Вторая основа: время имянаречения
В сунне от пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришло, что можно называть в 3 периода времени:
1. Имянаречение ребенка в день, когда он родился.
2. В течение первых трех дней после рождения.
3. Имянаречение на седьмой день.
Эти разногласия «танавва’» указывают на то, что есть много вариантов, и хвала Аллаху, Господу миров.
Третья основа: имянаречение – право отца
Нет разногласий в том, что отец более достоин назвать своего ребенка, чем мать. У матери нет права возражать ему, и если между супругами случилось разногласие, то называть надо так, как хочет отец. Таким образом, матери не следует препираться и ссориться из-за этого. Однако в обсуждении имени есть возможность для взаимного удовлетворения, любви и упрочнении связей между супругами. Также от некоторых сподвижников пришло, что они приносили своих детей к пророку (мир ему и благословение Аллаха), и тот их называл. Это указывает на то, что отец может советоваться насчет имени с ученым ахли-с-сунна или же с человеком, в знании и религиозности которого он уверен, чтобы тот указал ему на хорошее имя для его ребенка.
Четвертая основа: ребенок относится к своему отцу, а не к матери
Так же, как имянаречение является правом отца, родословная ребенка относится к его отцу, а не матери; он зовется (отчество) по отцу, а не по матери, и человека зовут Фулян ибн Фулян, то есть «такой-то, сын такого-то», а не Фулян ибн Фуляна , т.е. «такой-то, сын такой-то (женщины)». Когда его зовут, обращаются к нему или сообщают о нем, говорят: «О сын такого-то» и не говорят: «О сын такой-то». Всевышний Аллах сказал:
﴿ادْعُوهُمْ لِآبَائِهِمْ هُوَ أَقْسَطُ عِندَ اللَّهِ ﴾
[/arabic]
«Зовите (или называйте) их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом». (Сура аль-Ахзаб, аят 5)
А также:
﴿لَا تَجْعَلُوا دُعَاء الرَّسُولِ بَيْنَكُمْ كَدُعَاء بَعْضِكُم بَعْضًا ﴾
[/arabic]
«Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу». (Сура ан-Нур, аят 63)
Это относилось к тем, кто обращался к пророку (мир ему и благословение Аллаха) «О Мухаммад!», т.е. чтобы они говорили: «О посланник Аллаха! О пророк Аллаха!»
Поэтому люди в Судный день будут призваны по своим отцам, т.е. Фулян бин Фулян, как это подтверждается в хадисе от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, от пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
«Подлецу поднимут в Судный день знамя над ними и скажут: "Это подлость Фуляна, сына Фуляна («такого-то, сына такого-то»)"». Передал аль-Бухари в главе о том, что люди будут призваны по своим отцам.
Это относится к сокровенному в шари’ате, так как отнесение человека к его отцу больше говорит о нем и больше отличает его от других людей, так как отец обладает попечительством над своими детьми и их матерями внутри и вне дома, ради них появляется в обществе и рынках, преодолевает опасные путешествия, чтобы добыть дозволенное пропитание, стремясь к выгоде для своей семьи. Поэтому ребенок относится к отцу, а не к матерям, которым повелел Аллах:
﴿وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ ﴾
[/arabic]
«Оставайтесь в своих домах». (Сура аль-Ахзаб, аят 33)
Пятая основа: хороший выбор
Отцу необходимо выбрать хорошее имя по своему произношению и значению с точки зрения шариата и арабского языка. Оно должно быть красивым, приятным для языка, приемлимым для слуха, содержать в себе благородное значение, о котором уже говорили, то есть не такое, на что шариат указывает как на запретное значение или нежелательное, например, иностранная примесь или какие-то другие недостатки и развратные значения.
Это значит, что не следует выбирать имя, не посмотрев сперва на его правильное произношение, значение, а спросить о правильности имени компетентного человека будет лучше и мудрее. В обиходе у нас есть высказывание:
«Право ребенка на его отца: чтобы тот выбрал для него благородную мать, назвал его хорошим именем и дал ему хорошее воспитание». Дозволенные имена имеют степени, разъяснение которых мы приводим ниже.
