В хадисе указание на дозволенность чтения Корана без омовения.

8. В хадисе указание на то, что сон прогоняется протиранием лица ладонями.

9. В хадисе указание на то, что если сура читается не сначала, то не надо говорить «басмаллях».

10. В хадисе указание на отличительную черту посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время сна, а это то, что его омовение во время сна не портилось. Его глаза спали, но не спало сердце. Но иногда он спал так же, как и простые люди (как на это указывает хадис Абу Къатады, в котором говорится о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проспал утреннюю молитву с другими сподвижниками, пока их не разбудили солнечные лучи).

11. В хадисе указание на дозволенность движений в молитве во благо своей или чужой молитвы.

12. В хадисе указание на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делил ночи между своими женами.

13. В хадисе указание на то, что храп во сне, не должен влиять на отношения между мужем и женой.

14. В хадисе указание на дозволенность иногда совершать желательную молитву в джамаате.

15. В хадисе указание на то, что сон портит омовение.

16. В хадисе указание на стремление сподвижников к поклонению.

17. В хадисе указание на дозволенность исправлять молитву другого человека.

18. В хадисе указание на дозволенность будить того, кто начинает засыпать в молитве.

19. В хадисе указание на то, что сны пророков являются внушением (ухьи) и на то, что их глаза спят, но не спят их сердца.

20. В хадисе указание на законность приходить муаззину к имаму и сообщать ему о наступлении молитвы, и он не должен давать икъаму, пока не увидит имама (как на это указывают достоверные хадисы).

21. В хадисе указание на желательность долгой молитвы по ночам.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Заучивание знаний.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Заучивание знаний.


Хадис № 97 (118)

Сообщается, что /как-то раз/ Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Люди говорят, что Абу Хурайра (передал много хадисов), однако если бы не два аята из Книги Аллаха, то я не передал бы ни одного». Затем он прочитал /следующие аяты/: «Поистине, тех, кто скрывает ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство после того, как Мы разъяснили всё это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие, кроме тех, которые раскаялись, и исправили и /стали/ разъяснять /истину/. Я приму покаяние таких, ибо Я — Приемлющий покаяние, Милосердный»сура 2 аль Бакара аят 159-160, ( после чего сказал): «Поистине, наши братья из числа мухаджиров были заняты торговыми сделками, а наших братьев из числа ансаров занимали дела, связанные с их имуществом, тогда как Абу Хурайра, довольствовавшийся лишь тем, что могло насытить его, неотступно следовал за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутствуя там, где отсутствовали они, и запоминая то, чего не запомнили они».


Полная версия хадиса:

Сообщается, что /как-то раз/ Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вы говорите (в версии: «Вы возомнили...»), что Абу Хурайра передал много хадисов от посланника Аллаха, [а встреча у Аллаха,]* вы говорите /это/, однако если бы не два аята из Книги Аллаха, то я не передал бы ни одного. /И/ вы говорите: «Почему мухаджиры и ансары не передают от посланника Аллаха те хадисы, которые передает Абу Хурайра?» «Поистине, мои братья из числа мухаджиров были заняты торговыми сделками. А я, довольствовавшийся лишь тем, что могло насытить мой живот, неотступно следовал за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и присутствовал там, где отсутствовали они, и запоминал то, чего не запомнили они. А наших братьев из числа ансаров занимали дела, связанные с их имуществом. Я же был бедным человеком из числа жителей Суффы. Я запоминал, когда они забывали. И [однажды] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, рассказывая хадисы: «Кто бы сейчас не расстелит свою одежду, пока я не закончу свою речь, а затем соберет эту одежду, тот обязательно запомнит то, что я сказал (в версии: «...затем прижмет к своей груди, тот никогда ничего не забудет из того, что я сказал»)». Я распахнул свою накидку, и у меня [не было другой одежды], и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил свою речь, я прижал ее к своей груди. [И клянусь Тем, Кто послал его с истиной], [до сегодняшнего дня] я ничего не забыл из той речи посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует. [И клянусь Аллахом, если бы не два аята из Книги Аллаха, то я не передал бы вам никогда ничего»]. [Затем он прочитал /следующие аяты/]: «Поистине, тех, кто скрывает ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство после того, как Мы разъяснили всё это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие, кроме тех, которые раскаялись, и исправили и (стали) разъяснять (истину). Я приму покаяние таких, ибо Я — Приемлющий покаяние, Милостивый»(сура 2 аль Бакара аят 159-160,) В другой версии: «/Однажды/ я сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, поистине, я слышу от тебя многое, но забываю это!” Тогда он велел: “Распахни свою накидку”, - и я распахнул её». (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И он сделал своими руками такое движение, будто наполнил их чем-то, (а потом как будто бы положил что-то в мою накидку) и велел: “Запахнись!” Тогда я сдвинул края накидки, и после этого уже ничего не забывал».


