КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ»

Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 93

Сообщение Абу Саад »

93 وعن جابر قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« إذا تغوط الرجلان فليتوار كل واحد منهما عن صاحبه ولا يتحدثا . فإن الله يمقت على ذلك »
رواه أحمد ، وصححه ابن السكن ، وابن القطان ، وهو معلول

93 – Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если двое собираются освободить кишечник, то они должны укрыться друг от друга и не разговаривать, потому что Аллаху это ненавистно». Этот хадис передал Ахмад, Ибн ас-Сакан и Ибн аль-Каттан назвали его достоверным. Тем не менее у хадиса есть скрытые недостатки.

Скрытым недостатком этого хадиса является то, что одним из его рассказчиков был ‘Икрима ибн ‘Аммар аль-‘Аджали аль-Йамани, который передал его со слов Йахйи ибн Абу Касира. Однако аль-Бухари и Муслим принимали хадисы, передаваемые со слов этих рассказчиков. Этот хадис также усиливается другими сообщениями по этому вопросу.

Выводы из хадиса:

1. Хадис указывает на обязательность сокрытия аурата от посторонних взглядов.

2. Хадис указывает на то, что разговаривать во время отправления нужды нежелательно (макрух). Данное действие не может быть отнесено к запрещенному (харам) по причине слабости хадиса от Джабира. Такова точка зрения большинства ученых. Некоторые же говорят, что с отсутствием запрета на разговор для того, кто отправляет нужду, согласны все знатоки Ислама (иджма’). Что же касается хадиса, где сообщается о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справляя малую нужду, не ответил на приветствие одного из прохожих, то он не является доводом в пользу запретности разговора для справляющего нужду, так как причина того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил на приветствие, состоит в том, что ему было неприятно произносить имя Аллаха (Ас-Салям) при таких обстоятельствах.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 94

Сообщение Абу Саад »

94 وعن أبي قتادة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« لا يمسن أحدكم ذكره بيمينه ، وهو يبول ، ولا يتمسح من الخلاء بيمينه ، ولا يتنفس في الإناء »
متفق عليه ، واللفظ لمسلم .

94 – Передают, что Абу Катада, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Пусть никто из вас не прикасается правой рукой к половому члену во время мочеиспускания, не очищается правой рукой при подмывании и не дышит в сосуд, из которого он пьет». Этот хадис передали аль-Бухари (153) и Муслим (267), и текст хадиса принадлежит последнему.

Выводы из хадиса:
1. Прикосновение к половому органу правой рукой во время мочеиспускания порицается. Порицание означает указание на необходимость сторониться чего-либо и его нежелательность (макрух). Аль-Хафиз отметил, что так считает большинство ученых, потому что порицание – это наставление и указание правильного направления и потому что Шариат призван установить пользу и удалить вред.

2. Подтирание правой рукой, равно как и подмывание ею, порицается.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», 95

Сообщение Абу Саад »

95 وعن سلمان رضي الله عنه قال :
« لقد نهانا رسول الله صلى الله عليه وسلم أن نستقبل القبلة بغائط أو بول ، أو نستنجي باليمين ، أو نستنجي بأقل من ثلاثة أحجار أو نستنجي برجيع أو عظم »
رواه مسلم

95 – Передают, что Салман, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил нам обращаться лицом в сторону Каабы во время испражнения и мочеиспускания, подмываться правой рукой, использовать для очищения после испражнения меньше трех камней и очищаться навозом и костями». Этот хадис передал Муслим (262).

Хадис передал Салман, да будет доволен им Всевышний Аллах. Его прозвище было Абу ‘Абдуллах, но называли его Салман аль-Хейр, что означает “Благой Салман”. Он был фарсом по происхождению, долго путешествовал в поисках истинной религии, обратился в христианство, а затем поселился в Медине. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, переселился в Медину, он тотчас обратился в ислам и стал одним из лучших мусульман. Скончался в Медине в 50 или 32 г.х. Он был одним из долгожителей. Существует мнение, что он прожил 250 или 350 лет.

