Обход Ка’бы, совершаемый по прибытии в Мекку (Тауаф аль-кудум)
27. Затем паломник устремляется к Черному камню, обращается к нему лицом и произносит такбир (т.е. говорит: «Аллаhу акбар» – прим. переводчика). Что же касается произнесения слов: «Бисми-ЛЛЯh» перед такбиром, то об этом достоверно передается от Ибн ‘Умара как о его действии. Ошибаются те, кто возводит это действие к пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа.
28. После этого он прикасается к Черному камню своей рукой и целует его. Также паломник совершает на него земной поклон (саджда), ибо так поступали посланник Аллаhа, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, ‘Умар и Ибн ‘Аббас (42).
29. Если нет возможности поцеловать Черный камень, следует прикоснуться к Черному камню своей рукой, после чего поцеловать ее.
30. Если же нет возможности прикоснуться к Черному камню, следует указать на него рукой.
31. Все это следует делать во время каждого круга при обходе Ка’бы.
32. При этом не следует вытеснять людей, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
О, Умар! Ты сильный мужчина, так не причиняй же вреда слабым! Если ты захочешь прикоснуться к (Черному) камню, то прикоснись к нему, если будет свободно! Если же не будет (свободно), то обратись к нему лицом и произнеси такбир!» (43).
33. В прикосновении к Черному камню содержится огромное благо, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
Клянусь Аллаhом, поистине, Аллаh оживит Черный камень в День Воскресения, и у него будут два глаза, которыми он станет взирать, и язык, которым он станет говорить. И он будет свидетельствовать в пользу каждого, кто прикоснулся к нему с истиной (44)» (45). Также пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
Прикосновение к Черному камню и к йеменскому углу удаляет грехи» (46). Кроме того, он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
Черный камень – из Рая. Он был белее снега, пока грехи многобожников не сделали его черным» (47).
34. Затем паломник начинает обход Ка’бы, которая должна находиться по левую руку от совершаю-щего обход. Во время семикратного обхода Ка’бы следует проходить за стеной (аль-хиджр (48)). При этом прохождение от Черного камня до Черного камня считается за один круг. С самого начала этого обхода Ка’бы и вплоть до его завершения мужчинам следует обнажить правое плечо (49). Первые три круга, от Черного камня до Черного камня, необходимо пройти быстрым шагом, а оставшиеся четыре – обычным шагом.
35. Во время каждого круга следует прикоснуться рукой к йеменскому углу, но при этом его нельзя целовать. Если же не удается к нему прикоснуться, то в Шариате не узаконено указывать на него рукой.
36. Проходя между йеменским углом и Черным камнем, следует сказать:
ربنا آتنا في الدنيا حسنة، و في الآخرة حسنة، و قنا عذاب النار
“Раббана, атина фи-д-дунья хасанатан ва фи-ль-ахирати хасанатан ва къына ‘азаба-н-нар”
(«
Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне!», сура "Корова", аят 201) (50).
37. Не следует прикасаться к двум Сирийским углам Ка’бы, следуя примеру пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа (51).
Прижимание к месту, находящемуся между углом и дверью
38. Паломник может прижаться к месту, находящемуся между Углом (, куда вделан Черный камень,) и Дверью (Ка’бы): возложить на него свою грудь, лицо и предплечья (52).
39. Нет каких-либо определенных слов поминания Аллаhа при совершении обхода Ка’бы. Паломник может читать из Къуръана и из слов поминания Аллаhа то, что пожелает, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
Обход Дома (Аллаhа) является молитвой (салят), за исключением того, что Аллаh разрешил во время него разговаривать. Тот же, кто (во время обхода Ка’бы) будет разговаривать, пусть говорит только благое», а в другой версии хадиса передается: «…
пусть во время него поменьше говорит» (53).
40. Нельзя совершать обход Ка’бы обнаженному человеку либо женщине во время месячных, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
(Начиная со следующего года) ни один обнаженный не совершит обход Дома (Аллаhа)» (54), а во время прощального паломничества он сказал ‘Айше, когда она прибыла для совершения ‘умры: «
Выполняй все, что делает паломник, но только не обходи Дом (Аллаhа) [и не молись,] пока не очистишься!» (55).
41. Когда паломник завершит седьмой круг, он прикрывает правое плечо, направляется к месту (стояния) Ибраhима и читает:
واتخذوا من مقام إبراهيم مصلى
Ва-ттахизу ми-м-макъами Ибраhима мусалля
«
Избирите же место (стояния) Ибраhима местом моления» (сура ''Корова'', аят 125).
42. Он становится так, чтобы место (стояния) Ибраhима было между ним и Ка’бой и совершает около него намаз в два рак’ата.
43. Он читает в них (суры, начинающиеся со слов): قل يا أيها الكافرون «
Скажи: ''О вы, неверующие!… ''» (56) и قل هو الله أحد «
Скажи : ''Он, Аллаh, Один…''» (57).
44. Ни в коем случае нельзя здесь проходить перед молящимся, а также нельзя никому позволять проходить перед собой, если молишься сам, из-за соответствующего запрета, содержащегося в хадисах, которые носят общий характер, а также из-за отсутствия установленного исключения, которое действовало бы в отношении Заповедной Мечети, а тем более всей Мекки!(58)
45. Затем, закончив молиться, паломник идет к источнику Зам-Зам, пьет из него воду и льет ее себе на голову. Посланник Аллаhа, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
Вода Зам-Зам для того, для чего ее пьют» (59). Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, также сказал: «
Поистине, она (т.е. вода Зам-Зам – прим. переводчика) благословенна, являясь пищей, которая питает [, и исцелением от болезней]» (60). Кроме того, он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа: «
Лучшей водой на земле является вода Зам-Зам. В ней один из видов пищи и исцеление от болезней» (61).
46. Затем паломник возвращается к Черному камню, произносит такбир и прикасается к нему так же, как было разъяснено ранее.
Ритуальное прохождение (са`й) между ас-Сафой и аль-Марвой
47. Затем паломник возвращается назад, чтобы совершить ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Приблизившись к ас-Сафе, он читает следующие слова Всевышнего:
إن الصفا و المروة من شعائر الله فمن حج البيت او اعتمر فلا جناح عليه ان يطّوف بهما، و من تطوع خيراً فإن الله شاكرٌ عليم
Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша'аири-ЛЛЯh, фаман хаджжа-ль-байта ауи’тамара фаля джунаха ‘аляйhи айй-йаттаввафа биhима, уа ман татавваа хайран фа-инна-ЛЛАhа ШАКИРун ‘АЛИМ
«
Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаhа. Кто совершает хадж к Ка’бе или ‘умру, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллаh – Признательный, Знающий.» (сура "Корова", аят 158),
а также говорит:
نبدأ بما بدأ الله به
Набда`у би-ма бада`а-ЛЛАhу би-hи
«
Мы начинаем с того, с чего начал Аллаh»
48. Затем он начинает (обряд са`й) с ас-Сафы и поднимается на нее, пока не увидит Ка’бу (62).
49. Он обращается лицом к Ка’бе, произносит свидетельство единобожия и возвеличивает Аллаhа (такбир), говоря:
الله أكبر الله أكبر الله أكبر
لا إله إلا الله وحده لا شريك له، له الملك و له الحمد، يحيي و يميت، و هو على كل شيء قدير، لا إله إلا الله وحده لا شريك له، أنجز وعده، و نصر عبده، و هزم الأحزاب وحده
Аллаhу акбар! Аллаhу акбар! Аллаhу акбар!
Ля иляhа илля-ЛЛАhу вахдаhу ля шарика ляhу! Ляhуль мульку ва ляhуль хамду йухьйи ва йумиту ва hува ‘аля кулли шай’ин къадиир! Ля иляhа илля ЛЛАhу вахдаhу ля шарика ляhу анджаза ва’даhу ва наса-ра ‘абдаhу ва hазамаль ахзаба вахдаhу
«Аллаh Превелик, Аллаh Превелик, Аллаh Превелик!
Нет божества, кроме Аллаhа, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он властен над всем сущим! Нет божества, кроме одного Аллаhа, у Которого нет сотоварища! Он выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена» (63).
Паломник произносит вышеприведенные слова три раза и обращается к Аллаhу с мольбами в промежутках между ними (64).
50. Затем он спускается, чтобы совершить ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Посланник Аллаhа, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
Совершайте са`й, ибо Аллаh предписал вам са`й» (65).
51. Он идет шагом до указателя, который находится слева и справа и обозначен зеленым цветом. Дойдя до первой отметки, он начинает быстро бежать, пока не достигнет следующей отметки. Во времена пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, на этом участке находилось пересохшее вади аль-Абтах, дно которого было усыпано мелкими камешками. Посланник Аллаhа, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
(Вади) аль-Абтах следует преодолевать быстро» (66).
После этого паломник идет обычным шагом, пока не достигнет аль-Марвы. Он поднимается на нее и совершает здесь все то же самое, что и на ас-Сафе: обращается лицом к Ка’бе, произносит такбиры и свидетельство единобожия и обращается к Аллаhу с мольбами (67). Это прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой считается за один раз.
