Книга 3. Книга знания

Подготовлено на основе лекций Абу Мухаммада Рината Казахстани: Толкование «Мухтасар Аль-Бухари»
Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Завидовать следует знанию и мудрости

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Завидовать следует знанию и мудрости.

Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Учитесь (тафаккъаху) до того, как станете правителями». Абу Абдуллах /аль-Бухари/ говорил: «И после того, как станете правителями. Ведь сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, учились даже после того, как достигли преклонного возраста».


Хадис № 65 (73)

Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не следует завидовать никому, кроме /обладающих/ двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное; и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает (или судит) сообразно ей и обучает ей /другим/”».


В другой версии вместо мудрости сказано: «...человеку, которому Аллах даровал Коран и который живет в соответствии с ним ночью и днём».


Изображение




Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:


Изображение

1. В хадисе указание на дозволенность желать что-то, чем обладает другой человек, из благ, связанных миром Вечным, не желая при этом того, чтобы он лишился этого. Иначе это будет запретной завистью в любом случае.

2. В хадисе указание на достоинства знаний и их почет.

3. В хадисе указание на то, что следует отдавать все силы на поиск, изучение и понимание знаний из Корана и Сунны, до того, как появятся какие-то причины, которые могут помешать требовать их.

4. В хадисе указание на то, что следует искать знания до того, как появятся какие-то дела, которые могут стать помехой для требования знаний.

5. В хадисе указание на то, что возраст не является причиной оставления требований знаний.

6. В хадисе указание на то, что знания сами по себе не являются целью, однако знания это причина (средство), а целью же являются дела, на что указывают слова «поступает сообразно ей и обучает ей (другим)» или «который живет в соответствии с ним ночью и днём».

7. В хадисе побуждение к требованию знаний.

8. В хадисе побуждение обучать людей религии и указание на то, что это является одним из угодных Аллаху дел.

9. В хадисе указание на запрет проявлять высокомерие по причине знаний.

10. В хадисе указание на то, что суд (принятие решений) должно строиться на Коране и Сунне, а не на голословных мнениях мазхабов, законах, придуманных людьми, или на каких-либо обычаях.

11. В хадисе указание на то, что зависть бывает двух видов: дозволенная и запретная.

12. В хадисе указание на то, что основа в зависти запрет.

13. В хадисе указание на похвальность состязания в благих делах.

14. В хадисе указание на достоинство Корана.

15. В хадисе указание на то, что знания и мудрость это дар Аллаха.

16. В хадисе побуждение просить знания у Того, Кто ими наделяет.

17. В хадисе указание на достоинство наличия богатства, если оно направляется и тратится на угодные Аллаху цели и дела.

18. В хадисе указание на достоинство расходовать имущество на пути Аллаха.

19. В хадисе указание на то, что следует изучать, как правильно расходовать имущество, перед тем, как начать его расходовать. И таким же образом во всех вопросах религии.

20. В хадисе указание на то, что зависть бывает дозволенной и запретной.

21. В хадисе указание на достоинство того, кто живет в соответствии с Кораном и Сунной, как при людях, так и наедине.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Что было упомянуто об отправке Мусы

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Что было упомянуто об отправке Мусы, да благословит его Аллах и приветствует, к Хидру в сторону моря, и его словах: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня Прямому пути и тому, чему ты обучен?»


Изображение


В главе также был приведен хадис об истории Мусы и Хидра. Он будет приведен под номером (101).


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, научи его Книге!»

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, научи его Книге!»

Хадис № 66 (75)

Сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «/Однажды/ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнял меня [/прижал/ к своей груди] и сказал: “О Аллах, научи его Книге! (в версии: «...Мудрости /«аль-Хикма»/...») [Хикма – правильность /понимания/ без пророчества]”».



Изображение




Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение


1. В хадисе указание на дозволенность обнимать детей из милосердия и любви к ним.

2. В хадисе указание на то, что понимание религии должно опираться на Коран и Сунну, и фикх, а также на то, что пользу следует извлекать только из них.

3. В хадисе указание на желательность делать за детей дуа вышеприведенного содержания, особенно если в них проявляется одаренность (талант).

4. В хадисе указание на достоинство Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

5. В хадисе указание на одно из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Как на это указывает известная история Умара с ибн Аббасом.

6. В хадисе указание на достоинство знаний и их понимания.

7. В хадисе указание на то, что под словами «изучение Книги» подразумевается понимание Корана, а не просто обучение таджвиду, как многие люди понимают это из хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему другого».

8. В хадисе указание на необходимость воздаяния добром за добро, так как причиной этой мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было то, что ибн Аббас принес ему воду для омовения, хотя он и не просил его об этом.

9. В хадисе указание на достоинство служения обладателям знаний.