*То есть Аллах потребует с меня отчета, если я лгал преднамеренно, и потребует его с вас за то, что вы плохо думали обо мне.


Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на дозволенность человеку рассказывать о милостях Аллаха к нему.

2. В хадисе указание на дозволенность хвалить себя при соответствующих условиях.

3. В хадисе указание на законность защищать верующему свою честь.

4. В хадисе указание на то, что требующий знания, за короткий срок, при наличии правдивости и искренности может приобрести у шейха столько знаний, что может превзойти других, старых требующих знания.

5. В хадисе указание на достоинство заучивания знаний.

6. В хадисе указание на одно из условий достоверности хадиса, а это «дабт», т.е. запоминание.

7. В хадисе указание на то, что знания приходят через обучение.

8. В хадисе указание на то, что аскетизм и отчужденность от мирского - это то, что помогает в требовании знаний и их заучивании.

9. В хадисе указание на достоинство заработка тому, кто имеет семью.

10. В хадисе указание на достоинство дуа (в некоторых версиях хадиса сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал за него дуа).

11. В хадисе явное указание на достоинство приверженцев хадисов.

12. В хадисе побуждение к постоянному пребыванию с учеными - знатоками хадисов, а также на то, что они больше всего достойны следования за ними.

13. В хадисе указание на достоинство Абу Хурайры и на то, что он господин мухаддисов и факъих.

14. В хадисе указание на переживание сподвижников за умму и страх перед тем, что до нее не дойдет что-то из Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

15. В хадисе указание на страх сподвижников перед Аллахом.

16. В хадисе указание на термин хадис.

17. В хадисе указание на то, что верующему следует задумываться над смыслом Книги Аллаха и жить в соответствии с ней.

18. В хадисе указание на запрет скрывать знания и обязательность донесения знаний до людей.

19. В хадисе указание на дозволенность брать причины для проживания.

20. В хадисе указание на важность пребывать с учеными и приобретения знаний от них.

21. В хадисе указание на то, что бедность не является препятствием для обучения и постоянного пребывания в кружках знаний.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № 98 (119)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 98 (119)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «/Однажды/ я сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, поистине, я слышу от тебя многое, но забываю это!” Тогда он велел: “Распахни свою накидку”, - и я распахнул её». /Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,/ сказал: «И он сделал своими руками такое движение, будто наполнил их чем-то, /а потом как будто бы положил что-то в мою накидку/ и велел: “Запахнись!” Тогда я сдвинул края накидки и после этого уже ничего не забывал».



Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение


1. В хадисе указание то, что дуа является одной из самых полезных вещей, помогающей в заучивании.

2. В хадисе указание на одно из явных чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № 99 (120)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 99 (120)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Из /сказанного/ посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил /то, что относится к/ двум видам знания. Что касается первого, то я распространил его /среди людей/, что же касается второго*, то, если бы я распространил и его, /мне/ обязательно перерезали бы горло!»


Примечание:

*Хафиз говорил о том, что ученые сказали что под знаниями, которые не распространял Абу Хурайра, имеются ввиду те, в которых говорится об именах плохих правителей, их положении и их временах. И иногда Абу Хурайра намекал, как допустим в словах: «Прибегаю к Аллаху от шестидесятых /годов/ и правления детей», - имея ввиду правление Язида ибн Муауии, так как оно началось в шестидесятом году хиджры. Аллах ответил на дуа Абу Хурайры, и он умер за год до этого.



Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на достоинство заучивания знаний в общем, и хадисов в частности.

2. В хадисе указание то, что ученому следует обучать людей тому, в чем есть для них польза.

3. В хадисе указание то, что не следует говорить человеку все то, что он знает.

4. В хадисе указание на дозволенность скрывать некоторые знания ради пользы.

5. В хадисе указание на достоинство Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

6. В хадисе опровержение суфистам, которые возомнили, что у шариата есть внешняя и внутренняя сторона.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Необходимо молча слушать слова ученых.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Необходимо молча слушать слова ученых.