52. Затем он возвращается назад, пока не поднимется на ас-Сафу: он проходит обычным шагом то место, где следует идти шагом, и бежит в том месте, которое предназначено для са`я. Это будет считаться вторым прохождением между ас-Сафой и аль-Марвой.
53. Затем он возвращается на аль-Марву. И так он поступает до тех пор, пока не совершит семь прохождений, последнее из которых завершится на аль-Марве.
54. Дозволено совершать прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой на передвижном средстве. Однако пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, нравилось совершать этот обряд пешком (68).
55. Если паломник во время обряда сай обратится к Аллаhу с такой мольбой:
رب اغفر و ارحم، إنك أنت الأعز الأكرم
Рабби-гъфир ва-рхам, иннакя анта-ль-а’аззу-ль-акрам
«Господи, прости и помилуй, ибо Ты – Самый Великий и Великодушный!», –
то в этом нет ничего плохого, поскольку эта мольба установлена от целой группы праведных предшественников (69).
56. Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он укорачивает волосы на своей голове (70), и на том его ‘умра заканчивается. Ему становится дозволенным то, что было запрещено в со-стоянии ихрама, и он продолжает пребывать, не находясь в состоянии ихрама, до наступления дня ат-тарвия (т.е. до 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа – прим. переводчика).
57. Тот, кто вошел в состояние ихрама, не намереваясь совместить ‘умру с хаджем, и не пригнал с собой жертвенного животного из места своего проживания, должен выйти из состояния ихрама, следуя приказу пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, и избегая того, что вызвало его гнев. Тот же, кто пригнал с собой жертвенное животное, продолжает пребывать в состоянии ихрама и выходит из него только после того, как совершит ритуальное бросание камешков в День Жертвоприношения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
(42) - Слова одного из уважаемых ученых в примечаниях к книге «аль-Манасик ва аз-Зиярат», что об этом не передается от пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, являются его ошибкой. Я доказал суждение о достоверности соответствующего хадиса в «Ирва аль-Гъалиль» (1112).
(43) - Этот хадис привели аш-Шафи’и, Ахмад и другие (мухаддисы). Данный хадис является сильным, как я разъяснил в «аль-Хадж аль-кябир».
(44) - Прим. переводчика: в комментариях к сборнику ат-Тирмизи «Тухфа аль-ахвази би шарх джами’ ат-Тирмизи» слова «с истиной» (би-хаккъин), упомянутые в данном хадисе, толкуются следующим образом: это значит, кто прикоснулся к нему (т.е. к Черному камню) с верой и надеждой на награду Аллаhа.
(45) - Этот хадис назвали достоверным ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аз-Заhаби. Его цепочки передатчиков и источники приведены в «аль-Хадж аль-кябир».
(46) - Этот хадис ат-Тирмизи назвал хорошим, а Ибн Хиббан, аль-Хаким и аз-Заhаби – достоверным.
(47) - Этот хадис назвали достоверным ат-Тирмизи и Ибн Хузайма.
(48) - Прим. переводчика: здесь имеется в виду невысокая полукруглая стена, расположенная в непосредственной близости от северо-западной стены Ка’бы, но не соединяющаяся с ней.
(49) - Слово аль-идтиба' (т.е. обнажение правого плеча при обходе Ка’бы паломником-мужчиной – прим. переводчика) означает следующее: просунуть один конец риды (верхней накидки паломника) под подмышкой правой руки и забросить его край на левое плечо, тем самым, обнажив правое плечо и покрыв левое. Обнажать правое плечо до этого обхода Ка’бы либо после него относится к религиозным нововведениям (бид’а).
(50) - Этот хадис привели Абу Давуд и другие (мухаддисы). Данный хадис назвали достоверным многие ученые. «Сахих Аби Давуд» (1892).
(51) - Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа сказал: «
Слово «прикосновение» (истилям) означает «тереть рукой» (масх би-ль-йад). Что каса-ется прочих сторон Ка’бы, места (стояния) Ибраhима, а также всего остального, что находится на земле: мечети, ее стен, могил пророков и праведников – подобно комнате нашего пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, пещере Ибраhима, местам, где молился наш пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, и других таких мест – Скалы (на Храмовой горе) в Иерусалиме, – то к ним не следует прикасаться в качестве ритуала и их нельзя целовать, относительно чего согласны все имамы (мусульманской общины). Совершение же ритуального обхода (таваф) этих мест относится к величайшим религиозным нововведениям, которые строго запретны. Тот же, кто избрал это для себя как часть своей религии, должен быть приведен к покаянию. Если же он откажется раскаяться, то его следует казнить».