Выводы из хадиса:
1. Хадис указывает на величие Досточтимой Каабы и необходимость уважительного отношения к ней. Ранее уже рассказывалось о суждении Ислама по поводу обращения в сторону Каабы лицом или спиной при отправлении естественных потребностей.

2. Хадис указывает на нежелательность (макрух) подмывания и подтирания при помощи правой руки из уважения к ней.

3. Если за подтиранием камнями не следует подмывание водой, то нельзя использовать для подтирания менее трех камней или же, согласно иному мнению, само количество протираний должно быть не менее трех (объяснение данного вопроса давалось при рассмотрении хадиса Анаса).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 96

Сообщение Абу Саад »

96 وللسبعة عن أبي أيوب الأنصاري رضي الله عنه
« ولا تستقبلوا القبلة ولا تستدبروها بغائط أو بول ولكن شرقوا أو غربوا »

96 – Передают, что Абу Аййуб, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Во время испражнения и мочеиспускания не обращайтесь к Каабе ни лицом, ни спиной, а поворачивайтесь на восток или запад». Этот хадис передаль аль-Бухари (144), Муслим (264), Ахмад (5/421), Абу Дауд (9), ат-Тирмизи (8), ан-Насаи (1/22) и Ибн Маджах (318).

Хадис передал Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Всевышний Аллах. Его звали Халид ибн Зейд ибн Кулейб. В его доме остановился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по приезду в Медину. Он был одним из самых славных и уважаемых сподвижников, принимал участие в сражении при Бадре и других важных исторических событиях. Скончался во время военного похода на Византию в 50 г.х. Его могила известна и находится под крепостной стеной Стамбула.
Предписание поворачивать лица на восток и запад во время отправления нужды относится к жителям Медины, потому что хорошо известно, что Мекка расположена южнее Медины, а также к жителям всех городов, расположенных на одном меридиане с Меккой. Что же касается жителей городов, которые расположены восточнее или западнее Мекки, то они не имеют права во время отправления нужды поворачиваться лицом на восток или запад, дабы не поворачиваться лицом или спиной в направлении киблы.
Согласно наиболее достоверному мнению, поворачиваться лицом или спиной в направлении киблы запрещается, если человек отправляет нужду на открытой местности. Это предписание не распространяется на уборные и туалеты. Ибн ‘Умар рассказывал, что видел, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправлял нужду, повернувшись лицом в направлении Иерусалима, а спиной – в направлении киблы. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Ибн ‘Умар также сказал: «Он запретил поступать таким образом на открытой местности. Если же между тобой и киблой есть препятствие, то в этом нет ничего страшного». Этот хадис передали Абу Давуд и другие. См. “Субуль ас-Салам”, стр. 116-117.


Выводы из хадиса:
1. Хадис указывает на то, что обращаться к Къибле лицом или спиной во время отправления нужды запрещено (харам). Лучше всего отказаться от обращения к Къибле лицом даже при отправлении нужды внутри помещения (речь об этом уже шла ранее).

2. Согласно правильному мнению ученых, человеку, справляющему нужду, не запрещено поворачиваться к Къибле спиной, если он находится внутри какого-либо строения. Это доказывает хадис, переданный Абдуллой Ибн Умаром, да будет доволен им Аллах, который рассказал: “Поднявшись однажды на крышу дома Хафсы, я увидел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справлял нужду, обратившись лицом в сторону Шама, а спиной в сторону Каабы” (текст хадиса согласован).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 97

Сообщение Абу Саад »

97 وعن عائشة رضي الله عنها قالت : إن النبي صلى الله عليه وسلم قال :
« من أتى الغائط فليستتر »
رواه أبو داود .

97 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кто-то собирается освободить кишечник, то пусть укроется от посторонних взоров». Этот хадис передали Абу Дауд (35), Ахмад (2/371). Ибн Хиббан (1410) назвал хадис достоверным.