Хадис № 100 (121)


Передают со слов Джарира, да будет доволен им Аллах, что во время прощального паломничества пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему: «Скажи людям, чтобы они молчали и слушали!», - после чего сказал: «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы!»



Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на стремление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, донести до людей Послание.

2. В хадисе указание на необходимость молча слушать слова ученых и прислушиваться к ним.

3. В хадисе указание на необходимость приказывания одобряемого и запрещение порицаемого.

4. В хадисе указание на дозволенность брать в услужение свободного.

5. В хадисе указание на необходимость взаимопомощи в благочестии и богобоязненности.

6. В хадисе указание дозволенность просить кого-то о чем-то, если в этом нет личной пользы.

7. В хадисе указание на запретность («хурма») мусульманина и на то, что воевать и убивать мусульман является одним из смертельных грехов.

8. В хадисе опровержение мурджиитам.

9. В хадисе указание на упоминание чего-то, до того, как это произойдет.

10. В хадисе указание чудо из чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

11. В хадисе указание на то, что со временем люди забывают то, что знали.

12. В хадисе указание на то, что неверие бывает малым и большим.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Какой ответ желательно дать знающему /человеку/, если его спросят: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?»

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Какой ответ желательно дать знающему /человеку/, если его спросят: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?»


Хадис № 101 (122)