Шестая основа: степени желательных и дозволенных имен
Это следующие степени:
1 - Желательным является называть этими двумя именами:
«عبدالله» - Абдуллах,
«عبدالرحمن» - Абду-р-Рахман. Они наиболее любимы Аллахом, как это приходит в хадисе от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это хадис Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, который передал Муслим, Абу Дауд и другие. Эти имена более любимы Им, так как содержат в себе описание поклонения и рабства человека по отношению к Аллаху, что является правдивым для человека и истинным.
Эти два имени Аллаха (Аллах и ар-Рахман) Аллах выделил в Коране тем, что к ним не добавляются другие имена Аллаха, например:
﴿وَأَنَّهُ لَمَّا قَامَ عَبْدُ اللَّهِ يَدْعُوهُ ﴾
[/arabic]
«Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему». (Сура аль-Джинн, аят 19)
А также:
﴿وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ﴾
[/arabic]
«А рабами Милостивого...» (Сура аль-Фуркан, аят 63)
А также:
﴿قُلِ ادْعُواْ اللّهَ أَوِ ادْعُواْ الرَّحْمَنَ أَيًّا مَّا تَدْعُواْ فَلَهُ الأَسْمَاء الْحُسْنَى ﴾
[/arabic]
«Скажи: "Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него - самые прекрасные имена"». (Сура аль-Исра, аят 110)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал сына своего дяди Аббаса ’Абдуллахом. Среди сподвижников было около 300 человек по имени Абдуллах. Этим же именем был назван первый ребенок мухаджиров, родившийся в Медине – Абдуллах бин Зубейр, да будет доволен Аллах ими обоими.
2 - После этого следует желательность называть именами, состоящими из слова «абд» и одного из прекрасных имен Аллаха, например,
«عبدالعزيز» - ’Абд уль-’Азиз,
«عبدالملك» - ’Абд уль-Малик. Первыми, кто был назван подобными именами, были сыновья Маруана бин аль-Хакама.
Рафидиты не называют двумя этими именами из-за ненависти к Омейядам (также они не называют еще рядом имен из бану Умейя, например, Му’авия, Язид, Маруан, Хишам). Они также запретили себе называться именем Абдуррахман, потому что убийцу Али бин Аби Талиба звали Абдуррахман бин Мульджим.
Имена Аллаха, которые ставятся после «абд», берутся из Корана и сунны, и некоторые из них можно найти в конце книги среди мужских имен на букву «айн». Шейх уль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, упомянул, что аль-Харави, да помилует его Аллах, называл людей из своего города именами, содержащими в себе имена Всевышнего Аллаха. Он сказал:
«И также было среди нашей семьи». Хвала Аллаху, среди мусульман Востока и Запада мало домов, где не было бы этих благородных имен, состоящих из «’абд» и одного из имен Аллаха, или же с корнем «хамд », как имя нашего пророка и посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Если мы прочтем родословную любого ученого из числа мусульман, мы найдем положение с именами таким же, так пусть и сейчас мы будем так называть, чтобы быть достойными потомками наших предшественников.
3 - Имянаречение именами пророков Аллаха и Его посланников, потому что они являются господами рода Адама, обладают наилучшим нравом и наичистейшими делами. Называние детей их именами напоминает нам о них, их качествах и делах. Среди ученых существует иджма’ на то, что называть их именами дозволено, за исключением того, что пришло от повелителя правоверных Умара б. аль-Хаттаба, который написал:
«И не называйте никого именем пророка». Передал ат-Табари. См. «Фатхуль-Бари», 10\573 и 579. Этот запрет от него был для того, чтобы имя не подвергалось унижением и было неприкосновенным, но то, что пришло в истории, говорит, что Умар отказался от этого запрета позже, как это обосновал аль-Хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Всевышний Аллах.
