Братья, где эта грань "пользы и вреда" и как ее определить? Ведь может быть так, что эти имамы мечетей сами попадут в этот вред от бид'а, если будут добровольно принимать участие в этих нововведениях. Почему ранние имамы не говорили об этом, а говорили об обратном?
Дорогой брат, когда шейхи отвечают на вопросы, они учитывают местность, задающего вопрос и т.п. Конечно же ответы для мусульман с исламских стран и мусульман со стран неверных во многом отличаются, как и ответы в зависимости от ситуации.
Все мы хорошо знаем, что на это есть шариатские доводы, как по одному и тому же вопросу в зависимости о спрашивающего можно получить совершенно разные ответы.
Абу Хурайра рассказывал:
“Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и спросил его про ласки постящегося с женой, и он разрешил ему. Когда же пришел другой и спросил то же самое, он запретил ему. Тот, кому пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил, был старым, а тот, кому запретил, был молодым!” Абу Дауд 2387. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Обрати внимание брат: одна ситуация, один и тот же вопрос, однако получили два противоположных ответа по причине того, кем были эти люди!
Также брат следует знать, что само "нововведение" бывает разным. Нововведение не смотря на то, что любое их них является плохим и заблуждением, бывает большим, бывает малым, бывает выводящим из ислама и делающим человека нововведенцем, а бывает и просто ошибкой, не выводящей из Сунны. И это к сожалению то, о чём не понимают многие братья в наше время.
Вот тут кстати брат выставлял статью о нововведениях и там есть глава о видах нововведений:
viewtopic.php?f=81&t=7143
Также следует знать, что среди вещей, которые имеются нововведением, есть разногласия среди имамов. К примеру одни говорят, что такая-та вещь нововведение, а другие говорят, что это дозволено и даже желательно.
Взять в пример чтение Корана для умерших. Были те, кто называл это нововведением, а были кто считал даже желательным. Или использование чёток для тасбиха, кто то из ученых это называл нововведением, а кто-то не считал порицаемым. И таких примеров много. Эти положение не так строги и однозначны, в которых нельзя делать уступки или принуждать к какому-то мнению, а в случае непринятия – сразу браковать, как это сейчас модно стало.
А так брат, я сам не сторонник каких-то поблажек в вопросах нововведений, какими бы малыми и незначительными они ни были. И мусульманин, которому Аллах оказал милость, мало того, что сделал из числа семи миллиардов людей его муслимом, так еще и не каким-то сектантом, а суннитом, не должен в угоду людей и мирского положения идти на уступки, кроме как если он действительно будет вынужден и не сможет найти замену.
Хочу на этот счёт рассказать пример одного из уважаемых требующих знание, который когда спустя длительнее время пробыл в арабских странах и вернулся на родину, ему было тяжело в материальном плане, за время учёбы понятие как "заработок" стало чем-то новоявленным в жизни. И будучи в поисках заработка, ему один брат, который работает в духовном управлении, предлагает идти к ним. Но при этом даёт понять, что иногда придётся совершать некие нововведения, мол иначе не вариант. И тут брат наш думает: Неужели я столько лет изучал Сунну, призывал к Сунне, рассказывал о Сунне и боролся с нововведением, чтобы теперь делать самому это из-за бытового положения и материального блага?! И тут брат наш отказывается, и не проходит много времени, как один из состоятельных саляфитов помогает ему.
Братья, рассказывая это, я вспомнил известный хадис:
«Что бы ты не оставил ради Всевышнего Аллаха, Он обязательно заменит это для тебя тем, что лучше!» Уаки’ в “аз-Зухд” 231, Ахмад 5/363, аль-Асбахани 1/73. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
В связи с поднятым, хочу поделиться с ответом большого учёного – шейха 'Абдуль-'Азиза ар-Раджихи, чьи слова мне удалось найти после длительного поиска слов больших учёных на поднятый вопрос. Надеюсь, что они принесут нам всем пользу:
Спросили шейха 'Абдуль-'Азиза ар-Раджихи: «Брат саляфит является имамом и хатыбом одной из мечетей. Однако, (министерство) вакуфов написало ему, чтобы он сбрил бороду, что он и сделал. Этот брат сказал: «Если я покину мечеть, то вместо меня придёт суфист и начнёт призывать людей к нововведениям». Каково ваше мнение? Учитывая то, что этот брат на проповедях призывает к таухиду и сунне. Да ниспошлёт вам Аллах благодать!»
Шейх ответил: «Ты призывай к таухиду и сунне, а борода твоя пусть остаётся. Если получится так, то хвала Аллаху. Если они не примут этого и будут требовать, чтобы он сбрил бороду, то пусть не совершает грех ради пользы призыва в этой мечети! Ин шаа Аллах, он будет призывать в другой мечети и Аллах не оставит его:
«Если Аллаху известно, что в ваших сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее» (8:70).
Призывающий к Аллаху не должен совершать порицаемое или грехи ради пользы призыва. Этот грех принесёт вред, как ему, так и самому призыву:
«А воздаянием тех, кто приобрел зло, будет равноценное зло. Их постигнет унижение» (10:27).