Саъид ибн Джубайр рассказывал: «[Однажды мы были в доме у ибн Аббаса. И он сказал: «Спрашивайте меня»]. Я сказал: «[О ибн Аббас, да сделает Аллах меня выкупом за тебя]. Поистине, [в Куфе есть человек, рассказчик, имя которого] Науф аль-Бикалий. Он возомнил, что Муса, который был с Хидром, не тот Муса, который был у бану Исраиль [а другой какой-то Муса]». На что ибн Аббас сказал: «Лжет враг Аллаха. Мне рассказывал Убай бин Каъб, что он слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «/Однажды/ Муса обратился с проповедью к бану Исраиль. И его спросили (в версии: «В один из дней он обратился с увещеванием к людям, что даже их глаза наполнились слезами и сердца смягчились. /Затем/ он /начал/ уходить, и его догнал один человек и сказал: «О посланник Аллаха!...»): «Кто из людей знает больше, чем ты?» На что он ответил: «Самым знающим являюсь я», - однако Аллах выразил ему порицание за то, что он не вернул знание /об этом/ к Аллаху. И /тогда/ Аллах внушил ему [/что/ конечно /есть/]: «Поистине, у места слияния двух морей /живёт/ один из Моих рабов, который знает больше, чем ты!» Муса спросил: «О Господь мой, как мне найти его?» (в версии: «...дай мне знак, по которому я узнаю его».) – и ему было сказано: «Положи в корзину рыбу /и отправляйся в путь/, а раб этот будет там (в версии: «...возьми мертвую рыбу, и там где в нее будет вдохнут дух...»), где ты потеряешь её». И он взял рыбу, положил ее в корзину, и отправился в путь вместе со своим молодым слугой по имени Йуша‘ бин Нун. [/Муса/ сказал своему слуге: «Я не обременю тебя ничем. Единственное - ты мне должен будешь сказать, когда потеряешь рыбу. На что тот сказал: «Ты не обременил меня чем-то тяжелым». И это то, что упомянул Всевышний: «Вот Муса сказал своему слуге...»]. Добравшись до одной скалы, они остановились у нее». Дальше он сказал: «Они склонили головы и заснули [в тени скалы, на песке]. [Под этой скалой был родник, под названием «Жизнь». Если вода из него попадала на что-то, то оно оживало. И на эту рыбу попала вода из этого родника, и она зашевелилась.] И рыба начала прыгать в корзине, и выбравшись из нее, двинулась по направлению к морю, будто по тоннелю. [Муса в это время спал, и его слуга сказал /себе/: «Не буду его будить»]. И когда он проснулся, его товарищ забыл сообщить ему о рыбе. А затем они /снова/ двинулись в путь [и шли] остаток ночи и /весь/ день. Когда же настало утро, Муса велел своему слуге: ««Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути»», - а до того, как он миновал то место, куда ему было велено /идти/, Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: ««Дело в том, что, когда мы остановились у скалы, я позабыл о рыбе, и только сатана заставил меня не вспомнить о ней. Она же ушла к морю чудесным образом»». [И они увидели след пути рыбы, /оставленный ею от своего перемещения под песком, / который был подобен арке.]»». Он /ибн Аббас/ сказал: «Для рыбы это было туннелем, а для Мусы и его слуги - чудом. «/Услышав это,/ Муса воскликнул: ««Этого-то мы и желали!» Они вдвоем вернулись назад по своим следам». И они вернулись назад по своим следам, а когда добрались до той скалы, /увидели/ человека (в версии: «...увидели Хидра...»), [на зеленом коврике /сплетенного/ из тонких нитей, на берегу моря] облачённого в одежды [который положил один конец своей одежды под ноги, а другой подложил под голову]. Муса поприветствовал его /салямом/, а аль-Хадир открыл свое лицо и /ответив на его приветствие/ спросил: «Откуда в твоей стране знают о саляме? [Кто ты?/В ответ ему Муса/ сказал: «Я – Муса» Он продолжил: «Муса из бану исраиль?» – и /Муса/ ответил: «Да». Тот сказал: «Что тебе надо?» /Муса/ ответил: «Я пришел к тебе, «чтобы ты научил меня тому, чему научили тебя?»» [Он ответил: «Разве тебе не достаточно того, что у тебя в руках Таурат и того, что к тебе приходят знамения?»] ««Поистине, у тебя не хватит терпения, (чтобы учиться) у меня, [Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?]»», о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь /иным/ знанием, /также/ дарованным тебе Им и неведомым мне». /На это Муса/ сказал: ««Если пожелает Аллах, ты увидишь, что я терпелив, и ни в чём не ослушаюсь твоего веления»». И Хидр ему сказал: ««Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом»». И /Муса с аль-Хидром/ отправились в путь по берегу моря, [поскольку у них не было корабля]. /Вскоре неподалёку / стал проплывать /какой-то/ корабль, и они попросили /моряков/ взять их на борт. Аль-Хадир был известен /этим людям/, и они сказали: [«Праведный раб Аллаха, мы не возьмем с тебя платы»], - и они взяли их, не потребовав никакой платы. И когда они сели на корабль, [то увидели маленькие паромы, перевозившие людей с одного берега на другой], и вдруг Муса в испуге увидел как Хидр [взял топор] выломал им доску из борта этого корабля (в версии: «...продырявил его, и вогнал в него кол...»). И Муса сказал ему: «Что ты наделал? /Эти/ люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специально сделал пробоину, чтобы потопить тех, кто на корабле? Ты совершил тяжкий поступок!» «Он сказал: «Разве я не говорил, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?»»». Он /т.е. Каъб/ сказал: «посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Первое со стороны Мусы произошло по забывчивости, второе – было условием, третье - преднамеренным». Затем /Каъб/ продолжил /со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует/: «И /через некоторое время/ прилетел воробей, который сел на борт корабля и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. /Увидев это,/ аль-Хадир сказал: «О Муса, знание, /полученное/ тобой и мной, и знание всех созданий, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько /та малость воды, что уместилась в/ клюве воробья, уменьшила море!» /Затем/ они сошли с корабля и отправились /дальше в путь/ по берегу. /Через некоторое время/ они увидели [неверующего красивого] мальчика, игравшего с другими детьми. Аль-Хадир схватил его за голову сверху и оторвал её своими руками [вот так, – и Суфьян /передатчик хадиса/ показал кончиками своих пальцев, как будто срывает /виноградину с грозди/] (в версии: «...положил его на землю и зарезал ножом...»), убив его, а Муса воскликнул: ««Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал? Ты совершил предосудительный поступок?!» /В ответ ему аль-Хидр/ сказал: «Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?». Он /т.е. Каъб/ сказал: «Это было хуже первого. ««Он сказал: «Если я спрошу тебя о чем-либо после этого, то не продолжай путь вместе со мной. Ты уже получил мои извинения». Они продолжили путь, пока не пришли к жителям одного селения. Они попросили его жителей накормить их, но те отказались принять их гостями. Они увидели там стену, которая была готова обрушиться...» Хидр подошел к стене и поправил ее своей рукой [вот так, – и Суфьян /передатчик хадиса/ указал рукой, как будто бы вытер что-то, проводя рукой в верх], и стена выпрямилась. Муса сказал /ему/: «Мы пришли к этим людям, а они не накормили нас и не проявили нам гостеприимства, [а ты же отправился к их стене /и починил ее/], «при желании ты мог бы получить за это плату»», /на что аль-Хидр/ ответил: ««Это /значит, что/ мы должны расстаться». А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Да помилует Аллах Мусу! Поистине, мы хотели бы, чтобы он проявил /больше/ терпения, и тогда нам /больше/ поведали бы о них!».



Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на дозволенность дискуссий в знаниях, если это не приводят к спорам и упрямству, и сопровождается правильным намерением.

2. В хадисе указание на то, что при спорах следует возвращаться к обладателям знания.

3. В хадисе указание на то, что многие из заявлений о том, что в том или ином вопросе существует единогласное мнение (иджма), являются недействительными. (/Разве/ тот, кто заявляет о единогласном мнении в каком-либо вопросе после сподвижников, собрал всех людей /на этом мнении/?)

4. В хадисе указание на достоинство ибн Аббаса и на то, что он из ученых.

5. В хадисе указание на дозволенность ученому говорить: «Спрашивайте меня» (как на это указывают некоторые версии хадиса).

6. В хадисе указание на то, что тот, кто задает вопросы, должен спрашивать об этом, требуя довод из Корана и Сунны, а не просто голословное мнение: «Слышал ли ты от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он упоминал о нем?»

7. В хадисе указание на то, что Сунна решает любые разногласия.

8. В хадисе указание на достоинство Убая ибн Каъба, да будет доволен им Аллах.

9. В хадисе указание на дозволенность использования фразы «Лжет враг Аллаха». Однако подобные выражения не указывают на их внешний их смысл. Под ними подразумевается порицание или то, что похоже на это. Это подобно проклятию в хадисе про соседа, или приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, проклинать раздетых женщин. Все это говорится с намерением порицания, а не с намерением произнесения их настоящего смысла.

10. В хадисе указание на законность принятия сообщения одного человека, если он достоин доверия. И в этом опровержение секте «хизб ат-тахрир».

11. В хадисе указание на законность обращения к людям с проповедями и наставлениями.

12. В хадисе указание на достоинство совершения путешествия с целью приобретения знаний.

13. В хадисе указание на терпение трудностей на пути требований знаний.

14. В хадисе побуждение к требованию излишка в знаниях, даже если это потребует выхода в долгий по времени и далекий по расстоянию путь.

15. В хадисе указание на дозволенность плавать по морю.

16. В хадисе указание на законность совершения молитвы на корабле.

17. В хадисе указание на законность брать с собой провизию в путь и на то, что это не противоречит упованию.

18. В хадисе указание на то, что знания приходят через изучение, а не только по причине богобоязненности. Ведь Муса был богобоязненным, однако, несмотря на это, брал причины.

19. В хадисе опровержение «джамаату таблиг», представители которого отрицают понятие «требование знаний».

20. В хадисе указание на важность придерживаться скромности, и сторониться любых выражений, противоречащих этому нраву. Даже если человек и не имеет цели возвыситься или проявить высокомерие ими.

21. В хадисе указание на возможность обучения того, кто выше, у того, кто ниже («фадыль мин альмафдуль»), как гласит мудрое выражение: «Не будет человек благородным до тех пор, пока не будет брать знания от того, кто выше него, подобен ему или ниже его».

22. В хадисе указание на то, что пророки не знают сокрытого, кроме того, о чем им поведал Аллах.

23. В хадисе указание на такой атрибут Аллаха, как Слух.

24. В хадисе указание на то, что Муса, мир ему, был пророком. В хадисе указание на такой атрибут Аллаха, как Знание и на его Величие. («И /через некоторое время/ прилетел воробей, который сел на борт корабля и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. /Увидев это,/ аль-Хдир сказал: «О Муса, знание, /полученное/ тобой и мной, и знание всех созданий, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько /та малость воды, что уместилась в/ клюве воробья, уменьшила море!»)

25. В хадисе указание на то, что знания, в которых раб не уверен, должны возвращаться к Аллаху. Что же касается заявления кого-либо о том, что он достиг высокой степени в знаниях, то это далеко не похвально.

26. В хадисе побуждение говорить ученому слова: «Аллах знает лучше».

27. В хадисе указание на действительность протеста на основе шариата против того, что является в нем запретным, даже если это дело само по себе является правильным (претензии Мусы к Хидру).

28. В хадисе указание на то, что пророки были людьми, а также и на то, что и с ними имело место то, что происходит с простыми людьми, т.е. забывчивость, голод, сон, ошибки и т.д. Однако Аллах оберегает их от ошибок в донесении Своих Посланий.

29. В хадисе указание на достоинство встречи с учеными и терпения трудностей на этом пути.

30. В хадисе указание на то, что знания следует брать от их обладателей.

31. В хадисе указание на законность прибегать к помощи товарищей на пути требования знаний.

