Можно ли давать садака при наличии непогашенного долга

Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху
Ответить
Abdullah ibn Kalilulla
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 03 мар 2014, 10:37

Можно ли давать садака при наличии непогашенного долга

Сообщение Abdullah ibn Kalilulla »

Ассаляму алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух!
Уважаемые братья туллябы, у нас возникла такая ситуация. Маленькой дочери одной сестры уже сделали 8 операции. И говорят, что им еще нужны немалые деньги для дальнейшего лечения, лекарства и т.д. И вот братья и сестры в качестве материальной помощи этой семье организовали один раз в месяц ярмарку. Т.е. каждый из дома готовить что умеет (еда, питье, рукоделия и т.д.), а некоторые братья и сестры, которые в торговле дают свои готовые товары. И соответственно вырученные от этой ярмарки все деньги они отдают этой сестре. Но на днях кто-то сказал, что в сахих Бухари есть хадис, где посланник Аллаха (солла-Ллаху алейхи уас-Салям) сказал, что «У кого есть непогашенный долг, у того не принимается садака». И вот теперь у некоторых братьев и сестер появились шубухаты, т.к. у них есть долги. И говорят, что уже некоторые даже начали отказываться давать свои товары на эту ярмарку. Уа-Ллаху аглям.
Вопрос: А вообще есть ли такой хадис в сахих Бухари, и если есть, то тогда что сказали ученые в комментариях к этому хадису?
И вообще как правильно поступить в данной ситуации?
Джазаакуму-Ллаху хойран, Баарака-Ллаху фийкум!
tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re:

Сообщение tik »

Уа 'аляйкум Ссалям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Тема называется "О ПРАЗДНИЧНОМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ (Удхия)", там немного было за это, из чего понимается что долг не мешает делать желательное, если кредитор не требует немедленного возврата и дает отсрочку, или если успеваешь до назначенного срока вернуть долг, не смотря на садака.
ismail-1978 писал(а):Разрешено ли делать Жертвоприношение тому на ком есть долги, так как у нас в республике по телевидению передавали, что нельзя делать Жертвоприношение тому на ком есть долги, и из за этого многие воздержались делать Жертвоприношение.
А'mash писал(а):Смотря какой именно долг брат, и есть ли у должника отсрочка и т.п. Но даже если должник и сделает Жертвоприношение, это никак не связано с его долгом! Нет никакого запрета брат в том, чтобы человек, на котором есть долг, совершил праздничное Жертвоприношение, несмотря на то, что в некоторых кругах бытует мнение о недозволенности подобного. Является порицаемым совершать Удхия именно тому, от кого кредитор требует возвращение долга, а тот все равно покупает Жертвенное животное. Именно в таком случае это является неправильным, поскольку выплата долга является обязательным (фард), тогда как Жертвоприношение является добровольным благодеянием. Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково положение Удхия, если на человеке есть долг с отсрочкой? Или же является необходимым спросить разрешение кредитора на это?» Шейх ответил: “Я считаю, что человеку, на котором есть долг, не следует совершать Удхия, если только долг не является отсроченным. Например, человек знает, что когда придет срок расплаты, он сможет вернуть долг, поэтому нет проблем ему совершать Удхия. В противном случае пусть копит свой каждый дирхам для возврата долга, ибо долг – вещь серьезная! О братья мои, когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приносили умершего, чтобы он совершил над ним молитву-джаназа, он не совершал молитву за должников! Также, когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про смерть шахида, он сказал, что шахада искупляет все грехи, кроме долга! Долг не является незначительной вещью!” См. “аль-Ликъа аш-шахри” № 53, вопрос 24.
Но что касается самого Жертвоприношения, то оно не имеет никакого отношения к наличию долга у человека брат. Более того, человек имеет право даже специально взять в долг, чтобы совершить Удхия, если знает что сможет сразу же отдать долг, как например, когда получит зарплату в конце месяца и т.п. Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили: «Следует ли взять в долг тому, кто не в состоянии совершить Жертвоприношение?», он ответил: “Если человек будет в состоянии вернуть долг, и взял в долг чтобы совершить Удхия, то это хорошее дело. Однако он не обязан этого делать”. См. “Маджму’уль-фатауа” 26/305.
Кстати на счет доступа на форум. Когда он заблокирован, я без проблем захожу через анонимайзеры. Попробуй адресную строку ссылки набрать в анонимайзере, может так получится перейти на неё.
Да поможет Аллах этой семье и излечит их ребенка наилучшим образом!
Уа фика барака-Ллах.
Abdullah ibn Kalilulla
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 03 мар 2014, 10:37

Re: Можно ли давать садака при наличии непогашенного долга

Сообщение Abdullah ibn Kalilulla »

