186 - Сообщается, что Абу-ль-Уалид ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: "
Мы присягнули посланику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в том, что будем слушаться и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого полученными от Аллаха Всевышнего, и что будем говорить истину, где бы мы ни оказались, не боясь ради Аллаха порицания порицающего".
аль-Бухари, 7056; Муслим, 1709.
"
... что будем слушаться и повиноваться ..." - то есть: слушаться и повиноваться правителям мусульман, ибо Аллах Всевышний сказал:
"О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас"
Сура ан-Ниса, аят 59
Мы уже разъясняли, кто такие "
обладающие влиянием". Мы упоминали, что "
обладающие влиянием" это две группы: ученые и правители.
Ученые обладают влиянием в вопросах знания и разъяснения людям шариата, а правители обладают влиянием в мирской власти.
Сподвижники дали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, присягу, что будут слушаться и повиноваться во всем, кроме тех случаев, когда правители велят ослушаться Аллаха. Ведь, нет подчинения творению, если речь идет об ослушании Творца. Именно поэтому, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, когда стал халифом, сказал: "
Подчиняйтесь мне, если я подчиняюсь Аллаху и Его посланнику. А если приказываю вам ослушаться Аллаха и Его посланника, то вы не должны подчиняться".
Если правитель приказывает ослушаться Аллаха, то никому не разрешается подчиниться ему в этом, ибо Аллах – Царь царей и Господь миров!
Нельзя ослушиваться Всевышнего ради подчинения подневольному творению. Все сущее, кроме Аллаха, находится в Его власти. Как же можно предпочесть подчинение творению перед подчинением Аллаху?!
"
... в нужде и благоденствии ..." - то есть, мы обязаны подчиняться всегда: в богатстве и в бедности. И бедные, и богатые обязаны слушаться и повиноваться правителю мусульман.
"
... в лёгком и трудном ..." - то есть, мы обязаны подчиняться всегда: нравится нам приказ или не нравится.
"
... даже если нас будут обделять ..." - то есть: даже если правители будут единолично пользоваться тем имуществом, которое фактически принадлежит всем подданным. В таких случаях правители живут в роскоши, отбирая имущество своих подданных. Несмотря на это, мы обязаны слушаться и повиноваться.
Мы не имеем права сказать: "
Вы украли наше имущество, испортили жизнь людям, растратили все деньги, поэтому мы не будем вам подчиняться". Мы обязаны слушаться даже тогда, когда правители отобрали у нас все и поселили в хижинах, а сами живут во дворцах и пользуются шикарной мебелью. В этом вопросе нас не должны волновать эти обстоятельства. Ведь, всё это - всего лишь мирская роскошь, которая либо уйдет сама, либо сами правители умрут. Что же касается нас, то мы обязаны слушаться и повиноваться, даже если правители присваивают все себе.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!".
Муслим, 1847.
Знай, что ты взыщешь с несправедливого правителя в Судный День за все зло, которое он тебе причинил.
"
... и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать ..." - то есть: мы не будем пытаться лишить власти тех правителей, которым Аллах Всевышний дал власть над нами. Поистине, попытка переворота приводит к огромному злу и великой смуте. Перевороты способствуют разделению мусульманского общества. Кровь мусульманина проливается тогда, когда люди выходят против правителя.
Так происходит со времен ‛Усмана, да будет доволен им Аллах, по сегодняшний день. Ничего не портит жизнь людям, кроме попыток свергнуть правителей!
"
... если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого полученными от Аллаха Всевышнего ..." - в этих словах указание на четыре условия, при наличии которых можно свергнуть правителя.
1 - "
... если только не увидим ..." - то есть, речь идет о точном знании. Запрещено выходить против правителя из-за каких-то предположений.
2 - "
... неверия ..." - то есть, правитель должен впасть именно в неверие (
куфр), а не в грехи (
фискъ). Какие бы грехи ни совершал правитель, против него запрещено выходить с восстанием, даже если он пьет вино, совершает прелюбодеяние, притесняет людей. Нельзя выходить против правителя до тех пор, пока мы не увидим с его стороны очевидного явного неверия.