32. В хадисе указание на то, что слугой Мусы в этом путешествии был Юшаъ бин Нун (один из пророков бану Исраиль).

33. В хадисе указание на дозволенность брать в слуги свободного человека.

34. В хадисе указание на подчинение слуги своему господину.

35. В хадисе указание на то, что человек не испытывает усталости и утомления если строго выполняет приказы Аллаха. Если же он излишествует, то это приводит его к усталости и утомлению. В аятах говорится: «Когда они дошли до места их слияния, они забыли свою рыбу, и она двинулась в путь к морю, словно по подземному ходу. Когда они прошли дальше, он сказал своему слуге: «Подавай наш обед. Мы почувствовали в этом нашем путешествии усталость». В одной из версий хадиса сказано: «Муса не чувствовал усталости пока не прошел то место, на которое ему указал Аллах».

36. В хадисе указание на то, что шайтан может заставить человека забыть что-то благое. «Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня не вспомнить о ней».

37. В хадисе указание на желательность приветствия салямом и на то, что салям существовал и в предыдущих общинах. («Муса поприветствовал его салямом, после чего Хидр открыл лицо /ответив ему/ и сказал: «Откуда на твоей земле салям?»».)

38. В хадисе указание на желательность находить людям оправдание и не ругать их без веской причины.

39. В хадисе указание на то, что знания дает Аллах. («О Муса, я обладаю теми знаниями, которым меня научил Аллах, и о которых ты не знаешь. Ты же обладаешь теми знаниями, которым тебя научил Аллах, и о которых я не знаю».)

40. В хадисе указание на дозволенность принятия подарков. (Хозяева корабля, узнав Хидра, посадили Мусу и Хидра на корабль бесплатно.)

41. В хадисе побуждение проявлять щедрость к ученым и праведникам. Однако это не значит, что ученый или требующий знания должен требовать от людей щедрости от того, что он занимает такое положение, так как это порицаем и указывает на то, что он требует знания не ради Аллаха.

42. В хадисе указание на то, что Хидр был пророком, а не просто угодником (уали).

43. В хадисе указание на правило: «Совершение наименьшего из двух зол». Однако при условии чтобы это не противоречило шариату. (Хидр сломал корабль топором, для избежания большего зла, грозившего его хозяевам.)

44. В хадисе указание на важность проявления благодарности людям за их добро. («Муса сказал Хидру: «Что ты сделал? Люди посадили нас бесплатно, а ты преднамеренно продырявил их корабль?»».)

45. В хадисе указание на то, что неверующий или нечестивый ребенок является причиной мучений и страданий верующих родителей (««Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине своего беззакония и неверия»».), или даже привести их к неверию (то есть, что их любовь к нему может привести их к его религии).

46. В хадисе указание на важность гостеприимства.

47. В хадисе указание на то, что праведность родителя приносит пользу ребенку, как на том, так и на этом свете. (««Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа»».)

48. В хадисе указание на дозволенность рассказывать об усталости и болезни, и что это не является претензией к предопределению. Однако это обусловлено тем, чтобы это не было в виде жалобы и недовольства, а просто для констатации фактов.

49. В хадисе указание на хороший этикет с Аллахом. Говоря о плохом, Хидр, из этикета к своему Господу, приписывает действие себе: ««Я захотел повредить его/корабль/»», а говоря о хорошем он сказал: ««...и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа»».

50. В хадисе указание на законность приводить примеры для донесения понимания сути разъясняемого.

51. В хадисе указание на дозволенность оплаты за передвижение на корабле.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: О том, кто стоя задал вопрос обладателю знаний, когда тот сидел.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: О том, кто стоя задал вопрос обладателю знаний, когда тот сидел.


Хадис № 102 (123)

Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «/Однажды/ к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек (в версии: «...бедуин...»), который спросил его: “О посланник Аллаха, что такое сражение на пути Аллаха? Ведь некоторые из нас сражаются под воздействием ярости [некоторые чтобы показать свою смелость, а некоторые из-за показухи] (в версии: «...человек воюет ради трофеев, /другой/ человек ради того, чтобы о нем говорили, /другой/ человек чтоб показать себя...» ). Кто же из них на пути Аллаха? . Он поднял голову, а голову он поднял из-за того, что тот стоял, и сказал: “На пути Аллаха Всемогущего и Великого находится сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха”».



Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение


1.В хадисе указание на стремление сподвижников к знаниям.

2. В хадисе указание на то, что ответ, может содержать в себе больше того, о чем спросил спрашивающий.

