КНИГА «ПОСТА»

Ответить
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ПОСТА»

Сообщение Абу Саад »

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Специально к месяцу Рамадан, с помощью Всевышнего Аллаха!

كتاب الصيام
[/arabic]
Книга 5. «Пост».


Когда ученые говорят о какой-то отдельной теме, они называют это «книгой». В нашем случае, мы разбираем книгу «Поста». В ней рассматриваются вопросы, связанные с началом и концом месяца Рамадан, говорится о тех вещах, которые нарушают пост, говорится об этикете поста и так далее.

Слово «الصيام» в языковом значении - это «воздержание». Всевышний Аллах говорит:

﴿فَقُولِي إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْمًا
[/arabic]
«Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми». (Сура Марйам, аят 26)

Что касается шариатского значение слова «الصيام» то, это поклонение Всевышнему Аллаху путем воздержания от тех вещей, которые нарушают пост, от восхода утренней зари до заката солнца.
Есть ли связь между языковым значением и шариатским? Да, и тут, и там речь идёт о воздержании. Но шариатское воздержание от определенных вещей считается поклонением Всевышнему Аллаху.
Пост (сыям) является одним из столпов (арканов) Ислама. Он обязателен для каждого человека. На этом сошлись все ученые мусульман. Всевышний Аллах сказал:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ ﴾
[/arabic]
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост». (Сура аль-Бакара, аят 183)
Поэтому обязательно нужно поститься в течении месяца Рамадан. Кто отвергает обязательность поста, живя среди мусульман, тот является неверным, потому что обязательность поста - это вещь очень известная. Конечно, если человек живет далеко от мусульман и не знает предписаний Ислама, это будет для него уважительной причиной.
Ученые разногласят относительно того человека, который оставил пост по причине лени. Например, имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал, что это неверие (куфр). Но более верно, что это не является неверием (куфр).

Пользы поста.
В предписании верующим поста есть величайшая мудрость Всевышнего Аллаха. Поклонение представляет собой либо отдачу человеком чего-либо, либо удержание от чего-то, либо совершение действий, в которых есть какая-либо трудность. Например, кому-то легко расставаться с чем-то любимым, но тяжело совершать какие-либо деяния. Другой, наоборот, лучше будет совершать деяния, чем расставаться с чем-то любимым. Допустим, закят - это трата того, что любимо человеку. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَتُحِبُّونَ الْمَالَ حُبًّا جَمًّا ﴾
[/arabic]
«Вы страстно любите богатство». (Сура аль-Фаджр, аят 20)
Поэтому многие люди прибегают к разным хитростям, чтобы не платить закят.
Что касается поста, то он требует от человека отказаться от совершения любимых дел. Человек любит пить и есть, любит половую близость. Но во время поста нужно отказаться от всего этого.
А, например, молитва и хадж требуют от человека приложения некоторых усилий. Поэтому Всевышний Аллах установил разные виды поклонения, для того чтобы испытать людей.
В посте есть очень много другой пользы, но самая важная из них - это то, что пост дает верующему богобоязненность (такуа). Всевышний Аллах говорит:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾
[/arabic]
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь». (Сура аль-Бакара, аят 183)
Человек через пост познает величие милостей Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах дал человеку много милостей, а из них: еда, питье и половые отношения с супругой. Человек не понимает величие этих милостей, пока не лишится их на некоторое время. Здоровый не поймёт, что такое болезнь, пока не заболеет. Здоровье - это корона на голове здоровых, но видят её только больные.
Пост помогает человеку приучить свою душу (нафс) к терпению. Человек должен приучить себя к этому, так как могут настать времена, когда он будет голодать.
Пост помогает богатому понять состояние бедного человека. Сытый человек не поймет голодного, пока сам не испытает нужду в еде и питье.
Пост делает русла, по которым ходит шайтан, узкими. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, шайтан движется по потомку Адама с током крови». Этот хадис передали Ахмад 3/156, Аль-Бухари 2039, Муслим 2174, Абу Дауд 4719, ибн Маджах 1779, Ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 3357. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 1658.
Поэтому человеку, который не может жениться, желательно держать пост, так как пост делает русла шайтана узкими и страсть человека исчезает.
Также пост избавляет организм человека от многих вредных вещей. Многие люди видят пользу от поста для своего организма.
Пост несет с собой много видов поклонения Аллаху. Перед постом человек совершает утренний прием пищи (сухур). А /сухур/ перед постом является поклонением. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». аль-Бухари 1923, Муслим 1095.
Также разговление (ифтар) является поклонением Всевышнему Аллаху.
Также постящиеся люди сильнее посвящают своё поклонение Всевышнему Аллаху.
Пост был вменен в обязанность не только нашей общине, но и всем остальным.
Обязательный пост связан с определенным месяцем в году. Всевышний Аллах говорит об этом месяце:

﴿شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ﴾
[/arabic]
«В месяц рамадан был ниспослан Коран». (Сура аль-Бакара, аят 185)
Некоторые заблудшие говорят, что можно отмечать день ниспослания Корана, а также и другие «знаменательные события». Они говорят, что Коран был ниспослан в Рамадан и Аллах установил пост в этом месяце. На самом же деле, этот аят не за них, а против них. Всевышний Законодатель установил пост в этот месяц, но не установил для людей те праздники, которые отмечают эти заблудшие. Если бы Всевышний Аллах хотел, чтобы люди отмечали другие праздники, то Он сообщил бы об этом. Поэтому достоверный довод нововведенцев, который они приводят в свою пользу, оборачивается против них.
Месяц Рамадан является лунным месяцем, а не солнечным. Он из самых лучших месяцев в году.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ПОСТА», № 635

Сообщение Абу Саад »

635 عن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« لا تقدموا رمضان بصوم يوم ولا يومين ، إلا رجل كان يصوم صوما فليصمه »
متفق عليه .

635 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Пусть никто из вас не постится за день или за два до наступления рамадана, если только он не соблюдает пост регулярно. Только в этом случае можно поститься в эти дни». Этот хадис передали аль-Бухари (1914) и Муслим (1802).

В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещает своей общине предварять месяц Рамадан постом. Почему это запрещено? Некоторые говорят, что запрет связан с тем, что человек должен набрать силы перед Рамаданом. Но в этом объяснении есть слабость. Другие говорят, что это необходимо для того, чтобы отличать обязательный пост от желательного. Это объяснении тоже не совсем понятное, так как если бы оно было верным, то в хадисе не было бы никаких исключений. Другие говорят, что запрет связан с тем, чтобы человек не постился «на всякий случай», думая: «А вдруг это Рамадан». Такой пост будет уже излишеством в религии. Еще говорят, что запрет связан с тем, что, увидев постящихся, люди могут подумать, что наступил Рамадан. Мусульмане начнут поститься до того, как увидят новую луну.
Но в любом случае, нам достаточно того, что это запретил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), даже если мы не знаем причины. Поэтому когда Айшу (да будет доволен ею Аллах) спросили: «Почему женщина, у которой были менструации возмещает пост, но не возмещает молитву?» Она ответила: «Это случалось с нами, и нам приказывали возмещать пост, но не приказывали возмещать молитву». Муслим, 335.

Пользы из хадиса:
1 - В хадисе пришел запрет поститься за день или за два дня до месяца Рамадан. Это запрещено или все-таки нежелательно? Некоторые ученые сказали, что это запрещено, а другие сказали, что нежелательно.
Ученые, запретившие это, сказали, что в хадисе пришел запрет, а запрет указывает на то, что это запрещено (харам), только если не пришел довод, указывающий на обратное. Другие говорят, что это нежелательно, так как если бы это было запретным, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сделал бы исключений.
2 - Можно поститься за три, за четыре и более дней до Рамадана. Но если, например, человек поститься 27-го Шахбана, ему запрещено поститься 28-го и 29-го числа, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это. Исключение составляет только тот случай, когда человек поститься таким образом регулярно. Например, человек постится каждый понедельник, а 29-ое Шахбана пришлось как раз на этот день недели. Этот человек может поститься в этот день.
3 - Запрещено излишество в религии.
4 - Некоторые обычаи людей влияют на шариатские законоположения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выносил многие решение, учитывая традиции (’урф).
5 - Глагол в повелительном наклонении может указывать на дозволенность, а не на повеление. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُواْ﴾
[/arabic]
«Когда же вы освободитесь от ихрама, то охотьтесь». (Сура аль-Маида, аят 2)
Но в аяте не идет речь об обязательности охоты, а имеется в виду её дозволение.

Пост вменялся в обязанность в течении трех этапов. Изначально, мусульмане держали пост только в День ’Ашура. После этого пост в месяце Рамадан стал желательным. А затем пост в месяце Рамадан стал обязательным.
В течении первого этапа пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказывал сподвижникам поститься в День ’Ашура. Затем Всевышний Аллах ниспослал:

﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾
[/arabic]
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (Сура аль-Бакара, аят 184)
А третий этап начался со слов Всевышнего Аллаха:

﴿شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ﴾
[/arabic]
«В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Сура аль-Бакара, аят 185)
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ПОСТА», № 636

Сообщение Абу Саад »

636 وعن عمار بن ياسر رضي الله عنه قال :
« من صام اليوم الذي يشك فيه فقد عصى أبا القاسم صلى الله عليه وسلم »
ذكره البخاري تعليقا ، ووصله الخمسة ، وصححه ابن خزيمة وابن حبان .

636 – Передают, что ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Кто постится в день сомнения, тот ослушался Абу аль-Касима, мир ему и благословение Аллаха». Аль-Бухари передал этот хадис без цепочки рассказчиков, но Ахмад (4/321), Абу Дауд (2334), ат-Тирмизи (686), ан-Насаи (4/153) и Ибн Маджах (1645) передали его с цепочкой рассказчиков, а Ибн Хиббан (3585) назвал хадис достоверным.

Это сообщение является словами сподвижника, но имеет такую же силу, как слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Сподвижники говорит: «... тот ослушался Абу аль-Касима, мир ему и благословение Аллаха». Значит он знал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это.
День сомнения - это 30-ое число месяца Шахбан. Это день, в течении которого что-то помешало увидеть месяц. Например, в течении дня не рассеивались тучи или высокая гора не позволила увидеть новую луну. Этот день называется днём сомнения.
Абу-ль-Къасим - это кунья пророка (мир ему и благословение Аллаха). Къасимом звали старшего сына пророка (мир ему и благословение Аллаха). Как известно, у пророка (мир ему и благословение Аллаха) было три сына и четыре дочери. Все его дети скончались до его смерти, кроме Фатымы.

Пользы из хадиса:
1 - Запрещено поститься в день сомнения. ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им Всевышний Аллах, ясно сказал, что это является ослушанием пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если что-то называется ослушанием (ма’сыйа), то в основе это запрещено. И это мнение верное! Это мнение подтверждается и предыдущим хадисом данной книги.
2 - Можно называть пророка (мир ему и благословение Аллаха) по имени, когда говоришь о нём. Но нельзя обращаться к нему по имени. Всевышний Аллах запретил сподвижникам говорить пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О Мухаммад!» Но даже во время повествования о нём лучше говорить: «Посланник Аллаха», а не называть по имени.
3 - Если передатчик забыл слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он может передать их примерный смысл, если он точно знает этот смысл.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ПОСТА», №№ 637-638

Сообщение Абу Саад »

637-638 وعن ابن عمر رضي الله عنهما قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول :
« إذا رأيتموه فصوموا ، وإذا رأيتموه فأفطروا ، فإن غم عليكم فاقدروا له »
متفق عليه - ولمسلم
« فإن أغمي عليكم فاقدروا له ثلاثين »
وله في حديث أبي هريرة
« فأكملوا عدة شعبان ثلاثين »

637-638 – Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни». Этот хадис передали аль-Бухари (1900) и Муслим (1080). В версии последнего также говорится: «Если будет облачно, то отсчитайте тридцать дней». А в одной из версий аль-Бухари говорится: «…то отсчитайте тридцать дней предыдущего месяца».
Он же передал хадис со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан». Передал аль-Бухари, 1909.

Речь в хадисе идёт о молодом месяце. Хотя слово «месяц, новая луна» не упоминается в хадисе, но речь идёт именно об этом.
«Если же погода будет облачной, то считайте дни» - в понимании этих слов есть два мнения среди ученых.
  1. Первая группа ученых сказала, что необходимо смотреть на состояние луны в предыдущие ночи, а затем провести сравнение по аналогии и определить это 30-ое число Шахбана или 1-ый день Рамадана. Эта группа ученых дозволяет использование астрономических расчетов для определения начала Рамадана.
  2. Но вторая группа ученых сказала, что нужно «ограничивать» месяц.
Кого ограничивать: Рамадан или Шахбан?
  1. Некоторые сказали, что нужно «ограничивать» месяц Шахбан, то есть посчитать, что в Шахбане 29 дней и начинать поститься. Это мнение известно в мазхабе имама Ахмада.
  2. Другие сказали, что нужно довести Шахбан до 30-ти дней и только потом начинать пост Рамадана.
Это последнее мнение верно с двух сторон:
  1. На правильность этого мнения указывают те версии хадиса, что мы привели выше. Поэтому никто не сомневается, что слова самого знающего из людей являются самыми верными. Если он дал такое объяснение хадису, то нам нужно поступать именно так.
  2. На правильность этого мнения также указывает хадис (№ 636) ‘Аммара ибн Йасира, да будет доволен им Всевышний Аллах, который мы прошли ранее. Этот хадис указывает на то, что если не видно луны на 30-ую ночь Шахбана, то поститься запрещено.
Стоит заметить, что в этом вопросе в мазхабе имама Ахмада передано семь мнений.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал своей общине поститься, если они увидят новую луну. Если же они увидели новую луну месяца Шавваль, то пост прекращается. Если люди не видят луну, то необходимо довести число дней месяца до тридцати.