Ассаляму алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух! Джазаака-Ллаху хойран уважаемый брат, за все ваши старания и ваши дуа. Амин. И пусть Всевышний Аллах вознаградить вас за это по Своей Милости, и введет вас в Джаннат-уль-Фирдаус. И также спасибо за подсказку по анонимайзеру. Шукран ляка. Но поймите меня правильно, т.е. мне хотелось бы, чтобы братья туллябы по возможности дали конкретный отдельный ответ на мой вопрос. Т.е. по поводу шарха к вышеуказанному хадису в сахих Бухари. Т.к. все началось с того, что кто-то не указав ни номера, ни страницы и т.д. отправил и распространил этот хадис в группу братьев «хадия и торговля». Но говорят, что этого оказалось достаточным для некоторых братьев и сестер, чтобы они на сегодняшний день отказались участвовать в данной ярмарке. Уа-Ллаху аглям. И также прошу понять нас правильно, что дело не в том, что кто-то кого-то хочет принудить делать садака или участвовать в таких мероприятиях, а в том, что в связи с этим хадисом у братьев и сестер появились серьезные шубухаты касательно этого вопроса и поступка в дальнейшем. И инша-Ллах их теперь надо будет развеять и узнать истину. Бааракуму-Ллаху фийкум!
abu_hatim
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 фев 2016, 19:12

Re: Можно ли давать садака при наличии непогашенного долга

Сообщение abu_hatim »

уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлах уа баракатуху.
Проверьте перевод иншааллах, братья, некоторые места сложно было на русский выразить.
Вопрос Шейху Усеймину:
Будет ли правильна (или принята) садакъа должника?И что из Шариатских обязанностей спадает с должника?
Ответ:
Хвала Аллаху Господу миров, прошу у Аллаха мира и благословения для нашего пророка Мухаммада, его семьи и всех сподвижников. Садакъа из числа расходования приказанного Шариатом и из проявления чистосердечия к рабам Аллаха, если была сделана в своем месте. Человек будет вознагражден за нее, и каждый человек будет в тени своей милостыни в Судный День. Она будет принята, будь на человеке долг или нет, если были соблюдены все условия ее принятия такие как: искреннее (совершение) ради Аллаха, заработанное благим (заработком), совершенная в своем месте. С этими условиями она будет принята сообразно шариатским доводам. И отсутствие долга на человеке не является условием (для ее принятия), однако если долг охватывает все (имущество) имеющееся у него, то не является разумным и мудрым давать садакъа. Садакъа является желательным деянием, а не обязательным. Поэтому, пусть первым делом начинает с обязательного (для него), а затем дает садакъа.
Ученый разошлись во мнениях относительно того, можно ли давать садакъа тому, на ком долг, охватывающий все (имущество) имеющееся у него.
•Из них те, кто сказали, что это не разрешено, потому что в этом нанесение вреда заимодателю, и в этом оставление (ذمة) ответственности человека занятой этим долгом.
•Из них те, кто сказали, что это разрешено, однако в этом “оставление более предпочтительного”. В любом случае, не следует человеку, на котором долг охватывающий все (имущество) имеющееся у него, давать садакъа прежде, чем он выплатит весь свой долг, потому что Уаджиб важнее добровольного поступка.
Что касается шариатских обязанностей, которые спадают с того, на ком есть долг пока он не выплатит его, то из них: Хадж. Хадж не является уаджибом для человека, на котором имеется долг пока он не выплатит его.
Что касается Закята, то ученые разошлись во мнениях относительно того, спадает ли он с должника или нет.
•Из них те, кто сказали, что Закят спадает, если он будет равен (сумме) долга, будь имущество скрытым или очевидным.
•Из них те, кто сказали, что Закят не спадает, если он равен (сумме) долга, напротив он обязан выплатить Закят всем, что у него имеется, даже если на нем долг, который уменьшает размер Нисоба.
• Из них те, кто детализировали, сказав, что если имущество является скрытым, которое не видят и не наблюдают, такое как: деньги, товар на продажу, то Закят спадает, если равен (сумме) долга. А если же имущество очевидно, такое как: скот, выступающие из земли (продовольствия), то Закят не спадает.
◘◘◘Более правильное мнение, как я считаю, что Закят не спадает, будь имущество скрыто или очевидно. И каждый, кто имеет имущество, с которого выплачивается Закят, то он должен выплатить его, даже если на нем долг. Это потому, что Закят обязателен только в имуществе, как сказал Аллах : {Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их} [Тауба:103]
И как сказал пророк,ﷺ Муазу ибн Джабалю, да будет доволен им Аллах, когда отправлял его в Йемен: “Сообщи им, что Аллах вменил им Садакъа из их имущества, которое изымается с богатых среди них, и отдается их бедным”[Бухари:1395. Муслим:19] С таким текстом хадис приведен у аль-Бухари. При помощи этих доводов из Корана и Сунны вопрос становится разобранным. И нет противоречия между Закятом и долгом, потому долг является обязательным в (том, что касается) (ذمة) ответственности, а Закят в имуществе. Значит, каждый из них является обязательным в том месте, в котором не может быть обязательным другой из них. Поэтому между ними нет ни противоречия ни столкновения. И в таком случае долг остается в (ذمة) ответственности должника, а Закят в имуществе, который он должен выплатить в любом случае.
“Маджму’ Фатауа Усаймина:18/42”
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Можно ли давать садака при наличии непогашенного долга

Сообщение sultan »

Вопрос: Каково религиозно-правовое решение о человеке, который раздает милостыню беднякам, в то время как у него есть долги другим людям?

Ответ: Вся хвала Аллаху.

В этой ситуации возможны два варианта:

1. Долг может быть отсроченным, и тогда в милостыне нет ничего плохого, если он надеется вернуть вовремя свой долг. Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: “Если долг был отсрочен, но по приходу времени его возврата у тебя есть сумма для возврата долга, то ты можешь раздать милостыню. И в этом не будет ничего плохого. Так как ты в состоянии сделать это”. См. "аш-Шарх аль-кяфи".

2. Долг срочной выплаты или отсроченный, но время возврата которого пришло. В этом случае должнику раздавать милостыню до возврата долга не дозволено. Так как возврат долга является обязательным действием, а милостыня – желательным. Не следует предпочитать обязательному действию желательное. А также это относится к оттягиванию (возврата долга), о чём посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оттягивание (возврата долга в случае, когда человек) располагает средствами является несправедливостью»
См. "аль-Бухари", 2287 и "Муслим", 1564.

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостыня дается только богатым человеком». (человеком, который в состоянии её дать) См. "Ахмад", 6858.

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: “Если кто-то раздает милостыню, в то время как он сам нуждается, или нуждается его семья, или он является должником, то (из-за того, что) возврат долга приоритетнее милостыни, освобождения раба и подарков, эти его деяния будут отвергнуты. Он не имеет права растрачивать имущество других людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах погубит того, кто взял имущество людей с целью его повреждения»”. См. "Сахих аль-Бухари", 2/112.

Бадруддин аль-‘Айни, да помилует его Аллах, сказал: “Смысл в том, что условием, при выполнении которого можно раздавать милостыню, является, чтобы человек сам или его семья не были нуждающимися, и чтобы он не был должником. Если же этот человек является должником, то он должен вернуть долг; возврат долга важнее милостыни, освобождения раба и подарков. Так как человек должен начинать с выполнения обязательного прежде желательного. Не пристало никому губить себя и свою семью ради спасения другого. Но он должен спасти другого после того, как спасет себя и свою семью. Потому что обязанности перед собой и своей семьей важнее, чем исполнение обязанностей перед другими людьми”. См. "‘Умдату-ль-къари шарх сахих аль-Бухари", 13/327.

Ибн Батталь, да помилует его Аллах, сказал: “Что касается его слов "Если кто-то раздает милостыню, в то время как он сам нуждается, или нуждается его семья, или он является должником, то (из-за того, что) возврат долга приоритетнее милостыни, освобождения раба и подарков, эти его деяния будут отвергнуты", то они являются единодушным мнением всех ученых, и среди них не было разногласий по этому вопросу”. См. "Шарх сахих аль-Бухари", 3/430.

В "Минхадж ма‘а шархихи мугни-ль-мухтадж" (4/197) сказано: “Если на ком-то есть долг, то ему желательно не раздавать милостыню, пока он не вернет долг. Я считаю, что более верно действием является запрет милостыни с имущества, которое необходимо человеку для обеспечения людей, находящихся под его покровительством, или для возврата долга, вернуть который надежды нет” См. также: "Раудату-т-талибин", 2/342.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: “Если на ком-то есть долг, то ему нельзя давать милостыню, которая предотвращает возврат долга. Так как возврат долга обязателен, и его оставлять нельзя”. См. аль-Кафи, 1/431.

Ученые, да помилует их Аллах, делали исключением в этой ситуации маленькие суммы пожертвований, которые не мешают возврату долга. Аль-Азра‘и, который был из числа шафиитов, сказал: “Это – то есть категорический запрет – не касается абсолютно всех случаев. Как я предполагаю, никто не говорит о нежелательности давать милостыню в случае, если мужчина не вернул брачный дар или подобное, и подал маленькую милостыню, например, лепешку. То есть в случае, когда человек уверен, что даже если эта маленькая милостыня осталась бы у него, то он не отдаст ее на возмещение долга. Подобные слова преследуют цель иную цель – торопиться вернуть долг, и это важнее желательного в целом”. См. "Нихаяту-ль-мухтадж", 7/181. См. также: "Хашийа Калъюби уа ‘Амира", 3/203.

А Аллах знает лучше.
Ответить