См. «Фатх уль-Бари», 10/573.
Имянаречение некоторыми из имен пророков было распространено среди предшественников первых поколений нашей уммы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал своего сына именем своего праотца Ибрахима (мир ему) и сказал:
«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его именем своего отца Ибрахим». Передал Муслим. Именем пророка посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал старшего сына Абу Мусы. От Юсуфа бин Абдуллаха бин Саляма передается, что он сказал:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал меня Юсуфом». Передал аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад», ат-Тирмизи в «аш-Шамаиль». Ибн Хаджар сказал: «Иснад хадиса сахих». См. «Фатх уль-Бари», 10/578.
Лучшим из имен пророков является имя нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а потом уже имена его братьев из числа пророков Аллаха. После иджма’ о разрешении называть его именем, ученые разошлись в хукме сочетать его имя и его кунью, то есть Мухаммад Абуль-Касим. Сказал Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах:
«Правильным является то, что называть его именем разрешено, а делать себе кунью, подобную его кунью – запрещено. Запрет в течение его жизни более строгий. Сочетать в себе его имя и кунью – запрещено».
Здесь можно привести интересный факт, что первый, кого назвали Ахмадом после пророка (мир ему и благословение Аллаха), был Ахмад аль-Фарагьиди аль-Басри, отец аль-Халиля, написавшего просодию. Аль-Халиль родился в 100 году по хиджре.
4 - Имянаречение именами праведников из числа мусульман. В хадисе от аль-Мугъиры бин Шуъбы пришло, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Они назывались именами их пророков и праведников до них».
Передал Муслим.
Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – самые праведные люди нашей уммы, а также те, кто последовал за ними с искренностью вплоть до Судного Дня. У самих сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было свое мнение на этот счет, так, например, сподвижник Зубейр бин аль-Аввам назвал 9 своих сыновей именами некоторых шахидов сражения при Ухуде: Абдуллах, аль-Мунзир, Урва, Хамза, Джаъфар, Мусъаб, Убейда, Халид и Умар. Также среди мусульман можно найти таких, кто называет своих сыновей именами четырех праведных халифов: Абдуллах (Абу Бакр), Умар, Усман, Али, да будет доволен ими Аллах, а своих дочерей - именами матерей правоверных, жен пророка (мир ему и благословение Аллаха) и т.д.
5 - После этого идут все имена, которые являются правдивым описанием человека согласно его условиям и адабам. Некоторые из них будут упомянуты в конце книги.
Седьмая основа: условия и адабы имянаречения
Из текстов сунны, в виде запрета и приказа, наставления и направления, согласно с правилами шариата и его основами, выявляется то, что имя ребенка согласуется с шариатом, когда в нем присутствуют два условия:
Первое условие: чтобы имя было арабским, и все иностранные имена, пришедшие в арабский язык, это условие не соблюдают.
Второе условие: чтобы имя было хорошим по своему строению, языковому и шариатскому значению. Любое запрещенное и нежелательное имя, неважно, стало оно таким из-за своего значения, звучания или из-за них обоих, даже если употребляется в арабском языке, не относится к этому условию, как, например, имена, восхваляющие своих носителей, имена порицания, ругательные. Следует называться правдиво и истинно.
Ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Не подобает называться именем с плохим значением или именем, в котором есть восхваление, или именем с ругательным значением, даже если это просто имя человека, и не имеются в виду его истинные черты. Однако плохо будет, если кто-то услышит такое имя и подумает, что это качество названного. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял имя на такое, значение которого применительно к обладателю имени было правдивым».
Он сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменил несколько имен». Из «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара (10\476) и от него в «ас-Сильсилятус-сахиха» (под номеро 216), также см. «Фатхуль-Бари», 10\585 и «Тагьзиб аль-Асар», 4\162.
Также к именам применимы адабы, которые по возможности надо соблюсти:
1. Пытаться выбрать одно из лучших имен (выше уже были рассмотрены степени превосходства имен).