10. В хадисе указание на важность постоянного пребывания рядом с учеными. Ведь они могут научить такого человека тому, чему не учили других (к примеру, хадис Муаза о праве Аллаха на Своих рабах), или предостеречь его от того, от чего не предостерегал других (к примеру, секрет о лицемерах, открытый Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Хузейфе), или попросить Аллаха о том, что принесет ему пользу как на этом, так и на том свете, и Аллах ответит им (как в этом хадисе).

11. В хадисе указание на то, что следует благодарить за добро, хотя бы словами дуа. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обнял ибн Аббаса и попросил за него Аллаха, после того, как он принес ему воду для омовения, увидев что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справил нужду.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: О том, с какого возраста считается действительным слушание хадиса малолетним

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: О том, с какого возраста считается действительным слушание хадиса малолетним.

Хадис № 67 (76)

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, когда я еще не достиг своего совершеннолетия, я приехал верхом на ослице в Мину [во время прощального хаджа], где Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, [стоял] совершая молитву [с людьми], и перед ним не было стены*. И я проехал /верхом на осле/ перед частью ряда /молившихся/ [затем сошел /с осла/] и отпустил ослицу пастись, а потом занял своё место в ряду (в одной из версий: «...и я встал в ряд с людьми, за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), и [никто] не высказал мне порицания».

*Примечание:

шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, говорил о том, что добавка в хадисе «перед которым не было стены», во-первых, не указывает на отсутствие преграды (сутры), как на это указывает понимание имама аль-Бухари, который привел этот хадис под главой: «Сутра имама является сутрой для того, кто стоит за ним. Так же на это указывает версия хадиса, упомянутая ибн Хуземой, в которой сказано, что перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, стояла палка с загнутым крючком на конце (аъназа). Во-вторых, добавка «перед которым не было стены» является недостоверной (шазза).
В-третьих, ошибся тот, кто говорил о том, что этот хадис, в таком виде согласован (муттафакъун аляйхи) и тот, кто сказал о том, что его передали все шесть признанных мухаддисов (джамаъа), так как большинство авторов сборников не привели это добавку по причине ее недостоверности. Подробнее смотрите в «Сильсиля даъифа» (5814).




Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:


Изображение


1. В хадисе указание на то, что маленький, несовершеннолетний ребенок считается тем, чье слушание (самаъа) является действительным, также к этой категории относится нечестивец и неверующий. Однако все разногласие в том, что является ли совершенолетие (компетенция) условием в передаче сообщения, а не в его ношении (тахаммуль).

2. В хадисе указание на то, что сутра имама является сутрой для тех, кто молится за ним.

3. В хадисе указание на дозволенность проходить между рядами во время коллективной молитвы.

4. В хадисе указание на стремление детей предшественников к поклонению и благим делам, не говоря о взрослых из их числа.

5. В хадисе указание на дозволенность давать предпочтение перевешивающей пользе («масляха») (вхождение в молитву) над легким предполагаемым вредом («мафсада хафифа мазнуна») (прохождение перед молящимся), что является исключением из общеизвестного правила: «Отвращению вреда дается предпочтение над совершением того, в чем есть польза».

6. В хадисе указание на то, что отсутствие порицания является доводом на дозволенность. Однако это обусловлено:
а - отсутствием препятствия для возможного порицающего высказать свое порицание,
б - наличием доказательств того, что возможному порицающему было известно о порицаемом.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Re: Книга 3. Книга знания

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 68 (77)


Сообщается, что Махмуд бин ар-Раби‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я запомнил, что (однажды), когда мне было пять лет, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брызнул мне в лицо водой, набрав её ртом из ведра».



Изображение




Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:


Изображение

1. В хадисе указание на достоинство Махмуда ибн Раби‘а.

2. В хадисе указание на то, что Махмуд действительно был сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и передавал от него хадисы.


3. В хадисе указание на законность брать взрослым своих детей с собой на уроки маджалис ильм»).

4. В хадисе указание на то, что если ребенок начал понимать и видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он считается сподвижником.

5. В хадисе указание на дозволенность носить сообщение (тахаммуль) и действительность слушания (симаъ) разумеющим ребенком.

6. В хадисе указание на желательность правителям и ученым посещать своих подчиненных, сподвижников и учеников в их домах и играть с их детьми.

7. В хадисе указание на желательность нахождения детей с взрослыми и на то, что это полезней для их воспитания и для того, чтобы они учились нравам у взрослых.

8. В хадисе указание на важность того, чтобы ребенок, слушающий хадис был разумным (мумайяз), а также на то, что при слушании хадиса берется во внимание понимание его смысла, а не возраст.

9. В хадисе указание на похвальность игры с детьми.

10. В хадисе указание на чистоту слюни человека.

11. В хадисе указание на дозволенность совершать омовение использованной водой. (как на это укажет имам аль-Бухари в одной из глав этого сборника).