Выводы из хадиса:
Хадис указывает на то, что во время отправления естественных потребностей обязательно (ваджиб) укрывать аврат от людей и запрещено (харам) обнажать его перед ними, если только это не вызвано потребностью. Что же касается укрытия от людей во время отправления нужды остальных участков тела, не относящихся к аурат, то поистине сие деяние - одна из высоких и благородных норм нравственности.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 98

Сообщение Абу Саад »

98 وعنها
« أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا خرج من الغائط قال : غفرانك »
أخرجه الخمسة . وصححه أبو حاتم والحاكم

98 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выходя из уборной, говорил: «Прости меня!» (гуфраанак). Этот хадис передали Ахмад (6/155), Абу Дауд (38), ат-Тирмизи (7), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (9907) и Ибн Маджах (300), а Абу Хатим, Ибн Хузейма (90), Ибн Хиббан (1444) и аль-Хаким (1/261) назвали его достоверным.

Выводы из хадиса:
1. Произнесение вышеупомянутых слов мольбы (ду’а) является сунной.

2. Почему после отправления малой нужды произносятся такие слова? Связь этих слов с данной ситуацией состоит в следующем: человек, получивший после отправления нужды облегчение от телесной тяжести, вспоминает про груз грехов, лежащий на нем, и просит Аллаха снять с него этот груз, то есть даровать ему также и духовное облегчение. Это аналогично зикру “Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - раб Его и посланник” после совершения малого омовения, смысл произнесения которого состоит в том, что человек, совершивший малое омовение и очистившийся таким образом внешне, просит у Аллаха также и духовного очищения, свидетельствуя о единобожии и посланнической миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

3. Существуют также другие хадисы, подобные данному, являющиеся хадисами марфу’, но все они имеют слабые иснады. Абу Хатим сказал, что самым достоверным хадисом среди хадисов по этому поводу является хадис от Айши.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», №№ 99-100

Сообщение Абу Саад »

99 وعن ابن مسعود رضي الله عنه قال
« : أتى النبي صلى الله عليه وسلم الغائط ، فأمرني أن آتيه بثلاثة أحجار ، فوجدت حجرين ، ولم أجد ثالثا ، فأتيته بروثة . فأخذهما وألقى الروثة ، وقال : هذا رجس - أو ركس »
أخرجه البخاري . وزاد أحمد والدارقطني " ائتني بغيرها " .

99 – Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собрался освободить кишечник и попросил меня принести ему три камня. Я нашел всего два камня и вместо третьего принес ему кусок помета. Он взял камни и выбросил помет, сказав: «Это – грязная вещь». Этот хадис передал аль-Бухари (156), а в версии Ахмада (1/450) и ад-Даракутни (1/55) также говорится: «Принеси мне что-нибудь другое».

‘Абдуллах ибн Мас‘уд был одним из первых мусульман и считался одним из самых славных и образованных сподвижников. Он принимал участие в сражении при Бадре и других важных исторических событиях. Он обладал многочисленными достоинствами, прислуживал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и был одним из его приближенных. Скончался в Медине в 32 г.х.
При очищении камнями после испражнения обязательно использовать не менее трех камней, даже если очиститься от нечистот удалось посредством одного или двух камней. Если же трех камней недостаточно для полного очищения, то следует воспользоваться другими камнями, но желательно, чтобы их число было нечетным.
В версии Ибн Хузеймы сообщается, что кусок помета, о котором говорится в этом хадисе, был ослиным навозом. Именно поэтому Посланник Аллаха назвал его нечистым. Что же касается мочи и навоза животных, мясо которых разрешается употреблять в пищу, то они являются чистыми, потому что Ахмад и ат-Тирмизи передали достоверный хадис о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил совершать намаз в загоне для овец. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 2, стр. 435-436.


100 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال :
« إن رسول الله صلى الله عليه وسلم نهى أن يستنجى بعظم ، أو روث وقال : إنهما لا يطهران »
رواه الدارقطني وصححه .

100 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил после испражнения очищаться костями и навозом и сказал: «Ими невозможно очиститься». Этот хадис передал ад-Даракутни (1/56), и он же назвал его достоверным.

Навоз нельзя использовать при очищении, потому что им невозможно удалить нечистоты. Кости также не удаляют нечистоты и не впитывают влагу. Согласно некоторым преданиям, причина этого запрета состоит в том, что кости являются пищей для джиннов, а навоз – кормом для их животных. Причин ниспослания религиозных предписаний может быть много, и между перечисленными нами причинами нет противоречий.

