Тальха ибн ’Убайдуллах, да будет доволен им Аллаха сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, один из обрадованных Раем при жизни
Его имя Тальха ибн ’Убайдуллах ибн ’Усман ибн Амир ибн Ка’б ибн Са’д ибн Тайм ибн Мурра ибн Ка’б. Происходил из рода Тайм ибн Мурра племени курайш и, таким образом, был родственником Абу Бакра, но был лет на двадцать моложе него.
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Абу Бакр в раю, ‘Умар в раю, ‘Усман в раю, ‘Али в раю, Тальха (ибн ‘Убайдуллах) в раю, аз-Зубайр (ибн аль-‘Аввам) в раю, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф в раю, Са’д ибн Абу Ваккъас в раю, Са’ид ибн Зайд в раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в раю».Этот хадис передали Ахмад 1/193, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, Ибн Абу Шейба 32616 со слов Са’ида ибн Зайда; ат-Тирмизи 3747 со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 50, «Мишкат аль-масабих» 6109, «Шарх аль-‘акъида ат-Тахавия» 727.
Передается от Джабира, что Тальха ибн `Убайдуллах прошел рядом с Пророком ﷺ и тот (Пророк ﷺ), сказал (имея ввиду Тальху): «Шахид, шагающий по земле». Этот хадис передал Ибн Маджах, 125. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Как передал Зубайр, да будет доволен им Аллах: «В день битвы при Ухуде на посланнике Аллаха ﷺ было надето две кольчуги. Он ﷺ попытался взобраться на гору, но из‐за тяжести не смог. Тальха, да будет доволен им Аллах, нагнулся, и Пророк ﷺ поднявшись на него, смог подняться на гору. В этот момент послышалось, как он ﷺ сказал: «(Рай) стал обязателен для Тальхи». ат-Тирмизи « Сунан» 3738,хадис «хасан».
Гибель Тальхи и аз-Зубайра
Ни
Тальха, ни
аз-Зубайр не участвовали в сражении, однако оба они были убиты.
Сообщается, что перед битвой
аз-Зубайр встретился с
‘Али и
‘Али сказал ему: "
Ты помнишь, что посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ты будешь сражаться с ‘Али, будучи притеснителем?"". И
аз-Зубайр отказался от участия в сражении.
Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", (15/283), № 19674, в иснаде есть неизвестный передачик. См. также Ибн Хаджара "аль-Маталиб аль-Алийа", (4412).
Достоверно известно, что
аз-Зубайр не участвовал в сражении, однако имела ли место приведённая выше история, знает только Всевышний Аллах, поскольку цепочку её передатчиков нельзя назвать сильной, несмотря на то, что эта история известна и упоминается во многих книгах по истории.
Аз-Зубайра предательски убил человек по имени Ибн Джурмуз, а
Тальха погиб от случайной стрелы. Согласно наиболее известной версии этой истории, эту стрелу пустил Маруан ибн аль-Хакам. Она попала
Тальхе в ногу, разбередив старую рану, из-за чего он и умер. Это произошло, когда он пытался остановить сражающихся.
В этой битве погибли многие из тех, кто защищал
‘Аишу, которая сидела в своём паланкине, укреплённом на спине верблюда, из-за чего эта битва и получила название "
Верблюжьей".
Они храбро сражались, собравшись вокруг верблюда
‘Аиши, но как только воины
‘Али сумели подобраться к верблюду и подрезать ему поджилки, из-за чего он упал, они сдались, и победа досталась сторонникам
‘Али. Но в действительности, это в ней никто не победил. Понес поражение Ислам и понесли поражение мусульмане в этом сражении.
После битвы,
‘Али начал осматривать убитых и обнаружил среди них
Тальху ибн ‘Убайдуллаха. Он опустился на землю, приподнял его тело, стряхнул землю с его лица и сказал: "
Тяжко для меня видеть тебя лежащим здесь, под звёздами небесными, о Абу Мухаммад".
Сказав это,
‘Али заплакал и добавил: "
Я хотел бы умереть за двадцать лет до этого!".
Ибн Асакир "Тарих мадинати Димашкъ", сокращенный вариант, (11/207); "Усдуль гъаба", (3/88). Аль-Бусайри сказал: "Передатчики надёжные".
Увидев
Мухаммада ибн Тальху,
‘Али также заплакал. У
Мухаммада было прозвище "
ас-Саджжад", потому что он много поклонялся Всевышнему Аллаху.
Все без исключения сподвижники, участвовавшие в сражении, пожалели о содеянном.
Ибн Джурмуз пришёл к
‘Али, держа в руках меч
аз-Зубайра, и воскликнул: "
Я убил аз-Зубайра, я убил аз-Зубайра!".
Услышав это,
‘Али сказал: "
Этот меч столько раз защищал посланника Аллаха ﷺ!". А потом он добавил: "
Скажи убийце сына Сафиййи приготовится к Адскому пламени!". И он не позволил ему войти к нему.
Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (3/105) иснад хороший.
После окончания битвы
‘Али поручил людям доставить
‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) в Медину, что и было сделано с величайшим уважением и почтением.
‘Али поступил так, как велел ему в своё время посланник Аллаха
ﷺ.
‘Али (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
Между тобой и ‘Аишей произойдёт нечто". [
Посланник Аллаха ﷺ имел в виду конфликт]
‘Али воскликнул: "
Значит, я несчастнейший из людей!". Посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
Нет. Однако когда это произойдёт, возврати её в её прибежище".
Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (6/393); Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (13/60) сказал: "Иснад хороший".
‘Али подчинился велению посланника Аллаха
ﷺ.
Период из исламской истории от кончины Пророка ﷺ до 61г.х.