КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ»

Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 36

Сообщение Абу Саад »

36 وعن لقيط بن صبرة ، رضي الله عنه ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
أسبغ الوضوء ، وخلل بين الأصابع ، وبالغ في الاستنشاق ، إلا أن تكون صائما
أخرجه الأربعة ، وصححه ابن خزيمة ولأبي داود في رواية
إذا توضأت فمضمض

36 – Передают, что Лякит ибн Сабира, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Совершай омовение надлежащим образом, мой места между пальцами и тщательно полоскай нос, если только ты не постишься». Абу Дауд, 142; ат-Тирмизи, 788; ат-Тирмизи сказал: «Хасан сахих». ан-Насаи, 1/66; ибн Маджах, 407; ибн Хузейма, 150. Ибн Хиббан (1087) и аль-Хаким (1/248) назвали хадис достоверным.
В другой версии Абу Дауда (144) говорится: «Совершая омовение, полоскай рот».

Хадис передал Лякит ибн Сабира, да будет доволен им Всевышний Аллах. Его звали Лякит ибн Сабира ибн ‘Абдуллах ибн аль-Мунтафик аль-‘Амири. Он был делегатом от племени Бану аль-Мунтафик. Некоторые историки считают, что его звали Лакит ибн ‘Амир ибн Сабира, известный по прозвищу Абу Разин аль-‘Акили. Этого мнения придерживался Ибн ‘Абд аль-Барр. Другие богословы считали, что это были два разных человека, и последнему мнению отдали предпочтение Ибн Хаджар и Мухаммад ас-Сан‘ани.


Выводы из хадиса:
1. При совершении омовения желательно (мустахабб) раздвигать пальцы рук и ног, пропуская воду между ними.

2. Как мы уже говорили, какое-либо веление становится обязательным тогда, когда нет обстоятельств, отклоняющих его обязательность. В данном случае обстоятельство, отклоняющее обязательность раздвижения пальцев, - это жидкотекучесть воды и ее способность проникать между пальцами даже без их раздвижения. Обязательным является само проникновение воды между пальцами, а остальное является желательным действием (мустахабб), совершаемым для обретения большей уверенности в проникновении воды в межпальцевые промежутки.

3. При омовении желательно (мустахабб) совершать глубокий истиншакъ, опасаться же попадания воды внутрь нежелательно (макрух) (исключение составляет омовение, совершаемое при соблюдении поста). Глубокий истиншакъ не относится к обязательным предписаниям, потому что, если бы это было так, пост не являлся бы препятствием к его совершению.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 37

Сообщение Абу Саад »

37 وعن عثمان رضي الله تعالى عنه
أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يخلل لحيته في الوضوء
أخرجه الترمذي ، وصححه ابن خزيمة .

37 – Передают, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что во время омовения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочесывал бороду пальцами. ат-Тирмизи, 31, который сказал: «Хасан сахих». ибн Хузейма, 151; ибн Маджах, 430.

Хадис достоверен. Его достоверность подтвердил Ибн Хузейма. Аль-Кутани и Ас-Суйуты упоминали данный хадис среди хадисов мутаватир. Хадис был передан от восемнадцати сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аль-Альбани оценил этот хадис как достоверный в версии от Аммара Ибн Ясира, где сказано: «Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, прочесывалпальцами свою бороду». Хадис приводится в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов от Ибн Маджаха (№ 1344) и в «Ар-Рауд» (№ 475).

Выводы из хадиса:

Шариат предписывает прочесывание бороды при совершении омовения, которое заключается в разделении ее влажными пальцами для прохождения воды между волосами и достижения ею кожи. Прочесывание бывает обязательным (ваджиб) и желательным (мустахабб), о чем упоминалось ранее.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 38

Сообщение Абу Саад »

38 وعن عبد الله بن زيد قال :
إن النبي صلى الله عليه وسلم أتى بثلثي مد ، فجعل يدلك ذراعيه
أخرجه أحمد وصححه ابن خزيمة .

38 – Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, принесли две трети мудда воды для совершения омовения, и он принялся тщательно растирать руки. Ахмад, 4/39; ибн Хузейма, 118; ибн Хиббан, 1082; аль-Хаким, 1/243. аль-Хаким сказал, что хадис соответствует условиям двух шейхов (т.е. аль-Бухари и Муслима).


Выводы из хадиса:
1. Шариат рекомендует использование для совершения омовения двух третей мудда воды, что составляет четверть пророческих са’а . Один пророческий са’а равен 2500 граммам, следовательно, один мудд составляет 625 граммов.

2. Желательно (мустахабб) совершать вуду’ с использованием небольшого количества воды, в объемах, которые использовал для этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. То же самое относится и к полному омовению. Поистине, экономное использование воды при омовении является следованием примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это наставление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, выражено в его словах: “Кто превысил это [1], тот причинил зло, преступил и сделал несправедливость”.

3. При совершении малого омовения желательно (мустахабб) не только обливать необходимые части тела, но и протирать их рукой. Однако протирание рукой не является обязательным (ваджиб), так как нет никаких доводов, указывающих на обязательность данного действия. Выполнение же его Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, еще не говорит о его обязательности, так как приказа на это не было.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - То есть вымыл руки более трех раз.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 39

Сообщение Абу Саад »

39 وعن عبد الله بن زيد قال :
رأى النبي صلى الله عليه وسلم يأخذ لأذنيه ماء غير الماء الذي أخذه لرأسه
أخرجه البيهقي ، وهو عند مسلم من هذا الوجه بلفظ :
« ومسح برأسه بماء غير فضل يديه »
وهو المحفوظ .

39 – Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, брал воду для обтирания ушей, не довольствуясь той, что осталась после обтирания головы. Передал аль-Бейхакъи, 1/65, который сказал: «Иснад достоверный».
В версии Муслима (№ 236) говорится: «Он прополоскал рот, а затем прополоскал нос и высморкался. Затем он трижды умыл лицо, затем трижды помыл правую руку и трижды помыл левую руку. Затем он взял воду для обтирания головы помимо той, что оставалась у него на руках. Затем он дочиста помыл ноги». Из хадисов известно, что он старался всегда поступать таким образом.

