КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ»

Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Re: КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ»

Сообщение Абу Саад »

110 وعن عائشة رضي الله عنها قالت :
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يغتسل من أربع من الجنابة ، ويوم الجمعة ، ومن الحجامة ، ومن غسل الميت »
رواه أبو داود ، وصححه ابن خزيمة .

110 – . Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, купался в четырех случаях: при половом осквернении, в пятницу, после кровопускания и после купания покойника». Этот хадис передал Абу Дауд (348), а Ибн Хузейма (256) назвал его достоверным.


Однако хадис слабый. Его оценили как слабый Аль-Бухари, Аш-Шафи’и, Абу Дауд и др. Он приводится в сборнике слабых хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 75).


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 111

Сообщение Абу Саад »

111 وعن أبي هريرة رضي الله عنه - في قصة
« ثمامة بن أثال ، عندما أسلم - وأمره النبي صلى الله عليه وسلم أن يغتسل »
رواه عبد الرزاق وأصله متفق عليه .

111 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что, когда Сумама ибн Усаль принял ислам, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ему искупаться. Этот хадис передал ‘Абд ур-Раззак (9834), а его суть передали аль-Бухари (462) и Муслим (1764).

Сумама ибн Усаль был выходцем из рода Бану Ханифа и считался старейшиной среди жителей аль-Йамамы. Когда он отправился совершить малое паломничество, его схватили всадники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Они привели его в Медину и привезали к одному из столбов в мечети Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Через три дня Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помиловал его и освободил его. Тогда он обратился в ислам и стал примерным мусульманином. Он проявил стойкость и занял правильную позицию даже тогда, когда многие его соплеменники последовали за лжепророком Мусейлимой.

Выводы из хадиса:
1. Принятие Ислама неверными или вероотступниками обязывает к совершению ими полного омовения.

2. Ранее сообщалось о наличии разногласий среди ученых по поводу обязательности совершения гусля неверующим, принимающим Ислам.


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№№ 112-113

Сообщение Абу Саад »

112 وعن أبي سعيد الخدري رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال :
« غسل يوم الجمعة واجب على كل محتلم »
. أخرجه السبعة

112 – Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Каждый совершеннолетний обязан купаться в пятницу». Этот хадис передали аль-Бухари (858, 2665), Муслим (846), Ахмад (3/60), Абу Дауд (341), ан-Насаи (3/89) и Ибн Маджах (1089).


На этот хадис опираются богословы, которые считают пятничное купание обязательным предписанием. Однако большинство богословов считают это предписание желательным, опираясь на следующий хадис, рассказанный Самурой ибн Джундубом. Несмотря на это обсуждаемый нами хадис является более достоверным и более сильным, и будет лучше, если мусульмане будут руководствоваться именно им.

113 وعن سمرة بن جندب رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« من توضأ يوم الجمعة فبها ونعمت ، ومن اغتسل فالغسل أفضل »
رواه الخمسة وحسنه الترمذي .

113 – Передают, что Самура, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто в пятницу совершит омовение, тот совершит доброе дело, но еще лучше, если он искупается». Этот хадис передали Ахмад (5/18), Абу Дауд (354), ат-Тирмизи (497), ан-Насаи (3/94) и Ибн Маджах (1091), а ат-Тирмизи назвал его хорошим.

Самура ибн Джундуб - его прозвище было Абу ‘Абдуллах. Он был фазаритом и союзником ансаров. Он считался одним из выдающихся сподвижников, обладал прекрасной памятью и рассказывал много хадисов от имени Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Впоследствии он поселился в Басре и боролся против харуритов. Скончался в конце 59 г.х.


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 114

Сообщение Абу Саад »

114 وعن علي رضي الله عنه قال :
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يقرئنا القرآن ما لم يكن جنبا »
رواه الخمسة ، وهذا لفظ الترمذي وصححه ، وحسنه ابن حبان .

114 – Передают, что ‘Али, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения». Этот хадис передали Ахмад (1/83), Абу Дауд (229), ат-Тирмизи (146), ан-Насаи (1/144) и Ибн Маджах (594), и текст хадиса принадлежит ат-Тирмизи, который назвал его хорошим. Ибн Хиббан (799) же назвал хадис достоверным.


Степень достоверности хадиса: Ученые расходятся во мнениях относительно достоверности данного хадиса. Его оценили как достоверный Ат-Тирмизи, Аль-Хаким, и с ними согласны Аз-Захаби, Ибн Ас-Сакан, Аль-Багъави (См. “Шарху-с-Сунна”) и Абдуль-Хакъ, о чем сообщает Аль-Хафиз в своем “Ат-Тальхисе”. Аль-Хафиз в “Аль-Фатхе” (1/348) пишет следующее: “…Истиной является то, что этот хадис относится к разряду хороших и подходит для того, чтобы выдвигать его в качестве аргумента”. Ад-Даракъутни, Ибн Аби Шейба и Аль-Байхакъи (1/89) передали хадис маукъуф, где приводятся следующие слова Али, да будет им доволен Всевышний Аллах: “Читайте Коран тогда, когда не находитесь в состоянии аль-джанаба, а если вступаете в это состояние, то не читайте из Корана даже одной буквы”. Эти слова, переданные от Али, да будет им доволен Всевышний Аллах, поддерживают приведенный в данной главе хадис, одного из передатчиков которого некоторые ученые признали слабым. Аль-Альбани оценил хадис № 102 как слабый (“Ирва’у-ль-Галиль”, 1/241-245).

Вывод из хадиса:
Для того, кто находится в состоянии аль-джанаба, запрещено чтение Корана. Этот запрет распространяется вообще на всех тех, кто пребывает в состоянии большого хадаса. Однако данный хадис не является доводом против точки зрения тех, кто не считает, что человеку, находящемуся в состоянии аль-джанаба, запрещается чтение Корана, так как хадис не содержит в себе запрещения, а лишь рассказывает о действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не сообщая о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздерживался от чтения Корана по причине состояния аль-джанаба. Законоположение о запрещенности чтения Корана человеком, находящимся в аль-джанаба, доказывается вышеприведенным хадисом маукъуф, переданным от Али (“Читайте Коран тогда, когда не находитесь в состоянии аль-джанаба”), а также хадисом, по поводу которого Аль-Хейсами сказал, что его передатчики заслуживают доверия, и где сообщается о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал что-то из Корана, а затем сказал: “Таковое для тех, кто не находится в состоянии аль-джанаба” (этот хадис ясно указывает на запрещенность чтения Корана человеком в состоянии аль-джанаба и является ясным доводом для опровержения противоположного мнения).
Известно, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было неприятно отвечать на чье-либо приветствие, не находясь в состоянии ритуальной чистоты. Совершенно ясно, что чтение Корана более чем приветствие обязывает человека к нахождению в состоянии чистоты, посему мнение о запрещенности чтения Корана в состоянии аль-джанаба надежнее и более других мнений позволяет избежать ошибки. Как бы там ни было, данный вопрос является предметом разногласий среди ученых.


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№№ 115-116

Сообщение Абу Саад »

115 وعن أبي سعيد الخدري رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« إذا أتى أحدكم أهله ، ثم أراد أن يعود فليتوضأ بينهما وضوءا »
رواه مسلم - زاد الحاكم
« فإنه أنشط للعود » .

115 – Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кто-нибудь из вас после половой близости со своей женой захочет повторить это, то пусть совершит омовение». Этот хадис передал Муслим (308), а в версии аль-Хакима (1/254) также сказано: «Это придаст ему сил для повторного полового акта».


116 وللأربعة عن عائشة رضي الله عنها قالت :
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينام وهو جنب ، من غير أن يمس ماء »
وهو معلول .

116 – Передают также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, засыпал в состоянии полового осквернения, не прикасаясь к воде». Этот хадис передали Абу Дауд (228), ат-Тирмизи (118), ан-Насаи (1/139) и Ибн Маджах (581), но у него есть скрытые недостатки. Этот хадис оценен шейхом аль-Альбани как достоверный и приводится в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 210). Но по поводу него имам Ахмад сказал, что он недостоверен. Ат-Тирмизи сказал: “Если допустить, что хадис достоверный, то в таком случае в нем подразумевается вода для совершения полного омовения, не касаясь которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засыпал”.


Выводы из двух хадисов:

1. Тому, кто, совокупившись с женой, желает повторного совокупления, желательно (мустахабб) совершить малое омовение. Мудрость данного указания, как выясняется из слов хадиса “ведь оно (вуду”) дает силы для повтора”, заключается в том, что после полового сношения человек теряет силы, становясь вялым и пассивным, вода же восстанавливает потерянные силы, возвращает бодрость и жизненную энергию. Полное омовение восстанавливает силы и бодрость еще более, чем малое. Все это подтверждается сообщениями от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2. Аз-Зуркъани сказал: “Большинство сподвижников и их последователей (ат-таби’ун) считало, что засыпать после полового сношения без совершения вуду дозволено и не является порицаемым (макрух)”. Так же полагают ученые Халифата. Однако наиболее достоверным является мнение тех, кто считает совершение малого омовения желательным (мустахабб), а невыполнение данного положения порицаемым (макрух). Причем такая оценка выполнения и невыполнения данного действия является наименьшей, если исходить из того, на что указывает множество ясных и достоверных хадисов. Среди них – хадис ибн Умара, в котором рассказывается о том, что, когда он спросил: “О Посланник Аллаха, может ли один из нас спать, будучи в состоянии аль-джанаба?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Да, если совершит малое омовение” (текст хадиса согласован). А в хадисе от Аммара ибн Ясира передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил, что тем, кто находится в состоянии аль-джанаба, для того, чтобы они, если захотят поесть, попить или поспать, могли сделать это, достаточно совершить малое омовение, как это делается для намаза (хадис передали Ахмад и Ат-Тирмизи, последний оценил его как достоверный).


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№№ 117-118

Сообщение Абу Саад »

117 وعن عائشة رضي الله عنها قالت
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا اغتسل من الجنابة يبدأ فيغسل يديه ، ثم يفرغ بيمينه على شماله ، فيغسل فرجه ، ثم يتوضأ . ثم يأخذ الماء ، فيدخل أصابعه في أصول الشعر ، ثم حفن على رأسه ثلاث حفنات ، ثم أفاض على سائر جسده ، ثم غسل رجليه »
متفق عليه ، واللفظ لمسلم .

117 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала:
«Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, купался после полового осквернения, он прежде всего мыл кисти рук, затем левой рукой мыл половые органы, поливая их водой из правой пригоршни, затем совершал омовение, затем брал немного воды и прочесывал пальцами корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, затем выливал воду на тело и, наконец, мыл ноги». Этот хадис передали аль-Бухари (258) и Муслим (316), и текст хадиса принадлежит последнему.


118 ولهما ، من حديث ميمونة :
« ثم أفرغ على فرجه وغسله بشماله ، ثم ضرب بها الأرض »
وفي رواية : فمسحها بالتراب ، وفي آخره : ثم أتيته بالمنديل ، فرده ، وفيه : وجعل ينفض الماء بيده "

118 – В хадисе Меймуны, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится:
«…затем он вылил воду на половые органы и помыл их левой рукой, после чего ударил ею по земле». А в другой версии хадиса говорится: «…после чего вытер ее об землю». Там же говорится: «Затем я поднесла ему полотенце, но он отказался взять его и начал стряхивать капли воды рукой». Этот хадис передали аль-Бухари (257) и Муслим (317).


Выводы из хадисов:

1. В данном хадисе изложено полное описание того, как совершается гусль при состоянии аль-джанаба. Данная форма совершения гусля для выхода из состояния аль-джанаба передана Айшой, да будет доволен ею Аллах, и является наиболее предпочтительной. Она заключается в следующем:

I. Начинать совершение полного омовенияжелательно (мустахабб) с мытья кистей рук, так как потом ими черпается вода и протирается тело.

II. Затем моются половые органы, на которых, как правило, остаются следы полового сношения. Их следует мыть левой рукой, очищая от всякой нечистоты. После этого левая рука протирается землей для удаления приставшей к ней грязи, если эта грязь не была удалена водой во время обмывания половых органов.

III. Затем совершается вуду’ в установленной Шариатом форме, которое представляет собой, как разъяснялось ранее, обмывание водой четырех частей тела: лица, рук, головы и ног (хотя голова и упоминается среди обмываемых органов, однако при совершении вуду’ она на самом деле не обмывается, а лишь протирается).

IV. Затем водой смачиваются корни волос головы, после чего голова трижды поливается водой так, чтобы волосы стали мокрыми полностью как внутри, так и снаружи.

V. Затем полностью обмываются оставшиеся части тела (то есть все части тела, за исключением тех, которые уже были вымыты при совершении вуду’). Тело, в отличие от головы, обмывается один раз. Это наиболее правильное мнение, ибо в хадисах сообщается лишь о троекратном обмывании головы.

VI. Аль-Хафиз пишет: «…”затем он обмыл свои стопы”, то есть обмыл их повторно после того, как помыл их при совершении малого омовения…». Это является лучшим способом очищения стоп, так как во время совершения гусля грязь вместе с водой стекает с верхних частей тела на стопы.

VII. Согласно одному из мнений нежелательно вытираться полотенцем или чем-либо подобным после совершения вуду’ или гусля, так как остатки воды нателе или на частях тела, обмываемых при вуду’, являются следами поклонения (’ибадат), которые желательно оставить на себе. Сие мнение нельзя признать основательным, так как известно, что Пророк, мир ему, обтирался полотенцем после совершения омовения (об этом говорится в достоверном хадисе, приведенном в “Мухтасар Сахих Аль-Джами’у Ас-Сагир”).

Согласно иному мнению, отказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от обтирания полотенцем не свидетельствует о том, что не вытираться после омовения – сунна. Возможно, дело было в самом полотенце, которым Пророк, мир ему, не пожелал вытереться.

Существуют также другие мнения на этот счет: некоторые считают, что вытираться полотенцем желательно (мустахабб), некоторые говорят, что это - мубах.

2. Существует также другой приемлемый способ совершения полного омовения, который заключается в полном обмывании водой всего тела с полосканием полости рта и носа (мадмада и истиншакъ) и обтиранием внутренней и наружной поверхности ушей.


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 119

Сообщение Абу Саад »

119 وعن « أم سلمة رضي الله تعالى عنها قالت :
« قلت : يا رسول الله ، إني امرأة أشد شعر رأسي ، أفأنقضه لغسل الجنابة ؟ وفي رواية : والحيضة قال : لا ، إنما يكفيك أن تحثي على رأسك ثلاث حثيات »
رواه مسلم

119 – Передают, что Умм Саляма, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что она спросила Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир: «О Посланник Аллаха! Я – женщина и заплетаю волосы в косу. Должна ли я распускать волосы, купаясь после полового осквернения?» Он ответил: «Нет, достаточно вылить на голову три пригоршни воды». Этот хадис передал Муслим (330), и в одной из версий хадиса сообщается, что речь шла о купании после завершения менструации.

Степень достоверности хадиса:
Шейх аль-Альбани сказал: “Упоминание в хадисе месячных кровотечений является отклонением (шазз), так как Абдураззакъ - единственный, кто передал подобное от Ас-Саури. Великий ученый Ибн Аль-Къаййим в “Тахзибу-с-Сунан” пишет: “Достоверным в хадисе Умм Саламы является лишь то, что касается состояния аль-джанаба, но не месячных кровотечений. Что же касается версии, где упоминаются месячные, то она не является надежной (махфуз)””. (Аль-Ирва’у-ль-Галиль, 1/ 167).

Эту добавку (относительно менструации) передает ’Абду-р-Разакъ от Суфьяна ас-Саури, от Айуба ибн Мусы и далее до Умму Салямы. Никто не передал этой добавки, кроме ’Абду-р-Разакъа. Например, Йазид ибн Харун передает этот же хадис от Суфьяна ас-Саури, не упоминая эту добавку. Также эту добавку назвал отклоненной (шазз) хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали в своей книге «Фатх уль-Бари» под № 317.

Выводы из хадиса:

Женщина, совершая полное омовение для выхода из состояния аль-джанаба, не обязана распускать свои волосы. С этим согласны все четыре имама. Что же касается полного омовения, совершаемого после окончания менструальных кровотечений, то трое из четырех имамов считают, что при нем тоже необязательно распускать волосы, имам Ахмад же не согласен с этим. Известно, что школа фикъха имама Ахмада считает, что женщина, совершающая гусль после месячных, должна распускать волосы, и опирается в своем мнении на хадис, приведенный в обоих “Ас-Сахихах”, где сообщается о том, что Пророк, мир ему, обращаясь к Айше, сказал: “Когда у тебя (прекращаются) месячные, распускай волосы и расчесывай их”. Свою точку зрения представители школы имама Ахмада обосновывают также тем, что вообще правилом является обязательное распускание волос при совершении гусля, так как через это приобретается уверенность впроникновении воды в толщу волос и под них, что же касается полного омовения при состоянии аль-джанаба, то оно исключается из правила, то есть при нем простительно не распускать волосы по той причине, что оно, в отличие от гусля после месячных, совершается часто и распускание волос при каждом его совершении затруднительно.

Наиболее достоверным является мнение, согласно которому женщине, имеющей косы, при совершении гусля достаточно троекратно вылить на голову по пригоршне воды, и не распускать волосы, если они полностью смачиваются водой, то есть выполняется условие, о котором говорится в хадисе № 103; вместе с тем при гусле после месячных распускание волос рекомендуется (это подтверждается вышеупомянутым хадисом, приведенным в обоих “Ас-Сахихах”). Данное мнение – мнение большинства ученых-богословов.


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 120

Сообщение Абу Саад »

120 وعن عائشة رضي الله عنها قالت : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« إني لا أحل المسجد لحائض ولا جنب »
رواه أبو داود . وصححه ابن خزيمة

120 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Я не разрешаю находиться в мечети женщинам в период менструации и людям в состоянии полового осквернения». Этот хадис передал Абу Дауд (232), а Ибн Хузейма (1327) назвал его достоверным.


Степень достоверности хадиса:

Хадис также передал аль-Бейхакъи, 2/442-443.
Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «аль-Ируа», 193.
В иснаде хадиса женщина по имени Джасра бинту Даджаджа
( جسرة بنت دجاجة ). Положение этой женщины неизвестно. Имам аль-Бухари сказал, что в её хадисах странности (’аджаиб).

Выводы из хадиса:

Мнение ученых, считавших, что дозволено находиться в мечети без полного омовения и во время месячных, сильнее.
Во-первых, у запрещающих это нет однозначного и достоверного довода, как сказал это имам ан-Науауи, несмотря на то, что придерживался мнения своего мазхаба в запретности этого.
Во-вторых, доводы дозволявшей группы ученых достовернее, достоверность которых не вызывает никаких сомнений!
В-третьих, если взять в расчет причину запрета нахождения в мечети во время месячных, то она связана именно с опасением запачкать мечеть кровью, доводом чему является хадис, который уже приводился: «Твоя менструация у тебя не на руке!» Муслим 298.
Имам ат-Тахауи говорил: “Этот хадис указывает на то, что все части тела женщины являются чистыми, кроме места выделения месячных. И менструация не влияет на другие части тела, кроме определенного места”. См. “ат-Тамхид” 3/173.
Имам ан-Науауи сказал: “Смысл этого хадиса в том, что нечистота, от которой необходимо оберегать мечеть, эта только менструальная кровь!” См. “Шарх Сахих Муслим” 3/210.
Таким образом, если нет опасения запачкать кровью мечеть, то нет никаких проблем в том, чтобы женщина пребывала в мечети, а находящийся просто без полного омовения, тем более.
И даже многие современные ученые, придерживающиеся такого мнения, что при месячных нельзя заходить в мечеть, дозволяли это в случае посещения уроков и лекций.
Также, чтобы выйти максимально из спора в этом вопросе, лучше совершать малое омовение прежде, чем зайти в мечеть, как поступали сподвижники, которые когда были в состоянии осквернения, брали малое омовение, прежде чем зайти в мечеть.
Как стало известно из всего сказанного, вопрос этот спорный, и нельзя его делать предметом спор и ссор, что некоторые мусульманки доходят до того, что обвиняют сестер, которые пришли в мечеть послушать урок в том, что они грязными позволяют себе находиться в мечети и т.п. А разве мусульманин может быть грязным?! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, верующий не бывает нечистым!» аль-Бухари 283, Муслим 371.
Следует знать, что разногласие в этом вопросе приемлемое среди ахлю-Сунна, и каждый имеет право выбрать то мнение, которое ему кажется наиболее аргументированным. И сторонник одного из мнений не имеет права порицать сторонника другого мнения! Главное в этом вопросе, как и во всех остальных, следовать за доводом, а не страстями!


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 121

Сообщение Абу Саад »

121 وعنها رضي الله عنها قالت :
« كنت أغتسل أنا ورسول الله صلى الله عليه وسلم من إناء واحد ، تختلف أيدينا فيه من الجنابة »
متفق عليه وزاد ابن حبان : وتلتقي أيدينا .

121 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала:
«Когда я купалась вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы очиститься от полового осквернения, мы поочередно черпали воду из одного сосуда». Этот хадис передали аль-Бухари (261) и Муслим (319). А в версии Ибн Хиббана (1111) также говорится: «…и наши руки встречались».


Выводы из хадиса:

1. То, что мужчина и женщина совершают полное омовение из одного сосуда, никак не влияет на чистоту воды в нем.

2. При совершении вуду’ и гусля желательно использовать небольшое количество воды, избегая расточительства даже при ее изобилии, ибо в хадисе сказано: “Не расточай воду… даже если ты находишься у реки, несущей свои воды”.


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№№ 122-123

Сообщение Абу Саад »

122-123 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« إن تحت كل شعرة جنابة ، فاغسلوا الشعر ، وأنقوا البشر »
رواه أبو داود والترمذي وضعفاه
ولأحمد عن عائشة رضي الله عنها نحوه وفيه راو مجهول

122-123 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Половое осквернение кроется под каждым волосом, поэтому мойте волосы и очищайте кожу». Этот хадис передали Абу Дауд (248) и ат-Тирмизи (106), и оба назвали его слабым. Ахмад (6/110, 254) передал этот же хадис от ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах, но один из его рассказчиков не был известен авторитетным знатокам хадисов.


Степень достоверности хадиса:
  1. Первый хадис передается от Абу Хурейры. В его иснаде аль-Харис ибн Уаджих ( الحرث بن وجيه ). Он является слабым (да’иф). Слабым назвали этот хадис аль-Бухари, Йахъя ибн Ма’ин и аш-Шафи’и. См. «аль-Маджму’», 2/212.
  2. Второй хадис передается от Айшы. Хадис также является слабым.


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

9 – Глава об очищении песком.

Сообщение Абу Саад »

9 - باب التيمم (9)
[/arabic]
9 – Глава об очищении песком.


Законоположение и мудрость предписания о тайаммуме
Тайаммум совершается при отсутствии воды или невозможности ее использования. Он является обязательным (ваджиб) при совершении действий, для которых обязательно наличие состояния ат-тахара, например, при совершении намаза, и является желательным (мустахабб) тогда, когда наличие ритуальной чистоты желательно (мустахабб), например, при чтении Корана.

1. Тайаммум – одно из отличительных преимуществ общины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, так как подобное предписание отсутствовало в Шариате предшествующих общин. Аллах предписал его нам для того, чтобы избавить нас от трудностей, тогда, когда мы не можем найти воду или пользоваться ею нелегко.

2. Тайаммум предотвращает возможный вред вследствие использования воды при определенных обстоятельствах, таких как болезнь, сильный холод и т.д.

3. Тайаммум позволяет соблюдать постоянство в поклонении и избежать его прерывания из-за отсутствия воды.

При каких обстоятельствах совершается тайаммум?

1. При отсутствии воды.
  • В подобных ситуациях человек должен, если это не сопряжено с трудностями, поискать воду вокруг себя, то есть в близлежащих домах, на автозаправочных станциях и т.д. Ведь Аллах Всевышний сказал: “Если же вы не нашли воду, совершайте тайаммум”. А выражение “не нашли” употребляется лишь по отношению к тому, кто искал.
2. Тогда, когда человек не в состоянии воспользоваться водой даже при ее наличии. В качестве примера можно привести ситуацию:
  1. с больным или старым человеком, который не может самостоятельно передвигаться и рядом с которым нет никого, кто бы помог ему в совершении омовения водой;
  2. с человеком, проживающим в отдаленном месте и неспособным добыть воду из скважины по причине отсутствия электричества.
3. При опасениях, что использование воды нанесет вред. Например:
  1. опасения больного человека, недуг которого может усугубиться вследствие использования воды;
  2. опасения человека со слабым здоровьем в условиях сильного холода и отсутствия возможности согреть воду для омовения, который предполагает, что если он омоется холодной водой, то заболеет;
  3. человек, который находится в отдаленном месте и имеет лишь немного воды, которая нужна ему для питья или приготовления пищи, а раздобыть другую воду невозможно.
Условия, при наличии которых, совершенный тайаммум является действительным
  1. Наличие у человека намерения (ан-ния) совершить тайаммум, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, деяния - согласно намерению...» (достоверный хадис, приведен в «Умдату-ль-Ахкам»);
  2. Отсутствие возможности использования воды;
  3. Наличие почвы или чего-либо другого, покрывающего поверхность земли. Мнение, согласно которому допустимо использование для тайаммума всего, что покрывает поверхность земли, является самым правильным. Оно подтверждается:

    а) словами Аллаха Всевышнего “Совершайте тайаммум чистым са’идом”. Са’ид – это все, что покрывает поверхность земли. Всевышний Аллах знает, что люди, находясь в пути, передвигаются по разным землям – песчаным, каменистым, глинистым, и Он не выделил для совершения тайаммума какой-то специальный вид земли, исключив остальные.

    б) тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время военного похода на Табук проходил через большие пески, однако нигде не упоминается о том, что он носил с собой землю для тайаммума, равно как не упоминается и о том, что он совершал намаз без него.
  4. Чистота того, чем совершается очищение, то есть почвы и чего-либо другого из того, что покрывает поверхность земли. Чистота средства очищения относится к условиям для действительности тайаммума, согласно наиболее достоверному мнению.
Обязательные действия (фард) при тайаммуме
  1. Вознамериться, то есть возыметь ан-ния, так как в хадисе сказано: “Поистине, деяния (оцениваются) по намерениям” (текст хадиса согласован).
  2. Обтереть лицо, так как в хадисе ‘Аммара сказано: «Тайаммум - удар по лицу...» (хадис передан Ахмадом и приводится в «Ирва’у-ль-Галиль» (1/185)).
  3. Обтереть обе руки до запястий, то есть до лучезапястного сустава, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Достаточно для тебя (обтереть) лицо и обе кисти” (хадис передал Аль-Бухари).
  4. Соблюсти последовательность. Сначала обтирается лицо, а затем кисти рук. Хотя существует мнение, что при тайаммуме, совершаемом для выхода из состояния аль-джанаба, последовательность не является обязательной (фард). Об этом мнении упомянул Аль-Хафиз в “Аль-Фатхе”, и оно опирается на хадис от ‘Аммара ибн Ясира, с достоверностью которого согласились оба имама.
  5. Соблюсти непрерывность, которая заключается в обтирании кистей рук непосредственно после обтирания лица или после временного промежутка, который принято считать коротким.
Совершение тайаммума согласно Сунне
  1. Прежде всего нужно возыметь намерение (ан-ния). Местопребывание намерения - сердце, а произносить намерение, облекая его в слова, относится к нововведениям в религии (бид’а).
  2. Затем, согласно наиболее достоверному мнению, нужно ударить один раз ладонями по земле, не растопыривая пальцы при этом. Каких-либо достоверных сообщений, где говорилось бы о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая тайаммум, ударял по земле дважды, нет.
  3. Затем, если к ладоням пристанет пыль, следует подуть на них, чтобы уменьшить ее количество, так как это присутствует в Сунне. Ряд ученых считает, что дутье на ладони является сунной даже тогда, когда пыль к ним не пристала.
  4. Далее обеими руками однократно обтирается лицо.
  5. Потом обтирается тыльная (внешняя) поверхность кистей обеих рук, точнее, сначала ладонью левой руки протирается тыльная поверхность правой кисти, после чего правой ладонью протирается тыльная поверхность правой руки. В достоверных хадисах ничего не говорится о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал руки до локтей. Имам Ахмад сказал: “Если кто-либо утверждает, что тайаммум делается до локтей, то, поистине, сие есть его собственное добавление”.
Действия, нарушающие (делающие недействительным) тайаммум
  1. Тайаммум нарушается тогда, когда человек нашел воду или получил возможность совершить омовение водой, которая у него была, но которой он был не в состоянии воспользоваться.
  2. Все, что нарушает малое омовение (вуду’), нарушает также тайаммум.
  3. Тайаммум нарушается, если произошло нечто, обязывающее к совершению большого омовения (гусль).
Суждение Ислама (хукм) относительно ситуаций, когда отсутствует и вода, и земля
  • Мусульманин, находящийся в ясном сознании, не имеет права оставлять намаз ни при каких обстоятельствах. Он обязан выполнять намаз в любых условиях, в которых оказался, даже при отсутствии возможности совершить ритуальное очищение, ведь Аллах Всевышний сказал: “Бойтесь Аллаха по мере возможности” (16:64). В “Ас-Сахихе” имама Аль-Бухари этому вопросу посвящена отдельная глава под названием “Если человек не нашел ни воду, ни землю”. В этой главе приводится сообщение о том, что сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у которых не было воды (а дело происходило до ниспослания аята о тайаммуме), когда пришло время намаза, помолились, не совершив малого омовения. Они поведали об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после чего Аллахом был ниспослан аят о тайаммуме. Смысл указания, содержащегося в данном хадисе, состоит в том, что сподвижники, будучи убежденными в обязательности намаза, совершили его даже тогда, когда у них не было воды для очищения, а аят о тайаммуме еще не был ниспослан, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им совершить намаз заново. К тому же, если бы подобное было запрещено, он выразил бы им свое порицание. Это доказывает обязательность совершения намаза даже при отсутствии возможности для обоих видов очищения (вуду’ и тайаммум).


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№№ 124-126

Сообщение Абу Саад »

124 عن جابر بن عبد الله أن النبي صلى الله عليه وسلم قال :
« أعطيت خمسا ، لم يعطهن أحد قبلي : نصرت بالرعب مسيرة شهر ، وجعلت لي الأرض مسجدا وطهورا ، فأيما رجل أدركته الصلاة فليصل »
وذكر الحديث

124 – Передают, что Джабир ибн ‘Абдиллях, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Мне даровано пять вещей, которых не был удостоен никто прежде. Я одерживаю победу благодаря страху, который вселяется в сердца моих врагов на расстоянии месяца пути. Вся земля сделана для меня местом поклонения, и вся она сделана для меня чистой, пригодной для очищения, поэтому мои последователи могут молиться везде, где их застанет время молитвы. Мне дозволена военная добыча, что не было дозволено никому из пророков до меня. Мне даровано право заступничества, и, кроме того, прежде каждый пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всему человечеству». Этот хадис передал аль-Бухари (438) и Муслим (521).


125 وفي حديث حذيفة رضي الله عنه ، عند مسلم
« وجعلت تربتها لنا طهورا ، إذا لم نجد الماء »

125 – В хадисе Хузейфы говорится: «Земля сделана для нас чистой и пригодной для очищения тогда, когда мы не можем найти воду». Этот хадис передал Муслим, 522.

126 وعن علي عند أحمد
« وجعل التراب لي طهورا »

126 – Ахмад (1/158) передал похожий хадис от ‘Али, в котором говорится: «Земля сделана для меня чистой и пригодной для очищения». Хафиз ибн Кясир назвал хадис хорошим. См. «Тафсир», 1/392. То же самое сказал аль-Хафиз в «аль-Фатх», 1/260.

Выводы из хадисов:
  1. Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наделен преимуществами и целым рядом особенностей, отличающих его от других пророков. Аль-Хафиз ибн Хаджар насчитал в «Аль-Фатхе» более сорока таких особенностей, среди которых те, что упоминаются в данном хадисе.
  2. Вся земля была сделана для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его общины местом поклонения (мечетью), то есть мусульманин может совершать намаз в любом месте, где его застало предписанное время, в то время как другим пророкам и их общинам было дозволено молиться только в специальных местах. Это подтверждается словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приведенными в ряде других версий данного хадиса: “Жившие до меня молились только в своих церквях”.
  3. Аллах по Своей милости даровал облегчение для этой общины (уммы), сделав для нее чистым и очищающим все, что покрывает поверхность земли, не сделав исключения ни для песков, ни для солончаков, ни для каменистых земель, ни для влажных, ни для сухих.
  4. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, “… и вся земля была сделана для меня чистой” являются доказательством того, что тайаммум, как и омовение водой, ликвидирует хадас, ибо в этих словах указывается на общность воды и земли в чистоте и способности очищать. Тайаммум заменяет очищение водой при ее отсутствии, и все законоположения, касающиеся очищения водой, распространяются также на очищение землей, о чем рассказывалось прежде. Что же касается мнения некоторых ученых, согласно которому условием ликвидации хадаса является использование для тайаммума именно почвы и которое основывается на том, что в ряде версий сказано “и прах земной сделан для нас средством очищения” (версия Муслима), то ответить им можно следующим образом: данное заключение неосновательно, так как в ряде других версий говорится о земле вообще и не делается упора именно на почве. Кроме того, это заключение противоречит той версии хадиса, где сказано “вся земля сделана для меня чистой”, то есть указывается на все части земной поверхности, а также версии «вся земля сделана для меня благой, сделана мечетью и сделана чистой». Почва же в некоторых версиях, в том числе в версии Муслима, называется просто в качестве примера, и ее упоминание является упоминанием части от целого, хотя Аллаху сие ведомо лучше.
  5. В словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “…и где бы ни застало человека время намаза…” под человеком подразумевается любой мусульманин (мужчина или женщина).


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№№ 127-128

Сообщение Абу Саад »

127 وعن عمار بن ياسر رضي الله عنهما قال
« بعثني النبي صلى الله عليه وسلم في حاجة . فأجنبت ، فلم أجد الماء فتمرغت في الصعيد كما تتمرغ الدابة ، ثم أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فذكرت له ذلك . فقال : إنما يكفيك أن تقول بيديك هكذا ثم ضرب بيديه الأرض ضربة واحدة ، ثم مسح الشمال على اليمين ، وظاهر كفيه ووجهه »
متفق عليه . واللفظ لمسلم وفي رواية للبخاري :
« وضرب بكفيه الأرض ، ونفخ فيهما ، ثم مسح بهما وجهه وكفيه » . .

127 – Передают, что ‘Аммар ибн Йасир, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал:
«Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил меня с неким поручением. Во сне у меня произошло семяизвержение. Я не нашел воду и начал валяться в песке, как это делают животные. Вернувшись к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, я рассказал ему об этом, и он сказал: “Достаточно было сделать руками вот так”. Он один раз ударил ладонями о землю, затем потер левую ладонь о правую, после чего обтер тыльную сторону кистей и лицо». Этот хадис передали аль-Бухари (347) и Муслим (368), и текст хадиса принадлежит последнему. А в версии аль-Бухари (№ 338) говорится: «Он ударил ладонями о землю, а затем подул на них и обтер ими лицо и кисти рук».


‘Аммар ибн Йасир - его прозвище было Абу аль-Йакзан. Он был одним из первых мусульман и прошел через многочисленные пытки мекканских язычников. Вначале он совершил переселение в Эфиопию, а затем – в Медину, принял участие в сражении при Бадре и других важных исторических событиях. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «О ‘Аммар! Тебя убьет несправедливая сторона». Это предсказание сбылось во время битвы при Сыффине, которая состоялась в 36 г.х. между сторонниками ‘Али ибн Абу Талиба и Му‘авийи ибн Абу Суфйана. Сторонники Му‘авийи убили ‘Аммара, когда ему было 73 года.

Этот хадис однозначно свидетельствует о том, что при очищении песком (араб. “тайаммум”) следует всего один раз прикоснуться ладонями к песку, протереть ими лицо, а также тыльную и ладонную части кистей. Что же касается обтирания рук до локтей, то все предания на эту тему либо слабые, либо прерванные. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 145-147.


128 وعن ابن عمر رضي الله عنهما قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« التيمم ضربتان : ضربة للوجه ، وضربة لليدين إلى المرفقين »
. رواه الدارقطني ، وصحح الأئمة وقفه

128 – Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Очищение песком состоит из двух ударов о землю: первый – для лица, а второй – для рук до локтей». Этот хадис передал ад-Даракутни (1/108), и мусульманские богословы пришли к выводу, что эти слова принадлежат самому Ибн ‘Умару, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом.


Нельзя приписывать эти слова пророку (мир ему и благословение Аллаха). Эти слова принадлежат ибн Умару, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, то есть в терминологии хадиса такой хадис называется «маукъуф». Об этом, например, говорит имам аль-Бейхакъи в «ас-Сунан», 1/207, а также другие ученые.

Выводы из двух вышеприведенных хадисов:
  1. В хадисах разъясняется способ совершения тайаммума, который заключается в следующем: двумя ладонями совершается однократный удар о землю, после чего ими обтираются лицо и тыльная поверхность обеих кистей рук: ладонью одной руки протирается тыльная поверхность кисти другой. Так следует совершать ат-тайаммум при очищении и от малого и от большого хадаса. В любом случае существует лишь один способ совершения тайаммума. Другие же хадисы, которые описывают тайаммум с обтиранием рук до локтей, либо отменены (мансух), либо являются слабыми (да’иф), либо относятся к достоверным, но не содержат повеления Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, а доводом в пользу того или иного действия считаются те хадисы, в которых содержится повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на него.
  2. Разрешается устранять пыль, которая пристает к ладоням во время ударов ими о землю, дуя на них, а уж потом обтирать этими ладонями лицо и кисти рук. При этом, как уже говорилось выше, не надо обтирать выше кисти, переходя на предплечье.
  3. Данный пример доказывает великодушие Исламского Шариата и легкость его предписаний. Всевышний сказал: “И (Аллах) не сделал для вас в религии тягот”. (22:78)


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№№ 129-131

Сообщение Абу Саад »

129-130 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« الصعيد وضوء المسلم ، وإن لم يجد الماء عشر سنين . فإذا وجد الماء فليتق الله وليمسه بشرته »
رواه البزار . وصححه ابن القطان ، لكن صوب الدارقطني إرساله
وللترمذي عن أبي ذر نحوه ، وصححه .

129-130 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Правоверный мусульманин может очищаться песком, если не найдет воду, в течение десяти лет. А когда он найдет воду, то пусть устрашится Аллаха и позволит воде прикоснуться к его коже». Этот хадис передал аль-Баззар. Ибн Каттан назвал его достоверным, с чем не согласился ад-Даракутни, который назвал хадис отосланным (мурсаль). В любом случае, ат-Тирмизи (124) передал похожий хадис от Абу Зарра и назвал его достоверным. Того же мнения был аль-Хаким.


Хадис является хорошим из-за подкрепляющих цепочек (хасан ли-гъайрихи). Аль-Баззар передает его через аль-Къасима ибн Йахъю ибн ’Ата, от Хишама ибн Хассана, от Мухаммада ибн Сирина, от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль-Къасим ибн Йахъя был единственным, кто передавал этот хадис с подобной цепочкой, а другие передатчики передали через Мухаммада ибн Сирина от пророка (мир ему и благословение Аллаха), не упомянув Абу Хурейру. Но этот ривайат подкрепляется хадисом от Абу Зарра. В его иснаде ’Амр ибн Будждан, который является неизвестным передатчиком (маджхуль). Единственным, кто передавал от него хадисы, был Абу Къиляба. Однако, эти два хадиса подкрепляют друг друга до уровня хорошего (хасан).

Абу Зарр - его звали Джундуб ибн Джунада. Он был одним из самых славных и выдающихся сподвижников. Он обратился в ислам в первые годы его распространения в Мекке, после чего вернулся к своим соплеменникам. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, переселился в Медину, он присоединился к нему. Впоследствии он поселился в местечке ар-Рабза, где и скончался в 32 г.х.

131 وعن أبي سعيد الخدري رضي الله عنه قال :
« خرج رجلان في سفر ، فحضرت الصلاة - وليس معهما ماء - فتيمما صعيدا طيبا ، فصليا ، ثم وجدا الماء في الوقت ، فأعاد أحدهما الصلاة والوضوء ، ولم يعد الآخر ، ثم أتيا رسول الله صلى الله عليه وسلم فذكرا ذلك له ، فقال للذي لم يعد : أصبت السنة وأجزأتك صلاتك وقال للآخر : لك الأجر مرتين »
رواه أبو داود والنسائي .

131 – Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Двое мужчин отправились в путь, а когда наступило время намаза, у них не оказалось с собой воды. Они совершили очищение чистым песком, а затем нашли воду до того, как вышло время намаза. Один из них совершил омовение и повторил намаз, а другой не стал делать этого. Тогда они пришли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказали ему об этом. Тому, кто не повторил намаз, он сказал: «Ты поступил в соответствии с моей Сунной, потому что твоего первого намаза было достаточно». А другому он сказал: «Ты получил двойное вознаграждение». Этот хадис передал Абу Дауд (338) и ан-Насаи (1/213).


Ряд ученых считает его хадисом маусуль (то есть считают его хадисом с непрерывным иснадом), другие же считают его мурсаль. Абу Дауд и Ан-Насаи передали его как хадис маусуль, о чем говорит автор в своем “Ат-Тальхисе”. Этот хадис приводится в сборнике достоверных хадисов Абу Дауда (№ 327). Те, кто считают этот хадис отосланным (мурсаль), говорят, что это ривайат ’Ата ибн Йасара от пророка (мир ему и благословение Аллаха), не упоминая Абу Са’ида аль-Худри. Но, например, ибн Теймийа назвал хадис достоверным. См. «аль-Фатауа», 21/178. А Аллах знает лучше!

Выводы из двух вышеприведенных хадисов:
  1. При отсутствии воды и невозможности найти ее дозволяется и предписывается совершение тайаммума.
  2. Тайаммум является очищением и подобно воде освобождает от обоих хадасов, не очищая, однако, от наджасы. Таково наиболее достоверное мнение. Тайаммум заменяет омовение водой, каким бы длительным ни был срок ее отсутствия, ибо статус заменяющего в шариате подобен статусу того, что оно замещает.
  3. Средство (песок, почва и т.д.), с помощью которого совершается тайаммум, должно быть чистым и свободным от наджасы. Это является одним из условий для того, чтобы он считался действительным.


Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 132

Сообщение Абу Саад »

132 وعن ابن عباس رضي الله عنهما - في قوله عز وجل
( وإن كنتم مرضى أو على سفر )
قال : «إذا كانت بالرجل الجراحة في سبيل الله والقروح ، فيجنب ، فيخاف أن يموت إن اغتسل : تيمم»
رواه الدارقطني موقوفا ، ورفعه البزار ، وصححه ابن خزيمة والحاكم .

132 – Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, истолковывал слова великого и могучего Аллаха «А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то искупайтесь. Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или имел близость с женщиной и при этом не может найти воду, то совершайте очищение чистым песком, обтирая им лицо и руки» (5:6) и сказал:
«Если человек, который получил ранение на пути Аллаха или страдает от ран, окажется в состоянии полового осквернения и будет опасаться, что он умрет, если искупается, то пусть очистится песком». Ад-Даракутни (1/177) передал прерванную на сподвижнике (маукъуф) версию этого хадиса, а аль-Баззар – восходящую до пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ибн Хузейма (272) и аль-Хаким (1/270) назвали его достоверным.


Хадис достоверный со слов ибн Аббаса, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, то есть такой хадис называется в науке о хадисах «маукъуф», а со слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) хадис является слабым.

Выводы из хадиса:
  1. Ученые утверждают, что если человек опасается того, что использование воды причинит вред его здоровью, усугубит его болезнь, замедлит процесс выздоровления или приведет к тому, что останутся следы болезни, то он прекращает использование воды для ритуального очищения и совершает тайаммум вплоть до своего выздоровления.
  2. Само по себе путешествие не делает дозволенным совершение ритуального очищения путем тайаммума. Следовательно, путнику, имеющему воду и не опасающемуся вреда от ее использования, нельзя совершать тайаммум. Он обязан совершать для намаза омовение водой, молиться же, совершив ритуальное очищение путем тайаммума, ему не дозволяется.


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение