ГЛАВА ВТОРАЯ
Рассеивание сомнений и отклонение обвинений
Как мы уже сказали люди, которые наговаривают на шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, преследуют цель не только уронить его в глазах верующих. У них есть другие цели. Некоторые известные, а остальные сокрыты, однако Всевышний Аллах раскроет их мусульманам, если пожелает.
Что касается известных нам целей, то эти люди желают занять умы молодежи подобными вопросами, чтобы они перестали думать о важном и серьезном, а потом ввести свои понятия и заставить молодежь усомниться в ‘акыде саляфитов под предлогом того, что это, дескать, ‘акыда
мурджиизма. Это с одной стороны. С другой стороны, они всеми силами стараются посеять смуту, чтобы занять людей и скрыть удары, которые Ахлю-с-Сунна наносят сторонникам идей такфира и методологии Сеййида Кутба, который является их лидером. Увидев, что ученые в один голос критикуют методологию Сеййида Кутба и его сторонников и разъясняют его ошибки и отклонения от истинного пути, они решили выдумать эту ложь для противостояния благословенному саляфитскому призыву, причем досталось не только шейху аль-Албани, да помилует его Аллах, но и другим почтенным ученым. Далее мы приведем некоторые ложные утверждения, касающиеся шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, и опровергнем их.
Сомнение 1. Аль-Албани утверждает, что дела не входят в веру
Распространяя это утверждение, они, да наставит их Аллах на путь истинный! пытались обвинить шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, в мурджиизме. Главным основанием для этого обвинения стал следующий вопрос :
Дела являются непременным условием действительности веры или её полноценности?
Обвинители выискивали в словах шейха, да помилует его Аллах, особенно в его диспутах с оппонентами, что-нибудь, за что можно было бы зацепиться. Однако даже если бы они нашли фразу, которая — в отрыве от предыдущей или последующей части дискуссии — могла бы стать основанием для подобных обвинений, то в любом случае они ничего не могли поделать с многочисленными и при этом ясными и однозначными высказываниями шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, из которых следует, что дела являются непременным условием обязательной полноценности веры. К тому же рассуждения об основе и полноценности в вопросе веры вовсе не предполагают отказ считать дела частью веры. Шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, считал, что дела относятся к вере. С таким убеждением он прожил всю жизнь и умер, не изменив его, как мы уже говорили. Приведем некоторые подтверждения сказанного:
1) Шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, в своих трудах, написанных им на протяжении жизни, многократно разъясняет свою позицию по упомянутому вопросу. Стоит особо упомянуть последнюю его работу
"Аз-заббу аль-ахмад ан муснад аль-имам Ахмад", которой достаточно для того чтобы пресечь любые попытки обвинить шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, в том, что он не считал дела частью веры.
2) Его редакция книги Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, Аль-иман. В своих комментариях он подтверждает сказанное автором о том, что дела относятся к вере. Слова имама аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, а также слова шейхуль-ислама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах.
Имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал : «
Всевышний Аллах даровал своему Посланнику ﷺ, знание о религии и о том, что Он вменил в обязанность людям в Своей Книге, и Он разъяснял им, что является обязательным (то есть покорностью Всевышнему), а что — запретным (то есть ослушанием Всевышнего). Всевышний подчеркнул его достоинства и высокое положение, упомянув о вере в Посланника вместе с верой в Аллаха. Так, Всевышний Аллах сказал “Уверуйте в Аллаха и Его Посланника…” (4:136). Всевышний также сказал “ Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника. Когда они находятся рядом с ним по общему делу, то не уходят, пока не попросят у него разрешения…” (24:62). То есть основой, началом веры, за которой следует все остальное, является вера в Аллаха и вера в Его Посланника ﷺ. И если человек уверовал в Аллаха, но не уверовал в Его Посланника ﷺ, его веру ни в коем случае нельзя назвать полноценной, до тех пор пока он не уверует вместе с верой в Аллаха еще и в Посланника Аллаха ﷺ (См. Ахкам аль-Куран. Т. 1, 2.)