Первый риваят хадиса имеет отклонения (хадис шазз) [1] и является отвергаемым (хадис мардуд), а второй вариант является надежным (махфуз) и приемлемым (макъбуль).

Из этого хадиса следует, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не обтирал голову водой, которая оставалась на его руках после мытья рук. Напротив, перед обтиранием головы он еще раз смачивал руки водой. Что же касается смачивания рук перед обтиранием ушей, то автор отметил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. не всегда поступал таким образом. Ибн аль-Кайим писал: «Достоверных сообщений о том, что он смачивал руки перед обтиранием ушей, не существует. Однако достоверно известно, что Ибн ‘Умар поступал таким образом». См. “Зад аль-Ма‘ад”, т. 1, стр. 187. ‘Абд ар-Рахман аль-Мубаракфури писал: «Я не встерчал достоверного хадиса о необходимости смачивания рук перед обтиранием ушей. Известно, что таким образом поступал Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом. Имам Малик в сборнике “аль-Муватта” передал слова Нафи‘ о том, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар смачивал пальцы перед обтиранием ушей. А лучше всего об этом известно Аллаху». См. “Тухфат аль-Ахвази”, т. 1, стр. 49.

Выводы из хадиса:
В первой версии хадиса, которая является хадисом шазз, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заново смачивал руки для того, чтобы обтереть уши. Во второй же версии, которая является достоверным хадисом, переданным Муслимом, говорится о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал голову водой, которая не была водой, оставшейся на ладонях после обмывания им рук. При этом в достоверном хадисе не упомянуты уши, в то время как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно обтирал их при омовении, что указывает на вхождение последних в понятие головы, и это верно, как с точки зрения языка и Шариата, так и с точки зрения медицины. Таким образом, хадис указывает на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не смачивал руки заново для того, чтобы обтереть уши. Ибн уль-Къайим в “Заду-ль-Миад” сказал: “Нет доказательств относительно того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смачивал руки заново для того, чтобы обтереть уши”.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Хадис шазз, согласно терминологии знатоков науки о хадисах, - это хадис, содержание которого противоречит содержанию другого хадиса, передатчик которого более надежен из-за наличия у него ряда преимуществ.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 40

Сообщение Абу Саад »

40 وعن أبي هريرة قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول :
إن أمتي يأتون يوم القيامة غرا محجلين ، من أثر الوضوء ، فمن استطاع منكم أن يطيل غرته فليفعل
متفق عليه ، واللفظ لمسلم .

40 – Передают, что Ну‘ейм ибн ‘Абдуллах рассказывал, что однажды увидел, как совершал омовение Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах. Он умыл лицо и помыл руки чуть ли не до плечей. Затем он помыл ноги и часть голени, а затем поведал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«В день воскресения мои последователи придут с белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на руках и ногах, сияющими от следов омовения. Если кто-либо из вас может увеличить это сияние, пусть сделает это». аль-Бухари, 136; Муслим, 246.

Арабское слово “гурра” означает “белое пятно на лбу лошади”. Другое арабское слово “тахджил” означает “белые кольца на копытах лошадей”. Из этого хадиса следует, что в День воскресения лица, руки и ноги мусульман будут светиться благодаря тому, что они совершали омовение. А увеличить это сияние можно благодаря мытью передней части головы, рук выше локтей и ног выше щиколоток.

Выводы из хадиса:
1. Преимущества малого омовения и то, что оно является самостоятельным видом поклонения, – одна из весомых причин для обретения вечного счастья.

2. Следы омовения, которыми будут отмечены мусульмане в День Суда, - особая привилегия и отличительная особенность уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как и само малое омовение, относящееся к особенностям этой уммы.

3. Существует два мнения ученых относительно выхода при мытье конечностей за пределы той области, мытье которой обязательно (фард). Из них более достоверным является мнение, что обмывание участков тела выше установленной границы не относится к рекомендованным действиям (то есть не является мустахабб). Данного мнения придерживался Имам Малик и жители Медины, а также Шейху-ль-Ислям Ибн Теймия и его ученик Ибн Аль-Къайим. Они привели следующие доводы:

1) Для того чтобы считать выход за пределы участков тела, мытье которых при совершении малого омовения предписано (фард), видом поклонения, нужно иметь соответствующие доказательства из Корана или Сунны, однако доказательств на это, как таковых, нет.

2) Что касается слов “И тот из вас, кто сможет удлинить свои аль-гурра и ат-тахджиль, пусть сделает это”, то это дополнение в хадисе, вероятнее всего, относится к словам Абу Хурейры, а не к словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это утверждали многие знатоки хадисов. На’им Аль-Муджмир, передавший данный хадис от Абу Хурейры, объясняя это, сказал: “У меня нет уверенности относительно того, является ли это дополнение словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же словами Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен, добавленными им от себя”.

3) Все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,которые описывали его омовение, не упоминали о том, чтобы он дополнительно обмывал участки тела за пределами предписанных, а передали, что он ограничивался обмыванием лица и рук до локтей включительно, а также обмыванием стоп до щиколоток включительно.

4) Ибн Аль-Къайим сказал: “Наш учитель (Ибн Таймийа) говорил, что эти слова не могут принадлежать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ведь “аль-гурра” не бывает ни на руках, ни на лице; она находится на голове, однако ее удлинение невозможно, так как в таком случае она уже не будет называться аль-гуррой, то есть звездочкой во лбу".

5) Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, старался не совершать такой вид омовения перед людьми, для того чтобы у них не возникло убеждение, что подобная строгость является правильной. Муслим приводит сообщение, переданное от Ибн Хазима, где говорится: «Я находился позади Абу Хурейры, когда он совершал малое омовение для намаза. Обмывая руки, он доходил до подмышек. Я спросил его: «О Абу Хурейра, почему ты совершаешь омовение таким образом?». Он же ответил: «О Ибн Фарух, разве вы здесь?! Если бы я знал, что вы были тут, я не совершал бы такого омовения».