Выводы из двух вышеприведенных хадисов:
1. Хадисы указывают на запрещенность (харам) подтирания пометом, так как он является скверной.

2. Необходимо совершать подтирание по крайней мере трижды и быть внимательным к тому, чтобы произвести очищение должным образом.

3. Лучше всего, если подтирание будет совершено нечетное количество раз. Обязательно то, чтобы в результате подтирания было достигнуто полное очищение от скверны, соблюдение же при подтирании нечетности желательно (мустахабб).

4. Как уже говорилось в хадисе от Сальмана, по крайней мере трем должно равняться количество самих протираний, то есть очищаться можно и одним камнем, если он имеет три выпячивания для подтирания.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 101

Сообщение Абу Саад »

101 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« استنزهوا من البول ، فإن عذاب القبر منه »
رواه الدارقطني
وللحاكم
« أكثر عذاب القبر من البول »
وهو صحيح الإسناد .

101 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Остерегайтесь брызгов мочи, потому что большинство людей получают наказание в могиле именно из-за этого». Этот хадис передал ад-Даракутни (1/128), а в версии аль-Хакима (1/293) говорится: «Загрязнение мочой является самой распространенной причиной наказания в могиле». Цепочка рассказчиков хадиса признана достоверной.

Выводы из хадиса:
1. Человек должен сторониться мочи и избегать ее попадания на тело и одежду.

2. Смывать мочу, попавшую на одежду или тело, и очищаться от нее предпочтительно как можно скорее, для того чтобы избежать присутствия на себе наджасы. Что же касается намаза и других обрядов поклонения, условием для действительности которых является чистота тела и одежды, то перед их совершением очищение от мочи обязательно (ваджиб).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 102

Сообщение Абу Саад »

102 وعن سراقة بن مالك رضي الله عنه قال :
« علمنا رسول الله صلى الله عليه وسلم في الخلاء أن نقعد على اليسرى ، وننصب اليمنى »
رواه البيهقي بسند ضعيف

102 – Передают, что Сурака ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, учил нас при испражнении опираться на левую ногу и приподнимать пятку правой стопы». Этот хадис передал аль-Бейхаки (1/96), но цепочка рассказчиков хадиса признана слабой.

Хадис передал Сурака ибн Малик ибн Джу‘шум аль-Мудладжи аль-Кинани. Его прозвище было Абу Суфйан. Он был одним из самых известных сподвижников. А задолго до принятия ислама он преследовал Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда тот совершал переселение в Медину, и копыта его лошади по колено повязли в песке. Скончался в 24 г.х. во времена правления ‘Усмана ибн ‘Аффана.
Этот хадис также передал ат-Табарани. Аль-Хазими сказал, что в цепочке рассказчиков этого хадиса есть неизвестный рассказчик, а другие сообщения на эту тему отсутствуют.


Выводы из хадиса:
Ученые говорят о том, что подобный способ отправления большой нужды облегчает выход каловых масс. Медициной доказано, что в случае, когда человек сидит, опираясь на левую ногу, конечный отдел его кишечника - прямая кишка, в которой скапливаются каловые массы, выпрямляется, чем облегчается выход из организма каловых масс. То же самое происходит и с отделом кишечника, предшествующим прямой кишке и именуемым за сходство его формы с греческой буквой сигма сигмовидной кишкой: у человека, который сидит, опираясь на левую ногу, сигмовидная кишка также выпрямляется. Все это способствует более легкому и полному опорожнению кишечника от каловых масс.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 103

Сообщение Абу Саад »

103 وعن عيسى بن يزداد عن أبيه رضي الله عنهما قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« إذا بال أحدكم فلينثر ذكره ثلاث مرات »
رواه ابن ماجه بسند ضعيف

103 – Передают, что ‘Иса ибн Йаздад (или Бардад) рассказывал, что его отец передал ему слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал:
«Когда кто-нибудь из вас закончит мочиться, то пусть трижды попытается опустошить свой половой член». Этот хадис передал Ибн Маджах (326), но цепочка рассказчиков хадиса признана слабой. Также передал Ахмад (4/347).