Пользы из хадиса:
1 - Если люди не увидели месяц, пост не является обязательным. Что значит «увидеть месяц»? Увидеть месяц после заката солнца или до этого? Месяц должен быть увиден после заката солнца. Время, когда месяц появляется в небе, это - ночь. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَجَعَلْنَا اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ آيَتَيْنِ فَمَحَوْنَا آيَةَ اللَّيْلِ وَجَعَلْنَا آيَةَ النَّهَارِ مُبْصِرَةً﴾
[/arabic]
«Мы сделали ночь и день двумя знамениями. Мы погрузили во мрак знамение ночи, а знамение дня сделали светящимся». (Сура аль-Исра, аят 12)
Поэтому нужно увидеть месяц после заката солнца. Если же мусульмане сомневаются в том, был ли месяц или не был, то пост не становится обязательным. Этот день называется днем сомнения. О посте в день сомнения мы уже говорили. Всевышний Аллах говорит:

﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ﴾
[/arabic]
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Сура аль-Бакара, аят 185)
2 - Если один человек увидел месяц, а другие не увидели, то в его отношении пост становится обязательным. Это мнение некоторых учёных. Но если один человек увидел луну Шавваля, он не должен прекращать пост, пока не будет помимо него еще второй свидетель. Для окончания Рамадана необходимо, чтобы луну Шавваля увидели два свидетеля.
Но следует заметить, что более правильное мнение состоит в том, что человек, который увидел луну, не должен поститься, если никто кроме него не видел луны и правитель мусульман не принял его свидетельство. От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост соблюдается тогда, когда постятся все, и разговляются тогда, когда разговляются все, и Жертвоприношение совершается тогда, когда совершают его все». ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Человек не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. Он должен поститься и заканчивать пост вместе с людьми, как на это указывает хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/114.
Но если человек, например, находится один в пустыне и вдруг увидел луну, то тогда конечно же он должен поститься.
3 - Речь не идёт о видении только глазами. Сюда также можно отнести подзорные трубы или телескопы. Известно еще с ранних времен, что мусульмане брали подзорные трубы, поднимались на возвышенности и следили за месяцем.
4 - Необязательно, чтобы каждый человек увидел луну. У кого-то может быть слабое зрение, но это не значит, что он не должен поститься.
5 - Если мусульмане увидели месяц в какой-то стране, то все мусульмане мира обязаны поститься. Это одно из мнений, которое ученые извлекли из данного хадиса. Это мнение известно в мазхабе имама Ахмада. Но, например, шейх уль-Ислям ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) и другие ученые несогласны с этим мнением. Не нужно поститься в том месте, где люди еще не видели луны. Передает также имам Муслим от Курейба, что Умму Фадль послала Курейба в Шам к Му’авии. В это время люди в Шаме увидели месяц и начали поститься. Курейб также увидел месяц в ночь на пятницу. Затем, закончив дела, он вернулся в Медину. Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) спросил Курейба: «Когда начал поститься Му’авийа?» Курейб ответил: «Он начал поститься в день пятницы». Ибн Аббас спросил: «Он видел месяц?» Курейб ответил: «Да! И я также видел его». Ибн Аббас сказал: «А мы начали поститься в субботу». Курейб спросил: «Ты последуешь мнению Му’авии?» Ибн Аббас сказал: «Нет! Так нам повелел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Вообще в этом вопросе есть пять мнений:
  1. Если в каком-либо уголке Земли увидели новую луну, то все люди на Земле должны поститься.
  2. Если в каком-либо месте люди увидели месяц, то они должны начинать пост. И с ними должны поститься люди в тех местностях, рождение новой луны в которых, совпадает с этой местностью. Это мнение ближе к истине.
  3. Если в каком-либо месте люди увидели месяц, то вместе с ними должны поститься все люди, которые живут от них на расстоянии меньшем, чем то расстояние, на котором сокращается молитва.
  4. Начало и конец поста определяет правитель мусульман.
  5. Начало и конец поста совпадают во всех странах, находящихся в одном географическом регионе.
6 - Шари’ат, хвала Аллаху, не оставляет место для колебаний и сомнений.
7 - Необходимо опираться на основу (асль). Основа состоит в том, что месяц продолжается тридцать дней, а тот, кто говорит, что месяц закончился, должен предоставить довод.
Ответить