Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух сестра
Получается аль-Мубаракфури допустил ошибку? Спрашиваю не из желания спора, а для уточнения, так как эта книга очень распространена и считается одной из лучших из жизнеописаний Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Да, действительно Сира написанная шейхом аль-Мубаракфури считается одной из лучших Сияр.
Однако сестра это не значит, что все что он там привел является достоверным. И там есть некоторые слабые хадисы и сообщения.
А в данном случае про события связанные с Хинд, которые он привел, то он делает ссылку на Сиру Ибн Хишама 2/90, но хорошо известно, что в книге Ибн Хишама есть много слабых и недостоверных сообщений, у которых даже нет иснада. А что касается этого сообщения, которое привел шейх аль-Мубаракфури:
"Хинд бинт Утба извлекла из тела Хамзы, да будет доволен им Аллах, печень и стала жевать, но проглотить не смогла и выплюнула ее, а уши и носы убитых она нанизывала на веревку в виде ожерелья", то ее приводит Ибн Исхакъ с своей Сире 3/36, от которого ее перенял как раз Ибн Хишам. Кстати, Сира Ибн Хишама - это краткий вариант Сиры Ибн Исхакъа.
Так вот, этот иснад прерванный в форме мурсаль, а мурсаль из категории слабых сообщений! По этому данная история не достоверна, как говорится об этом в серии "Собрание недостоверных историй".
Как бы то ни было, кто утверждает, что Хинд сделала это, тот и обязан привести достоверный довод!
Я понимаю, что даже если бы Умар на самом деле закопал бы свою дочь, или Хинд действительно уродовала бы тела шахидов, то все это было во времена джахилии, до принятия ими Ислама, а поэтому никак не ущемляет их. Однако тут вопрос идет о достоверности этих историй, на которые кстати опираются многие мусульмане в призыве, как например рассказывая в качестве примера о жестокости Умара или Хинд, а потом упоминая то, как Ислам изменил их и т.п.
Аллаху а'лям.
Для данной ветки будет полезно еще привести и это:
Об истории между халифом ‘Али ибн Аби Талибом и иудеем относительно кольчуги
История относительно спора между великим сподвижником ‘Али ибн Аби Талибом (да будет доволен им Аллах) и иудеем по поводу его кольчуги известна многим, ее часто рассказывают в качестве справедливости Ислама многие проповедники, историки и простые мусульмане.
Однако многие желают знать ее достоверность, и на этом форуме как-то давно этот вопрос также поднимался.
Наткнувшись сейчас на небольшое исследование относительно данной темы, я решил поделиться этим для пользы.
Для тех, кто не слышал ее, то коротко суть ее такова:
Язид ат-Тайми рассказывал, что однажды ‘Али ибн Аби Талиб нашел свою утерянную кольчугу у одного иудея, которую он опознал. Когда он потребовал ее назад, иудей сказал, что это его кольчуга, а затем сказал, что их рассудит исламский судья. После этого они пришли к Шурайху, который когда услышал их историю, потребовал от ‘Али два свидетеля в качестве доказательства на то, что эта кольчуга принадлежит ему. Однако у ‘Али не было свидетелей, кроме его раба и сына. Тогда Шурайх сказал, что свидетельства раба он принимает, а вот свидетельство сына против отца не принимается. Тогда ‘Али согласился с решением судьи оставить кольчугу иудею из-за отсутствия доказательств, после чего удалился. А удивленный увиденным иудей встал и воскликнул:
"Я свидетельствую, что это - нрав пророков, и что это религия истины и что эта кольчуга принадлежит Али! И я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха!"
Эту историю приводит Абу Ну’айм в книге "аль-Хилья" 4/139. Шейх Мукъбиль в статье под названием "Достоверного достаточно для того, чтобы не использовать слабые и выдуманные хадисы и истории" сказал, что в иснаде этого сообщения передатчик по прозвищу Абу Самир, которого назвали отвергаемым имамы аль-Бухари, Абу Хатим и др.
А про саму эту историю имамы аль-Джузкъани и Ибн аль-Джаузи сказали, что она ложная.
См. “аль-Абатыль” 2/197, “аль-‘Иляль аль-мутанахия” 2/883.
Также у этой истории есть другая и версия, которая приводится в "Ахбар аль-къуда" 2/194, которая также является не достоверной. Имам аль-Байхакъи сказал:
“Эта история передается также через другой иснад, и тоже является слабой”.
См. “ас-Сунан аль-кубра” 10/136.
И шейх Мукъбиль назвал недостоверной эту версию, и сказал в итоге:
“Стало известно, что эта история не достоверно, а что касается справедливости Ислама, то об этом и так известно и без этой истории”.
Забил ли Умар ибн аль-Хаттаб до смерти своего сына за прелюбодеяние?
Среди мусульман распространена очередная выдуманная и длинная история о том, как якобы Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) узнав, что его сын совершил прелюбодеяние, подверг его наказания, от которого тот скончался.
На самом деле данную историю выдумали лжецы из числа шиитов и им подобных, чтобы тем самым порочить сподвижников, приписывая им прелюбодеяние, убийство собственного сына и проявление жестокости к нему в этот момент, или же это выдумали къуссасы, чтобы вызывать слезы этим рассказом у женщин и несведущих мусульман, прикрывая это якобы религиозной ревностью за шариат, и т.п.
Данную историю приводит ас-Самаркъанди в книге "Танбих аль-гъафилин".
