Покупка ценных бумаг

Ответить
Muimin
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 22:21

Покупка ценных бумаг

Сообщение Muimin »

Асаламуалейкум Ва Рахматула Ва Баракату. Братья подскажите можно ли покупать ценные бумаги , облигации или вкладывать в них деньги.
Например-покупая одну акцию стоимостью в 1000р и зная что через год она может стоить 1500р. дозволена ли такая торговля,
есть-ли на это слова ученных.
Асаламуалейкум Ва Рахматула Ва Баракату
Umm Safiya
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 авг 2009, 20:18

Re: покупкоа ценных бумаг

Сообщение Umm Safiya »

ассалам алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху

братья, сестры, так как меня этот вопрос (о ценных бумагах, финансовых инструментах) тоже очень интересует, можно сюда добавить и заодно спросить:

можно ли считать продажу ценных бумаг разрешенной на основании данного хадиса (также из сборника аль-Бухари) ?

31. КНИГА ТОРГОВЫХ СДЕЛОК
Глава 51. ПРОДАЖА (своей доли) ОДНИМ СОВЛАДЕЛЬЦЕМ ИМУЩЕСТВА ДРУГОМУ.
973 (2213). Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, саляЛлаху алейхи уа саллям , предоставлял преимущественное право покупки любого неделимого имущества (совладельцу), однако если границы и пути были размечены, то преимущественным правом покупки (совладелец имущества воспользоваться не мог).

Ценная бумага — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

БаракяЛлаху фикум!
Lion
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:17

Re: покупкоа ценных бумаг

Сообщение Lion »

уа алейкум ссалям

Облигации или Акции?
Облигации - это ростовщичество в чистом виде.
так что, про них можно даже и не думать.
Abdulmannan
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 17:55

Re: покупкоа ценных бумаг

Сообщение Abdulmannan »

Ваалейкумуссалам ва рахматуЛлахи ва баракатух!

Сравнение облигаций и акций:
Облигация это долг - её держатель не становится совладельцем компании, выпустившей эту облигацию, как держатель акции. Он становится кредитором. (а кредиторы - это те кому без разницы сколько ты получаешь дохода или убытка, главное ты дай ему оговоренный процент).
На облигации указано точно, сколько её держатель получит по истечении срока её обращения и сколько он будет получать в течении этого срока. У акций же нет фиксированной номинальной цены, только постоянно меняющаяся рыночная, и они не гарантируют фиксированный периодический доход.
Из дохода компании проценты по облигациям выплачиваются в первую очередь. И только потом выплачиваются дивиденды по акциям - если осталось из чего выплачивать и принято такое решение. Тот же порядок выплат происходит при ликвидации (банкротстве) компании.

И так, простыми словами облигация - это бумажка, где написано, что по истечению определенного срока должник должен возвратить долг кредитору с определенными надбавками, независимо от того получил он прибыль или нет.

А Аллаху ведомо лучше!
Аватара пользователя
антивирус северный
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37

Купля-продажа акций

Сообщение антивирус северный »

Фетва № 112445:

"Религиозно-правовое заключение о вкладах (мудараба) и купле-продаже акций (мусахама)"

Вопрос:
"Каково мнение Шариата о вкладах и купле-продаже акций? Некоторые ученые считают запретными акции всех фирм.
Разъясните этот вопрос, пожалуйста".

Ответ:
"Хвала Аллаху.
Все фирмы и компании по роду их деятельности и активности можно разделить на три группы:
К первой группе относятся компании и фирмы, которые занимаются дозволенным видом деятельности. К этой группе относятся, например, транспортные и грузовые компании, фирмы по производству одежды, офисных принадлежностей, мебели, медицинских приборов, строительные компании и пр., при условии, что в своей работе они не прибегают ко лжи, мошенничеству, ростовщичеству или кредитованию, а следуют вовсех сферах деятельности заповедям Шариата.
Вклады и купля-продажа акций подобных фирм, которые называют дозволенными компаниям или чистыми, дозволены.