2. Попытаться выбрать имя, содержащее в себе поменьше букв.
3. Выбрать имя, легкое для произношения и на языке.
4. Называть именем, которое быстрее запомнится тому, кто его услышит.
5. Называть подходящим именем. Не нужно, чтобы имя выходило за рамки имен, используемых в социальном слое называющего, его религии и семьи.
Этот адаб очень важен, на него указал нам аль-Алляма аль-Маварди, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Насихат аль-мулюк» (167 стр.). Он сказал:
«Если родится ребенок, то одним из первых проявлений благочестия по отношению к нему будет наряжение его в хорошее имя и благородную, хорошую кунью. Воистину, хорошее имя оставляет след в душах в первый же момент, как его услышат».
Также Аллах приказал своим рабам взывать к Нему Его прекрасными именами:
﴿وَلِلّهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا ﴾
[/arabic]
«У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их». (Сура аль-А’раф, аят 180)
А также:
﴿قُلِ ادْعُواْ اللّهَ أَوِ ادْعُواْ الرَّحْمَنَ أَيًّا مَّا تَدْعُواْ فَلَهُ الأَسْمَاء الْحُسْنَى ﴾
[/arabic]
«Скажи: "Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него - самые прекрасные имена"». (Сура аль-Исра, аят 110)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выбирал имена для своих детей очень хорошо и запретил, чтобы кто-либо из мусульман соединил в себе его имя и кунью. Он сказал:
«Любимыми именами по отношению к Аллаху являются имена Абдуллах и Абдуррахман».
Таким образом, выбор может проходить тремя способами:
1. Чтобы имя было одним из имен людей религии, имен пророков и посланников, благих рабов Аллаха. Тем самым родитель желает приблизиться к Аллаху, называя ребенка именем тех, кого он любит, оживляя их имена, следуя за Аллахом в выборе этих имен для Его любимейших рабов или в том, что пришло из религии, как мы сказали:
«Самими любимыми именами по отношению к Аллаху являются имена Абдуллах и Абдуррахман».
2. Чтобы имя имело мало букв, было легким на языки, простым в произношении, сразу воспринималось слышащим его. Абу Нувас сказал про такое имя:
И мы спросили его: «Какое у тебя имя?» Он сказал: «Самуэль. А моя кунья Абу Амр, но не Умар
Моя арабская кунья не облагородила меня, не дала мне восхваления и не добавила гордости
Но она легкая для произношения, ее буквы малочисленны, и это придало мне солидности».
Он сказал, как мы видим, что он выбрал такую кунью, несмотря на свою нелюбовь к народу, которому принадлежало имя Амр, из-за малого количества букв, простоты этого имени и легкости его на языке.
3. Чтобы имя было с хорошим значением, подходящим к человеку, использующимся среди людей его социального слоя и религии». Закончились слова аль-Маварди.
Это же приводилось в начале этой книги, – имя – как одежда, если она укорочена, то плоха, и если длинна, тоже плоха. Соблюдение использования имен своего социального слоя и племени помогает связи между родственниками и семьями. Использование имен людей своей религии – сближающий религиозный фактор. Использование имен людей своего окружения помогает именам оставаться живыми и не быть редкими. Этот психологический момент, на который указал аль-Маварди, да смилуется над ним Аллах, я хочу еще раз напомнить арабам Аравийского полуострова, - чтобы они отдалились от имен, которые не соответствуют их ценностям, и что эти имена, даже если они подходят ребенку, будут нелепыми, когда он вырастет, подобно короткой одежде, надетой на высокого человека.
В тафсире слов всевышнего Аллаха о Его рабе Яхье говорится:
﴿يَا زَكَرِيَّا إِنَّا نُبَشِّرُكَ بِغُلَامٍ اسْمُهُ يَحْيَى لَمْ نَجْعَل لَّهُ مِن قَبْلُ سَمِيًّا﴾
[/arabic]
«О Закария! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахья. Мы не создавали прежде никого с таким именем». (Сура Марйам, аят 7)
Сказал аль-Къуртуби, да смилуется над ним Аллах:
«В этом аяте далиль и свидетельство, что красивые имена нуждаются в том, чтобы они были упомянуты. К таким именам арабы стремились в назывании своих детей, т.к. они считались лучше и благородней».
