3. Выделение аль-мази (предсемя)[52]:
В арабском языке слово аль-мази имеет два варианта произношения: «аль-мази», представляющее собой наиболее распространенную версию, и «аль-мазью», в большей степени соответствующее литературному стилю.
Аль-мази – это прозрачная и липкая жидкость, которая выделяется из полового органа мужчины во время интимных ласк, представлении полового акта или его вожделения. Нередко бывает так, что мужчина может не почувствовать момент выделения аль-мази.
Является ли аль-мази нечистотой (наджаса)?
Аль-мази является ритуальной скверной (наджис), в соответствии с хадисами, содержащих в себе веление мыть половой орган после ее выделения. В некоторых версиях этих хадисов упоминается слово «индахха», которое означает веление побрызгать водой на половой орган в случае выделения аль-мази. Однако стоит отметить, что иногда данное слово несет в себе смысл мытья, и это как раз тот самый случай, ибо при таком его понимании объединяются указания всех доказательств по данной теме.
Так в предании от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал:
«Бывает, я обнаруживаю, что из меня выделилось нечто похожее на маленькую бусинку. Если кто-либо из вас обнаружит то же самое, пусть помоет свой половой орган». (Малик в «аль-Муватта»/85).
То же самое передается и от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах. Джундуб рассказывал:
«Однажды я спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара о выделениях аль-мази, на что он сказал: «Если обнаружишь их, то помой свой половой орган и соверши омовение подобное тому, которое совершаешь для молитвы». (Малик в «аль-Муватта»/86).
О совершении малого омовения после выделения аль-мази:
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Я был мужчиной, страдающим частыми выделениями аль-мази, однако я стеснялся спросить о них посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из-за того, что был женат на его дочери. Потому я велел сделать это аль-Микдаду и он спросил об этом, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если кто-либо из вас обнаружит их у себя, пусть помоет свой половой орган и совершит омовение, подобное тому, которое совершает для молитвы». (аль-Бухари/269; Муслим/303).
Сообщается, что однажды ‘Умара спросили об аль-мази и он сказал:
«Это капли и после их выделения необходимо совершать омовение». (‘Абдур-Раззак/607; Ибн аль-Мунзир 1/135. Предание достоверное /сахих/). Согласно другому изложению этого предания сообщается, что он сказал:
«Бывает, что из каждого из нас выделяется нечто похожее на жемчужинку. Когда кто-либо из вас обнаружит это у себя, пусть помоет свой половой орган и совершит омовение». (‘Абдур-Раззак/605; Малик 1/41. Предание достоверное /сахих/).
Сообщается, что однажды ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, спросили об аль-мази и он сказал:
«Это капли и после их выделения необходимо совершать омовение». (‘Абдур-Раззак/607. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Касаемо спермы (аль-мани), выделений предсемени (аль-мази), и выделений простаты (аль-уади): после выхода спермы необходимо совершить полное омовение (гусль),
а после выделений аль-мази и аль-уади – малое (аль-вуду), т.е. человеку следует помыть головку своего члена и совершить малое омовение». (‘Абдур-Раззак/610. Сообщение достоверное /сахих/).
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«У каждого самца бывают выделения. Ими могут быть аль-мази (предсемя), аль-уади (выделения простаты) и аль-мани (сперма). Что касается аль-мази, то оно выделяется, когда мужчина предается забавам со своей женщиной и на его половом органе появляется некая смазка - в этом случае ему следует помыть свой половой член и яички, и совершить омовение. Что касается аль-уади, то оно выделяется после того, как человек помочился – в этом случае ему тоже следует помыть свой половой член и яички, совершить омовение и не купаться полностью. Что касается аль-мани, то это более серьезная жидкость, из-за нее мужчина испытывает похоть и после ее выделения необходимо совершить полное омовение (гусль)». (Ахмад 4/382; Ибн Абу Шейба; Ибн аль-Мунзир 1/136. Сообщение достоверное /сахих/).
Мнение о том, что выделения аль-мази нарушают омовение принадлежит Малику и факихам Медины, аль-Ауза’и и факихам Шама, Суфьяну ас-Саури и факихам Ирака, а также аш-Шафи’и и Ахмаду вместе с их соратниками.
Ибн аль-Мунзир сказал:
«Мне не известно, чтобы относительно обязательности омовения после выделений аль-мази между обладателями знания было какое-нибудь разногласие».
Также Ибн аль-Мунзир сказал:
«Что касается аль-уади, то это жидкость, которая выделяется из полового органа спустя некоторое время после мочеиспускания, а поскольку после мочеиспускания обязательно совершать малое омовение, то и после выделения аль-уади не вменяется в обязанность ничего кроме малого омовения».
Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Если кто-либо из вас обнаружит их у себя, пусть помоет свой половой орган и совершит омовение, подобное тому, которое совершает для молитвы» указывают на то, что после выделений аль-мази совершать полное омовение (гусль) не обязательно, что является единогласным мнением всех ученых, как писал об этом Хафиз ибн Хаджар.
(См. «Фатх аль-Бари» 1/452).
О сбрызгивании водой одежды, на которую попали выделения аль-мази:
Допустимость и достаточность этого подтверждается хадисом Сахля ибн Хунейфа. Так, Сахль ибн Хунейф, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Раньше выделения аль-мази доставляли мне много хлопот и сложностей и я по многу раз совершал полное омовение после них. Я рассказал об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросив его о том, как мне следует поступать, и он сказал: «Тебе достаточно совершать лишь малое омовение». Тогда я спросил: «О посланник Аллаха, а как быть с моей одеждой, на которую попадает какая-то часть выделений?», на что он ответил: «Достаточно тебе набрать пригоршню воды и сбрызнуть ей то место на своей одежде, на которое она попала». (Хадис хороший /хасан/. См. «Сахих Абу Дауд»/195).
