Каков хукм жеребьевки в основе?

Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху
Ответить
Аватара пользователя
abu Sumaya as-Sugury
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 05 май 2011, 16:37
Откуда: Makhachkala

Каков хукм жеребьевки в основе?

Сообщение abu Sumaya as-Sugury »

Ассаляму алейкум уа рахмутуЛлахи уа баракатух! Каков хукм жеребьевки? Является ли он в основе запретным, кроме исключающих случаев, либо же он в основе разрешён?
К примеру, в некоторых местах распространился такой вид помощи как отправка бедняков в Хадж. Делают они это путём жеребьевки. Происходит это так: собираются люди, готовые помочь и собирают деньги кто сколько может, когда же сумма достигает нужного количества, организаторы при помощи жеребьевки отправляют человека для отправки его в Хадж. Есть ли в этом проблема?
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Каков хукм жеребьевки в основе?

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Передается от ан-Ну'мана ибн Башира, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк сказал: "Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие - в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: "А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?". И если те, которые наверху, предоставят тех, кто внизу, самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)". аль-Бухари, 2493.

Сказал шейх 'Усаймин (рахимаху-Ллах): "В этом хадисе указание на дозволенность бросания жребия. В Коране есть два аята о бросании жребия, а в Сунне пришло около шести хадисов. Аллах Всевышний сказал:
"Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию).
Ты не был с ними, когда они препирались
"
Сура али ‛Имран, аят 44
А также:
"Йунус также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль. Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания. Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха,
то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены
"
Сура ас-Саффат, аяты 139-144
Йунус, мир ему, был одним из пророков. Однажды, он с группой людей сели на корабль, в результате чего корабль оказался переполненным. Тогда они поняли, что либо они все утонут, либо кто-то должен прыгнуть в море. Кто же должен сойти с корабля? Самый первый пассажир? Самый старший пассажир? Или тот, кто весит больше остальных? Они решили бросить жребий и среди проигравших оказался Йунус, мир ему. После всего этого, Йунуса, мир ему, проглотила огромная рыба и он оказался в ее чреве. Находясь там, он воззвал к Аллаху, сказав: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из несправедливых!". После этого рыба выплюнула его на берег моря и он спасся.
Суть в том, что жребий - это дозволенная в религии вещь, о чем говорится и в Коране, и в Сунне". Шарх "Рияд ас-салихин", №187. ИСТОЧНИК
Изображение
Шейх ас-Са'ди (рахимаху-Ллах), разъясняя правило в фикхе "Когда есть неясность в правах и неразрешимые спорные ситуации, то применяется жребий", сказал:

"То есть, когда неизвестно - кто имеет право на какую-то вещь, кто обладатель этого права, и ни у той, ни у другой стороны нет каких-то преимуществ, чтобы сказать, что он имеет право на это, или когда возникают спорные ситуации в каких-то вопросах, и нельзя отдать предпочтение какой-то стороне, то в таком случае применяют в Шариате - къур'а (жребий).
Во многих вопросах применяется это правило. Например: азан, чтение икъамы, или быть имамом в намазе, в погребальном намазе. Если никто из претендующих не имеет больше прав, и нельзя сказать, что этот человек более достоин, чем другой, то в таком случае применяется жребий.
Еще можно привести примеры: двое нашли какую-то вещь (находка) - нашли это вместе, или спор из-за какого-то места и оба имеют одинаковые права и нельзя разрешить иначе - нет преимущества ни у того, ни у другого, тогда применяется аль-къур'а (жребий).
Или человек дал развод жене и не знает какой из них - это называется неизвестностью, неясностью. В таком случае тоже применяется жребий.
Или человек дал развод одной из жен, а потом забыл какой, или человек освободил одного из своих рабов, но не определил кого - тоже применяется жребий. Во многих вопросах применяется это правило. См. по этому вопросу полезную книгу имама Ибн аль-Къаййима "Турукъуль-Хакимийа"". См. "Аль-Къауа'идуль-фикхиййа". ИСТОЧНИК
Изображение
Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк сказал: "Если бы люди знали о [награде, уготованной тем, кто произносит слова] азана, и [тем, кто находится в] первом ряду [во время общей молитвы], и только с помощью жребия по стрелам 1 могли [решить, кто станет возглашать азан, и кто займёт места в первом ряду], они обязательно прибегали бы к [жребию]! Если бы знали они о [награде, которая ждёт человека], являющегося на молитву заранее, то спешили бы на неё наперегонки! И если бы знали они о [награде, которая ждёт тех, кто принимает участие в общих] вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на [эти молитвы в мечеть], даже если бы им приходилось добираться [туда] ползком!". Сахих Муслим, 271 (Глава 73).
_______________________________________________

1. Бросание жребия по стрелам - распространённый способ решения спорных вопросов в доисламской Аравии.

Имам аш-Шаукани сказал: "Если на намаз призвал один муэдзин, то ему следует объявить о его начале. Но, если случилось так, что несколько человек возвестили призыв одновременно, то объявить о начале намаза должен тот, кого они выберут. Если же они не сойдутся во мнениях, то все решит жребий". См. "Нейл аль-аутар", т.2, с.361.
Изображение
Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "[Перед тем как отправиться куда-либо], Посланник Аллаха бросал жребий между своими жёнами 2".
[Передатчик этого хадиса] сказал: "Однажды [право сопровождать Пророка ] по жребию получили 'Аиша и Хафса, которые и двинулись с ним в путь. Когда наступала ночь, Посланник Аллаха ехал вместе с 'Аишей и разговаривал с ней, и [однажды] Хафса сказала 'Аише: "Не сядешь ли ты сегодня ночью на моего верблюда, а я сяду на твоего, и мы посмотрим, [что из этого выйдет]". ['Аиша] сказала: "Хорошо", и села на верблюда Хафсы, Хафса же села на верблюда 'Аиши. [Через некоторое время] Посланник Аллаха подъехал к верблюду 'Аиши, на котором сидела Хафса, произнёс слова приветствия и ехал рядом с ней, пока они не остановились [на отдых]. Потеряв [Пророка ], 'Аиша стала ревновать, когда же они остановились, она принялась совать ногу в душистый тростник, восклицая: "О Господь мой, сделай так, чтобы меня ужалил скорпион или змея, ведь он - Твой Посланник, и я ничего не могу сказать ему!" 3". Сахих Муслим, 1683 (Глава 18).
_______________________________________________

2. По жребию определялось, кто из них поедет вместе с ним .
3. То есть, не могу порицать действия Пророка , тем более, что я сама согласилась на предложение Хафсы.

Упомянутый выше хадис не содержит в себе веления на обязательность такого поступка. Этот поступок Пророка указывает лишь на желательность этого, а не обязательность как говорил имам ас-Сан'ани. См. "Субулю-Ссалям", 3/222.

Более того, среди ученых были те, кто считал что бросание жребия в ситуации, когда среди жен есть такие, кто не ведет себя должным образом в пути, не дозволено. Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Некоторые маликиты говорили, что среди женщин есть такие, которые могут быть в поездке полезнее чем другие, и если в таком случае бросать жребий, то он может выпасть на ту, в ком нет пользы в дороге, что причинит вред мужчине. И также обратное, некоторые жены могут быть полезнее в доме, чем другие". См. "Фатхуль-Бари", 9/221.
asar-forum.com
Аватара пользователя
abu Sumaya as-Sugury
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 05 май 2011, 16:37
Откуда: Makhachkala

Re: Каков хукм жеребьевки в основе?

Сообщение abu Sumaya as-Sugury »

Ма ша Аллах! ДжазакаЛлаху Хайран!
Ответить