Как прекрасно на эту тему предание, которое привели в своих сборниках ‘Абдур-РАЗЗАКЪ (8945), Ахмад и аль-Бейhакъи от Йа’ли бин Умаййи, который сказал: «
Я совершал обход Ка’бы вместе с ‘Умаром бин аль-Хаттабом (в другой версии передается: «вместе с ‘Усманом»), да будет доволен им Аллаh. Когда я находился около угла, который находится поблизости от двери и примыкает к стене (аль-хиджр), я взялся за него рукой, чтобы совершить ритуальное прикосновение. Тогда он (т.е. ‘Умар бин аль-Хаттаб или ‘Усман – прим. переводчика) спросил меня: «Разве ты не совершал обход Ка’бы вместе с посланником Аллаhа?» Я ответил: «Конечно же (совершал)». Он спросил: «Ты видел, чтобы он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, прикасался к нему?» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Ну так и поступай так же, как он, ведь в посланнике Аллаhа, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, для тебя хороший пример!».
(52) - Об этом передается от пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, через два пути передачи, которые поднимают степень достоверности хадиса до уровня «хороший хадис». Также этот хадис усиливается тем, что так поступала целая группа сподвижников. Среди них Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллаh, который сказал: «
Это место прикладывания (мультазам) между Углом и Дверью». Также достоверно передается, что так поступал ‘Урва бин аз-Зубайр. Обо всем этом сказано в «Сильсилят аль-ахадис ас-Сахиха» (№ 2138).
Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» (стр. 387) пишет: «
Если он (т.е. паломник – прим. переводчика) желает подойти к аль-мультазам, которое находится между Черным камнем и Дверью (Ка’бы), возлагая на это место грудь, лицо, предплечья и ладони, взывая с мольбами ко Всевышнему Аллаhу и обращаясь к Нему со своими нуждами, то он может так поступить. Он может сделать это до прощального обхода Ка’бы (таваф аль-вада), поскольку нет никакой разницы, совершит ли он это во время прощального обхода или в какое-то другое время. Сподвижники поступали так по прибытии в Мекку…А если он встанет около Двери (Ка’бы) и обратится там с мольбами, не прикладываясь к Дому (Аллаhа), то это тоже хорошо. Когда же он будет уходить, то ему не следует стоять, поворачиваться и идти задом наперед».
(53) - Об этом передали ат-Тирмизи и другие (мухаддисы). Вторую версию хадиса привел ат-Табарани. Этот хадис является достоверным, как я установил в «аль-Ирва» (21).
Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа сказал: «
Во время него (т.е. обхода Ка’бы – прим. переводчика) нет каких-то определенных слов по-минания Аллаhа, которые передавались бы от пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, в качестве его велений, высказыва-ний либо обучения. Наоборот, паломник во время обхода Ка’бы взывает к Аллаhу с любыми мольбами, которые установлены в Шариате. Что же касается упоминаемой многими людьми определенной мольбы, которая произносится под водостоком Ка’бы и т.п., то у нее нет оснований (в Шариате)».
(54) - Согласованный хадис, передаваемый от Абу Хурайры. Его также передал ат-Тирмизи от ‘Али и Ибн ‘Аббаса. Источники и передатчики данного хадиса приведены в «аль-Ирва» (1102).
(55) - Согласованный хадис, передаваемый от ‘Айши. Аль-Бухари также привел его от Джабира, и дополнение (в квадратных скобках) принадлежит ему. Источники и передатчики данного хадиса приведены в «аль-Ирва» (191).
(56) - Прим. переводчика: 109 сура «аль-Кяфирун» («Неверующие»).
(57) - Прим. переводчика: 112 сура «аль-Ихляс» («Очищение веры»).
(58) - См. предисловие, а также первоисточник данной книги.
(59) - Этот хадис является достоверным, о чем сказала целая группа имамов. Я привел его источники и указал на пути его пере-дачи в «Ирва аль-Гъалиль» (1123), а один из них в «Сильсилят аль-ахадис ас-Сахиха» (№ 883).
(60) - Достоверный хадис, который передали ат-Тайалиси и другие (мухаддисы). Он содержится в «Сильсилят аль-ахадис ас-Сахиха» в разделе, где приведен хадис № 1056.
(61) - Этот хадис передали ад-Дийа (аль-Макъдиси) в «аль-Мухтара» и другие (мухаддисы). Он приведен в «Сильсилят аль-ахадис ас-Сахиха» (№ 1056).
