Как вернуть деньги, если их хозяин умер или его не найти?

Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху
Ответить
abu Isa
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 21 дек 2009, 19:27
Откуда: Казахстан, Алматы

Как вернуть деньги, если их хозяин умер или его не найти?

Сообщение abu Isa »

Ассаляму алейкум!
Несколько месяцев назад вспомнил что когда был еще школьником (времена невежества) украл у друга отца деньги примерно 10 американских долларов, а этот человек умер, он увлекался алкоголем, насчет его веры не знаю, так вот каково мое положение, как мне поступить, можно ли/надо ли дать за него эти деньги в качестве садака?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Как вернуть деньги, если их хозяин умер или его не найти?

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Как вернуть деньги, если их хозяин умер или его не найти?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Если человек присвоил не по праву чьё-либо имущество, будь это путём обмана, кражи, хитрости, использования силы, или же он взял деньги в долг и не возвращает их, после чего он искренне покаялся, то он обязан взятое не по праву имущество вернуть его хозяину. И он обязан торопиться с этим и успеть вернуть долг прежде, чем умрёт и окажется неимущим, так как в День страшного Суда после ему придётся расплачиваться своими благими делами!

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть допустивший несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы. Ведь потом (в День Суда), если у него окажутся благие дела, их заберут у него в соответствии с тяжестью нанесённой несправедливости, а если добрых дел у него не окажется, тогда будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него». аль-Бухари (2449).

Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Люди ответили: “Неимущим среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придётся ему отдать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» Муслим (2581).

‘Абдуллах ибн Унайс (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения люди будут собраны нагими, необрезанными и в положении бухма». Мы спросили: “А что такое «бухм»?” Он ответил: «Не будет у них ничего с собой». Потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) продолжил: «К ним будет обращен голос, который будет слышен стоящему далеко так же, как он будет слышен стоящему близко: “Я – царь, Я – воздающий по заслугам! Никто из обитателей Ада не войдёт в Ад до тех пор, пока у него есть долг перед кем-либо из обитателей Рая, пока Я не взыщу с него! И никто из обитателей Рая не войдёт в Рай, если у него есть долг перед кем-либо из обитателей Ада, пока Я не взыщу с него, даже если речь идёт о пощёчине!”» Мы спросили: “А как мы будем рассчитываться, если мы предстанем перед Аллахом нагими, необрезанными, не имея ничего?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Посредством благих и плохих дел». Ахмад (3/495), аль-Хаким (2/437), Ибн Аби ‘Асым (514). Достоверность хадиса подтвердили ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Къудама, аль-Мунзири, Ибн аль-Къайим, аль-‘Иракъи, аз-Захаби, Ибн Хаджар, Ибн Насыруддин ад-Димашкъи, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мухтара” (2912), “Хикая аль-муназара филь-Къуран” (41), “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” (стр. 489), “Тахридж аль-Ихья” (4/649), “Фатхуль-Бари” (1/210), “Сахих ат-Таргъиб” (3608), “Тахридж аль-Муснад” (16085).

В этих величайших пророческих хадисах содержится указание на то, насколько опасным является притеснение мусульман, нанесение им обид, оскорблений и вреда!
И эти хадисы указывают на то, что совершившему грех, затрагивающий права другого, помимо искреннего покаяния пред Всевышним Аллахом, необходимо также восстановить права того, с кем он поступил несправедливо прежде, чем наступит День Суда! И возвращение долга имеет к упомянутому самое прямое отношение, поскольку незаконное присвоение чужого имущества Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделил и упомянул наряду с прочими видами притеснения, сказав: «оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого». Муслим (2581).

Одним словом, человек обязан вернуть хозяину имущества то, что ему принадлежит, пусть даже не напрямую, а через кого-нибудь. Суть в том, чтобы вернуть ему то, что ему принадлежит, а не явиться к нему с повинной. Поэтому шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если ты украл у человека или организации что-то, то является обязательным для тебя вернуть им то, что ты украл, связался с ним и сказал: «У меня есть то, что принадлежит вам». Однако может быть так, что это признание является тяжёлым для человека, и он не может явиться к нему и сказать: «Я своровал у тебя то-то, или взял у тебя то-то». В таком случае можно вернуть ему деньги не напрямую, а скажем, через его друга или знакомого, который передаст ему эти деньги и поведает ему его историю, говоря: «Этот человек сказал, что он покаялся перед Аллахом за это, и попросил меня передать эти деньги тебе»”. См. “Фатауа Ислямия” (4/162).

