Молитва "страха"

Ответить
Abuhameed al-Balkari
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 30 мар 2009, 14:06

Молитва "страха"

Сообщение Abuhameed al-Balkari »

Ассаляму уаллейкум уарахматуЛлахи уабаракятух!
Братья,заранее извиняюсь если эта тема уже есть,просто я искал по названиям но не нашел.
В свое время мне один брат сказал,что при опасении за жизнь человек может молиться стоя и приводил даже то,что в сражении можно даже на-бегу.К сожалению в те времена,я не всегда спрашивал далиль,однако стал искать инфо в книжках.И нашел подобную главу в "Булуг-аль-Марам",но там про совсем другое пишется.
Так же хотелось бы в связи с этой темой спросить о том,что есть ли определение количества лишних движений после которых намаз портится?
Барака-Ллаху фикум!
Аватара пользователя
Абу 'АбдуЛлагь
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 21 май 2009, 22:35
Откуда: Махачкала

Re: Молитва "страха"

Сообщение Абу 'АбдуЛлагь »

Ва алейкум ас Салям варахматуЛлахи вабаракатуху!
Abuhaled писал(а): В свое время мне один брат сказал,что при опасении за жизнь человек может молиться стоя и приводил даже то,что в сражении можно даже на-бегу.
Вопрос: Каково описание молитвы страха?

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Во-первых: Молитва страха предписана в аяте, в котором Аллах сказал: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие. Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз. На вас не будет греха, если вы отложите свое оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны. Воистину, Аллах приготовил неверующим унизительные мучения» (4:102)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) руководил молитвой для своих сподвижников в большом числе случаев и в разных вариантах. Имам Ахмад сказал: Существует шесть или семь достоверных хадисов в отношении молитвы страха, и человек может выполнить в соответствии с одним из них.

Ибн аль-Кайим сказал: Существует шесть основных вариантов, но ученые сказали, что их больше, потому что каждый раз как они встречали другой вариант совершения молитвы Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) они считали, что это отдельный вариант совершения молитвы, хотя это было лишь различием в сообщениях передатчиков.

Метод выполнения молитвы страха различается в зависимости от степени страха и от расположения врага – в направлении Киблы или в другом направлении.

Лидер или имам должен выбрать наиболее подходящий к ситуации вариант совершения молитвы, при котором будет совершена молитва и при этом будет безопасность от врага, так чтобы враг не смог напасть на мусульман и застать их врасплох во время молитвы.

Аль-Хаттаби сказал: «Существуют различные виды молитвы страха, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал в различных случаях и в различной форме. Метод совершения молитвы выбирается в соответствии с тем, что лучше всего обеспечит совершение молитвы с наибольшей бдительностью». Шарх Муслим Ан-Навави.

Во-вторых: когда это было предписано впервые. Передано, что Джабир сказал: «Мы вышли с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для сражения с некоторыми людьми из Джухайна, и они сражались яростно. Когда мы совершили зухр, то мушрики сказали: «Если мы нападем на них, то мы покончим с ними». Джибриль сообщил Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) об этом, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам. Он сказал: «Они сказали: «Наступит время молитвы, которая дороже для них, чем их дети». Когда наступило время молитвы аср, мы составили два ряда, и мушрики были между нами и Киблой… Затем он сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) руководил их молитвой страха» (Муслим 840)

В-третьих: Будет достаточным описать лишь некоторые виды совершения этой молитвы:

1. Если враг находится не в направлении Киблы: лидер должен разделить армию на две группы, одна из которых будет совершать молитву с ним, а другая будет противостоять врагу в случае нападения на мусульман. Ему следует руководить ими в течении первого раката, затем, когда он встанет на второй ракат, то они должны завершить молитву самостоятельно, т.е. они должны вознамерится совершить молитву в одиночку и завершить молитву самостоятельно, и затем они должны встать на место второй группы для противостояния врагу, а вторая группа должна придти и присоединиться к имаму во втором ракате. В этом случае имам должен совершить второй ракат длиннее первого, так, чтобы вторая группа смогла присоединиться к нему. Затем имаму следует сесть и прочитать ташахуд. Когда он сидит для чтения ташахуда, то этой группе следует встать сразу после поклона и завершить оставшийся ракат, затем присоединиться к имаму для ташахуда, после которого он должен с ними сказать салам. Этот вариант соответствует внешнему смыслу Корана, как Аллах сказал (перевод смысла): « вместе с тоКогда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятсябой, будут осторожны и возьмут свое оружие. Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз. На вас не будет греха, если вы отложите свое оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны. Воистину, Аллах приготовил неверующим унизительные мучения.» (4:102) Шарх аль-Мумти, 4/298