Восьмая основа: запрещенные имена
Шариат указал на запрещенность называния ребенка именем одной из следующих групп:
1. Мусульмане единогласны в том, что запрещено называть именем, в котором содержится поклонение не Аллаху, а, солнцу, идолу, человеку и т.д., например, Абдуррасул, Абдуннаби, Абдали, Абдулхусейн, Абдуламир (т.е. Амир аль-муъминин Али бин Аби Талиб), Абдуссахиб (т.е. сахиб аз-заман, Мехди аль-мунтазар), и это имена рафидитов.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял каждое имя, в котором содержалось поклонения не Аллаху, например, Абд уль-узза, Абд уль-кааба, Абдушамс, Абдулхарис.
К этому же пункту относятся такие имена, как Гулямуррасул, Гулям Мухаммад, т.е. «раб посланника», «раб Мухаммада» и т.д.
Правильным мнением также считается запрещение имени Абдулмутталиб. К этим именам относятся также имена, которые по ошибке люди считали именами Аллаха и присоединили к ним «абд» - «раб», хотя на самом деле эти имена не являются именами Аллаха: Абдулмакъсуд, Абдуссаттар, Абдулмауджуд, Абдулма’буд, Абдулху, Абдулмурсиль, Абдулвахид (ударение на последний слог – прим.пер.), Абдутталиб. Эти имена содержат в себе две ошибки:
Во-первых, по отношению к тому, что Аллаха назвали каким-то неприемлемым именем, тогда как Его имена согласованы с текстами Корана и сунны.
Во-вторых, эти имена содержат в себе поклонение имени, которым Аллах Себя не называл, а также Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) нам ничего по этому поводу не говорил.
2. Дача имени одного из имен Аллаха, например, ар-Рахман, ар-Рахим, аль-Халикъ, аль-Бари. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял подобные имена. В Коране пришло:
«Знаешь ли ты кого-нибудь подобного Ему (с таким именем)» (Сура Марьям, аят 15), т.е. нет никого, похожего на Него, кто достоин носить имя ар-Рахман.
См. тафсир аль-Къуртуби, 11\130.
3. Имянаречение иностранными именами, придуманными кафирами или характерными для них.
См. «Ахкам ахлю аз-зимма», 2\786-789
Мусульманин, которому достаточно своей религии, отдаляется от таких имен, более того, они режут ему слух. В наше время смута возросла, и мы можем встретить здесь имя кафира из Европы, Америки или другой страны, что является одним из средоточий греха и причин оставления религии. Это такие имена, как Бутрус (Петр), Джирджис (Григорий), Джордж (Георгий), Диана, Руз (Роза), Сузан (Сусанна) и другие имена, на которые мы уже указывали. Это – кафирские традиции в имянаречении, и если мусульманин называет так просто из-за любви к имени или из-за малого ума, то это большой грех, однако если он называет так, считая кафирские имена лучше мусульманских, то это большая опасность, которая потрясает основу веры. В любом случае назвавшему таким образом следует покаяться и изменить имя.
4. Называть детей именами идолов, которым поклонялись помимо Аллаха: аль-Лят, аль-’Узза, Исаф, Наиля, Губаль.
5. Называть иностранными, турецкими, персидскими, берберскими и другими именами, которых нет в арабском языке, например: Нариман, Ширигьан, Нивин, Шади (у них это значит «обезьяна»), Джихан.
Что касается имен, кончающихся на «т», как, например, Хикмат, Исмат, Недждет, Мирфет, Рафат, то они арабские по своей сути, но «т» на конце вместо «та марбута» - отуречивание, которое выводит эти имена из числа арабских имен.