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Пропущенная глава в «Мухтасаре» [/color][/b] ([b]в оригинале Глава 19: О выходе (хурудж) в поисках знаний

Сообщение abu Hurayra_09 »

Пропущенная глава в «Мухтасаре» (в оригинале Глава 19: О выходе (хурудж) в поисках знаний).


Джабир ибн Абдуллах рассказывал о том, что ему рассказали хадис от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. «И я купил верблюда, и отправился на нем в путь длиной в один месяц, пока не доехал до Шама, до Абдуллаха ибн Унейса. Там я отправил (человека к Абдуллаху ибн Унейсу) с посланием о том, что «Джабир ожидает тебя у /твоих/ дверей». Передавший весть вернулся и спросил: «Джабир ибн Абдуллах?» Я ответил: «Да». (И тогда) Абдуллах ибн Унейс вышел и обнял меня. Я сказал: «До меня дошел хадис, который я не слышал ранее. Я побоялся, что или я умру, или умрешь ты (т.е. не услышу его от тебя)». Он сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах соберет рабов (или людей) голыми, с крайней плотью (т.е. необрезанными) и бухман». Мы спросили: «Что такое бухман?» Пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал: «То есть у него ничего не будет. Затем Он обратится к ним голосом, который будет слышать тот, кто далек (и мне кажется, что он сказал: «...также как будет слышать его тот, кто близок...») и скажет: «Я Царь! Никто из обитателей Рая не войдет в Рай, пока не возместит (за притеснение) обитателям Ада. Также никто из обитателей Ада, не войдет в Ад, до тех пор, пока не возместит (за притеснение) обитателям Рая». Я сказал: «Как это возможно? Ведь мы предстанем перед Аллахом голыми, без всякой вещи». Он сказал: «Благими деяниями и грехами».



Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:


Изображение


1. В хадисе указание на требование высоты иснада.

2. В хадисе указание на достоинство выхода (хурудж) в путь в поисках знаний.

3. В хадисе указание на то, что следует быть осторожным в изучении Сунны.

4. В хадисе указание на силу стремления саляфов к требованию знаний, изучению Сунны и на то, какие трудности они испытывали на этом пути.

5. В хадисе указание на страх саляфов упустить что-то из знаний до того, как их постигнет смерть.

6. В хадисе указание на то, что не следует относиться халатно ни к какому знанию, и на то, что какими бы незначительными они не казались, они являются великими.

7. В хадисе указание на дозволенность обнимать того, кто прибыл издалека.

8. В хадисе указание на дозволенность обнимать мужчине мужчину.

9. В хадисе указание на то, что приверженцы хадисов взяли самый лучший удел в знаниях.

10. В хадисе указание на такой атрибут Аллаха, как Речь. И на то, что под речью понимается голос и звуки со смыслом.

11. В хадисе указание на то, в каком положении воскреснут рабы Аллаха в Судный день.

12. В хадисе предостережение от притеснения (зульм) людей.

[13/color]. В хадисе указание на то, что расчет в Судный день будет произведен благими деяниями и грехами.

Примечание:

Также в этой главе был приведен хадис Мусы и Хидра. Он будет приведен под номером (101).


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Достоинство знающего и того, кто передает знание

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Достоинство знающего и того, кто передает знание.


Хадис № 69 (79)


Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. /Другая часть/ её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить /ею скот/ и использовать её для орошения. /Дождь/ выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. /Эти части земли/ подобны тем людям, которые постигли /факъиха/ религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его /другим/, а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».



Изображение




Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на желательность приводить примеры для того, чтобы понять знания.

2. В хадисе указание на то, что то, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, содержит в себе полное руководство и полезное знание.

3. В хадисе указание на то, что дождь - это добро и баракат для рабов.

4. В хадисе указание на то, что спасение и милость содержится для рабов в Коране и Сунне, а не в голословных мнениях или разных выводах разума.

5. В хадисе указание на то, что понимание (фикъх) должны быть фикъхом Корана и Сунны, а не каких-то мнений людей, и не сочинением каких-то вопросов.

6. В хадисе указание на то, что поиск знаний и обучение является тем, к чему побуждает шариат.

7. В хадисе указание на достоинство и желательность заучивания знаний и его донесения до людей.

8. В хадисе указание на порицание отвращения от поиска знаний.

9. В хадисе указание на то, что требование знаний и обучение им взаимосвязаны.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Исчезновение знания и появление невежества

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Исчезновение знания и появление невежества.

Рабиъа говрил: «Не следует тому, у кого есть что-то из знаний, дать себе пропасть просто так».


Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из этого придания:


Изображение

1 – Тот, у кого есть стремление и способность к знаниям, не должен относиться халатно к тому, что ему дано, чтобы это не привело к исчезновению знаний.