Хадис слабый. Ан-Навави сказал: “Ученые сошлись на том, что он слабый”. Он приводится в сборнике слабых хадисов, составленном на основе хадисов ибн Маджаха (№ 69), в “Ад-Да’ифа” (№ 1621), в сборнике слабых хадисов “Аль-Джами’” (№ 413).
‘Иса и его отец Йаздад или Бардад не известны авторитетным знатокам хадисов. Йахйа ибн Ма‘ин сказал, что ‘Иса и его отец неизвестны. Похожее высказывание принадлежит аль-‘Акили.

Выводы из хадиса:
Шейху-ль-Ислям сказал: “Дерганье полового члена – бид’а (нововведение). Моча должна выходить естественным образом”.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», №№ 104-105

Сообщение Абу Саад »

104-105 وعن ابن عباس رضي الله عنهما
« أن النبي صلى الله عليه وسلم سأل أهل قباء ، فقال : إن الله يثني عليكم قالوا : إنا نتبع الحجارة الماء »
رواه البزار بسند ضعيف ، وأصله في أبي داود وصححه ابن خزيمة من حديث أبي هريرة رضي الله عنه بدون ذكر الحجارة .

104-105 – Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил жителям местечка Куба о том, что Аллах похвалил их, а затем спросил, чем же они заслужили такую похвалу. В ответ они сказали: «Мы очищаемся камнями, а затем водой». Этот хадис передал аль-Баззар, но цепочка рассказчиков хадиса признана слабой. Его суть также передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, а Ибн Хузейма передал похожий хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах, и назвал его достоверным, однако в нем ничего не говорилось о камнях.

Версия хадиса, не содержащая упоминания о камнях, является достоверной, в отличие от версии, где упоминаются камни. Аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, в “Тамаму-ль-Минна” (с.60) сказал: “От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не дошло каких-либо достоверных сообщений, где говорилось бы о совместном применении камней и воды при очищении после отправления нужды, и я опасаюсь того, чтобы это не оказалось излишествованием в религии, ибо пример Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что достаточно использовать одно из двух (либо воду, лиюо камни). Лучший пример для подражания – это пример Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а худшее из дел – введение в религию новшеств. Что же касается хадиса, где говорится о том, что жители Къуба’, по поводу которых был ниспослан аят: “В ней мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся” (9:108), сочетали при совершении истинджа камни и воду, то он имеет слабый иснад и не может приводиться в качестве довода…”. Ан-Навави сказал: “Все, что приводится в книгах по Тафсиру и Фикъху касательно необходимости сочетанного использования камней и воды, несостоятельно и неизвестно”. Однако то, что жители Къуба’ совершали истинджа водой, известно, так как подтверждается версиями хадиса, переданными другими путями.

Куба – это местечко, расположенное в трех милях от Медины. Всевышний похвалил молящихся в ней мусульман и сказал: «В ней [молятся] мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» (9:108). Однако версия аль-Баззара является слабой, потому что Мухаммад ибн ‘Абд аль-‘Азиз, который рассказывал этот хадис со слов аз-Зухри, а также ‘Абдуллах ибн Шабиб признаны слабыми рассказчиками.
Ан-Навави писал, что из различных версий этого хадиса известно, что они очищались водой. А достоверных сообщений о том, что они совмещали очищение камнями и водой, не существует. Этого мнения также придерживался ат-Табари. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 126.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

ГЛАВА 8

Сообщение Абу Саад »

8 - باب الغسل وحكم الجنب (8)
[/arabic]
8 – Глава о купании и половом осквернении.


Слово “гусль” в арабском языке означает прохождение воды по поверхности участка тела. Некоторые считают, что гусль - это не просто прохождение воды по телу, но и протирание его рукой при этом, однако протирание обмываемого участка тела не является необходимым условием для гусля.
С точки зрения шариатской терминологии, гусль – это обмывание водой всей поверхности тела особым образом. Необходимость совершения гусля подтверждается Книгой Аллаха, Сунной и единодушным мнением всех знатоков Ислама (иджма’). Всевышний сказал: “А когда вы находитесь в состоянии аль-джанаба - очищайтесь” (5:6). По поводу полного ритуального омовения имеется множество хадисов, наиболее необходимые из них будут приведены в этой главе, если будет угодно Всевышнему Аллаху.

