Сколько ждать жене безвести пропавшего мужа?

Ответить
imam
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 01:24

Сколько ждать жене безвести пропавшего мужа?

Сообщение imam »

بسم الله الرحمن الرحيم

Пишет Шейх АбдуЛлах ибн Абдул-Азиз аль-Джибрин [1] в своей книге «Шарх Умдат аль-фикъх»[2], комментарием на слова Ибн Къудамы аль-Макдаси аль-Ханбали (541-620 г.):

Слова Ибн Къудамы: «Женщина (жена) пропавшего (мужчины), который пропал в месте, где была опасность для его жизни» (махляка)… и нет от него никакой вести, она должна ждать 4 года, затем держать «идду» за «умершего мужа»[3].

Комментирует Шейх АбдуЛлах аль-Джибрин: «Это в соответствии в решением Умара, Усмана, Ибн Аббаса и Ибн Умара. Более предпочтительно тут, чтоб временной период ожидания для жены, определялся в соответствии с «иджтихадом» шариатского судьи, рассматривающего обстоятельства при которых пропал её муж, и положения дел происходящих вокруг этого, ситуация которая происходила на месте пропажи. Вероятно, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, учитывали (именно) это, когда давали фетву о необходимости ожидания 4 лет».

Слова Ибн Къудамы: «А если он пропал не в таких обстоятельствах, а как допустим, путешественник, торговец и т.п».

Комментирует Шейх АбдуЛлах аль-Джибрин: «Как тот, чьи обстоятельства пропажи, внешне указывают на то, что он скорее всего жив».

Слова Ибн Къудамы: «То женщина не выходит замуж, пока точно не станет известно о его смерти».

Комментирует Шейх АбдуЛлах аль-Джибрин: «Потому что она однозначно, остается его женой и это не отменяется из-за сомнений. Желательно, если есть большая вероятность его гибели, чтоб время ожидания было короче, т.к. в наше время есть большие возможности и методы для поиска и связи. В связи с этим, период ожидания должен быть короче, чем это было раньше». 3 том стр. 1448.

В другом месте этой книги, где Шейх пояснял подобное положение без вести пропавшего и правил распределения его имущества между наследниками, сказано: «Желательно, здесь указать, что если есть большая вероятность его гибели, чтоб время ожидания, для раздела его имущества между наследниками, было короче, т.к. в наше время есть большие возможности и методы для поиска и связи. Поэтому Саид ибн аль-Мусейиб[4], считал, что если мужчина пропал во время сражения, то его жена ожидает его только 1 год [5].

В виду того, что в наше время есть колоссальные возможности и способы для поиска пропавших, средств связи, мир стал подобен одной стране. Посему желательно чтоб период ожидания, в различном роде обстоятельств (пропажи) был меньше чем, это определяли (ученые) ранее. Шариатским судьям при вынесении своих решений о времени ожидания пропавшего без вести, следует обращать внимание на обстоятельства, при которых он пропал, положение в стране в то время когда он пропал и т.п.». том 2 стр. 1179.
--------------------------------------------------------------
[1] Шейх АбдаЛлах, является профессором на педагогическом факультете в Университете Короля Сауда в г. эр-Рияде. Преподает Фикъх, он ученик многих Саудовских Шейхов. От переводчика.

[2] Одобрительные рецензии к его этой книги написал уважаемый Шейх АбдуЛлах ибн Абдурахман ибн аль-Джибрин, да смилуется над ним Аллах и Муфтий КСА, Шейх Абдул-Азиз ибн АбдаЛлах Аали Щейх. От переводчика.

[3] 4 месяца и 10 дней. От переводчика.

[4] Великий Имам из табиинов, один из семи Факъихов города Медины. Мухаддис. Он встречался с Умаром ибн аль-Хаттабом, передавал хадисы от Усмана, Али , Зейда ибн Сабина, Абу Мусы, Аиши, Абу Хурейры, Ибн Абаса и др. да будет доволен ими Аллах. Ибн Умар говорил о нем: «Он один из муфтиев». Умер в Медине в 95 году. От переводчика.

[5] Приводит Ибн Абу Шейба 4\238, с хорошим иснадом. А так же Абдур-Разакъ (12326) с достоверным иснадом: «Если он пропал в ряду (в бою), она ждет 1 год, а если не в ряду, то 4 года». Это так же сказал Имам Малик, в одной из передач от него. В другой передаче передается, что он сказал: «Она должна ждать немного, столько, сколько ждут возвращения потерпевшего поражение». См. «Истизкар». Глава «Талякъ» 6\135. Наш Шейх Салих ибн аль-Усеймин, в своих комментариях к книге «Шарх аль-Мумтиъ» 9\90, высказал, что приоритетней в этом вопросе, определение промежутка времени, по мере тех обстоятельств, при которых пропал человек, и событий в той стане где он пропал. К этому же склонился наш Шейх АбдуЛлах ибн Абдурахман ибн Джибрин в своем комментарии к «Умде» на устных уроках. От автора.
NezNayKa
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 04 май 2010, 08:55

Re: Сколько ждать жене без вести пропавшего?

Сообщение NezNayKa »

Ассаламу алейкум!
В таких случаях когда муж уезжает далеко и известно что он жив, когда жена может потребовать развод?
**
Есть знакомые, сестра живет с детьми примерно 12-13 лет, муж приходит раз через 6,4 года на месяц или на неделю.
Но обязанности по обеспечении семьи не выполняет. Можетли сестра потребовать развод? Если может остаётсяли у неё махр?
imam
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 01:24

Re: Сколько ждать жене без вести пропавшего?