Бухари (413) и Муслим (842) передали от Малика, от Язида ибн Румана, от Салиха ибн Хаууата, от того, кто видел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день Зат аль-Ригаа, когда он совершил молитву страха. Тогда одна группа совершила намаз с ним, а другая противостояла врагу. Он руководил молитвой тех, кто был позади в течении одного раката, затем он продолжал стоять и они завершили молитву самостоятельно. Затем они отошли и стали противостоять врагу, а другая группа подошла (к нему). Он руководил их молитвой в оставшемся ракате, затем, он продолжил сидеть и они самостоятельно завершили молитву, и затем он вместе с ними произнес таслим.

Малик сказал: это наилучшее, что я слышал в отношении молитвы страха.

2. «Если враг находится в направлении Киблы, то имам должен сформировать два ряда и начать руководить молитвой для всех них, совершая с ними поясной поклон и вставая со всеми ними. Когда имам совершит земной поклон, то только первый ряд совершает поклон с ним, а второй ряд должен стоять на страже. Когда он встает, то первый ряд должен встать с ним, а задний ряд должен совершить земные поклоны. Затем, когда они встанут, то задний ряд должен выступить вперед, а задний ряд должен отступить назад. Затем, ему следует руководить их молитвой во втором ракате, стоя и совершая поясной поклон со всеми ними, когда же он совершает земной поклон, то ряд, который выдвинулся вперед и который был сзади в первом ракате, должен совершить земной поклон с ним, когда же он будет сидеть для чтения ташаххуда, то последний ряд должен совершать земные поклоны. Затем, когда они все сядут для чтения ташаххуда, имам должен произнести таслим для всех них. Это может быть сделано, только если враг находится в направлении Киблы» Шарх аль-Мумти, 4/300

Муслим (840) передал, что Джабир ибн Абдуллах сказал: «Я был при совершении молитвы страха вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мы составили два ряда, один ряд за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), А враг находился между нами и Киблой. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнес такбир и мы все произнесли такбир. Затем он совершил поясной поклон, и мы все совершили поясной поклон. Затем, он поднял свою голову из поясного поклона и мы подняли головы. Затем он и ряд, который был сразу за ним, совершили земной поклон, а последний ряд продолжил стоять. Затем, задний ряд перешел вперед, а передний отошел назад. Затем, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил поясной поклон, и мы все совершили поясной поклон, затем он поднял голову из поясного поклона и мы все подняли свои головы. Затем, он, и ряд который стоял за ним совершили земной поклон, а последний ряд остался стоять, противостоя врагу. Когда Пророк и ряд, который был за ним завершили земной поклон, то последний ряд опустился вниз в поклоне. Затем, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес таслим и мы все повторили за ним».

3. Если страх сильный, и имам не может построить мусульман в ряды и руководить их совместной молитвой. Это происходит, когда обе стороны ведут битву и сражение интенсивно. В этом случае, каждому мусульманину следует совершать молитву самостоятельно, во время сражения, когда он идет или когда верхом, повернувшись к Кибле или не повернувшись. Ему следует совершать жесты указывающие на поясной и земной поклоны, делая жесты для земного поклоны глубже, чем для поясного.

Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом» (2:239) Ас-Сади сказа (стр. 109): «на ходу» – т.е когда идете. «верхом» – т.е. верхом на лошади или верблюде или на любом виде верхового животного. В этом случае нет необходимости поворачиваться в сторону Киблы. Эта молитва является исключением по причине страха».

Бухари (943) передал от Ибн Умара, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если их больше этого, то пусть молятся стоя или верхом».

Аль-Хафиз сказал: «Слова «если их больше этого» относится к врагу. Имеется ввиду, что если страх сильный и если численность врага большая и есть опасение в разъединении мусульман, то в этом случае, можно молиться, так как представляется возможным, и можно опустить некоторые столпы или обязательные части молитвы, которые человек не может выполнить. И человеку следует совершать поясные и земные поклоны знаками и т.д. Это мнение большинства».

Ат-Табари передал, что ибн Умар сказал: «Когда начинается сражение, то молитва это лишь зикр и знаки головой».

Бухари (4535) передал от Нафи, что Абдуллах ибн Умар описал молитву страха, а затем сказал: «Если страх был сильнее этого, тогда они молились на ходу, стоя на ногах, или верхом, повернувшись к Кибле и не поворачиваясь к Кибле» Нафи сказал: «Я не думаю, что Абдуллах ибн Умар сказал это не цитируя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

Аль-Хафиз сказал: «Основной момент в различии мнении относительно слов «если страх был сильнее этого» – относится ли это высказыванию к Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или к словам ибн Умара? Правильным мнением является то, что это слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Сказано в аль-Мунтага Шарх аль-Муватта: «Если страх был сильнее этого» означает случай, когда страх такой, что не возможно стоять на ногах или чтобы сформировать ряды. Поэтому они молились на ходу. Это связано с тем, что страх бывает двух видов: один из которых, когда возможно стоять и сформировать ряды, но при этом есть опасение, что враг может напасть во время совершения мусульманами молитвы. Второй вид страха тот, при котором не возможно стоять на ногах или сформировать ряды, как например, при нападении врага. В этом случае, каждый человек должен молиться по мере своих возможностей, на ходу или верхом.

Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом» (2:239)

В-четвертых: Шейх ибн Усеймин сказал в Шарх аль-Мумти (4/300) «Если же кто-то скажет: «А что если мы предположим, что методы совершения молитвы, переданные от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не могут быть применены в наши дни, потому что методы ведения боя изменились?» Мы скажем: Если необходимо совершить молитву при опасности перед врагом, то следует совершить молитву тем методом, который наиболее близок к тому, что было передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), если невозможно совершить молитву так, как приказал ее совершать Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь…» (64:16)
Так же хотелось бы в связи с этой темой спросить о том,что есть ли определение количества лишних движений после которых намаз портится?
приведу цитату брата A'masha из другой темы:
Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву с людьми, и держал девочку своей дочери Зайнаб. И когда он совершал земной поклон, то клал ее на землю, а когда вставал, брал на руки. аль-Бухари 5996, Муслим 543. См. "Фатауа уляма аль-баляд аль-харам" 162-164.

Приведу ин ша-Аллах слова шейха Ибн Усаймина по поводу движений в молитве, которые ин ша-Аллах внесут большую ясность в данную ветку. Ибн Усаймин говорил, что ученые разделили движения в молитве на пять видов: обязательные, запретные, желательные, порицаемые и дозволенные.
1 – Обязательные движения в молитве – это такие поступки, которые связанны с действительностью молитвы. Например, человек стал совершать молитву не по направлению к Каабе, пришел другой и сказал ему, что правильное направление справа, после чего тот повернулся. Это является движением, однако оно обязательно, без которого молитва не будет действительной. Также если человек увидел на своей одежде нечистоту, которую он в состоянии удалить, то он обязан это сделать, так как это связано с действительностью молитвы, и это движение является обязательным.
2 – Запрещенные движения в молитве – это те, которые нарушают молитву. Например, смех со звуком в молитве, даже если его было мало, это нарушает молитву, так как противоречит духу молитвы. Также и игра человека в молитве. Например, один молится, а другой играет в мяч, после чего и совершающий молитву начал играть мячом, это нарушает молитву, даже если этих движений было мало. Также и много лишних движений запрещено, и они нарушают молитву.
3 - Желательные движения в молитве – это то, что связано с улучшением и совершенствованием молитвы. Например, движение человека вперед в пустом месте для заполнения ряда молящихся. Это является Сунной, поскольку в этом полнота молитвы. Или то, что сделал однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда совершал ночную молитву с Ибн ‘Аббасом, который встал слева от него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял и поставил его справа от себя. Это также является движением, однако желательным, так как в этом совершенство молитвы.
4 – Порицаемые движения в молитве – это небольшие движения, не связанные с нуждой, но не по причине игры и если их не много. Например, как делают многие молящиеся, поправляющие платок или одежду в молитве, смотрят на часы и т.п. Эти небольшие движения являются порицаемыми.
5 – Дозволенные движения в молитве – это многочисленные движения при необходимости или небольшие движения при нужде. Пример движениям при необходимости: Человек совершает молитву и видит, что враг хочет его убить, и начинает убегать, не прерывая своей молитвы. Это очень много движений, однако, они не нарушают молитву, поскольку связанны с вынужденностью. Также и пример, если во время молитвы появилась змея или скорпион, и молящийся пытается убить его, в этом нет проблем, так как это является необходимостью.
Сл. “Шарх Булюгъ аль-марам” № 8.

Также к числу небольших движений в молитве, которые являются дозволенными, относятся: выключить телефон, который звонит в молитве; высморкаться в платок и положить его обратно; встать в тень и скрыться от солнца и т.п.

Каждый мусульманин должен стремиться совершать молитву максимально смиренно, и не делать никаких лишних движений, кроме как при необходимости!
http://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1607&p=23680
Ответить