Абу Ханифа, Аш-Шафи’и, Ахмад и их последователи считали желательным (мустахабб) выходить при омовении за пределы участков, мытье которых предписано (фард). Данное мнение (хотя оно менее достоверно) разделяет большинство ученых, которые приводят последнюю часть вышеприведенного хадиса в качестве доказательства (“И тот из вас, кто сможет удлинить свои аль-гурра и ат-тахджиль, пусть сделает это”). Ответ на эту точку зрения уже приведен выше.

Шейх Ибн Баз, один из крупнейших ученых, в своем комментарии к книге “Фатху-ль-Бари” пишет: “Наиболее правильно в этом шариатском вопросе считать, что удлинение касается именно ат-тахджиль и подразумевает мытье рук выше локтя и ног выше лодыжек в дополнение к тому, что предписано (фард) из мытья рук и ног. Это сообщил Абу Хурейра, ссылаясь на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в версии хадиса, приведенной Муслимом, хотя Аллаху сие ведомо лучше”.
Один их хадисов, приведенных в “Ас-Сахихе” Муслима, на который указывает в своем комментарии шейх Ибн Баз, звучит следующим образом: “Он вымыл свои руки так, что затронул область выше локтя, и вымыл свои ноги так, что затронул голень”.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», №№ 41-42

Сообщение Абу Саад »

41 وعن عائشة رضي الله عنها قالت :
« كان النبي صلى الله عليه وسلم يعجبه التيمن في تنعله ، وترجله ، وطهوره وفي شأنه كله »
متفق عليه

41 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, надевая обувь, расчесывая волосы, очищаясь и совершая любые другие дела, любил начинать с правой стороны. аль-Бухари, 168; Муслим, 268.

42 وعن أبي هريرة قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« إذا توضأتم فابدءوا بميامنكم »
أخرجه الأربعة ، وصححه ابن خزيمة

42 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Надевая одежду и совершая омовение, начинайте с правой стороны». Абу Дауд, 4141; ибн Маджах, 402; Ахмад, 2/435; ибн Хузейма, 178, ибн Хиббан, 1090.

Выводы из двух предыдущих хадисов:
1. Желательно (мустахабб) начинать с правой стороны при одевании обуви, причесывании волос, совершении омовения и других подобных действиях, имеющих благородный и очищающий характер. Совершение действий противоположного характера желательно начинать с левой стороны.

2. Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал, что все ученые сошлись во мнении относительно того, что начинать обмывание с правых сторон является Сунной. Тот, кто нарушает это установление, лишается вознаграждения, хотя его омовение считается действительным.

3. При совершении приятного и благородного деяния (в том числе и при совершении малого омовения) желательно (мустахабб), чтобы правая рука предшествовала левой руке, а правая нога - левой ноге (то есть желательно начинать с правой руки и с правой ноги).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 43

Сообщение Абу Саад »

43 وعن المغيرة بن شعبة رضي الله عنه
« أن النبي صلى الله عليه وسلم توضأ . فمسح بناصيته ، على العمامة والخفين »
أخرجه مسلم

43 – Передают, что аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время омовения обтер переднюю часть головы, чалму и кожаные носки. Муслим, 274.


Хадис передал аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им Всевышний Аллах. Его звали Абу ‘Абдуллах или Абу ‘Иса аль-Мугира ибн Шу‘ба ибн Мас‘уд ас-Сакафи. Он был одним из самых славных сподвижников. Обратился в ислам в год битвы у рва, после чего переселился в Медину. Первым крупным событием, в котором он принял участие, стал поход в Худейбийу. Скончался в 50 г.х. в Куфе.
Арабское слово “насийа” (букв. “чуб, хохол”) означает “передняя часть головы, на которой растут волосы, граничащая со лбом”. Из этого хадиса следует, что при совершении омовения не следует ограничиваться обтиранием только передней части головы, если после этого человек не обтирает чалму. Что же касается обтирания чалмы без обтирания передней части головы, то большинство богословов не разрешали поступать таким образом. Однако имам Ибн аль-Кайим писал: «Иногда он обтирал непокрытую голову, иногда – чалму, иногда – чалму и переднюю часть головы. Что же касается обтирания только передней части головы, то по этому поводу нет достоверных сообщений». См. “Зад аль-Ма‘ад”, т. 1, стр. 187.



Выводы из хадиса:
1. Сведений, в которых сообщалось бы о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничивался при обтирании головы лишь обтиранием чуба, до нас не дошло. Поистине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда обтирал голову, обтирал ее полностью, а не только часть ее. Когда же он совершал обтирание (масх) чалмы, то ограничивался обтиранием самой чалмы. Таково самое правильное мнение среди существующих на этот счет среди ученых мнений. Некоторые же ученые считают, что следует сочетать обтирание чалмы с обтиранием чуба.

2. Хадис доказывает законность и желательность обтирания хуффейн (носки) и им подобного при наличии всех необходимых для этого условий (объяснение будет изложено в одной из следующих глав, если на то будет воля Аллаха).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 44

Сообщение Абу Саад »

44 وعن جابر بن عبد الله رضي الله تعالى عنهما - في صفة حج النبي صلى الله عليه وسلم قال صلى الله عليه وسلم
« ابدءوا بما بدأ الله به »
أخرجه النسائي هكذا بلفظ الأمر ، وهو عند مسلم بلفظ الخبر .

44 – Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что во время хаджа Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Начинайте с того, с чего начал Аллах». Ан-Насаи (5/236) передал эти слова в побудительной форме, а Муслим (1218) – в повествовательной.


