ассаляму 'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Хвала Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его роду, его сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними с чистыми сердцами!
А затем:
Я как-то писал, в другой теме, о том, что религия наша легка, а ее исповедание необременительно, но большинство мусульман все же склонны всё усложнять. В этой теме эти слова оказались актуальны. Об этом и о том, как следует понимать вопрос уподобления неверным можно прочитать
тут
А клоун разве дозволен? 1- это лож. 2- это уподобление кафирам.
1- Так клоун запретен что-ли?
2- Что значит: это лож?
3- В чем Вы усмотрели уподобление неверным?
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, с маленьким ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах, разговаривал "не по детски". Он уже объяснял ему таухид, предопределение, упование и тд. а в наше время многие, думая что дети еще маленькие, балуют их диснеем и макдональдсом. нельзя так.
Речь идет о праздничных днях. В эти дни и взрослые, и дети заслуживают того, чтобы проводить время в забавах и развлечениях, ликовать, ибо проявление радости и веселья в дни праздников относится к обряду религии! И неужели нет иного времени обучения детей религии, кроме как в эти праздничные дни?
В Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был прекрасный пример для нас, а ведь он сказал: «
Дни ташрика – дни еды, питья и поминания Аллаха!»
Муслим №1141.
Правовед столетия, шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: “
Также в этот день праздника люди обмениваются подарками, то есть готовят еду и приглашают друг друга, собираются, радуются и веселятся. Таков обычай и в нем нет ничего дурного, поскольку это дни праздника. Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) зашёл к 'Аише (да будет доволен ею Аллах), во время их пребывания в Мине, и застал у неё двух девушек, игравших на бубне, он резко заговорил с ними, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это − дни праздника, дни (пребывания) в Мине». Этот хадис содержит в себе указание на то, что шариат является легким и необременительным для рабов, ведь в дни праздника он предоставил им то, что вселило в них радость и веселье”
См. «Маджму' Фатауа аш-Шейх аль-'Усаймин» 16/276.
Также 'Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “
Как-то раз посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пригласил меня с собой, когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв. Это был праздничный день. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: Хочешь на них взглянуть? Я ответила: Хочу. Тогда он поставил меня позади себя и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке, и так и смотрела, выглядывая из-за плеча. И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: Ну что, достаточно? А я ответила: Да. И тогда он сказал мне: Ступай себе”. В другой версии сообщается, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) принялся останавливать занятых игрой, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «
Оставь их!»” В другой версии хадиса сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) добавил: «
Пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место раздолью1, и поистине, я послан с легкой религией единобожия!»
Ахмад 6/116. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим См. “Та’ликъуль-гъариб” 2/43. Такую же оценку дал имам аль-Альбани См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 4/443.
Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому хадису сказал: “
В этом хадисе содержится указание на законность радовать, развлекать, семью в дни праздников, разновидностями того, что принесет радость сердцу и посредством чего отдыхает тело от бремени поклонения. И поистине, проявление радости и веселья в дни праздников – из обрядов религии!”
См. “Фатх аль-Бари” 2/514.
Имам аль-Багауи (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Проявление радости в дни двух праздников относятся к обряду религии! И эти дни не подобны другим дням!”
См. «Шарх ас-Ссунна» 4/323.
Обратите внимание на слова хафиза Ибн Хаджара (да смилуется над ним Аллах): “
В этом хадисе содержится указание на законность радовать, развлекать, семью в дни праздников, разновидностями того, что принесет радость сердцу”
А что касается вопроса исрафа и уподобления неверным, то для начала следует уяснить, что без достаточных знаний нельзя давать правовую оценку чему бы то ни было. Если бы сестра знала определение термина «исраф», то не стала бы препятствовать проведению задуманного вами мероприятия.
Теперь об уподоблении неверным. Говоря о приглашении клоуна для проведения развлекательных программ, то мы понимаем, что это из мирских вопросов, в этом случае мы возвращаемся к шариатскому правилу, которое гласит: «Дозволенность принимается за основу в том, что касается бытовых дел». Поэтому тот, кто утверждает, что это являет собой уподобление неверным и должен предоставить довод на свое утверждение, иначе оно голословно и не имеет никакой силы.
Было бы прекрасно иметь слова
ученых о том, что клоун является запрещенным, тогда я принимаю это без колебаний, а в противном случае все остается в своей основе.
А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!
Хвала Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его роду, его сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними с чистыми сердцами!
___________________________________________________________________________________________
1-Свободное, веселое времяпрепровождение.