Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Ibn Rajab писал(а):А ты хочешь сказать, что в старые времена в больших городах (типа Багдад и т.п. которые и называются амсар), где была обычно одна мечеть для джума (как об этом говорят факыхи) туда обязаны были приходить только жители которые слышали азан, т.е. жили не очень далеко от него?
Именно так и хочу сказать брат, потому что на это указывают хадисы, связавшие обязательность джуму'а со слышанием азана. Ну а если ты обязываешь людей, проживающих от мечети на десятки км., все равно являться туда, то предоставь довод. Единственно, как я понял твой довод - это понимание ранних имамов и иджма'. Но беда в том, что нет в этом вопросе иджма'а, и саляфы разногласили в этом вопросе, и ты ин ша-Аллах убедишься сейчас в этом сам, если пожелает Аллах.
Ibn Rajab писал(а):Ахи то, что ты сказал здесь это не способ в диспуте о знании. Я могу много таких ильзамов придумать для тебя, например: Ты хочешь сказать, что один или два поздних ученых не могут ошибиться и неправильно понять хадис или сказать ошибочное мнение. Такие вещи приводят слепые мукаллиды ученых в ответ на доводы и слова саляфов.
Это никакой не ильзам, а уместное замечание я думаю. Я не говорил, что современные ученые не могут ошибиться, однако с твоих слов понимается так, что эти современные ученые (будь даже в лице шейха аль-Альбани и Ибн База) говорят отсебятину и у них нет саляфов в этом мнении.
Почитай свое предложение:
Такое понимание этого хадиса противоречит пониманию ранних ученых и имамов, так как они обязывали приходить на пятничную молитву всех жителей города
Тем более после всего ты вновь завершаешь:
Советую всем братьям в первую очередь возвращаться к словам ранних ученых и имамов в любых вопросах, говорю это не умаляя достоинства поздних и современных из них.
Не знаю, мне показались в данном контексте эти слова грубыми.
Ibn Rajab писал(а):Брат приводил только слова шейха Альбани и Ибн База, причем слова второго не совсем ясно о каком случае говорились
Брат, Абу Марьям скинул тебе ясное и четкое другое фатуа шейха Ибн База, который связал обязательность со слышанием призыва на джуму'а и сказал, что проживающим на расстоянии 35 км не обязательно являться, но если сделают это, то будет хорошо и заработают награду у Аллаха.
Неужели ты не читал его ссылку?
Спросили шейха Ибн База: «Является ли обязательным совершение пятничной молитвы, если мы находимся от мечети на расстоянии 35 км., но у нас есть машина?»
Шейх ответил:
“Это место далекое, вы не обязаны этим, но если вытерпите трудность и поедете на джуму’а, то заслужите награду. Это далекое место, в котором не слышно призыва, даже если бы призыв был при помощи микрофона. Даже при его помощи не услышали бы. Однако суть (обязательности джуму’а) в призыве обычном голосом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв и не явился на него, то нет у него молитвы, если только у него не было причины». Поэтому если человек слышит призыв в месте, где азан дается обычным голосом без микрофона, когда утихли голоса и нет препятствий, то он обязан пойти в мечеть. А если он далеко и не слышит азан, даже если и нет микрофонов, то он не обязан идти по причине дальности. Но если, несмотря на трудность передвижения на верховом животном или машине он явится, то это будет лучше”.
Сл. “Фатауа нурун аля ад-дарб”.
http://www.binbaz.org.sa/mat/16360
Я думаю фатуа шейха Ибн База настолько ясное, что не нуждается в бессмысленном тауиле. Ясно каждому, что тут шейх причиной (илля) делает не "нахождение за пределами города", а "не слышание азана и дальность от мечети".
Ibn Rajab писал(а):Как раз хадис имеет смысл и он ясен в понимании ранних ученых, и смысл хадиса следующий: тот, кто живет за городом, но слышит азан, обязан идти на джума', а тот кто не слышит не обязан.
К сожалению, это понимание не однозначно.
Дело в том, что общие высказывания некоторых саляфов из числа таби'инов и тех, кто был после них ты пытаешься склонить к пониманию имамов, которые считали обязательным джуму'а для всех жителей города, местности, даже если они не слышат азана.