Ко второй группе относятся фирмы и компании, которые по существу занимаются запретной деятельностью. Примером подобных фирм служат содействующие разврату туристические агентства и гостиничный бизнес, заводы по производству алкогольной продукции, банки, занимающиеся ростовщическими операциями, коммерческие страховые компании, типографии и фирмы, распространяющие порнографическую продукцию и пр. Долевое участие в бизнесе, вклад и купля-продажа акций подобных компаний запрещены. И также запрещена реклама и продвижение подобных фирм.
В отношении правового положения фирм из первых двух групп нет никаких трудностей и сомнений. Здесь всё ясно.

Что же касается третьей группы, то это компании, которые в основе занимаются дозволенным видом деятельности, но в своей работе прибегают к некоторым запрещенным в Шариате операциям и действиям. Например, это может быть компания, занимающаяся перевозками, которая имеет вклады в банке и получает с них прибыль посредством ростовщичества, или которая для финансирования своих проектов обращается в банки для получения ростовщических кредитов или к частным лицам.
Фирмы, относящиеся к третьей группе, называются смешанными фирмами. Современные ученые придерживаются различных мнений о правовом статусе их в Шариате. Более достоверное мнение гласит, что участие в их деятельности посредством вкладов, долевого участия или покупки их акций, а также рекламы, запрещено. Так как человек, держатель акций подобных компании, становится участником их деятельности на величину, равную количеству его акций и, таким образом, становится соучастником во всех запрещенных операциях фирмы (ростовщических кредитах и пр.).

Что же касается запрета рекламы и продвижения подобных фирм, то запрет этого строится на том, что в Шариате запрещено содействовать греху и способствовать распространению запретного. Сказал Всевышний Аллах:
"Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде". (сура аль-Маида, аят 2).

Это мнение избрали верным большинство современных ученых, среди которых и члены Постоянного Комитета по выдачам фетв (Саудовская Аравия). Решение об этом было провозглашено Академией исламского фикха, подчиняющейся Организации Исламская конференция.

В Фетвах Постоянного комитета сказано:
«Покупка акций любой фирмы, которая в своей работе не прибегает к ростовщичеству и подобным запретным действиям, в основе является дозволенной (мубах). Если же компания в своей работе обращается и к запрещенным по Шариату действиям (ростовщичество и пр.), то покупать и владеть акциями этой компании запрещено.
Таким образом, если в работе акционерной компании используются ростовщические или другие запрещенные по Шариату действия, то мусульманин обязан оставить участие в ней, а прибыль, которую он получил от неё, раздать беднякам и нуждающимся"
.
Члены Постоянного комитета: шейх ‘Абдуль‘азиз Ибн Баз, шейх ‘Абдурраззак ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан, шейх Салих аль-Фаузан, шейх ‘Абдуль‘азиз Аль Шейх и шейх Бакр Абу Зейд» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 14. С. 299).

Также в фетвах Постоянного комитета сказано:
«Во-первых. Запрещено быть акционером фирмы, которая работает посредством ростовщичества (получает или дает кредиты), так как в подобном случае осуществляется помощь в совершении греха. А Всевышний Аллах сказал: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании". (сура "аль-Маида", 2).
Во-вторых: Если у кого-либо есть акции компании, которая в своей работе прибегает к ростовщичеству, то он должен продать свои акции, а прибыль, которая была получена с процентных операций, потратить на благотворительные дела".
Шейх ‘Абдуль-‘азиз Ибн Баз, шейх ‘Абдурраззак ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан и шейх ‘Абдуллах ибн Ку‘уд» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 14. С. 299-300).

Академия исламского фикха, подчиняющаяся Организации Исламская конференция (ОИК) на седьмой конференции, прошедшей в Джедде 7-12 зуль-ка‘ады 1412 года по хиджре, что соответствует 9-14 мая 1992 года, приняла решение об акциях:
«А. Основой в торговых отношениях является дозволенность, поэтому основание акционерного общества (компании), которое действует и работает в рамках Шариата, является дозволенным делом.
Б. Между учеными нет разногласий в том, что торговля акциями компании, основная деятельность которой запретна (ростовщичество, производство запрещенных изделий и продажа их), запрещена.
В. Запрещено принимать участие в деятельности акционерной компании (покупать и владеть акциями, делать вклады), которая иногда прибегает к запретным по Шариату действиям. Несмотря на то, что основная деятельность компании является соответствующей Шариату».
(Маджалляту-ль-маджма‘: № 6 (Т. 2. С. 1273), № 7 (Т. 1. С. 73), № 9 (Т. 2. С. 5).