Хадис передал Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом. Его звали Джабир ибн ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн Харам аль-Ансари ас-Сулами. Его прозвище было Абу ‘Абдуллах. Он был одним из самых славных сподвижников, принимал участие в битве при Бадре и еще в семнадцати сражениях. Аль-Бухари передал хадис, в котором говорится что в битве при Бадре он подносил воду бойцам. Некоторые историки считали, что он не принимал участие в битвах при Бадре и при Ухуде, но принимал участие во всех последующих сражениях и походах. Он также был участником битвы при Сыффине, в который выступал на стороне ‘Али ибн Абу Талиба. Обладал прекрасной памятью и передал много хадисов. Скончался в 74 или 77 г.х. в возрасте 94 года. К тому времени он был слепым. Говорят, он был последним сподвижником, который скончался в Медине.
Полный текст этого хадиса передан в главе “Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку”. Совершая пробежку между холмами ас-Сафа и аль-Марва, Посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха, решил начать с ас-Сафы, потому что всевышний Аллах сказал: «Поистине, ас-Сафа и аль-Марва – это обрядовые знамения Аллаха» (2:158). Автор привел отрывок этого длинного хадиса в главе об омовении, потому что слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имеют самый широкий смысл, даже если связаны с определенным событием. Обсуждаемый нами хадис связан с пробежкой между двумя холмами во время паломничество, однако его текст содержит правило, которое распространяется на остальные предписания религии. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы приступаете к совершению намаза, то умойте ваши лица и руки до локтей, оботрите головы и умойте ноги до щиколоток» (5:6). Это значит, что при совершении омовения обязательно соблюдать упомянутую в священном Коране последовательность.



Выводы из хадиса:
1. Хадис указывает на необходимость соблюдения очередности при обмывании частей тела во время совершения омовения. Речь об этом (с приведением остальных доводов на обязательность обмывания органов в определенном порядке) уже шла ранее.

2. Приведенный хадис является отрывком из длинного хадиса, описывающего совершение паломничества Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Автор привел данный отрывок в главе “О малом омовении” с целью объяснения того, что из сказанного необходимо извлекать его общий смысл, а не ограничиваться лишь узким пониманием фразы и применением ее лишь к определенным обстоятельствам. Данное повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя и дано в отношении са’йя [1], однако имеет широкий его смысл, указывающий на общее правило совершать действия в том порядке, в каком их перечисляет в Коране Аллах. Действие этого правила распространяется также и на малое омовение, поэтому слова Аллаха Всевышнего “и мойте ваши лица, и руки до локтей…” обязывают нас начинать при совершении малого омовения с того, с чего начал Аллах.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Са’й - семикратное прохождение паломником между холмами Сафа и Марва.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 45

Сообщение Абу Саад »

45 وعن جابر بن عبد الله رضي الله تعالى عنهما
« كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا توضأ أدار الماء على مرفقيه »
أخرجه الدارقطني بإسناد ضعيف

45 – Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая омовение, лил воду на локти. ад-Даракъутни, 1/83; аль-Бейхакъи, 1/56; ибн Касир назвал хадис слабым. См «Тафсир ибн Кясир», 2/52.

Одним из рассказчиков этого хадиса был аль-Касим ибн Мухаммад ибн ‘Акиль, хадисы которого не следует принимать во внимание.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 46-48

Сообщение Абу Саад »

46-48 وعن أبي هريرة رضي الله تعالى عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« لا وضوء لمن لم يذكر اسم الله عليه »
أخرجه أحمد وأبو داود وابن ماجه ، بإسناد ضعيف - وللترمذي عن سعيد بن زيد ، وأبي سعيد نحوه ، قال أحمد : لا يثبت فيه شيء .

46-48 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Намаз не засчитывается тому, кто не совершил омовения, а омовение не засчитывается тому, кто не упомянул имени Аллаха перед ним». Этот хадис передали Ахмад (3/41), Абу Дауд (102) и Ибн Маджах (397) со слабой цепочкой рассказчиков. Бухари назвал его слабым в книге «ат-Тарих», 4/76; То же самое сказал Ибн ’Ади в «аль-Камиль», 3/173.
Ат-Тирмизи (25) передал похожий хадис от Са‘ида ибн Зейда и Абу Са‘ида аль-Худри, а Ахмад сказал, что ни одно сообщение на эту тему не заслуживает доверия.



Одну из версий передал Са‘ид ибн Зейд. Его звали Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр аль-Кураши. Его прозвище было Абу аль-А‘вар. Он был одним из десяти сподвижников, которые еще при жизни были обрадованы вестью о том, что непременно попадут в рай. Он принял ислам одним из первых и вместе со своей женой Фатимой способствовал обращению в ислам ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который был братом Фатимы. Он принял участие во всех сражениях, кроме битвы при Бадре, потому что в это время ему было поручено следить за караваном мекканцев. Скончался в 51 г.х. и был похоронен на кладбище аль-Баки‘.
Текст этого хадиса свидетельствует, что признесение выражения “Бисмиллях” является обязательным предписанием или условием омовения. Однако достоверных хадисов по этому поводу не существует, и поэтому произнесение слова “Бисмиллях” в начале омовения является желательным предписанием. Во-первых, слабые хадисы на эту тему усиливают друг друга. А во-вторых, благодеяния всегда следует начинать именем Аллаха.


Выводы из хадиса:
1. Три имама считают, что упоминание имени Аллаха при совершении малого омовения является Сунной, а не обязанностью (ваджиб). Ответом же сторонникам обязательности тасмии [1], опровергающим их мнение, служит то, что данный хадис является слабым. Даже если признать его достоверным, то существуют обстоятельства, которые отклоняют обязательность тасмии перед омовением и опровергают несостоятельность омовения без нее. Этим обстоятельством является то, что никто из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, описывавших совершение им омовения, не упоминал о произнесении им имени Аллаха при этом. Причем все эти хадисы, описывающие вуду’ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся в сборниках достоверных хадисов Аль-Бухари и Муслима.
Даже те, кто утверждает обязательность тасмии в начале омовения, говорят, что она ложится на тех, кто вспомнил о ней перед началом омовения, и снимается с тех, кто забыл о ней.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Тасмия – произнесение формулы “Бисмиллях” (Во имя Аллаха).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», №№ 49-51

Сообщение Абу Саад »

49 وعن طلحة بن مصرف عن أبيه عن جده رضي الله عنه قال :
« رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يفصل بين المضمضة والاستنشاق »
أخرجه أبو داود ، بإسناد ضعيف

49 – Передают, что Тальха ибн Мусарриф рассказывал со слов своего отца и деда о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, полоскал рот и нос раздельно. Этот хадис передал Абу Дауд (№ 139) со слабой цепочкой рассказчиков. Также передал аль-Бейхакъи и назвал его слабым, 1/51.

