"У кого нет учителя того учитель шайтан"

Ответить
hadgi
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 12 фев 2010, 09:57
Откуда: Дагестан

"У кого нет учителя того учитель шайтан"

Сообщение hadgi »

Ассалам алейкум.есть ли такой хадис?
"у кого нет учителя того учитель шайтан".
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям брат.
Нет такого хадиса, это распространенное выражение среди простого люда, но даже они это вроде как хадис не распространяют.
Когда шейха Ибн База сказали: "Среди некоторых людей стало распространено, что тот, у кого нет шейха, его шейхом является шайтан. Что вы скажите об этом?", он ответил: "Это ошибка в простонародье и невежество некоторых суфиев, которые говорят это, чтобы побудить людей следовать за ними слепо в их нововведениях и заблуждениях!" См. "Фатауа Ибн Баз" 6/339.
Однако, есть множество слов саляфов и имамов, которые указывают на то, что человек не должен приобретать знание самостоятельно, или по книгам, не обращаясь к ученым. Хоть они и не говорили подобного, призывая к тому, чтобы каждый человек имел определенного шейха, однако они говорили обобщенно о том, что необходимо обучаться у обладающих знанием, о приобретавших знание лишь с книг, именовали "книжниками".
Хафиз ас-Сахауи говорил: “Кто войдет в знание один, тот оттуда один и выйдет!” См. “аль-Джауахир уа-ддурар” 1/58.
Т.е. кто начнет приобретать знание самостоятельно, ничего не приобретет.
Шейх Ибн 'Усаймин говорил: "Тот, кто приобретает знание с книг, зачастую его знание является слабым, они (его знания) не опираются на правила и основы. По этой причины мы находим много ошибок у тех, кто приобретает знание с книг, поскольку у него нет основ, на которых строятся тонкости Корана и Сунны". См. "Фатауа Ибн Усаймин", (Китаб аль-'ильм) 68-70.
Нет сомнения, что чтение книг - это один из эффективных методов приобретения знания, о чем упоминал имам аш-Шатыби, а также и слушание уроков шейхов и их лекции, даже если человек слушает это на кассете и т.п. - из методов приобретения знания, о чем говорил шейх Мукъбиль.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Касательно выражения: «Чьим шейхом является книга, то его ошибок будет больше, чем правильного», то оно не является однозначно правильным, как и не является однозначно ошибочным. Что касается человека, который берёт знание из любой попавшейся ему книги, то нет сомнений в том, что он будет много ошибаться. А что касается того, кто в своём обучении опирается на книги людей, известных своей надёжностью, честностью и знанием, то его ошибок не будет больше. Напротив, будет прав в большинстве того, что говорит”. См. “Китаб аль-‘ильм” 41.
Шейх Мукъбиль сказал: “Если Аллах тебе облегчил человека, который учит тебя, чьим знаниям и религии ты доверяешь, то старайся сидеть рядом с ним и призывать людей к нему. А если же это не облегчено тебе, то я советую тебе сделать библиотеку, в которой ты соберёшь суннитские книги, и будешь прибывать в этой библиотеке, пока Аллах не откроет тебе. А что касается слов: “Чьим шейхом является книга, то его ошибок будет больше, чем правильного”, то это касается тех, кто не умеет правильно выбирать книги, и полностью оставляет свой разум в этих книгах (доверяя всему, что в них сказано). А что же касается суннитских книг, то такого не будет”. См. “аль-Махрадж миналь-фитна” 173.
В любом случае, следует остерегаться того, чтобы ограничиваться только книгами и кассетами, и не стремиться хотя бы уточнить у обладающих знанием то, что человек прочитал или послушал. Ведь часто прочитанное или прослушанное понимается неправильно.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Знание раньше было почитаемым, так как мужи перенимали его друг от друга из уст в уста. Когда же оно стало записанным в книгах, то свет знания исчез, и оно попало в руки тех, кто был его недостоин!” ад-Дарими 483, Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баян аль-‘ильм” 471, аль-Хатыб в “Такъид аль-‘ильм” 60. Иснад достоверный. См. “Тахридж ад-Дарими” 1/419, “Тахридж Джами’ аль-баян” 1/290.
Прошу Аллаха даровать нам правильные и полезные знания!
Abu Daler
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 19 ноя 2008, 14:02

Re: У кого нет учителя того учитель шайтан

Сообщение Abu Daler »

Ваалейкум салям!

Хотелось бы добавить что даже если у тебя и есть учитель, наставник, устаз и т.д. то не обольщайся этим, а смотри что у тебя за учитель и у кого он сам брал знания!

Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Из числа тех, кто в наши дни причисляет себя к призыву, есть вводящие в заблуждение! Они желают ввести молодежь в заблуждение, сбить людей с прямого пути и расколоть джама'ат мусульман, посеяв фитну! Смысл не в том, к чему себя причисляет кто-то и что он проявляет открыто, а смысл в действительности и конечных делах. Обязательным является смотреть на личности, которые причисляют себя к призыву:
1. Где они учились?
2. От кого они приобретали знание?
3. С чего начинали?
4. Какова их 'акъида?
5. Смотреть на их дела и плоды среди людей и чего они добились?
6. Каковы были их деяния в достижении благого?
Поэтому необходимо изучать положение таких людей, прежде чем опираться на их слова! Это является необходимым, особенно в наше время, когда распространилось много проповедников фитны!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма”47.

‘Али ибн Абу Талиб сказал: “Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине – это религия!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.

Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.

Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию”. Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92.

Имам РамаХурмузи в своей книги "Аль мухадиссу фасыль" передает от Абуллах Ибн Ауна: "Наши ученные единогласно сошлись на том что если человек не известен тем что требовал знания у ученных не выезжал по городам к ним, то он не является ученным и не имеет право давать фатву".
Абуллах Ибн Аун - является одним из таби'инов.
Подобные изречение говорят Абдуллах Ибн Мубарак и Яхья Ибн Маин.

Имам Малик сказал - что человек который не требовал знания, сидел у себя дома, самостоятельно изучая религию, вред его может быть больше чем пользы.

Къады ‘Абдуллах ибн Ляхи’а рассказывал, как он слышал слова одного покаявшегося старика, который был хариджитом: “Эти хадисы – религия, так смотрите же на того, от кого вы берете свою религию. Поистине, когда мы желали чего-либо, мы превращали это в хадис!” аль-Лялякаи 1/85.

Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.

Имам Муджахид говорил: “Не принимается религия кроме как от знающих религию!” См. “аль-мухаддисуль-фасыль” 445.

Аль-Къасим ибн Мухаммад сказал: “Противнее невежества – это слова, сказанные без знания и передача сообщений от ненадежных!” См. “ат-Тамхид” 1/46.

Имам Малик говорил: “Поистине, эти знания – твоя кровь и плоть, за которое ты будешь спрошен в Судный день! Так смотри же на того, у кого ты берешь эти знания!” См. “аль-Мухаддисуль-фасыль” 444.

Имам Малик также сказал: “Человек не должен считать себя достойным в чем-либо до тех пор, пока он не спросит у того, кто знающей, чем он! Я не давал фатуа пока не спросил Раби’у и Яхью ибн Са’ида, и они велели мне это. Но если бы они запретили мне это, то я бы не давал фатуа!” См. “Сыфатуль-муфти” 7.

Ибн 'Аун говорил: “Не берите знание кроме как от того, за кого свидетельствовали, что он является требующим знание!” См. “ат-Тамхид” 1/45.

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Саляфы не переставали делать тазкия друг другу, и они наследовали это последующим поколениям. И наши ученые не брали знания, кроме как от того, за кого сделали тазкия и кто получил разрешение (иджаза) от ученых!” См. “Ахамияту-ттазкия” 5.

‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Никогда не станет человек имамом в хадисах, если будет следовать за слабыми и отклоненными (шазз) хадисами, говорить обо всем что слышит и передавать ото всех подряд!” См. “Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 1055.

Он также говорил: “От троих знание не принимается! От того, кого обвинили во лжи. От приверженца нововведений, призывающего к нововведению. И от человека, который часто путает и ошибается!” См. “ат-Тамхид” 1/66.

Имам Малик говорил: “Не принимается знание от четверых, и принимается от каждого кроме них! Не принимаются знание от глупого; от приверженца своих страстей, призывающего к ним; от того, кто лжет, передавая слова людей, даже если он не возводит ложь на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха); и от шейха, который имеет достоинства и усердие в поклонении, если он не знает то, о чем говорит!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1541.

Таким образом, я получил от этих двух пользы больше, чем от других, и я уяснил из этого вот что: наставление людей своим поступком более вдохновляющее, чем наставление словами. Поэтому, следует выполнять то, что знаешь, ведь, поистине, это большая опора. И мискин, истинный мискин (бедняк), тот, кто растрачивает свою жизнь на прослушивание того, что он не делает, так, что он упускает блага дунии и блаженства ахиры. (Вдобавок), он придёт (в День Суда) банкротом, с весомыми доказательствами против себя же».

Имам Ибн аль-Джаузи из книги «Саид аль-Хатир».
hadgi
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 12 фев 2010, 09:57
Откуда: Дагестан

Re: "У кого нет учителя того учитель шайтан"

Сообщение hadgi »

Джазакаллаху хайран братья!
Ответить