Решение по этому поводу также было принято на 14-м форуме в 1415 году по хиджре (1995 г.) Академией исламского фикха, подчиняющейся Всемирной исламской лиге. Текст:
«1. Основой в торговых отношениях является дозволенность, поэтому основание акционерного общества (компании), которое действует и работает в рамках Шариата, является дозволенным в Шариате делом.
2. Между учеными нет разногласий в том, что покупка (владение) акциями компании, основная деятельность которой запретна (ростовщичество, производство запрещенных изделий и продажа их), запрещены.
3. Мусульманину запрещено приобретать акции компаний и банков, если они иногда в своей деятельности прибегают к ростовщическим операциям, производят или торгуют запретной продукцией.
4. Человек, который приобрел акции, не зная, что компания в своей деятельности обращается к ростовщичеству, но после узнал об этом, должен покинуть эту компанию.
Запретность подтверждается многими доказательствами из Корана и Сунны о запрете ростовщичества, а также тем, что покупка акций компании, которая прибегает к ростовщичеству, делает владельца акций соучастником компании в ростовщичестве, ведь акции – это общая часть капитала компании, а владелец акций имеет долю в активах компании. Таким образом, владелец акций получает прибыль с каждого кредита, выданного компаний, или участвует в получении каждого кредита, полученного ею, потому что компания совершает эти действия вместо владельца акций, как уполномоченная им. А уполномочивать совершать запретное не дозволено.
Да благословит Аллах и приветствует господина нашего Мухаммада, его род и всех его сподвижников. И хвала Аллаху, Господу миров».

Когда доктору Мухаммада ибн Са‘уду аль-‘Усайми, да хранит его Аллах, задали вопрос о положении покупке акций в смешанных фирмах, он ответил: "Это, по мнению большинства ученых, запрещено. Покупать акции и вкладывать капитал можно только в те компании, чья деятельность чиста".

Что же касается мнения о том, что нельзя покупать и владеть акциями компаний вообще, то это мнение неправильное, так как существуют компании, относящиеся к первому виду, которые ведут свою деятельность в рамках Шариата. Возможно, человек, который высказал это мнение, имел в виду, что таких фирм очень мало, и большинство фирм относятся ко второму и третьему виду.
А Аллаху всё ведомо лучше".
ибн Юсиф
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 27 янв 2010, 16:53
Откуда: Баку

Игра на ФОРЕКС

Сообщение ибн Юсиф »

Вопрос #106094: "Игра на ФОРЕКС".

Вопрос: "Дозволено ли совершать сделки с валютами через Интернет в системе Форекс?"

"Что вы думаете относительно tabiyeet (договор о прибыли, с отложенной сделкой)? Что вы думаете о процессе клиринга – подтверждении сделки в течении одного двух дней после завершения контракта?"

Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Дозволенно торговать валютой, если сделка совершается из рук в руки, и если в условиях сделки нет риба (ростовщичества), как например штраф за задержку сделки, который выплачивается инвестором в случае, если он не примет решение в отношении сделки в тот же день.
Мы обсуждали вопрос обмена из рук в руки в фетве под номером 72210.
В отношении штрафов за задержку в сделки и торговли с залогом, была издана фетва Исламского Консульства по Фикху, в которой сказано следующее:
Вся хвала Аллаху Единому, мир и благословение тому, после которого нет иного Пророка – нашему господину Мухаммаду и его семье и сподвижникам.
А затем:
Исламское консульство по Фикху Всемирной Мусульманской Лиги, на восемнадцатом собрании, которое прошло в Мекке с 10 по 14 /3/1427 AH (с 8 по 12 апреля 2006 ), исследовало вопрос о торговле с залогом, что подразумевает оплату покупателем лишь малой суммы от общей суммы сделки, которая называется “margin” (маржа), а остальная сумма оплачивается агентом (банком и пр.) в качестве заклада, на условии, что товар остается у агента в качестве залога за задаток.
После заслушивания исследования была проведена детальная дискуссия на эту тему, и, по мнению консульства в этой сделке присутствуют следующие моменты:
1 – Сделки по покупке и продаже ради получения прибыли, и подобные сделки обычно совершаются в основных валютах или финансовых сертификатах (акциях и облигациях) или в некоторых видах продуктов, и может включать торговлю в опционах, фьючерсах и индексах основных рынков.
2 – Заем, что относится к деньгам, которые даются агентом продавцу напрямую, если агент является банком, или через третьего человека, если агент не является банком.
3 – Риба (ростовщичество), которое проявляется в сделках в форме пений за задержку в сделке. Это сумма, которую выплачивает покупатель, если не примет решение в тот же день, и является определенным процентом от суммы всей сделки или набора сумм.
4 – Комиссия – деньги, которые получает агент в результате сделки инвестора (покупателя) совершенную, посредством него, и существует определенный процент от продажи и сделки.
5 – Заклад – соглашение подписанное покупателем, соглашающийся оставить контракт агенту в качестве заклада за заем, предоставляя ему, право продавать этот контракт и взять себе залог, если потери покупателя достигнуть определенного процента от маржи, если покупатель не увеличивает заклад компенсирующий падение цен на продукт.
Комитет уверен в том, что подобные сделки не дозволенны с точки зрения шариата по следующим причинам:
Во первых: В них содержится откровенная риба (ростовщичество), которая выражается в выплате дополнительной сумме денег, и названная как «оплата пений за задержку сделки». Это является запрещенным. Аллах сказал (перевод смысла):
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими.
Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо.» (2:278-279)
Во вторых:
Агент ставит условием совершение сделки посредством него, что приводит к тому, что выплачивается заем и получаются комиссионные, что похоже на выдачу заема и продажу в тоже время, что является запрещенным в шариате, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя выдавать заем и продавать в тоже время…». Хадис передан Абу (3/384) и Тирмизи (3/526), который сказал, что этот хадис Хасан Сахих. В этом случае, он получает прибыль от заема и фукаха единогласны в том, что каждый заем, который приносит прибыль является харамом.
В третьих: Торговля на мировых рынках содержит в себе много моментов противоречащих шариату. Среди них:
1 Торговля облигациями, что подпадает под категорию риба (ростовщичество), и является запрещенным. Об этом было сказано на шестом собрании консульства по фикху в Джидде, №60
2 Сделка с акциями компаний, без учета их деятельности. Четвертое постановление Исламкого Консульства по Фикху Всемирной Мусульманской Лиги, на четырнадцатом собрании в 1415 году, гласит о том, что запрещено покупать акции компаний, основным источником которых является запрещенное, или если в их сделках есть риба.
3 Продажа валют – обычно выполняется не из рук в руки, что противоречит шариату.
4 Сделки с опционами и фьючерсами. Постановление Исламского Консульства по Фикху в Джидде (№63) на шестом собрании, указывает на то, что по шариату подобное недопустимо, потому что объектом сделки в этих контрактах выступают деньги, услуги, финансовые облигации, которые можно обменивать. Тоже самое относится к фьючерсам и к торговле на индексах.
5 В некоторых случаях агент продает что-то, чем он не владеет, и подобная продажа является запрещенной по шариату.
В четвертых:
Подобные сделки приводят к экономическому вреду сторон, особенно покупателя (инвестор) и к экономике всего общества, так как основаны на больших заемах и рисках. При этом используется обман, введение людей в заблуждение, слухи, чрезмерное накопление товара, искусственный подъем цен, сильное и частое изменение цен, с целью быстрого заработка, получение имущества других незаконным способом.
Кроме того, что это является незаконным присвоением имущества людей, также прибавляется тот фактор, что имущество людей переходит из реальной, плодотворной экономической активности в подобного рода рискованный сектор, который не имеет экономических преимуществ, и может привести к серьезным экономическим кризисам и к большим потерям и вреду в обществе.
Консульство советует финансовым институтам следовать по дозволенным шариатом финансовым путям и не использовать риба и подобное ему, которые не имеют плохих последствий на экономику их клиентов или обещство в целом, например шариатское партнерство и т.д.
Аллах источник сил.
Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада и его семью и сподвижников.»
Majallat al-Majma’ al-Fiqh al-Islami, issue no. 22, p. 229.
Мы просим наставить Аллаха нас и вас.
Аллаху известно лучше.
Ответить