В этой истории множество проблем, как со стороны ее иснада, т.е. достоверности, так и со стороны ее смысла (матн).
Во-первых, иснад этой истории является прерванным, так как Са'ид ибн Масрукъ не застал Умара, и более того, как сказал имам аль-Миззи, он не передавал хадисов ни от одного сподвижника.
Во-вторых, в иснаде этой истории есть неизвестный передатчик (маджхуль).
В-третьих, в иснаде этой истории есть лжец по имени Абдуль-Макъсуд, о котором имам Ибн Хиббан говорил:
"Он выдумывал хадисы и приписывал их правдивым передатчикам. Не дозволено записывать его хадисы!"
По этой причине хафиз Ибн Хаджар, в биографии упоминаемого в рассказе сына Умара, писал:
"Абу Шахма - сын Умара ибн аль-Хаттаба. В отношении него передается недостоверный рассказ, что его отец подверг его наказанию за прелюбодеяние".
См. "аль-Исаба" 7/210.
А имам Ибн аль-Джаузи поместил этот рассказ в свою книгу о ложных хадисах "аль-Мауду'ат" под главой о том, что ложно приписывали сподвижникам, и сказал:
"Этот рассказ ложный, который выдумали невежды, чтобы он стал причиной слез простого люда и женщин! Они приписали в нем различную скверну и то, что не подобает Умару и другим сподвижникам!" См. "аль-Мауду'ат" 3/274.
Это что касается данной истории со стороны ее достоверности.
Что же касается ее содержания, то в ней множество "ляпов", которые указывают на то, что у выдумавших данную историю нет знаний о религии и о сподвижниках. Например, приписывание сыну Умара, что он пил вино с иудеем по имени Насика. Упоминание того, что Умар отказался дать выпить воду сыну при наказании, которого томила жажда. Упоминание его матерью о том, что она сделает за каждый удар Хадж, и т.п.
Что касается того, что на самом деле произошло с сыном Умара, то на это указывает совершенно иная и достоверная история, в отличии от упомянутой:
Ибн ‘Умар рассказывал:
“Однажды мой брат ‘Абдуррахман ибн ‘Умар и Абу Сару’а ибн Харис выпили и опьянели, когда они были в Египте во время правления ‘Умара. Когда же рассвело, они отправились к ‘Амру ибн аль-‘Асу, который был наместником в Египте и сказали: «Отчисти нас, поистине, мы опьянели от того, что выпили!» Когда мой брат рассказал мне о том, что он опьянел, я сказал ему: «Зайди в дом, я очищу тебя», и я не знал, что они были у ‘Амра. Он сообщил мне о том, что был у Амра и рассказал ему о случившемся. Я сказал ему: «Не следует брить голову перед людьми, зайди в дом, я побрею тебя», ибо когда совершали наказание, то люди брились перед этим. После того, как я побрил его, ‘Амр высек их. Когда об этом услышал ‘Умар, он написал ‘Амру, чтобы тот направил к нему ‘Абдуррахмана. Когда ‘Амр сделал это, ‘Умар побил и наказал ‘Абдуррахмана за его положение перед ним (т.е. наказал как сына), а затем отправил назад. Он был здоровым месяц, после чего пришло его время, он заболел и умер. Многие люди считали, что он умер по причине наказания ‘Умара, тогда как он умер не по этой причине!” ‘Абдур-Раззакъ 9/232, аль-Байхакъи 8/312. Имам аль-Къасталяни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “Иршад ас-сарий” 9/439, “аль-Исаба” 3/72.
Вот что на самом деле произошло, и отличие данной истории от вышеупомянутой, очевидно!
Во-первых, сын Умара не совершал прелюбодеяние, а выпил, что безусловно не одно и то же. Более того, выпили они не вино, и не сознательно, а выпили набиз из винограда, не ожидая того, что они опьянеют. Имам Ибн аль-Джаузи говорил:
“Не является странным тот факт, что они выпили набиз, будучи истолковывающими и не ожидая того, что они опьянеют. И ‘Умар побил его в качестве воспитания, а не наказания, и умер он уже после этого”.
См. “аль-Мауду'ат" 3/275.
Во-вторых, ‘Абдуррахман сам пришел для того, чтобы над ним применили наказание, дабы не отвечать за это перед Аллахом в мире ином, несмотря на то, что он не желал опьянения.
В-третьих, как говорит Ибн аль-Джаузи, ‘Умар ибн аль-Хаттаб не бил его в качестве наказания (хадд), а бил его как отец бьет сына за проступок, так как в качестве наказания их высек уже аль-‘Амр.
В-четвертых, ‘Абдуррахман не умер во время наказания ‘Умара, а умер по причине болезни, когда пришел его срок, о чем свидетельствует его родной брат ‘Абдуллах ибн ‘Умар. А имам ан-Науауи говорил:
“Иракцы говорят, что сын ‘Умара умер под ударами его плети, однако это заблуждение!” См. “Тахзиб аль-асма” 1/300.
Однако, как мы видим, так ошибочно к сожалению уже полагают не только иракцы!
Никто не утверждает и не пытается выставить сподвижников безгрешными и безошибочными. Нет. Все люди ошибаются и грешат, как об этом говорится в хадисах. Однако это не дает право никому приписывать сподвижникам - величайшим людям этой общины - то, к чему они непричастны, и обвинять их в тех мерзостях и грехах, которые они не совершали!