3. В хадисе указание на дозволенность человеку задавать вопрос стоя, тому кто сидит.

4. В хадисе указание на то, что нет проблем стоять перед тем, кто сидит, тому, у кого в этом есть нужда, при отсутствии опасности высокомерия.

5. В хадисе указание на достоинство искренности во всех делах.

6. В хадисе указание на достоинство сражения на пути Аллаха.

7. В хадисе указание на порицание ярости джахилии, гнева, национализма и партийности.

8. В хадисе указание на желательность тому, кого спрашивают повернуться к тому, кто спрашивает.

9. В хадисе указание на скромность ученого.

10. В хадисе указание на то, что сражение является средством, а не целью.

11. В хадисе указание на любовь и ненависть ради Аллаха.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Слова Всевышнего Аллаха: «Даровано вам знания лишь немного»

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Слова Всевышнего Аллаха: «Даровано вам знания лишь немного» (сура 17 “аль-Исра”, аят 85).

Хадис № 103 (125)

Сообщается, что ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шли через развалины (в версии: «...посевы...») Медины, нам повстречалась группа иудеев. Некоторые из них стали говорить другим: «Спросите его о духе» [другие же сказали: «Что вас заставляет сомневаться в нем?»], а некоторые /другие/ говорили: «Не спрашивайте его, ибо, что бы он ни сказал, вам это не понравится!» Иные же сказали: «Мы обязательно спросим его!» [Некоторые сказали: «Спросите его»]. После чего один из них встал и спросил: «О Абу-ль-Касим, что такое дух?» /пророк, да благословит его Аллах и приветствует,/ промолчал и [ничего ему не ответил] (в версии: «...он стоял некоторое время в ожидании...»), [опираясь на пальмовую ветвь, а я стоял позади], и я сказал /себе/: «Ему ниспосылается откровение», [и отошел от него пока не закончились откровения ] и затем встал на место. Когда же /ниспослание откровения/ ему закончилось, он сказал: ««И они станут спрашивать тебя о духе. Скажи: “Дух — от повеления Господа моего, а вам даровано знания лишь немного”»». [И некоторые из них сказали другим: «Мы вам говорили, что не надо его спрашивать».]».

Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

Изображение

1. В хадисе указание на стремление сподвижников постоянно находиться рядом с пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

2. В хадисе указание на желательность стараться находиться рядом с обладателями знаний.

3. В хадисе указание на скромность пророка, да благословит его Аллах и приветствует (который ходил со своими сподвижниками по улицам Медины).

4. В хадисе указание на знание иудеев и людей Писания о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.

5. В хадисе указание на то, что сколько бы знаний не было дано ученому, они все равно малы по отношению к знаниям Всевышнего Аллаха.

6. В хадисе указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не знает скрытого, кроме того, что ему открыл Аллах.

7. В хадисе указание на запрет говорить человеку о том, о чем у него нет знаний (как, например, это делают те, кто говорит об образе атрибутов Всевышнего Аллаха).

8. В хадисе указание на то, что ученому не следует стесняться говорить слова: «Не знаю».

9. В хадисе указание на то, что любой человек на земле чего-то да и не знает. (И если наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чего-то не знал, то другой тем более).

10. В хадисе указание на прекрасный этикет сподвижников с пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

11. В хадисе указание на то, как снисходили знамения пророку, да благословит его Аллах и приветствует.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: О том, кто оставил какие-то вещи, боясь, что кто-то из людей не поймет этого и попадет в что-то наихудшее.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: О том, кто оставил какие-то вещи, боясь, что кто-то из людей не поймет этого и попадет в что-то наихудшее.


Хадис № … (126)