2 - Тот, кто обладает знаниями, должен распространять их среди своих окружающих. Ведь ученый может умереть, не успев сделать это, и это приведет к исчезновению знаний.

3 - Тот, кто обладает знанием, должен объявить об этом публично, чтобы люди начали учиться у него, и его знание не пропало просто так.

4 - В его словах указание на возвеличивание знаний и уважение к ним, и поэтому не надо опускаться до такой степени, чтобы превращать эти знания в цену за что-то мирское.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № 70 (80) Хадис № 71 (81)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 70 (80)

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Предзнаменованием /близости/ Часа этого станет то, что знание исчезнет, а невежество укоренится, /люди/ будут пить /много/ вина и /широкое/ распространение получит прелюбодеяние”».



Хадис № 71 (81)

Сообщается, что /однажды/ Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я передам вам такой хадис (который я слышал от Посланника Аллаха), которого после меня /кроме меня/ не передаст уже никто. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “/Не наступит Час/ предзнаменованием близости Часа этого станет то, что (количество) знания уменьшится (или знания исчезнут), а невежество и прелюбодеяния получат (широкое) распространение (или: приумножатся), (и /люди/ будут пить много вина) и возрастёт количество женщин, а количество мужчин сократится /до такой степени/, что на пятьдесят женщин будет приходиться /только/ один мужчина, опекающий их”».


Изображение




Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисах побуждение изучать знания, унаследованные от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2. В хадисах указание на достоинство знаний и их почет.

3. В хадисе указание на порицание невежества.

4. В хадисах указание на важность стремления к требованию знаний, прежде чем умрут его носители.

5. В хадисах указание на чудо из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ведь то, о чем он сообщил, действительно произошло.

6. В хадисах указание на то, что когда знания исчезают, распространяются невежество и грехи. И причина всему этому - отсутствие тех, кто приказывает одобряемое и запрещает порицаемое.

7. В хадисах указание на то, что чем дальше идет время, тем меньше остается добра и тем больше увеличивается зло.

8. В хадисе опровержение джамаатам джарховщиков и такфиристов и другим сектантам, которые плохо отзываются об ученых и предостерегают от них.

9. В хадисах указание на то, что появление большого количества женщин является причиной распространения невежества и исчезновения знаний.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Излишек знания.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Излишек знания.


Хадис № 72 (82)

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “/Однажды/ я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит [бежит] у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару бин аль-Хаттабу”. Люди спросили: “Как же ты истолковал (этот сон), о посланник Аллаха?”, – на что он ответил: “/Это/ знание”».



Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:


Изображение

1. В хадисе указание на дозволенность человеку рассказывать свой сон другому, особенно если он из числа тех, кого он любит.

2. В хадисе указание на то, что молоко во сне указывает на знания.

3. В хадисе указание на достоинство нашего Пророка, да благословит его Аллах и на то, что он самый знающий из людей.

4. В хадисе указание на достоинство знаний.

5. В хадисе указание на то, что настоящие знания, это то, что унаследовано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

6. В хадисе указание на достоинство Умара и на его соответствие Сунне, а также на его знания о ней.

7. В хадисе указание на дозволенность спрашивать о толковании сна у того, кто обладает этим знанием.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Фетва сидящего на верховом животном или на чём-нибудь ещё.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Фетва сидящего на верховом животном или на чём-нибудь ещё.


Хадис № 73 (83)

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что во время прощального паломничества Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (на какое-то время) задержался в Мине из-за людей, задававших ему вопросы [когда он совершал хутбу, сидя верхом на верблюде в День жертвоприношения] [у джамарата]. Один человек подошёл к нему и сказал: «(О посланник Аллаха) по невнимательности я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ничего (ля харадж), принеси жертву (сейчас)». (Потом) к нему подошёл другой (человек) и сказал: «По невнимательности я принёс жертву до того, как начал бросать камни». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ничего (ля харадж),бросай (сейчас)», - и о чём бы [в тот день] люди ни спрашивали его относительно сделанного ими раньше или позже чем нужно, он неизменно говорил в ответ: «Ничего (ля харадж), сделай (это сейчас)».

Примечания:

1) «Ничего (ля харадж)», - т.е. нет на тебе искупления.

2) В версии Муслима сказано: «...и о чем-бы его не спросили из того, о чем может забыть человек или сделать по невежеству раньше или позже чем нужно и тому подобном, Посланник Аллаха говорил: «Делайте это, и ничего /страшного/ (ля харадж)»». И поэтому слова «Ничего (ля харадж)» относятся только к тому, кто забыл или сделал что-то неправильно по невежеству.


Изображение

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

Изображение


1. В хадисе указание на дозволенность давать фетвы, сидя верхом, если это в силах скотины.

