№3 - ЧТЕНИЕ СУРЫ "АЛЬ-ФАТИХА"
Третий столп намаза - это чтение суры "аль-Фатиха". Читать суру "аль-Фатиха" необходимо в каждом намазе, в каждом рака’ате. Если молящийся не прочитал суру "аль-Фатиха", то его намаз будет недействительным. Потому что, это рукн!
Исключением является тот случай, если он присоединился к имаму, когда имам уже находился в состоянии поясного поклона. В этом случае, обязанность чтения суры "аль-Фатиха" с человека снимается. И этот рака’ат засчитывается этому человеку - считается, что он успел к рака’ату.
Что касается намазов, которые читаются про себя (
то есть, не вслух) - то здесь чтение суры "аль-Фатиха" требуется и от имама, и от того, кто молится за этим имамом. И тот, кто не прочитает суру "аль-Фатиха" в таком намазе, где Коран читается про себя, будь-то имам, или тот, кто молится за имамом - намаз того будет недействительным.
Потому что, Пророк
ﷺ сказал: "
Нет намаза у того, кто не прочитал суру "Открывающая Книгу"!".
Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Что касается того, читать суру "аль-Фатиха" или не читать ее молящемуся за имамом, в то время, когда имам читает вслух (
например, первые два рака’ата в намазе магриб, или в намазе ‘иша, или намаз фаджр) - здесь есть разные мнения среди ученых. В этом вопросе есть разногласие.
Шейх ‘Усаймин, шейх Ибн Баз и другие ученые считают, что лучше и безопаснее, если человек прочитает суру "аль-Фатиха". Особенно, если имам еще оставляет паузу для этого.
Вообще же, оставление паузы между чтением суры "аль-Фатиха" и сурой после нее, как делают некоторые имамы (
то есть, они прочитывают суру "аль-Фатиха" и оставляют долгую паузу до чтения другой суры) - это не подтверждается доводом из Сунны. Это не соответствует Сунне. И неправильно оставлять такой длинный промежуток времени.
Но в любом случае, лучше, если молящийся за имамом, прочитает суру "аль-Фатиха", чтобы отдалиться от всяких разногласий в этом вопросе.
Конечно же, и у той, и у другой стороны, есть доводы. Поэтому, этот вопрос не совсем простой.
Доводы тех, которые считают, что молящийся за имамом,
не должен (не обязан) читать суру "аль-Фатиха", если имам читает ее вслух
То есть, они говорят, что молящийся за имамом должен читать суру "аль-Фатиха" только в том случае, если имам читает Коран про себя.
Их доводы:
1. Хадис от Абу Мусы аль Аш’ари (да будет доволен им Аллах), который сказал: "
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Когда читает имам, то молча слушайте"".
Хадис передал Ибн Маджа и другие.
2. Хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) о том, что однажды Пророк
ﷺ закончил намаз, в котором он читал вслух, а потом сказал: "
Кто-то только что читал вместе со мной (
то есть, Коран)
?". И один человек сказал: "
Да, о Посланник Аллаха". Тогда Пророк
ﷺ сказал: "
А я думаю, что такое - кто-то мне мешает читать Коран!".
Хадис передали Малик, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи.
И после того, как люди услышали это от Пророка
ﷺ, они перестали читать Коран вместе с ним в тех намазах, где он читал Коран вслух.
Видите? Пророк
ﷺ спросил: "
Кто-то читал, да?", один человек сказал: "
Да". И что сказал Пророк
ﷺ? Он сказал: "
А я думаю, кто мне мешает читать Коран?". И сказано Абу Хурейрой, что люди после этого перестали читать Коран вместе с Пророком
ﷺ.
3. Пророк
ﷺ говорит: "
Тот, у кого есть имам (
кто совершает намаз с имамом)
, для того чтение имама является чтением (
чтение имама для него чтение)".
Хадис передали Даракъутни, Ибн абу Шейба и другие.
Итак, мы перечислили три довода этой группы ученых.
Доводы тех, которые говорят, что молящемуся за имамом
нужно обязательно читать суру "аль-Фатиха", даже если имам читает вслух
1. Хадис от ‘Убады ибн Самит, который говорит: "
Мы совершали намаз позади Пророка ﷺ. Он читал Коран, и ему было тяжело читать. А когда он закончил читать, он сказал: "Наверное, вы читаете позади вашего имама". Мы сказали: "Да, о Посланник Аллаха". Тогда он сказал: "Не делайте этого, кроме суры "аль-Фатиха", потому что нет намаза у того, кто не прочитает ее"".
Сказано, что это был намаз "аль-Фаджр" (
утренний намаз). И вот эта часть: "
Нет намаза у того, кто не прочитает суру "аль-Фатиха"" приводится у Бухари и других.
2. Хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк
ﷺ сказал: "
Тот, кто совершил намаз, в котором не прочитал "Мать Корана" (
то есть, суру "аль-Фатиха")
, то его намаз неполный, неполный, неполный", - повторив это три раза.
И дальше говорится в хадисе: "
Спросили Абу Хурейру: "А если мы совершаем намаз за имамом?". И Абу Хурейра сказал: "Тогда читай про себя"".
Хадис передал Муслим.
Это доводы тех ученых, которые говорят о том, что молящемуся за имамом также нужно читать суру "аль-Фатиха", если имам читает вслух. Но, чтобы не мешать имаму, читать, конечно, нужно про себя.
Аллаху ведомо лучше.