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, говорит :
«Основа веры — это знание и признание сердцем, а дела как внешние проявления являются её ответвлениями. Они делают веру полноценной. Основа веры образует её остов, каркас, а ответвления завершают её “строительство”. В Мекке Всевышний Аллах ниспослал основы веры : Единобожие и примеры (притчи), которые являлись умозрительными стандартами, критериями, а также коранические истории, благие обещания и угрозы. А в Медине, когда Ислам обрел силу, Всевышний Аллах ниспослал внешние, очевидные проявления — ответвления веры. Это пятничная молитва джум‘а, коллективная молитва, азан, икама, джихад, пост, запрет на употребление вина, прелюбодеяние и гадание по стрелам (азартные игры), и другие религиозные обязанности и запреты. Основы веры подкрепляют её ответвления, а её ответвления дополняют основы и оберегают их, и если вера становится неполноценной, то происходит это изначально за счет ответвлений». (См. Маджу‘ аль-фатава. Т. 10. С. 355, 356.)
Как мы видим, шейхуль-ислама Ибн Таймийю, да помилует его Аллах, и имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, утверждают, что основа веры — в сердце, и что дела являются ответвлениями и именно они делают веру полноценной. То же самое сказал шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, разъясняя вопрос основы и полноценности веры. А его обвинители всполошили весь мир из-за этого, утверждая, что раз шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, считает, что дела делают веру полноценной, значит, его взгляды совпадают со взглядами мурджиитов, и даже не
просто мурджиитов, а наиболее радикальной их части, как сказал аль-Маракеши. Слова имама аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, и шейхуль-ислама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, вполне ясны, и смысл их очевиден, так может ли разумный и беспристрастный человек, уважающий знание и ученых и знающий аш-Шафи‘и, Ибн Таймийу и путь Ахлю-с-Сунна ва аль-джама‘а, назвать имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и
и шейхуль-ислама Ибн Таймийю, да помилует его Аллах, мурджиитами?! Как ни странно, «хариджиты» мусульманской общины дошли и до этого. Они предъявляют подобные обвинения авторитетным ученым Ахлю-с-Сунна, в том числе и шейхуль-ислама Ибн Таймийе, да помилует его Аллах.
Если дела являются ответвлениями веры и обеспечивают ей полноценность, то какая разница между этой фразой и словами шейха аль-Албани, да помилует его Аллах: «
Непременное условие веры»? Эту разницу понимает
беспристрастный читатель. Слова шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, о том, что дела являются непременным условием совершенства веры сильнее слов шейхуль-ислама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, особенно если учесть, что шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, ясно сказал, что имеется в виду не просто полноценность, а обязательная полноценность. Я глубоко убежден, что обвинители шейха не основывали свои претензии и обвинения на утвержденных правилах исламских наук, и не следовали путем наших праведных предшественников саляф. Они шли путем хариджитов и выступали против Ахлю-с-Сунна ва аль-джама‘а и их пути. Удивительно также то, что они следуют путем мазхабов, которые хуже даже, чем мурджиизм…
Второе измышление вокруг шейха аль-Албани, что он считает, что человека делают неверующим только убеждения, но не дела.
Они утверждают, что шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, не считает неверующим того, кто насмехается над религией и ругает ее, оскверняет Коран и так далее. Подобное обвинение — величайшая несправедливость по отношению к этому благородному ученому. Ведь он неоднократно утверждал, что человек, совершающий подобные деяния, становится неверующим, при условии, что он знает, что его слова являются богохульством или насмешкой над религией. Если же он не знает этого, он не является неверующим. Таково мнение мусульманских ученых.
Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал :
«Если человек сказал или сделал нечто, обижающее и задевающее Пророка ﷺ, не зная о том, что он задевает его, и не намереваясь задевать его, ему запрещают поступать так впредь, и его действие считается ослушанием Аллаха. В качестве примера можно привести поступок человека, который повысил голос так, что он оказался громче голоса Пророка ﷺ. Если же человек делает это намеренно или знает, что своими словами или действиями оскорбляет Пророка ﷺ, он является неверующим, и его дела становятся тщетными». (См. Ас-сарим аль-маслюль. Т. 2. С. 120.)
Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал :
«Если человек, произнося слова, хотел сказать не то, на что они указывают, или произнес их ненамеренно, или не знал, что они означают, то его нельзя обвинять в том, к чему он не стремился и чего не желал говорить. Это религия Аллаха, с которой Он направил к людям Своих посланников».
(См. А‘лям аль-мукы‘ин. Т. 4. С. 403)
Мы уже упоминали о том, что шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, считал подобные деяния великим неверием (куфр акбар), и это не вызывает никаких сомнений.