2. В хадисе указание на дозволенность задавать вопрос ученому, даже если он занят каким-то поклонением, если это не помешает его поклонению.

3. В хадисе указание на законность задавать вопросы обладателям знаний.

4. В хадисе указание на то, что о знаниях следует говорить везде и всегда, будь это даже в дороге или в праздничные дни.

5. В хадисе указание на стремление сподвижников к знаниям с целью правильно совершать поклонение.

6. В хадисе указание на то, что шариат избавляет от трудности того, кто что-то не знал или о чем-то забыл.

7. В хадисе указание на то, что Сунной является соблюдение прядка в очередности обрядов в День жертвоприношения (бросание камней, жертвоприношение, бритье головы, тауаф), а также на то, что все обряды следует совершать именно в таком порядке.

8. В хадисе указание на то, что основой в том, на порядок чего указывает шариат, является выполнение этого в указанном порядке, а также на то, что не дозволено менять этот порядок, пока не придет на это довод.

9. В хадисе указание на то, что основой в поклонении является внушение или ниспослание его свыше (таукъиф).

10. В хадисе указание на (рухса) дозволенность делать что-то из обрядов раньше или позже в День жертвоприношения, если человек сделал это по невежеству или забывчивости, но нет довода на изменение их порядка намеренно, как на это указывают слова «по невнимательности» («уа лям ашъур»).

11. В хадисе указание на то, что если что-то становится трудным, то следом приходит облегчение: «Анна аль-амра кулляма дъакъа иттасаъа».

12. В хадисе указание на дозволенность отвечать знаками (рукой или головой), как на это указывает версия хадиса, в которой сказано: «Он указал рукой сказав: «Ничего (ля харадж)»».


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: О том, кто давал фетву, делая знак рукой или кивая головой.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: О том, кто давал фетву, делая знак рукой или кивая головой.


Хадис № 74 (85)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Со временем) исчезнет знание, и распространятся невежество и бедствия, и умножится /хардж/”. Его спросили: “О посланник Аллаха, а что такое хардж?”и в ответ он сделал знак рукой так, как будто показывал убийство».


Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:


Изображение



1. В хадисе указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал свою общину от фитны (искушений и смут).

2. В хадисе указание на доброту Пророка, да благословит его Аллах, и его милосердие к общине.

3. В хадисе указание на то, что жизнь рабов зависит от полезных знаний и праведных дел, а также на то, что пока существуют полезные знания, есть надежда на добро, а когда они исчезают или их становится меньше, то увеличивается смута.

4. В хадисе указание на связь невежества с искушениями.

5. В хадисе указание на дозволенность фатвы знаком, и на то, что знак заменяет слова.

6. В хадисе указание на то, что спасение от искушений - в полезных знаниях и праведных делах.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № 75 (86)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 75 (86)


Сообщается, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я зашла к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, в то время, когда она совершала молитву (во время затмения солнца,), и спросила (её): «Что происходит с людьми?» (В ответ) она указала (рукой) (в другой версии: «...головой...») на небо и сказала: «Пречист Аллах! /Субхана-Ллах!/» (и я увидела, что) люди совершают молитву, и спросила: «(Это) знамение?», — и она утвердительно кивнула головой. Тогда я тоже приступила к молитве и молилась, (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, очень сильно затянул молитву) и начала терять сознание, (рядом со мной был сосуд с водой и) я начала лить себе на голову водой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул стояние (къиям), затем совершил поясной поклон и затянул его, затем выпрямился и долго стоял, затем совершил (второй) поясной поклон и долго стоял в нем, затем выпрямился (со второго поясного поклона). Затем он совершил земной поклон (суджуд) и затянул его, затем поднялся с него, затем опять совершил земной поклон и опять затянул его. Затем он встал и затянул свое стояние, затем совершил поясной поклон и затянул его, затем выпрямился и долго стоял, затем совершил (еще один) поясной поклон и долго стоял в нем, затем выпрямился. Затем он совершил земной поклон (суджуд) и затянул его, затем поднялся с него, затем опять совершил земной поклон и опять затянул его. Затем Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует закончил (молитву), и солнце уже появилось, и он обратился к людям с хубой. Он воздал хвалу Аллаху, восславил Его (тем, чего Он достоин) и сказал: «(А затем...)». Асма сказала: «В это время женщины ансаров начали шуметь, и я отправилась к ним, чтобы успокоить их. А после спросила у Айши, что он сказал? Она ответила: «/Он сказал:/ «На этом месте я (только что) увидел всё, что мне не было показано раньше, в том числе — Рай и Ад». Далее он сказал: «И Рай так был приближен ко мне, что если бы я набрался смелости, то принес бы вам гроздь из его гроздей. Также ко мне был приближен Ад, что я даже спросил: «О мой Господь, и я буду с ними?» И я увидел там женщину один из передатчиков сказал: «Мне кажется, что он сказал: «Ее царапала кошка, и я спросил: «Что с ней случилось?» Мне ответили: «Она заперла ее, и та умерла от голода. Она не кормила ее и не отпустила, чтобы та сама нашла что-нибудь из насекомых». (Также он сказал:) «И мне было ниспослано откровение о том, что в могилах своих вы подвергнетесь такому же (или: близкому к) испытанию Даджалем». И когда он об этом сказал, мусульмане зашумели. «(Каждого умершего) спросят: “Что ты знаешь об этом человеке?”, — и верующий (или: убеждённый) ответит: “Это — Мухаммад, (это) посланник Аллаха, который пришёл к нам с явными доказательствами (байинат) и руководством (худа). Мы же ответили (ему) и уверовали в него, и последовали (за ним), и поверили ему. Это — Мухаммад”, - и он повторит (эти слова) трижды, после чего (ангелы) скажут ему: “Спи во благе, ибо мы убедились, что ты веровал в него!” Что же касается лицемера (или: сомневающегося), то его спросят: «Что ты знаешь об этом человеке?», - на что он скажет: “Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то и говорил то же самое”». Также Асма говорила: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время затмения приказывал отпускать рабов».


Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на дозволенность спрашивать у молящегося человека о чем-то важном.

2. В хадисе указание на дозволенность делать молящемуся человеку знаки в молитве, из которых понимается, что он имеет в виду. И в этом опровержение тем мазхабам, которые считают молитву такого человека недействительной.

3. В хадисе указание на дозволенность женщине иногда делать тасбих в молитве.

4. В хадисе указание на дозволенность применять общее название чего-либо, подразумевая его часть. В хадисе было сказано «люди», а имелась в виду часть людей, и это не считается ложью.

5. В хадисе указание на законность молитвы затмения «кусуф».

6. В хадисе указание на то, что затмение является одним из знамений Аллаха.

7. В хадисе указание на дозволенность давать фатву знаками руки или головы.

8. В хадисе указание на смирение сподвижников перед Аллахом и на то, что они считались с Его знамениями и извлекали пользу из них.

9. В хадисе указание на то, что обливание водой - одна из причин, которая приводит человека в чувство и избавляет от сна и дремоты.

10. В хадисе указание на желательность перед хутбой восхвалять Аллаха и восславлять Его.

11. В хадисе указание на то, что ученому следует воспользоваться такими впечатляющими моментами (как, например, затмение) для наставления людей.

12. В хадисе указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не знает скрытого. Ведь то, что ему было показано, не было ему известно до этого.

13. В хадисе указание на существование Рая и Ада.

14. В хадисе указание на то, что все люди, будь то верующие или неверующие, будут испытаны в могилах, не считая тех, кто будет исключен из этого.

15. В хадисе указание на существование наказания в могиле. И в этом опровержение тем, кто его отрицает, как муътазилиты и их последователи в лице секты «хизб ат-тахрир».

16. В хадисе указание на то, что искушение Даджаля будет иметь место, и на то, что это - искушение великое. В этом опровержение тем, кто отрицает это или говорит о том, что Даджаль это вирус или что-то подобное.

17. В хадисе указание на то, что человек умрет на том, на чем жил и, скорее всего, будет на этом воскрешен.

18. В хадисе указание на то, что в могиле есть жизнь и на то, что эта жизнь загробная. И мы должны в нее верить так, как она описана в шариатских текстах.

19. В хадисе указание на то, что критерием истинности выводов разума являются тексты из Корана и Сунны, но не разум является критерием истинности Корана и Сунны.

20. В хадисе указание на необходимость проявлять стремление к стойкости в религии, к знаниям, убежденности и к благим делам.

21. В хадисе указание на то, что легкое головокружение, дремота и т.п. не портят омовение.

22. В хадисе описание молитвы затмения «кусуф» и на то, что она длинная.

23. В хадисе указание на запрет мучать животных и на то, что за это будет воздано в Судный день. И в этом указание на то, что людей тем более мучать запрещено.

24. В хадисе указание на стремление саляфов к знаниям и на то, что они не хотели упускать ничего из благого.

25. В хадисе указание на запрет слепого следования и фанатизма, а также на то, что слепым приверженцам в их могилах не помогут те, за кем они слепо следовали.