Обстоятельства, обязывающие к совершению полного омовения.

1. Семяизвержение. Доказательством этого являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Вода (гусль) вследствие воды (выделения семени)”.

2. Половое сношение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если он расположился между ее четырьмя конечностями, затем приложил усилия (пытаясь совершить совокупление), то совершение полного омовения становится для него обязательным” (текст хадиса согласован). В версии, приведенной Муслимом, добавлено: “даже если не произошло семяизвержения”.

3. Принятие Ислама неверующим или вероотступником (муртадд). Согласно наиболее достоверному мнению, принятие религии обязывает к совершению полного ритуального омовения принявшим ее вне зависимости от того, произошло ли с ним до его вхождения в Ислам что-либо, делающее необходимым совершение гусля (семяизвержение, менструальное кровотечение и т.д.) или нет. Данного мнения придерживались Имамы Малик и Ахмад, приводя в качестве довода хадис Самамы ибн Асаль (№ 111), с достоверностью основы которого согласились оба имама, и хадис Къайса ибн Асима [1], обоим из которых при принятии ими Ислама Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел совершить полное омовение. Как известно, повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является обязательным к выполнению, если отсутствуют другие доказательства, опровергающие обязательность данного повеления. Некоторые ученые, считающие необязательным совершение полного омовенияв случае принятия Ислама, основывают свою точку зрения на том, что в день взятия мусульманами Мекки Ислам приняла масса людей, и если бы всем им было повелено совершить гусль, то это обязательно нашло бы отражение в многочисленных сообщениях по этому поводу, которые были бы переданы многими путямиот многих сподвижников. Однако это не является твердым доказательством, так как к описываемому времени люди уже были хорошо знакомы с законоположением о совершении полного омовения в случае принятия Ислама, следовательно, необходимости в напоминании об этом каждому из них не было. Приказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отданный одному из членов его уммы, (хадис Самамы, № 111), распространяется на всю умму (общину последователей). Из сказанного необходимо извлекать его общий смысл, а не ограничиваться лишь узким пониманием фразы и связыванием ее лишь с конкретным случаем.

4. Прекращение менструаций или послеродовых кровотечений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “…когда они (то есть менструальные дни) проходят, совершай гусль”.

5. Смерть. Тело умершего мусульманина обязательно должно быть обмыто, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщинам, обмывавшим его умершую дочь: “... Обмойте ее трижды или пятикратно” (текст хадиса согласован).

Ряд ученых считает также обязательным совершение полного омовения каждую пятницу перед выполнением пятничного намаза. В качестве доказательства они приводят слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Пятничный гусль обязателен для каждого половозрелого” (текст хадиса согласован), а также его слова: “…Когда наступает пятница, совершайте гусль”. Однако правильным, а Аллаху ведомо лучше, является мнение, к которому склоняется большинство ученых, и среди них четыре Имама, что совершение полного омовения в пятницу до пятничного намаза является желательным (мустахабб), а не обязательным. Доводов, отклоняющих обязательность пятничного гусля, много. Среди них:

А. Высказывание Пророка, да благословит его Аллахи приветствует, переданное в хадисе от Самуры, да будет доволен им Аллах: “Если человек совершит в пятницу малое омовение, то это - благо, если же совершит большое омовение, то оно предпочтительнее”. То есть совершивший вуду’ (малое омовение), тем самым уже последовал Сунне, и прекрасно действие, совершенное согласно Сунне. Но тому, от кого исходит запах пота или другой неприятный запах, доставляющий неудовольствие молящимся и ангелам, следует совершать гусль. Данное мнение подтверждает хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала: “Иногда люди приходили на пятничную молитву из своих домов, а иногда из окрестностей. Они приходили в шерстяных плащах (‘аба), выпачканные пылью, и от них исходил неприятный запах. А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: “О, если бы вы очищались к этому вашему дню”.