‘Усман ибн Мухаммад передал, что он послал к Са’иду ибн аль-Мусайябу спросить его: «Для кого является обязательным джуму’а?» Он ответил:
“Для того, кто слышит азан”.
‘Абдур-Раззакъ 3/163.
Дауд ибн Къайс рассказывал, что слышал, как ‘Амра ибн Шу’айба спросили: «С какого места следует являться на джуму’а?» Он ответил:
“С расстояния донесения голоса (азана)”.
‘Абдур-Раззакъ 3/162.
Скажи мне брат, почему кто-то должен слова этих имамов, высказанных обобщенно конкретизировать?! На основании чего?! Если бы они на самом деле считали, что для жителей города уаджиб джуму'а независимо от слышимости азана, то обязаны были бы сразу же разъяснить это положение, а не оставлять вот так обобщенно свои слова, которые могли бы стать причиной неправильного понимания.
Это асары от начала, до конца, не вырванные из контекста и т.п.
Также и мнение Ахмада, что ты привел, оно не однозначно. Если имам Ибн Къудама, живший после него спустя 200 лет приводит его мнение, что для жителей города джуму'а уаджиб, даже если они не слышат азан, то его сын ‘Абдуллах передает иное мнение: Сказал ‘Абдуллах, сын имама Ахмада:
«Я спросил своего отца: "Для кого обязательна пятничная молитва?"» Он ответил: “Для того, до кого доходит голос (азан)”. И сказал: “А азан доходит на расстоянии фарсаха (три мили)”.
См. “аль-Масаиль” 434.
Более того, тот же хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, к труду которого ты посоветовал мне вернуться, приводит перед теми словами имама аш-Шафии, которые процитировал ты, такое:
“Сказали Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ (Ибн Рахауайх): “Не обязательна джуму’а кроме как для того, кто слышит призыв, будь он в городе или за его пределами”.
См. “ат-Тамхид” 10/238.
А ко всему, у того же аш-Шафи'и, как я до этого и говорил ссылаясь на ат-Тирмизи, есть иное мнение:
“Если люди в городе, жители которой собираются для джуму'а, то она становится обязательной для тех, кто слышит призыв из числа живущих там или находящихся близко к ним”.
См. “аль-Умм” 2/381.
И о том, что у него было два мнения - это не мой вывод или иджтихад, а слова признанного имама своего времени - Ибн аль-Мунзира, которые я с дозволения Аллаха процитирую ниже.
Далее, имам аль-Къуртуби в толковании аята:
«Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (аль-Джуму’а 62: 9), сказал:
“Эти слова Всевышнего Аллаха конкретизируют обязанностью посещения джуму’а тем, кто находится по близости и слышит призыв. А что касается того, чей дом находится далеко и не слышит азана, то к нему не относится это обращение (в аяте). И было разногласие относительно того, кто должен являться на пятничную молитву из числа близ находящихся и далеких. Ибн Умар, Абу Хурайра и Анас говорили, что джуму’а обязательна для того, кто находится в городе на расстоянии шести миль. Раби’а сказал: «Четыре мили». Малик и аль-Лейс сказали: «Три мили». Сказал аш-Шафи’и: «Следует брать в расчет слышание азана»”.
См. “Тафсир аль-Къуртуби” 20/470.
Обращай внимание на подчеркнутые слова брат. В частности на мнение о расстоянии шести милей внутри города и обязанность для того, чей дом рядом и кто слышит азан.
Имам Ибн ‘Атыйя сказал в своем тафсире:
“Разошлись ученые в отношении расстояния, при котором посещение джуму’а будет обязательным. Малик сказал: «Это три мили». Сказал Къады Абу Мухаммад (т.е. сам Ибн ‘Атыйя): Т.е. от дома до места азана. Другая группа сказала: «От дома идущего до границ города, в котором есть призыв (к джуму’а)». Сказали ханафиты: «Обязаны все жители города устремляться к призыву из тех, кто слышит азан или не слышит, даже если расстояние выше трех миль»”.
См. “аль-Мухарра аль-уаджиз” 5/308.
В первом случае речь идет о том, чей дом внутри города, второе мнение говорит о том, чей дом за границами города, а третье мнение как раз то, на что ты пытаешься притянуть иджма'. Будь на это иджма', он не приписал бы это мнение лишь ханафитам.
Имам Ибн ‘Адиль аль-Ханбали в своем тафсире:
“Обязательность устремления на пятничную молитву связана с находящимся по близости и слышащим азан. А что касается того, кто находится далеко и не слышит призыв, то нет на нем обязанности отправляться на джуму’а”. После чего он упомянул различные мнения саляфов, среди которых:
“Ибн ‘Амар, Абу Хурайра и Анас говорили: «Джуму’а обязательна для того, кто находится в городе на расстоянии шести миль… Также сообщается от Раби’а, что джуму’а обязательна для того, кто услышав азан и выйдя из дома пешком, застанет молитву”.
См. “аль-Любаб фи ‘улюм аль-Китаб” 19/87.
Ты сможешь брат сделать такой тауиль, что удастся склонить мнение Раби'а о том, кто живет за пределами города?
Сейчас не о том, что его мнение слабое или сильное, а о том, что никакого иджма'а нет в этом вопросе.
Имам Ибн Джузий сказал:
“Ученые разошлись в отношении места, при котором будет обязательно пойти на джуму’а. Было сказано: «Три мили», и это мнение Малика. Было сказано: «Шесть миль». Было сказано: «Обязательно для всех, кто внутри города». Было сказано: «Для тех, кто слышит азан». Было сказано: «Для того, кто успеет вернуться к семье ночью»”.
См. “ат-Тасхиль” 2/446.
Обрати также внимание на слова этого имама, тут он вообще не конкретизирует, речь идет о расстоянии внутри города или же нет. Поэтому перечисляя расстояния упоминает мнением третьей группы обязательность для всех жителей города, тогда как естественно остальные не на этом мнении, по этой причине и выдвинули различные расстояния для обязательности джуму'а.
А вот слова имама, о котором я говорил вначале: Слова имама, не нуждающегося в представлении – Ибн аль-Мунзира, который был специалистом в вопросах иджма’а и разногласий саляфов. Так, он назвал в своей книге "аль-Аусат" главу следующим образом:
"Упоминание того, кому является обязательным посещать джуму’а из числа жителей города", после чего сказал:
“Обладатели знания разногласили в вопросе того, кому является обязательным посещать джуму’а из числа жителей города и тех, кто за пределами города, кто слышит азан и тех, кто не слышит его”, после чего привел семь мнений саляфов, среди которых:
“Группа ученых сказала, что не уаджиб джуму’а, кроме как если человек слышал азан. Это мнение передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Са’ид ибн аль-Мусайяба, и это говорил Ахмад и Исхакъ”.
Обрати внимание на его понимания их слов, он не связал их мнение с теми, кто живет за пределами города. После этого он привел те же слова аш-Шафи’и, которые упоминал ты, и сказал:
“Но он так же говорил, когда был в Ираке: «Джуму’а обязательна для того, кто слышит призыв, когда его дом расположен так, что он слышит азан»”.
Неужто и тут можно предположить удивительным образом, что речь идет о том, кто живет за пределами города?
Затем он в седьмом мнении сказал:
“Передается, что Раби’а сказал: «Джуму’а обязательна для того, кто услышав азан и выйдя из дома пешком, застанет молитву»”.
См. “аль-Аусат” 34-37.
То же самое имам Ибн аль-Мунзир говорил и в другой своей книге «аль-Ишраф» 2/90.
Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал:
“Ибн аль-‘Араби сказал: «Обязательность (джуму’а) для того, кто слышит призыв, это мнение аш-Шафи’и». И сказал: «Связывание устремления к ней с слышанием призыва снимает обязанность с того, кто находится в большом городе, не слыша азана»”.
См. “Умдатуль-Къари” 6/286.
Более того, даже мнение ханафитов о том, что джуму’а обязательной для всех жителей города, независимо от того, слышат они азан или нет, не является однозначным. Этот же известный ханафитский имам - Бадруддин аль-‘Айни сказал, передавая мнение своего мазхаба по данному вопросу:
“Абу Юсуф сказал: «Она обязательна для всех жителей местности, включая границы города, поскольку они жители одного города». Мухаммад (ибн Хасан аш-Шайбани) поставил следующее условие: «Слышать призыв для того, чтобы она была обязательной для них (т.е. жителей одного города). И тот, кто слышит азан на джуму’а, тому она становится обязательной». И это то, о чем говорили аш-Шафи’и и Ахмад”.
См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 6/376.
Все упомянутое дает еще один повод понять, что не каждый заявленный иджма', является таковым на самом деле.
И теперь без колебания можно понять, почему имам аш-Шаукани усомнился в так называемом иджма'е, и сказал после хадиса:
«Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв»:
“Внешне он указывает на то, что джуму'а не является обязательной для того, кто не слышит призыв к ней, не зависимо от того, в городе он пребывает, в котором совершают молитву джуму'а, или же за пределами города”.
Говоря о том, что для путника джуму’а не является обязательным, в качестве причины шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал:
“Зачастую путник не слышит призыва на джуму'а, а сообщается, что джуму’а обязательна для того, кто слышит призыв, как сказано об этом в хадисе Ибн ‘Амра, приводимого Абу Даудом”.
См. “ар-Раудату-ннадия” 1/362.
Кстати, в многих версиях хадисов, устрашающих тех, кто пренебрегает пятничной молитвой, также идет конкретизация на слышание азана:
От ‘Абдуллаха ибн Аби Ауфа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, его сердце будет запечатано и оно станет сердцем лицемера!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-‘Иракъи и хафиз Ибн аль-Муляккъин подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 4/588, “Найлюль-аутар” 6/221.
От Яхьи ибн Ас’ада ибн Зурары аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, будет записан из числа лицемеров!» Абу Я’ля 7167. Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Раджаб подтвердили достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 5/458.
От Ка’ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Либо люди, которые слышат призыв (азан) в пятничный день и не идут на молитву прекратят, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/194, “Сахих ат-таргъиб” 730.
Все упомянутое ни в коем случае не делается для того, чтобы мусульмане проявляли халатность в выполнении важнейшего обряда Ислама, как пятничная молитва! И кто не имеет причины не являться на пятничную молитву, пусть идет на нее, ведь во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) на джуму'а люди приходили с окраин городов и далеких мест. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
“По пятницам люди постоянно приходили на молитву из своих жилищ, а также из ‘ауали (предместья Медины). Они добирались до мечети по пыли, покрывавшей их вместе с потом, и пот выступал на них. Один из них пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он находился у меня, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы только вы купались в этот ваш день!»” аль-Бухари 902.
В завершении, хочу процитировать слова шейха - мухаддиса Мухаммада ибн Али ибн Адама аль-Асьюби, который приведя множество мнений ученых относительно расстояния, на котором становится пятничная молитва обязательной, заключил:
“То, что мне видится сильным мнением – это мнение, что джумуа становится обязательной для того, кто слышит призыв или в состоянии услышать его по причине того, что он внутри города. И на это указывает общие слова Всевышнего Аллаха: «Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (аль-Джуму’а 62: 9). Также и хадис от Абу Хурайры, который приводят Муслим и др., в котором сказано: «Пришел однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) слепой и сказал: «О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который водил бы меня к мечети», прося тем самым разрешение молиться дома. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил ему, но когда тот стал уходить, он обратился к нему и спросил: «А ты слышишь призыв к молитве?» Тот ответил: «Да». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда отвечай на этот призыв!» Такой же хадис передает и Абу Дауд от Ибн Умм Мактума с хорошим иснадом. Сказал хафиз аль-‘Иракъи: «Если это было сказано про общие коллективные молитвы, то конкретизировать это пятничной молитвой можно тем более». Что же касается того, кто не слышит призыв из-за большого расстояния или потому что он находится за пределами города, то нет на них обязанности являться на джумуа, потому что они не слышат азана. Напротив, им обязательно совершать пятничную молитву у себя, потому что они из тех, кому является обязательным совершение пятничной молитвы”.
См. “Шарх Сунан Насаи” 16/65
Ibn Rajab писал(а):Пусть Аллах сделает наши намерения искренними в поиске и следовании истине и пути саляфов!
Амин!