Передают от аль-Асуада бин Язида и других, от Айши, да будет доволен ею Аллах: (в версии: «Передают от аль-Асуада, что он рассказывал: «/Однажды/ ибн Зубайр обратился ко мне: «Айша часто говорила тебе что-то по секрету. Рассказывала ли она тебе, что-нибудь о Каабе?» На что я сказал: «Она говорила мне): «Однажды я спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, про хиджр *, является ли он частью Дома **?» Он сказал: «Да». Тогда я спросила: «А почему они /курайшиты/ не ввели его в Дом?» /На что/ он ответил: «Знаешь, когда твой народ [строил Каабу] им не хватило денег». Я спросила, а почему ее двери подняты?» /На что/ он ответил: «Твой народ сделал это для того, чтобы заводить туда тех, кого пожелает и запретить входить в нее тем, кому пожелает». Я сказала: «О посланник Аллаха, а не вернуть ли тебе ее на фундамент Ибрахима?» /На что/ он ответил: «Если бы твои соплеменники не были /столь/ близки к джахилии [ибн Зубайр сказал: «...к неверию...»], /ибо/ я опасаюсь того, что их сердца начнут порицать то, что я введу стену в Дом, и то, что я опущу дверь /Каабы/ до земли, то я обязательно сделал бы это». В версии: «...«...я бы приказал, чтобы Дом снесли [затем построил бы ее на фундаменте Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует], и присоединил бы к нему, то что выведено из него и опустил бы её /дверь/ до /уровня/ земли и и сделал бы в ней две двери – восточную (в версии: «...сзади...») и западную, и /перестроил бы её на фундаменте, /заложенном/ Ибрахимом»». И это то, что побудило ибн Зубайра разрушить ее». [Абдуллах бин Умар], да будет доволен им Аллах, говорил: «И если Айша, да будет доволен ею Аллах, действительно/ слышала это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то я считаю, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не прикасался к двум углам за стеной, по той причине что они не стоят на фундаменте Ибрахима». Язид [ибн Руман] говорил: «Я был свидетелем того, как ибн Зубайр разрушил её /Каабу/ и заново построил, и как он ввел хиджр /в Дом/. И я видел фундамент Ибрахима. Он был из камней, похожих на верблюжьи горбы». Джарир говорил: «Я спросил у него: «Где он находится?» На что он мне сказал: «Сейчас покажу тебе». И я вошел вместе с ним в хиджр, и он показал мне на /одно/ место и сказал: «Здесь». Джарир сказал: «Я рассчитал так, что он находится от хиджра на расстоянии шести локтей или примерно так».


Примечание:

*Хиджр полукруглая недостроенная стена с северной стороны Каабы

** Т.е. Каабы.



Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на выбор меньшего из зол.

2. В хадисе указание на то, что иногда дозволяется умалчивать, видя что-то порицаемое, боясь, что порицание может привести к чему-то еще худшему, чем само порицаемое.

3. В хадисе указание на дозволенность оставлять то, в чем есть польза из-за боязни попасть в то, в чем есть вред.

4. В хадисе указание на то, что отстранению от вреда дается предпочтение над совершением того, в чем есть польза.

5. В хадисе указание на то, что правитель должен поступать со своими подчиненными с учетом пользы для них, так, что даже если это будет что-то худшее.

6. В хадисе указание на то, что следует считаться с уровнем понимания и восприятия людей.

7. В хадисе указание на то, как по Сунне должна быть построена Кааба, а также на то, что сейчас она построена неправильно.

8. В хадисе указание на стремление сподвижников к Сунне, ее воплощение и оживление.

9. В хадисе указание на стремление праведных предшественников к знаниям и деяниям в соответствии с ними.

10. В хадисе указание на то, что обучение мужем своей жены - из Сунны.

11. В хадисе указание на дозволенность мужу рассказывать своей жене о том, как он собирается поступить в управлении людьми, если он знает, что его жена является обладателем понимания и той, с кем можно делиться подобным.

12. В хадисе указание на достоинство ибн Зубайра.

13. В хадисе указание на достоинство Абдуллаха бин Умара и его фикх.

14. В хадисе указание на дозволенность делиться какими-то знаниями только с частью своих студентов.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: О том, кто передавал знание одним и не передавал его другим, не желая, чтобы /его слова были неправильно/ поняты

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: О том, кто передавал знание одним и не передавал его другим, не желая, чтобы /его слова были неправильно/ поняты.


Али, да будет доволен им Аллах, говорил: «Рассказывайте людям то, что они понимают. Неужели вы хотите, чтобы люди считали ложью /то, что передают от/ Аллаха и Его Посланника»?


Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из предания:



Изображение


1. В предании указание на важность того, что людям необходимо рассказывать то, что принесет им пользу.

2. В предании указание на важное шариатское правило, что предотвращению вреда дается предпочтение над совершением того, в чем есть польза.

3. В предании указание на то, что не следует упоминать непонятные тексты (муташабих) при общих массах людей.

4. В предании указание на то, что следует считаться с положением людей и смотреть на их знание и невежество.

5. В предании указание на то, что обычаем у невежественных людей или общих масс является то, что они отвергают то, чего не знают, в отличии от требующих знания, которые перепроверяют и держатся за то, что знают.


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение