ПРЕДИСЛОВИЕ
КО ВТОРОМУ АРАБСКОМУ ИЗДАНИЮ
Хвала Аллаху.
Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и последователям.
Уже вышла в свет моя книга
"Разъяснение необходимого отношения к разногласию среди последователей Сунны и единой общины" со своим первым изданием, и Аллах предписал ей общественное признание. Эта книга распространилась повсюду, появилась во многих местностях и городах. Кто не сумел достать напечатанный экземпляр, тот отксерокопировал её или приобрел копию либо с самой книги, либо с нашего сайта в интернете "shemem.com". А те, которые не сумели достать ни то, ни другое, попросили её у тех, кто имеет эту книгу, на время, пока не прочитает её полностью, как сообщили мне многие братья.
По милости Аллаха, свят Он и возвышен, эту книгу прочитали некоторые выдающиеся (имамы) верного руководства, освещающие путь во мраке.
Также её прочитали многие мои уважаемые наставники и шейхи, благородные и достойные братья. Одни из них похвалили её, причём таких людей большинство.
Другие упомянули некоторые замечания или же исправления опечаток в некоторых выражениях, вместе с примечаниями, однако их положительные отзывы о ней упомянуты и написаны.
Третьи выступили с критикой и возражениями. По большой мере эти люди проявили невнимательность или пренебрегли содержимым этой книги, которая в прямом и переносном смысле, как очевидно из её названия, указывает на то, что она представляет собой исцеляющее средство и полноценное разрешение существующего разногласия или последующих конфликтов и споров среди последователей Сунны и единой общины.
Но, когда некоторые из этих людей поняли саляфитские правила и принципы таким образом, которое противоречит пониманию тех, кто старше их возрастом, больше знает, превосходит в тонкости мышления и осведомленности о саляфитском пути, - нашли это лекарство неприятным и стали всевозможно порицать данную книгу. Я встретил всё это со спокойной душой и чистым сердцем. Я принял то, что соответствует истине, и оставил то, что противоречит ей.
Поэт сказал:
"Представь, ты говоришь: "Это - не утро, а ночь!"
Разве создания не могут распознать свет?!"
В пословице сообщается: "
Возможно, осуждающий заслуживает упрека" и "
Возможно, порицаемый ни в чем не виноват".
Я благодарю всех, кто написал свои отзывы и примечания, "
и да проявит Аллах милость к человеку, который указал на мои недостатки".
Мы извлекаем пользу из высказанных мнений. Еще будет говориться о том, что учёные и требующие знания внимательно и тщательно прочитали эту книгу, рассматривая и проверяя приводимые в ней сведения.
К числу тех, кто прочитал данную книгу и написал к ней комментарии, прежде чем отдать её в типографию, относится уважаемый шейх благословенный наш наставник Абу Мухаммад Раби‘ ибн Хади аль-Мадхали, да хранит его Аллах и утвердит его шаги на пути истины.
Он прочитал её, как указывают на это его примечания на страницах книги, и написал комментарии к определенным вопросам. Я разместил одни из них в сносках и в конце комментария написал его имя, а другие привел в самом тексте.
Затем после того, как вышла в свет эта книга в напечатанном виде, шейх забыл, что он читал её
*, и поэтому стал перечитывать большую её часть снова.
_____________________
* В 1431 году по хиджре я поехал в хадж, и взял с собой копию книги, которую прочитал с целью проверки шейх и к которой он написал комментарии своей рукой (
ручкой). Я отдал ему её. Когда он взглянул на книгу и увидел в ней свой подчерк, то сказал: "
Да, я прочитал её в качестве проверки".
_____________________
Вскоре в благословенный месяц Рамадан 1431 года по хиджре он отправил мне (
электронное) письмо, в котором говорил: "
Уважаемый дорогой брат - шейх Мухаммад аль-Имам, да хранит его Аллах и утвердит его шаги на пути истины!
Мир вам, милость от Аллаха и благословение! Я также приветствую ваших учеников и братьев, последователей Сунны. Я хочу сообщить вам, что я уже пересмотрел большую часть вашей книги "Разъяснение", и на основе этого пересмотра мне выявились некоторые следующие замечания.
Я надеюсь, если вы примите их и то, что вы сами найдёте (из ошибок), пересмотрев её еще раз, то будет реализована цель, ради которой вы написали эту книгу, и будут ликвидированы различные обсуждения и слухи. Пусть Аллах исправит ваши ошибки и осуществит то добро и благочестие, к которому вы стремитесь, и объединит последователей Сунны. Вот мои замечания ...". Потом он упомянул их.
Прежде чем отдать в издательство, её прочитали пять йеменских шейхов, и все они написали к ней предисловия, которые приведены в начале книги. А после публикации книги "Разъяснение" её прочитали многие и с похвалой отозвались о ней. Я лишь упомяну двоих из выдающихся среди них личностей:
Первый: уважаемый учёный и наш наставник, благословенный шейх - Абу Абдур-Раззак: Абдуль-Мухсин ибн Хамад аль-Аббад, да хранит его Аллах и утвердит его шаги на пути истины. Просмотрев многие её главы, он одобрительно отозвался о книге, порекомендовал прочитать её и извлечь пользу.
Так, он написал в своей статье, опубликованной на его сайте в интернете, 16/01/1432 г.х., следующие слова: "
Недавно издалось очень ценное научное послание под названием "Разъяснение необходимого отношения к разногласию среди последователей Сунны и единой общины", написанное йеменским шейхом Мухаммадом ибн Абдуллахом аль-Имамом. Уже пять йеменских шейхов дали положительный отзыв о ней.
Ведь в этой книге содержится много высказываний учёных последователей Сунны ранних поколений и нашего времени, особенно слов Шейхуль-ислама Ибн Таймийи и имама Ибн аль-Каййима, да смилуется над ними Аллах. Она представляет собой наставление в адрес последователей Сунны, чтобы они наилучшим образом относились друг к другу.
Я прочитал многие главы этой книги и узнал из них указания на источники цитат, которые приводятся в этой книге со слов двух имамов: Ибн Таймийи и Ибн Каййима, да смилуется над ними Аллах! Я советую прочитать её и извлечь из неё пользу. И как прекрасны слова шейха в этом научном послании: "Иногда уважаемый (учёный) очерняет некоторых последователей Сунны, а затем разгораются смуты бойкотирования, раскола и драк, а возможно возникает вооруженная борьба между самими же последователями Сунны!!! Когда происходят подобные ситуации, следует знать, что дискредитация стала причиной смут.
Таким образом, нужно пересмотреть способ дискредитации, учесть стороны пользы и вреда, а также методы, посредством которых можно сохранить братство, сберечь исламский призыв, исправить ошибки. Ведь нельзя упорно следовать пути дискредитации, где очевиден вред". (
Слова, на которые указал выдающийся учёный аль-Аббад, находятся на странице 276 этого издания)
Без всяких сомнений другие шейхи и требующие знания из числа последователей Сунны ощущают то же самое, что и йеменские братья, огорчаются по причине этого раскола и разобщения, а также желают дать наставление своим братьям. Но йеменские братья опередили других уже в этом, да вознаградит их Аллах.
Вероятно, такое наставление имеет отношение к значению слов Пророка ﷺ: "
Вера - йеменская, мудрость - йеменская". (
Этот хадис передали аль-Бухари (№ 3499) и Муслим (№ 188))
Главное, чтобы это наставление от йеменских братьев реализовало цель написания её и распространения. Я не думаю, что кто-то из последователей Сунны поддерживает такой вид дискредитации и занятие этим. Ведь это приводит лишь к вражде и ненависти среди последователей Сунны, к ожесточению сердец".
Второй: уважаемый учёный, благословенный шейх - Салих ибн Са‘д ас-Сухайми, да хранит его Аллах!
Он произнес очень ценные слова в пророческой мечети после рассветной молитвы, в пятничный день 18 Мухаррама 1433 года по хиджре.
Во время своей речи он отозвался с большой похвалой об этой книге и точно перечислил цитаты и высказывания, приводимые в ней, сказав: "
Кстати, я побуждаю требующих знания прочитать великую книгу, написанную в эти дни, которая принадлежит нашему брату шейху Мухаммаду ибн Абдуллаху аль-Имаму, а именно: "Разъяснение необходимого отношения к разногласию среди последователей Сунны и единой общины".
Эта ценная книга, и я не вижу, чтобы в наше время было написано что-нибудь подобное ей. Я говорю: "В наше время". Эта очень ценная важная книга, поэтому следует уделить ей внимание. В ней расставлены огласовки над буквами. Автор привёл в ней со слов одного лишь шейхуль-ислама более ста высказываний о положениях взаимоотношения с противоречащим из последователей Сунны. А также более четырехсот высказываний от других ранних и современных учёных. Два дня назад опубликовали новую статью нашего шейха Абдуль-Мухсина аль-Аббада аль-Бадра ..."