Также другие имена, кончающиеся на «я»: Рамзи, Хусни, Рушди, Хакки, Меджди, Раджаи. Они арабские по сути, но были отуречены буквой «я» на конце, т.к. в их случае «я» не является арабской, как, например, в именах Рибъи, Вахши, Сабти («тот, кто рожден в субботу») и не являются «я мутакаллим», например, китаби («моя книга»). Это «я», относящаяся к турецкому языку и фарси.
Что касается имени «Факъи» в Египте, то это укороченное от «Факъих». К персидским именам относятся такие, которые заканчиваются на «вейх» : Сибавейгь. Было подсчитано, что у иранцев есть 92 имени, заканчивающихся на «вейх». В урду вставляют «я» в середине слова для женского рода, и говорят для «рахман» Рахиман, а для «Карим» - Кариман.
6. Любое имя, содержащее в себе значение, которое не может соответствовать названному, как, например, самовосхваление или ложь, неприемлемы.
Среди таких имен те, что пришли в хадисе от пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
«Самое мерзкое имя перед Аллахом у человека, которого зовут Малик аль-амляк» («царь царей»). П
ередается у аль-Бухари и Муслима.
По аналогии с этим запрещенными именами являются Султан ас-Салатин («султан султанов»), Хаким аль-Хуккам («правитель правителей»), Шахиншах («шах всех шахов»), Къады аль-Къудат («судья судей»).
Также запрещено называть Сейидуннас («господин людей»), Сейидулкулль («господин всех»), Сейидуссадат («господин господинов»), Ситтунниса («госпожа женщин»).
Сейид Валяд Адам («господин сынов Адама») можно называть только посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
В хадисе от Зейнаб бинт Аби Салама, да будет доволен ими обоими Аллах, передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не восхваляйте самих себя, Аллах лучше знает о том, кто из вас благочестивый («барр»). Хадис передал Муслим.
7. Ибн аль-Къаййим сказал:
«Запрещено называть именами шайтанов, как Ханзаб, аль-Вальхан, аль-Аъвар, аль-Адждаъ». В сунне приведены доказательства того, что имена людей, которых так звали, были изменены.
Девятая основа: нежелательные имена
Их можно разделить на следующие пункты:
1. Нежелательным является называть именем, которое режет слух из-за своего значения или звучания, что может вызвать насмешку или конфуз для обладателей таких имен, оказать на них плохое влияние помимо того, что это является противоречием наставлению пророка (мир ему и благословение Аллаха) улучшать имена.
Среди них: Харб, Мурра, Ханджар, Фадех, Фухейт, Хутейхит, Фадгуш... Таких имен много среди бедуинов, и кто посмотрит в телефонный справочник, найдет много чего удивительного!
Среди таких имен также: Хиям, Хуям (название болезни, постигающей верблюда), Сихам («стрелы»).
Среди них также: Рихаб, Афлякъ, и у обоих этих имен плохое значение.
Среди таких имен: Надия, «далекая от воды».
2. Нежелательным является называть именами, имеющими значения, связанные с похотью и слабостью. Таких имен очень много среди женских: Ахлям («мечты»), Аридж («аромат»), Абир («аромат»), Гада («молодая девушка, которая идет гордой завлекающей походкой»), Фитна, Нихад, Висаль («связь; половое сношение»), Фатин («соблазняющая своей красотой»), Шадия («певица»), Шади («певец») .
3. Нежелательно называть детей именеми нечестивцев и сумасшедших из числа актеров, певцов и музыкантов.
Из видимых проявлений отсутствия у некоторых людей имана то, что когда они увидят театральную постановку, в которой присутствуют раздетые женщины, спешат, как безумные, называть своих детей в их честь. Тот, кто видел метрики новорожденных, записанных сразу после проведения такой постановки, увидит правдивость моих слов. И к Аллаху обращаем жалобы.
4. Нежелательным является называть именами, которые указывают на грех или неповиновение, например, Залим бин Сарракъ («тиран, сын вора»). Передается, что Усман бин Абиль-Ас запретил обладателю такого имени занимать должность вали, как это пришло в «аль-Маърифа ват-тарих», 201\3 у аль-Фасави.
5. Нежелательным является называть именами фараонов и джиннов: Фиръаун, Къарун, Хаман и пр.
6. Среди нежелательных имен те, чьи значения не хороши собой, например, Хабия бин Канназ («что-то спрятанное» сын «закапывающего в землю»), про которого сказал Умар:
«Не желаем мы его, он прячет, а его отец закапывает», как это пришло в «аль-Муъталиф валь-мухталиф» (1964\4) у ад-Даракъутни.
7. Нежелательно называть детей именами животных, известных своими плохими качествами, например, Ханаш («змея»), Химар («осел»), Къунфуз («еж»), Къунейфиз («ежичек»), Къирдан («клещи»), Кальб («собака»), Кулейб («собачка»). Когда арабы называли детей подобными именами, они имели в виду хорошие качества этих животных, например, бдительность, предосторожность собаки, терпение и выносливость осла и т.д. Зная эти объяснения, становится понятной несостоятельность претензий движения шуъубия к именам арабов, как это пояснил Ибн Дурейд, Ибн Фарис и другие.
Нежелательно называть именем, состоящим из двух слов, второе из которых «ад-дин» («религия») и «аль-ислам », например, Нуруддин, Зияуддин, Сайфулислам, Нурулислам из-за величия двух этих слов – «ад-дин» и «аль-ислам». Добавление другого имени к ним в качестве имени приводит к пустым притязаниям и является ложью по отношению к человеку. Поэтому некоторые ученые сказали, что давать такие имена харам, но большинство согласилось на том, что данные имена макрух (нежелательные), потому что они обладают неправильным значением. В начале своего существования подобные имена были прозвищами, добавлявшимися к имени, а потом стали использоваться как отдельные имена.
Иногда такое имя бывает запрещено по двум причинам, например, Шихабуддин. Шихаб – «головешка» или «факел», а к нему еще добавлено «ад-дин», или, например, такие имена, популярные в Индонезии, как Захабуддин («золото религии»), Масуддин («алмаз религии»).
Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, не любил, когда его называли Мухйиддин, а шейх аль-ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, не любил, когда его называли Такъиюддин и говорил:
«Но моя семья дала мне такое прозвище, и оно стало известно». Все это объяснено в «Муъджам аль-манагьи» и «Тагъриб аль-алькъаб».
Первый, кто был назван подобным образом – Бахауддауля бин Бавейх (Рукнуддин) в четвертом веке по хиджре .
Среди таких имен также Зейнулабидин (которого часто сокращают как Зейнал) и Кассам Али (которого сокращают как Касамали).
Также в основном среди багдадцев есть такие сокращения: Саъдуддин – Саъди, Иззуддин – Иззи, Алауддин – Аляи.
Рафидиты говорят, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал Али бин аль-Хусейна бин Али бин Аби Талиба, да смилостивится над ним Аллах, Сейидулабидином. На самом деле это утверждение беспочвенно, как пришло в «Минхадж ас-сунна», 50\4 и в «аль-Маудуат» Ибн аль-Джаузи (45-44\2). Али бин аль-Хусейн был таби’ином, и как же его мог назвать пророк!? Да убьет Аллах рафидитов, на сколько они лживы и неправильны умами!
Одно из самого худшего, чего я видел – это имя Джальбулла, т.е. Кальбулла – «собака Аллаха»! Так это имя звучит в диалекте иракцев. Рафидиты из их числа называют детей Кальб Али, т.к. «собака Али»! При этом они имеют в виду, чтобы он был верным, как верна собака своему хозяину.
9. Нежелательно называть двойными составными именами, как, например, Мухаммад Ахмад, Мухаммад Саид, где Ахмад, например, имя, а Мухаммад добавляется для испрашивания благословения (бараката). Все это дает сомнительность и путанницу в именах, поэтому обычай давать два имени не был известен среди праведных предшественников, а является обычаем последних веков, на что уже было указано. В этот же пункт можно добавить слово «Аллах», например, Хасабулла, Рахматулла, Джабралла, кроме Абдуллах, которое является одним из самых любимых у Аллаха имен.