Б. Хадиc марфу’, переданный Абу Хурейрой, где приводятся следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Тот, кто совершит малое омовение должным образом, а затем придет на пятничную молитву, послушает и прислушается, тому будет прощено” (хадис привел Муслим). Этот хадис указывает на то, что совершения малого омовения достаточно.

В. Хадис ибн Аббаса, где сообщается, что, когда его спросили о том, обязателен ли пятничный гусль, он ответил: “Нет, однако совершение гусля - чище”.

Джунуб – человек, находящийся в состоянии аль-джанаба (полового осквернения). В буквальном переводе слово “джанаба” означает отдаленность. Подобное название этого состояния может быть связано с тем, что находящийся в нем человек (джунуб) принужден отдаляться от некоторых видов поклонения и мест их совершения. Также существует точка зрения, объясняющая подобное название сего состояния тем, что сперма человека, вступающего в него, покидает места своего пребывания, отдаляясь от них. Аллах Всевышний сказал: “…и не находящимися в аль-джанаба – кроме как будучи проходящими путь, пока не омоетесь” (4:43).

Человеку, вступившему вбольшой хадас, причиной которого является состояние аль-джанаба либо менструация, запрещено пребывание в мечети. Однако это дозволено человеку, который, находясь в состоянии аль-джанаба, совершит малое омовение, ибо так поступили молодые люди из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Находящимся в состоянии аль-джанаба и женщинам во время месячных разрешено входить в мечеть или проходить через нее в случае, если возникла необходимость что-нибудь взять из нее или оставить. Это подтверждается рядом хадисов, которые будут приведены позднее, если на то будет воля Аллаха.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в “Ирва’у-ль-Галиль” (1/164). Он пишет: «В хадисе Аль-Къайса приводятся его слова: «Я пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, желая принять Ислам, и он повелел мне совершить полное омовение водой и лотосом». Иснад данного хадиса достоверен, о чем я уже говорил в «Сахихе Абу Дауда» (№ 381)».
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 106

Сообщение Абу Саад »

106 عن أبي سعيد الخدري رضي الله تعالى عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« الماء من الماء »
رواه مسلم ، وأصله في البخاري

106 – Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Водой – от воды (т.е. купаться водой обязательно после выделения спермы)». Этот хадис передал Муслим (343), а его суть также передал аль-Бухари (180).

Из этого хадиса следует, что купаться для очищение от полового осквернения необходимо только после выделения спермы во время полового акта или во сне, если же мужчина ласкал свою жену, но дело не дошло до семяизвержения, то купаться необязательно. Из многочисленных версий этого хадиса видно, что эти слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, относились непосредственно к половому акту. И действительно, в первые годы распространения ислама мусульманам было предписано купаться после совершения полового акта только в том случае, если дело дошло до семяизвержения. Однако впоследствии это предписание было аннулировано, о чем свидетельствует следующий хадис, рассказанный Абу Хурейрой, согласно которому мужчина и женщина, которые вступили в половую близость, обязаны искупаться, независимо от того, имело место семяизвержение или нет. Что же касается поллюций во сне, то изначально обсуждаемый нами хадис не имел к ним отношения, хотя его общий смысл также распространяется на поллюции. Из этого следует, что если человек увидел эротическое сновидение, то он должен искупаться только в том случае, если имело место семяизвержение. Это религиозное предписание осталось действительным. Священных текстов о том, что оно было аннулировано, не существует. Напротив, оно подтверждается многочисленными хадисами по этому поводу.

Выводы из хадиса:
1. Хадис указывает на обязательность (ваджиб) совершения полного омовения вследствие семяизвержения.

2. Большинство ученых считает, что данный хадис отменен сто седьмым хадисом, так как противоречит его буквальному значению. Однако, несмотря на это, хадис сохраняет смысл, необходимый для нас.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 107

Сообщение Абу Саад »

107 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« إذا جلس بين شعبها الأربع ، ثم جهدها ، فقد وجب الغسل »
متفق عليه - وزاد مسلم : " وإن لم ينزل " .

107 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кто-нибудь из вас воссядет между ног женщины и проникнет во влагалище, то он обязан искупаться». Этот хадис передали аль-Бухари (291) и Муслим (348), а в версии последнего также сказано: «…даже если не было семяизвержения».

Выводы из хадиса:
1. Хадис указывает на то, что половое сношение обязывает к совершению полного омовения (гусль) даже в том случае, когда не произошло семяизвержение.

2. Буквальный смысл (мантукъ) этого хадиса аннулирует то, что подразумевается (мафхум) в хадисе от Абу Са’ида Аль-Худри (№ 106). Доказательством этому служат слова Убайй ибн Ка’ба: «Они (сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) считали, что повеление “вода вследствие воды’’ было лишь позволением, данным Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в начале Ислама для облегчения, а позже он повелел совершать гусль (после полового сношения вне зависимости от того, произошло семяизвержение или нет)».
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№№ 108-109

Сообщение Абу Саад »

108 – Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Умм Сулейм, жена Абу Тальхи, да будет Всевышний Аллах доволен ими обоими, сказала:
«О Посланник Аллаха! Воистину, Аллах не стыдится истины. Должна ли женщина искупаться, если увидит эротическое сновидение?» Он ответил: «Да, если увидит следы жидкости». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.


Умм Сулейм - ее звали ар-Румейса или аль-Гумейса бинт Милхан. Она была матерью Анаса ибн Малика и считалась одной из самых славных сподвижниц. Во времена невежества она была замужем за Маликом ибн ан-Надром. Когда она обратилась в ислам, то предложила ему уверовать. Он разгневался на нее и отправился в Шам, где скончался. После его смерти к ней посватался Абу Тальха, который тогда был язычником. Она согласилась выйти за него замуж только в том случае, если он обратится в ислам. Он принял ислам и женился на ней. Она обладала многочисленными достоинствами и заслугами. Скончалась во времена правления ‘Усмана ибн ‘Аффана.

109 وعن أنس رضي الله عنه قال :
« قال رسول الله صلى الله عليه وسلم - في المرأة ترى في منامها ما يرى الرجل - قال : تغتسل »
متفق عليه - زاد مسلم :
« فقالت أم سلمة : وهل يكون هذا ؟ قال : نعم ، فمن أين يكون الشبه » .

109 – Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о женщине, у которой в результате сновидения, которое бывает и у мужчин, произошло истечение жидкости:
«Она должна искупаться». Этот хадис передали аль-Бухари (282) и Муслим (313). А в версии последнего также говорится, что Умм Саляма спросила: «Разве такое бывает?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Конечно, иначе откуда же появляется сходство [матери и ребенка]?» [/color]


Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подчеркнул, что в организме женщины существует жидкость, которая наряду со спермой принимает участие в процессе зачатия. Именно поэтому дети иногда похожи на своих отцов, а иногда – на своих матерей. Что же касается удивления Умм Салямы, то оно свидетельствует о том, что эротические сновидения у женщин бывают гораздо реже, нежели у мужчин.

Выводы из двух предыдущих хадисов:

1. Женщина, увидевшая эротическое сновидение и затем обнаружившая жидкость, должна совершить полное омовение.

2. Тот, кто нашел после сна мокрое пятно на своей одежде или теле, будь то мужчина или женщина, оказывается в одной из трех возможных ситуаций:

а) Если он удостоверяется в том, что обнаруженная жидкость – сперма.

В таком случае, он совершает гусль, даже если не помнит того, как произошла поллюция (выброс спермы во сне).

б) Если он удостоверяется в том, что данная жидкость – мази.

В таком случае он обязан вымыть выпачканные места, поскольку мази – наджаса. Совершение же полного омовения от него не требуется.

в) Если он не знает, чем является данная жидкость - спермой или мази.

В такой ситуации он поступает в зависимости от того, что было раньше: сон или причина выделения мази. Если сон предшествовал по времени причине выделения мази (любовной игре, мыслям эротической направленности, половому возбуждению и т.д.), то, скорее всего, обнаруженная жидкость – мази, а значит, нужно вымыть выпачканные места на одежде и теле, совершение же гусля при этом не требуется. Если же сон был после причины выделения мази, то необходимо совершить полное омовение, а также вымыть, в качестве меры предосторожности и для обретения полной уверенности, испачканные места на одежде и теле.
Ответить