Ассаляму галейкум!
Братья, какой довод на то, что выравнивание ряда в коллективной молитве начинается от имама, т.е. имам окажется по центру ряда молящихся?
Просто один брат утверждает, что сахабы любили правый ряд и значит нужно справа всем становиться и только когда правый ряд будет заполнен до стены, должны вставать в левый ряд. Какие-то сомнительные слова.
Просто он этим других братьев чуть ли не обязывает, поэтому хотелось бы показать слова учёных с доводами, что ряд выстраивается с середины, от имама и равномерно, чтобы имам оказался по середине.
ДжазакаЛлаху хайр.
Выравнивание за имамом по центру или справа?
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:35
-
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06
Re: Выравнивание за имамом по центру или справа?
Уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху
В сборнике у Абу Дауда передаётся хадис, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют правый ряд (молящихся)». Однако шейх аль-Альбани посчитал его слабым. (см. Да’иф сунан Аби Дауд №104).
Поэтому, когда шейха аль-Альбани спросили о том, есть ли какое-то отдельное достоинство (награда) для совершающих молитву в правом ряду, он ответил:
«Мы не знаем достоверного хадиса по этому поводу. Имам аль-Мунзири в “ат-таргъиб” привёл некоторые хадисы, указывающие на достоинство (молитвы) в правом ряду, однако они не достоверные. В этом вопросе следует извлечь (законоположение из других тестов).
Я считаю, и Аллаху ведомо лучше, что если отдавать предпочтение правому ряду, то это приведёт к аннулированию левого ряда. В достоверной Сунне мы знаем хадис Джабира и Джаббара, когда Джабир присоединился к (пророку), да благословит его Аллах и приветствует, для совершения молитвы и встал справа от него, потом пришёл Джаббар и встал слева от него, тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отодвинул их построил ряд позади себя. С этого хадиса мы понимаем, что если трое человек захотят совершить молитву, один из них встаёт имамом, а другие (двое) не должны стоять вокруг него, как это пришло от Ибн Мас’уда, так было раньше, но потом всё утвердилось в соответствии с тем, на что указывает хадис Джабира и Джаббара.
С этого хадиса мы понимаем вещь, к которой халатно относятся многие молящиеся, будь это в Иордании или в Сирии. Когда кто-то заходит в мечеть и обнаруживает, что первый ряд уже заполнен, он становится там, где ему вздумается, может встать около западной стены или северной, тогда как имам стоит по центру. Потом заходит другой, присоединяется к нему и таким образом, когда завершается молитва, то позади имама во втором ряду никого нет. С хадиса Джабира и Джаббара мы понимаем, что второй ряд должен начаться так же, как и начался первый, т.е. если кто-то обнаружит первый ряд заполненным без какого-либо пространства, которое можно занять, тогда он встаёт за имамом и начинает молитву. Если присоединится второй, то встаёт справа, а если ещё кто-то придёт, то обратите внимание, он встаёт слева, и так далее, подобно военному строению: слева, справа – слева, справа, пока не заполнится ряд. А что касается того, чтобы мы отдали предпочтение правому ряду и аннулировали левый, то этого не следует нам делать, так как это противоречит хадису Джабира и Джаббара. Это с одной стороны. Так же это законоположение мы можем извлечь с другого хадиса, который передаётся в достоверном сборнике у Муслима, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Следуйте в молитве за мной, а за вами пусть следуют те, кто после вас», т.е. второй ряд следует за первым, а третий за вторым и т.д.
Значит, нет никакого предпочтения правому ряду, однако, иногда справа, а иногда слева».
Присутствующий задал шейху вопрос: «Насчёт стояния имама по центру (передаётся) хадис: «Пусть ваш имам будет стоять по центру».
Шейх: «У хадиса: «Пусть ваш имам будет стоять по центру» есть слабость в цепочке передатчиков. Он упомянут (в книге) “Да’иф сунан Аби Дауд”. Однако, это значение подтверждает тот факт, что так поступали мусульмане». (сл. Сильсилят аль-худа уа-н-нур, кассета№ 79).
В сборнике у Абу Дауда передаётся хадис, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют правый ряд (молящихся)». Однако шейх аль-Альбани посчитал его слабым. (см. Да’иф сунан Аби Дауд №104).
Поэтому, когда шейха аль-Альбани спросили о том, есть ли какое-то отдельное достоинство (награда) для совершающих молитву в правом ряду, он ответил:
«Мы не знаем достоверного хадиса по этому поводу. Имам аль-Мунзири в “ат-таргъиб” привёл некоторые хадисы, указывающие на достоинство (молитвы) в правом ряду, однако они не достоверные. В этом вопросе следует извлечь (законоположение из других тестов).
Я считаю, и Аллаху ведомо лучше, что если отдавать предпочтение правому ряду, то это приведёт к аннулированию левого ряда. В достоверной Сунне мы знаем хадис Джабира и Джаббара, когда Джабир присоединился к (пророку), да благословит его Аллах и приветствует, для совершения молитвы и встал справа от него, потом пришёл Джаббар и встал слева от него, тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отодвинул их построил ряд позади себя. С этого хадиса мы понимаем, что если трое человек захотят совершить молитву, один из них встаёт имамом, а другие (двое) не должны стоять вокруг него, как это пришло от Ибн Мас’уда, так было раньше, но потом всё утвердилось в соответствии с тем, на что указывает хадис Джабира и Джаббара.
С этого хадиса мы понимаем вещь, к которой халатно относятся многие молящиеся, будь это в Иордании или в Сирии. Когда кто-то заходит в мечеть и обнаруживает, что первый ряд уже заполнен, он становится там, где ему вздумается, может встать около западной стены или северной, тогда как имам стоит по центру. Потом заходит другой, присоединяется к нему и таким образом, когда завершается молитва, то позади имама во втором ряду никого нет. С хадиса Джабира и Джаббара мы понимаем, что второй ряд должен начаться так же, как и начался первый, т.е. если кто-то обнаружит первый ряд заполненным без какого-либо пространства, которое можно занять, тогда он встаёт за имамом и начинает молитву. Если присоединится второй, то встаёт справа, а если ещё кто-то придёт, то обратите внимание, он встаёт слева, и так далее, подобно военному строению: слева, справа – слева, справа, пока не заполнится ряд. А что касается того, чтобы мы отдали предпочтение правому ряду и аннулировали левый, то этого не следует нам делать, так как это противоречит хадису Джабира и Джаббара. Это с одной стороны. Так же это законоположение мы можем извлечь с другого хадиса, который передаётся в достоверном сборнике у Муслима, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Следуйте в молитве за мной, а за вами пусть следуют те, кто после вас», т.е. второй ряд следует за первым, а третий за вторым и т.д.
Значит, нет никакого предпочтения правому ряду, однако, иногда справа, а иногда слева».
Присутствующий задал шейху вопрос: «Насчёт стояния имама по центру (передаётся) хадис: «Пусть ваш имам будет стоять по центру».
Шейх: «У хадиса: «Пусть ваш имам будет стоять по центру» есть слабость в цепочке передатчиков. Он упомянут (в книге) “Да’иф сунан Аби Дауд”. Однако, это значение подтверждает тот факт, что так поступали мусульмане». (сл. Сильсилят аль-худа уа-н-нур, кассета№ 79).
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:35
Re: Выравнивание за имамом по центру или справа?
ДжазакаЛлаху хайр, брат. Такой быстрый ответ, ма шаа Аллах
- Sulayman Abu Salih
- Сообщения: 468
- Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19
Re: Выравнивание за имамом по центру или справа?
Не знаю как это должно влиять на выстраивание ряда, но сахабы действительно любили находиться в ряду справа.Abu ad-Darda писал(а): ↑05 дек 2020, 16:48 Просто один брат утверждает, что сахабы любили правый ряд и значит нужно справа всем становиться и только когда правый ряд будет заполнен до стены, должны вставать в левый ряд. Какие-то сомнительные слова.
Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: “Когда мы совершали молитву позади посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то предпочитали находиться справа от него, чтобы после молитвы он поворачивался сначала к нам. И я слышал, как он говорил: «Господь мой, упаси меня от наказания Твоего в тот День, когда Ты воскресишь (или: соберешь) рабов Своих!»” Муслим 709.
/Рабби, къини ‘азабак яума таб’асу (таджма’у) ‘ибадак/.
И хадисов с таким смыслом не один.
-
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06
Re: Выравнивание за имамом по центру или справа?
Уа анта фа-джазакаЛлаху хайран!
Нужно отметить, что в этом вопросе существует разногласие.
Да, хадис о том, что Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют молящихся, которые стоят в ряду с права - не является достоверным, хотя есть учёные, которые считали его достоверным, как Ибн Баз и Абдуль Карим аль-Худейр.
Однако, есть другой хадис, в котором аль-Бара ибн 'Азиб говорит: "Если мы совершали молитву за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то любили находиться справа от него, (чтобы) он поворачивался к нам лицом". (Муслим 709).
Это можно понимать так, что это было предпочтением сподвижников а не установлением законоположения посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А можно понимать и так, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видя как его сподвижники предпочитают находиться справа от него не высказал порицание и в этом указание на его согласия.
Так же передаются некоторые асары, например, 'Абду-Ллах ибн 'Амр говорил: "Лучшее (место) в мечети - это место, где находится имам, а потом правый ряд". (Мусаннаф Ибн Аби Шейбы, 3453). Поэтому имам Ибн Хузейма назвал одну из своих глав: "Глава о желательности стояния молящегося в правом ряду".
Но из саляфов есть и те, кто говорил, что нет никакого достоинство правого ряда, как имам Малик. (см. Фатх аль-Бари ибн Раджаба, 4\272). И из современников, как было приведено выше, шейх аль-Альбани.
Из саляфов так же есть и те, кто совершал молитву слева от имама, как сподвижник Анас ибн Малик, и такие табиины как Ибн Сирин и Хасан аль-Басри. (см. Шарх Сахих аль-Бухари Ибн Батталя, 2/96).
Как бы ни было брат, даже если сказать, что правая сторона ряда имеет отдельное достоинство, то основа заключается в том, чтобы имам находился по центру. Говорит Ибн Къудама: "Является желательным, чтобы имам стоял по центру впереди ряда" (см. аль-Мугъни, 2\27).
То же самое говорит и ан-Науауи. (см. аль-Маджму', 4/192).
И поэтому, даже если сказать, что правая сторона имеет определённое достоинство, то учёные это понимают так, что нет проблем в том, чтобы правый ряд был чуть больше чем левый. И разве есть кто-то из имамов, кто-бы сказал, что нужно начинать выстраиваться с права пока ряд не заполнится? Представь такую картину брат: имам делает такбир, приходят люди и начинают выстраиваться в ряд, только не справа и слева, а только с правой стороны мечети. Разве кто-то из имамов говорил подобное?! Пусть он покажет, кто такое говорил.
Ведь те учёные, которые подтверждали достоинство правого ряда, так не понимали этот вопрос.
Говорит шейх Ибн Усаймин: "Если правая и левая стороны ряда одинаковые (по кол-ву), то становиться в правый ряд лучше. Если в правом ряду пять человек, в левом ряду тоже пять, и зашёл 11-ый, то мы ему скажем, чтобы становился в правый ряд, так как правая стороны лучше в случае равномерности. А если же есть расстояние, то нет сомнений, что левая сторона, которая ближе, лучше чем правая, которая дальше". (см. аль-Мумти' 33/10).
Так же говорит шейх 'Абдуль Карим аль-Худейр: "Если зашедший (в мечеть) увидел, что ряд не заполнился с обеих сторон, то лучше встать справа если на левой стороне нет явного пробела, в противном случае, вставать за имамом является основой. Однако будет лучше стараться совершать молитву в первом ряду и с правой стороны ряда, так как в отношении этого имеются (шариатские) тексты".
https://shkhudheir.com/fatawa/798602735