... до слов:
"
Наш шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад, да хранит его Аллах, похвалил упомянутую недавно книгу Мухаммада аль-Имама. Извлекайте пользу из книг учёных и шейхов, и сторонитесь окольных путей (заблуждения)".
Приведено из его сайта в интернете.
Меня восхитили слова нашего уважаемого брата Тауфика аль-Ба‘дани: "
Аль-Имам своей этой книгой возвысил последователей Сунны на высокую степень во взаимоотношении между собой, поскольку он связал положение суннита с высказываниями больших учёных из числа дискредитирующих, подтверждающих надежность, знатоков-исследователей".
Человеческим усилиям и трудам свойственны ошибки и оплошности, а достойным является тот, чьи неверные поступки и слова можно пересчитать. Как известно, каждый конь спотыкается, каждый острый меч промахивается, каждый учёный ошибается.
Выдающийся учёный Исма‘иль ибн Яхья аль-Музани (
ученик имама аш-Шафи‘и, умер в 264 году по хиджре), сказал: "
Если бы книгу рассмотрели (прочитали и проверили) семьдесят раз, в ней все равно нашлись бы ошибки. Ведь Аллах захотел, чтобы не было достоверной книги, кроме Его Книги".
Сообщается в предисловии Хатыба аль-Багдади к "Мууаддых аухам аль-джам‘ уа ат-тафрик" (1/14).
Вот, к примеру, известный литератор Абу Мансур Абдуль-Малик Мухаммад ас-Са‘лаби (
он умер, согласно правильному мнению, в 430 году по хиджре, "Тарих аль-Ислям", аз-Захаби, изд. "Дар аль-гарб"), рассказывая о своей книге, написал: "
Когда на протяжении многих дней я внимательно смотрел и пересматривал её, я убедился в правоте слов, которые я прочитал в некоторых книгах, где говорилось: "Первым проявлением слабости является то, что если человек написал книгу, а затем лег спать ночью, на следующий день он непременно желает что-то добавить в ней или убрать из неё". Это всего за одну ночь, а что тогда будет на протяжении нескольких лет?!".
В предисловии к своей книге "Ятимат ад-дахр" (1/27).
В предисловии аз-Забиди к "Итихаф ас-Садат аль-муттакын ..." (стр. 4), сообщается: "
Учитель знатоков красноречия, уважаемый судья - Абдур-Рахим аль-Байсаний (
родился в палестинском городе Байсан, жил в Египте, был министром Салахуд-Дина аль-Айюбий, умер в 596 г.х. - прим. Абу ‘Умара)
написал асбаханскому писателю аль-Аммаду послание, извиняясь за слова, сказанные ему в качестве поправки: "Я заметил некоторые ошибки, и я не знаю, заметил ли ты или нет? Вот я сообщаю тебе их. Ведь я понял, что если человек напишет книгу сегодня, то завтра он обязательно скажет: "Если бы изменить это, было бы лучше. Если бы добавить, было бы желательней. Если бы поставить впереди это, было бы намного предпочтительней. Если бы оставить это, было бы красивее". Такое явление служит самым великим назиданием и поучением, а также указывает на то, что недостатки свойственны всем людям"".
И если такие слова исходят от того, кто говорит о себе в отношении своей книги, то что тогда сказать о книге, составитель и автор которой не ограничился лишь личной поправкой, а с открытой душой принимает слова каждого, кто исправляет или делает основательное примечание или приводит правильную критику?!
Несомненно, у него будет еще сильнее желание исправить и изменить, добавить или убрать, как очевидно для благоразумных людей.
Исходя из этого, я выделил это издание от предыдущего следующим:
- новыми цитатами и сообщениями, в которых содержатся верные наставления и указания учёных;
- исправлением ошибок, присущих всем книгам людей, будь то научных или печатных;
- удалением того, что я посчитал нужным либо потому, что в оставшейся информации сообщается полная суть, либо потому, что удаление этих слов более уместно, или же они не соответствуют теме;
- перемещением некоторых высказываний и изречений учёных с одного места на более подходящее место в книге.
Таковы самые главные особенности этого издания.
Я прошу Аллаха направить всех к тому, что Он любит и чем доволен, поистине, у Него власть над этим и Он способен на это.
Да простит Аллах грехи автора и читателя!
Написал Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам.
20/02/1432 г.х.