А затем:
Все мы слышали о страшном землетрясении, которое сотрясло Турцию и Сирию, в результате которого погибли тысячи людей и пострадали десятки тысяч, а о количестве потерянных и ненайденных в заваленных руинах знает только Аллах.
Случившееся должно послужить назиданием для нас, ведь Всевышний Аллах сказал:
﴿ فَاعْتَبِرُوا يَا أُولِي الْأَبْصَار ﴾
Воистину, правильное размышление над Божественным назиданием, приносящее плоды, достойно большой награды, как за совершение поклонения! Ведь Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил: “Размышление в течение часа лучше, чем проведение всей ночи в добровольной молитве”. Ибн Аби Шейба (37307), Ахмад в “аз-Зухд” (139), Абу Дауд в “аз-Зухд” (209). Имам Ибн Са́’ид подтвердил достоверность этого асара. См. “аз-Зухд уа-рракъаик” (949).
Просим Всевышнего Аллаха помиловать погибших и даровать скорейшее исцеление пострадавшим! Ведь многие из пострадавших лишились крова и своих домов, и по мудрости и предопределению Всемогущего Аллаха, эти печальные события выпали на самые холодные, метельные и снежные дни в Турции за эту зиму. Сколько людей осталось без своих домов и имуществ; сколько детей остались сиротами; сколько женщин остались вдовами; Пусть Аллах облегчит им их положение, поможет проявить терпение и сделает случившееся очищением от грехов! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (аль-Бухари 6011, Муслим 2586).
Землетрясения являются знамениями Всевышнего Аллаха, которые он посылает своим рабам в качестве устрашения и назидания, ведь Великий и Всемогущий Аллах говорит:
﴿ وَمَا نُرْسِلُ بِالْآيَاتِ إِلَّا تَخْوِيفًا ﴾
Как пришло в пророческой Сунне, частые землетрясения являются признаком приближения Судного дня. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не наступит Час до тех пор, пока не исчезнет знание, участятся землетрясения, ускорится время, появятся бедствия, увеличится хардж, а это – убийства, убийства, и, пока у вас не увеличится имущество и его будет в избытке» (аль-Бухари 1036).
Некоторые учёные писали отдельные труды о землетрясениях. Например, ас-Суюты написал книгу, которую назвал: «Кашф ас-Сальсаля ан уасф аз-зальзаля». В ней он рассказал, где и когда происходили землетрясения.
Также шейх Мукъбиль аль-Уади’и дал несколько проповедей на тему землетрясений, в которых он опровергал утверждающих о том, что землетрясения не более чем просто мирские природные явления, и в итоге, эти проповеди шейх собрал в виде небольшого послания и выпустил его под названием: «Идах аль-макъаль фи асбаб аз-залязиль уа-р-радд аля аль-маляхида ад-дулляль».
Землетрясение – это не просто случайное природное явление, напротив, это – знамение, которое Всевышний Аллах посылает к людям в качестве устрашения и предупреждения, дабы они вернулись к Аллаху и обратились к Нему, просили у Него прощения за свои грехи и искренно каялись перед Ним. Ведь люди являются первыми виновниками бед, которые их постигают по причине своих грехов, а Великий и Всемогущий Аллах говорит:
﴿ وَمَا أَصَابَكُم مِّن مُّصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ ﴾
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Если бы Всевышний Аллах не лечил Своих рабов лекарством в виде испытаний и бедствий, то они стали бы тиранами, притеснителями и высокомерными”. См. “Задуль-ма’ад” (4/195).
Ввиду опасности некоторых земных явлений и их последствий, от которых страдают люди, как сильные сносящие ураганы, наводнения, землетрясения, вулканы и т.д., некоторые учёные говорили о законности совершения молитвы по причине страха подобно той, которая совершается при солнечном и лунном затмении. Ведь если Всевышний Аллах устрашает Своих рабов солнечным и лунным затмением и узаконивает для них молитву в это время, то тем более эту молитву следует совершать при землетрясениях, поэтому, передаётся от некоторых сподвижников, что они совершали молитву при землетрясениях, в частности это передаётся от Ибн ‘Аббаса и ‘Аишы, да будет доволен ими Аллах. Эти предания привёл Закария аль-Бакистани в своей книге «Ма сахха мин асар ас-Сахаба филь-фикъх», т.е. «То, что достоверно установлено от сподвижников по вопросам фикъха» (1/516). И это мнение Ханафитов, Захиритов, и шейхуль-Исляма Ибн Теймии. (См. аль-Мухалля 5/96, аль-Мугъни 3/332, аль-Ихтиярат 84).
А шейхуль-Ислям Ибн Теймия говорил: “Молитва по причине страха совершается при любых знамениях, как затмение, землетрясение, сильный ветер и тому подобное”. (См. “Минхадж ас-Сунна” 5/445, “аль-Фатауа аль-кубра” 5/358).
Для пользы, советую почитать статью о совершении молитвы при печали, трудностях и страхе:
viewtopic.php?t=22110
А также статью о молитве во время солнечного и лунного затмения:
viewtopic.php?t=17852
Здесь же, в качестве напоминания, хотел бы процитировать наставления некоторых учёных Ислама по поводу землетрясений.
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз Ибн Баз, да помилует его Аллах, писал:
«Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам, также последовавшим его прямому пути.
А затем:
Воистину Аллах – Мудрый и Знающий в отношении того, что предписывает и предопределяет, узаконивает и повелевает. Он, Велик и Всемогущ, создаёт то, что пожелает из знамений в качестве:
- устрашения своих рабов;
- напоминания им об их обязательствах перед Ним;
- предостережения от того, чтобы они приобщали к Нему каких-либо сотоварищей, противоречили Его приказу и не сторонились Его запретов.
Как об этом говорит Всевышний Аллах:
﴿ وَمَا نُرْسِلُ بِالْآيَاتِ إِلَّا تَخْوِيفًا ﴾
Также Всевышний говорит:
﴿ سَنُرِيهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ وَفِي أَنْفُسِهِمْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ أَوَلَمْ يَكْفِ بِرَبِّكَ أَنَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيد ﴾
Также Всевышний говорит:
﴿ قُلْ هُوَ الْقَادِرُ عَلَى أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عَذَابًا مِنْ فَوْقِكُمْ أَوْ مِنْ تَحْتِ أَرْجُلِكُمْ أَوْ يَلْبِسَكُمْ شِيَعًا وَيُذِيقَ بَعْضَكُمْ بَأْسَ بَعْضٍ ﴾
Передал имам аль-Бухари, в своём достоверном сборнике, от Джабира Ибн ‘Абди-Лляха, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Когда был ниспослан аят: «Скажи: “Он властен наслать на вас мучения сверху”», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я прибегаю за защитой к Тебе посредством Твоего Лика». Потом было ниспослано: «…или из-под ваших ног», — он сказал: «Я прибегаю за защитой к Тебе посредством Твоего Лика»".
Абу аш-шейх аль-Асбахани в отношении аята: «Скажи: “Он властен наслать на вас мучения сверху”» передал толкование Муджахида: «оглушительный крик, камни и знойный ветер», а в отношении аята: «…или из-под ваших ног…»: «землетрясение и провал земли».
Нет сомнений в том, что землетрясения, которые произошли во многих местах, являются одними из знамений Всевышнего Аллаха, которыми Он устрашает своих рабов. Всё, что происходит на этой земле из землетрясений, и других явлений, которые причиняют вред людям, и по причине которых они испытывают разные страдания, всё это по причине совершения ими многобожия и грехов, как об этом сказал сам Всевышний Аллах:
﴿ وَمَا أَصَابَكُم مِّن مُّصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ ﴾
Также Всевышний сказал:
﴿ مَا أَصَابَكَ مِنْ حَسَنَةٍ فَمِنَ اللَّهِ وَمَا أَصَابَكَ مِنْ سَيِّئَةٍ فَمِنْ نَفْسِكَ ﴾
Также Всевышний рассказывает нам о прошлых общинах:
﴿ فَكُلًّا أَخَذْنَا بِذَنْبِهِ فَمِنْهُمْ مَنْ أَرْسَلْنَا عَلَيْهِ حَاصِبًا وَمِنْهُمْ مَنْ أَخَذَتْهُ الصَّيْحَةُ وَمِنْهُمْ مَنْ خَسَفْنَا بِهِ الْأَرْضَ وَمِنْهُمْ مَنْ أَغْرَقْنَا وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيَظْلِمَهُمْ وَلَكِنْ كَانُوا أَنْفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ ﴾
Все люди, на которых возложены шариатские обязанности, должны каяться перед Всевышним Аллахом, крепко держаться Его религии и сторониться всех Его запретов, как проявление (людьми) многобожия и совершения грехов. Это для того, чтобы достичь благополучия и спастись от всякого зла, как в этом мире, так и в следующем, и для того, чтобы Всевышний Аллах отвратил от них беды и наделил их благами, как сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ الْقُرَى آمَنُوا وَاتَّقَوْا لَفَتَحْنَا عَلَيْهِمْ بَرَكَاتٍ مِنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ وَلَكِنْ كَذَّبُوا فَأَخَذْنَاهُمْ بِمَا كَانُوا يَكْسِبُونَ ﴾
Также в отношении людей Писания Всевышний сказал:
﴿ وَلَوْ أَنَّهُمْ أَقَامُوا التَّوْرَاةَ وَالْإِنْجِيلَ وَمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِمْ مِنْ رَبِّهِمْ لَأَكَلُوا مِنْ فَوْقِهِمْ وَمِنْ تَحْتِ أَرْجُلِهِمْ ﴾
Также Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَفَأَمِنَ أَهْلُ الْقُرَى أَنْ يَأْتِيَهُمْ بَأْسُنَا بَيَاتًا وَهُمْ نَائِمُونَ أَوَأَمِنَ أَهْلُ الْقُرَى أَنْ يَأْتِيَهُمْ بَأْسُنَا ضُحًى وَهُمْ يَلْعَبُونَ أَفَأَمِنُوا مَكْرَ اللَّهِ فَلا يَأْمَنُ مَكْرَ اللَّهِ إِلا الْقَوْمُ الْخَاسِرُونَ ﴾
Выдающийся учёный Ибн аль-Къаийм говорил: «Иногда, Всевышний Аллах позволяет земле дышать, тогда происходят страшные землетрясения и Его рабы начинают чувствовать страх и беспокойство; возвращаться к Аллаху и оставлять грехи; обращаться смиренно к Аллаху с мольбами и сожалеть. Как говорили некоторые из саляфов, когда сотряслась земля: «Воистину, ваш Господь желает, чтобы вы искали Его довольства».