Обвинители шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, обосновывают свое обвинение словами шейха. На одном из собраний он сказал, что если человек богохульствует или ругает Посланника Аллаха ﷺ, по причине невежества, дурного воспитания или забывшись, он не становится неверующим. Он становится неверующим лишь в том случае, когда делает это намеренно и со знанием. Это уже несомненное вероотступничество. Приведем несколько веских возражений обвинителям шейха.
Во-первых, он ясно сказал, что когда человек богохульствует или ругает Посланника Аллаха ﷺ, намеренно и со знанием, он становится неверующим. А это уже опровергает их утверждения о том, что шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, считает, что неверующим человека могут сделать слова, но не дела.
Во-вторых, шейх сказал, что если человек богохульствует или ругает Посланника Аллаха ﷺ, по причине невежества, он не становится неверующим. Однако того же мнения придерживались и придерживаются некоторые ученые, так что это не личное мнение одного только шейха аль-Албани, да помилует его Аллах.
Шейха ‘Абду-р-Раззака ‘Афифи, да помилует его Аллах, спросили о человеке, который богохульствует или ругает религию, Посланника Аллаха ﷺ, и Коран : является ли он неверующим даже в том случае, если делает это по невежеству ?
Он ответил:
«Как и в других случаях, такого человека ставят в известность о последствиях его действия и просвещают его, если он невежествен. Если же он и после этого продолжает поступать точно так же, он становится неверующим. Иногда приходится слышать, что невежество не оправдание. Это так — в том смысле, что такого человека обучают и воспитывают, а не оставляют в покое, а не в том смысле, что он становится неверующим». (См. Аль-фатауа уа ар-расаиль. Т. 1. С. 173)
В-третьих, у человека, который оговорился или сказал нечто, забывшись, действительно есть оправдание. Вспомним хадис, в котором упоминается о человеке, который испытывал столь сильную радость, что ошибся, сказав:
«О Аллах, Ты мой раб, а я — твой Господь!». Если же человек богохульствует намеренно, сознательно и целенаправленно, он однозначно становится неверующим.
В-четвертых, шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал, что если человек богохульствует по причине дурного воспитания, он не становится неверующим. Если рассматривать это утверждение в отрыве от остальных слов, то оно может показаться сомнительным, однако вместе с остальной частью высказывания её смысл становится очевидным. Шейх однозначно не имел в виду невежественного, потому что его он уже упомянул отдельно, и не имел в виду действующего сознательно и знающего о последствиях своего действия, потому что его он уже упомянул отдельно. И он не имел в виду оговорившегося, потому что с него снимается ответственность и потому что его он тоже упоминал.
Он имел в виду другого человека, такого, который произносит слова, не осознавая что они являются богохульством или оскорблением Посланника Аллаха ﷺ, и религии. Такое часто встречается среди простых людей, а причина кроется в скверном воспитании. Например, в Неджде часто можно услышать:
«Нет могущества у Аллаха». Это не богохульство, а сокращение известной фразы:
«Нет могущества и силы ни у кого, кроме Аллаха». А причиной распространения этой фразы, из которой следует, что у Аллаха нет могущества, является скверное воспитание. При этом никто не имеет права обвинять этих людей в неверии. Шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, много говорил о постановлении Шариата относительно богохульствующих и оскорбляющих религию, и из других его высказываний на эту тему становится ясно, что в данном случае он имел в виду именно это. Шейх-уль Ислям Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «
Общепринято, что разъясненные слова человека отменяют собой неразъясненые, а ясные заменяют собой иносказательные и метафоры».
(См. Ас-сарим аль-маслюль. Т. 2. С. 469)
Шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, действительно часто говорил, что человека способны сделать неверующим только его убеждения. Однако эти его слова не означают, что человек, совершающий нечто, расцениваемое Шариатом как великое неверие, не становится неверующим. Имеется ввиду совсем другое, на что указывает тот факт, что шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, считал неверующими тех, кто совершает деяния, указывающие на неверие. Шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, имел ввиду, что сами по себе дела не являются неверием, выводящим из религии, за исключением тех случаев, когда они указывают на внутреннее неверие. В противном случае они не являются неверием. Это разъяснил сам шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, поэтому не вижу смысла добавлять что-либо к его разъяснениям.
