Пророческая этика в сфере питания - Ибн аль-Каййим

Ответить
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Пророческая этика в сфере питания - Ибн аль-Каййим

Сообщение abu abduRrazak »

Как прекрасна речь знатока Ибн аль-Каййима аль-Джаузийи, да смилуется над ним Аллах, касательно пророческого образа жизни в сфере питания.
Он пишет:
«В сфере питания, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не отвергал имеющуюся пищу и не обременял себя поиском отсутствующей. Он ел благую еду, подаваемую ему. Если какая-то пища ему не нравилась, он оставлял её, не запрещая никому. Никогда не говорил плохо о ней. Если она приходилась ему по душе, то ел. В противном случае оставлял, например, мясо шипохвоста, поскольку не привык к нему. Однако он не запретил такое мясо для своей общины, и даже смотрел, как в его присутствии ели приготовленную ящерицу.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, любил сладости и мёд. Ел мясо жертвенных животных, баранину и курятину, мясо дрофы, дозволенных диких животных и зайцев, морскую пищу и запечённую. Ел свежие финики, пил чистое молоко или с примесью, пшеничную и ячменную кашу. Пил медовую воду и финиковый напиток. Ел похлёбку из молока и муки, длинные огурцы со свежими финиками, творог, финики с хлебом, а также хлеб с уксусом, мясо, смешанное с кусочками лепёшек, хлеб с расплавленным жиром, запечённую печень.
Он ел сушёное ломтиками мясо. Любил приготовленную тыкву. Употреблял варёную пищу. Ел мясо с пшеницей и жиром, сыр, хлеб с маслом, дыню со свежими финиками. Любил сушёные финики со сливками.
Он никогда не отвергал хорошую пищу, но и не обременял себя поиском вкусной еды. Нет, он ел то, что имелось. Если же не было ничего, то терпел. Иногда в тяжёлые месяца он подвязывал к своему желудку камень из-за чувства голода, и в его доме длительное время не разжигалась печь.
Обычно большую часть его пищи клали на скатерть, расстеленную на земле или полу, которая являлась его столом. Он ел тремя пальцами и облизывал их по окончании трапезы. Таков самый скромный и благородный приём пищи. Ведь высокомерный ест одним пальцем. Алчный и жадный ест пятью пальцами без перерыва. К тому же Пророк не ел, опираясь на что-либо».
См. «Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад» Ибн аль-Каййим аль-Джаузийя, (1/37).

Абу Умар Салим аль-Газзи

ما أحسن ما كتبه الحافظ ابن قيم الجوزية رحمه الله عن هدية صلى الله عليه وسلم وسيرته في الطعام فقال:
" كان هديه وسيرته في الطعام لا يرد موجودا ولا يتكلف مفقودا فما قرب إليه شيء من الطيبات إلا أكله إلا أن تعافه نفسه فيتركه من غير تحريم وما عاب طعاما قط إن أشتهاه أكله وإلا تركه كما ترك أكل الضب لما لم يعتده ولم يحرمه على الأمة بل أكل على مائدته وهو ينظر وأكل الحلوى والعسل وكان يحبهما وأكل لحم الجزور والضأن والدجاج ولحم الحبارى ولحم الوحش والأرنب وطعام البحر وأكل الشوي وأكل الرطب والتمر وشرب اللبن خالصا ومشوبا والسويق والعسل بالماء وشرب نقيع التمر وأكل الخزيرة وهي حساء يتخذ من اللبن والدقيق وأكل القثاء بالرطب وأكل الإقط وأكل التمر بالخبز وأكل الخبز بالخل وأكل الثريد وهو الخبز باللحم وأكل الخبز بالأهالة وهي الودك وهو الشحم المذاب وأكل من الكبد المشوبة وأكل القديد وأكل الدباء المطبوخة وكان يحبها وأكل المسلوقة وأكل الثريد بالسمن وأكل الجبن وأكل الخبز بالزيت وأكل البطيخ بالرطب وأكل التمر بالزبد وكان يحبه ولم يكن يد طيبا ولا يتكلفه بل كان هديه أكل أكل ما تيسر فإن أعوزه صبر حتى أنه ليربط على بطنه الحجر من الجوع ويرى الهلال والهلال والهلال ولا يوقد في بيته نار وكان معظم مطعمه يوضع على الأرض في السفر وهي كانت مائدته وكان يأكل بأصبعه الثلاث ويلعقها إذا فرغ ، وهو أشرف ما يكون من الأكلة ، فإن المتكبر يأكل بإصبع واحد ، والجشع الحريص يأكل بالخمس ويدفع بالراحة ، وكان لا يأكل متكئاً " أنظر زاد المعد في هدي خير العباد (1/37).

Ответить