3 - "
... очевидного неверия ..." - его неверие должно быть явным и очевидным. Если правитель совершил что-то, что можно истрактовать по-разному, то запрещено выходить против него с восстанием. Например, правитель сделал что-то, в чем мы видим проявление неверия, но с другой стороны можно допустить, что в данном случае это не является неверием, то запрещено выходить против правителя.
Неверие должно быть явным и очевидным. Например, правитель сказал своим подданным: "
Распитие спиртного разрешено, поэтому пейте, сколько хотите! Гомосексуализм разрешен, поэтому вступайте в отношения с тем, с кем пожелаете! Прелюбодеяние разрешено, поэтому прелюбодействуйте с тем, с кем хотите!". Это – явное неверие и тут не может быть какого-то двоякого понимания. В таком случае подданные должны любыми способами сменить этого правителя, ибо его неверие явно и очевидно.
4 - "
... и не будем располагать доказательствами этого полученными от Аллаха Всевышнего ..." - то есть, у нас должен быть непререкаемый довод относительно того, что данное действие правителя является неверием. Если, например, довод будет слабым, то запрещено выходить против правителя. Ведь, в выходе против правителя заключено огромное зло и великая смута!
Также следует знать, что при наличии этих условий выход против правителя осуществляется только при наличии
силы (къудра). Если же нет силы, то выход против правителя запрещен, ибо в данном случае мусульмане бросят самих себя на погибель. Какая польза от того, что мы выйдем против правителя с кухонными ножами тогда, когда у него танки и пулеметы?! Нет пользы! В таком случае мы выйдем против правителя только для того, чтобы убить самих себя.
Обязанности правителей перед людьми
Правитель должен править людьми в соответствии со справедливостью. Он должен бояться Аллаха Всевышнего в отношениях со своими подданными. Он не должен создавать для них затруднений. Он не должен назначать кого-то на государственные должности, если есть другой человек, более заслуживающий этой должности.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет суров с ними".
Муслим, 1828.
Это - мольба посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Какой бы правитель не руководил делами мусульман, не стараясь для них и не проявляя к ним искренности, он не войдет с ним в Рай".
Муслим, 142.
Например, назначая имамов мечети, правитель должен назначать тех, кто лучше других знает Книгу Аллаха. Например, назначая военных руководителей, правитель должен назначать тех, кто лучше других знает военное дело. И то же самое во всех остальных вопросах. Суть в том, что правитель обязан назначать на должности самых лучших людей из числа мусульман. Нельзя назначать на определенную должность кого-то, если есть другой человек, более заслуживающий этой должности.
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Если Аллах дал какому-нибудь человеку власть над людьми, а тот умер, обманывая их, то Аллах обязательно сделает Рай запретным для него".
аль-Бухари, 7150; Муслим, 142.
На правителях лежит огромная обязанность перед теми, кем они руководят. Также и на подчиненных лежат великие обязанности перед своими правителями. Подданные не должны ослушиваться правителей, даже если те незаконно присваивают себе их имущество. Поистине, подданные обязаны слушаться и подчиняться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, если только речь не идет об ослушании Аллаха Всевышнего.
Некоторые глупые люди говорят, что подчиняться правителям нужно только тогда, когда они во всем придерживаются праведности. Это - ошибка! Эти слова не имеют никакого отношения к шариату. Напротив, это - убеждение хариджитов! Эти люди хотят, чтобы правители были праведными во всех вопросах. Но такого не было с тех пор, как времена изменились!
Рассказывается, что один из правителей бану Умеййа, услышав, что люди плохо отзываются о правителях, собрал знать и сказал: "
О люди, хотите ли вы, чтобы мы были для вас такими же правителями, как Абу Бакр и ’Умар?". Они ответили: "
Конечно, хотим!". Тогда он сказал им: "
Тогда будьте подобным тем людям, которыми управляли Абу Бакр и ’Умар".
Это - великий ответ! Если люди меняются, то обязательно меняются и правители. Какими будете вы, такими же будут и ваши правители! А сейчас люди хотят таких правителей, которые подобны Абу Бакру и ‛Умару, хотя сами они не подобны подданным Абу Бакра и ‛Умара. А Мудрый Аллах сказал:
"Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают"
Сура аль-Ан‛ам, аят 129
Однажды, один хариджит пришел к ’Али ибн Аби Талибу, да будет доволен им Аллах, и сказал: "
Почему люди выступают против тебя, хотя они не выступали против Абу Бакра и ’Умара?". ’Али ответил: "
Потому что подданными Абу Бакра и ’Умара были я и мне подобные, а мои подданные – это ты и тебе подобные". Прекрасные слова!