Хадис передал Тальха ибн Мусарриф. Его звали Абу Мухаммад или Абу ‘Абдуллах Тальха ибн Мусарриф. Он принадлежал к пятому поколению мусульман и заслужил доверие мусульманских богословов. Он был одним из авторитетных чтецов Корана и скончался в 112 г.х.
Однако его отец Мусарриф был неизвестен знатокам хадисов, и поэтому обсуждаемый нами хадис является слабым.
А его деда звали Ка‘б ибн ‘Амр или ‘Амр ибн Ка‘б ибн Джундуб аль-Йами аль-Хамадани. Ибн ‘Абд аль-Барр писал, что он был одним из сподвижников и позднее поселился в Куфе.


50 وعن علي رضي الله عنه - في صفة الوضوء - ثم
« تمضمض صلى الله عليه وسلم واستنثر ثلاثا . يمضمض ويستنثر من الكف الذي يأخذ منه الماء »
أخرجه أبو داود والنسائي

50 – Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Всевышний Аллах, во время омовения трижды прополоскал рот и высморкался, набирая воды в рот и нос из пригоршни, которой он черпал воду. Это отрывок длинного хадиса. Передали Абу Дауд, 111; ан-Насаи, 1/69; аль-Бейхакъи, 1/48; Имам ан-Науауи назвал хадис достоверным. См. «аль-Маджму’», 4271.

51 وعن عبد الله بن زيد - في صفة الوضوء -
« ثم أدخل صلى الله عليه وسلم يده ، فمضمض واستنشق من كف واحد ، يفعل ذلك ثلاثا »
متفق عليه .

51 – Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им Всевышний Аллах, налил воду из сосуда на руки и помыл их. Затем он прополоскал рот и нос из одной пригоршни и повторил это три раза. Затем он трижды помыл лицо и дважды помыл руки до локтей. Затем он обтер переднюю и заднюю части головы и помыл ноги до щиколоток, после чего сказал: «Так совершал омовение Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». аль-Бухари, 185; Муслим, 235.

Из двух последних хадисов следует, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, полоскал рот из пригоршни воды, а затем оставшейся в ней водой полоскал нос, причем повторял это трижды. В хадисе Тальхи ибн Мусаррифа сообщается, что он полоскал рот и нос отдельно. Однако этот хадис является слабым, потому что Мусарриф не был известен авторитетным знатокам хадисов. Имам ас-Сан‘ани писал: «При наличии двух различных хадисов мы должны либо совместить их, либо отвергнуть один из них. Скорее всего, дозволено поступать обеими способами. Оба эти способа законны, хотя хадисы о полоскании рта и носа из одной пригоршни достовернее и многочисленнее».

Выводы из трех вышеприведенных хадисов:
1. Эти хадисы указывают на то, что при совершении мадмады и истиншакъа предпочтительнее набирать воду в рот и в нос из одной ладони, используя одну пригоршню воды. Мадмада и истиншакъ совершаются троекратно.

Раздельное их совершение допустимо, однако не находит подтверждения ни в одном из достоверных хадисов, о чем сообщают исследовавшие данный вопрос ученые.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 52

Сообщение Абу Саад »

52 وعن أنس رضي الله عنه قال :
« رأى النبي صلى الله عليه وسلم رجلا ، وفي قدمه مثل الظفر لم يصبه الماء . فقال : ارجع فأحسن وضوءك »
أخرجه أبو داود والنسائي

52 – Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел мужчину, на стопе которого остался участок величиной с ноготь, которого не коснулась вода, и сказал ему: «Вернись и соверши омовение, как следует». Абу Дауд, 173; ан-Насаи, 3/59; ибн Маджах, 665.

Хадис хороший. Ученые разошлись во мнениях относительно его достоверности. Данный хадис имеет подтверждение в обоих “Ас-Сахихах”. Среди подтверждающих его хадисов - сообщения от Абу Хурейры, от Абдуллы Ибн Умара и от Айши, да будет доволен ими Аллах, в которых рассказывается о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, у которого на ноге после совершенного им омовения осталось сухое место размером с ноготь. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал ему на это и сказал: “Горе пяткам от мучений огня!”. Аль-Албани оценил хадис как достоверный в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 158).

Выводы из хадиса:
1. Полное обмывание всех участков, подлежащих очищению при малом омовении, обязательно (ваджиб). Хотя Имам Абу Ханифа считает, что оставить сухой половину или четверть участка тела, нуждающегося в обмывании, простительно. Однако правильным является мнение, указывающее на обязательность полного обмывания участков, подлежащих очищению при вуду’.

2. Данный хадис содержит указание на необходимость соблюдения непрерывности при совершении малого омовения (разъяснение этого приводилось ранее).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 53

Сообщение Абу Саад »

53 وعن أنس رضي الله عنه قال :
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يتوضأ بالمد ويغتسل بالصاع ، إلى خمسة أمداد »
متفق عليه

53 – Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при омовении расходовал один мудд воды, а при купании – от одного са‘ до пяти муддов. аль-Бухари, 201; Муслим, 325.

Один са‘ равен четырем муддам, что составляет около двух с половиной литров. Из этого хадиса следует, что при купании Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не использовал больше 5 муддов воды.

Вывод из хадиса:
Правилом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было бережное отношение ко всему, даже к тому, что имеется в изобилии. В этом - наставление для людей и указание на недопустимость расточительства.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 54

Сообщение Абу Саад »

54 وعن عمر رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« ما منكم من أحد يتوضأ ، فيسبغ الوضوء ، ثم يقول : أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله ، إلا فتحت له أبواب الجنة الثمانية ، يدخل من أيها شاء »
أخرجه مسلم والترمذي وزاد
« اللهم اجعلني من التوابين . واجعلني من المتطهرين »

54 – Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник” (ашхаду ан ляя иляяха илляллааху вахдаху ляя шариика ляху, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюху), – то перед ним непременно раскроются восемь райских врат, дабы он мог войти туда через любые из них». Этот хадис передали Муслим (234) и ат-Тирмизи (55), причем в версии последнего говорится: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. О Аллах! Сделай меня одним из тех, кто кается и очищается” (Ашхаду ан ляя иляяха илляллааху вахдаху ляя шариика ляху, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюху. Аллаахумма-дж‘алнии минат-тавваабиина, вадж‘алнии миналь-мутатаххириина), – то перед ним непременно раскроются восемь райских врат, дабы он мог войти туда через любые из них».

Хадис передают со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Всевышний Аллах. Его звали Абу Хафс ‘Умар ибн аль-Хаттаб аль-Кураши. Он обратился в ислам в 5 или 6 году после начала пророчества и стал сороковым мусульманином. Он был одним из десяти сподвижников, которые еще при жизни были обрадованы вестью о том, что непременно попадут в рай. Он принимал участие во всех битвах и походах Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а впоследствии стал третьим праведным халифом и правил халифатом в течение десяти с половиной лет. За годы его правления мусульмане покорили Ирак, Персию, Шам, Египет и многие другие области. В конце месяца зу-ль-хиджжа 23 года по мусульманскому летоисчислению фарс по имени Абу Лу’лу Фируз, который был рабом аль-Мугиры ибн Шу‘бы, нанес ему во время намаза шесть смертельных ранений отравленным кинжалом, а спустя три дня, 1 числа месяца мухаррам 24 года по мусульманскому летоисчислению, он скончался.

Выводы из хадиса:
1. Данный хадис доказывает ценность малого омовения и полного его совершения, а также указывает на ту великую награду, которой мусульманин удостаивается посредством его.

2. Хадис подтверждает, что тому, кто совершает вышеупомянутое, уготована награда в виде Рая. Выражение “открылись врата Рая” несет два смысла:

Первый из них состоит в том, что Аллах упрощает человеку пути добра, ведущие его к вратам Рая, то есть готовит для него возможности совершить благие деяния, которые приведут его к вратам Райских садов. Аллах Всевышний сказал: “И тех, которые стараются ради Нас, Мы наставляем на Наши пути” (29:69).

Второй смысл данной фразы заключается в том, что Аллах откроет верующему врата Рая в Судный День. Сообщение о будущем событии передается глаголом прошедшего времени для того, чтобы подчеркнуть обязательность и близость его осуществления.

3. Слова поминания, произносимые после совершения вуду’, весьма способствуют тому, чтобы вуду’ было полным и совершенным. Ибо верующий после того, как совершает внешнее, явное очищение посредством омовения водой, дополняет его очищением внутренним, провозглашая формулу единобожия и произнося слова искренности и очищения веры, которые являются наиблагороднейшими словами.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», ГЛАВА 5

Сообщение Абу Саад »

5 - باب المسح على الخفين (5)
[/arabic]
5 – Глава об обтирании кожаных носков (хуффейн).


Название главы по-арабски – “Аль-Масх ‘аля-ль-Хуффейн”.

Слово “масх” в арабском языке означает протирание, то есть проведение руками по чему-либо.

В Шариате масх - это протирание мокрыми руками участка тела, но не напрямую, а через определенного рода преграду, в определенное время и при определенных условиях.

Хуффейн – это специального рода кожаные тапочки, которые наподобие носков облегают стопу со всех сторон. Такое название они получили в связи с их легкостью, однако их также называют ат-тасахин (утепляющие), потому что они утепляют стопы.
То, что в отличие от хуффейн изготовлено не из кожи, а из ткани и других подобных ей материалов, носит название “аль-джавариб” (носки, чулки). Хуффейн укороченного вида носит название “аль-мукъ”.

Законоположение об обтирании хуффейн.
Среди знатоков Ислама существуют три точки зрения относительно дозволенности обтирания хуффейн при совершении малого омовения.

1. Согласно первой из них, обтирать хуффейн вместо мытья ног при совершении малого омовения не разрешается. Доказывая правильность этого мнения, его сторонники говорят о том, что все сообщения, касающиеся дозволенности совершения обтирания хуффейн, аннулированы кораническим аятом о малом омовении (5:6), в котором приказывается обмывать ноги. Этой точки зрения придерживался Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом.

2. Согласно второму мнению, при совершении малого омовения дозволяется вместо мытья ног обтирать хуффейн. Это мнение поддерживает большинство ученых фикъха. В качестве доказательства сторонники этого мнения выдвигают хадис, приведенный в “Ас-Сахихе” Муслима.

3. Третье мнение гласит: обтирание хуффейн при совершении вуду’ дозволено для путников, не разрешено - для находящихся дома. Аргументация сторонников этой точки зрения базируется на том, что все достоверные сообщения, рассказывающие об обтирании хуффейн Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, касаются ситуаций, когда он находился в пути. Находящиеся в пути нуждаются в дозволениях, облегчающих выполнение предписаний Шариата. Обтирание хуффейн является одним из таких облегчающих дозволений для путников, ведь снятие хуффейн затруднительно для них.

Однако наиболее предпочтительным, хотя Аллаху ведомо лучше, является мнение, что Шариат разрешает во время совершения малого омовения вместо мытья ног протирать мокрой рукой надетые на них хуффейн при наличии необходимых условий. На это указывают хадисы мутаватир. Имам Ахмад сказал: «В моей душе нет никаких сомнений (относительно обтирания хуффейн). На этот счет известно сорок хадисов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе» приводит слова Ибн Аль-Мубарака, который сказал: “Среди сподвижников (Пророка, да благословит его Аллаха и приветствует) нет разногласий по поводу ношения хуффейн…» - и слова Хасана Аль-Басри: «О протирании хуффейн мне рассказали семьдесят сподвижников». Ас-Сан’ани говорит в «Субулю-с-Салям» о том, что Абу Аль-Къасим Ибн Миндах упомянул тех, кто передал сообщения о протирании хуффейн, и их число достигло восьмидесяти.
Мудрость сего предписания Шариата заключается в том, что оно имеет целью избавить рабов Аллаха от трудностей и послужить облегчением, так как если бы им было повелено снимать хуфф для каждого омовения, то это оказалось бы для них тяжелым, особенно в зимний период.

Условия, при которых обтирание хуффейн правомочно.
1. То, что надето на ноги, должно быть чистым, то есть изготовлено из материала, который считается, с точки зрения Шариата, чистым, а не из того, что по своей сути является наджасой, как, например, собачья или свиная кожа.

2. Хуффейн должны быть надеты в состоянии ат-тахара (состояние ритуальной чистоты). Причем правильней здесь подразумевать состояние, когда человек свободен не только от большого, но и от малого хадаса, то есть ту чистоту, которая приобретается им путем совершения малого омовения (вуду’). Почему? Во-первых, потому, что, приняв в качестве второго условия протирания хуффейн состояние свободы от обоих хадасов, мы тем самым предохраняем себя от ошибки, из-за которой наше омовение окажется недействительным, а во-вторых, потому, что мы можем опереться на доводы, из которых становится ясно, что состояние чистоты, подразумеваемое в хадисе от Ибн Шу’ба (№ 53), – это состояние после совершения вуду. Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе» пишет: “…В результате, Аш-Шафи’и и большинство ученых-богословов считали, что состояние чистоты, требуемое Шариатом в данном случае, – это вуду’”.

3. Протирание хуффейн может быть совершено только до истечения определенного времени после их надевания, а именно: для находящегося дома возможность обтирать хуффейн вместо мытья ног при омовении длится один день и одну ночь (то есть, сутки), а для путника этот срок равен трем дням с их ночами. Таково, как пишет Аль-Хафиз в “Аль-Фатхе”, мнение большинства мусульманских ученых.

Здесь иногда называются и некоторые другие условия, однако их следует признать неприемлемыми. Среди них:

1. То, что хуффейн должны стопроцентно прикрывать ту часть ноги, которая подлежит обязательному мытью при совершении малого омовения, так, чтобы ничего из этой части ноги не было видно. Однако в действительности это не является обязательным условием, потому что:

А) нигде в Сунне абсолютное прикрытие ноги хуффом в качестве условия действительности масха не указывается;

Б) все существующие хадисы об обтирании хуффейн носят общий и универсальный характер, не называя ограничений для того или иного вида хуффейн, а если положение пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) как универсальное, то оно должно оставаться универсальным. Если же кто-то из людей вносит в него какое-то ограничение, то он обязан привести довод на это. Если же таких доказательств не существует, мы обязаны считать общим и безусловным то, что посчитали общим и безусловным Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). И на нас обязанность придерживаться ограничений там, где ограничили Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха);

В) многие сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были бедны, а у бедных людей, как правило, хуффы не лишены изъянов и дыр. Однако Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не указал сподвижникам на недопустимость наличия в хуффах дыр, а, ведь если бы стопроцентное прикрытие стопы было одним из условий действительности протирания хуффейн, необходимость в указании на это была бы очевидной;

Г) кожа ног не является авратом (срамным местом), прикрытие которого обязательно. Посему тот факт, что из-под хуффейн виднеется кожа стопы, никак не вредит действительности их обтирания, и никаких оснований утверждать, что хуффы, через которые видна кожа, не годны для обтирания, у нас нет.

2. То, что хуффейн должны быть приобретены дозволенным (халял), а не запретным путем (то есть не отобранными у кого-то, не украденными и т.п.) и не должны быть изготовлены из запрещенного материала [1], такого, например, как шелк. Принять данное условие в качестве условия действительности обтирания хуффейн также нельзя [2] ввиду отсутствия ясных доводов, указывающих на это.

3. Хуфф должен держаться на стопе сам по себе или при помощи обуви, если же он держится на ноге только с помощью шнурков, то обтирание его не дозволено. Принятие данного утверждения в качестве условия действительности протирания также не является верным, так как хадисы по вопросу протирания хуффейн носят общий характер, не содержа ограничений, и раз уж человек пользуется этими хуффами и ходит в них, то почему же их крепление на ноге при помощи шнурков должно препятствовать действительности масха? Никаких доводов на этот счет не существует.

Сроки обтирания хуффейн.
Обтирать хуффейн во время омовения вместо мытья ног можно в течение определенного периода времени. Сроки обтирания хуффейн для местных, то есть людей, находящихся дома, составляют один день и одну ночь, то есть сутки.

Для путников же возможность обтирать хуффейн, не моя ноги, длится три дня с их ночами.

С какого момента начинается отсчет времени, в течение которого дозволяется совершать обтирание на надетые хуффы? Можно предположить три варианта:

1. с момента надевания хуффов;

2. с момента первого нарушения состояния ритуальной чистоты (с момента вступления в малый хадас);

3. с момента первого обтирания.

Момент надевания хуффейн, согласно всеобщему мнению, не является началом срока действия хуффейн. Ряд ученых считает началом срока обтирания первое нарушение малого омовения, то есть момент наступления состояния хадаса.
Однако самым достоверным является мнение, что началом срока является первое протирание при совершении омовения. В хадисе сказано: “…Путник протирает хуффейн три ночи, а местный - один день и одну ночь”; про человека можно говорить, что он протирает, а его самого называть протирающим только с момента начала самого действия протирания, то есть до первого протирания сказать про человека, что он протирает хуффейн, нельзя, значит, правильным является вывод, что срок протирания начинается с момента первого протирания, а не с момента нарушения малого омовения и не с момента надевания.

Правила обтирания хуффейн.
Ас-Сан’ани упоминает в “Субулю-с-Салям” о том, что по поводу образа и количества обтирания хуффейн нет хадисов, на которые можно было бы опереться, кроме хадиса Али, рассказывающем о масхе. Очевидным является то, что если мусульманин-мукалляф совершит то, что считается протиранием с точки зрения языка, то этого для него будет достаточно.