Однако часто раскаявшиеся люди задают следующий вопрос: «А если хозяин денег пропал, его невозможно найти, как и невозможно найти его наследников, или они умерли, то, как следует поступать в таких случаях?»
В таких случаях следует поступать так, как это постановили саляфы во главе со сподвижниками относительно подобных ситуаций, а это – раздать эти деньги от имени их хозяина в качестве милостыни нуждающимся или израсходовать их на общее благо мусульман.
Доводом на это служит то, что рассказывал Хаушаб ибн Сайф: “Когда мусульмане совершали военный поход на римлян, во главе войска был ‘Абдур-Рахман ибн Халид ибн Уалид. Один человек из их числа украл из трофеев сто динаров. Когда же трофеи были поделены и люди разъехались по своим краям, этот человек раскаялся. Тогда он пришёл к ‘Абдур-Рахману ибн Халиду и сказал: «Я украл из трофеев сто динар, забери же их». На что ‘Абдур-Рахман ответил: «Поистине, участники похода уже разъехались, я не возьму их у тебя. Ты явишься с этими деньгами к Аллаху в День Суда!» Затем этот человек отправился к Му’ауии (да будет доволен им Аллах) и рассказал ему о случившемся, но и он ответил ему точно так. Тогда он вышел от Му’ауии плача, а когда проходил мимо ‘Абдуллаха ибн аш-Ша’ира ас-Саксаки, он спросил: «Что заставило тебя плакать?» И он поведал ему свою историю, на что Ибн аш-Ша’ир сказал: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» (2: 156), и спросил: «Ты последуешь моему ответу, о раб Аллаха?» Тот человек ответил: «Да». Тогда он сказал: «Отправляйся к Му’ауии и скажи ему: “Возьми с этих денег пятую часть”, и дай ему двадцать динаров, а оставшиеся восемьдесят раздай в качестве милостыни от имени того войска. Поистине, Аллах знает их имена и их местопребывание. И поистине, Аллах принимает покаяние от Своих рабов». И этот человек поступил именно так. А когда его слова дошли до Му’ауии, он сказал: «Клянусь Аллахом, он дал прекрасный ответ! Вынести точно такое же фатуа по этому случаю было бы для меня любимей всего, чем я владею»”. Са’ид ибн Мансур в “ас-Сунан” (2732), Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” (11/60). Сообщение достоверное. См. “Тахкыкъ Таъхыр аз-зуляма иля яумиль-кыяма” (стр. 9), “аль-И’лям би-ахкам аль-маль аль-харам” (стр. 266).

Данную историю в качестве аргумента приводил Ибн Къудама в «аль-Мугъни» (13/173), а также её упоминал и Ибн аль-Къайим, после чего он также привёл фатуа своего шейха – Ибн Таймии, которого спросил один сбежавший от хозяина раб, что ему делать, ибо он покаялся, но не знает где его хозяин и жив ли он, на что Ибн Таймия ответил ему: “Раздай садакъа от имени своего хозяина на сумму, большую, чем ты стоил в то время, и этого достаточно”. См. “Мадаридж ас-саликин” (1/363-365).

Кстати, в этой прекрасной и поучительной истории содержится указание на то, что человек не из числа сподвижников в том или ином вопросе может высказать истину, о которой мог не знать великий сподвижник. Ведь Му’ауия был не просто рядовым сподвижником, а учёным! Когда Ибн ‘Аббасу сообщили, что Му’ауия (да будет доволен ими Аллах) совершает молитву Уитр в один рака’ат, Ибн ‘Аббас сказал: “Поистине, он – факъих!” аль-Бухари (3765).

Имам Ибн Таймия говорил: “Если человек приобрёл какое-то имущество и не знает, кто их хозяин, как, например, имущество было взято силой, после чего он раскаялся; или деньги получены в результате предательства, после чего было раскаяние; или человек занимался ростовщичеством и покаялся, и т.д. то тот, у кого находятся деньги, а он не знает хозяина, то он может раздать их в качестве милостыни нуждающимся или потратить для пользы мусульман”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (4/220).

Также Ибн Таймия говорил: “Всё, что взяли у людей разбойники, должно быть возвращено хозяевам. Это аналогично потерянному имуществу, о котором следует сообщать в течение года. Если хозяин объявился, то это хорошо, а в противном случае нашедший может потратить их при условии, что он возместит хозяину, если он появится. Если найти хозяина не представляется возможным, то ему следует потратить эти деньги в качестве милостыни и в интересах мусульман. То же самое относится к любой собственности, хозяин которой неизвестен, как в случаях, когда имущество захвачено силой, одолженные вещи, вещи, оставленные на хранение, украденное имущество, потерянное имущество. Всё это должно быть роздано в качестве милостыни или в интересах мусульман”. См. “Маджму’уль-фатауа” (30/413).

Всё сказанное указывает на то, что если человек не может найти хозяина денег, которые он присвоил, как и не может найти никого из числа его наследников, или же они умерли, то он должен совершить милостыню этими деньгами от имени хозяина.

Кто-то может спросить: «А если хозяин этих денег не был мусульманином, всё равно следует сделать садакъа на эти деньги от его имени? Ведь общеизвестно, что благодеяния не приносят пользу неверному».
Во-первых, в любом случае эти деньги нельзя оставлять себе или расходовать их на членов своей семьи, их необходимо потратить на нужды мусульман.
Во-вторых, садакъа от имени неверного не является запрещённой, потому что садакъа и прочие благодеяния приносят пользу неверным, но только в мире этом, как об этом сказано в достоверных пророческих хадисах.
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, если неверный совершит благое дело, за это он получит свой удел в мире этом. Что же касается верующего, то, поистине, Всевышний Аллах запасает для него его благие дела на Судный День, даруя ему удел и в мире этом за его покорность». Муслим (2880).

Спросили шейха Ибн База: «Мусульманин своровал что-то у неверного, но затем покаялся и пожелал вернуть ему его деньги, однако он не может его найти. Как ему быть с этими деньгами?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Раздаёт эти деньги в качестве милостыни за него”.
Спрашивающий уточняет: «Хорошо, но разве неверный получит пользу от милостыни?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Да, это принесёт ему пользу в мире этом”. Сл. “Фатауа ад-дурус”.

А Аллаху ведомо обо всём лучше.

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

Аватара пользователя
Abu Yakub al Kabardini
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 окт 2012, 21:18
Откуда: КБР,г.Нальчик

Re: Как вернуть деньги, если их хозяин умер или его не найти?

Сообщение Abu Yakub al Kabardini »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлаhи уа баракятух, Ма ша Аллах, как раз искал эту тему, а она уже давно оказывается есть на форуме...
Барака-Ллаху фикум.
Ответить