По всей видимости, данное положение следует расценивать как своего рода облегчение для молодежи.
Следует ли мыть весь половой орган после выделений аль-мази или достаточно помыть лишь ту его часть, которая была запачкана ими?
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Касаемо спермы (аль-мани), выделений предсемени (аль-мази), и выделений простаты (аль-уади): после выхода спермы необходимо совершить полное омовение (гусль),
а после выделений аль-мази и аль-уади – малое (аль-вуду), т.е. человеку следует помыть головку своего члена и совершить малое омовение». (‘Абдур-Раззак/610. Сообщение достоверное /сахих/).
Наиболее верным представляется мнение о том, что обязательно мыть лишь ту часть полового органа, которая была испачкана выделениями, а что касается его мытья полностью, то оно является желательным. Такое объяснение удовлетворяет всем доказательствам в данной теме, при котором веление мыть половой орган, без какой-либо конкретизации, следует воспринимать как прием речи, когда под чем-то целым подразумевается его конкретная часть
[53].
Следует ли вместе с половым членом мыть мошонку или можно ограничиться мытьем его одного?
В передаче хадиса Абу Дауда о том как ‘Али, да будет доволен им Аллах, поручил аль-Микдаду ибн аль-Асуаду задать вопрос о выделениях аль-мази, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«…пусть вымоет свой половой член и яички». (Абу Дауд/208. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/203).
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Са’д аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Как-то раз я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, после чего обязательно совершать полное омовение (гусль), а также о жидкости, которая выделяется после выхода семени. И он сказал мне: «Эта жидкость называется аль-мази и она выделяется у каждого самца. После ее выделения тебе следует помыть свой половой орган и яички, а также совершить омовение подобное тому, которые ты совершаешь для молитвы». (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих Абу Дауд»/206).
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«У каждого самца бывают выделения. Ими могут быть аль-мази (предсемя), аль-уади (выделения простаты) и аль-мани (сперма). Что касается аль-мази, то оно выделяется, когда мужчина предается забавам со своей женщиной и на его половом органе появляется некая смазка - в этом случае ему следует помыть свой половой член и яички, и совершить омовение. Что касается аль-уади, то оно выделяется после того, как человек помочился – в этом случае ему тоже следует помыть свой половой член и яички, совершить омовение и не купаться полностью. Что касается аль-мани, то это более серьезная жидкость, из-за нее мужчина испытывает похоть и после ее выделения необходимо совершить полное омовение (гусль)». (Ахмад 4/382; Ибн Абу Шейба; Ибн аль-Мунзир 1/136. Сообщение достоверное /сахих/).
Законоположения, связанные с выделениями аль-мази касаются персонально мужчин ил же распространяются также и на женщин?
Следует знать, что выделения аль-мази у женщин случаются гораздо чаще и обильнее, чем у мужчин, причиной чему является их сильная восприимчивость и чувствительность к внешним раздражителям. А поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Женщины - никто иные, как родные сестры мужчин». (Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих аль-Джами’»/2333) и религиозные положения, касающиеся мужчин, в равной степени касаются и их, то и данный вопрос не является исключением из этого правила.
Каково правовое суждение относительно каждодневных женских выделений (рутуба) из влагалища?
Наиболее очевидным и явным представляется мнение о том, что данные выделения являются ритуально чистыми, поскольку относятся к категории вещей и явлений, о которых Аллах умолчал, проявив к людям Свою снисходительность. Исключения в данном случае составляют лишь те вагинальные выделения, которые выделяются во время полового акта - смывать их обязательно в соответствии с хадисом Убайя ибн Ка’ба, да будет доволен им Аллах, сказавшего:
«О посланник Аллаха, как быть мужчине, который совокуплялся со своей женщиной, но не изверг при этом семя»? На что он ответил:
«Ему следует вымыть места, соприкасавшиеся с влагалищем женщины, и совершить омовение, после чего он может молиться».
(аль-Бухари/293).
Правовое суждение о выделениях предсемени (аль-мази) идентично суждению о выделениях простаты (аль-уади):
Ибн аль-Мунзир сказал:
«Что касается аль-уади, то это жидкость, которая выделяется из полового органа спустя некоторое время после мочеиспускания, а поскольку после мочеиспускания обязательно совершать малое омовение, то и после выделения аль-уади не вменяется в обязанность ничего кроме малого омовения».
Люди, страдающие самопроизвольным и не прекращающимся выделением аль-мази, приравниваются к тем, кто страдает недержанием мочи, а также хроническими маточными кровотечениями (истихада)[53]:
Обильные и частые выделения аль-мази в здоровом организме являются результатом полового возбуждения. Если же эти выделения происходят самопроизвольно и не прекращаются, то это свидетельствует о каком-то отклонении и болезни, а значит, упомянутая аналогия справедлива и верна.
(См. «Фатх аль-Бари» 1/452).
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил:
«Иногда, совершая молитву, я чувствую, как аль-мази скатывается по моему бедру, однако я не придаю этому значения». (‘Абдур-Раззак/613. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Иногда, стоя на минбаре, я чувствую, как аль-мази скатывается по моему бедру, однако я не придаю этому значения». (‘Абдур-Раззак/615. Иснад сообщения достоверный /сахих/).