На то, как совершается масх, ясно указывается в хадисе от Аль-Мугиры Ибн Шу’ба. Там сказано, что он протирал носки (хуффы), проводя одновременно обеими ладонями, смоченными водой, по тыльной (верхней) поверхности стоп от кончиков пальцев по направлению к голеням, делая это один раз. Причем правую стопу он протирал правой рукой, а левую стопу – левой, точно так же, как это делается при протирании ушей, о чем сказано в хадисе: “и он протер их оба (одновременно)”. И он не протирал ни подошвенную поверхность стоп, ни пятки.

Существует также мнение, что сначала нужно протереть правой рукой правую стопу, а уж затем левой рукой – левую. Это мнение основано на хадисе от Айши, да будет доволен ею Аллах, из которого явствует, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, предпочитал омывать сначала правые части тела, а протирание хуффейн также входит в омовение.

Все ученые единодушны в том, что протирание хуффейн проводится однократно, а повтор его не соответствует Сунне.

Обстоятельства, делающие обтирание хуффейн неправомочным.
1. Истечение срока, установленного Шариатом для обтирания. После истечения срока обтирание хуффейн недопустимо, и это самое достоверное мнение.

2. Снятие одного или обоих носков (или хуффов). Если человек, надевший хуффы, снял один или оба хуффа после того, как на них уже совершалось обтирание, то после этого надеть их и делать на них масх уже нельзя, потому что он будет недействительным.

Если человек снял хуффейн, предварительно совершив омовение с масхом, то взятое им омовение из-за снятия хуффейн не нарушается, поскольку доводов на то, что снятие хуффейн нарушает вуду’, нет, то есть омовение снявшего хуффейн человека сохраняется, если не будет совершено другое действие, нарушающее его. Так утверждал шейх Ибн ’Усаймин, да смилуется над ним Аллах.

3. Вступление в состояние большого хадаса, которое, как известно, требует совершения большого омовения (гусль).

Обтирание шин, пластырей и повязок.
Шина – приспособление, как правило, из дерева, накладываемое на область перелома с целью иммобилизации (обездвижения) сломанной части тела. В наши дни при переломах чаще всего используется гипсовая повязка.

Пластырь – тонкий материал, который наклеивается на рану и т.п. с целью лечения.

Повязка – то, что повязывается поверх ран, ушибов, ожогов и т.д. в лечебных целях.

Все вышеперечисленное накладывается мусульманином на те или иные части тела в случае необходимости. До тех пор, пока он нуждается в постоянном присутствии указанных лечебных средств на его теле, ему дозволяется во время омовения совершать протирание поверх них. Когда же необходимость в постоянном присутствии шины, повязки или пластыря на теле отпадает, ему необходимо снять их и в дальнейшем мыть при совершении омовения ту часть тела, которая ранее находилась под шиной, повязкой и т.д.

Пластыри, повязки и все остальное, что можно временно снимать, а затем вновь одевать, снимаются при омовении, и то, что под ними, моется. Это делается при том условии, что снятие этого лечебного средства не затруднительно и мытье того, что под ним, не навредит и не приведет к задержке процессов заживления. Если же снятие лечебного средства для мытья того, что под ним при совершении омовения, сопряжено с трудностями и чревато вредными последствиями, то средство не снимается, а обтирается.

Одним из условий дозволенности протирания данных лечебных средств является то, что они должны покрывать только те участки тела, в покрытии которых есть потребность, то есть саму рану (или место перелома) и прилежащие к ней участки тела, на которых эти средства будут крепиться.

Правила обтирания шин, повязок, пластырей и других лечебных средств.
Когда совершающий омовение доходит до той части тела, на которую наложена шина, повязка или пластырь, он должен вымыть все, что вокруг шины или повязки, а саму повязку или шину протереть, то есть сделать на них масх. Ту часть шины или повязки, которая покрывает участок тела вне области, подлежащей обязательному очищению при совершении омовения, протирать не нужно. Например, если на стопу наложена повязка, часть которой покрывает голень, то при совершении омовения ту часть повязки, что лежит за пределами стопы, то есть выше лодыжек, протирать не требуется.

Отличия протирания хуффейн от протирания шин, повязок и т.п.
1. Возможность протирания хуффейн ограничена определенным сроком, а возможность протирания шин, повязок и т.д. длится до тех пор, пока не отпадет необходимость в них.

2. Протирание хуффейн возможно лишь при условии, что они были надеты в состоянии чистоты, что же касается протирания шин и повязок, то наложение их в состоянии ритуальной чистоты не является условием правомочности их протирания.

3. При обтирании хуффейн ограничиваются протиранием лишь одной их поверхности (верхней), а шины и повязки должны быть протерты полностью.

4. Хуффейн обтирают только при совершении малого омовения, то есть при избавлении от малого хадаса, а шины и повязки можно обтирать как при избавлении от малого, так и от большого хадаса.

Обтирание чалмы и женского платка.
Мужчинам при совершении малого омовения разрешено обтирать чалму. Чалма (“имама) – известный среди мусульман головной убор, представляющий собой кусок ткани, обернутый вокруг головы. Женщинам также разрешено обтирать свои покрывала во время совершения малого омовения. Под женским покрывалом подразумевается то, что покрывает голову женщины. Хотя среди ученых-богословов нет единого мнения относительно допустимости обтирания женского платка, в любом случае при наличии трудностей (например, при холодной погоде, сложности снятия и одевания платка) его обтирание допустимо при том условии, что платок не просто накинут на голову, а охватывает ее, пролегая под подбородком. Так утверждал шейх Ибн ’Усаймин, да смилуется над ним Аллах.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[1] - Под запрещенными здесь подразумеваются чистые материалы, использование которых в тех или иных целях запрещено.
[2] - Хотя воровство, грабеж, ношение шелка и т.д. безусловно, являются греховными деяниями, за которые совершающих их понесет кару, однако на действительность протирания хуффейн не влияют.
Ответить