Подданные обязаны искренне относиться к своим правителям, не лгать им, не обманывать их, не заниматься мошенничеством. К сожалению, люди сегодня стараются обойти те правила, которые установлены в государстве, дают для этого взятки и так далее, хотя такие вещи недопустимы для разумного человека, не говоря уже о мусульманине. Даже в государствах неверующих установлено наказание для тех, кто берет взятки. Аллах Всевышний накажет того человека, который берет взятки. Мы верим в Аллаха и в то, что передано от Аллаха устами Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял того, кто дает взятку и того, кто берет её.
Абу Дауд, 3580; ат-Тирмизи, 1337; ибн Маджах, 2313; Ахмад, 2/164, 190.
А наказание Аллаха страшнее, чем наказание людей.
Ты можешь видеть, как люди обманывают и лгут государству. Люди ведут себя так, а затем хотят, чтобы их правители были подобны Абу Бакру и ‛Умару, да будет доволен ими Аллах. Это неправильно!
Также к вещам, с которыми не считаются многие люди, можно отнести то, что они не уважают честь правителей. Ты можешь видеть, что люди сделали изюминкой своих собраний разговоры о правителях. Если бы такие разговоры были похвальными и несли пользу, то мы бы сказали вам: "
Нет в этом проблем, вы ведете благие речи, продолжайте в том же духе". Но эти разговоры не несут никакой пользы! Эти разговоры ведут только к тому, что сердца людей наполняются злобой по отношению к руководителям и ученым.
Ты можешь видеть, как некоторые люди в наши дни, собираясь друг с другом, не находят удовольствия ни в чем другом, кроме того, чтобы опорочить определенного ученого, определенного министра, определенного правителя. Всё это неправильно! Если бы эти разговоры несли пользу, то мы были бы первыми, кто к ним побуждает. Эти разговоры приведут только к тому, что люди будут ненавидеть правителей и ученых.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит".
аль-Бухари, 6018; Муслим, 47.
Удивительно, что некоторые люди, если ты начинаешь говорить перед ними об обычном человеке, они говорят: "
Не злословь! Это запрещено!". То есть, им не нравится, когда плохо говорят о таком же обычном человеке, как они сами. Но когда перед ними начинают говорить о правителях или ученых, то они не находят в этом никаких проблем. Это – болезнь многих людей! Я считаю, что это болезнь, и прошу Аллаха, чтобы Он избавил нас и вас от этой болезни, которой поражены многие люди.
О если бы люди удерживали свои языки и искренне относились к своим правителям! Я не говорю вам молчать об ошибках правителей. Увидел ошибку, напиши письмо правителю! Если они примут твое наставление, то это прекрасно! Если же они не примут твоего наставления, то грех ляжет на них. Если же твое письмо до них не доведут, то грех ляжет на тех, кто скрыл это письмо от правителя.
"
... и что будем говорить истину, где бы мы ни оказались ..." - то есть: мы будем придерживаться истины, а истина – это религия Ислам и великие предписания этой религии, где бы мы ни оказались.
"
... не боясь ради Аллаха порицания порицающего ..." - например, если человек желает указать людям на определенную сунну, бывает так, что простые люди отвергают её. Но это возмущение людей не должно останавливать человека от выполнения этой сунны.
Например, следует выравнивать ряды при совершении коллективного намаза. Большинство простых людей отвергают это. Когда имам говорит: "
Выравнивайте ряды", начинает смотреть на них, кого-то выдвигает немного вперед, а кого-то назад, чтобы ряд был ровным, люди начинают возмущаться, начинают гневаться. Было даже такое, что одному человеку сказали: "
Ты стоишь немного впереди ряда, пожалуйста, отойди немного назад, дабы ряд был ровным". А тот, сильно разгневавшись, ответил: "
Если ты хочешь, я вообще уйду из мечети и оставлю тебя".
Так вот, этого имама не должно волновать порицание того, кто его порицал. Нужно проявлять терпение и обучать людей сунне.