Он рахимаху-Ллах сказал :
«Среди дел есть такие, которые вводят совершающего их в неверие убеждения, потому что они однозначно указывают на его внутреннее неверие. То есть, его действие заменяет собой признание в неверии. Это относится, например, к человеку, который наступает на Коран намеренно и зная о том, что перед ним Коран.» (См. Хашийат ат-тахзир мин фитнат ат-такфир. С. 72)
К тому же, фраза
«нет неверия иначе как посредством убеждений» многозначна, и ей дают как правильные, так и неправильные толкования. О правильном понимании этих слов мы говорили выше. Что же касается неправильного понимания, то оно таково: ни одно дело не выводит человека из религии и не делает его неверующим. Или же: все зависит от воли (желания) самого человека. То есть что бы он ни делал, он не становится неверующим, если только целью его действий не было неверие. Но тогда получается, что и Иблис не является неверующим, ведь цель его действий — не неверие. Это всего лишь проявление высокомерия. И те, о ком Всевышний сказал :
«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» — также не являются неверующими, потому что их целью не было неверие. И тот, кто поклоняется кому-то наряду с Аллахом, совершая, например, обход вокруг могил и обращаясь к умершим, тоже не является неверующим, потому что его целью не было неверие…Это серьезная ошибка, и это понимание мурджиитов, которое они обосновывают Словами Всевышнего:
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (16:106). Этот аят указывает на несостоятельность убеждений Джахама и его последователей-джахамитов. Он утверждает, что на каждого, кто произнесет слова неверия, распространяется та же угроза, что и на неверующих, за исключением тех, кого принудили произнести эти слова в то время, как в сердце его покоится твердая вера. Что же касается Слов Всевышнего:
«…а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия», то они согласуются с началом аята. То есть кто стал неверующим без принуждения, тот сам раскрыл грудь для неверия. А если бы под неверующим подразумевался тот, кто раскрыл грудь для неверия, конец аята противоречил бы его началу. И если бы под неверующим подразумевался тот, кто раскрыл грудь для неверия, то ведь это происходит без принуждения, и исключением нужно было бы сделать не только принуждаемого, но и вообще любого, кто не раскрыл грудь для неверия, независимо от того, принуждают его или нет. И если человек добровольно произносит слово неверия, это указывает на то, что он раскрыл грудь для неверия и, соответственно, стал неверующим. Это подтверждают Слова Всевышнего:
«Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: “Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь”. Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”. Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они были грешниками»(9:64). Всевышний сказал, что насмехавшиеся над религией Аллаха стали неверующими, хотя сами они утверждали, что произнесенные ими слова неверия не совпадали с их убеждениями, и что они только смеялись и говорили подобное ради забавы. Но нет, Всевышний разъяснил им, что насмехаться над религией Аллаха способен лишь тот, кто раскрыл грудь для неверия, потому что если бы в сердце такого человека была вера, она непременно удержала бы его от подобных слов.
(См. Маджму‘ аль-фатава. Т. 7. С. 220.)
Поскольку эта фраза многозначна и её следует оставить как есть во избежание споров и разногласий, то она никому не дает основания обвинять шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, в чем-либо и, особенно, в мурджиизме. Тем более что любой верующий обязан давать словам ученых и заслуженных и достойных людей наилучшее из возможных толкований, а не выискивать у них ошибки и не радоваться каждой оговорке или фразе, которую можно понять двояко, и не спешить порицать их, не разобравшись предварительно, что к чему. К тому же, из приведенных слов самого шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, понятно, какой именно смысл он вкладывал в эту фразу, поэтому понять её иначе просто невозможно. Так почему же находятся те, кто творит несправедливость и предъявляет необоснованные обвинения достойным людям, прикрываясь чистосердечием,
стремлением дать добрый совет и желанием разъяснить
«истину»?.
Довод третий: аль-Албани не считает неверующим того, кто принимает решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, если только он не считает это дозволенным, а это из убеждений мурджиитов, а не Ахлю-с-Сунна.
Ответ : Шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, действительно придерживался этого мнения и отстаивал его, однако ошибочно приписывать его заблудшим мурджиитам. Мы уже сказали, что это и мнение Ахлю-с-Сунна. Не следует также забывать о том, что Ибн Баз, да помилует его Аллах, придерживался такого же мнения. Что же, его теперь тоже обвинить в мурджиизме? Хотя возможно, что найдется такой невежда, который решится и на это. Да убережет нас Аллах от подобного!