(62) - В наши дни нелегко увидеть Ка’бу с ас-Сафы. Исключение составляют лишь некоторые места на ней. Ка’бу можно увидеть лишь со столбов, которые поддерживают второй этаж Заповедной Мечети. Кому удастся увидеть Ка’бу, тот достиг Сунны. Однако не будет греха на том, кто приложит усилия, но не сможет увидеть Ка’бу.
(63) - В книге «аль-Азкар» дополнительно приведены следующие слова: «
Ля иляhа илля-ЛЛАhу ва ля на’буду илля иййаhу…» («Нет божества, кроме Аллаhа. Мы не поклоняемся никому, кроме Него…» и т.д.). Я не увидел этого дополнения ни в одном из путей передачи хадиса: ни у Муслима, ни у других (мухаддисов), кто привел данный хадис. Вышеупомянутые слова содержатся в длинном хадисе, рассказанном Джабиром, а это противоречит тому, кто ошибочно снабдил его следующим примечанием: «
Этот хадис передали Муслим и…».
(64) - Т.е. после слов мольбы, содержащих свидетельство единобожия (таhлилят), паломник может обратиться к Аллаhу с теми мольбами о благе в этом мире и в Последней жизни, которые он пожелает. Лучше, если эти мольбы будут такими, которые передаются от пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, либо от праведных предшественников.
(65) - Это достоверный хадис. Те, кто говорят об обратном, ошибаются. Его источники и цепочки передатчиков приведены в «аль-Ирва» (1072).
(66) - Этот хадис привели ан-Насаи и другие (мухаддисы). Он также приведен в «аль-Хадж аль-Кябир».
Полезное примечание: в книге «аль-Мугъни» (3/394) Ибн Къудамы аль-Макъдиси написано: «
Обход Ка’бы (таваф) женщинами и их прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой (са`й) от начала и до конца совершается обычным шагом. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись в том, что женщинам не предписано обходить Ка’бу быстрым шагом (первые три круга), бежать (через вади) между ас-Сафой и аль-Марвой и обнажать при обходе Ка’бы правое плечо. Они единодушны в этом потому, что в своей основе во время этих обрядов становится видна кожа, что нецелесообразно для женщин, поскольку от них требуется закрывать (свое тело). Что же касается обхода Ка’бы быстрым шагом, бега (через вади) между ас-Сафой и аль-Марвой и обнажения правого плеча, то во время этих обрядов открывается кожа».
В «аль-Маджму’» (8/75) ан-Навави содержится свидетельство, что по этому вопросу среди последователей шафи’итского мазhаба есть разногласия. В частности, он сказал: «
Поистине, существуют два мнения по этому вопросу. Первое, являющееся правиль-ным, разделяет большинство ученых (шафи’итского мазhаба): женщина не бежит (через вади) во время сая. Наоборот, она проходит обыч-ным шагом все расстояние как ночью, так и днем. Второе мнение состоит в следующем: если женщина совершает сай ночью, когда место совершения сая свободно (от посторонних мужчин), то ей желательно выполнить этот обряд подобно тому, как его совершают мужчины».
Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. переводчика) хочу сказать, что возможно второе мнение ближе всего (к истине), поскольку шариатская основа обряда сай восходит к тому саю, который совершила Хаджар, мать Исма’иля, искавшая воду для своего мучимого жаждой сына, о чем говорится в хадисе Ибн ‘Аббаса: «
Она увидела, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к вади и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла вади, подняла края своей одежды, бросилась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и (всего) она преодолела (этот путь) семь раз». (Далее) Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллаh, передал, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «
Вот почему люди бегают между ними». («Сахих» аль-Бухари, «Книга рассказов о пророках»).
(67) - Что касается того, чтобы отсюда смотреть на Ка’бу, то это в наши дни невозможно, поскольку паломника и Ка’бу разделяет та постройка, о которой речь шла ранее. Ему следует постараться обратиться к Ка’бе лицом, однако он не должен поступать так, как делают сбитые с толку люди, поднимающие свой взор и руки к небу!!!
(68) - Об этом передал Абу Ну’айм в своем дополнении к «Сахиху» Муслима.
(69) - Эту мольбу привел Ибн Абу Шейба (4/68, 69) от Ибн Мас’уда и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллаh, через два достоверных иснада, а также от аль-Мусаййаба бин Рафи и ‘Урвы бин аз-Зубайра. Кроме того, ат-Табарани привел эту мольбу в форме «марфу’» (т.е. восходящую к пророку – прим. переводчика), однако через слабый иснад, о чем сказано в «аль-Маджму’» (3/248).
(70) - Либо бреет голову, если между его ‘умрой и хаджем достаточный промежуток времени, чтобы волосы могли отрасти. См. «Фатх аль-Бари», 3/444.