Ас саляму алейкум уа рахматуЛЛахи уа баракятух!
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем :
Абу ‘Амр ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Амр ал-Ауза‘и — выдающийся правовед, один из самых авторитетных улемов Шама всех времён. Родился в 88 г. х. при жизни некоторых сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!). Ауза‘ — это название одного из племён, относящегося к группе хамданитов. Некоторые считали, что имам ал-Ауза‘и был родом из этого племени. Ал-Бухари и многие другие не разделяли этой точки зрения. Они считали, что имя ал-Ауза‘и произошло от названия небольшого поселения в окрестностях Дамаска, в котором проживал учёный. Абу Зур‘а ад-Димашки сообщил, что поначалу ал-Ауза‘и звали ‘Абд ал-‘Азизом, а потом он взял себе имя ‘Абд ар-Рахман, а его предки были родом из Синда.
Он рано потерял отца и вырос под присмотром одного из старейшин города. Когда он был подростком, судьба занесла его в Йамаму, где он познакомился с Йахйей ибн Абу Касиром. Он обучался у него некоторое время, записав приобретённые знания в тринадцать или четырнадцать книг. Впоследствии эти книги сгорели, а их копии, сделанные учениками имама, так и не были проверены им. Видя способности ал-Ауза‘и и его стремление к наукам, Йахйа ибн Абу Касир рекомендовал ему отправиться в Басру и перенять знания от ал-Хасана ал-Басри и Ибн Сирина. Когда ал-Ауза‘и прибыл туда, ал-Хасан уже скончался, а Ибн Сирин был сильно болен. Юноша навестил больного учёного, но спустя несколько дней тот умер и он не услышал от него хадисов.
Ал-Ауза‘и обучался у ‘Аты ибн Абу Рабаха, Абу Джа‘фара ал-Бакира, ‘Амра ибн Шу‘айба, Макхула, Катады, аз-Зухри и многих других учеников сподвижников. От его имени знания передавали Шу‘ба и ас-Саури, Малик ибн Анас и ‘Абдаллах ибн ал-Мубарак, Абу Исхак ал-Фазари и Исма‘ил ибн ‘Аййаш, Бакиййа ибн ал-Валид и Йахйа ал-Каттан. Ибн Шихаб аз-Зухри и Йахйа ибн Абу Касир, будучи учителями ал-Ауза‘и, пересказывали и услышанные от него хадисы. Имам ал-Ауза‘и считается первым учёным Шама, составившим богословские труды. Он зарабатывал на жизнь составлением писем и переписыванием текстов.
Авторитет ал-Ауза‘и в исламском мире очень велик. Исма‘ил ибн ‘Аййаш рассказывал:
«В 140 году я слышал, как люди называли ал-Ауза‘и [величайшим] учёным уммы того периода». ‘Абд ар-Рахман ибн Махди говорил:
«Было время, когда [настоящих] учёных было четверо: Хаммад ибн Зайд в Басре, ас-Саури в Куфе, Малик в Хиджазе и ал-Ауза‘и в Шаме».
Имам Ахмад рассказывал:
«Как-то раз Суфйан ас-Саури и ал-Ауза‘и вошли к Малику, а когда они вышли от него, он сказал: “Один из них знает больше своего товарища, но не достоин быть имамом, а другой достоин этого”». Под последним он имел в виду ал-Ауза‘и.
‘Али ибн Баккар рассказывал, что Абу Исхак ал-Фазари сказал: «Я не видел подобных ал-Ауза‘и и ас-Саури. Что касается ал-Ауза‘и, то он был человеком для всех, а ас-Саури был более замкнутым. Если бы я выбирал [имама] для этой уммы, то выбрал бы ал-Ауза‘и». ‘Али ибн Баккар добавил: «А если бы я выбирал [имама] для этой уммы, то выбрал бы Абу Исхака ал-Фазари».
Передают, что Ибн ал-Мубарак сказал:
«Если бы мне предложили выбрать [имама] для этой уммы, я выбрал бы Суфйана ас-Саури и ал-Ауза‘и. А если бы мне предложили выбрать одного из них, то я выбрал бы ал-Ауза‘и, потому что он был более мягким человеком».
Богословское наследие ал-Ауза‘и широко освещено в трудах по мусульманскому праву. В своё время взгляды учёного сложились в самостоятельный мазхаб, последователи которого были в Шаме и в Андалусии. Впоследствии мазхаб ал-Ауза‘и исчез, но его суждения и сегодня рассматриваются наряду с мнениями четырёх суннитских имамов.
Имам ал-Ауза‘и прославился не только глубокими познаниями в шариатских дисциплинах, но и любовью к поклонению. Ал-Валид ибн Мазид пересказывал его слова:
«Люди говорили: “Горе тем, кто рассуждает о религии, не усердствуя в поклонении, и тем, кто разрешает запретное, опираясь на сомнительные доводы”».
Сообщается, что ал-Ауза‘и говорил:
«Кто часто вспоминает о смерти, тому достаточно и малого, а кто знает, что его слова относятся к его деяниям, тот говорит мало». Он также говорил:
«Кто долго молится по ночам, тому Аллах облегчит стояние в день воскресения».
Абу ‘Амр ал-Ауза‘и скончался в Бейруте в сафаре 157 г. х. Наложив краску на бороду, он вошёл в баню, отапливаемую углями, а жена закрыла за ним дверь снаружи. Внезапно он стал задыхаться и попытался открыть дверь, но не сумел сделать этого. Люди нашли его тело распростёртым в направлении киблы. В ту ночь один из жителей Куфы увидел сон. Мухаммад ибн ‘Убайд ат-Танафиси рассказывал:
«Я находился рядом с Суфйаном ас-Саури, когда к нему пришёл человек и сказал: “Я видел во сне, как на западе душистый цветок взошёл [на небо]”. Суфйан сказал: “Если твой сон правдив, то умер ал-Ауза‘и”. Люди написали ему, и оказалось, что он умер в тот самый день».
На похоронах учёного собралось великое множество людей. Проводить его в последний путь вышли четыре общины Бейрута: мусульмане, христиане, иудеи и копты. Все они были свидетелями его справедливости и мудрости, беспристрастности и гуманности. Да смилуется над ним Аллах!
(Фрагмент из книги
«Сладость веры»)