Также нежелательно добавление к слову «ар-расул»: Хасабуррасул, Гулямуррасул. Это я обосновал в «Муъджам аль-манагьи» и «Тагъриб аль-алькъаб».
10. Нежелательным сочло большинство ученых называть детей именами ангелов, мир им, например, Джабраил, Микаил, Исрафил.
Что касается того, чтобы называть женщин именем ангелов, то это харам, т.к. в этом уподобление мушрикам в том, что они считали ангелов дочерьми Аллаха. Близким к этому являются такие женские имена как Маляк и Малика.
11. Многие ученые сочли нежелательным называть именами коранических сур, например, Таха, Ясин, Хамим. Что касается слов простого народа, что Ясин и Таха - имена пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это неправильно.
Десятая основа: выход из запрещенных или нежелательных имен
Выход состоит в изменении таких имен и заменением их на дозволенное или желательное в шариате имя (см. пятую и шестую основы).
Требование об изменении имени исходит от законного опекуна или же от самого человека после его совершеннолетия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял группу имен, связанных с ширком, на исламские имена, и имена, связанные с куфром, - на имена веры. От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменял плохое имя на хорошее». Хадис передал Тирмизи.
Это также можно узнать, прочитав книгу «аль-Исаба фи тамйизис-сахаба» Ибн Хаджара, и я исследовал ее в книге «Муъджам аль-манагьил-ляфзия». И хвала Аллаху, Господу миров.
В наставлениях пророка (мир ему и благословение Аллаха) видно, что он изменял имена, соблюдая близость в звучании имен: так он изменил Шихаба на Хишама, Джусаму на Хассану.
Также можно изменить, например, Абдуннаби на Абдулгани, Абдуррасул на Абдулгафур, Абдали на Абдулали, Абдулхусейн на Абдуррахман, Ханаш на Анас, Абдулказим на Абдулкадир и т.д. Важно изменять имя на желательное или разрешенное.
Рекомендации, которыми следует руководствоваться до окончательного выбора имени
1. На следующих страницах приведены некоторые имена, подходящие с точки зрения шариата и арабского языка (по своему произношению и значению), и хотя их здесь мало, но таких благословенных имен на самом деле гораздо больше.
2. Не каждое старое имя хорошо по причине своей старости, поэтому некоторые старые имена я не привел в этой книге, т.к. их значения неприемлемы.
Также есть имена, употребляющиеся для мальчиков и девочек, которые я не привел, за исключением немногих, например, Асма, но я не упомянул его среди мужских имен.
Поэтому следует быть внимательным, чтобы выбор хорошего имени был из этого списка.
3. Если ты захотел выбрать имя своему ребенку, посмотри, что подходит ему из имен твоей семьи и слоя общества, к которому ты принадлежишь. Я опустил некоторые имена и не включил их в список, т.к. они не подходят арабам, проживающим на Аравийском полуострове.
Результатом неподходящести имен при выборе родителей мы можем видеть то, что некоторые люди меняют свое имя после совершеннолетия с тем, чтобы оно лучше сочеталось и было бы подходящим для его семьи и племени.
4. Если ты решил выбрать одно из имен в этом списке, то следует посмотреть на имя под разными углами: как ты будешь им называть? Какая кунья от него будет образовываться? Подходит ли оно к твоему имени? Подходит ли оно самому ребенку начиная от его младенчества и кончая старостью?
Если ты решил, что имена всех твоих детей должны подходить друг к другу и сочетаться между собой, то это признак хорошего вкуса.
5. Наконец, пусть твой дом не остается без благословенных, великих и благородных имен: Абдуллаъ, Абдуррахман, Мухаммад, Ахмад, Ибрахим, Аиша, Фатима.