Сообщение imam »

Ваалейкум ассалам.
Если коротко: Известно, что если супруг отсутствует от своей супруги больше чем 6 месяцев (некоторые сподвижники указывали 4 месяца, 5 месяцев), не удовлетворяя ее сексуальные потребности. То есть два варианта:
1) Если у него есть причина на отсутствие (он зарабатывает деньги, учится, пошел на джихад фард-айн, или хадж обязательный и т.п.), то жена может потребовать через кадия (шариатского судью) его вернуться. Но, он может отказать и на нем не будет греха. Однако если женщина испытывает сложность и вред от его длительного отсутствия в сексуальном или материальном плане, то она имеет право требовать развод (как указывают Маликитские ученые). И супруг если не собирается возвращаться должен его дать. Но если женщина желает оставить свое право, и согласится так жить и ждать его, то это ее выбор.
2) Если у него нет уважительной причины оставаться и он не приезжает, то ему за это грех, и кадий должен рассмотреть положение этой женщины либо разводя их (заставляя мужа дать ей талякъ) либо расторгая брак (фасх), либо выполняя процедуру расторжения брака со стороны жены (хулъа), когда жена отдает мужу свой "махр" или что-то меньше или больше него и он разводит её.

Читайте на эту тему книгу "Кашшаф аль-къана" Имама аль-Бухути аль-Ханбали.
Подробно на арабском есть фатва у Шейха Мунаджида под номером 102311, 12179,
Халид Ибн Мурат
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 22 дек 2010, 21:58
Откуда: Уфа

Re: Сколько ждать жене безвести пропавшего мужа?

Сообщение Халид Ибн Мурат »

Ассалямуалейкум а что если после развода
женщину некому содержать и нету у неё денег и тд
Аватара пользователя
Айдар абу Суфьян
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 16:39
Откуда: aidar4ik1994@bk.ru

Re: Сколько ждать жене безвести пропавшего мужа?

Сообщение Айдар абу Суфьян »

ассалямуалейкум скажите никах недействителен если муж ушел на 4 месеца ?
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Сколько ждать жене безвести пропавшего мужа?

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа 'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Халид Ибн Мурат писал(а):женщину некому содержать и нету у неё денег и тд

Пусть выходит замуж.
Если ты имеешь в виду что муж оставил ее и ушел, то ответ брат Имам дал выше:
imam писал(а):Если коротко: Известно, что если супруг отсутствует от своей супруги больше чем 6 месяцев (некоторые сподвижники указывали 4 месяца, 5 месяцев), не удовлетворяя ее сексуальные потребности. То есть два варианта:
1) Если у него есть причина на отсутствие (он зарабатывает деньги, учится, пошел на джихад фард-айн, или хадж обязательный и т.п.), то жена может потребовать через кадия (шариатского судью) его вернуться. Но, он может отказать и на нем не будет греха. Однако если женщина испытывает сложность и вред от его длительного отсутствия в сексуальном или материальном плане, то она имеет право требовать развод (как указывают Маликитские ученые). И супруг если не собирается возвращаться должен его дать. Но если женщина желает оставить свое право, и согласится так жить и ждать его, то это ее выбор.
2) Если у него нет уважительной причины оставаться и он не приезжает, то ему за это грех, и кадий должен рассмотреть положение этой женщины либо разводя их (заставляя мужа дать ей талякъ) либо расторгая брак (фасх), либо выполняя процедуру расторжения брака со стороны жены (хулъа), когда жена отдает мужу свой "махр" или что-то меньше или больше него и он разводит её.

Читайте на эту тему книгу "Кашшаф аль-къана" Имама аль-Бухути аль-Ханбали.
Подробно на арабском есть фатва у Шейха Мунаджида под номером 102311, 12179,
Так же в нем ответ на вопрос брата:
aidar писал(а):скажите никах недействителен если муж ушел на 4 месеца ?

Уа Ллаху а'Лям.
Safiya6666
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 янв 2012, 20:09

Re: какое право имеет муж.

Сообщение Safiya6666 »

Ассаламу алайкум. С начала замужества муж уехал на заработки оставив жену с ребенком своим родственникам. Третий год он через 2 ,3 или 4 месяца приезжает на недельку домой и уезжает.ничего не заработал до сих пор. По желанию не общается с женой. Имеет он на это право? И второй вопрос должна жена иметь его разрешения на решения своих проблем?
ismat
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 00:21

Re: Сколько ждать жене безвести пропавшего мужа?

Сообщение ismat »

5] Приводит Ибн Абу Шейба 4\238, с хорошим иснадом. А так же Абдур-Разакъ (12326) с достоверным иснадом: «Если он пропал в ряду (в бою), она ждет 1 год,
вопрос а должна ли она после года выжидать еще 4 мес и 10 дней
Islam Abu AbduLLah
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 окт 2013, 14:05

Re: Сколько ждать жене безвести пропавшего мужа?

Сообщение Islam Abu AbduLLah »

Ас Саляму аляйкум, вопрос с которым реально столкнулся как опекун, искал ответы на мой вопрос и не нашел большего чем то, что приведено здесь. У моей подопечной безвести пропал муж именно в таких обстоятельствах как выше сказал ибн Кудама, прошло уже 2 с небольшим года с момента пропажи и нет от него никакой вести по воле Аллагьа, а вопрос в следующем: может ли кади или амир развести их по инициативе жены пропавшего и может ли она выйти замуж после этого и действителен ли такой развод вообще???? Очень прошу свои умозаключения от себя меня не интересуют, интересуют конкретизированые далили по данному или подобному вопросу, джазакумЛлагьу хайран всем, кто постарается ради Аллагьа найти нассы по данной теме!!!
Ответить