Когда в Медине сотряслась земля, ‘Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, обратился к людям с проповедью и увещеванием, сказав: «Если оно (землетрясение) повторится, то я не буду с вами жить». Это слова Ибн аль-Къайима, да помилует его Аллах.
Относительно этого имеется много преданий от саляфов.
Является обязательным при землетрясениях, или других знамениях, как затмение, сильные бури, наводнения – спешить к Аллаху с покаянием, смиренно обращаться к Нему с мольбами и просить Его о благополучии и много просить у Него прощения, как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если вы увидите подобное, то поминайте Аллаха и обращайтесь к Нему с мольбами и просьбами о прощении».
Также является желательным раздавать милостыню (садакъа) и оказывать помощь неимущим и бедным, ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Оказывайте милость, тогда и вы будете помилованы»; «Милосердных помилует Милостивый. Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, и помилует вас Тот, Кто в небесах»; также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот, кто не проявляет милость, к нему самому не будет проявлена милость».
Было передано от ‘Умара Ибн ‘Абдуль-‘Азиза, что он писал своим наместникам, чтобы они раздавали милостыню (садакъа) в случае землетрясении.
Также из причин, которые влекут благополучие и безопасность – это проявление инициативы со стороны правителей по отношению к грешникам (глупцам), которых следует обязать истиной, исполнять шариатские законы к ним, призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ أُولَئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حكيم ﴾
Также Всевышний сказал:
﴿ وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لا يَحْتَسِبُ وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ﴾
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот, кто решит нужду своего брата, то его нужду Аллах решит». Это согласованный хадис.
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскрешения. Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире вечном. А того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире вечном. Аллах будет помогать Своему рабу до тех пор, пока сам он помогает своему брату по вере». Этот хадис передал имам Муслим, и существует много хадисов с похожим значением.
Просим Аллаха, чтобы Он привёл в порядок дела всех мусульман, одарил их пониманием в религии и стойкости в ней, и привёл их к покаянию от грехов. Просим, чтобы Он исправил положение всех правителей мусульман, возвысил посредством них истину и разбил ложь, направил их к тому, чтобы они судили между людьми Его законами. Пусть Аллах упасёт их и всех мусульман от вводящих в заблуждения смут и наущений шайтана. Воистину, всё подвластно Ему.
Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам, также всем, кто последовал за ним наилучшим образом вплоть до Судного дня!».
https://binbaz.org.sa/articles/158/%D9% ... 8%B2%D9%84
Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах говорил:
«По поводу происходящего в наше время из числа землетрясений, затмений, наводнений, сильных бурь, то богобоязненный извлекает из этого урок. Он страшится и знает, что Аллах отправил их в качестве наказания. Что касается не богобоязненного, то его сердце не смягчается и не извлекает никакого назидания, он продолжает говорить: “Всё это – природные явления”. Эти люди, в действительности, не являются из числа тех, кто страшится Аллаха, ведь землетрясения являются наказанием. (Аллах в Коране говорит): «Они сочли его (пророка Шу’ейба) лжецом, и тогда их постигло землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах» (29:37).
Слушать: Шейх Салих аль-Фаузан сказал: «Землетрясение, да упасёт нас Аллах, это колебания земли. Аллах сделал землю стойкой и крепкой, утвердив её горами, чтобы люди жили на ней. Но перед Концом света участятся землетрясения, по причине которых будут разрушаться селения, как это и происходит в реальности, и как вы сами слышите о землетрясениях, по причине которых погибают много людей и страдают многие страны. Это всё – наказание, которые посылает Аллах к Своим рабам перед Концом света, когда они испортятся. С одной стороны – землетрясения являются наказанием, с другой – они служат напоминанием для верующих, чтобы они опомнились и покаялись перед Всевышним Аллахом. Не следует говорить, что это всего лишь природные катаклизмы, как об этом говорят невежественные умники, они говорят, что это просто природные явления и не являются признаком чего-либо. Нет, это не просто природные явления. Почему этих природных явлений не было (в таком количестве) раньше?! Это по причине праведности людей и их стойкости в религии. Однако они стали чаще происходить перед Концом света. Это предупреждение для людей и предостережение, чтобы они взяли назидание».
Слушать:
https://www.youtube.com/watch?v=D1cxe7vw1Os
Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Истинная суть испытаний не в том, чтобы мы были наказаны, а в том, чтобы мы исправились”. См. “аль-Мудхиш” (стр. 86).