26. В хадисе побуждение освобождать рабов.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Хадис № 75 (86)

Сообщение abu Hurayra_09 »

Хадис № 75 (86)


Сообщается, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я зашла к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, в то время, когда она совершала молитву (во время затмения солнца,), и спросила (её): «Что происходит с людьми?» (В ответ) она указала (рукой) (в другой версии: «...головой...») на небо и сказала: «Пречист Аллах! /Субхана-Ллах!/» (и я увидела, что) люди совершают молитву, и спросила: «(Это) знамение?», — и она утвердительно кивнула головой. Тогда я тоже приступила к молитве и молилась, (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, очень сильно затянул молитву) и начала терять сознание, (рядом со мной был сосуд с водой и) я начала лить себе на голову водой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул стояние (къиям), затем совершил поясной поклон и затянул его, затем выпрямился и долго стоял, затем совершил (второй) поясной поклон и долго стоял в нем, затем выпрямился (со второго поясного поклона). Затем он совершил земной поклон (суджуд) и затянул его, затем поднялся с него, затем опять совершил земной поклон и опять затянул его. Затем он встал и затянул свое стояние, затем совершил поясной поклон и затянул его, затем выпрямился и долго стоял, затем совершил (еще один) поясной поклон и долго стоял в нем, затем выпрямился. Затем он совершил земной поклон (суджуд) и затянул его, затем поднялся с него, затем опять совершил земной поклон и опять затянул его. Затем Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует закончил (молитву), и солнце уже появилось, и он обратился к людям с хубой. Он воздал хвалу Аллаху, восславил Его (тем, чего Он достоин) и сказал: «(А затем...)». Асма сказала: «В это время женщины ансаров начали шуметь, и я отправилась к ним, чтобы успокоить их. А после спросила у Айши, что он сказал? Она ответила: «/Он сказал:/ «На этом месте я (только что) увидел всё, что мне не было показано раньше, в том числе — Рай и Ад». Далее он сказал: «И Рай так был приближен ко мне, что если бы я набрался смелости, то принес бы вам гроздь из его гроздей. Также ко мне был приближен Ад, что я даже спросил: «О мой Господь, и я буду с ними?» И я увидел там женщину один из передатчиков сказал: «Мне кажется, что он сказал: «Ее царапала кошка, и я спросил: «Что с ней случилось?» Мне ответили: «Она заперла ее, и та умерла от голода. Она не кормила ее и не отпустила, чтобы та сама нашла что-нибудь из насекомых». (Также он сказал:) «И мне было ниспослано откровение о том, что в могилах своих вы подвергнетесь такому же (или: близкому к) испытанию Даджалем». И когда он об этом сказал, мусульмане зашумели. «(Каждого умершего) спросят: “Что ты знаешь об этом человеке?”, — и верующий (или: убеждённый) ответит: “Это — Мухаммад, (это) посланник Аллаха, который пришёл к нам с явными доказательствами (байинат) и руководством (худа). Мы же ответили (ему) и уверовали в него, и последовали (за ним), и поверили ему. Это — Мухаммад”, - и он повторит (эти слова) трижды, после чего (ангелы) скажут ему: “Спи во благе, ибо мы убедились, что ты веровал в него!” Что же касается лицемера (или: сомневающегося), то его спросят: «Что ты знаешь об этом человеке?», - на что он скажет: “Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то и говорил то же самое”». Также Асма говорила: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время затмения приказывал отпускать рабов».


Изображение


Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на дозволенность спрашивать у молящегося человека о чем-то важном.

2. В хадисе указание на дозволенность делать молящемуся человеку знаки в молитве, из которых понимается, что он имеет в виду. И в этом опровержение тем мазхабам, которые считают молитву такого человека недействительной.

3. В хадисе указание на дозволенность женщине иногда делать тасбих в молитве.

4. В хадисе указание на дозволенность применять общее название чего-либо, подразумевая его часть. В хадисе было сказано «люди», а имелась в виду часть людей, и это не считается ложью.

5. В хадисе указание на законность молитвы затмения «кусуф».

6. В хадисе указание на то, что затмение является одним из знамений Аллаха.

7. В хадисе указание на дозволенность давать фатву знаками руки или головы.

8. В хадисе указание на смирение сподвижников перед Аллахом и на то, что они считались с Его знамениями и извлекали пользу из них.

9. В хадисе указание на то, что обливание водой - одна из причин, которая приводит человека в чувство и избавляет от сна и дремоты.

10. В хадисе указание на желательность перед хутбой восхвалять Аллаха и восславлять Его.

11. В хадисе указание на то, что ученому следует воспользоваться такими впечатляющими моментами (как, например, затмение) для наставления людей.

12. В хадисе указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не знает скрытого. Ведь то, что ему было показано, не было ему известно до этого.

13. В хадисе указание на существование Рая и Ада.

14. В хадисе указание на то, что все люди, будь то верующие или неверующие, будут испытаны в могилах, не считая тех, кто будет исключен из этого.

15. В хадисе указание на существование наказания в могиле. И в этом опровержение тем, кто его отрицает, как муътазилиты и их последователи в лице секты «хизб ат-тахрир».