Также Аллах говорит:
«Те, которые враждуют с Аллахом и Его Посланником, окажутся в числе самых униженных» (58:20).
Как же откроется для тебя призыв, тогда как тебе предписано унижение?!
Как же откроется для тебя призыв, если ты относишься к числу униженных, которых унизил Аллах?!
Как же откроется для тебя призыв, если ты противоречишь приказу Аллаха?!
Такое не годится, о призывающие! Сторонитесь того, чтобы признавать что-то хорошим в религии опираясь только на разум (истихсан). Всё должно быть согласно тому, как желает Аллах, и если получится, то будет прекрасно! А что касается призыва, в котором совершение грехов, то сторонись грехов, и Аллах не бросит тебя.
Сторонись грехов, Аллах не оставит (без воздаяния) твои (благие) дела. Если ты доведёшь призыв или не доведёшь его, однако ты держишь в сохранности свою религию, это будет лучше для тебя. Аллах не спросит тебя в Судный день: «Почему такой-то не встал на прямой путь?», однако спросит тебя о твоей бороде. Аллах говорит:
«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой» (11:112).
Также Аллах говорит:
«Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения» (41:6)
Также Аллах говорит:
«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь , а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам» (41:30).
Посланники Аллаха и Его пророки, мир им, приходили к народам, которые были очень далеки от прямого пути, они (пророки) не приняли от них (их заблуждения) и довели до них религию Аллаха. Кто последовал прямому пути, то для своего же блага, а кто не последовал, то это во вред себе:
«Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе» (17:7).
Из лучшего, что можно упомянуть – это выход посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Таиф и с ним были несколько недавно принявших Ислам мусульман. Когда они проходили мимо людей, вещающих на дерево (свои оружия) сказали: «О посланник Аллаха! Сделай нам такое же дерево!» Это просьба от людей, которые хотят вешать на дерево для того, чтобы снискать благодать, тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил им на просьбу, наоборот, высказал порицание и сказал:
«Аллаху Акбар! Клянусь Аллахом, вы сказали то, что сказали сыновья Исраиля Мусе: «Сделай нам божество, такое же, как у них». Он сказал: «Воистину, вы – невежественные люди» (7:138).
О призывающий, не совершай грехи для того, чтобы призывать людей, иначе, ты будешь искушён! Это путь искушения – когда призывающий совершает грехи. Призыв «ихуан муслимин» погибла из-за истихсана. Им сказали: «Зачем вы участвуете в выборах?» Он сказали, что мы заходим туда для того, чтобы не зашёл в парламент социалист, ба’сит, суфист, шиит. Этим самым они смотрят на пользу, даже может, имели силу путём этого истихсана. Клянусь Аллахом, они сами не привели свои дела в порядок, и не привели в порядок дела других людей, у них только бред! Им сказали: «Почему преподаете не покрытым женщинам?» Они сказали, что если дать возможность нечестивому преподавать, то он испортит их (еще сильнее). Лучше я преподам им и исправлю их! Такой человек сам не исправится и других не исправит! Напротив, испортятся его сердце и нравы, а может и станет нечестивцем, всё это по причине истихсана, который испортил целые общины.
Мы должны знать нашу религию:
«Скажи: Это мой путь, я призываю к Аллаху на основе знаний, я и те, кто последовал за мной». Если последуют за тобой один, однако на основе знаний, это лучше для твоей религии и мирского. Даже если никто не последует. Будет пророк, с которым будет только один, а он пророк! Ты не утруждай себя:
«Не изводи себя скорбью по ним. Воистину, Аллах знает о том, что они творят» (35:8).
Не следует брить бороду или совершать грехи ради пользы призыва. В следовании прямому пути содержится польза для призыва и замена. Общинам следует каяться от грехов, возвращаться к прямому пути, к Сунне, к благу, Аллах лучше знает, в чём пользы для Своих рабов. Он говорит в Своей Книге:
«Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (24:31). Сл. “Асиля аль-Либиин иля аш-шейх ар-Раджихи”.
Этот ответ шейха был обращен мусульманам с Ливии, и я конечно же не берусь опускать эти слова на конкретные случаи и местности. Но привел их для пользы. Обратите внимание на то, как шейх отреагировал на уступку в таком вопросе, как "бритьё бороды для призыва", а чтобы он сказал касательно совершения нововведения в самом призыве?
Вопрос может быть из числа таких, в котором у шейхов может быть разногласие. Поэтому пусть каждый выбирает то мнение, которое считает более сильным и приближающим к Аллаху, остерегаясь же конечно следование страсти.
И думаю, опираясь на понимание общих текстов Корана, Сунны и слов учёных не следует нам высказываться по данному вопросу свои мнения.
У кого есть слова учёных непосредственно по данному вопросу, бисми-Ллях, делитесь братья.
Барака-Ллаху фикум!
А Аллаху ведомо все лучше!