16. В хадисе указание на то, что искушение Даджаля будет иметь место, и на то, что это - искушение великое. В этом опровержение тем, кто отрицает это или говорит о том, что Даджаль это вирус или что-то подобное.

17. В хадисе указание на то, что человек умрет на том, на чем жил и, скорее всего, будет на этом воскрешен.

18. В хадисе указание на то, что в могиле есть жизнь и на то, что эта жизнь загробная. И мы должны в нее верить так, как она описана в шариатских текстах.

19. В хадисе указание на то, что критерием истинности выводов разума являются тексты из Корана и Сунны, но не разум является критерием истинности Корана и Сунны.

20. В хадисе указание на необходимость проявлять стремление к стойкости в религии, к знаниям, убежденности и к благим делам.

21. В хадисе указание на то, что легкое головокружение, дремота и т.п. не портят омовение.

22. В хадисе описание молитвы затмения «кусуф» и на то, что она длинная.

23. В хадисе указание на запрет мучать животных и на то, что за это будет воздано в Судный день. И в этом указание на то, что людей тем более мучать запрещено.

24. В хадисе указание на стремление саляфов к знаниям и на то, что они не хотели упускать ничего из благого.

25. В хадисе указание на запрет слепого следования и фанатизма, а также на то, что слепым приверженцам в их могилах не помогут те, за кем они слепо следовали.

26. В хадисе побуждение освобождать рабов.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://toislam.ws

Глава: Поездка с целью разрешения возникшего вопроса и наставления своей семьи.

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава: Поездка с целью разрешения возникшего вопроса и наставления своей семьи.

Хадис № 76 (88)

Передают, со слов ‘Укбы бин аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, что после его женитьбы на (Умму Яхья) дочери Абу Ихаба бин ‘Азиза к нему пришла одна женщина (черная рабыня) и сказала: «Поистине, я кормила грудью и ‘Укбу, и ту, на ком он женился!» (В одной версии сказано: в ответ) ей ‘Укба сказал: «Я не знал, что ты вскормила меня, ведь (раньше) ты не говорила мне (об этом)!» (В еще одной версии сказано: «И я послал к семье Абу Ихаба, чтоб спросить их. Они ответили: «Мы не знаем о том, что она кормила нашу дочь»). А затем он верхом отправился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину и задал ему вопрос. (Я сказал: «Я женился на такой-то, дочери такого то. И к нам пришла черная женщина и сказала мне, что она кормила нас обоих. И она лжет».) После этого пророк да благословит его Аллах и приветствует отвернулся от него. И Укъба подошел к нему о стороны лица и сказал: «Она лжет». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся) и сказал: «Как же так, ведь она считает, что она кормила вас обоих? В другой версии сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как же (она может оставаться твоей женой), если было сказано, (что она твоя молочная сестра)?! Оставь её». И (после этого) ‘Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека».



Изображение



Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:



Изображение

1. В хадисе указание на законность выхода в путь из-за одного важного вопроса (назиля).

2. В хадисе указание на то, что убежденность не исчезает по причине сомнений, и на то, что убежденность может исчезнуть только по причине такой же убежденности.

3. В хадисе указание на то, что основа в сношении с женщиной запретность этого. И поэтому оно не может быть дозволенным, если только не будет убежденности в его разрешенности необходимыми условиями. Если же появляется фактор, создающий сомнение в его разрешенности, то следует возвращаться к основе.

4. В хадисе указание на то, что основа во всех обстоятельствах то, что все остается в своем первоначальном состоянии. Как было сказано выше: «Основа в половом сношении с женщиной запретность этого». И поэтому когда мужчина женился, он женился как обычно, но когда появилось сомнение (шубха) в законности его брака, все вернулось к основе.

5. В хадисе указание на стремление сподвижников обучаться ради совершения дел в соответствии со знаниями.

6. В хадисе указание на набожность (ураъ) саляфов и их боязнь противоречить шариатским текстам.

7. В хадисе указание на то, каким должен быть мусульманин в подчинении, послушании и повиновении посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже если это противоречит его страстям.

8. В хадисе указание на то, что основой в женитьбе является то, что не следует спрашивать о том, что кормил ли кто-нибудь жениха с невестой или нет.

9. В хадисе указание на то, что следует принимать слова кормящей, если она достойна доверия, а также на то, что ее словам отдается приоритет над словами других людей (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не требовал от нее свидетелей или клятву и т.п.).

10. В хадисе указание на то, что подтверждающему (мусбит) дается предпочтение над отрицающим (нафи).

11. В хадисе указание на то, что незнание кем-либо о чем-либо, имевшем место, не означает того, что он знает, что этого не было.

12. В хадисе указание на то, каким должен быть мусульманин в вопросах безопасности (ихтият) к своей религии
.


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение